Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к решению
Тольяттинской городской Думы
от 16 июля 1997 г. N 127
Положение
о территориальном общественном самоуправлении в городе Тольятти
22 октября 1997 г., 14 июля 1999 г., 21 июня 2000 г.,
12 сентября 2001 г., 20 марта, 10 июля 2002 г.
Настоящее Положение разработано на основании Конституции Российской Федерации, Федерального Закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Устава Самарской области, Закона Самарской области "О местном самоуправлении в Самарской области", Устава города Тольятти и устанавливает порядок организации и осуществления территориального общественного самоуправления в г.Тольятти.
1. Общие положения
1.1. Территориальное общественное самоуправление - это самоорганизация граждан по месту жительства на части территории города (района, микрорайона, квартала и иных территорий) для самостоятельного, под свою ответственность, осуществления собственных инициатив в вопросах местного значения непосредственно либо через создаваемые органы - органы территориального общественного самоуправления (далее - ТОС).
1.2. ТОС является составной частью системы местного самоуправления.
1.3. ТОС осуществляется на принципах:
- соблюдения законности;
- защиты и обеспечения свобод, прав и охраняемых законом интересов граждан;
- волеизъявления народа непосредственно через референдумы, общие собрания, сходы, конференции, опрос населения;
- выборности и подотчетности населению органов ТОС;
- широкого участия граждан в выработке и принятии решений по вопросам, затрагивающим интересы населения;
- сочетания интересов жителей соответствующей территории и интересов жителей города;
- гласности и учета мнения жителей;
- социальной направленности;
- коллегиальности принятия решений в пределах своей компетенции;
- самостоятельности и независимости органов ТОС в пределах их компетенции.
1.4. ТОС осуществляется населением, проживающим на соответствующей территории, самостоятельно через:
а) непосредственное участие в решении вопросов местного значения путем участия в референдумах, общих собраниях (сходах) граждан, конференциях;
б) органы ТОС: общественные советы микрорайонов, кварталов, поселков;
в) первичные органы самоуправления по месту жительства: уличные, домовые комитеты.
Постановлением Тольяттинской городской Думы от 10 июля 2002 г. N 509 пункт 1.5. настоящего Положения изложен в новой редакции
1.5. Территории, на которых действуют органы территориального общественного самоуправления населения, определяются по инициативе жителей и утверждаются постановлением Тольяттинской городской Думы.
1.6. Изменение границ территорий, на которых действуют органы ТОС населения, осуществляется в соответствии с пунктом 1.5. настоящего Положения.
1.7. Деятельность органов ТОС на территории г. Тольятти осуществляется на основе взаимодействия с органами местного самоуправления в г. Тольятти, а также иными юридическими и физическими лицами.
1.8. Выборы органов ТОС населения и их деятельность регламентируется настоящим Положением.
2. Цели и задачи осуществления ТОС
2.1. Основной целью ТОС является обеспечение интересов населения, проживающего на соответствующей территории, по вопросам, отнесенным настоящим Положением к ведению ТОС.
2.2. Исходя из основной цели, ТОС выполняет следующие задачи:
а) изучение социально-экономических потребностей населения, проживающего на соответствующей территории, подготовка предложений по их реализации;
б) формирование заявок на муниципальный заказ;
в) участие в выполнении муниципальных заказов;
г) участие в консультативных общественных советах, создаваемых в качестве совещательных органов при руководителях управлений и отделов органов местного самоуправления;
д) осуществление общественного контроля за эксплуатацией и ремонтом жилищного фонда и благоустройством территорий, за торговым и бытовым обслуживанием населения, участие в организации и проведении работ по благоустройству территорий;
е) оказание помощи в создании товариществ собственников жилья;
ж) оказание содействия в охране общественного правопорядка;
з) участие в оказании социальной помощи малоимущим гражданам;
и) участие в организации и проведении культурно-массовых и спортивных мероприятий, а также досуга проживающего населения;
к) организация участия населения в решении вопросов местного значения на соответствующей территории;
л) участие в разработке предложений по развитию соответствующих территорий;
м) участие в организации работы с детьми, подростками, неблагополучными семьями;
н) участие в массовых обсуждениях вопросов городской жизни;
о) участие в подготовке предложений при формировании бюджета города.
