Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к Решению
Думы городского округа Самара
от 11 декабря 2008 г. N 672
Целевая программа городского округа Самара
"Совершенствование организации питания
в муниципальных общеобразовательных учреждениях
городского округа Самара" на 2009 - 2011 годы
24 сентября 2009 г., 29 апреля, 7 декабря 2010 г., 27 января, 28 марта, 20 сентября 2011 г., 24 февраля 2012 г.
Постановлением Администрации городского округа Самара от 20 сентября 2011 г. N 1094 в раздел Паспорт настоящей Программы внесены изменения
Паспорт
целевой программы городского округа Самара
"Совершенствование организации питания
в муниципальных общеобразовательных учреждениях
городского округа Самара"
на 2009 - 2011 годы
Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения
По определению Всемирной организации здравоохранения, "здоровье - это не только отсутствие болезней и физических дефектов, а состояние полного физического, духовного и социального благополучия". Здоровье выступает как мера качества жизни, "здоровье нации" - это конечный результат в политике государства, создающего возможность гражданам относиться к своему здоровью как к непреходящей ценности, к основе продления здорового рода, сохранения, совершенствования трудового потенциала, развития генофонда, творчества и духовности человека.
Именно о школьном периоде можно сказать, что в этот период формируется потенциал здоровья на всю жизнь. И чрезвычайно важно то обстоятельство, что на этот "потенциал здоровья" можно оказывать воздействие. Здоровье либо формируется и развивается, либо расстраивается и утрачивается в процессе воспитания человека. Одним из ключевых факторов, влияющих на качество физического развития школьников, определяющих нормальный рост и развитие ребенка, является питание. Качественное питание должно рассматриваться как необходимое условие построения образовательного процесса.
Ухудшение здоровья детей и подростков является наиболее актуальной и острой проблемой в современном обществе, что отмечается как органами управления образованием, так и органами здравоохранения и учреждениями государственных санитарно-эпидемиологических служб. Вместе с тем рациональное сбалансированное питание способно обеспечить эффективную роль в поддержании здоровья детей, способствует профилактике различного рода заболеваний.
Проблема питания детей и подростков нашла отражение в проекте основ государственной политики в области здорового питания населения Российской Федерации на период до 2010 года, который в настоящее время находится на стадии согласования в Правительстве Российской Федерации. В постановлении Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 31 августа 2006 года N 30 "Об организации питания детей в общеобразовательных учреждениях", методических рекомендациях "Рекомендуемый ассортимент пищевых продуктов для реализации в школьных буфетах", утвержденных руководителем Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека 24 августа 2007 года N 0100/8606-07-34, перед органами исполнительной власти, управления образованием поставлены задачи, направленные на обеспечение учащихся всех классов горячим питанием.
Одними из главных причин ухудшения состояния здоровья детей являются несвоевременное питание и устаревшие технологии приготовления блюд. Недостаточное потребление белка, витаминов и других жизненно необходимых макро- и микронутриентов в детском и юношеском возрасте отрицательно сказывается на показателях физического развития, успеваемости, способствует развитию хронических заболеваний, снижает иммунитет. Разрешить эту проблему можно только с помощью осуществления комплексного, программного подхода к организации здорового питания детей и подростков.
Использование современных технологий производства и транспортировки пищевых продуктов при организации питания учащихся общеобразовательных учреждений городского округа Самара будет способствовать профилактике заболеваний, повышению работоспособности и успеваемости, физическому и умственному развитию, оказывать существенное влияние на формирование и состояние здоровья на протяжении всей последующей жизни.
В настоящее время в городском округе Самара в системе общеобразовательных учреждений существует несколько форм организации горячего школьного питания:
- школьные базовые столовые, когда приготовление готовых блюд полностью осуществляется в школе, - 104 школы;
- столовые-доготовочные, когда с КШП в школьную столовую поступают продукты или полуфабрикаты, из которых на пищеблоке школы готовят различные блюда, - 47 школ;
- столовые-раздаточные по типу буфета-раздаточной, когда с КШП или школьных базовых столовых в школу поступают готовые блюда, которые раздаются учащимся в условиях школьного буфета, - 10 школ.
