Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к Закону
Самарской области
"Об утверждении областной
целевой программы "Жилище"
на 2006-2010 годы"
Подпрограмма
"Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем
категорий граждан, установленных федеральным законодательством"
(далее - Подпрограмма)
Паспорт Подпрограммы
Наименование Подпрограммы - подпрограмма "Выполнение государственных
обязательств по обеспечению жильем
категорий граждан, установленных
федеральным законодательством"
Дата принятия решения о - постановление Правительства Самарской
разработке Подпрограммы области от 02.05.2006 N 43
Государственный заказчик - Правительство Самарской области
Подпрограммы
Головной исполнитель - министерство экономического развития,
Подпрограммы инвестиций и торговли Самарской области
Основные разработчики - министерство экономического развития,
Подпрограммы инвестиций и торговли Самарской области
Цели и задачи Подпрограммы - цель Подпрограммы:
обеспечение жилыми помещениями граждан
Российской Федерации, перед которыми
государство имеет обязательства в
соответствии с законодательством
Российской Федерации на территории
Самарской области;
задачи Подпрограммы:
правовое обеспечение мероприятий по
улучшению жилищных условий льготных
категорий граждан;
оказание адресной поддержки льготным
категориям граждан в приобретении жилья
или строительстве индивидуального жилья
через механизм государственных жилищных
сертификатов, договоры социального найма
Сроки и этапы реализации - 2006-2010 годы
Подпрограммы
Исполнители Подпрограммы - министерство гуманитарного и социального
развития Самарской области, департамент
по вопросам семьи, материнства и детства
Самарской области, органы местного
самоуправления (по согласованию)
Объем и источники - общий объем финансирования мероприятий
финансирования Подпрограммы Подпрограммы: всего - 8041,88 млн.рублей,
в том числе:
областной бюджет 2153,18 млн. рублей;
федеральный бюджет 5888,7 млн. рублей.
Мероприятия Подпрограммы, финансирова-
ние которых предполагается осуществлять
за счет средств федерального бюджета, не
являются расходными обязательствами
Российской Федерации и Самарской области.
Указанные далее в Подпрограмме объемы
финансирования отдельных мероприятий
Подпрограммы за счет иных, помимо
областного бюджета, источников являются
предполагаемыми
Ожидаемые конечные результаты - реализация основных направлений позволит
реализации Подпрограммы обеспечить жилыми помещениями 4199
человек, приобрести 226,8 тыс. кв.
метров площади жилых помещений
Система организации контроля - контроль за реализацией мероприятий
за исполнением Подпрограммы Подпрограммы осуществляется министерст-
вом экономического развития, инвестиций
и торговли Самарской области.
Контроль за целевым использованием
выделенных средств областного бюджета
осуществляется министерством управления
финансами Самарской области.
Содержание проблемы и обоснование необходимости
ее решения программными методами
Обеспечение жильем граждан в Самарской области, признанных в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации нуждающимися в улучшении жилищных условий, состоящих в очереди на улучшение жилищных условий, остается одной из наиболее острых социальных проблем.
На территории Самарской области, по состоянию на 01.04.2006, в очереди на улучшение жилищных условий числится 13784 семей, признанных в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации нуждающимися в улучшении жилищных условий и состоящих в очереди на улучшение жилищных условий.
С 1 января 2005 года федеральным законодательством четко распределены расходные обязательства Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в части обеспечения жильем льготных категорий граждан (табл. 1).
Таблица 1
Расходные обязательства Российской Федерации и субъектов
Российской Федерации по обеспечению жильем
льготных категорий граждан
Наименование льготных категорий граждан | Количество граждан (на 01.04.2006 г.) |
Всего 13784
Расходные обязательства Российской Федерации
Участники Великой Отечественной войны, инвалиды и 5999
семьи, имеющие детей-инвалидов
Граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследст- 431
вие радиационных аварий и катастроф, и приравненные
к ним лица, вставшие на учет в качестве нуждающихся
в улучшении жилищных условий до 01.01.2005 года
Граждане, уволенные с военной службы, и приравненные 3395
к ним лица, вставшие в органах местного самоуправле-
ния на учет в качестве нуждающихся в улучшении жи-
лищных условий до 01.01.2005 года
Граждане, выезжающие (выехавшие) из районов Крайнего 175
Севера и приравненных к ним местностей
Граждане, признанные в установленном порядке вынуж- 1768
денными переселенцами и включенные территориальными
органами Федеральной миграционной службы в сводные
списки вынужденных переселенцев, состоящих в органах
местного самоуправления на учете в качестве нуждаю-
щихся в получении жилых помещений
Итого 11768
Расходные обязательства Самарской области
Труженики тыла 210
Репрессированные и реабилитированные граждане 194
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родите- 1612
лей
Итого 2016
За период с 2001 по 2005 год на обеспечение жильем указанных категорий граждан было выделено 1,288 млрд.рублей, из которых за счет средств областного бюджета 887,4 млн.рублей, за счет средств федерального бюджета 400,3 млн.рублей. Улучшили свои жилищные условия 2205 семей (табл. 2).
