Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к Закону
Самарской области
"Об утверждении областной
целевой программы "Жилище"
на 2006-2010 годы"
Подпрограмма
"Ипотечное кредитование в Самарской области"
(далее - Подпрограмма)
Паспорт Подпрограммы
Наименование Подпрограммы - подпрограмма "Ипотечное кредитование в
Самарской области"
Дата принятия решения о - постановление Правительства Самарской
разработке Подпрограммы области от 02.05.2006 N 43
Государственный заказчик - Правительство Самарской области
Подпрограммы
Головной исполнитель - министерство экономического развития,
Подпрограммы инвестиций и торговли Самарской области
Основные разработчики - министерство экономического развития,
Подпрограммы инвестиций и торговли Самарской области,
Самарский областной Фонд жилья и
ипотеки, Самарский областной фонд
поддержки индивидуального жилищного
строительства на селе
Цель и задачи Подпрограммы - цель Подпрограммы:
увеличение объема, предоставляемых
ипотечных кредитов (займов), выдаваемых
в Самарской области
задачи Подпрограммы:
повышение доступности ипотечных кредитов
и увеличение объемов кредитования;
создание полноценного сбалансированного
рынка жилья как со стороны предложения,
так и со стороны спроса;
привлечение частных инвестиций в жилищ-
ное строительство и стимулирование
развития строительства ипотечного жилья;
снижение финансовой нагрузки на заемщи-
ков при приобретении квартиры с исполь-
зованием ипотечных кредитов (займов);
обеспечение возможности бюджетного суб-
сидирования первоначального взноса для
отдельных категорий граждан по ипотечно-
му жилищному кредиту (займу);
обеспечение государственной поддержки в
форме предоставления государственных
гарантий под привлечение кредитных
ресурсов для строительства жилья,
реализуемого по программе ипотечного
кредитования
Сроки и этапы реализации - 2006 - 2010 годы;
Подпрограммы I этап: 2006 - 2007 годы;
II этап: 2008 - 2010 годы
Исполнители Подпрограммы - Самарский областной Фонд жилья и ипотеки
(по согласованию), Самарский областной
фонд поддержки индивидуального жилищного
строительства на селе (по согласованию),
министерство строительства жилищно-ком-
мунального хозяйства Самарской области,
органы местного самоуправления (по
согласованию), кредитно-финансовые и
ссудо-накопительные организации, строи-
тельные организации (по согласованию)
Объем и источники - общий объем финансирования Подпрограммы
финансирования Подпрограммы в 2006 - 2010 годах составит:
за счет всех источников финансирования -
52876 млн. рублей, в том числе:
за счет средств бюджета Самарской
области на выдачу ипотечных кредитов,
займов - 1490 млн. рублей;
за счет привлеченных внебюджетных
средств - 33720 млн. рублей;
за счет собственных средств граждан -
17666 млн. рублей.
Мероприятия Подпрограммы, финансирова-
ние которых предполагается осуществлять
за счет иных, помимо областного бюджета,
источников, не являются расходными
обязательствами Самарской области.
Указанные далее в Подпрограмме объемы
финансирования отдельных мероприятий
Подпрограммы за счет иных, помимо
областного бюджета, источников являются
предполагаемыми
Ожидаемые конечные результаты - в результате реализации Подпрограммы:
реализации Подпрограммы увеличится объем ипотечных жилищных
кредитов, выдаваемых гражданам, в 20
раз - с 1000 млн. рублей в 2005 году до
20000 млн. рублей в 2010 году.
Количество семей, решивших свой жилищный
вопрос с использованием схемы ипотечного
кредитования, соответственно возрастет в
3,6 раза с 4 тыс. семей в 2005 году до
17,7 тыс. семей в 2010 году;
будут привлечены в жилищную сферу
дополнительные финансовые средства
банков и других организаций, предостав-
ляющих ипотечные жилищные кредиты и
займы, а также собственные средства
граждан в размере 45741 млн.рублей, в
том числе:
в 2006 году - 3928 млн. рублей;
в 2007 году - 5126 млн. рублей;
в 2008 году - 10498 млн. рублей;
в 2009 году - 10986 млн. рублей;
в 2010 году - 15203 млн. рублей
Система организации контроля - контроль за реализацией мероприятий
за исполнением Подпрограммы Подпрограммы осуществляется
министерством экономического развития,
инвестиций и торговли Самарской области;
контроль за целевым использованием
выделенных средств областного бюджета
осуществляется министерством управления
финансами Самарской области.