В 7 ОУ пищеблоки отсутствуют, буфеты действуют в большинстве школ. Исследования системы школьного питания городского округа Самара выявили требующие решения проблемы:
- охват учащихся горячим питанием в 2007 - 2008 учебном году составил 46% (в начальных классах - 63%, в 5 - 9 классах - 23%, в 10 - 11 классах - 10%). Стоимость завтраков составляет 25 рублей, стоимость обедов - 30 - 35 рублей, дети из социально незащищенных семей питаются за счет средств бюджета городского округа Самара (завтраки стоимостью 25 рублей в день), организация горячего питания осуществляется по 10-дневному цикличному меню, сбалансированному по жирам, белкам и углеводам;
- отсутствие полдников в группах продленного дня с длительным пребыванием детей в образовательном учреждении;
- тенденция к замене горячего питания буфетной продукцией;
- составление меню с учетом стоимости продуктов питания, а не физиологической потребности детей в биологически ценных элементах, превалирование углеводистой модели питания, использование приемов уменьшения объема и веса блюд;
- невыполнение норм питания по мясным и молочным продуктам, овощам и фруктам;
- отсутствие диетического питания для детей, имеющих отклонения в состоянии здоровья;
- слабая материально-техническая база пищеблоков;
- необходимость проведения ремонтов школьных столовых;
- изношенность технологического и холодильного оборудования, а также отсутствие хлебниц, приборов для специй, бумажных салфеток, качественной посуды.
Укомплектованность пищеблоков муниципальных ОУ необходимым технологическим оборудованием составляет в среднем 60%. Устаревшая материально-техническая база и износ технологического оборудования школьных пищеблоков не позволяют в полной мере организовать качественное питание школьников. В большинстве школ городского округа Самара требуется проведение капитальных ремонтов пищеблоков и реконструкция столовых.
Решение проблем улучшения качества питания в ОУ городского округа Самара напрямую связано с необходимостью внедрения в эту систему современных технологий - модернизации всей технологической цепочки от поставки исходных продуктов до организации питания непосредственно в ОУ.
Реорганизация системы питания учащихся в ОУ возможна путем создания новых или реконструкции существующих предприятий школьного питания, которые будут поставлять в школы полуфабрикаты высокой степени готовности и/или готовую продукцию. Для этого необходимо предусмотреть проведение технического перевооружения и модернизации столовых ОУ, что позволит предприятиям и пищеблокам ОУ использовать новые энергосберегающие технологии.
Одним из путей решения проблемы качества питания является оснащение предприятий и пищеблоков ОУ пароконвектоматами - новейшим оборудованием, предназначенным для приготовления широкого ассортимента блюд, кулинарных изделий, выпечки. Использование одного пароконвектомата позволяет отказаться сразу от нескольких плит и духовок: одновременно могут быть приготовлены мясные, рыбные или овощные блюда, различные гарниры, кондитерские изделия. Технология, которую предлагается использовать в организации школьного питания, основана на процессах охлаждения приготовленной пищи, доставки до ОУ и ее разогрева. Свежеприготовленные разнообразные продукты питания, представленные в нескольких меню, в охлажденном виде согласно графику доставляются в школы и там разогреваются. Школьные пищеблоки, оснащенные современным оборудованием, могут выполнять функции столовых-заготовочных и столовых-доготовочных на более высоком качественном уровне. Однако главным преимуществом пароконвектоматов при их использовании в системе школьного питания является возможность приготовления диетических блюд за счет задания для каждого продукта своего особого режима приготовления. При этом обеспечиваются не только высокие вкусовые качества приготовляемых блюд, но и сохраняются все полезные свойства продуктов, не происходит разрушения полезных минеральных веществ и витаминов.
Кроме того, рассматриваемый метод организации школьного питания предусматривает приготовление на предприятии завтраков, обедов на высокотехнологичном оборудовании, их порционирование, расфасовку в индивидуальную упаковку из фольги (по методу самолетного питания), быструю заморозку готовых блюд и их доставку в школы в виде замороженных полуфабрикатов. В школьных столовых полуфабрикаты лишь размораживаются, разогреваются и раздаются школьникам в той же упаковке. Использование в данном методе индустриальных методов приготовления и быстрой заморозки пищи позволит обеспечить разнообразное меню, сохранить полезные качества продуктов и их вкусовые свойства.
Главными принципами реорганизации системы питания учащихся являются:
- повышение качества питания учащихся;
- модернизация системы производства питания учащихся на основе новых технологий;
- построение эффективного управления и контроля системы производства питания учащихся;
- нормативно-правовое и методическое обеспечение организации питания учащихся;
- пропаганда и обучение в области здорового питания.
Реализация Программы откроет перспективы для решения в ближайшее время многих вопросов, связанных с сохранением и восстановлением здоровья учащихся и снижением риска возникновения у них многих заболеваний.
Программа предусматривает проведение широкой разъяснительной работы среди детей, подростков, их родителей, введение в учебно-воспитательный процесс различных мероприятий, способствующих формированию культуры питания и осознанию роли здорового питания в жизни человека.
Программа позволит внедрить новые формы и методы обслуживания; поэтапно оснастить пищеблоки ОУ современным многофункциональным оборудованием; реорганизовать существующие КШП и создать новый комбинат питания; консолидировать усилия различных служб, направленных на обеспечение сбалансированности, улучшение показателей здоровья детей и подростков, создание благоприятных условий для его сохранения и укрепления, нормального роста и развития детей.
