Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к постановлению
Правительства Самарской области
от 14 мая 2008 г. N 137
Концепция
создания и деятельности открытого акционерного общества
"Корпорация развития Самарской области"
(далее - Концепция)
1. Введение
В настоящее время социально-экономическое развитие Самарской области существенно сдерживается в силу ряда объективных причин:
малое количество средних и крупных инвестиционных проектов высокой степени проработки;
отсутствие инструментов, позволяющих эффективно объединять инвестиционный потенциал Самарской области и частных инвесторов, а также минимизировать их риски при реализации масштабных инвестиционных проектов;
непривлекательность для частных инвесторов долгосрочных, как правило, высокорисковых и низкоокупаемых инвестиционных проектов в инфраструктурной сфере.
Переломить данную ситуацию должен мощный организационный, инновационный и финансовый импульс, инициатором которого станет новый многопрофильный универсальный инвестиционный институт.
Таким институтом должно стать открытое акционерное общество "Корпорация развития Самарской области" (далее - Корпорация).
В настоящем документе подробно описаны цели, принципы создания и деятельности Корпорации.
Создание Корпорации будет способствовать формированию благоприятной инвестиционной среды на территории Самарской области, созданию привлекательных условий для инвестирования частных и государственных средств в объекты промышленности, социальной, транспортной и жилищно-коммунальной инфраструктуры.
2. Предпосылки создания корпорации
2.1. Социально-экономическое состояние Самарской области
Самарская область расположена на юге Приволжского федерального округа и относится к числу наиболее развитых в экономическом отношении и инвестиционно привлекательных регионов Российской Федерации. Выгодное транспортно-географическое положение в сочетании с богатым природно-ресурсным потенциалом и трудовыми ресурсами, а также достаточно высокий уровень жизни и деловой активности во многом определяют характер развития области.
Экономика Самарской области в последние годы характеризуется значительным ростом основных социально-экономических показателей. По объему валового регионального продукта (далее - ВРП) в настоящее время область входит в десятку регионов-лидеров в Российской Федерации, а по объему ВРП на душу населения занимает 2-е место в Приволжском федеральном округе, причем этот показатель с каждым годом существенно растет (таблица N 1).
Таблица N 1
Динамика основных показателей
социально-экономического развития Самарской области
за 2000 - 2007 годы
Показатели | Единица измерения |
2000 год |
2001 год |
2002 год |
2003 год |
2004 год |
2005 год |
2006 год |
2007 год |
ВРП (в сопоставимых ценах) |
млрд. рублей | 140,4 | 180 | 206, 3 |
256,6 | 327,1 | 401,8 | 490,2 | 605, 3 |
в % к предыдущему году |
106,4 | 106,8 | 103, 9 |
104,8 | 108,7 | 101,7 | 106,4 | 107, 4 |
|
Индекс промышленно- го производства |
в % к предыдущему году |
111,0 | 109,9 | 98,1 | 105,2 | 108,6 | 97,3 | 105,0 | 105, 2 |
Инвестиции в основной капитал (в сопоставимых ценах) |
в % к предыдущему году |
127,8 | 112,5 | 109, 1 |
105,2 | 112,2 | 100,5 | 123,8 | 128, 7 |
Среднемесяч- ные денежные доходы на душу населения |
рублей | 2605 | 3263 | 4270 | 5788 | 7177 | 9352 | 11529 | 1398 1 |
Реальные денежные доходы |
в % к предыдущему году |
105 | 103,7 | 111, 2 |
119 | 109,4 | 115,2 | 112 | 110, 6 |
Оборот розничной торговли (в сопоставимых ценах) |
млрд. рублей | 84,4 | 107,1 | 127, 8 |
148 | 182,2 | 225,9 | 262,9 | 312, 2 |
в % к предыдущему году |
100,1 | 107 | 106, 5 |
105,3 | 113,3 | 113,7 | 108,5 | 111, 1 |
Отраслевая структура ВРП имеет ярко выраженный индустриальный характер (рисунок N 1). Несмотря на быстрое развитие сферы услуг и повышение их роли в экономике, серьезных структурных изменений пока не произошло. С 2000 года доля промышленности в ВРП немного снизилась (примерно на 3,5%), но пока сохраняет свои позиции на достаточно высоком уровне (43,3%). По ряду социально-экономических показателей индустриальные отрасли играют ключевую роль (рисунок N 2).
Отставание развития сферы услуг, относительно низкая обеспеченность производственной инфраструктурой тормозят дальнейшее развитие промышленности. В отраслевой структуре промышленности преобладает производство транспортных средств и оборудования, в котором имеется немало проблем. В первую очередь, это значительное недоинвестирование в постсоветский период, особенно в 90-е годы, частичное разрушение проектной базы, а также несоответствие выпускаемой продукции мировым стандартам.
Рисунок N 1. Отраслевая структура ВРП
"Рисунок N 1. Отраслевая структура ВРП "
В Самарской области по сравнению с другими регионами большая часть потенциала базовых отраслей не была утрачена в кризисный период, поэтому область имеет лучшие стартовые условия для реализации инновационного сценария регионального развития.
