Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к Закону
Самарской области
от 11 февраля 2004 г. N 6-ГД
Областная целевая программа
"Развитие и государственная поддержка малого предпринимательства
в Самарской области" на 2004 - 2010 годы
(далее - Программа)
8 декабря 2005 г.
Законом Самарской области от 8 декабря 2005 г. N 211-ГД в Паспорт настоящей Программы внесены изменения
Паспорт Программы
Наименование Программы - областная целевая программа "Развитие и
государственная поддержка малого
предпринимательства в Самарской
области" на 2004 - 2010 годы
Дата принятия решения - поручение Губернатора Самарской области
о разработке Программы от 25 октября 2002 года
Государственный - Правительство Самарской области
заказчик Программы
Головной исполнитель - департамент развития предпринимательства
Программы Министерства экономического развития,
инвестиций и торговли Самарской области
Основной разработчик - департамент развития предпринимательства
Программы Министерства экономического развития,
инвестиций и торговли Самарской области
Цель и задачи - создание благоприятных условий для развития
Программы малого предпринимательства в Самарской
области
развитие инфраструктуры поддержки субъектов
малого предпринимательства, создание районных
и межрайонных бизнес-инкубаторов;
совершенствование системы информационного
обеспечения предпринимательской деятельности,
активное внедрение Интернет-технологий;
создание эффективной системы обучения
предпринимателей, системы постояннодействующих
семинаров для начинающих руководителей малых
предприятий, индивидуальных предпринимателей;
развитие системы финансовой поддержки малых
предприятий и индивидуальных предпринимателей,
формирование новых механизмов предоставления
гарантий по возврату займов при микрокредито-
вании, создание условий для распространения
лизинга;
создание рабочих мест на малых предприятиях
для социально незащищенных слоев населения,
выпускников средних и специальных учебных
заведений;
развитие малого предпринимательства в удаленных
сельских районах и на депрессивных территориях;
создание системы продвижения услуг и товаров,
производимых субъектами малого
предпринимательства, на муниципальные,
региональные, российский и международные рынки
Сроки реализации - 2004 - 2010 годы (начало финансирования
Программы Программы с момента принятия поправок к
Закону Самарской области "Об областном бюджете
на 2004 год")
Основной исполнитель - департамент развития предпринимательства
Программы Министерства экономического развития,
инвестиций и торговли Самарской области
Объемы и источники - общий объем финансирования составляет
финансирования 328 480 тыс. рублей, в том числе:
Программы в 2004 году - 32 000 тыс. рублей;
в 2005 году - 36 190 тыс. рублей;
в 2006 году - 40 730 тыс. рублей;
в 2007 году - 45 680 тыс. рублей;
в 2008 году - 51 060 тыс. рублей;
в 2009 году - 57 570 тыс. рублей;
в 2010 году - 65 250 тыс. рублей.
Финансирование Программы осуществляется
за счет средств областного бюджета
Ожидаемые результаты - создание благоприятных условий для
реализации Программы развития малого предпринимательства
в Самарской области;
обеспечение среднегодового прироста
субъектов малого предпринимательства на
уровне 5 - 8% и увеличение доли субъектов
малого и среднего бизнеса в общем объеме
произведенной продукции всеми предприятиями
области;
увеличение количества субъектов малого
предпринимательства в сельских районах области
и на депрессивных территориях;
активизация деловой активности в удаленных
районах и на депрессивных территориях;
увеличение выпуска продукции субъектами малого
предпринимательства;
повышение технического уровня производства
малых предприятий;
увеличение количества работников малых
предприятий и доли населения, работающего на
малых предприятиях;
повышение эффективности взаимодействия малых
предприятий и индивидуальных предпринимателей
с хозяйствующими субъектами других регионов
России и зарубежными партнерами;
развитие негосударственной системы поддержки
субъектов малого предпринимательства
Система организации - департамент развития предпринимательства
контроля за Министерства экономического развития,
исполнением Программы инвестиций и торговли Самарской области
ежегодно в срок до 15 февраля представляет
в министерство управления финансами
Самарской области отчет о
целевом использовании выделенных на выполнение
настоящей Программы бюджетных средств.
