Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к Закону
Самарской области
"Об утверждении областной
целевой программы "Жилище"
на 2006-2010 годы"
Подпрограмма
"Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры"
(далее - Подпрограмма)
11 декабря 2007 г., 7 мая 2008 г.
Паспорт Подпрограммы
Наименование Подпрограммы - подпрограмма "Модернизация объектов
коммунальной инфраструктуры"
Дата принятия решения о - постановление Правительства Самарской
разработке Подпрограммы области от 02.05.2006 N 43
Государственный заказчик - Правительство Самарской области
Подпрограммы
Головной исполнитель - министерство строительства и жилищно-
Подпрограммы коммунального хозяйства Самарской области
Основные разработчики - министерство строительства и жилищно-
Подпрограммы коммунального хозяйства Самарской
области
Цели и задачи Подпрограммы - цель Подпрограммы:
создание условий для приведения жилищно-
го фонда и коммунальной инфраструктуры в соответствие со стандартами качества,
обеспечивающими комфортные условия
проживания
задачи Подпрограммы:
модернизация объектов коммунальной
инфраструктуры;
повышение эффективности управления
объектами коммунальной инфраструктуры;
привлечение средств внебюджетных
источников (в том числе средств частных
инвесторов, кредитных средств и личных
средств граждан) для финансирования
проектов модернизации объектов
коммунальной инфраструктуры
Сроки и этапы реализации - 2006-2010 годы;
Подпрограммы I этап - 2006-2008 годы;
II этап - 2009-2010 годы
Исполнители Подпрограммы - министерство строительства и жилищно-
коммунального хозяйства Самарской
области, органы местного самоуправления
(по согласованию)
Объемы и источники - объем финансирования Подпрограммы за
финансирования счет средств всех источников в 2006-2010
Подпрограммы годах составляет 7 295,6 млн. рублей, в
том числе:
средства федерального бюджета на
государственные капитальные вложения -
1 043,3 млн. рублей;
средства областного бюджета - 4 367,3
млн. рублей, из них капитальные расходы
- 4 367,3 млн. рублей;
средства местных бюджетов - 185,02 млн.
рублей;
средства частных инвесторов - 1 700 млн.
рублей.
Мероприятия Подпрограммы, финансирование
которых предполагается осуществлять за
счет иных, помимо областного бюджета,
источников, не являются расходными
обязательствами Самарской области.
Указанные далее в Подпрограмме объемы
финансирования отдельных мероприятий
Подпрограммы за счет иных, помимо
областного бюджета, источников являются
предполагаемыми
Ожидаемые конечные результаты - повышение качества предоставляемых
реализации Подпрограммы потребителям коммунальных услуг;
улучшение экологической ситуации;
улучшение качества жизни населения,
снижение темпов роста затрат на
коммунальные услуги населения;
обеспечение перевода экономики области
на энергоэффективный путь развития за
счет создания и внедрения новейших
технологий и оборудования и достижение
экономии топлива;
снижение уровня износа коммунальной
инфраструктуры с 58,3 до 49%;
увеличение доли частных инвестиций в
общем объеме инвестиций в модернизацию
коммунальной инфраструктуры с 9 до 32,5%;
увеличение доли частных компаний,
управляющих объектами коммунальной
инфраструктуры на основе концессионных
соглашений и других договоров, от общего
количества всех организаций коммунально-
го комплекса с 2 до 15%;
увеличение доли многоквартирных домов,
управляемых профессиональными
управляющими организациями, с 3 до 80%;
снижение объема просроченной кредиторс-
кой задолженности организаций жилищно-
коммунального хозяйства с 3,4 до 0,4
млрд. рублей;
увеличение доли муниципальных образова-
ний, завершивших перевод социальных
выплат в виде компенсаций на оплату
жилого помещения и коммунальных услуг в
денежные выплаты на персонифицированные
социальные счета граждан, с 29,73 до
100%;
увеличение доли семей, получающих субси-
дии на оплату жилого помещения и комму-
нальных услуг, с 8,3 до 13%
Система организации - контроль за исполнением Подпрограммы
контроля за исполнением осуществляется министерством
Подпрограммы строительства и жилищно-коммунального
хозяйства Самарской области, контроль
за целевым использованием выделенных
средств областного бюджета
осуществляется в установленном
порядке головным исполнителем и
исполнителями Подпрограммы - главными
распорядителями (распорядителями)
средств областного бюджета.