Рисунок N 2. Доля промышленности в отдельных
социально-экономических показателях Самарской области
"Рисунок N 2. Доля промышленности в отдельных социально-экономических показателях Самарской области"
Важной особенностью развития промышленности Самарской области является относительно быстрое обновление и расширение материально-технической базы. Коэффициенты обновления основных фондов в промышленности Самарской области существенно превышают общероссийские показатели (таблица N 2), хотя в целом недостаточны.
Таблица N 2
Коэффициенты
обновления основных фондов в промышленности
в 1999 - 2004 гг. (%)
Отрасли | 1999 г. |
2000 г. |
2001 г. |
2002 г. |
2003 г. |
2004 г. |
Российская Федерация, всего | 1,2 | 1,1 | 1,5 | 1,6 | 1,8 | 1,9 |
Самарская область, всего | 4,6 | 4,6 | 5,8 | 3,6 | 6,2 | 5,1 |
В том числе: | ||||||
электроэнергетика | 2,3 | 1,9 | 2,0 | 1,4 | 1,4 | 2,3 |
топливная промышленность | 4,1 | 11,1 | 20,1 | 15,7 | 16,5 | 7,7 |
нефтедобывающая промышленность |
4,9 | 15,5 | 17,4 | 11,3 | 18,9 | 7,1 |
нефтеперерабатывающая промышленность |
4,7 | 6,2 | 24,0 | 21,3 | 13,3 | 6,3 |
цветная металлургия | 1,0 | 31,0 | 33,2 | 7,1 | 18,0 | 3,1 |
химическая и нефтехимическая промышленность |
1,6 | 6,5 | 11,3 | 4,2 | 10,0 | 12,9 |
машиностроение и металлообработка |
5,5 | 3,6 | 3,3 | 1,9 | 4,0 | 4,3 |
автомобильная промышленность |
7,5 | 3,8 | 3,2 | 1,7 | 4,0 | 4,2 |
промышленность стройматериалов |
3,1 | 5,2 | 3,7 | 19,4 | 21,7 | 17,2 |
пищевая промышленность | 22,0 | 13,4 | 17,3 | 19,6 | 39,8 | 10,6 |
Ряд производств Самарской области в значительной мере адаптировались к рыночным условиям. Во многом этому способствовало обновление материально-технической базы, развитие новых перспективных производств и внедрение новых технологий, что повышало качество и конкурентоспособность выпускаемой продукции. Однако в базовых отраслях - машиностроении, химии и нефтехимии до этого еще далеко. Отмечается острая нехватка инвестиций при ограниченности развития производственной инфраструктуры.
Одновременно сложившаяся возрастная структура основных фондов промышленности является фактором, в значительной степени сдерживающим дальнейшее развитие экономики области. В среднем износ основных фондов превышает 50%, в том числе в обрабатывающих производствах износ составляет 60%. Наиболее изношены фонды в производстве транспортных средств и оборудования (69%).
В этих условиях особенно актуально развитие высокотехнологичных кластеров на базе традиционных и новых отраслей специализации, что приведет к формированию инновационного профиля экономики области. Этому будет способствовать крайне высокий уровень концентрации производства в базовых отраслях. Объем производства десяти крупнейших организаций области составляет около 60% в общем объеме промышленного производства региона. Высокие темпы роста и высокая концентрация производства в автомобилестроении, химической промышленности, инновационно-внедренческой деятельности могут способствовать созданию высокотехнологичных кластеров, которые станут центрами стратегического роста Самарской области.
Стратегическим преимуществом региона является наличие большого количества трудовых ресурсов с высокими качественными характеристиками. Рабочая сила в Самарской области отличается высокой квалификацией и трудовой мобильностью. Специфика образовательного потенциала области проявляется в высокой доле занятого населения со средним профессиональным образованием, а также имеющего высшее профессиональное образование (рисунок N 3). Широкая сеть профессиональных образовательных учреждений позволяет подготавливать собственные кадры по большому набору профессий и специальностей, в том числе инновационных. Вместе с тем наблюдаются существенные диспропорции в структуре имеющихся ресурсов на рынке труда и структуре требующихся кадров.
Рисунок 3. Доля занятого населения со средним
и высшим профессиональным образованием
"Рисунок 3. Доля занятого населения со средним и высшим профессиональным образованием"
В Самарской области получили развитие все виды транспорта, за исключением морского. Благодаря своему выгодному экономико- географическому положению Самарская область является одним из крупнейших в России транспортных узлов, обладающих высоким транзитным потенциалом.
Основной объем пассажиро- и грузопотоков в Самарской области приходится на железнодорожный и автомобильный транспорт. Эксплуатационная длина железнодорожных путей в области составляет более 1300 километров. Железнодорожный транспорт соединяет Самарскую область со всеми регионами Поволжья, Центральной Россией, Уралом, Азиатским макрорегионом, а также Казахстаном и Средней Азией.
Автомобильным транспортом ежегодно перевозится более 9 миллионов тонн грузов и более 200 миллионов пассажиров. За последние 10 лет густота автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием на одну тысячу квадратных километров увеличилась со 123 километров до 142 километров. Однако по этому показателю Самарская область занимает лишь 33-е место по России, что свидетельствует о недостаточности развития сети автодорог.