Содержание проблемы и обоснование
необходимости ее решения программными методами
Подъем экономики Самарской области, а также стремление большей части населения к улучшению своих жилищных условий обусловили актуальность развития ипотечного жилищного кредитования. При этом основными направлениями, обеспечивающими его развитие, являются: обеспечение устойчивого темпа роста строительства жилья, доступного для широких слоев населения, путем снижения его стоимости, первоначального взноса и ставки кредитования. Помимо строительства жилья требуются новые подходы и к его эксплуатации.
Подпрограмма направлена на решение первоочередных задач приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России", а также социально-экономического развития Самарской области посредством реализации направлений по формированию рынка доступного жилья, увеличению платежеспособного спроса населения на жилье, увеличения объемов жилищного строительства.
Подпрограмма будет способствовать дальнейшей реализации положений Закона Самарской области "Об ипотечном жилищном кредитовании в Самарской области", внедрению и развитию новых схем и форм в реализации жилищной политики Самарской области.
До сих пор жилищная проблема стоит перед 572 тыс. семей в Самарской области, которые в той или иной степени не удовлетворены жилищными условиями. Общая потребность населения области в жилье составляет 34,32 млн. кв. метров. Чтобы удовлетворить эту потребность необходимо увеличить имеющейся жилищный фонд в Самарской области более чем на 50%. Однако большинство жителей лишено возможности на улучшение жилищных условий путем его единовременной покупки. Основными причинами являются:
недостаточные денежные доходы среднестатистических семей для приобретения жилья со стопроцентной его оплатой за счет собственных средств;
объемы жилищного строительства не удовлетворяют потребности населения и, как следствие, несоизмеримо высокая стоимость жилья, предлагаемого на рынке недвижимости;
низкое качество предоставляемых жилищных и коммунальных услуг и высокий уровень износа коммунальной структуры;
высокий уровень инфляции.
Для обеспечения спроса на ипотечное жилищное кредитование в Самарской области созданы основные условия. Для реализации ипотечной программы органами государственной власти Самарской области учреждены Самарский областной Фонд жилья и ипотеки и Самарский областной фонд поддержки индивидуального жилищного строительства на селе (далее также - фонды). Разработаны и приняты стандарты ипотечного жилищного кредитования, создана система привлечения долгосрочных финансовых ресурсов через механизм рефинансирования на вторичном рынке ипотечных кредитов, отработан механизм предоставления государственных гарантий Самарской области, обеспечивающих привлечение инвестиций в систему ипотечного кредитования.
Так, на примере данных, полученных в результате исследования, проведенного Самарским областным Фондом жилья и ипотеки, установлено, что 93% граждан, обратившихся с начала реализации ипотечной программы и прошедших тест-анкетирование, исходя из своей платежеспособности имеют возможность решить свой жилищный вопрос с использованием ипотечного кредита (займа).
В период времени с 2000-2005 годы была разработана и принята необходимая нормативная правовая база, направленная на развитие системы ипотечного жилищного кредитования и строительства ипотечного жилья. Отработана и получила свое развитие система решения жилищных проблем граждан с использованием ипотечных жилищных кредитов.
В системе ипотечного кредитования наряду с фондами работает больше количество банков, осуществляющих деятельность по предоставлению ипотечных кредитов.
Немаловажную роль в развитии системы ипотечного кредитования играет система гарантирования (страхования) ипотечных кредитов. Система страхования ипотечных кредитов направлена на создание благоприятных условий для повышения доступности ипотечных кредитов путем разделения кредитных рисков по кредиту.
Кроме того, в этот период осуществляется инвестирование строительства ипотечного жилья.
За период с 2000 по 2005 год за счет всех источников финансирования решили свой жилищный вопрос с использованием ипотечных жилищных кредитов (займов) 10 808 семей, проживающих в Самарской области. В том числе за счет средств областного бюджета - 4836 семей, за счет внебюджетных источников финансирования - 5 972 семьи.
Самарским областным Фондом жилья и ипотеки, являющимся региональным оператором ОАО "Агентство по ипотечному жилищному кредитованию" (далее - ОАО "АИЖК"), за счет привлеченных средств был решен жилищный вопрос более двух тысяч семей посредством предоставления ипотечных кредитов. Фонд осуществляет привлечение внебюджетных средств не только от ОАО "АИЖК", на долю которого приходится более 50%, но и от других инвесторов.
