Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Обоснование актуальности Программы
В соответствии с Законом РФ "О занятости населения в Российской Федерации" от 19.04.91 г. N 1032-1 (в редакции ФЗ N 8-ФЗ от 10.01.2003 г.), Трудовым кодексом РФ, Положением о финансировании мероприятий по содействию занятости населения и социальной поддержке безработных граждан за счет средств федерального бюджета, утвержденного совместным приказом Минтруда РФ от 25.03.2002 г. N 57 и Минфина РФ от 25.03.2002 г. N 21н (в редакции Приказа Минтруда РФ N 37 и Минфина РФ N 17н от 14.02.2003 г.) Центр занятости проводит мероприятия по организации временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет.
Согласно расчетным данным городского отдела государственной статистики за 2001 г. в г. Тольятти количество подростков в возрасте 14-17 лет составляет 48446 человек. Ежегодно Тольяттинским городским центром занятости населения и Городским центром профориентации организуются ярмарки вакансий учебных и рабочих мест, на которых проводится анкетирование подростков по вопросу трудоустройства на временные работы. По данным социологических опросов 94% опрошенных подростков в возрасте от 14 до 18 лет желают работать, из них приступить к работе в любое время готовы 16%, во время учебного года - 32%, во время каникул - 46%. Однако ответы на вопросы показывают также и то, что существует разрыв между потребностями подростков и представлениями о своих возможностях, а также между представлениями о рынке труда и реальным положением дел на нем.
Занятость несовершеннолетних граждан является также наиболее эффективной формой профилактики безнадзорности и правонарушений среди подростков. Так, по данным ОДН УВД Автозаводского, Центрального и Комсомольского районов по состоянию на 01.05.2003 г. на учете в отделе по делам несовершеннолетних граждан состоит 3093 подростка, из них учащиеся школ - 1067 чел., учащиеся профессиональных лицеев - 699 чел., незанятых - 210 чел. По сведениям Фонда социального страхования количество ежегодно выделяемых путевок для детей в детские оздоровительные комплексы, лагеря отдыха за период 2001-2003 гг. снизилось. Так, в 2001 г.- 39807 путевок, в 2002 г. - 29648 путевок, в 2003 г., по предварительным данным, планируется порядка 18000 путевок, следовательно, повышается количество незанятых подростков.
Центр занятости по организации временного трудоустройства несовершеннолетних граждан на протяжении нескольких лет проводит активную и плодотворную работу совместно с комитетом по делам молодежи мэрии г. Тольятти, молодежными центрами "Альянс", "Альтернатива", "Гарант". При трудоустройстве подростков определяются приоритетные виды работ, рабочих мест и профессий, с учетом ограничений по использованию труда подростков, определенных Трудовым кодексом РФ, в соответствии с потребностями несовершеннолетних граждан и возможностями работодателей в обеспечении их занятостью. Молодежные центры, занимаясь непосредственным заключением договоров с предприятиями, предусматривают распространение на несовершеннолетних граждан, участвующих во временных работах, льгот и преимуществ, действующих на предприятии. Во всех школах, детских садах, кафе - бесплатное питание. В спортивно-оздоровительных учреждениях - медицинское обслуживание, посещение бассейна. В культурно-развлекательных учреждениях - бесплатный просмотр фильмов, посещение аттракционов. Некоторые образовательные учреждения в качестве поощрения подросткам, работающим в этих организациях, предоставляют скидки при оплате за обучение.
Приоритетным правом участия во временных работах пользуются дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, подростки, состоящие на учете в комиссии по делам несовершеннолетних, дети из неполных, многодетных и неблагополучных семей. Занятость этих подростков является эффективной формой профилактики безнадзорности и правонарушений. Временные работы дают молодым людям возможность иметь собственные деньги, для многих это существенная помощь семейному бюджету.