Через область проходят три крупнейших российских газопровода: Челябинск - Петровск, Уренгой - Петровск, Уренгой - Новопсковск, а также нефте- и продуктопроводы. Территорию региона пересекает один из важнейших водных путей России - Волга, через Волго-Донскую и Балтийско-Беломорскую систему каналов дающий выход на внешние морские акватории. Основная проблема речного транспорта - высокий износ фондов, достигающий 70%.
На современном этапе развития для ускорения темпов социально- экономического развития у Самарской области имеются широкие возможности. Базой для этого развития являются выгодное транспортно- географическое положение, значительный трудовой, производственный, инфраструктурный и инновационный потенциалы. Транзитное положение региона благоприятствует развитию здесь транспортно- инфраструктурного комплекса. Существующим на территории Самарской области крупным промышленным предприятиям также не обойтись без создания разветвленной транспортно- логистической инфраструктуры, развития услуг по продвижению товаров на рынки, сервису, гарантийному обслуживанию, созданию брендов, рекламе и т.д. Это позволит резко увеличить долю сектора услуг в структуре экономики, будет способствовать ее переходу к постиндустриальному типу.
Особое значение имеет развитие высокотехнологичного сектора. В настоящее время по уровню развития инновационного потенциала Самарская область занимает 6-е место среди субъектов Российской Федерации, по выпуску инновационной продукции лидирует в Приволжском федеральном округе. Удельный вес высокотехнологичной продукции в 2006 году составил 26,5% (в Российской Федерации - 5,5%), в регионе создается около 4% российских передовых технологий. В настоящее время важно не только не потерять эти позиции, но и укрепить их. Для этого необходимы создание и развитие региональной системы институтов развития инновационной направленности, их интеграция в федеральную систему. Долю высокотехнологичного сектора необходимо увеличивать за счет развития машиностроения, науки и образования, информатизации и связи, нанотехнологий и прочего.
Анализ сильных и слабых сторон, возможностей и угроз социально-экономического развития Самарской области приведен на рисунке N 4.
Сильные стороны | Слабые стороны |
Выгодное экономико- и транспортно-географическое (транзитное) положение Высокий промышленный и инновационный потенциал Наличие крупных промышленных предприятий Достаточное количество трудовых ресурсов, среди которых велика доля квалифицированных кадров Сравнительно высокий уровень развития транспорта Значительный платежеспособный спрос населения |
Низкий уровень развития сферы услуг Высокая степень морального и физического износа основных фондов в машиностроении, химии, нефтехимии, энергетике Постепенное истощение минерально- сырьевой базы, небольшое разнообразие минеральных ресурсов Низкие темпы развития транспортной и энергетической инфраструктуры Финансовые ограничения использования инновационного потенциала Высокий уровень концентрации производства |
Возможности | Угрозы |
Развитие инфраструктурно- логистического комплекса Развитие самарской агломерации Рост обеспеченности трудовыми ресурсами, в том числе за счет иммиграции Развитие инновационной сферы Развитие потребительского сектора Формирование высокотехнологичных кластеров в автомобилестроении, химической промышленности, инновационно-внедренческой деятельности Рост производительности труда и экологизация производства |
Устаревание технологий производства вследствие медленного обновления основных фондов в машиностроении, электроэнергетике, химической и нефтехимической промышленности Неполное использование имеющегося инновационного, производственного и инфраструктурного потенциалов вследствие дефицита финансовых средств Резкое ухудшение качества трудовых ресурсов в связи со старением населения и падением качества образования |
Рисунок 4. Анализ возможностей социально-экономического
развития Самарской области
На основе данного анализа можно выделить приоритетные направления развития региональной экономики в среднесрочной перспективе.
Одним из основных направлений должно стать развитие транспортно- логистического комплекса. Главное конкурентное преимущество здесь - транспортно-географическое положение. Самарский транспортный узел, являющийся транспортными воротами России, в рамках развития системы международных транспортных коридоров России способен стать одним из основных центров переработки грузов и консолидации транзитных и экспортно-импортных грузопотоков в евроазиатских связях. Важной составляющей здесь является и обеспечение внутренних потребностей. Наиболее важными из ныне стоящих перед транспортно-инфраструктурным комплексом Самарской области задач являются реконструкция дороги М-5 "Центр - Поволжье - Урал" с мостовым переходом через Волгу в районе города Октябрьска, реконструкция международного аэропорта "Курумоч", строительство грузового аэропорта на базе взлетно-посадочной полосы авиационного завода, строительство транспортно-логистического центра с мультимодальным контейнерным терминалом.
В Самарской области имеются все предпосылки для ускоренного развития инновационного сектора. Работает большое количество вузов, научных учреждений, высока обеспеченность квалифицированными трудовыми ресурсами. Научная, технологическая, ресурсная и результативная составляющие развития инновационного потенциала показывают стабильные тенденции к росту и усилению своих позиций, что обеспечивает основу для перспективного развития инновационной экономики Самарской области. Наибольший потенциал имеет самарская агломерация. В настоящее время среди ресурсных характеристик развития инновационного потенциала проблемным выглядит финансовый блок. Недостаточный объем затрат на технологические инновации, науку, научные исследования и конструкторские разработки ослабляет базу стратегического развития инновационной экономики Самарской области. С целью преодоления проблем в инновационной сфере в Самарской области должна формироваться региональная система институтов развития.
