Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к постановлению
Тольяттинской городской Думы
от 16 июня 2004 г. N 1142
Положение
"О муниципальной информационной системе г. Тольятти"
1. Общие положения
Полное наименование системы: муниципальная информационная система г. Тольятти (далее - МИС).
Настоящее Положение разработано в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 20.02.95 г. N 4-ФЗ "Об информации, информатизации и защите информации", постановлением Тольяттинской городской Думы N 284 от 10.10.2001 г. "О Положении о муниципальных информационных ресурсах г. Тольятти", постановлением Губернатора Самарской области N 44 от 15.05.2002 г. "О концепции создания системного территориального кадастра Самарской области".
Настоящее Положение регулирует порядок создания и функционирования МИС.
МИС направлена на повышение эффективности функционирования субъектов информационной деятельности за счет внедрения и массового распространения o информационных компьютерных технологий, создания технологических предпосылок для развития гражданского общества за счет обеспечения прав на свободный доступ к информации.
Основной целью создания МИС является:
- интеграция и межведомственное согласование разъединенных детализированных данных в субъектах информационной деятельности для обеспечения эффективного информационно-аналитического обслуживания органов местного самоуправления, физических и юридических лиц на основе современных информационных технологий.
Создание МИС направлено на решение следующих задач:
- формирование единого информационного пространства г. Тольятти;
- увеличение скорости ответов на запросы физических и юридических лиц путем сокращения необходимого объема обработки данных и внедрения системы электронной обработки информации;
- предоставление доступа заинтересованным юридическим и физическим лицам к официальной информации общего доступа субъектов информационной деятельности;
- эффективное управление большим количеством электронной информации за счет внедрения современных информационных технологий.
2. Основные термины и определения
В настоящем Положении используются основные термины:
МИС | - организационно упорядоченная совокупность документов (массивов документов) и информационных технологий, в том числе с использованием средств вычислительной техники и связи, реализующих информационные процессы в городе |
Единое информационное окно |
- программно-технический комплекс создания, сбора, обработки, накопления, хранения, распространения и потребления информации, основанный на интеграции Единых тематических окон субъектов информационной деятельности |
Единое тематическое окно |
- комплекс организационно-правовых мероприятий и программно-технических средств, реализованных в органах местного самоуправления для предоставления заявителю услуг с использованием информационно- коммуникационных технологий по тематическим направлениям |
Заявка | - документированное обращение к уполномоченному органами местного самоуправления лицу |
Заявитель | - юридическое или физическое лицо, обратившееся к уполномоченному органами местного самоуправления лицу, посредством заявки |
Информационно- коммуникационные технологии |
- совокупность методов, производственных процессов и программно-технических средств, интегрированных с целью сбора, обработки, хранения, распространения, отображения и использования информации в интересах ее пользователей |
Информация общего доступа |
- информация, представленная в электронном виде от имени органов местного самоуправления, носящая нормативный, директивный или информационный характер |
Корпоративное хранилище данных |
- банк данных, реализуемый в виде системы взаимосвязан- ных и взаимодействующих между собой локальных и удаленных распределенных баз данных, доступ к которым обеспечивается через единый пользовательский интерфейс, подразумевающий использование единых классификаторов |
Конфиденциальная информация |
- документированная информация, доступ к которой ограничивается в соответствии с действующим законода- тельством |
Официальный информационный портал |
- информационно-коммуникационная платформа, на которой, благодаря объединению и интеграции различных видов информации и предлагаемых услуг, а также технологи- ческих средств коммуникации, обеспечивается обслуживание запросов и потребностей групп пользова- телей, имеющих интересы и потребности, к информации общего доступа |
Официальная информация |
- сведения, произведенные и подписанные, зарегистриро- ванные в установленном порядке, публично исходящие от лиц, имеющих официальный статус, заявляющих, что они выступают не от себя лично, а как официальные лица, собираемые, распространяемые органами государственной власти и органами местного самоуправления, судебными органами и общественными объединениями для исполнения их функций |
Субъекты информационной деятельности |
- органы местного самоуправления и юридические лица, владеющие и использующие в своей деятельности информационные ресурсы на электронных носителях, необходимые для жизнедеятельности города |
Электронные информационные ресурсы |
- отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах) на электрон- ных носителях |
Электронная цифровая подпись |
- реквизит электронного документа, предназначенный для защиты данного электронного документа от подделки, полученный в результате криптографического преобразо- вания информации с использованием закрытого ключа электронной цифровой подписи и позволяющий идентифи- цировать владельца сертификата ключа подписи, а также установить отсутствие искажения информации в электронном документе |
Электронный документ |
- документ, в котором информация представлена в электронно-цифровой форме |
3. Основные принципы функционирования МИС
Создание и функционирование МИС осуществляется в соответствии со следующими основными принципами:
- единство методологических, технологических и организационных требований по построению системы;
- открытость системы, обеспечивающая возможность ее структурного и функционального наращивания, расширения состава пользователей и набора предлагаемых им информационных услуг;
- сочетание интересов органов местного самоуправления и государственных органов управления при создании и функционировании системы;
- разработка единой инфологической модели описания муниципальных информационных ресурсов, обеспечивающей построение единого территориально-распределенного информационного пространства МИС;
- обеспечение достоверности, полноты и актуальности информации в системе МИС;
- обеспечение информационно-лингвистической и территориально-пространственной интеграции информационных ресурсов МИС;
- построение единой системы электронной обработки информации;
- организация и обеспечение многоуровневой защиты информации.
4. Структура и основные компоненты МИС
Состав и структура МИС соответствует всему комплексу вопросов местного значения и учитывает следующие принципиальные особенности системы городского управления:
- функциональную и информационную взаимосвязанность органов местного самоуправления;
- необходимость объединения или согласования деятельности различных подразделений и служб органов местного самоуправления при решении большинства функциональных задач;
- необходимость использования при принятии решений комплексной многоаспектной информации, включающей взаимоувязанные характеристики различных объектов, находящихся на территории города.
В структуру МИС входит:
1. Корпоративное хранилище данных субъектов информационной деятельности.
Корпоративное хранилище данных обеспечивает разделение информационных ресурсов на две предметные области, содержащие:
- информационные ресурсы общего доступа;
- информационные ресурсы конфиденциального характера.
2. Система электронной обработки информации.
Система электронной обработки информации включает в себя три модуля:
- модуль предоставления официальной информации;
- модуль информационного обеспечения деятельности МИС;
- модуль единого информационного окна.
Архитектура МИС является фундаментом построения информационного пространства города (Приложение N 1).
4.1. Корпоративное хранилище данных
и порядок взаимодействия с субъектами
информационной деятельности
Корпоративное хранилище данных имеет вид иерархической, территориально-распределенной системы, содержащей информацию, интегрированную по предметным областям, по функциональным направлениям ее использования и по уровням административно-территориального деления на основе общих методологических, технологических и организационных принципов, согласованных информационно-лингвистических и программно-технических средств.
Назначение хранилища - поддержание единого логического представления данных, содержащихся в разнотипных базах данных субъектов информационной деятельности.
Основой корпоративного хранилища данных являются электронные информационные ресурсы, содержащие необходимую информацию, собираемую от источников, осуществляющих непосредственную регистрацию и систематизацию сведений об отдельных классах объектов или событий.
Информационную основу корпоративного хранилища данных составляют ведущиеся в органах местного самоуправления электронные информационные ресурсы.
Решение о включении электронных информационных ресурсов в корпоративное хранилище данных принимает руководитель субъекта информационной деятельности по согласованию с уполномоченным структурным подразделением мэрии города и лицом ответственным за информационную безопасность.
Органы местного самоуправления (городская Дума, мэрия города, районные администрации) предоставляют доступ уполномоченному структурному подразделению мэрии города к своим электронным информационным ресурсам на безвозмездной основе.
Другие субъекты информационной деятельности (государственные органы, общественные объединения, юридические и физические лица, осуществляющие свою деятельность на территории г. Тольятти) предоставляют доступ уполномоченному структурному подразделению мэрии города к своим электронным информационным ресурсам на договорной основе.
Субъекты информационной деятельности имеют право получить доступ к информации, содержащейся в корпоративном хранилище данных, через соответствующие модули системы электронной обработки информации в МИС.