Содержание проблемы и обоснование необходимости
ее решения программными методами
Одним из приоритетов национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" является создание комфортных условий проживания и доступности коммунальных услуг для населения.
Подпрограмма разработана в соответствии с критериями, целями и задачами подпрограммы "Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы, которая является основным инструментом реализации приоритетного национального проекта страны.
Жилищно-коммунальная отрасль в Самарской области представлена следующими показателями.
Общая протяженность водопроводных сетей в области составляет 7378,8 км, из них в городских поселениях 2363,6 км, в сельской местности 5015,2км.
Протяженность канализационных сетей в области составляет 3492,6 км, из них главных коллекторов 963,5км (27,5%), уличных канализационных сетей - 1234,9 км (35,5%), внутриквартальных и внутридворовых сетей - 1294,2 км (37%).
Протяженность магистральных тепловых сетей (в двухтрубном исчислении) в области составляет 3302,5 км. Износ тепловых сетей в среднем 50-60%.
Всего тепловых источников в области - 1773 единицы, из них квартальных - 654 единицы (36,8%), модульных - 1119 единиц (65,2%).
В настоящее время в целом деятельность коммунального комплекса Самарской области характеризуется невысоким качеством предоставления коммунальных услуг, а также в значительной части неэффективным использованием природных ресурсов и загрязнением окружающей среды.
Причинами возникновения этих проблем являются:
высокий уровень износа объектов коммунальной инфраструктуры и их технологическая отсталость;
низкая эффективность системы управления в этом секторе экономики, непрозрачные методы ценообразования на товары и услуги организаций коммунального комплекса.
Износ и технологическая отсталость объектов коммунальной инфраструктуры связаны с недостатками проводимой в предыдущие годы тарифной политики, которая не обеспечивала реальных финансовых потребностей организаций коммунального комплекса в модернизации объектов коммунальной инфраструктуры, не формировала стимулы к сокращению затрат. Существующие принципы управления коммунальной инфраструктурой сформировали систему, при которой у организаций коммунального комплекса отсутствуют стимулы к повышению эффективности производства и снижению издержек. Несовершенство процедур тарифного регулирования и договорных отношений в коммунальном комплексе формирует высокие инвестиционные риски и препятствует привлечению средств внебюджетных источников в этот сектор экономики.
Следствием износа и технологической отсталости объектов коммунальной инфраструктуры является низкое качество предоставления коммунальных услуг, не соответствующее запросам потребителей. Уровень износа объектов коммунальной инфраструктуры составляет сегодня в среднем 60 процентов. Отмечается повсеместное несоответствие фактического объема инвестиций в модернизацию объектов коммунальной инфраструктуры минимальным их потребностям. Плановопредупредительный ремонт сетей и оборудования систем водоснабжения, коммунальной энергетики практически полностью уступил место аварийновосстановительным работам. Это ведет к снижению надежности работы объектов коммунальной инфраструктуры.
Сложившееся годами традиционное централизованное теплоснабжение в населенных пунктах Самарской области давно не оправдывает себя из-за низкой рентабельности котельных установок, нарушения тепловой изоляции теплотрасс, больших потерь в сетях из-за высокой степени износа.
Высокие сверхнормативные потери при производстве коммунальных услуг составляют значительную долю в тарифах на их оплату, формируя таким образом существенный потенциал энергосбережения отрасли.
Неэффективное использование природных ресурсов выражается в высоких потерях воды, тепловой и электрической энергии в процессе производства и транспортировки ресурсов до потребителей.