За счет высокого уровня концентрации производства и собственного корпоративного инновационного потенциала возможно формирование высокотехнологичных кластеров, причем финансовые средства на эти цели будут предоставляться крупным российским и иностранным бизнесом, работающим в базовых для области отраслях (ОАО "Нефтяная компания "ЛУКойл", ОАО "АвтоВАЗ", "Рено" и т.д.).
Ряд проектов, реализация которых необходима для достижения целей социально-экономического развития Самарской области, являются не привлекательными для частного бизнеса. Прежде всего это долгосрочные проекты с большими затратами средств и долгой окупаемостью. При этом бюджетные возможности региона ограниченны и не всегда могут быть использованы.
В результате перспективы структурной перестройки экономики и весьма значительное улучшение социально-экономического положения Самарской области реальны уже в обозримом будущем. Главным образом это возможно за счет развития сектора услуг и высокотехнологичных отраслей. Данные цели будут достигнуты при условии преодоления существующих инфраструктурных, финансовых и управленческих ограничений.
2.2. Зарубежный опыт
Для обеспечения социально-экономического развития территорий, в том числе старопромышленных, в мировой практике используется ряд инструментов. Одним из таких инструментов является создание корпорации развития, координирующей процессы развития инфраструктуры, привлечения инвестиций и проработки конкретных инвестиционных проектов на конкретной территории.
Проведенный анализ показал, что в зарубежных странах (Великобритании, Канаде, Китае, США и пр.) корпорации развития, как правило, создаются под контролем центральных или региональных органов власти и наделены широким спектром управленческих функций для содействия развитию определенных территорий (районов нового освоения либо депрессивных старопромышленных территорий) или достижения конкретных целей. При этом в одних странах (например, в США и Великобритании) они создаются для развития отдельных муниципальных образований и их функции ограничены распределением земельных участков и содействием в строительстве инфраструктуры и промышленных объектов. В других странах (например, в Японии) орган развития является постоянно действующим при правительстве учреждением с широкими полномочиями по расходованию бюджетных средств и осуществляет свою деятельность через местные отделения.
Заслуживает рассмотрения деятельность строительной корпорации "Шеффилд" ("Sheffield Development Corporation"), Великобритания), которая была создана в 1988 году для реализации программы по реконструкции городской среды региона Шеффилд. Шеффилд исторически был одним из ключевых индустриальных районов Англии, но с 60-х годов прошлого века пришел в упадок, результатом которого явились падение уровня деловой активности и заметный рост безработицы. Строительная корпорация "Шеффилд" осуществляла свою деятельность до 1 июля 1997 года и оставалась негосударственным учреждением, хотя и работала в тесном сотрудничестве с Городским советом Шеффилда и временно исполняла некоторые из его полномочий.
В течение периода существования "Шеффилд" в проекты, осуществленные под ее управлением, было привлечено бюджетных средств на сумму 101 миллион фунтов стерлингов, 7,5 миллиона фунтов стерлингов - по специальной программе Европейского союза и 680 миллионов фунтов стерлингов - частных инвестиций. В рамках этих проектов было создано 460 тысяч квадратных метров коммерческих (офисных и торговых) площадей и 18 тысяч рабочих мест.
В Соединенных Штатах Америки целями деятельности корпораций развития являются привлечение инвестиций, комплексная поддержка малого бизнеса и управление застройкой территорий. В качестве примера рассмотрена строительная корпорация "Гринвилл Эреа" ("Greenville Area Development Corporation" (далее - "GADC", которая создана в 2001 году при содействии Департамента торговли США для ускорения развития глубинных территорий штата Южная Каролина.
При содействии "Гринвилл Эреа" 122 компании основали новое производство на территории округа Гринвилл либо расширили существующее, было создано 7,4 тысячи рабочих мест, привлечено 1,7 миллиарда долларов капиталовложений. Экономические результаты деятельности менеджмент компании оценивает следующим образом: в 2006 году каждый доллар средств налогоплательщиков, вложенный в "GADC", генерировал свыше 9 долларов налогов в бюджет округа. Общий список инвесторов, с которыми сотрудничает "GADC", весьма обширен и насчитывает около 100 наименований. В нем присутствуют как небольшие местные фирмы, так и крупные транснациональные гиганты ("Мишлен" (США) и пр.).
Отдельную роль играют корпорации развития в оптимизации расходования материальных и финансовых ресурсов, изменении темпов и вектора социально-экономического развития отстающих территорий, а также формировании нового качества их социально-экономической среды и улучшении их имиджа на национальной и международной арене.