Постановлением Тольяттинской городской Думы от 10 июля 2002 г. N 509 раздел 3 настоящего Положения изложен в новой редакции
3. Формы участия населения в ТОС
3.1. Территориальное общественное самоуправление населения осуществляется через собрания (конференции), сходы жителей, реализацию собственных под свою ответственность инициатив, обсуждение населением важных вопросов местного значения на отдельной части территории муниципального образования, через первичные органы ТОС.
3.2. Собрание (конференция) граждан созывается по мере необходимости. Решение о созыве собрания (конференции) граждан принимается Тольяттинской городской Думой или мэром города, или органом территориального общественного самоуправления по собственной инициативе и оформляется в письменной форме с указанием:
а) вопроса (вопросов), предлагаемого (предлагаемых) к рассмотрению на собрании (конференции) граждан;
б) даты, времени и места проведения собрания (конференции) граждан;
в) перечня домов, жители которых участвуют в собрании (конференции);
г) предполагаемого числа участников (делегатов).
3.3. Собрание (конференция) граждан может созываться по инициативе граждан в количестве не менее десяти человек.
3.4. Инициатор созыва собрания (конференции) граждан обеспечивает подготовку и проведение собрания (конференции) граждан. Расходы, связанные с подготовкой и проведением собрания (конференции) граждан, производятся за счет средств органа, принявшего решение о созыве собрания (конференции) граждан.
3.5. Порядок созыва собрания (конференции) и его проведения регулируются законом Самарской области N 11-ГД от 22 февраля 2001 г. "О собраниях (конференциях) граждан по месту жительства в Самарской области".
4. Первичные органы общественного
самоуправления и порядок их формирования
4.1. Первичными органами территориального общественного самоуправления населения (в дальнейшем по тексту Положения - первичные органы) являются уличные, домовые комитеты самоуправления.
4.2. Первичные органы образуются по месту жительства населения на основании решения собрания (схода), организованного инициативной группой не менее 5 человек.
Решением Тольяттинской городской Думы от 14 июля 1999 г. N 608 пункт 4.3. настоящего Положения изложен в новой редакции
4.3. Первичные органы избираются на общем собрании граждан (с 16 лет), проживающих на территории соответствующего первичного органа, открытым голосованием. Собрание считается правомочным, если в его работе принимает участие более 50% представителей квартир, домов (для уличных комитетов), проживающих на соответствующей территории.
Первичный орган может избираться жителями дома путем голосования по подписным листам.
Срок полномочий первичного органа - 4 года.
4.4. Избранными в состав Первичного органа считаются лица, получившие более половины голосов граждан, принимавших участие в работе собрания.
4.5. Члены Первичного органа из своего состава избирают большинством голосов председателя, который одновременно является членом органа ТОС соответствующей территории. Выборы председателя первичного органа оформляются протоколом за подписью наблюдателя от администрации района.
Первичные органы в своей деятельности подотчетны гражданам, проживающим на соответствующей территории.
4.6. Первичные органы могут быть досрочно переизбраны (полностью или частично). Перевыборы производятся в порядке, определяемом п. 4.3. - 4.4. настоящего Положения.
4.7. Первичные органы регистрируются в органах ТОС соответствующей территории, а в случаях, когда органы ТОС еще не образованы, - в районной администрации в заявительном порядке на основании протокола выборов.
4.8. Компетенция первичных органов общественного самоуправления определяется настоящим Положением и Положением о домовых и уличных комитетах, утверждаемым городской Думой.
4.9. К компетенции первичных органов общественного самоуправления районов относится:
а) созыв и проведение общих собраний граждан, проживающих на соответствующей территории, по вопросам общественного самоуправления;
б) выборы председателя первичного органа;
в) разработка проектов планов развития и благоустройства соответствующей территории и привлечение населения к реализации этих планов;
г) доведение до населения решений, принимаемых органами ТОС и иными органами местного самоуправления г. Тольятти;
д) заслушивание отчетов председателя первичного органа о проделанной работе;
е) оформление и хранение документации, касающейся деятельности первичного органа;
ж) осуществление иных функций, переданных органами ТОС.