Развитие системы мониторинга состояния здоровья, организации питания, а также анализ заболеваемости обучающихся позволит оценить эффективность проводимых мероприятий Программы.
В течение последних лет в городском округе Самара складываются многоуровневые государственно-общественные формы управления образованием (общественные советы, ассоциации, попечительские советы, управляющие советы, общественные объединения), что позволяет общественности и работникам сферы образования активно и сообща решать задачи развития системы образования, в том числе задачи организации школьного питания.
Основные цели и задачи, этапы и сроки реализации Программы
Целью Программы является совершенствование системы организации питания учащихся ОУ городского округа Самара на основе использования современных технологий и форм обслуживания для сохранения и укрепления их здоровья, профилактики заболеваний.
Основные задачи Программы:
- снижение заболеваемости школьников за счет внедрения полноценного, рационального, обогащенного рациона питания;
- обеспечение детей и подростков ОУ оптимальным питанием высокого качества и безопасности, адекватным возрастным и физиологическим потребностям детей и подростков в пищевых веществах и энергии;
- централизация и индустриализация производства школьного питания;
- переоснащение высокотехнологичным оборудованием пищеблоков ОУ;
- совершенствование нормативной правовой базы по организации питания;
- совершенствование системы производственного контроля за качеством и безопасностью используемого сырья и производимой продукции;
- обучение школьников и родителей основам знаний здорового питания, культуре питания.
Решение данных задач будет осуществляться в рамках реализации мероприятий, входящих в данную Программу.
Реализация Программы рассчитана на период с 2009 по 2011 годы.
Начало реализации Программы - 1 января 2009 года.
Окончание реализации Программы - 31 декабря 2011 года.
Этапы Программы:
1 этап - 2009 год;
2 этап - 2010 год;
3 этап - 2011 год.
Реализация мероприятий Программы ориентирована на использование имеющегося в ОУ городского округа Самара позитивного опыта по проблеме организации школьного питания, а также опыта работы других регионов (г. Москва, г. Ставрополь), рекомендаций АНО "Институт отраслевого питания" (г. Москва), занимающегося разработкой и внедрением современных эффективных систем здорового питания в социальной и образовательной сферах.
Перечень и характеристика основных мероприятий Программы
В соответствии с поставленными задачами основные мероприятия Программы систематизированы по следующим направлениям:
1. Нормативно-правовое регулирование организации школьного питания.
Данное направление включает мероприятия, направленные на совершенствование нормативной правовой базы по организации питания учащихся, разработку порядка по определению учащихся социально незащищенных категорий, технологического паспорта пищеблока, совершенствование конкурсного отбора исполнителей муниципального заказа на организацию питания учащихся в ОУ городского округа Самара, доработку формы муниципального контракта с КШП.
2. Организация питания учащихся муниципальных общеобразовательных учреждений.
Данное направление предполагает мероприятия по увеличению процента охвата горячим питанием всех возрастных категорий учащихся, в том числе бесплатным одноразовым горячим питанием учащихся из социально незащищенных категорий, по разработке примерного 24-дневного цикличного меню завтраков и обедов с целью обеспечения учащихся оптимальным питанием высокого качества и безопасности, адекватным возрастным и физиологическим потребностям детей и подростков в пищевых веществах и энергии.
3. Техническая модернизация организации школьного питания.
Включены мероприятия по созданию нового современного предприятия школьного питания и модернизации существующих предприятий школьного питания, поэтапное проведение необходимых ремонтных работ и реконструкций на существующих предприятиях школьного питания для организации производства различных видов полуфабрикатов за счет средств самих предприятий.
4. Ремонт и укрепление материально-технической базы пищеблоков общеобразовательных учреждений.
Предполагаются мероприятия по выполнению на пищеблоках ОУ работ по капитальному ремонту и реконструкции в целях соблюдения последовательности технологических процессов, приобретению современного технологического и холодильного оборудования для пищеблоков ОУ, мебели для столовых, специально разработанных для детей посуды и инвентаря.
5. Формирование культуры здорового питания.
Включены мероприятия по проведению широкой разъяснительной работы среди детей, подростков и их родителей, введение в учебно-воспитательный процесс различных мероприятий, способствующих формированию культуры питания и осознанию роли здорового питания в жизни человека.
6. Научно-экспериментальные исследования.
Предполагаются мероприятия по развитию системы мониторинга состояния здоровья, организации питания, а также по анализу заболеваемости обучающихся.
7. Контроль за реализацией Программы.
Включены мероприятия по обобщению и анализу материалов государственного санитарно-эпидемиологического надзора за качеством и безопасностью школьного питания, соблюдением санитарных правил и выполнением профилактических санитарно-противоэпидемических мероприятий по организации питания; проведению анализа эффективности организации питания в ОУ городского округа Самара; осуществлению контроля межведомственной комиссией за организацией питания учащихся ОУ.