Контроль за реализацией Программы осуществляет
первый заместитель председателя Правительства
Самарской области
Содержание проблемы и необходимость ее решения программными методами
Малое предпринимательство возродилось в России около пятнадцати лет назад. В Самарской области развитию этой отрасли экономики традиционно придается большое значение. В области создана развитая инфраструктура государственной поддержки субъектов малого предпринимательства, основу которой составляют департамент развития предпринимательства Министерства экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области (далее - департамент) и муниципальные центры развития предпринимательства. Поддержка предпринимательства реализуется исключительно на программной основе.
По состоянию на 1 октября 2002 года, в Самарской области насчитывалось 131,4 тыс. субъектов малого предпринимательства, что составляет 83,6% всех коммерческих предприятий области, из них 31,5 тыс. малых предприятий - юридические лица и 99,9 тыс. человек - индивидуальные предприниматели.
Общепризнанным показателем развития сектора малого бизнеса является плотность малого предпринимательства, рассчитанная как число субъектов малого бизнеса в расчете на 1000 жителей. В Самарской области данный показатель составляет 40 субъектов малого предпринимательства на 1000 жителей, в том числе 10 малых предприятий на 1000 жителей и 30 индивидуальных предпринимателей на 1000 жителей.
Динамика развития сферы малого бизнеса Самарской области за 1999 - 2002 годы показывает, что количество субъектов малого предпринимательства увеличивалось с 114,1 тыс. в 1990 году до 131,4 тыс. в 2002 году (в среднем на 5% в год). Увеличение происходило в основном за счет роста числа индивидуальных предпринимателей, количество малых предприятий практически не менялось, исключение составил 2002 год, за который количество малых предприятий увеличилось на 14%, количество индивидуальных предпринимателей - на 3%.
В отраслевой структуре малого бизнеса основная доля приходится на торговлю и общественное питание, строительство и промышленность.
За 9 месяцев 2002 года в сфере малого бизнеса Самарской области с учетом индивидуальных предпринимателей было занято 338,7 тыс. человек, что составляет 27% от всех занятых в экономике области.
Однако численность работников, фактически занятых в сфере малого бизнеса Самарской области, гораздо больше, так как у каждого индивидуального предпринимателя, по экспертным оценкам, занято в среднем еще 3 - 4 человека. С учетом этого можно предположить, что численность занятых в сфере малого бизнеса Самарской области за 9 месяцев 2002 года составляла 60% от всех занятых в экономике области.
Динамика численности работников, занятых в сфере малого бизнеса Самарской области, за 1999 - 2002 годы показывает, что численность занятых увеличилась с 285,4 тыс. человек в 1999 году до 338,7 тыс. человек в 2002 году. Рост численности занятых составлял 2% в год.
В сфере выпуска товаров и услуг субъектами малого предпринимательства следует отметить, что органы государственной статистики не в полной мере учитывают деятельность индивидуальных предпринимателей, что искажает реальную картину.
По данным органов государственной статистики, выпуск товаров и услуг субъектами малого предпринимательства по всем видам деятельности в фактических ценах (без НДС и акцизов) за 9 месяцев 2002 года составил 26,3 млрд. рублей - 10,4% от общего объема произведенной продукции всеми предприятиями области. По сравнению с аналогичным периодом 2001 года с учетом инфляции рост составил 33%. Наибольший объем продукции (около 80%) приходится на малые предприятия торговли и общественного питания, промышленности и строительства.
В ходе реализации Комплексной программы развития и государственной поддержки предпринимательства в Самарской области на 2001-2003 годы выявлены следующие основные проблемы, стоящие на пути развития предпринимательства в Самарской области: ограниченность доступа субъектов малого предпринимательства к важнейшим ресурсным рынкам, выражающаяся в отсутствии информационной базы данных о наличии ресурсов, в том числе излишков производственных помещений, мощностей и технологического оборудования крупных предприятий, которые могут быть вовлечены в рыночный оборот, об условиях их использования и приобретения малыми предприятиями; слабая развитость предпринимательства в сельских районах области, особенно в отдаленных районах и на депрессивных территориях, количество субъектов предпринимательской деятельности там явно недостаточно, доступ к финансовым ресурсам чрезвычайно ограничен, затруднительным является выход на региональные рынки;
отсутствие системы комплексного сопровождения начинающих предпринимателей, позволяющей начинающему предпринимателю, с одной стороны, получить свободный доступ к имеющимся ресурсам, с другой - получить основополагающие (базовые) знания и застраховать себя от грубых ошибок;
недостаточная развитость рынка финансовых услуг, недостаточно эффективные механизмы предоставления гарантий по возврату займов, скудность предложений на рынке кредитных услуг;
отсутствие механизмов мониторинга по принятым законодательным актам;
слабое использование потенциала субъектов малого предпринимательства в качестве важного рычага решения социальных проблем и, в первую очередь, занятости молодежи, инвалидов, других социально незащищенных слоев населения.