Достигнуто увеличение доступности ипотечных кредитов для потенциальных заемщиков посредством доведения срока кредита с 25 до 30 лет и снижения первоначального взноса с 30 до 10 процентов от стоимости приобретаемого жилья.
Появилась институциональная база жилищного рынка: 69% жилья, находящего в частной собственности, 90% строительных организаций являются частными. Право собственности на жилье, а также рынок жилья стали неотъемлемой частью отношений в жилищной сфере. Региональная нормативная правовая база, регулирующая взаимоотношения в жилищной сфере, послужила основой развития ипотечного жилищного кредитования в Самарской области.
Однако практическая реализация намеченных мер требует не только нормативного правового регулирования отношений, складывающихся в сфере жилищной ипотеки, но и конкретных мер государственной поддержки развития рынка доступного жилья.
В Самарской области жилищный сектор перешел на рыночные отношения и главной целью жилищной политики является создание условий для перехода на приобретение и строительство жилья населением через развитие прогрессивных форм кредитования.
Изменилась структура вводимых в эксплуатацию жилых домов по формам собственности и источникам финансирования. Радикальные изменения произошли в системе финансирования жилищного строительства, основную роль стали играть частные застройщики.
Сложившееся в настоящее время в жилищной сфере несоответствие спроса и предложения на рынке жилья, когда привлечение средств в ипотечное жилищное кредитование значительно превышает объемы предлагаемого на жилищном рынке жилья, требует серьезного урегулирования, так как это может повлечь лишь увеличение стоимости жилья, тем самым, снижение его доступности для значительного количества граждан.
Указанные проблемы и факторы, сдерживающие развитие системы ипотечного жилищного кредитования в Самарской области, на текущем этапе требуют программного - целевого метода решения, предопределяют цели и задачи настоящей Подпрограммы, а также систему программных мероприятий.
Основные цели и задачи Подпрограммы
Ипотечное кредитование - один из самых эффективных способов привлечения инвестиций в жилищную сферу. Ипотека позволяет согласовать интересы населения - в улучшении жилищных условий, банков и фондов - в эффективной и прибыльной работе, строительного комплекса - в необходимой загрузке производства и органов государственной власти Самарской области, заинтересованных в экономическом росте, которому будет способствовать широкое распространение ипотечного кредитования населения.
Основной целью Подпрограммы является увеличение объемов, предоставляемых ипотечных кредитов (займов), выдаваемых в Самарской области.
Для достижения поставленных целей планируется решить следующие основные задачи:
создание полноценного сбалансированного рынка жилья как со стороны предложения, так и со стороны спроса;
привлечение частных инвестиций в жилищное строительство и стимулирование развития строительства ипотечного жилья;
повышение доступности ипотечного кредитования и жилищных строительных сбережений для широких слоев населения;
снижение финансовой нагрузки на заемщиков при приобретении квартиры с использованием ипотечных кредитов (займов);
обеспечение возможности бюджетного субсидирования первоначального взноса для отдельных категорий граждан по ипотечному жилищному кредиту (займу);
внедрение системы льготного ипотечного кредитования для отдельных категорий граждан, определенных действующим региональным законодательством Самарской области;
обеспечение государственной поддержки в форме предоставления государственных гарантий под привлечение кредитных ресурсов для строительства жилья, реализуемого по программе ипотечного кредитования;
использование иных форм накопления средств гражданами, желающими улучшить свои жилищные условия за счет средств ипотечных кредитов (займов) или участия в иных схемах, позволяющих решить жилищный вопрос (долевое участие в строительстве жилья, жилищные кооперативы, ссудо-сберегательные и жилищно-строительные кассы и т.д.);
создание в рамках действующего жилищного законодательства маневренного жилого фонда, обеспечивающего возможность кредиторов использовать его в случае обращения взыскания на заложенные жилые помещения;
обеспечение выполнения макроэкономических прогнозов органов государственной власти Самарской области по снижению инфляции и росту реальных доходов населения;
создание условий для формирования эффективного рынка строительных материалов и строительной индустрии.
Выполнение Подпрограммы будет идти параллельно с мерами, принимаемыми в целях снижения стоимости жилья, исключения создания преждевременного повышенного платежеспособного спроса, а также ценового и временного дисбаланса на рынке жилья.
