Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к Решению
Думы городского округа Самара
от 11 декабря 2008 г. N 671
Целевая программа
городского округа Самара
по увеличению количества мест
в дошкольных образовательных учреждениях
на 2009 - 2010 годы
24 сентября 2009 г., 29 апреля 2010 г.
Решением Думы городского округа Самара от 29 апреля 2010 г. N 898 в паспорт настоящей Программы внесены изменения
Паспорт
целевой программы городского округа Самара
по увеличению количества мест в дошкольных
образовательных учреждениях на 2009 - 2010 годы
Наименование программы Целевая программа городского округа Самара по
увеличению количества мест в дошкольных
образовательных учреждениях на 2009 - 2010
годы (далее - Программа)
Заказчик Администрация городского округа Самара
Основные разработчики департамент образования администрации
программы городского округа Самара
Головной исполнитель департамент образования администрации
программы городского округа Самара
Дата принятия решения о 21 мая 2008 года
разработке Программы
Цель и задачи Программы Целью Программы является удовлетворение
потребностей граждан городского округа Самара
в доступном качественном дошкольном
образовании.
Задачи Программы:
- расширение сети дошкольных образовательных
учреждений за счет возврата в систему
образования ранее закрытых детских садов;
- увеличение количества групп в дошкольных
образовательных учреждениях;
- развитие дошкольных отделений (групп) на базе
общеобразовательных учреждений;
- обеспечение наиболее полного охвата детей
дошкольным образованием как гарантии их
успешности на следующей ступени образования;
- укрепление семьи как социального института;
- подготовка кадрового резерва для системы
дошкольного образования;
- создание единой информационно-методической
базы системы дошкольного образования;
- создание системы мониторинга качества
образовательных услуг в дошкольных
учреждениях
Сроки и этапы реализации 1 января 2009 года - 31 декабря 2010 года:
программы 1 этап: 1 января 2009 года - 31 декабря 2009
года
2 этап: 1 января 2010 года - 31 декабря 2010
года
Исполнитель программы Департамент образования Администрации
городского округа Самара
ОБЪЕМЫ И ИСТОЧНИКИ Бюджет городского округа Самара -
ФИНАНСИРОВАНИЯ 53 264,3 тыс. руб., в том числе:
2009 год - 25 000,0 тыс. руб.;
2010 год - 28 264,3 тыс. руб.".
Ожидаемые конечные - сохранение охвата детей в возрасте от 1 года
результаты реализации до 7 лет дошкольным образованием в условиях
программы прогрессивной рождаемости на уровне 2008 года -
50,2%
- укрепление института семьи
Система контроля рассмотрение вопросов, связанных с исполнением
за исполнением программы мероприятий Программы, производится:
- ежеквартально на заседании Коллегии
Администрации городского округа Самара;
- Думой городского округа Самара посредством
рассмотрения отчетов об исполнении Программы
Специальные термины - ДО - Департамент образования Администрации
городского округа Самара;
- ДОУ - дошкольное образовательное учреждение
- МОУ - муниципальное общеобразовательное
учреждение;
- МДОУ - муниципальное дошкольное
образовательное учреждение;
- МОУ СОШ - муниципальное общеобразовательное
учреждение средняя общеобразовательная школа
Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения
Дошкольное воспитание - важная первоначальная ступень в системе непрерывного образования. Инвестиции в эту сферу направлены на реализацию права каждого ребенка на качественное и доступное образование, формирование и развитие личности ребенка с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, его физического и психологического здоровья. Система дошкольного образования обеспечивает гражданам страны социальные гарантии, дает возможность родителям, имеющим детей дошкольного возраста, реализовать себя в сфере трудовой деятельности, создавать материальные условия для укрепления семьи, полноценного воспитания и развития детей, в конечном счете обеспечивая стратегические приоритеты России.
Сегодня развитие дошкольного образования в городском округе Самара предполагает решение актуальной проблемы обеспечения доступности дошкольного образования большинству жителей городского округа Самара. Целенаправленная работа Администрации городского округа Самара, всех заинтересованных организаций, учреждений и ведомств по расширению сети дошкольных учреждений позволит снизить очередность в дошкольные учреждения.
Уровень рождаемости в городском округе Самара с 2000 года незначительно, но стабильно растет (в 2007 году в городе родилось около 11,3 тысячи детей), при этом в Самаре отмечается один из самых низких уровней младенческой смертности.