2.3. Потенциальные направления деятельности Корпорации
Корпорация будет способствовать комплексному развитию территории региона путем инкубации инвестиционных проектов, создания площадок под жилую и промышленную застройку, а также путем содействия реализации инвестиционных проектов в сфере транспорта и инфраструктуры, инновационной сфере. Данный институт развития будет создавать прямые и косвенные условия, при которых участие в реализации таких проектов становится выгодным для частных инвесторов.
Деятельность Корпорации будет направлена на формирование благоприятной инвестиционной среды в Самарской области, создание благоприятных условий для инвестирования (государственных и частных) в объекты промышленной, социальной, транспортной и коммунальной инфраструктуры.
3. Цели и принципы деятельности корпорации
3.1. Цели деятельности Корпорации
Целями деятельности Корпорации являются обеспечение диверсификации и роста конкурентоспособности экономики Самарской области, стимулирование инвестиционной деятельности, содействие реализации утвержденной Правительством Самарской области Стратегии социально-экономического развития Самарской области на период до 2020 года путем осуществления инвестиционной, внешнеэкономической, консультационной и иной предусмотренной уставом Корпорации деятельности по реализации инвестиционных проектов в Самарской области, в том числе с участием частного российского и иностранного капитала, направленных на развитие инфраструктуры, высокотехнологичных секторов промышленности и услуг, а также на поддержку малого и среднего предпринимательства.
3.2. Принципы деятельности Корпорации
Создание Корпорации базируется на следующих девяти основных принципах.
1. Государственно-частное партнерство.
В рамках Корпорации объединятся необходимые инвестиционные ресурсы Самарской области и представителей бизнеса в целях повышения объемов частных инвестиций в областную экономику и инфраструктуру, для достижения которых Корпорация будет использовать весь арсенал договорных (кредитных, концессионных, лизинговых и иных) механизмов, финансовых схем, основанных на законных способах привлечения частных, государственных, муниципальных инвестиций в социальные программы и стратегические инвестиционные проекты, имеющие межрегиональное и областное значение.
2. Оптимальный объем.
Объем, уровень, формы участия Корпорации в реализации инвестиционного проекта должны быть необходимыми и достаточными для того, чтобы реализуемый инвестиционный проект стал привлекательным для частных инвесторов и (или) приемлемым для осуществления государственных инвестиций.
При этом участие Корпорации в инвестиционном процессе будет являться субсидиарным, компенсирующим препятствия и ограничения для частных инвестиций в конкретном проекте.
3. Законность.
Корпорация является механизмом гармонизации частных и государственных интересов, основанных на приоритете права. Структура собственности, порядок управления и принятия решений в Корпорации, а также используемые ею способы консолидации частных и государственных интересов основываются на принципах и нормах российского и международного права.
4. Прибыльность.
Корпорация, максимально используя свой потенциал, а также ресурсы учредителей, создаст условия для обеспечения прибыльности, а также обеспечения прибыли на инвестированный капитал в реализуемых инвестиционных проектах (дочерних обществах и пр.). Полученная Корпорацией прибыль реинвестируется в инвестиционные проекты.
5. Открытость (публичность).
Корпорация будет публичным институтом, открытым для участия и сотрудничества с различными инвесторами, заинтересованными в реализации проектов с участием Корпорации, а также обеспечивающим прозрачность своей стратегии, процедур отбора инвестиционных проектов, принимаемых решений и результатов деятельности.
6. Универсальность.
Корпорация будет многопрофильным институтом, предназначенным для реализации инвестиционных проектов, направленных на развитие промышленного, природно-ресурсного, экологического, трудового, инфраструктурного, социального, финансового, агропромышленного и других потенциалов Самарской области.
7. Экологическая ответственность.
Корпорация не будет участвовать в реализации инвестиционных проектов, не соответствующих экологическому законодательству и природоохранным стандартам, а следовательно, наносящих вред окружающей среде.
8. Социальная эффективность.
Корпорация при реализации и поддержке инвестиционных проектов будет исходить из необходимости улучшения качества жизни населения Самарской области в результате реализации данных проектов.
9. Результативность.
Эффективность деятельности Корпорации будет оцениваться на основе системы показателей (индикаторов экономической, финансовой и социальной эффективности), отражающих непосредственные результаты (запланированные цели) и общую эффективность как деятельности Корпорации в целом, так и реализации отдельных инвестиционных проектов в частности.
4. Основные направления и механизмы деятельности корпорации
4.1. Направления деятельности Корпорации
4.1.1. Инвестиционная деятельность. Инвестиционная деятельность включает:
инициализацию и разработку инвестиционных проектов;
изучение, оценку и отбор приоритетных проектов, предлагаемых для реализации на территории Самарской области;
инициирование и структурирование инвестиционных проектов, направленных на достижение целей деятельности Корпорации, в том числе участие в разработке схем финансирования указанных проектов;
разработку концепций, бизнес-планов реализации отраслевых и инфраструктурных проектов, в том числе с привлечением высокопрофессиональных отраслевых консультантов;
привлечение средств федерального, областного и местных бюджетов для реализации приоритетных для Самарской области инвестиционных проектов;
привлечение потенциальных инвесторов;
разработку и согласование проектной документации и получение соответствующей исходно-разрешительной документации;
осуществление функций заказчика на разработку предпроектной, проектной документации по инвестиционным проектам;
разработку иной документации;
строительство и введение в эксплуатацию объектов, создаваемых в рамках инвестиционных проектов;
осуществление функций заказчика-застройщика при реализации инвестиционных проектов в части осуществления капитального строительства и ввода объекта в эксплуатацию;
осуществление функций управляющей компании в реализуемых инвестиционных проектах.