5. Формирование органов ТОС, порядок
регистрации и деятельности органов ТОС
5.1. Органы ТОС населения создаются по инициативе граждан на основе их добровольного волеизъявления.
5.2. Орган ТОС формируется из председателей первичных органов общественного самоуправления. Председатели первичных органов являются членами органа ТОС.
5.3. Формирование органа ТОС осуществляется после избрания не менее двух третей председателей всех первичных органов соответствующей территории.
Постановлением Тольяттинской городской Думы от 10 июля 2002 г. N 509 абзац второй пункт 5.3. настоящего Положения изложен в новой редакции
Дата, время и место проведения первого организационного заседания определяется населением самостоятельно.
5.4. Количественный состав членов органов ТОС определяется по числу первичных органов соответствующей территории.
5.5. Срок полномочий сформированного органа ТОС - 4 года со дня регистрации.
5.6. Члены органа ТОС избирают из своего состава сроком на 4 года президиум органа ТОС. Количественный состав президиума определяется по норме 1/4 от всех членов органа ТОС. По истечении срока полномочий проводятся новые выборы в президиум органа ТОС. Компетенция президиума органа ТОС определяется настоящим Положением.
5.7. Члены органа ТОС избирают из своего состава на срок полномочий органа ТОС председателя и заместителя председателя органа ТОС.
5.8. Выборы президиума, а также председателя и заместителя председателя органа ТОС проводятся тайным или открытым голосованием (по усмотрению органа ТОС) большинством голосов от числа членов органа ТОС.
5.9. Протоколы о результатах выборов подписываются председательствующим на заседании органа ТОС и секретарем заседания. Первые экземпляры протоколов хранятся в делах органа ТОС, а вторые экземпляры в семидневный срок направляются в районную администрацию по месту нахождения органа ТОС.
5.10. Работу органа ТОС организует его председатель. Председатель органа ТОС осуществляет свои полномочия, как правило, на постоянной основе.
5.11. Председатель органа ТОС подотчетен органу ТОС и может быть в любое время отозван путем голосования на его заседании либо решением собрания (схода), конференции. Предложение об освобождении от должности председателя органа ТОС может быть внесено группой членов органа ТОС в количестве не менее 1/3 всего состава, а также мэром города или главой районной администрации.
Добровольное сложение председателем органа ТОС своих полномочий удовлетворяется на основании его письменного заявления большинством голосов от числа избранных членов органа ТОС.
В случае непринятия органом ТОС отставки председателя он вправе сложить свои полномочия по истечении 2-х недель после подачи заявления.
5.12. Председатель органа ТОС:
а) представляет орган ТОС в отношениях с населением, трудовыми коллективами, предприятиями, учреждениями и организациями независимо от форм собственности, органами местного самоуправления и органами государственной власти;
б) созывает заседания органа ТОС, доводит до сведения членов органа ТОС и населения время и место их проведения, а также проект повестки дня;
в) осуществляет руководство подготовкой заседания органа ТОС и вопросов, вносимых на рассмотрение органа ТОС;
г) ведет заседания органа ТОС в соответствии с регламентом, принимаемым органом ТОС;
д) докладывает органу ТОС о положении дел на подведомственной ему территории;
е) подписывает решения органа ТОС, протокол заседаний органа ТОС (совместно с секретарем заседания) и другие документы органа ТОС;
ж) руководит работниками органа ТОС;
з) заключает от имени органа ТОС гражданско-правовые договоры на проведение отдельных работ;
и) координирует деятельность постоянных и иных комиссий органа ТОС;
к) обеспечивает гласность и учет общественного мнения в работе органа ТОС;
л) организует прием граждан, рассмотрение их обращений, заявлений и жалоб, принятие по ним решений;
м) рассматривает в соответствии с законодательством и решениями органа ТОС вопросы организации выборов и досрочного прекращения полномочий членов органа ТОС;
н) открывает и закрывает расчетные и текущие счета органа ТОС в банках и является распорядителем по этим счетам;
о) от имени органа ТОС подписывает исковые заявления, направляемые в суд или арбитражный суд в случаях, предусмотренных законодательством;
п) заключает с предприятиями, организациями договоры о сотрудничестве в экономическом и социальном развитии территории органа ТОС;
р) распоряжается имуществом органа ТОС;
с) организует и контролирует в пределах своей компетенции выполнение решений органа ТОС;
т) решает иные вопросы, которые могут быть ему поручены органом ТОС или возложены законодательством.