Вследствие износа объектов коммунальной инфраструктуры суммарные потери в тепловых сетях достигают 30 процентов произведенной тепловой энергии. Потери, связанные с утечками теплоносителя из-за коррозии труб, составляют 10-15 процентов. Ветхое состояние тепловых и электрических сетей становится причиной отключения теплоснабжения домов в зимний период.
Утечки и неучтенный расход воды при транспортировке в системах водоснабжения в ряде городов достигают 60 процентов поданной в сеть воды. Более 40 процентов водопроводов с забором воды из поверхностных источников, обеспечивающих 70 процентов потребностей в воде в городах и поселках городского типа, а также около 65 процентов в сельской местности, не имеют необходимого комплекса очистных сооружений и не обеспечивают полное обеззараживание и очистку воды в соответствии с требованиями, предъявляемыми к качеству питьевой воды.
Загрязнение окружающей среды связано с дефицитом мощностей по очистке канализационных стоков. Из эксплуатирующихся канализационных очистных сооружений 60 процентов перегружены, они эксплуатируются 25 - 30 и более лет и требуют срочной реконструкции. Существует значительный дефицит мощностей по очистке канализационных сооружений. Как следствие, неочищенные или недостаточно очищенные сточные воды сбрасываются в открытые водоемы, что обостряет экологическую обстановку и снижает рекреационную привлекательность водоемов.
При этом стоимость коммунальных услуг для населения в последние годы значительно возросла. Действующий в большинстве случаев затратный метод формирования тарифов на услуги теплоснабжения, электроснабжения, водоснабжения и водоотведения с использованием нормативной рентабельности стимулирует организации коммунального комплекса к завышению собственных издержек, приводит к повышению уровня износа объектов коммунальной инфраструктуры.
Еще одной причиной высокого уровня износа объектов коммунальной инфраструктуры является недоступность долгосрочных инвестиционных ресурсов для организаций коммунального комплекса. Как следствие, у этих организаций нет возможности осуществить проекты модернизации объектов коммунальной инфраструктуры без значительного повышения тарифов.
Привлечение инвестиционных и заемных средств на длительный период могло бы позволить организациям коммунального комплекса снизить издержки предоставления коммунальных услуг за счет модернизации объектов коммунальной инфраструктуры и обеспечить возвратность кредитов и окупаемость инвестиций без значительного повышения тарифов.
Для повышения качества предоставления коммунальных услуг и эффективности использования природных ресурсов необходимо обеспечить масштабную реализацию проектов модернизации объектов коммунальной инфраструктуры.
Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры отвечает интересам жителей Самарской области и позволит:
обеспечить более комфортные условия проживания населения Самарской области путем повышения качества предоставления коммунальных услуг;
снизить потребление энергетических ресурсов в результате снижения потерь в процессе производства и доставки энергоресурсов потребителям;
обеспечить более рациональное использование водных ресурсов;
улучшить экологическое состояние территории Самарской области.
Решить проблему повышения качества предоставления коммунальных услуг возможно только путем объединения усилий органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти Самарской области и органов местного самоуправления с привлечением средств внебюджетных источников. Поэтому одной из основных задач Подпрограммы является формирование условий, обеспечивающих привлечение средств внебюджетных источников для модернизации объектов коммунальной инфраструктуры.
Реализация Подпрограммы позволит:
привлечь средства федерального бюджета, бюджета Самарской области и местных бюджетов для модернизации объектов коммунальной инфраструктуры;
обеспечить использование бюджетных средств для реализации проектов модернизации объектов коммунальной инфраструктуры; использовать доступные средства внебюджетных источников для капитальных вложений в объекты коммунальной инфраструктуры;
стимулировать проведение институциональных преобразований, направленных на снижение рисков инвестирования средств внебюджетных источников в проекты модернизации объектов коммунальной инфраструктуры, которые позволят повысить доступность привлечения органами местного самоуправления и организациями коммунального комплекса средств внебюджетных источников для модернизации объектов коммунальной инфраструктуры;
разрабатывать и развивать механизмы привлечения средств внебюджетных источников в коммунальный комплекс.