4.1.2. Консалтинговая деятельность.
Консалтинговая деятельность включает:
а) содействие финансированию проектов, в том числе:
организацию экономического и правового консультирования при подготовке инвестиционных проектов;
подготовку экспертных заключений по инвестиционным проектам, реализуемым на территории Самарской области, в том числе с участием Корпорации;
привлечение потенциальных инвесторов;
оказание содействия в получении государственной поддержки инвестиционной деятельности, в том числе на обеспечение инфраструктурой;
разработку механизмов взаимодействия региональных органов государственной власти и частных инвесторов в рамках государственно-частных проектов;
организацию привлечения средств федерального, областного и местных бюджетов для реализации приоритетных для Самарской области инвестиционных проектов;
б) сопровождение проектов, в том числе:
содействие выстраиванию взаимоотношений инвесторов с органами публичной власти;
продвижение проекта в инвестиционном сообществе;
организацию публичных мероприятий и размещение в печатных изданиях материалов публикаций в целях создания положительного имиджа инвестиционного проекта в целевой аудитории;
продвижение Самарской области на рынке инвестиций, маркетинг инвестиционных проектов, реализуемых на территории области;
взаимодействие с международными организациями, участие в деятельности российских ассоциаций, союзов и иных некоммерческих организаций, способствующих развитию государственно-частного партнерства, в том числе на территории Самарской области.
4.1.3. Завершение участия Корпорации в реализации проектов. Завершением участия Корпорации в реализации проектов являются:
реализация долей в создаваемых предприятиях;
продажа или сдача в долгосрочную аренду объектов, создаваемых в рамках инвестиционных проектов.
4.1.4. Управление временно свободными средствами.
Управление проектами и осуществление деятельности по развитию территории и инфраструктуры на принципах государственно-частного партнерства позволят повысить инвестиционную привлекательность территории и, как следствие, привлечь значительное число инвесторов.
В рамках данных направлений деятельности Корпорация производит продукты, оказывает услуги и размещает временно свободные средства.
4.2. Механизмы деятельности Корпорации
4.2.1. Продукты Корпорации.
Параметры инвестиционных проектов определяет стратегия деятельности Корпорации по обеспечению комплексного развития Самарской области, разрабатываемая Корпорацией с учетом программных документов Российской Федерации и Самарской области стратегического характера.
Для эффективной реализации проектов с использованием механизмов государственно-частного партнерства необходимо разработать и внедрить инструменты, уменьшающие риски и издержки инвесторов на всех этапах их реализации.
Одним из таких инструментов может стать разработка Корпорацией конечных продуктов в рамках каждого этапа реализации инвестиционного проекта, в результате чего все риски реализации конкретного этапа несет Корпорация, инвестор же минимизирует риски, наиболее характерные для ранних стадий проекта.
Корпорация в зависимости от стадии реализации инвестиционного проекта реализует следующие продукты:
концепция инвестиционного проекта;
инвестиционный проект и утвержденная проектно-сметная документация;
объект инвестиций, введенный в эксплуатацию.
Инвесторам предлагаются четыре вида инвестиционных проектов:
промышленные зоны (площадки под строительство промышленных объектов, индустриальные парки и технопарки);
комплексные инвестиционные проекты, в том числе кластерные;
отраслевые инвестиционные проекты, в том числе создание на территории области высокотехнологичных производств;
инфраструктурные инвестиционные проекты (транспортная, энергетическая, жилищно- коммунальная, социальная, телекоммуникационная и другая инфраструктура).
Продукты и виды инвестиционных проектов, реализуемых Корпорацией, представлены на рисунке N 5.
Рисунок N 5. Продукты Корпорации
"Рисунок N 5. Продукты Корпорации"
4.2.2. Стадии реализации инвестиционных проектов.
Роль Корпорации при реализации инвестиционных проектов будет заключаться в привлечении инвесторов на различных стадиях в зависимости от выбранной стратегии и продаже долей в конкретных проектах.
Выделяются три продукта в зависимости от конечной стадии реализации инвестиционного проекта Корпорацией.
1. Концепция инвестиционного проекта.
Корпорация будет разрабатывать концепцию и бизнес-планы, в которых будут определяться основные технико-экономические параметры инвестиционных проектов, что обеспечит предварительное представление о возможностях реализации тех или иных проектов на территории, при необходимости будет определять место размещения объекта и возможность подключения данного объекта к инженерным и транспортным сетям.
2. Инвестиционный проект с утвержденной проектно-сметной документацией.