При этом основными направлениями в решении поставленных задач, направленных на развитие системы ипотечного кредитования, будут являться:
привлечение инвестиций в жилищное строительство и ипотечное кредитование;
реализация мер по повышению уровня обеспечения возврата заемных средств через предоставление государственных гарантий кредиторам.
Сроки и этапы реализации Подпрограммы
Реализация мероприятий, предусмотренных Подпрограммой, будет осуществлена в два этапа:
1 этап - 2006 - 2007 годы;
2 этап - 2008 - 2010 годы.
На первом этапе необходимо продолжить работу по доработке законодательной базы, привлечению внебюджетных источников финансирования в сферу ипотечного жилищного кредитования и жилищного строительства посредством внедрения, наряду с существующими, новых форм и схем их привлечения. Также предусматривается увеличение объемов ипотечного жилищного кредитования и объемов жилищного строительства. Необходимо обеспечить государственную поддержку фондов, направленную на развитие системы ипотечного жилищного кредитования.
Для реализации данного этапа предусмотрена государственная поддержка системы рефинансирования ипотечных жилищных кредитов и развития инфраструктуры рынка ипотечных ценных бумаг. Это позволит увеличить объем предоставляемых гражданам ипотечных кредитов на приобретение жилья и снизить процентную ставку.
Второй этап предполагает развитие системы ипотечного жилищного кредитования, ориентированной в значительной степени на рыночные механизмы. Значительная доля средств, задействованных в ипотеке, будет состоять из привлеченных внебюджетных источников финансирования. Бюджетное участие в основном будет основываться на поддержке отдельных категорий граждан, решающих жилищные вопросы с использованием механизма ипотечного кредитования, посредством предоставления государственных гарантий под привлечение более дешевых внебюджетных средств. В данный период за счет средств бюджетов всех уровней предусматривается сформировать маневренный жилищный фонд, предназначенный для отселения граждан, не исполняющих свои обязательства по ипотечным кредитам.
Привлечение средств на развитие системы ипотечного жилищного кредитования и строительство ипотечного жилья отражено в приложении 1.
Система программных мероприятий
В современных экономических условиях при государственной поддержке органов государственной власти Самарской области в рамках действующего законодательства можно выделить несколько направлений увеличения доступности жилищных ипотечных кредитов для жителей области, в том числе со средними и низкими доходами.
Первое направление - привлечение внебюджетных источников в систему ипотечного кредитования посредством рефинансирования выданных кредитов за счет купли-продажи закладных, выпуска и размещения ценных бумаг на рыночных условиях, привлечения иных внебюджетных средств. Привлечение заемных средств и их инвестирование для строительства и развития инфраструктуры жилья, предназначенного для реализации гражданам с использованием механизма ипотечного кредитования.
Второе направление - решение проблемы накопления собственных средств заемщиков на внесение первоначального взноса по ипотечному кредиту (займу) путем участия в жилищных и кредитных кооперативах, ссудо-сберегательных кассах. Создание и использование ипотечными структурами фонда коммерческого жилья, предоставляемого гражданам на условиях договоров коммерческого найма на время накопления ими первоначального взноса по ипотечному кредиту (займу) с правом последующего выкупа в собственность на условиях ипотечного кредитования.
Третье направление - оказание государственной поддержки за счет средств федерального, областного и местных бюджетов отдельным категориям граждан в решении жилищного вопроса с использованием механизма льготного ипотечного жилищного кредитования, позволяющего привлекать кредит (заем) под пониженную процентную ставку, а также посредством предоставления бюджетных субсидий и компенсаций.
Четвертое направление - стандартизация и автоматизация всех процессов, связанных с предоставлением и дальнейшим обслуживанием ипотечных кредитов и займов, создание единой информационной системы, позволяющей существенно сократить организационные, финансовые и временные издержки при реализации Подпрограммы, обеспечить эффективное управление и контроль за ее реализацией.
Пятое направление - государственная поддержка специализированных ипотечных структур, учрежденных при участии органов государственной власти Самарской области, в форме прямого бюджетного финансирования развития ипотечного жилищного кредитования. Создание условий для стимулирования строительства жилья для среднего класса. Предоставление государственных гарантий под привлечение областными фондами внебюджетных финансовых ресурсов на цели строительства ипотечного жилья, необходимого для обеспечения стабильного роста объемов рефинансирования.