Субъекты информационной деятельности при предоставлении электронных информационных ресурсов должны согласовать форматы данных в соответствии со стандартами, принятыми в МИС.
В случае необходимости выполнять конвертацию электронных информационных ресурсов (регистрационных данных объектов своих баз данных) в соответствии со стандартами, при этом ответственность за правильность конвертации возлагается на самих субъектов информационной деятельности. Значения атрибутов, описывающих специфические характеристики электронных муниципальных информационных ресурсов, сохраняются в неизменном виде, как это было принято для конкретной базы данных.
4.2. Система электронной обработки информации
Система электронной обработки информации - организационно-техническая система, представляющая собой совокупность программно-технического обеспечения, в том числе средств криптографической защиты информации, а также информационного (нормативно-технологического) обеспечения, реализующая электронный документооборот между субъектами информационной деятельности.
Система электронной обработки информации использует при информационном взаимодействии субъектов информационной деятельности электронные документы, подписанные электронной подписью, которые имеют равную юридическую силу с документами на бумажном носителе, подписанными уполномоченными лицами субъектов информационной деятельности (независимо от того существуют такие документы на бумажных носителях или нет).
При создании ключей электронных цифровых подписей для использования в системе электронной обработки информации должны применяться только сертифицированные средства электронной цифровой подписи.
Перечень функциональных электронных документов, используемых субъектами информационной деятельности при информационном взаимодействии, а также форматы этих электронных документов и особенности обмена электронными документами (сообщениями) определяются субъектами информационной деятельности в соответствующих функциональных договорах (соглашениях).
Правовые условия использования электронных цифровых подписей в электронных документах устанавливается Федеральным законом от 10.01.2002 г. N 1-ФЗ "Об электронной цифровой подписи".
Система электронной обработки информации обеспечивает работоспособность модулей, входящих в данную систему.
4.2.1. Модуль предоставления официальной
информации и порядок взаимодействия с субъектами
информационной деятельности
Модуль предоставления официальной информации является программно-техническим комплексом, который позволяет обеспечивать представление официальной информации субъектов информационной деятельности на официальном информационном портале г. Тольятти.
Официальный информационный портал г. Тольятти позволяет обеспечить единый интерфейс представления данных из разрозненных информационных систем и обеспечивает единую точку входа во все эти системы для пользователя.
Официальный информационный портал г. Тольятти осуществляет:
- представление города и власти для внешнего мира (гостей города, партнеров, инвесторов, вышестоящих органов власти), визитная карточка;
- улучшение инвестиционного имиджа города (привлекательность для отечественных и зарубежных инвестиций);
- повышение привлекательности города (и предприятий города) как делового партнера;
- развитие городской информационной среды;
- становление авторитетного источника информации о жизни города;
- представление справочной, официальной и оперативной информации для жителей и предприятий города о органах местного самоуправления и городе;
- организация обратной связи "жители - орган власти" (связь с городскими структурами и службами);
- проведение в городе социологических и статистических исследований средствами сайта и Интернета.
Официальный информационный портал города является платформой для деловых контактов и процессов и служит соединяющим звеном для всех субъектов информационной деятельности.
Субъекты информационной деятельности предоставляют информацию на официальный информационный портал средствами МИС в соответствии с данным Положением.
Субъекты информационной деятельности на официальный информационный портал представляют информацию, носящую нормативный, директивный или информационный характер, в электронном виде.
Для размещения информации на официальном информационном портале субъект информационной деятельности:
1. Направляет заявку уполномоченному структурному подразделению мэрии города, которое координирует процессы создания и функционирования МИС, о предоставлении доступа к официальному информационному порталу средствами системы электронной обработки информации.
2. Назначает лицо, ответственное за сбор, подготовку и размещение информации на официальном информационном портале.
3. Разрабатывает график представления н актуализации информации, который утверждается руководителем субъекта информационной деятельности либо уполномоченным им лицом.
4. Передает утвержденный график уполномоченному структурному подразделению мэрии, которое координирует процессы создания и функционирования МИС.
5. Согласовывает форматы представления официальной информации с уполномоченным структурным подразделением мэрии города.
