Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к Закону
Самарской области
"Об утверждении комплексной
целевой программы улучшения условий
и охраны труда в Самарской области
на 2004-2006 годы"
Комплексная целевая программа
улучшения условий и охраны труда
в Самарской области на 2004-2006 годы
(далее - Программа)
Содержание Программы
Паспорт Программы
Наименование Программы - комплексная целевая Программа улучшения
условий и охраны труда в Самарской области
на 2004-2006 годы
Дата принятия решения - поручение Губернатора Самарской области
о разработке Программы от 18 мая 2002 года
Государственный заказчик - Правительство Самарской области
Программы
Головной исполнитель - Главное управление труда министерства
Программы труда и социального развития Самарской области
Основные разработчики - Главное управление труда министерства
Программы труда и социального развития Самарской области
Цели и задачи Программы - цель Программы: разработка комплекса мер
по реализации государственной политики в
сфере охраны труда на территории Самарской
области;
задачи Программы:
создание условий, направленных на сохранение
жизни и здоровья работников в процессе
трудовой деятельности;
создание условий для снижения уровня
производственного травматизма и
профессиональной заболеваемости и их
профилактика;
создание условий для усиления
антитеррористической деятельности в
организациях;
укрепление взаимодействия и сотрудничества
органов исполнительной власти, органов
местного самоуправления, объединений
работодателей и профессиональных союзов
в сфере охраны труда;
повышение экономической заинтересованности
работодателей в обеспечении безопасных
условий труда и предупреждении
производственных рисков;
усиление социальной защиты всех участников
производственного процесса в условиях
рыночной экономики
Сроки и этапы - 2004-2006 годы
реализации Программы
Перечень основных - организационно-методическое обеспечение
программных мероприятий охраны труда;
информационное обеспечение и пропаганда
охраны труда;
обучение и повышение квалификации по
охране труда;
охрана труда и здоровья женщин-работниц;
социальное партнерство в сфере условий
и охраны труда;
лечебно-профилактические и санитарно-
гигиенические мероприятия, реабилитация
лиц, пострадавших на производстве
Исполнители Программы - Главное управление труда министерства
труда и социального развития Самарской
области, министерство здравоохранения
Самарской области, Самарский областной
комитет государственной статистики;
федеральное государственное учреждение
"Центр государственного санитарно-
эпидемиологического надзора в Самарской
области", Самарское региональное отделение
Фонда социального страхования Российской
Федерации, организации, определенные
на конкурсной основе
Объемы и источники - общий объем финансирования составляет
финансирования 1421059 тыс. рублей, в том числе:
средства областного бюджета:
2004 год - 4429 тыс. рублей,
2005 год - 4173 тыс. рублей,
2006 год - 4245 тыс. рублей;
средства от штрафов, взыскиваемых за
нарушение законодательства о труде и об
охране труда, в соответствии с
постановлением Правительства Российской
Федерации от 07.07.2000 N 507 "О порядке
распределения средств от штрафов,
взыскиваемых за нарушение законодательства
Российской Федерации о труде и об охране
труда":
2004 год - 25 тыс. рублей,
2005 год - 25 тыс. рублей,
2006 год - 25 тыс. рублей;
средства Самарского регионального
отделения Фонда социального страхования
Российской Федерации:
2004 год - 404067 тыс. рублей,
2005 год - 457366 тыс. рублей,
2006 год - 510451 тыс. рублей;
средства, выделяемые Министерством труда
и социального развития Российской
Федерации:
2004 год - 12000 тыс. рублей,
2005 год - 12000 тыс. рублей,
2006 год - 12000 тыс. рублей;
средства органов местного самоуправления:
2004 год - 81 тыс. рублей,
2005 год - 85 тыс. рублей,
2006 год - 87 тыс. рублей
Ожидаемые конечные - снижение уровня производственного
результаты реализации травматизма и профессиональной заболеваемости,
Программы повышение уровня безопасности труда и, как
следствие, снижение уровня инвалидности и
смертности населения области в трудоспособном
возрасте;
повышение уровня антитеррористической
деятельности;
совершенствование государственного
управления охраной труда в регионе;
повышение уровня знаний по охране и
безопасности труда, безопасности
жизнедеятельности всех участников
производственного процесса;
снижение затрат на компенсации
пострадавшим от несчастных случаев на
производстве и профессиональных заболеваний;
сокращение величины недополученного
общественного продукта в связи с несчастными
случаями на производстве и
профессиональными заболеваниями
Система организации - председатель Правительства Самарской области
контроля за исполнением Сычев С.А., министерство управления
Программы финансами Самарской области и Главное
управление труда министерства труда и
социального развития Самарской области
Содержание проблемы
и обоснование необходимости ее решения
программными методами
Охрана труда является неотъемлемой частью государственной политики в сфере социально-трудовых отношений.