Полномочия, указанные в подпунктах "ж", "з", "н-р" настоящего пункта, не распространяются на председателей органов ТОС, не являющихся юридическими лицами.
5.13. Заместитель председателя органа ТОС выполняет свои функции в соответствии с распределением обязанностей, установленным регламентом органа ТОС, выполняет поручения председателя органа ТОС, а в случае отсутствия председателя или невозможности выполнения им своих обязанностей осуществляет его функции.
Заместитель председателя подотчетен органу ТОС и может быть в любое время отозван путем голосования на заседании.
Процедура добровольного сложения заместителем председателя своих полномочий аналогична, что и у председателя органа ТОС.
5.14. Орган ТОС образует на срок своих полномочий постоянные комиссии для предварительного рассмотрения и подготовки вопросов, относящихся к ведению органа ТОС.
Постоянные комиссии избирают из своего состава председателя, секретаря комиссии, а в случае необходимости и заместителя председателя. Председатель постоянной комиссии утверждается на заседании органа ТОС.
В состав постоянной комиссии органа ТОС не могут быть избраны председатель органа ТОС и его заместитель.
Орган ТОС может организовывать временные комиссии. Задачи, объемы и сроки полномочий временных комиссий определяются органом ТОС при их образовании.
Для решения и подготовки вопросов комиссии могут привлекать на возмездной и безвозмездной основе специалистов. Привлеченные для работы в органы ТОС специалисты могут участвовать в заседаниях комиссии с правом совещательного голоса.
Постоянные и временные комиссии ответственны перед органом ТОС и ему подотчетны.
5.15. Постоянные комиссии органа ТОС:
а) участвуют в разработке проектов планов и программ экономического и социального развития, смет расходов, решений органа ТОС по другим вопросам и вносят по ним свои замечания и предложения;
б) подготавливают по поручению органа ТОС, его председателя или по собственной инициативе вопросы, относящиеся к сфере деятельности комиссий, готовят по ним проекты решений органа ТОС;
в) контролируют в пределах компетенции органа ТОС соблюдение действующего законодательства и выполнение решений органа ТОС предприятиями, учреждениями, организациями и общественными объединениями на территории органа ТОС независимо от подчиненности и форм собственности;
г) выполняют поручения органа ТОС и председателя органа ТОС;
д) обращаются с предложениями в орган ТОС или к его председателю о вынесении на обсуждение населением наиболее важных вопросов местного значения;
е) осуществляют иные функции, которые могут быть возложены на них органом ТОС.
Постановлением Тольяттинской городской Думы от 20 марта 2002 г. N 398 пункт 5.16. настоящего Положения изложен в новой редакции
5.16. Органы ТОС приобретают права юридического лица и несут обязанности с момента их государственной регистрации в порядке, установленном законодательством.
Постановлением Тольяттинской городской Думы от 10 июля 2002 г. N 509 пункт 5.16. настоящего Положения дополнен абзацем
Деятельность органа ТОС, не обладающего правами юридического лица, осуществляется на основании Положения (Устава) об этом органе.
5.17. Основной формой работы органа ТОС (президиума органа ТОС) является заседание, на котором орган ТОС (президиум органа ТОС) решает вопросы, отнесенные к его ведению настоящим Положением.
Порядок проведения заседаний и принятия решений определяется Уставом (Положением) органа ТОС и его Регламентом, принимаемым органом ТОС.
5.18. Заседание органа ТОС является правомочным, если в его работе принимает участие не менее 2/3 членов органа ТОС.
Заседание президиума органа ТОС является правомочным, если в его работе принимает участие не менее 3/4 членов президиума.