Таблица 2.
Объемы финансирования льготных категорий граждан,
установленным федеральным законодательством,
в 2001-2005 годах
Категория граждан | Объем финансирования | |||||
областной бюджет | федеральный бюджет | итого | ||||
сумма, тыс. руб. |
кол-во семей |
сумма, тыс. руб. |
кол-во семей |
сумма, тыс. руб. |
кол-во семей |
Участники Великой 676 300 683 1 800 2 678 100 685
Отечественной вой-
ны, инвалиды и
семьи, имеющие де-
тей-инвалидов
Участники ликвида- 17530 37 45448 104 62978 141
ции последствий ра-
диационных аварий и
катастроф
Граждане, уволенные 273118 596 273118 596
с военной службы
Граждане, выехавшие 3 101,5 11 3101,5 11
из районов Крайнего
Севера
Вынужденные пересе- 54000 98 76 801 294 130801 392
ленцы
Труженики тыла 15000 33 15000 33
Репрессированные и 5000 10 5000 10
реабилитированные
граждане
Дети-сироты и дети, 119588 337 119588 337
оставшиеся без по-
печения родителей
Всего 887418 1198 400269 1007 1287687 2205
С 2001 по 2005 год обеспечение жильем льготных категорий граждан осуществлялось за счет средств федерального и областного бюджетов.
До 2006 года полномочия по обеспечению жильем инвалидов, ветеранов Великой Отечественной войны и лиц, приравненных к ним, были возложены на субъекты Российской Федерации. Решение жилищных вопросов по обеспечению данной категории граждан было одним из приоритетных вопросов жилищной политики органов государственной власти Самарской области. За последние 5 лет очередность ветеранов Великой Отечественной войны была сокращена в 2 раза. Положительные результаты обусловлены тем, что значительная часть средств областного бюджета, выделенных на решение жилищной проблемы данной категории (428,7 млн.рублей), была направлена на строительство специализированных домов для ветеранов в городах Самарской области.
С 1 января 2005 года полномочия по обеспечению вышеуказанной категории граждан возложены на федеральный бюджет. Объем выделяемых на данные цели средств существенно сократился. В 2005 году на обеспечение жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, для Самарской области было выделено из федерального бюджета 1800 тыс.рублей для улучшения жилищных условий 2-х семей. В 2006 году за счет средств федерального бюджета предусмотрено выделить 30 млн. рублей, что позволит обеспечить жильем 44 семьи данной категории.
Значительные объемы инвестирования из областного бюджета за последние пять лет позволили сократить очередность нуждающихся в улучшении жилищных условий в 3 раза, в том числе в два раза сократить очередность ветеранов Великой Отечественной войны и лиц, приравненных к ним. Однако в очереди на улучшение жилищных условий стоят порядка 72 тысяч семей, из которых 11343 семьи имеют право на государственную поддержку в решении жилищных вопросов.
За счет средств областного бюджета продолжается строительство трех специализированных жилых домов для ветеранов Великой Отечественной войны в городских округах Жигулевске, Новокуйбышевске, Сызрани, а также жилых домов для льготных категорий граждан в городских округах Нефтегорске, Отрадном и Октябрьске. На данные цели в 2006 году будет выделено 224,4 млн.рублей. В целом средства областного бюджета позволят в текущем году обеспечить жильем 276 семей ветеранов Великой Отечественной войны и лиц, приравненных к ним.
В настоящее время Правительством Российской Федерации утверждена новая редакция федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы. Мероприятия, входившие в ее состав и прекратившие действие подпрограммы "Государственные жилищные сертификаты" для граждан, уволенных с военной службы, включены в подпрограмму "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" вышеуказанной программы. К указанным категориям относятся:
граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие радиационных аварий и катастроф, и приравненные к ним лица, вставшие на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01.01.2005 года;
граждане, уволенные с военной службы, и приравненные к ним лица, вставшие в органах местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01.01.2005 года;
граждане, выезжающие (выехавшие) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей;
граждане, признанные в установленном порядке вынужденными переселенцами и включенные территориальными органами Федеральной миграционной службы в сводные списки вынужденных переселенцев, состоящих в органах местного самоуправления на учете в качестве нуждающихся в получении жилых помещений.
Обеспечение жильем указанных категорий будет осуществляться за счет средств федерального бюджета путем предоставления субсидии посредством выдачи государственных жилищных сертификатов. Как показала практика - это наиболее эффективная форма исполнения государством обязательств по обеспечению жильем.