В условиях рыночной экономики возможность реальных позитивных сдвигов в улучшении состояния условий и охраны труда тесно связана с совершенствованием законодательства во всех отраслях права, связанных с регулированием предпринимательской деятельности, ростом инвестиций в основные производственные фонды, усилением государственного управления охраной труда, надзора и контроля за деятельностью организаций всех организационно-правовых форм.
В соответствии со статьей 210 Трудового кодекса Российской Федерации и статьей 6 Федерального закона "Об основах охраны труда в Российской Федерации" одним из основных направлений государственной политики в сфере охраны труда является разработка и реализация территориальных целевых программ улучшения условий и охраны труда, относящиеся к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Усилия Главного управления труда министерства труда и социального развития Самарской области, осуществляющего государственное управление охраной труда на территории Самарской области, органов надзора и контроля, других заинтересованных организаций позволили в целом стабилизировать положение в сфере условий и охраны труда и сохранить их позитивные сдвиги.
Данные Самарского областного комитета государственной статистики свидетельствуют о том, что на протяжении последних лет в Самарской области в целом сохраняется положительная динамика состояния условий и охраны труда наемных работников.
Так, если в 1997 году численность лиц, пострадавших на производстве, на 1 тысячу работающих в Самарской области составляла 4,4, то в 2002 году этот показатель составил 3,6.
Однако в целом ситуация продолжает оставаться сложной, поэтому требуется принятие дополнительных мер по улучшению условий и охраны труда.
Анализ причин и условий возникновения большинства несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний показывает, что еще не ликвидированы такие причины, обусловливающие их высокий уровень, как многочисленные нарушения норм и правил охраны и безопасности труда, связанные с недостатками в организации работ и обучения персонала знаниям этих норм и правил, правовая неграмотность работодателей в вопросах охраны труда, неблагоприятные условия труда, низкий уровень культуры производства и другие.
Сегодня состояние условий и охраны труда в организациях напрямую зависит от их экономического положения. Страна перешла на рыночную систему хозяйствования, в которой движущим мотивом хозяйственной деятельности выступает доход.
Цель хозяйствующего субъекта - получение прибыли, тогда как капитальные вложения в основные фонды, необходимые для улучшения условий и охраны труда, приводят к росту себестоимости продукции.
Положение осложнено также тем, что в этих условиях все участники производственного процесса отдают предпочтение экономической выгоде (работодатель - прибыли, работники - оплате труда, в том числе и доплате за работу во вредных условиях труда).
В рамках реализации предыдущих целевых программ решались задачи по формированию системы государственного управления охраной труда в Самарской области, организации обучения, информации и пропаганды в сфере охраны труда, переходу области на новый вид социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и другие.
Так как проблема улучшения условий и охраны труда является долговременной, то в связи с этим и в целях осуществления единой социально-экономической политики, направленной на развитие производства и реализацию конституционных прав работников в сфере трудовых отношений, необходимо продолжить работу по основным направлениям деятельности в сфере охраны труда в рамках Программы.
Кроме того, разработка и реализация целевых программ является основой Самарского областного трехстороннего соглашения о регулировании социально-трудовых отношений.
Важнейшими факторами, определяющими необходимость программной разработки проблемы на областном уровне, являются:
стратегическая значимость проблемы улучшения условий и охраны труда и защиты конституционного права работника на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, для перспективного развития области с учетом роста объемов производства в основных отраслях экономики;
межотраслевой характер проблемы условий и охраны труда;
концентрация усилий органов исполнительной власти, работодателей, профессиональных союзов, всех заинтересованных организаций в осуществлении единой государственной политики в сфере охраны труда;
невозможность решения проблемы без концентрации на ней ресурсов и без специальной поддержки со стороны Правительства Самарской области.
Предлагаемая Программа разработана Главным управлением труда министерства труда и социального развития Самарской области в соответствии с поручением Губернатора Самарской области от 18 мая 2002 года.