В связи с этим в рамках Подпрограммы предполагается решение задач, направленных на ликвидацию сверхнормативного износа основных фондов, внедрение ресурсосберегающих технологий, разработку и широкое внедрение мер по стимулированию эффективного и рационального хозяйствования жилищно-коммунальных организаций, максимального использования ими всех доступных ресурсов, включая собственные, для решения задач надежного и устойчивого обслуживания потребителей.
Настоящая Подпрограмма включает в себя комплекс мероприятий, направленных на повышение надежности функционирования коммунальных систем жизнеобеспечения, обеспечение комфортных и безопасных условий проживания людей, обеспечение режима устойчивого достаточного финансирования жилищно-коммунального хозяйства области.
В результате решения этих задач повысятся качество жилищно-коммунального обслуживания населения, эффективность и надежность работы всех коммунальных систем.
Основные цели и задачи Подпрограммы
Целью Подпрограммы является приведение коммунальной инфраструктуры в соответствие со стандартами качества, обеспечивающим качественный уровень оказания коммунальных услуг, и как следствие, комфортные условия проживание граждан.
Для достижения поставленной цели предлагается решить следующие задачи:
модернизация и строительство объектов коммунальной инфраструктуры. Консолидированные средства в рамках данной Подпрограммы должны быть предназначены для выполнения проектов модернизации объектов коммунальной инфраструктуры, связанных с реконструкцией существующих объектов (с высоким уровнем износа), а также со строительством новых объектов, направленных на замену объектов с высоким уровнем износа;
повышение эффективности управления объектами коммунальной инфраструктуры. Одним из важных направлений для решения данной задачи является внедрение передовых технологий автоматизации коммунальных систем и их дистанционное управления.
В рамках выполнения Подпрограммы будут созданы условия, обеспечивающие привлечение средств внебюджетных источников для модернизации объектов коммунальной инфраструктуры. Осуществление мероприятий по модернизации объектов коммунальной инфраструктуры в Самарской области - приведет к улучшению состояния коммунальной инфраструктуры и повышению качества предоставления коммунальных услуг.
В рамках Подпрограммы планируется привлечение к управлению объектами коммунальной инфраструктуры на конкурсной основе организаций различных организационно-правовых форм собственности и формирование договорных отношений концессионного типа между органом местного самоуправления и организацией коммунального комплекса. Данные мероприятия призваны стимулировать привлечение средств внебюджетных источников для финансирования проектов модернизации объектов коммунальной инфраструктуры, в том числе для развития механизмов кредитования указанных проектов. Предусматривается оказание методического содействия муниципальным образованиям и организациям коммунального комплекса при осуществлении заимствований с целью модернизации объектов коммунальной инфраструктуры.
Подпрограмма основана на следующих базовых принципах:
софинансирование проектов модернизации объектов коммунальной инфраструктуры с привлечением бюджетных средств и средств внебюджетных источников;
развитие различных форм государственно - частного партнерства с целью привлечения средств внебюджетных источников для финансирования проектов модернизации объектов коммунальной инфраструктуры с использованием бюджетных средств в целях снижения рисков инвестирования;
открытый конкурсный отбор проектов модернизации объектов коммунальной инфраструктуры.
Сроки и этапы реализации Подпрограммы
Мероприятия Подпрограммы будут реализованы в 2006-2010 годах в 2 этапа:
первый этап - 2006-2008 годы;
второй этап - 2009-2010 годы.
В рамках первого этапа реализации Подпрограммы предполагается осуществить финансирование за счет средств федерального бюджета проектов модернизации объектов коммунальной инфраструктуры на условиях их софинансирования из других источников, в том числе бюджета Самарской области и местных бюджетов, а также с привлечением средств внебюджетных источников. При этом большая часть средств, направляемых на модернизацию объектов коммунальной инфраструктуры в рамках Подпрограммы, финансируется за счет бюджетных средств. В результате осуществления указанных мероприятий должны быть достигнуты снижение уровня износа объектов коммунальной инфраструктуры до 55 процентов, увеличение доли средств внебюджетных источников до 10-15 процентов общего объема инвестиций в модернизацию объектов коммунальной инфраструктуры, увеличение доли частных компаний, осуществляющих управление объектами коммунальной инфраструктуры на основе концессионных соглашений и других договоров, до 15 процентов общего количества организаций коммунального комплекса.