5.19. Деятельность ревизионной комиссии осуществляется на основании Положения о ревизионной комиссии органа ТОС.
6. Компетенция органов ТОС
Решением Тольяттинской городской Думы от 21 июня 2000 г. N 861 в пункт 6.1. настоящего Положения внесены изменения
6.1. К компетенции органов ТОС относится:
а) разработка проектов правовых актов местного значения, внесение предложений в планы и программы социально-экономического развития территории;
б) заслушивание отчетов руководителя органа ТОС;
в) внесение в комитет по управлению имуществом города предложений о приватизации муниципальной собственности и имущества, расположенных на территории органа ТОС;
г) внесение предложений о переименовании улиц и площадей;
д) внесение предложений по организации рынков и ярмарок на территории, контроль за деятельностью и ответственность за их санитарное состояние;
е) осуществление общественного контроля за соблюдением предприятиями, организациями и гражданами, находящимися на территории органа ТОС, правил торговли, общественного питания, благоустройства, бытового и иного социального обслуживания населения соответствующей территории;
ж) привлечение населения к проведению работ по благоустройству и озеленению территории;
з) организация отдыха, проведение культурных и спортивных мероприятий на своей территории;
и) содействие внедрению бытовых обрядов и традиций, развитию народного творчества;
к) внесение предложений в соответствующие органы о привлечении к административной ответственности должностных лиц и граждан, совершивших правонарушения;
л) принятие решения о предъявлении от имени органа ТОС требования о признании недействительными актов органов управления, предприятий, учреждений, организаций;
м) разработка предложений и мероприятий по охране общественного порядка и борьбе с преступностью;
н) организация адресной помощи населению, проживающему на подведомственной территории;
Постановлением Тольяттинской городской Думы от 10 июля 2002 г. N 509 подпункт о) пункта 6.1. настоящего Положения изложен в новой редакции
о) Органы ТОС осуществляют общественный земельный контроль за соблюдением установленного порядка подготовки и принятия соответствующими органами решений, затрагивающих права и законные интересы граждан и юридических лиц, а также за соблюдением требований использования и охраны земель.
Органы ТОС имеют право участвовать в решении вопросов, затрагивающих интересы населения и связанных с изъятием, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных и муниципальных нужд и предоставлением этих земельных участков для строительства;
п) участие с правом подписания документов о приеме работ по благоустройству, капитальному и текущему ремонту жилья, выполненных на территории органа ТОС за счет средств городского бюджета;
р) иные полномочия, определенные законодательством Российской Федерации и Самарской области.
При необходимости, по вопросам компетенции и обязанностям органов ТОС разрабатываются нормативно-правовые акты, утверждаемые городской Думой.
6.2. Компетенцию, указанную в подпунктах "в" - "о" пункта 6.1. настоящего Положения, вправе осуществлять также президиум органа ТОС.
6.3. Орган ТОС обязан:
а) учитывать мнение населения при принятии решений;
б) не реже одного раза в год отчитываться о своей работе перед населением соответствующей территории на собрании с участием представителей администрации района, УЖКХ, правоохранительных органов;
в) ежегодно представлять мэру г. Тольятти или в иной уполномоченный мэром орган местного самоуправления отчет о деятельности органа ТОС по установленной форме;
г) ежеквартально представлять в соответствующую администрацию отчет о целевом использовании бюджетных средств по установленной форме;
д) организовывать прием населения, а также рассмотрение жалоб, заявлений и предложений граждан, принимать по ним необходимые меры в пределах своей компетенции;
е) в случае необходимости проводить опросы населения соответствующей территории на основании Положения об опросах жителей г. Тольятти органами ТОС; решение о проведении опросов принимаются органом ТОС или президиумом органа ТОС на основании заявления жителей или других заинтересованных лиц.
Решением Тольяттинской городской Думы от 21 июня 2000 г. N 861 раздел 6 настоящего Положения дополнен пунктом 6.4.
6.4. Орган ТОС несет ответственность за действия либо бездействие (в том числе необоснованный отказ), допущенные при реализации полномочий, предусмотренных подпунктами о), п) пункта 6.1. настоящего Положения.