В Программе учтены приоритетные направления социальных и экономических реформ в Российской Федерации в свете ежегодных посланий Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, информационных материалов и нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации и Прогноз социально-экономического развития Самарской области на 2003 - 2006 годы.
Кроме того, в Программе также учтены предложения, поступившие от органов местного самоуправления, высших учебных заведений и научных учреждений, а также учебных центров, занимающихся вопросами охраны и безопасности труда, а также безопасности жизнедеятельности.
Цели и задачи Программы
Цель Программы: разработка комплекса взаимоувязанных мероприятий по реализации государственной политики в сфере охраны труда на территории Самарской области.
Задачи Программы:
создание условий, направленных на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности;
создание условий для снижения уровня производственного травматизма и профессиональной заболеваемости и их профилактика;
создание условий для усиления антитеррористической деятельности в организациях;
укрепление взаимодействия и сотрудничества органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, объединений работодателей и профессиональных союзов в сфере охраны труда;
повышение экономической заинтересованности работодателей в обеспечении безопасных условий труда и предупреждении производственных рисков;
усиление социальной защиты всех участников производственного процесса в условиях рыночной экономики.
Сроки и этапы реализации Программы
Сроки реализации Программы рассчитаны на период с 2004 по 2006 год.
Система программных мероприятий
Система программных мероприятий определена на основе всестороннего анализа состояния условий и охраны труда в Самарской области, проводимого Главным управлением труда министерства труда и социального развития Самарской области, статистической и аналитической информации Самарского областного комитета государственной статистики, органов государственного надзора и контроля, органов по труду и охране труда муниципальных образований Самарской области, работодателей, профессиональных союзов, других заинтересованных организаций.
Программа содержит мероприятия, являющиеся логическим продолжением разработок по улучшению условий и охраны труда, выполненных в рамках целевой Программы улучшения условий и охраны труда в Самарской области на 2001-2003 годы.
В Программу входит блок взаимоувязанных мероприятий по организационно-методическому, информационному обеспечению и пропаганде охраны труда, обучению и повышению квалификации по охране труда, охране труда и здоровья женщин-работниц, социальному партнерству в сфере условий и охраны труда, а также лечебно-профилактические и санитарно-гигиенические мероприятия и мероприятия по реабилитации лиц, пострадавших на производстве.
Организационно-методическое обеспечение
охраны труда
В связи с принятием Трудового кодекса Российской Федерации необходимо осуществить ряд мер, направленных на его реализацию в соответствии с главой 35 "Организация охраны труда".
Мероприятиями данного раздела предусматривается, в частности, организация и проведение аттестации рабочих мест по условиям труда в сельских образовательных учреждениях Самарской области, а также разработка и издание блока методических материалов по актуальным вопросам условий и охраны труда межотраслевого характера.
Информационное обеспечение и пропаганда
охраны труда
Для принятия эффективных управленческих решений в сфере охраны труда необходимо продолжить работу по улучшению информационного обеспечения и пропаганды охраны, безопасных условий труда и безопасности жизнедеятельности.
Мероприятиями данного раздела предусматривается разработка и издание серии сборников методических материалов и плакатов по актуальным вопросам охраны, безопасности труда и безопасности жизнедеятельности в различных отраслях экономики, проведение совещаний, конференций, семинаров и других мероприятий по охране и безопасности труда и усилению антитеррористической деятельности в организациях, выставок современных средств индивидуальной защиты работающих, средств охраны и безопасности труда.
Также будет продолжена работа по обеспечению нормативной документацией по вопросам охраны труда специалистов по охране труда министерств Самарской области и издание ежеквартальных информационно-аналитических бюллетеней "Охрана труда".
Обучение и повышение квалификации
по охране труда
Одной из основных мер по профилактике и снижению производственного травматизма, профессиональной и производственно-обусловленной заболеваемости, а также по усилению антитеррористической деятельности в организациях является обучение руководителей всех уровней и персонала организаций знаниям требований охраны, безопасности труда и безопасности жизнедеятельности.
Мероприятия данного раздела разработаны в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 04.09.2003 N 547 "О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" и постановлением Минтруда России и Минобразования России от 13.01.2003 N 1/29 "Об утверждении порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций"
Кроме того, профессиональная подготовка и повышение квалификации специалистов по охране труда является одним из основных направлений государственной политики в сфере охраны труда, изложенных в Трудовом кодексе Российской Федерации.