6. Осуществляет сбор, подготовку, актуализацию, хранение и представление официальной информации средствами электронной обработки информации.
7. Информация, предназначенная для представления на официальном информационном портале, утверждается руководителем субъекта информационной деятельности либо уполномоченным им лицом в соответствии с установленным порядком.
Руководитель субъекта информационной деятельности и лицо, ответственное за сбор, подготовку и размещение информации, несут ответственность за качество, достоверность и своевременность представленной информации на официальном информационном портале.
4.2.2. Модуль информационного
обеспечения МИС и порядок взаимодействия с субъектами
информационной деятельности
Модуль информационного обеспечения деятельности МИС служит для повышения эффективности функционирования субъектов информационной деятельности.
Модуль информационного обеспечения деятельности МИС обеспечивает информационную поддержку субъектов информационной деятельности и позволяет интегрировать электронные информационные ресурсы в соответствии с требованиями целостности, непротиворечивости, независимости, полноты и однозначности представления данных.
Модуль информационного обеспечения деятельности МИС обеспечивает принятие управленческих решений и является единой системой управления информационными ресурсами и связями в субъектах информационной деятельности.
Модуль информационного обеспечения деятельности МИС позволяет субъектам информационной деятельности получить доступ к информации из корпоративного хранилища данных.
Руководитель субъекта информационной деятельности (заявитель) должен направить заявку уполномоченному структурному подразделению мэрии города о подключении к модулю информационного обеспечения деятельности МИС.
Заявка подается в произвольной форме с обязательным указанием полного наименования субъекта информационной деятельности, его реквизитов, необходимый перечень электронных информационных ресурсов в модуле информационного обеспечения деятельности МИС, обоснования необходимости подключения к модулю. Дополнительно для доступа к модулю указывается режим доступа для каждого электронного информационного ресурса.
Уполномоченное структурное подразделение мэрии города рассмотрев заявку, дает заключение о возможности подключения субъекта информационной деятельности к модулю информационного обеспечения деятельности МИС и устанавливает уровень доступа.
После предварительного рассмотрения, уполномоченное структурное подразделение мэрии города направляет необходимые для утверждения документы мэру города или уполномоченному им лицу.
Основанием для подключения к данному модулю является распоряжение мэра города или уполномоченного им лица.
Предоставление доступа к модулю информационного обеспечения деятельности МИС возможно только при условии обеспечения информационной безопасности и комплексной защиты информации.
Порядок подключения рабочего места в органах местного самоуправления к МИС осуществляется в соответствии с постановлениями мэра г. Тольятти.
Порядок подключения остальных субъектов информационной деятельности к МИС осуществляется в соответствии с локальными правовыми актами данных субъектов информационной деятельности.
4.2.3. Модуль единого информационного
окна и порядок взаимодействия с субъектами
информационной деятельности
Модуль единого информационного окна обеспечивает взаимодействие субъектов информационной деятельности по обмену информации и согласования документов с целью обеспечения эффективного обслуживания физических и юридических лиц (заявителей).
Единое информационное окно строится на основе интеграции Единых тематических окон субъектов информационной деятельности.
Субъекты информационной деятельности получают доступ к Единому информационному окну посредством Единых тематических окон.
Разработку проекта создания Единого тематического окна осуществляет субъект информационной деятельности - инициатор создания окна по тематикам, утвержденным городской Думой.
Наименование Единого тематического окна содержит наименование субъекта информационной деятельности и соответствует тематике.
Обмен информации в едином информационном окне осуществляется на основе системы электронной обработки информации. Порядок взаимодействия Единого тематического окна с Единым информационным окном определяется Положением о создании Единого тематического окна. Положение о создании Единого тематического окна разрабатывается в соответствии с утвержденными тематиками в отдельности для каждого вновь создаваемого Единого тематического окна.
Для создания Единого тематического окна органам местного самоуправления, муниципальным предприятиям и учреждениям, необходимо:
1. Определить цели и задачи создания Единого тематического окна.
2. Определить источники финансирования Единого тематического окна.
3. Разработать Положение о создании Единого тематического окна.
4. Согласовать проект Положения о создании Единого тематического окна с уполномоченным структурным подразделением мэрии города.