Корпорация будет формировать, проходить процедуру согласования и утверждения проектной документации, получать разрешения на строительство и правоустанавливающую документацию на земельные участки, а в случае реализации отраслевых проектов - предоставлять в долгосрочную аренду или собственность выделенные земельные участки с утвержденными проектами планировки территории и обеспеченные инфраструктурой. Инвестиционный проект с утвержденной проектно-сметной документацией будет представлять для инвесторов существенную дополнительную стоимость ввиду сокращения административных согласований и уменьшения времени прохождения предынвестиционных процедур инвестиционных проектов.
3. Инвестиционный проект, введенный в эксплуатацию.
Корпорация будет производить строительство объектов, закупку, монтаж оборудования, вводить объекты и оборудование в эксплуатацию, получать разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, регистрировать право собственности на созданное недвижимое имущество. Инвестиционный проект, введенный в эксплуатацию, является действующим предприятием с минимальными рисками инвестирования средств.
4.2.3. Виды инвестиционных проектов.
Инвестиционные проекты подразделяются на четыре вида.
1. Промышленные зоны.
Промышленные зоны будут создаваться с целью привлечения промышленных инвесторов для реализации инициируемых ими инвестиционных проектов и обеспечения основы для инкубирования инвестиционных проектов.
При создании промышленных зон Корпорация будет осуществлять разработку их концепций, выкуп, взятие в долгосрочную аренду земель, перевод земель в требуемую категорию и подведение инфраструктуры. Потенциальные резиденты, площадь земельных участков, параметры создаваемых объектов и мощность подводимой инфраструктуры будут определяться на этапе разработки концепции промышленной зоны, что позволит минимизировать риски для Корпорации и оптимизировать поиск резидентов.
Корпорация будет предоставлять будущим резидентам промышленных зон в долгосрочную аренду или собственность выделенные земельные участки, обеспеченные инфраструктурой, с утвержденными проектами планировки территории. Использование данного инструмента снижает земельные риски и издержки на инфраструктуру при реализации инвестиционных проектов.
Основными арендаторами и приобретателями земельных участков на территории промышленных площадок являются промышленные компании и отраслевые инвесторы, что обусловлено их способностью самостоятельно инициировать и реализовать инвестиционные проекты с "нулевой" стадии.
2. Инфраструктурные проекты.
Корпорация будет осуществлять реализацию и (или) комплексное управление инфраструктурными проектами до привлечения частного инвестора или полностью самостоятельно.
Инфраструктурные проекты будут осуществляться:
в рамках договоров концессии;
в рамках долгосрочных договоров аренды с инвестиционным обременением;
как частные инфраструктурные объекты.
Корпорация преимущественно реализует инфраструктурные проекты в инфраструктурах:
транспортной;
энергетической; коммунальной;
телекоммуникационной и связи;
социальной и других.
При создании инфраструктурного объекта Корпорация будет разрабатывать технико-экономическое обоснование проекта, определять экономическую целесообразность его реализации и создавать дочернее общество, непосредственно реализующее проект. При разработке концепции реализации проекта будет определяться перечень потенциальных инвесторов и (или) операторов проекта.
На стадии предпроекта или проекта Корпорация будет продавать свою долю в проекте инвестору, оставляя в случае необходимости у себя в собственности 25% плюс одна акция пакета акций компании, реализующей проект. В случае высокой региональной значимости проекта Корпорация будет оставлять данный проект в собственности.
3. Отраслевые проекты.
Одним из видов инвестиционных проектов, реализуемых Корпорацией, будет являться создание на территории Самарской области новых предприятий, в том числе высокотехнологичных.
Корпорация будет осуществлять полный комплекс работ от инициализации проекта до выхода из него путем продажи долей. Реализация Корпорацией начальных стадий проектов позволит снизить риски инвесторов и уменьшить для них период реализации проекта. Отраслевые проекты будут реализовываться как отдельно, так и в составе комплексных инвестиционных проектов.
4. Комплексные проекты.
В целях комплексного развития территорий Самарской области Корпорация будет реализовать комплексные инвестиционные проекты, включающие промышленные, инфраструктурные общественно- деловые и жилые объекты, взаимодополняющие друг друга.
Реализация комплексных инвестиционных проектов будет преимущественно осуществляться на принципах государственно-частного партнерства, при этом государственное и муниципальное финансирование будет привлекаться для создания объектов государственной и муниципальной собственности, а именно социальной, коммунальной, энергетической и транспортной инфраструктуры.
При реализации комплексного инвестиционного проекта Корпорация будет разрабатывать концепцию проекта, производить финансово- экономическое структурирование проекта, содействовать оказанию государственной поддержки в создании необходимой инфраструктуры для реализации проекта и реализовать конкретные инвестиционные проекты в рамках комплексного инвестиционного проекта.
Реализация комплексных инвестиционных проектов на территории Самарской области будет способствовать развитию старопромышленных, моноотраслевых и депрессивных территорий.
4.2.4. Услуги Корпорации.
Вспомогательными механизмами, уменьшающими риски и издержки инвесторов при реализации проектов, будут являться услуги по сопровождению инвестиционных проектов на территории, оказываемые в рамках консультационной деятельности Корпорации. Услуги будут дополнять продукты Корпорации и создавать функциональную полноту. Корпорация будет предоставлять услуги, представленные на рисунке N 6.