Шестое направление - создание маневренного жилищного фонда. Предоставление заемщикам жилых помещений из данного фонда при обращении взыскания на их жилье, находящееся в залоге у кредитора. Это позволит упростить и ускорить операторам рынка жилья процедуру обращения взыскания при неисполнении заемщиком обязательств перед кредиторами, предусмотренных кредитным договором, создаст предпосылки для снижения рисков.
Седьмое направление - поддержка инвесторов и застройщиков, осуществляющих инвестирование строительства доступного жилья, посредством предоставления налоговых льгот, а также нормативного снижения и урегулирования затрат, налагаемых на застройщиков, в форме участия в развитии городских энергоисточников, развитии и обустройстве магистральных и внутриквартальных инженерных сетей и иных объектов инженерной инфраструктуры, возложив их на органы местного самоуправления, за счет субсидий (субвенций) из областного бюджета.
Восьмое направление - создание конкурентной среды в строительстве жилья посредством обеспечения предоставления (продажи) земельных участков, находящихся в государственной собственности, под строительство на аукционной основе. При этом определенная часть земельных участков должна выставляться на аукцион с особым условием: строительство на таких участках доступного ипотечного жилья.
Девятое направление - дальнейшее развитие промышленности строительной индустрии и строительных материалов в Самарской области посредством внедрения производства эффективных, экологически чистых строительных материалов и новых технологий, расширение применения автономных систем отопления, соответствующих экологическим требованиям, приборов автоматического регулирования и учета, новых видов материалов для трубопроводов, позволяющих снизить потери теплоносителя при транспортировке, а также увеличить срок эксплуатации.
Развитие данных направлений позволит не только повысить привлекательность ипотечного жилищного кредитования, но и обеспечит формирование ресурсного капитала посредством привлечения внебюджетных средств для строительства доступного жилья, реализуемого через механизм ипотечного кредитования, недостаточность которого наблюдается на сегодняшний день.
Развитие системы ипотечного кредитования может быть достигнуто при обеспечении условий адекватного развития предложений на конкурентном рынке жилищного строительства, удовлетворяющего увеличивающемуся платежеспособному спросу населения на жилье при выполнении следующих мероприятий:
расширение перечня кредитных продуктов, позволяющих снижать ипотечные риски кредитования и повышать доступность кредитования для различных категорий граждан с учетом их возраста, уровня доходов, наличия объектов недвижимости в собственности и других показателей;
разработка процедуры упрощения оформления ипотечных кредитов и займов;
обеспечение предоставления средств федерального бюджета на условиях софинансирования с областным и местными бюджетами и частными инвесторами для инженерной подготовки площадок под строительство ипотечного жилья;
внедрение механизма перекредитования ранее выданных кредитов при снижении процентной ставки;
обеспечение нормативной правовой базы и методической поддержки увеличения объемов банковского кредитования застройщиков;
внесение предложений по изменению законодательства, регулирующего налогообложение физических лиц, в части увеличения суммы имущественного налогового вычета в размере рыночной стоимости приобретаемого жилья и уменьшения срока нахождения жилья в собственности до одного года, а также введения льготного периода по налогу на недвижимое имущество для физических лиц, приобретающих жилье с использованием механизма ипотечного кредитования и иных форм рассрочки платежа за приобретаемое жилье;
повышение качества предоставляемых коммунальных услуг на базе модернизации коммунальной инфраструктуры как в новом жилищном фонде, так и в существующей застройке.
Реализация мероприятий Подпрограммы осуществляется по следующим направлениям:
нормативное правовое и методологическое обеспечение;
финансовое обеспечение;
организационное обеспечение.
Основополагающим в реализации намеченных мероприятий является совершенствование нормативной правовой базы. Наиболее важным этапом является разработка и принятие новых правовых актов Самарской области и внесение изменений в действующие:
принятие закона Самарской области о создании и порядке использования фонда маневренного жилья, предназначенного для отселения граждан из жилых помещений, являющихся предметом ипотеки, в случаях обращения взыскания на эти помещения для погашения долга кредиторам по ипотечным кредитам (займам);
внесение изменений в Закон Самарской области "Об ипотечном жилищном кредитовании в Самарской области" в части изменения условий и порядка кредитования молодых семей, определения порядка предоставления им субсидий на оплату первоначального взноса по кредитам;
принятие закона Самарской области о девелоперской деятельности в Самарской области (в рамках реализации подпрограмм "Обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства" и "Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы).