С начала 2003 г. на 134 предприятиях города для подростков было организовано 2022 дополнительных временных рабочих места по различным профессиям: подсобный рабочий, уборщик территории и служебных помещений, санитар, швея, курьер, вахтер, оператор ПК, помощник воспитателя, вожатый, библиотекарь, секретарь и делопроизводитель, лаборант. Подростки выполняют такие важные для города работы, как уборка парков и лесопарковой зоны, улиц, внутриквартальной территории, озеленение, оказывают помощь в детских садах, поликлиниках.
За 6 месяцев 2003 г. было трудоустроено 1655 подростков, из которых девушки составляют 898 чел.; учащиеся -1624 чел. Во временных работах принимали участие в среднем 276 подростков в месяц.
Финансирование оплаты труда подростков осуществляется за счет средств федерального и местного бюджетов.
Проблема организации трудоустройства несовершеннолетних граждан является одной из самых острых и актуальных проблем молодежной занятости. Снижение финансирования (Таблица 1) не позволяет в полной мере охватить трудоустройством всех желающих несовершеннолетних граждан.
Таблица 1
Период | Количество трудоустроенных (чел.) |
Сумма средств всего (тыс. руб.) |
в т.ч. | |
Фонд занятости, федеральный бюджет |
Местный бюджет |
|||
1999 год | 6331 | 2165,9 | 2165,9 | - |
2000 год | 8139 | 3259,37 | 2659,37 | 600,0 |
2001 год | 7536 | 5224,9 | 2753,7 | 2439,9 |
2002 год | 2868 | 1749,7 | 1508,2 | - |
6 мес. 2003 г. |
1655 | 1610,61 | 1131,98 | 478,63 |
Из всех активных методов регулирования рынка труда трудоустройство несовершеннолетних граждан на временные работы относится к числу приоритетных направлений содействия занятости населения и осуществляется путем реализации Программы (Таблица 2).
Таблица 2
N п/п |
Механизм реализации Программы | Сроки исполнения |
1. | Анализировать ситуацию на рынке труда для определения спроса на временные работы. |
В течение года |
2. | Формировать банк вакансий на основе данных, полученных от экономически стабильных и перспективных предприятий, об имеющихся незанятых рабочих местах, как в пределах штатного расписания, так и созданных дополнительно. |
В течение года |
3. | Определить приоритетные виды работ, рабочих мест и профессий, допускающих применение труда несовершеннолетних граждан с учетом потребностей подростков и возможностей работодателей в обеспечении их занятостью (Таблица 3). |
Январь 2004 г. |
4. | Обеспечить своевременное заключение договоров по организации временных работ для трудоустройства несовершеннолетних граждан с молодежными центрами. |
I квартал 2004 г. |
5. | Трудоустроить 5500 несовершеннолетних граждан на временную работу в соответствии с Программой организации временных работ для несовершеннолетних граждан на 2004 год. |
В течение года |
6. | Информировать население о возможностях трудоустройства несовершеннолетних граждан, привлекая средства массовой информации. |
Ежеквартально |
7. | Организовать и провести Ярмарки вакансий - учебных мест для учащихся и выпускников образовательных учебных заведений для более полного информирования молодежи о возможностях получения профессии; - рабочих мест для молодежи, испытывающей трудности в поиске работы при участии предприятий, молодежных и негосударственных служб, оказывающих содействие в трудоустройстве населения. |
апрель, сентябрь, декабрь 2004 г. |
8. | Проводить анкетирование молодежи для выявления проблем, связанных с решением вопроса организации временной занятости. |
В течение года |
9. | Разъяснять несовершеннолетним гражданам их права и обязанности при трудоустройстве. |
В течение года |
10. | Координировать работу всех городских структур занятости, принимающих участие в реализации Программы организации временных работ для несовершеннолетних граждан на 2004 год. |
В течение года |
11. | Осуществлять контроль над молодежными центрами по использованию средств федерального и местного бюджетов. |
В течение года |
Принятие настоящей Программы дает возможность участия во временных работах подросткам в возрасте от 14 до 18 лет для получения первичных трудовых навыков, материальной поддержки, а также будет способствовать профилактике безнадзорности и правонарушений среди подростков, снижению ряда социальных проблем (подростковой преступности, наркомании и т.д.).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.