Настоящая Программа представляет собой комплекс мероприятий государственной поддержки субъектов малого предпринимательства по созданию благоприятных условий для развития малого предпринимательства в Самарской области, опирается на созданную инфраструктуру поддержки предпринимательства, создает условия для ее дальнейшего развития. При этом учитывается имеющийся положительный опыт предшествующих программ. В то же время Программа разработана исходя из необходимости совершенствования механизмов реализации политики Правительства Самарской области в части развития и поддержки малого предпринимательства и более тесной ее взаимосвязи с общими задачами областной экономической политики на долгосрочную перспективу.
Основные цели и задачи Программы
Основной целью Программы является создание благоприятных условий для развития субъектов малого предпринимательства в Самарской области путем:
развития инфраструктуры поддержки субъектов малого предпринимательства, создания районных и межрайонных бизнес-инкубаторов;
совершенствования системы информационного обеспечения предпринимательской деятельности, активного внедрения Интернет-технологий, создания системы постоянно действующих семинаров для начинающих руководителей малых предприятий и индивидуальных предпринимателей, создания системы постояннодействующего мониторинга эффективности действия нормативных правовых актов, регулирующих деятельность субъектов малого предпринимательства, выработки конкретных предложений;
развития методов и способов финансовой поддержки малых предприятий и предпринимателей, формирования новых механизмов предоставления гарантий по возврату при микрофинансировании с использованием потенциала страховых компаний и обществ взаимного страхования, создания условий для распространения лизинга;
создания рабочих мест на малых предприятиях для социально незащищенных слоев населения, выпускников средних и специальных учебных заведений;
развития малого предпринимательства в сельских районах и на депрессивных территориях;
создания системы продвижения услуг и товаров, производимых субъектами малого предпринимательства, на муниципальные, региональные, российский и международные рынки.
Система программных мероприятий
Программные мероприятия определены исходя из основной цели Программы и задач, необходимых для решения поставленной цели. Важным принципом системы мероприятий является преемственность в отношении предыдущих программ и учет целей и задач, определенных муниципальными программами развития и поддержки предпринимательства. Система мероприятий Программы (прилагается) состоит из следующих основных разделов:
1. Развитие инфраструктуры поддержки субъектов малого предпринимательства.
2. Информационное обеспечение субъектов малого предпринимательства через инфраструктуру поддержки малого предпринимательства.
3. Совершенствование системы нормативного правового обеспечения предпринимательской деятельности.
4. Научно-методическое, техническое и финансовое обеспечение подготовки кадров для субъектов малого предпринимательства.
5. Разработка и реализация новых финансовых технологий поддержки субъектов малого предпринимательства.
6. Разработка и реализация мероприятий по развитию малого предпринимательства в сельских районах и на депрессивных территориях.
7. Разработка и реализация мероприятий по вовлечению в предпринимательскую деятельность молодежи и людей с ограниченными физическими возможностями для достижения ими материальной независимости.
8. Организация системы продвижения услуг и товаров, производимых субъектами малого предпринимательства, на муниципальные, региональные, российский и международные рынки, взаимодействие со средствами массовой информации.
Такая группировка по направлениям позволяет принять долгосрочную программу и реализовать на ее основе мероприятия, рассчитанные на несколько лет в зависимости от финансовых возможностей бюджета.
Развитие инфраструктуры поддержки
субъектов малого предпринимательства
Инфраструктура поддержки субъектов малого предпринимательства Самарской области представлена системой государственных и негосударственных организаций. Большинство из них играет существенную роль в развитии предпринимательства на территории Самарской области.