Категории граждан, уволенных с военной службы, граждан, подвергшихся радиации вследствие радиационных аварий и катастроф, граждан, выехавших из районов Крайнего Севера, и вынужденных переселенцев обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с федеральным законодательством (табл. 3).
Таблица 3
Количество граждан, относящихся к категориям, установленным
федеральным законодательством, нуждающихся в улучшении жилищных
условий (начиная с 2006 года) за счет средств федерального бюджета
Категория граждан | Обеспечение жильем граждан по годам, чел. | |||||
Всего | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 |
Участники ВОВ, инвалиды и 781 44 99 153 212 273
семьи, имеющие детей-инва-
лидов
Граждане, подвергшиеся воз- 367 21 47 72 99 128
действию радиации вследст-
вие радиационных аварий и
катастроф, и приравненных к
ним лица
Граждане, уволенные с воен- 561 334 227 - - -
ной службы, и приравненные
к ним лица
Граждане, выезжающие (выез- 15 1 2 3 4 5
жавшие) из районов Крайнего
Севера и приравненных к ним
местности
Граждане, признанные в ус- 459 45 56 86 119 153
тановленном порядке вынуж-
денными переселенцами
Всего 2183 445 431 314 434 559
В рамках реализации Подпрограммы за счет средств областного бюджета предполагается обеспечить 1936 граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и относящихся к категориям, установленным федеральным законодательством (табл. 4).
Таблица 4
Количество граждан, относящихся к категориям, установленным
федеральным законодательством, нуждающихся в улучшении жилищных
условий (начиная с 2006 года) за счет средств областного бюджета
Категория граждан | Обеспечение жильем граждан по годам, чел. | |||||
Всего | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 |
Труженики тыла 210 23 52 80 55 -
Репрессированные и реабили- 194 23 52 80 39 -
тированные граждане
Дети-сироты и дети, оставши- 1612 87 438 382 450 255
еся без попечения родителей
Всего 2016 133 542 542 544 255
Основные цели и задачи
Цель Подпрограммы - обеспечение жилыми помещениями граждан, перед которыми государство имеет обязательства в соответствии с федеральным законодательством.
Задачами Подпрограммы являются:
правовое и методологическое обеспечение мероприятий по улучшению жилищных условий категорий граждан, установленных федеральным законодательством;
оказание адресной поддержки льготных категорий граждан в приобретении жилья или строительстве индивидуального жилья;
внедрение финансовых и организационных механизмов оказания государственной поддержки льготных категорий граждан.
Система программных мероприятий
Основные программные мероприятия включают в себя:
формирование очередности граждан, относящихся к категориям, установленным федеральным законодательством, и списка граждан, изъявивших желание получить государственный жилищный сертификат;
распределение финансовых ресурсов и государственных жилищных сертификатов между участниками Подпрограммы;
осуществление проверки учетных дел граждан - получателей государственных жилищных сертификатов;
приобретение жилых помещений для предоставления по договорам социального найма жилья;
исследования рынка недвижимости с целью предоставления гражданам - участникам Подпрограммы информации о наличии жилья;
совершенствование и внедрение системы методического и программного обеспечения, предназначенной для учета граждан - участников Подпрограммы, подготовки информационно-аналитических материалов, и организация контроля за выполнением Подпрограммы;
проведение разъяснительной работы по вопросам реализации Подпрограммы.
Категории граждан, уволенных с военной службы, граждан, подвергшихся радиации вследствие радиационных аварий и катастроф, граждан, выехавших из районов Крайнего Севера, и вынужденных переселенцев и участников ВОВ, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с федеральным законодательством.
Механизм реализации Подпрограммы
На приобретение жилья льготным категориям граждан, установленным федеральным законодательством, предоставляются субсидии за счет средств федерального бюджета с использованием механизма предоставления государственных жилищных сертификатов.
Предоставлением субсидий за счет средств областного бюджета обеспечиваются жильем труженики тыла, репрессированные и реабилитированные граждане.
Обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется за счет средств областного бюджета путем предоставления жилья на условиях договора социального найма.
Жилые помещения указанным лицам предоставляются в виде отдельных квартир по нормам, действующим на территории Самарской области, с учетом состояния здоровья, семейного положения этих лиц и других заслуживающих внимания обстоятельств.
Финансовое обеспечение Подпрограммы
Финансовые средства на удовлетворение установленных федеральным законодательством и законодательством Самарской области потребностей граждан в доступном и комфортном жилье формируются за счет средств федерального и областного бюджетов (табл. 5 и 6).