В рамках второго этапа реализации Подпрограммы предполагается довести долю финансирования за счет средств внебюджетных источников до 45 и более процентов от инвестиционных потребностей. Значительная часть средств должна выделяться в рамках Подпрограммы на принципах возвратности, повышая, таким образом, долю внебюджетных средств до норм определенных подпрограммой "Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы для данного периода ее действия.
В результате осуществления указанных мероприятий должны быть достигнуты снижение уровня износа объектов коммунальной инфраструктуры до 50 процентов, увеличение доли средств внебюджетных источников до 40-50 процентов общего объема инвестиций в модернизацию объектов коммунальной инфраструктуры, увеличение доли частных компаний, осуществляющих управление объектами коммунальной инфраструктуры на основе концессионных соглашений и других договоров, до 30 процентов общего количества организаций коммунального комплекса.
Механизм реализации Подпрограммы, организация
управления и контроль за ходом реализации Подпрограммы
Мероприятия Подпрограммы предусматривают осуществление мер по оказанию государственной поддержки проектов модернизации объектов коммунальной инфраструктуры, в том числе на принципах государственно-частного партнерства.
Государственные капитальные вложения за счет средств федерального бюджета будут предусматриваться для реализации проектов модернизации объектов коммунальной инфраструктуры на условиях их софинансирования также за счет средств бюджета Самарской области, местных бюджетов и средств внебюджетных источников.
Ко второму этапу Подпрограммы предполагается разработать механизм финансирования проектов строительства и модернизации на принципах возвратности. Принимая во внимание, что основной потенциал краткосрочных (до 3-5 лет) инвестиционных проектов будет исчерпан на первом этапе, акцент на втором этапе должен быть сделан на финансирование среднесрочных (5-7 лет) и долгосрочных (7-10 лет) проектов, выделяя в рамках Подпрограммы средства управляющим компаниям, осуществляющим собственную инвестиционную деятельность.
Для участия в финансировании Подпрограммы со стороны федерального бюджета Самарская область будет ежегодно подавать заявки в Госстрой. Средства федерального бюджета для реализации всех проектов на территории Самарской области будут предоставляться на условиях софинансирования проектов модернизации объектов коммунальной инфраструктуры за счет средств бюджета Самарской области, местных бюджетов и средств внебюджетных источников.
Средства бюджета Самарской области, местных бюджетов и внебюджетных источников включают заемные средства, привлеченные органами государственной власти Самарской области, органами местного самоуправления и частными инвесторами для реализации проектов модернизации объектов коммунальной инфраструктуры. При этом доля средств бюджета Самарской области и местных бюджетов может быть снижена за счет увеличения доли средств частных инвесторов. Доля средств областного бюджета, направляемых на софинансирование проектов, составляет 95% от годовой суммы затрат.
Средства федерального бюджета направляются на финансирование проектов модернизации объектов коммунальной инфраструктуры после заключения органами государственной власти Самарской области соглашения с Госстроем при условии, что в бюджете Самарской области предусмотрены средства на реализацию Подпрограммы.
Право участия в Подпрограмме получат проекты модернизации сетей и объектов водо-, тепло-, электроснабжения, направленные на снижение аварийности, потерь ресурсов в процессе их производства и транспортировки, повышение срока службы, снижение уровня эксплуатационных расходов, а также проекты с привлекательными для частных инвестиций сроками окупаемости.
Реализация Подпрограммы осуществляется министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области, органами местного самоуправления в Самарской области (по согласованию).