Ключевыми составляющими инфраструктуры являются:
департамент развития предпринимательства Министерства экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области;
муниципальные центры развития предпринимательства;
Законом Самарской области от 8 декабря 2005 г. N 211-ГД абзац пятый раздела "Развитие инфраструктуры поддержки субъектов малого предпринимательства" изложен в новой редакции
специализированные фонды поддержки малого предпринимательства (далее - фонды);
Самарское региональное агентство поддержки малого и среднего бизнеса;
территориальные агентства поддержки малого и среднего бизнеса;
Торгово-промышленная палата Самарской области и ее территориальные филиалы;
бизнес-центры, бизнес-инкубаторы;
общественные организации предпринимателей "Развитие предпринимательства", "ОПОРА России", районные и городские советы предпринимателей и другие общественные объединения.
Система построения инфраструктуры поддержки субъектов малого предпринимательства в Самарской области, основанная на создании муниципальных центров, являлась оптимальной на организационном этапе. В настоящий момент развитие негосударственной системы поддержки предпринимательства позволяет передавать многие функции центров системе негосударственных агентств, бизнес-центров и бизнес-инкубаторов. Это позволит, с одной стороны, привлечь дополнительные ресурсы, в том числе и финансовые, самих предпринимателей путем оказания им платных консультационных услуг, с другой стороны, за счет компенсации части затрат на эти услуги из средств Программы снизить стоимость этих услуг для самих предпринимателей. Компенсация затрат осуществляется в виде предоставления субсидий организациям, оказывающим такие услуги субъектам малого предпринимательства.
Условия предоставления субсидий:
услуги организаций предоставляются субъектам малого предпринимательства;
субъекты малого предпринимательства оплачивают не менее половины заявленной сметной стоимости работ;
организация, оказывающая услуги, должна иметь потенциальную клиентуру, развернутую программу своей деятельности, положительные отзывы от муниципальных центров развития предпринимательства или органов местного самоуправления (там, где центров нет).
Выполнение данных работ позволит развить негосударственную систему поддержки предпринимательства и переложить несвойственные государству функции на негосударственные организации.
В то же время муниципальные центры, являющиеся основой инфраструктуры поддержки субъектов малого предпринимательства на конкретной территории, созданы далеко не во всех районах области. Поэтому необходимо дальнейшее развитие этого направления. При создании муниципального центра (или межмуниципального), при условии принятия программы развития предпринимательства на территории, Программой предусматривается оснащение муниципального центра компьютерной и оргтехникой, прикладными компьютерными программами, подключение к сети Интернет. Данные работы осуществляются в соответствии с настоящей Программой на основе государственного контракта. Закупленные по Программе средства оснащения передаются муниципальным центрам в безвозмездное пользование.
Одним из важных направлений системы программных мероприятий является дальнейшее совершенствование компьютерного обеспечения, оргтехники, программного обеспечения существующих муниципальных центров. Это обусловлено необходимостью поддержания в работоспособном состоянии информационной системы инфраструктуры поддержки субъектов малого предпринимательства в Самарской области. Работы по этому направлению осуществляются на основе государственного контракта.
Существующая в Самарской области имущественная и производственно-техническая поддержка малого предпринимательства требует развития комплексных схем финансово-имущественной поддержки субъектов малого предпринимательства, работающих в приоритетных для области отраслях. Практическим решением этой задачи является создание системы бизнес-инкубаторов, технопарков и промзон малого бизнеса.
Одним из элементов этой инфраструктуры является бизнес-инкубатор, обслуживающий интересы субъектов малого предпринимательства конкретного муниципального образования. Бизнес-инкубатор в отличие от центра позволяет не только консультировать начинающих предпринимателей, но и проводить реальное обучение на действующем предприятии самого предпринимателя, контролируя и вовремя исправляя его ошибочные действия. В зависимости от направления деятельности инкубируемых субъектов малого предпринимательства могут использоваться и другие названия (бизнес-центр, промзона малого бизнеса, технопарк, инновационный центр и т.п.), что, как правило, не меняет основных принципов функционирования. Это один из наиболее дорогих субъектов инфраструктуры и требует значительных первоначальных вложений. В дальнейшем на его базе может формироваться вся инфраструктура поддержки предпринимательства на конкретной территории.
В организации бизнес-инкубаторов активную позицию могут занимать органы местного самоуправления. Их возможным вкладом в организацию бизнес-инкубатора является предоставление помещений, в т.ч. на базе реструктурируемых промышленных предприятий.