Показатель рождаемости в 2007 году составил 9,8 человека на 1000 жителей. Уровень рождаемости увеличился на 8% и приближается к показателям 1991 года (наибольшей рождаемости за последние десятилетия). Динамика рождаемости по городскому округу Самара представлена в таблице:
Год | 1991 | 2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 |
Количест- во родивших- ся |
12253 | 8601 | 9104 | 10453 | 11223 | 11229 | 10783 | 10831 | 11233 |
Из 65800 детей дошкольного возраста по состоянию на 1 января 2008 года муниципальные дошкольные учреждения посещают 33015 детей - 50,2%.
Количество очередников в дошкольные учреждения на 1 мая 2008 года составляет 16108 человек.
Возраст детей |
Обеспечены местами в ДОУ (чел.) (на 01.05.2008) |
Количество очередников (чел.) (на 01.05.2008) |
Планируется зачислить (чел.) (на 01.09.2008) |
1,5 - 3 года |
4979 | 7791 | 3380 |
3 - 7 лет |
28036 | 8317 | 755 |
ИТОГО | 33015 | 16108 | 4135 |
Таким образом, имеющаяся сегодня в городском округе Самара сеть учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования (200 муниципальных дошкольных образовательных учреждений, 6 начальных школ - детских садов и дошкольных отделений общеобразовательных учреждений, 6 негосударственных и 10 ведомственных детских садов), не обеспечивает спрос на услуги дошкольного образования.
Сокращение количества дошкольных образовательных учреждений с 420 в 1997 году до 206 к 2007 году произошло в период демографического спада (если суммарный коэффициент рождаемости в 1986 - 1987 годах был равен 2,19, то к 1999 году понизился до 1,16, почти вдвое). Здания детских садов были переданы в долгосрочную аренду (или в полное распоряжение ведомствам и неведомственным организациям) и использовались до настоящего времени не по назначению. Охват детей муниципальной системой дошкольного образования в городе сократился с 75% до 50%.
Вместе с тем следует также отметить, что большинство действующих детских садов, особенно в Самарском, Ленинском, Куйбышевском, Красноглинском районах, составляют помещения, либо построенные по старым проектам, либо расположенные на первых этажах жилых домов, без физкультурных залов и спален, без участков для прогулок. Условия пребывания детей в 20 детских садах этих районов не соответствуют требованиям СанПиН, а остальные детские сады имеют наполняемость больше нормы в 1,5 раза.
Для решения проблемы дефицита мест в дошкольных образовательных учреждениях необходимы следующие меры:
- увеличение количества групп за счет использования внутренних резервов - открытие дополнительных групп в функционирующих дошкольных образовательных учреждениях;
- возврат зданий бывших детских садов в сеть муниципальных дошкольных образовательных учреждений; капитальный ремонт и реконструкция этих зданий;
- строительство новых детских садов;
- открытие на базе общеобразовательных учреждений дошкольных отделений (групп).
Для определения потребностей в местах в дошкольных образовательных учреждениях и степени удовлетворенности родителей дошкольным образованием необходимо создать систему мониторинга качества образовательных услуг. Это позволит реагировать на изменения социального заказа в образовательной области и принимать рациональные управленческие решения. Для обеспечения качества дошкольного образования важно разработать единые требования к содержанию обучения детей в учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, для полноценного развития ребенка как гарантии его успешности во взрослой жизни.
Строительство дошкольных образовательных учреждений осуществляется в рамках областной инвестиционной программы и в рамках бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства муниципальной собственности городского округа Самара. В рамках данной Программы вопрос строительства детских садов не рассматривается.
Таким образом, комплекс мер по развитию дошкольного образования должен осуществляться по двум основным направлениям:
- обеспечение доступности дошкольного образования;
- расширение сети дошкольных учреждений и обеспечение его качества.
Основные цели, задачи, этапы и сроки реализации Программы
Целью Программы является удовлетворение потребностей граждан городского округа Самара в доступном качественном дошкольном образовании.
Основные задачи Программы:
- расширение сети дошкольных образовательных учреждений за счет возврата в систему ранее закрытых детских садов;
- увеличение количества групп в дошкольных образовательных учреждениях;
- развитие дошкольных отделений (групп) на базе общеобразовательных учреждений;
- обеспечение наиболее полного охвата детей дошкольным образованием как гарантии их успешности на следующей ступени образования;
- укрепление семьи как социального института;
- подготовка кадрового резерва для системы дошкольного образования;
- создание системы мониторинга качества образовательных услуг в дошкольных учреждениях.