5. Утвердить Положение о создании Единого тематического окна мэром г. Тольятти.
Отношения с другими субъектами информационной деятельности при участии в создании Единого тематического окна строятся на договорной основе.
5. Управление МИС
Управление, координация процессов создания и функционирования МИС осуществляет уполномоченное структурное подразделение мэрии города.
Уполномоченное структурное подразделение мэрии города:
- осуществляет управление МИС;
- разрабатывает и сопровождает процессы мониторинга в МИС;
- запрашивает необходимые электронные муниципальные информационные ресурсы для формирования МИС;
- осуществляет распределение ресурсов управления пользователями в МИС;
- осуществляет управление системой обеспечения безопасности МИС;
- осуществляет управление системным программным обеспечением МИС;
- устанавливает уровень доступа к МИС.
Уполномоченное структурное подразделение мэрии города несет ответственность за:
- формирование стандартов и общей архитектуры МИС;
- автоматизацию процесса извлечения и загрузки данных;
- организацию информационных потоков;
- разработку моделей данных и метаданных для МИС;
- идентификацию источников данных и их качества;
- ревизию процедур и процессов, которые используются для получения и преобразования данных МИС;
- за преобразование существующих отчетов в отчеты, получаемые с использованием корпоративного хранилища.
6. Уровни доступа к МИС
Субъект информационной деятельности получает доступ к МИС через соответствующие модули системы электронной обработки информации.
Субъекты информационной деятельности, помимо права доступа к МИС, должны нести обязанности, соблюдать правила и регламенты, соответствовать техническим и организационным требованиям.
Для каждого субъекта информационной деятельности устанавливаются определенные уровни доступа.
Уровни доступа определяются в соответствии с существующими функциональными обязанностями и целями конкретного субъекта информационной деятельности.
Существует три уровня доступа: верхний, средний и нижний.
Верхний уровень доступа к МИС является стратегическим блоком управления и позволяет обеспечить руководителю субъекта информационной деятельности доступ к объективным и достоверным сведениям в режиме реального времени и служит основой принятия управленческого решения.
Средний и нижний уровень доступа к МИС является функциональным блоком и позволяет субъектам информационной деятельности в полном объеме выполнять возложенные на них функции на основе полученной информации в режиме реального времени.
Доступ к МИС осуществляется на основе Списка управления доступом.
МИС имеет Список управления доступом, который определяет, какой пользователь, группа пользователей или сервер имеет доступ к МИС и какого типа работу с данными они могут выполнять. Список управления доступом включает уровень доступа и роли доступа. Список составляется уполномоченным структурным подразделением мэрии города.
Уровень доступа формируется на базе двух основных сегментов:
- внутреннего, включающего сети или коммуникационные узлы органов местного самоуправления, региональных структур федеральных ведомств и учреждений;
- внешнего, включающего сети и коммуникационные узлы разноподчиненных и разнопрофильных информационных центров, региональных научных учреждений и учебных заведений, хозяйствующих субъектов различных организационно-правовых форм, банков, аудиторских и консалтинговых фирм, инвестиционных компаний и фондов и т.п.
7. Ответственность
Субъекты информационной деятельности, представившие свои электронные информационные ресурсы на МИС, несут ответственность за качество, содержание, достоверность и своевременность представленной информации на МИС в соответствии с действующим законодательством.
Субъекты информационной деятельности, виновные в нарушении норм, регулирующих получение, обработку и защиту сведений конфиденциального характера, полученных средствами МИС, несут дисциплинарную, административную, гражданско-правовую или уголовную ответственность в соответствии с действующим законодательством РФ.
8. Финансирование создания и ведения МИС
Финансирование создания и ведения МИС осуществляется за счет средств городского бюджета и иных, не запрещенных законодательством РФ источников.
Финансирование из бюджета г. Тольятти на создание и ведение МИС производится в пределах, утвержденных на соответствующий финансовый год, ассигнований на эти цели в соответствии с Программой (перечень мероприятий), утверждаемой городской Думой.
Председатель городской Думы |
А.Н. Дроботов |
<< Назад |
||
Содержание Постановление Тольяттинской городской Думы от 16 июня 2004 г. N 1142 "О Положении о муниципальной информационной системе... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.