Организационные механизмы реализации Подпрограммы должны определить четкое разграничение полномочий и ответственности за исполнение мероприятий каждым из ее участников.
Управление и общая координация реализации данной Подпрограммы осуществляется головным исполнителем - министерством экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области.
Исполнение подпрограммных мероприятий осуществляется: Самарским областным Фондом жилья и ипотеки (по согласованию), Самарским областным фондом поддержки индивидуального жилищного строительства на селе (по согласованию), органами местного самоуправления (по согласованию), кредитно - финансовыми и ссудо - накопительными организациями, строительными организациями (по согласованию).
При реализации Подпрограммы:
министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области:
обеспечивает координацию деятельности исполнителей Подпрограммы;
ежегодно формирует бюджетную заявку на финансирование из областного бюджета для осуществления программных мероприятий и распределяет средства областного бюджета на ее реализацию;
осуществляет мониторинг реализации Подпрограммы;
осуществляет подбор и координацию деятельности уполномоченных организаций, реализующих программные мероприятия;
осуществляет взаимодействие с Госстроем России в части реализации Подпрограммы;
осуществляет сбор информации о ходе реализации мероприятий и использовании участниками Подпрограммы бюджетных средств;
министерство управления финансами Самарской области:
ежегодно предусматривает средства на реализацию Подпрограммы в расходной части областного бюджета;
осуществляет контроль за целевым использованием бюджетных средств при реализации мероприятий участниками Подпрограммы.
Органы местного самоуправления в рамках компетенции, определенной федеральным законодательством:
Законом Самарской области от 8 декабря 2006 г. N 169-ГД в абзац сорок третий настоящего раздела внесены изменения
выделяют земельные участки под строительство жилья и оказывают содействие областным ипотечным специализированным фондам;
разрабатывают мероприятия по поддержке отдельных категорий граждан, желающих улучшить свои жилищные условия с использованием ипотечных кредитов (займов).
Фонды:
проводят работу по развитию системы ипотечного, жилищного кредитования на территории Самарской области в соответствии с действующими ипотечными стандартами;
участвуют в разработке проектов нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере ипотечного жилищного кредитования и строительства ипотечного жилья;
осуществляют предоставление жилищных субсидий и компенсаций гражданам, имеющим право на государственную поддержку при улучшении жилищных условий, за счет бюджетных средств;
организуют и инвестируют строительство ипотечных жилых домов;
участвуют в иных мероприятиях, связанных с обеспечением жильем населения Самарской области;
осуществляют внедрение новых кредитных продуктов, позволяющих снижать ипотечные риски и повышать доступность ипотечного кредитования для различных категорий граждан с учетом их возраста, уровня доходов, наличия объектов недвижимости в собственности и других показателей.
Кредитно-финансовые и ссудо-накопительные организации в соответствии со своими учредительными документами:
осуществляют кредитование физических и юридических лиц в целях приобретения, строительства жилья;
обеспечивают возможность накопления первоначальных средств для участников системы ипотечного кредитования - физических лиц.
Основными финансовыми источниками реализации данной Подпрограммы являются бюджетные и внебюджетные источники финансирования, а также личные средства граждан (приложение 2).
При этом больший удельный вес в общем объеме средств, направляемых в ипотечное жилищное кредитование, составят внебюджетные источники финансирования.
Средства областного бюджета будут направляться на льготное ипотечное кредитование отдельных категорий граждан, выплату субсидий и компенсаций, поддержку рефинансирования и предоставление гарантий под привлечение кредитных средств, выпуск и размещение облигационных займов и участие в финансировании строительства жилья, в том числе маневренного. Предоставление субсидий семьям, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий, за счет средств областного бюджета осуществляется на оплату части стоимости приобретаемого жилья либо на погашение первоначального взноса для приобретения жилья или строительства жилья при получении ипотечного кредита (займа) в рамках софинансирования реализации мероприятий подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы.
В рамках Подпрограммы предусмотрено проведение мероприятий по оказанию государственной поддержки в реализации Концепции развития единой системы рефинансирования ипотечных жилищных кредитов в России ОАО "Агентство по ипотечному жилищному кредитованию" и иными инвесторами. Предусмотренные мероприятия позволят обеспечить условия для привлечения ресурсов на увеличение объемов предоставления долгосрочных ипотечных жилищных кредитов и займов населению. Такая поддержка будет оказана в соответствии с Концепцией развития системы рефинансирования ипотечных жилищных кредитов в России, одобренной на заседании Правительства Российской Федерации 30 июня 2005 года.