Мероприятиями данного раздела предусмотрено повышение уровня знаний в этой сфере всех участников производства и дальнейшее развитие действующей в Самарской области системы обучения и проверки знаний по охране труда.
Так, предусмотрена организация и проведение обучения по охране труда и противодействию террористической деятельности персонала организаций, разработка мультимедиасистем для организации и проведения обучения и проверки знаний по охране и безопасности труда.
Кроме этого, в рамках реализации Федерального закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" планируется организация и проведение новой формы обучения персонала организаций - обучение по охране труда отдельных категорий лиц, застрахованных от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. На эти цели предполагается расходовать по 12 млн. рублей в год за счет средств, выделяемых Министерством труда и социального развития Российской Федерации.
Охрана труда и здоровья женщин-работниц
Мероприятия данного раздела разработаны в свете Национального плана действий по улучшению положения женщин в Российской Федерации и повышению их роли в обществе на 2001-2005 годы, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.06.2001 N 855-р, и Концепции охраны здоровья населения Российской Федерации на период до 2005 года, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2000 N 1202-р.
Предусмотрено, в частности, организация и проведение областной научно-практической конференции по охране труда и здоровья работающих женщин репродуктивного возраста, осуществление мониторинга условий и охраны труда женщин-работниц в организациях, разработка и издание методических рекомендаций по охране труда и здоровья женщин-работниц.
Социальное партнерство в сфере условий
и охраны труда
Основой для формирования системы социального партнерства в Самарской области является Трудовой кодекс Российской Федерации, Федеральный закон "О коллективных договорах и соглашениях" и Самарское областное трехстороннее соглашение о регулировании социально-трудовых отношений.
Мероприятиями данного раздела предусмотрено совершенствование социального партнерства в сфере условий и охраны труда на различных уровнях.
В частности, предусмотрена разработка и издание методических рекомендаций по примерному содержанию и реализации раздела "Охрана и условия труда" в коллективном договоре организации и трудовом договоре работодателя и работника, а также примерного положения по формированию и организации деятельности комитетов (комиссий) по охране труда, создаваемых в организациях.
Лечебно-профилактические
и санитарно-гигиенические мероприятия, мероприятия
по реабилитации лиц, пострадавших
на производстве
Федеральный закон "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" предусматривает необходимость разработки и реализации ряда мер, направленных на медицинскую реабилитацию лиц, пострадавших в результате несчастных случаев на производстве и получивших профессиональное заболевание.
Необходимость совершенствования системы медико-социальной и трудовой реабилитации работников, а также снижения профессиональной и производственно-обусловленной заболеваемости заложена в Концепции охраны здоровья населения Российской Федерации на период до 2005 года.
Лечебно-профилактические мероприятия являются важной составной частью общей системы профилактики профессиональных заболеваний работников.
Мероприятиями данного раздела предусмотрена разработка и внедрение современных медицинских лечебно-профилактических программ, в частности, по профилактике и реабилитации работников при воздействии общей и локальной вибрации, реабилитации работников при нейросенсорной тугоухости, профилактике хронической интоксикации хлорированными углеводородами.
Кроме того, планируется внедрение методик диагностики и прогнозирования течения тяжести пылевых заболеваний легких и реабилитации профессиональных больных с хронической диоксиновой интоксикацией.
Механизм реализации Программы
Головной исполнитель Программы, которым является Главное управление труда министерства труда и социального развития Самарской области, проводит отбор исполнителей программных мероприятий на конкурсной основе в соответствии с действующим законодательством.
Исполнители программных мероприятий обеспечивают их своевременное выполнение, приобретают в порядке, установленном Указом Президента Российской Федерации от 08.04.97 N 305 "О первоочередных мерах по предотвращению коррупции и сокращению бюджетных расходов при организации закупок продукции для государственных нужд" и постановлением Губернатора области от 29.06.2000 N 203 "Об организации закупок и поставок продукции для областных государственных нужд", оборудование и другие средства материального обеспечения, отвечают за эффективное и целевое использование выделяемых на реализацию Программы бюджетных средств.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо даты и номера "29.06.2000 N 203" вышеупомянутого постановления следует читать "15.04.1998 N 90"
Результаты, полученные организациями - участниками Программы в виде разработанных методических рекомендаций, пособий и сборников, учебной, справочной и другой литературы, наглядной продукции и других материалов, будут использоваться на некоммерческой основе (без компенсации затрат) органами исполнительной и законодательной власти Самарской области, учебными и другими центрами, лечебными учреждениями, а также организациями.