Средства, указанные в Программе, в виде субвенций предоставляются бизнес-инкубатору (или объекту инфраструктуры с аналогичными функциями - бизнес-центру, промзоне малого бизнеса) в случае, если он имеется помещения для осуществления своей деятельности, разработан план развития бизнес-инкубатора (бизнес-план), деятельность бизнес-инкубатора отражена в программе социально-экономического развития территории или территориальной программе развития предпринимательства.
Субвенции направляются на осуществление следующих целевых расходов:
организацию и проведение переоборудования и ремонта помещения;
приобретение, монтаж и наладку оргтехники и оборудования (в том числе используемого в производственной деятельности инкубируемых субъектов малого предпринимательства);
подключение к сети Интернет;
приобретение прикладных компьютерных программ, методическое обеспечение деятельности бизнес-инкубатора.
Информационное обеспечение субъектов малого предпринимательства
через инфраструктуру поддержки малого предпринимательства
Одной из наиболее существенных проблем развития малого бизнеса является слабая обеспеченность субъектов малого предпринимательства деловой и правовой информацией. Инфраструктура поддержки предпринимательства также испытывает серьезные недостатки в получении и об-работке необходимой информации для анализа и прогнозирования.
По причине значительных материальных затрат на создание, постоянное пополнение и техническое сопровождение (контроль на достоверность, полноту, актуальность, новизну, и т.п.) информационных баз стоимость такой информации недоступна руководителям многих малых предприятий.
Для обеспечения экономичного доступа субъектов малого предпринимательства к данным массивам информации необходима постоянная модернизация, пополнение, расширение и техническое сопровождение существующих баз, организация новых информационных массивов, в том числе специализированных, содержащих сведения по основным производителям, поставщикам и потребителям оборудования и продукции для малого предпринимательства. Использование данной информации позволит предпринимателям лучше ориентироваться в вопросах приобретения и эксплуатации современного оборудования, в том числе с использованием лизинга. Работы в этом направлении выполняются на основе государственного контракта.
Все организации, составляющие инфраструктуру поддержки малого предпринимательства Самарской области, имеют доступ к единой информационной системе, функционируют как компоненты единой информационной сети, взаимодействуя и взаимно дополняя друг друга, придерживаясь единой идеологии развития, используя общую методологию, программное обеспечение.
Для формирования целостной картины развития малого предпринимательства в Самарской области, реальной оценки инвестиционной привлекательности территорий с точки зрения создания субъектов малого предпринимательства, развития межрайонных и межобластных кооперационных связей необходимо создание ресурсного банка данных субъектов малого предпринимательства Самарской области, с помощью которого должны быть решены следующие задачи:
сбор, обработка и анализ данных по развитию малого предпринимательства на территории области;
проведение специализированных исследований по различным аспектам предпринимательства, выпуск публикаций;
информационно-аналитическое обеспечение деятельности субъектов малого предпринимательства.
Работы по созданию ресурсного банка данных осуществляются на основе государственного контракта.
Для облегчения доступа к информации субъектам малого предпринимательства все элементы инфраструктуры поддержки малого бизнеса подключены к единой сети Интернет. Технически решение данной задачи выполнено за счет предыдущих программ. Интернет-портал департамента занимает в настоящее время ключевое место в информационной системе инфраструктуры поддержки предпринимательства Самарской области. Сегодня предприниматели, пользуясь услугами муниципальных центров, других организаций инфраструктуры поддержки субъектов малого предпринимательства, могут получить доступ к информационным базам, содержащим сведения делового характера о законодательстве, налогах, конкурентах, клиентах, состоянии рынка, не выезжая в Самару. Поэтому необходимо выполнение комплекса работ по сопровождению Интернет-портала департамента, поддержанию в работоспособном состоянии Интернет-сервера, его модернизации и ремонту. Эти работы выполняются на основе государственного контракта.
Создание областной общедоступной системы информационно-консультационных услуг будет в значительной степени стимулировать предпринимательскую активность и приведет к повышению эффективности деятельности предприятий в сфере малого бизнеса, что, в свою очередь, облегчит решение ряда социальных и экономических проблем региона.
Совершенствование системы нормативного правового
обеспечения предпринимательской деятельности
Совершенствование нормативного правового обеспечения предпринимательской деятельности является одним из приоритетных направлений при создании благоприятных условий для развития предпринимательства. Основой этого является федеральная нормативная правовая база. В соответствии с изменениями федеральной нормативной правовой базы необходимо разрабатывать и корректировать областные нормативные правовые акты.