Привлеченные внебюджетные средства будут использоваться на предоставление жителям Самарской области ипотечных жилищных кредитов, на строительство доступного ипотечного жилья и жилья коммерческого найма.
Эффективная реализация Подпрограммы невозможна без разработки и внедрения автоматизированной информационной системы управления и учета, включающей в себя: работу с заемщиками, проведение андеррайтинга, проведение независимой оценки, работу с делами, управление застройкой, работу с недвижимостью, проведение различных типов сделок, проведение платежей, аналитической и бухгалтерской отчетности, формирование информационного справочника по партнерам, взаимодействие с внешними информационными системами, административное регулирование.
Это позволит существенно сократить организационные, финансовые и временные издержки при реализации Подпрограммы, обеспечить эффективное управление Подпрограммой и контроль за ее реализацией.
Финансовое обеспечение Подпрограммы
Общий объем финансовых средств, направляемых на реализацию мероприятий Подпрограммы в 2006-2010 годах составит 52876 млн. рублей, из них:
средства областного бюджета Самарской области - 1490 млн. рублей (2,8%);
привлеченные внебюджетные источники финансирования - 33720 млн. рублей (63,8%); собственные средства граждан - 17666 млн. рублей (33,4%).
На период с 2006 по 2010 годы на строительство ипотечного жилья планируется направить более 4,5 млрд. рублей с обеспечением ввода в эксплуатацию более 256 тыс. кв. метров жилья.
Получателем бюджетных средств, предусматриваемых на реализацию настоящей Подпрограммы, являются фонды (Самарский областной Фонд жилья и ипотеки и Самарский областной фонд поддержки индивидуального жилищного строительства на селе).
Мероприятия Подпрограммы, финансирование которых предполагается осуществлять за счет иных, помимо областного бюджета, источников, не являются расходными обязательствами Самарской области. Указанные в Подпрограмме объемы финансирования отдельных мероприятий Подпрограммы за счет иных, помимо областного бюджета, источников являются предполагаемыми.
Организация управления Подпрограммой
и контроль за ходом ее реализации
Организация управления и контроль за реализацией Подпрограммы осуществляет министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области.
Контроль за целевым использованием выделенных средств областного бюджета осуществляет министерство управления финансами Самарской области.
Оценка эффективности социально-экономических
последствий реализации Подпрограммы
В результате реализации Подпрограммы:
при ежегодном темпе роста ввода в эксплуатацию жилых домов за пять лет будет построено более 7,5 млн. кв. метров общей площади жилья;
будут созданы новые рабочие места для более 28 тыс. человек;
повысится безопасность проживания граждан в жилище;
улучшится комфортность жилищного фонда;
дальнейшее развитие получат первичный рынок жилья и инвестиционный процесс;
повысятся эффективность инвестиционных вложений;
увеличится сбор налогов в бюджет от строительной деятельности, в том числе налога на имущество, подоходного налога с работников строительной отрасли;
ожидается мультипликативный эффект в смежных отраслях за счет увеличения выпуска продукции промышленности строительных материалов, электротехнической, металлургической и химической промышленности, а также предметов обустройства нового жилья;
будет достигнуто соответствие предложения нового доступного жилья и платежеспособного спроса граждан - участников системы ипотечного кредитования.
Реализация Подпрограммы до 2010 обеспечит:
увеличение объема выдаваемых в год ипотечных жилищных кредитов гражданам в 20 раз - с 1000 млн. рублей в 2005 году до 20000 млн. рублей в 2010 году;
количество семей, решивших свой жилищный вопрос с использованием схемы ипотечного жилищного кредитования, соответственно возрастет в 4,5 раза в 2010 году (приложение 3);
увеличение объема ипотечного жилищного строительства - с 6,8 тыс. кв. метров жилья в 2005 году до 256 тыс. кв. метров к 2010 году (приложение 4).
Показатели, характеризующие объем выдачи кредитов за 2006 - 2010 годы, и количество граждан, решивших жилищный вопрос с использованием ипотечного кредитования, отражается в приложении 5.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.