Корпорация, осуществляя консалтинговую деятельность на возмездной основе, будет выступать в роли интегратора и привлекать для выполнения работ специализированные консалтинговые организации.
Данный подход позволит привлечь к выполнению работ наиболее квалифицированных специалистов, что обеспечит высокое качество выполнения работ.
Рисунок N 6. Услуги Корпорации
"Рисунок N 6. Услуги Корпорации"
Основными услугами Корпорации являются следующие.
1. Организация финансирования проектов, направленная на привлечение стратегических и финансовых инвесторов, а также соинвесторов проектов.
Корпорация выполняет комплекс работ, в частности взаимодействует с потенциальными инвесторами и соинвесторами, продвигает проекты в инвестиционном сообществе и разрабатывает схемы финансирования и участия в инвестиционных проектах.
Финансирование и рефинансирование инвестиционных проектов обусловлено этапностью их реализации. Например, инвестиционная компания, которая участвует в реализации проекта на концептуальной стадии и доводит его до стадии проекта, производит поиск инвестора или соинвестора-партнера для реализации строительства и ввода в промышленную эксплуатацию.
Предоставление данной услуги повысит инвестиционную привлекательность проектов, реализуемых на территории.
2. Оказание содействия в получении государственной поддержки инвестиционной деятельности, в том числе на обеспечение инфраструктурой.
Данные услуги направлены на привлечение государственной поддержки инвестиционных проектов за счет всех действующих инструментов государственно-частного партнерства.
Для каждого инвестиционного проекта производится анализ возможностей государственной поддержки, формирование и подача заявок на получение государственной поддержки.
Оказание содействия в получении государственной поддержки, в том числе на создание необходимой инфраструктуры, для реализации инвестиционных проектов является ключевым фактором привлекательности данной услуги.
Корпорация в соответствии со стратегиями развития территории и на основании запросов инвесторов содействует проектированию и строительству железных и автомобильных дорог, линий электропередачи, газо- и нефтепроводов, коммунальной инфраструктуры и других объектов инфраструктуры, в значительной мере привлекая государственные средства и механизмы государственно-частного партнерства.
Для финансирования и создания объектов инфраструктуры Корпорацией могут использоваться следующие инструменты:
инвестиционные программы естественных монополий;
федеральные и региональные целевые программы;
инвестиционный фонд Российской Федерации;
инвестиционный фонд Самарской области (находится на этапе создания);
средства государственной корпорации "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)";
другие доступные инструменты, в том числе долгосрочные инвестиционные соглашения.
Комплексное использование инструментария государственно- частного партнерства позволяет формировать инфраструктуру в короткие сроки и с минимальными издержками для инвесторов.
За счет обеспечения государственной поддержки проектов обеспечивается существенное уменьшение сроков окупаемости проектов и расходов частных инвесторов.
3. Сопровождение проектов.
Для успешной реализации инвестиционных проектов Корпорация будет оказывать услуги по сопровождению проекта в части содействия выстраиванию взаимоотношений с органами публичной власти, организации работы с инвесторами, проведению публичных мероприятий и размещению публикаций в целях создания положительного имиджа инвестиционного проекта в целевой аудитории.
4.2.5. Способы участия Корпорации в реализации инвестиционных проектов.
Для достижения целей своей деятельности Корпорация использует арсенал современных средств по привлечению инвестиций и управлению инвестиционными проектами. В частности, предполагается использование Корпорацией финансовых схем, основанных на законных способах привлечения частных и государственных инвестиций в стратегические инвестиционные проекты, имеющие межрегиональное и областное значение.
Инструментарий участия Корпорации в реализации инвестиционных проектов будет включать в себя:
прямое финансирование инвестиционных проектов через участие в уставных капиталах хозяйственных обществ, отвечающих целям деятельности Корпорации;
создание инвестиционных фондов, в том числе паевых инвестиционных фондов;
организацию привлечения займов и кредитов, в том числе на финансовых рынках;
выпуск акций, облигаций, иных ценных бумаг и других финансовых инструментов;
различные формы участия в реализации федеральных целевых, ведомственных и иных программ;
получение государственных гарантий для обеспечения заемных средств, выделяемых на финансирование реализации инвестиционных проектов, соответствующих целям деятельности Корпорации;
другие инструменты, необходимые для реализации целей и задач Корпорации.
5. Инвестиционно-финансовая политика корпорации
Корпорация будет осуществлять инвестиции в уставный капитал хозяйствующих обществ, заинтересованных в привлечении финансовых средств для реализации проектов, соответствующих приоритетам Корпорации и обладающих хорошей деловой репутацией, финансовой и юридической прозрачностью, потенциалом для получения доходов на вложенный капитал.
Корпорация также будет финансировать создание и приобретение нематериальных активов (бизнес-планов, проектной документации, лицензий на осуществление различных видов деятельности, лицензий на добычу полезных ископаемых и прочих), недвижимого имущества, если это необходимо в рамках реализации приоритетных инвестиционных проектов Корпорации. При этом Корпорация будет вести отдельный учет приобретаемых активов в рамках каждого проекта с целью дальнейшей передачи вышеназванных активов в качестве взноса в уставный капитал соз
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.