Перечень основных мероприятий Программы изложен в приложении к Программе.
Постановлением Администрации городского округа Самара от 20 сентября 2011 г. N 1094 раздел "Источники финансирования Программы с распределением по годам и объемам" настоящей Программы изложен в новой редакции
Источники финансирования Программы
с распределением по годам и объемам
Мероприятия Программы финансируются за счет средств бюджета городского округа Самара, предусмотренных решением Думы городского округа Самара о бюджете городского округа Самара на соответствующий финансовый год, в порядке, установленном бюджетным законодательством и нормативными актами органов местного самоуправления.
Финансирование будет осуществляться по годам реализации Программы в следующих объемах:
2009 год - 162 701,3 тыс. руб.;
2010 год - 164 196,95 тыс. руб.;
2011 год - 144 448,0 тыс. руб.
Итого по Программе - 471 346,25 тыс. руб.
Оценка социально-экономической эффективности
от реализации мероприятий Программы
Основным критерием оценки социально-экономической эффективности Программы является достижение целей, поставленных Программой.
Реализация Программы позволит:
- обеспечить 100% учащихся муниципальных ОУ из малообеспеченных семей оптимальным питанием высокого качества и безопасности, адекватным возрастным и физиологическим потребностям детей и подростков в пищевых веществах, энергии, витаминах и минералах, за счет средств бюджета городского округа Самара в течение сроков реализации Программы (на 2009 год - 17 934 человека);
- внедрить новые технологии производства продукции школьного питания за счет модернизации материально-технической базы пищеблоков муниципальных ОУ (приобретение современного высокопроизводительного оборудования - пароконвектоматов): в 2009 году - в 5 учреждениях, в 2010 году - в 6 учреждениях, в 2011 году - в 7 учреждениях;
- внедрить новые формы обслуживания учащихся муниципальных ОУ (шведские столы, витаминные столы, свободный выбор из ассортимента готовых блюд и кулинарных изделий): в 2009 году - в 50% учреждений, в 2010 году - в 60% учреждений, в 2011 году - в 70% муниципальных ОУ.
Ежегодно в сферу здравоохранения вкладываются средства для профилактических и медицинских мероприятий с целью улучшения здоровья населения, предотвращения экономического ущерба в связи с заболеваемостью населения, в связи с уходом за больными, стойкой нетрудоспособностью. Совершенствование системы питания в ОУ позволит сохранить здоровье школьников и нации в целом благодаря доступности и повышению качества школьного питания за счет снижения потерь на всех этапах производства и реализации готовой продукции путем применения высокотехнологичного оборудования, специальных систем производственного учета и контроля, а также путем снижения стоимости готовой продукции за счет уменьшения издержек при ее производстве (снижения расходов электроэнергии, уменьшения количества персонала и др.).
Контроль за реализацией Программы возлагается на ДО, который представляет в установленном порядке в Администрацию городского округа Самара отчеты о ходе реализации Программы.
Механизм реализации Программы
Головным исполнителем мероприятий Программы является ДО.
Финансирование мероприятий Программы осуществляется в соответствии с действующим законодательством.
Исполнители несут ответственность за качественное и своевременное исполнение программных мероприятий.
Получатели финансовых средств являются ответственными за выполнение мероприятий по реализации Программы и представляют в Администрацию городского округа Самара информацию о ходе исполнения Программы.
Администрация городского округа Самара, выступающая в роли заказчика Программы, осуществляет в установленном порядке меры по выполнению мероприятий Программы:
- осуществляет руководство и текущее управление реализацией Программы;
- обеспечивает координацию деятельности исполнителей Программы;
- разрабатывает в пределах своей компетенции нормативные правовые акты, необходимые для реализации Программы;
- проводит анализ и формирует предложения по рациональному использованию финансовых ресурсов Программы;
- на основании предложений разработчиков Программы подготавливает ежегодно в установленном порядке предложения по уточнению перечня мероприятий Программы на очередной финансовый год;
- уточняет механизм реализации Программы и затраты по мероприятиям Программы.
Механизм реализации Программы осуществляется на основании договоров на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, заключаемых головным исполнителем со всеми исполнителями программных мероприятий. Исполнители программных мероприятий определяются на конкурсной основе.
Организация управления Программой
и контроль за ходом ее исполнения
Общее руководство и координацию работы по исполнению Программы осуществляет ДО.
Контроль за целевым использованием бюджетных средств осуществляет Департамент финансов Администрации городского округа Самара.
Контроль за исполнением Программы осуществляет Дума городского округа Самара посредством рассмотрения отчетов об исполнении Программы в соответствии с Положением "О порядке представления и рассмотрения отчетов об исполнении целевых программ городского округа Самара Думой городского округа Самара".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.