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области осуществляет:
распределение средств областного и федерального бюджетов, выделяемых на реализацию Подпрограммы, по объектам строительства, реконструкции и модернизации;
функции заказчика в части финансирования мероприятий Подпрограммы за счет средств федерального и областного бюджетов, а также привлекаемых частных инвестиций в соответствии с договорами (соглашениями) с инвесторами;
мониторинг исполнения и подготовку предложений по корректировке мероприятий Подпрограммы;
представление отчетов о ходе реализации Подпрограммы в министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области.
Органы местного самоуправления в Самарской области в рамках компетенции, определенной федеральным законодательством при реализации программных мероприятий:
представляют в министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области перечень объектов строительства или реконструкции, подлежащих включению в данную Подпрограмму, с указанием технических характеристик каждого объекта;
участвуют в софинансировании проекта или разрабатывают проектно-сметную документацию за счет средств местных бюджетов, предусмотренных на эти цели, и тем самым берут на себя обязательство по долевому финансированию проекта.
Органы местного самоуправления в Самарской области осуществляют:
функции заказчика в отношении мероприятий Подпрограммы, финансируемых за счет средств местных бюджетов, средств областного и федерального бюджетов, переданных в местные бюджеты, а также за счет привлекаемых частных инвестиций в соответствии с договорами (соглашениями) с инвесторами;
подготовку предложений по корректировке мероприятий Подпрограммы;
предоставление отчетов о ходе реализации Подпрограммы в министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области.
Финансовое обеспечение Подпрограммы
Финансирование Подпрограммы осуществляется за счет средств федерального, областного, местных бюджетов и внебюджетных источников.
Общие затраты на реализацию Подпрограммы оцениваются в 7 295,6 млн. рублей.
Необходимый объем средств на модернизацию объектов коммунальной инфраструктуры и разработку проектов модернизации на 1 этапе (2006-2008 годы) - 3 758,12 млн. рублей, в том числе за счет средств:
федерального бюджета - 458,3 млн. рублей;
областного бюджета - 2 927,4 млн. рублей;
местных бюджетов - 92,4 млн. рублей;
внебюджетных источников - 280 млн. рублей.
Для выполнения мероприятий 2 этапа Подпрограммы (2009-2010 годы) планируется привлечение 3 537,5 млн. рублей, в том числе за счет средств:
федерального бюджета - 585 млн. рублей;
областного бюджета - 1 439,9 млн. рублей;
местных бюджетов - 92,6 млн. рублей;
внебюджетных источников - 1 420 млн. рублей.
Мероприятия Подпрограммы, финансирование которых предполагается осуществлять за счет средств федерального бюджета, местных бюджетов, не являются расходными обязательствами Российской Федерации, Самарской области и муниципальных образований на территории Самарской области. Указанные в Подпрограмме объемы финансирования отдельных мероприятий Подпрограммы за счет иных, помимо областного бюджета, источников являются предполагаемыми.
Распределение средств, выделяемых из областного бюджета, в том числе средств, поступающих в областной бюджет из федерального бюджета на модернизацию объектов коммунальной инфраструктуры, между органами местного самоуправления осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на эти цели настоящей Подпрограммой на текущий год министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области по объектам, в отношении которых главным распорядителем средств определено министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области, а также министерством экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области по объектам, в отношении которых главным распорядителем средств является министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области.
Критериями отбора муниципальных образований для предоставления социальных выплат в виде компенсаций в рамках Подпрограммы являются:
наличие положительного сводного заключения государственной экспертизы на проектную документацию по стройкам и объектам, в отношении которых проведение такой экспертизы предусмотрено законодательством Российской Федерации;
наличие утвержденной проектно-сметной документации;
долевое участие органов местного самоуправления в финансировании реализации мероприятий Подпрограммы;
привлечение заемных и других средств на финансирование строек и объектов (при долевом финансировании);
завершение начатых строительством объектов, находящихся в высокой степени готовности, финансирование которых осуществлялось за счет бюджетных средств;
наличие низкого уровня развития коммунальной инфраструктуры.
Контроль за ходом реализации Подпрограммы
Контроль за исполнением Подпрограммы осуществляется министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.