Реализация Программы рассчитана на период с 2009 по 2010 годы.
Начало реализации Программы - 1 января 2009 года.
Окончание реализации Программы - 31 декабря 2010 года.
Перечень и характеристика основных мероприятий Программы
В соответствии с поставленными задачами основные мероприятия Программы систематизированы по следующим направлениям:
1. Расширение сети дошкольных учреждений включает в себя мероприятия по увеличению количества мест в дошкольных учреждениях (открытие дополнительных групп в функционирующих дошкольных образовательных учреждениях; открытие дошкольных отделений на базе муниципальных общеобразовательных учреждений; капитальный ремонт зданий бывших детских садов и открытие на их базе новых дошкольных учреждений).
2. Нормативно-правовое и информационно-аналитическое обеспечение включает мероприятия, направленные на прогнозирование комплектования дошкольных образовательных учреждений, изучение спроса на дошкольные образовательные услуги.
3. Обеспечение качества дошкольного образования. Мероприятия данного направления позволят повысить качество услуг, предоставляемых дошкольными образовательными учреждениями, качественно обновить содержание дошкольного образования.
Перечень основных мероприятий Программы приведен в приложении к Программе.
Решением Думы городского округа Самара от 29 апреля 2010 г. N 898 настоящий раздел изложен в новой редакции
Источники финансирования Программы с распределением
по годам и объемам
Мероприятия Программы финансируются за счет средств бюджета городского округа Самара, предусмотренных решением Думы городского округа Самара на соответствующий финансовый год в порядке, установленном бюджетным законодательством и нормативными актами органов местного самоуправления.
Финансирование будет осуществляться по годам реализации Программы в следующих объемах:
2009 год - 25 000,0 тыс. руб.;
2010 год - 28 264,3 тыс. руб.
Итого по Программе - 53 264,3 тыс. руб.
Оценка социально-экономической эффективности от реализации
мероприятий Программы
Основным критерием оценки социально-экономической эффективности Программы является достижение цели: обеспечение доступности качественного дошкольного образования; сохранение охвата детей в возрасте от 1 года до 7 лет дошкольным образованием в условиях прогрессивной рождаемости на уровне 2008 года - 50,2%; укрепление института семьи.
Механизм реализации Программы
Головным исполнителем мероприятий Программы является ДО.
Финансирование мероприятий Программы осуществляется в соответствии с действующим законодательством.
Головной исполнитель несет ответственность за качественное и своевременное исполнение программных мероприятий.
Получатели финансовых средств являются ответственными за выполнение мероприятий по реализации Программы и представляют в Администрацию городского округа Самара информацию о ходе исполнения Программы.
Администрация городского округа Самара, выступающая в роли заказчика Программы, в лице головного исполнителя осуществляет в установленном порядке меры по выполнению мероприятий Программы:
- осуществляет руководство и текущее управление реализацией Программы;
- обеспечивает координацию деятельности исполнителей Программы;
- разрабатывает в пределах своей компетенции нормативные правовые акты, необходимые для реализации Программы;
- проводит анализ и формирует предложения по рациональному использованию финансовых ресурсов Программы;
- на основании предложений разработчиков Программы подготавливает ежегодно в установленном порядке предложения по уточнению перечня мероприятий Программы на очередной финансовый год;
- уточняет механизм реализации Программы и затраты по мероприятиям Программы.
Механизм реализации Программы осуществляется на основании договоров на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, заключаемых головным исполнителем со всеми исполнителями программных мероприятий. Исполнители программных мероприятий определяются на конкурсной основе.
Организация управления Программой и контроль
за ходом ее исполнения
Общее руководство и координацию работы по исполнению Программы осуществляет ДО.
Контроль за целевым использованием бюджетных средств осуществляет главный распорядитель - ДО.
Контроль за ходом реализации Программы осуществляет Администрация городского округа Самара.
Контроль за исполнением Программы осуществляет Дума городского округа Самара посредством рассмотрения отчетов об исполнении Программы в соответствии с Положением "О порядке представления и рассмотрения отчетов об исполнении целевых программ городского округа Самара Думой городского округа Самара".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.