Финансовое обеспечение Программы
Финансирование Программы будет осуществляться за счет средств областного бюджета в объеме 12847 тыс. рублей, в том числе в 2004 году - 4429 тыс. рублей, 2005 году - 4173 тыс. рублей, 2006 году - 4245 тыс. рублей.
Предполагаемый объем финансирования:
за счет средств от штрафов, взыскиваемых за нарушение законодательства о труде и охране труда, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 07.07.2000 N 507 "О порядке распределения средств от штрафов, взыскиваемых за нарушение законодательства Российской Федерации о труде и об охране труда" - 75 тыс. рублей, в том числе в 2004 году - 25 тыс. рублей, 2005 году - 25 тыс. рублей, 2006 году - 25 тыс. рублей;
за счет средств Самарского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации - 1371884 тыс. рублей, в том числе в 2004 году - 404057 тыс. рублей, 2005 году - 457366 тыс. рублей, 2006 году - 510451 тыс. рублей;
за счет средств, выделяемых Министерством труда и социального развития Российской Федерации - 36000 тыс. рублей, в том числе в 2004 году - 12000 тыс. рублей, 2005 году - 12000 тыс. рублей, 2006 году -12000 тыс. рублей;
за счет средств органов местного самоуправления - 253 тыс. рублей, в том числе в 2004 году - 81 тыс. рублей, 2005 году - 85 тыс. рублей, 2006 году - 87 тыс. рублей, из них:
бюджет г. Сызрани - 75 тыс. рублей;
бюджет г. Похвистнево - 53 тыс. рублей;
бюджет г. Жигулевска - 45 тыс. рублей;
бюджет г. Отрадного - 30 тыс. рублей;
бюджет г. Кинеля - 30 тыс. рублей;
бюджет г. Чапаевска - 20 тыс. рублей.
Организация управления Программой
и контроль за ходом ее реализации
Управление реализацией Программы осуществляется головным исполнителем Программы.
Корректировка утвержденной Программы в связи с изменением социально-экономической ситуации в Самарской области осуществляется в соответствии с разделом 2 Порядка разработки и реализации областных целевых программ, утвержденного постановлением Губернатора области от 19.06.2000 N 193.
Реализация Программы осуществляется на основе договоров на выполнение работ, заключаемых головным исполнителем Программы со всеми исполнителями программных мероприятий.
Головной исполнитель готовит и представляет председателю Правительства Самарской области ежегодный отчет о ходе реализации Программы, в министерство управления финансами Самарской области ежеквартальную заявку на выделение финансовых средств из областного бюджета и ежегодный отчет о реализации Программы и эффективности использования выделенных средств.
Оценка эффективности, социально-экономических
последствий реализации Программы
При разработке Программы особое внимание уделено уменьшению затрат на ее реализацию при одновременной ориентации на достижение максимального социально-экономического эффекта при осуществлении программных мероприятий.
Социальный эффект от выполнения мероприятий по улучшению условий и охраны труда в Самарской области выразится в повышении уровня безопасности труда, усилении социальной защиты работников в условиях рыночной экономики, усилении антитеррористической деятельности в организациях, сокращении уровней производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, улучшении условий труда.
Экономический эффект, полученный в результате проведения мероприятий по улучшению условий и охраны труда, выразится в потенциальном увеличении налоговых отчислений, вызываемом ростом налогооблагаемого дохода организаций за счет сокращения потерь, связанных с недополученной продукцией за время болезни, за счет простоев оборудования, и других и в уменьшении объема выплат по временной нетрудоспособности пострадавшим или их родственникам в связи с потерей кормильца, уменьшении расходов на медицинскую, профессиональную и социальную реабилитацию, специальный медицинский и бытовой уход, санаторно-курортное лечение, протезирование и обеспечение приспособлениями для трудовой деятельности и быта, на обеспечение транспортными средствами и других аналогичных выплат, а также в экономии государственных затрат на компенсации за работу в неблагоприятных условиях труда.
Снижение уровня производственного травматизма и профессиональной заболеваемости способствует увеличению производства продукции и получению прибыли, а значит, дополнительных отчислений в областной и местные бюджеты.
Экономическая эффективность складывается из экономии выплат по видам обеспечения Самарского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации и дополнительного дохода областного бюджета.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.