7. Экономическая деятельность и финансовые ресурсы органов ТОС
Постановлением Тольяттинской городской Думы от 20 марта 2002 г. N 398 пункт 7.1. настоящего Положения изложен в новой редакции
7.1. Органы территориального общественного самоуправления осуществляют свою деятельность за счет собственных средств, а также за счет ассигнований из бюджета города.
7.2. При формировании бюджета города и районов предусматривать отдельной строкой финансирование деятельности ТОС.
7.3. Органы ТОС вправе:
а) выступать заказчиком на выполнение целевых программ, утвержденных соответствующей администрацией, с использованием предусмотренных на их выполнение средств местного бюджета и собственных финансовых ресурсов при условии, что орган ТОС обладает статусом юридического лица;
б) кооперировать на добровольной основе средства населения, предприятий, учреждений и организаций для финансирования целевых социальных программ;
7.4. Хозяйственные отношения органов ТОС с предприятиями, учреждениями, организациями независимо от форм собственности строятся на договорной основе.
7.5. Органы ТОС самостоятельно используют имеющиеся в их распоряжении финансовые и иные ресурсы в соответствии с целевыми программами социально-экономического развития соответствующих территорий, утвержденными соответствующими органами местного самоуправления, и уставными целями органов ТОС.
8. Взаимодействие органов ТОС с органами местного самоуправления
8.1. Взаимоотношения органов ТОС с городской Думой:
а) городская Дума содействует органам ТОС в осуществлении их полномочий;
б) представители органов ТОС имеют право присутствовать на заседаниях городской Думы;
в) городская Дума в своей контрольной деятельности опирается на участие органов ТОС.
8.2. Взаимоотношения органов ТОС с мэрией и районными администрациями:
а) мэрия и районные администрации оказывают содействие органам ТОС, в том числе - в организации учебы, предоставлении информации в рамках компетенции ТОС;
б) мэрия и районные администрации по согласованию с органами ТОС вправе делегировать им на договорной основе часть своих полномочий с передачей соответствующих финансовых и материальных средств;
в) мэрия и районные администрации рассматривают и обобщают предложения собраний (сходов), конференций населения и органов ТОС по вопросам социально-экономического развития территорий, включают их при необходимости в перспективный план или текущий план работы.
9. Взаимоотношения органов ТОС с предприятиями,
учреждениями и общественными объединениями
9.1. Взаимоотношения органов ТОС с предприятиями, организациями различных форм собственности и общественными объединениями граждан строятся на договорной основе.
9.2. Общественные объединения имеют право вносить в органы ТОС предложения по разработке планов и программ развития соответствующей территории.
Постановлением Тольяттинской городской Думы от 10 июля 2002 г. N 509 в раздел 10 настоящего Положения внесены изменения
10. Гарантии прав и ответственность органов ТОС
10.1. Споры и разногласия между органами ТОС и органами местного самоуправления рассматриваются в следующем порядке:
а) имущественные споры между органами ТОС и органами местного самоуправления рассматриваются арбитражным судом - при наделении органов ТОС правами юридического лица с момента их государственной регистрации в порядке, установленном законодательством;
10.2. Органы ТОС несут ответственность за принятые ими решения в соответствии с законодательством, нормативно-правовыми актами органов местного самоуправления.
11. Досрочное прекращение полномочий органов ТОС
Решением Тольяттинской городской Думы от 22 октября 1997 г. N 168 в раздел 12 настоящего Положения внесены изменения
12. Заключительные, переходные положения
12.1. Первые после вступления в силу данного Положения выборы президиумов, председателей, заместителей председателей органов ТОС осуществляются на срок полномочий действующего органа ТОС.
Последующие выборы осуществляются в соответствии с Положением.
12.1. В случае принятия федерального закона либо закона субъекта Российской Федерации, регулирующего вопросы территориального общественного самоуправления, настоящее Положение приводится в соответствие с законом в месячный срок.
Председатель городской Думы |
А.Н. Дроботов |
<< Назад |
||
Содержание Решение Тольяттинской городской Думы от 16 июля 1997 г. N 127 "О Положении о территориальном общественном самоуправлении... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.