Таблица 5
Предполагаемые объемы финансирования, необходимые для обеспечения
жильем льготных категорий граждан на территории Самарской области, за
счет средств федерального бюджета
млн. руб. (в ценах 2006 года)
Категория граждан | Объем финансирования по годам | |||||
Всего | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 |
Участники ВОВ, инвалиды и 536,6 32,1 68,0 104,8 144,9 186,8
семьи, имеющие детей-инва-
лидов
Граждане, уволенные с воен- 4883,8 276,5 621 956,9 1323,5 1705,9
ной службы, и приравненные
к ним лица
Граждане, подвергшиеся воз- 212,1 12 26,9 41,6 57,5 74,1
действию радиации вследст-
вие радиационных аварий и
катастроф, и приравненные к
ним лица
Граждане, выезжающие (вые- 11,2 0,6 1,4 2,2 3,1 3,9
хавшие) из районов Крайнего
Севера и приравненных к ним
местностей
Граждане, признанные в ус- 245 13,8 31,2 48 66,4 85,6
тановленном порядке вынуж-
денными переселенцами
Всего 5888,7 335 748,5 1153,5 1595,4 2056,3
Таблица 6
Объем финансирования, необходимых для обеспечения жильем льготных
категорий граждан на территории Самарской области за счет средств
областного бюджета
млн. руб. (в ценах 2006 года)
Категория граждан | Объем финансирования по годам | |||||
Всего | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 |
Труженики тыла 181,5 20,0 44,9 69,2 47,4
Репрессированные и реабили- 167,7 20,0 44,9 69,2 33,6
рованные граждане
Дети-сироты и дети, остав- 1393,73 75 378,33 330,6 389,3 220,5
шиеся без попечения родите-
лей
Строительство жилых домов 148,2 76,8 71,4
для льготных категорий
граждан
Строительство специализиро- 262,05 147,6 114,45
ванных жилых домов для ве-
теранов войны
Всего 2153,18 339,4 653,98 469 470,3 220,5
Всего на реализацию Подпрограммы за счет средств федерального бюджета намечается привлечь 5888,7 млн.рублей, в том числе 5352,1 млн.рублей путем предоставления государственных жилищных сертификатов. За счет средств областного бюджета будет привлечено 2153,18 млн. рублей, из которых 1393,7 млн.рублей будут направлены на приобретение благоустроенных жилых помещений с последующим предоставлением по договору социального найма.
Мероприятия Подпрограммы, финансирование которых предполагается осуществлять за счет средств федерального бюджета, не являются расходными обязательствами Российской Федерации и Самарской области. Указанные далее в Подпрограмме объемы финансирования отдельных мероприятий Подпрограммы за счет иных, помимо областного бюджета, источников являются предполагаемыми.
Организация управления реализацией Подпрограммы
и контроль за ходом ее выполнения
Организацию управления и контроль за реализацией Подпрограммы осуществляет министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области.
Контроль за целевым использованием выделенных средств областного бюджета осуществляет министерство управления финансами Самарской области.
При реализации Подпрограммы министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области:
определяет основные направления в решении жилищных вопросов льготных категорий граждан, установленных федеральным законодательством;
осуществляет взаимодействие с Федеральным агентством по жилищно-коммунальному хозяйству, органами исполнительной власти Самарской области, органами местного самоуправления;
определяет в установленном порядке заинтересованные организации, осуществляющие подпрограммные мероприятия, и осуществляет координацию их деятельности;
разрабатывает нормативную правовую базу по реализации Подпрограммы совместно с другими исполнителями Подпрограммы;
ежегодно формирует сводные списки участников Подпрограммы;
осуществляет мониторинг реализации Подпрограммы;
осуществляет распределение средств, предусмотренных федеральным и областным бюджетами, между муниципальными образованиями области;
получает и анализирует ежемесячную информацию от исполнителей Подпрограммы;
на основании сводных списков участников настоящей Подпрограммы ежегодно утверждает списки льготных категорий граждан, установленных законодательством;
в установленные сроки представляет отчет о реализации настоящей Подпрограммы государственному заказчику Подпрограммы.
Органы местного самоуправления городских округов и муниципальных районов в рамках компетенции, определенной федеральным законодательством:
формируют муниципальный жилищный фонд;
составляют списки льготных категорий граждан;
осуществляют организацию управления и контроль за выполнением муниципальных программ улучшения жилищных условий льготных категорий граждан.
Министерство гуманитарного и социального развития Самарской области, департамент по вопросам семьи, материнства и детства Самарской области:
ежегодно формируют сводные списки участников Подпрограммы в рамках своих полномочий;
утверждают списки льготных категорий граждан, установленных законодательством;
представляют утвержденные списки в министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области.
Оценка эффективности реализации Подпрограммы
Реализация основных направлений подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" позволит обеспечить к 2010 году жильем 4199 человек из числа граждан, относящихся к категориям, установленным федеральным законодательством и законодательством Самарской области, предоставить для проживания 226,8 тыс. кв. метров площади жилых помещений.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.