Важным элементом разработки и корректировки нормативных правовых актов является проведение экспертизы проектов областных законодательных актов и актов органов местного самоуправления. При осуществлении экспертизы нормативных правовых актов, затрагивающих интересы субъектов малого предпринимательства, сборе и анализе достоверной информации об их влиянии на предпринимательскую деятельность и экономическое положение территории необходимо постоянное участие общественных объединений предпринимателей и привлечение к работе независимых экспертов. Проведение экспертиз проектов законодательных актов, затрагивающих интересы малого предпринимательства, сбор и анализ информации об их влиянии на деятельность субъектов малого предпринимательства и экономическое развитие территорий осуществляются на основе государственного контракта.
Непреодоленными остались административные барьеры, мешающие активному развитию предпринимательства и создающие элемент недоверия к органам государственной власти со стороны предпринимателей. Для их преодоления предусматривается постоянный и системный мониторинг образования административных барьеров, анализ проблемных ситуаций. Программой предусматривается предоставление субвенций как организациям инфраструктуры поддержки субъектов малого предпринимательства, так и общественным организациям предпринимателей для стимулирования их деятельности в решении проблемы преодоления административных барьеров, на проведение заседаний "круглого стола", семинаров, встреч предпринимателей, представителей общественности и контролирующих органов для выработки согласованных действий по преодолению административных барьеров, выработке компромиссных решений по способам проведения проверок на малых предприятиях.
Научно-методическое, техническое и финансовое обеспечение
подготовки кадров для субъектов малого предпринимательства
Развитие малого предпринимательства в значительной степени сдерживается неподготовленностью руководителей субъектов малого предпринимательства к предпринимательской деятельности. Для обеспечения роста количества малых предприятий и индивидуальных предпринимателей, увеличения доли их деятельности в выпуске областного валового продукта необходимо решить задачу по подготовке и переподготовке кадров для субъектов малого предпринимательства в сфере основ хозяйственного права, бизнес-планирования, производства, управления персоналом, трудового законодательства и законодательства об охране труда, финансового анализа, налогообложения, бухгалтерского учета, маркетинга, рекламы. Решение данной задачи затруднено отсутствием подготовленных специалистов и консультантов в области малого бизнеса, а также несовершенством программ по подготовке руководителей малых предприятий и их собственников. Для решения задачи необходимо:
организовать общедоступную систему обучения основам предпринимательства;
подготовить и переподготовить консультантов для организаций инфраструктуры поддержки малого бизнеса, работающих в сфере обучения основам предпринимательства;
разработать и выпустить методические, справочные и информационно-аналитические материалы и литературу.
Опыт реализации Комплексной программы развития и государственной поддержки малого предпринимательства в Самарской области на 2001 - 2003 годы показал важность и полезность организации и проведения обучающих семинаров с руководителями малых предприятий, главными бухгалтерами и индивидуальными предпринимателями как по актуальным проблемам нормативного правового обеспечения предпринимательской деятельности, так и по другим вопросам предпринимательской деятельности. Такие семинары должны стать постояннодействующими. Системой программных мероприятий предусматривается проведение подобных семинаров, особенно в сельских районах области.
Важную роль в системе программных мероприятий занимает повышение квалификации работников организаций инфраструктуры поддержки субъектов малого предпринимательства Самарской области, проведение конференций, участие в подобных мероприятиях на российском и международном уровнях.
Все работы по научно-методическому, техническому и финансовому обеспечению подготовки кадров для малого предпринимательства выполняются на основе государственного контракта. Участие работников организаций инфраструктуры поддержки малого предпринимательства в проведении конференций на российском и международном уровнях по актуальным проблемам предпринимательской деятельности осуществляется на основе субвенций, направляемых организациям инфраструктуры.
Законом Самарской области от 8 декабря 2005 г. N 211-ГД раздел "Разработка и реализация новых финансовых технологий поддержки субъектов малого предпринимательства" изложен в новой редакции
Разработка и реализация новых финансовых технологий
поддержки субъектов малого предпринимательства
Одной из отличительных особенностей малого бизнеса является большая, чем у крупных хозяйствующих субъектов зависимость от заемных средств, что объясняется ограниченностью свободных финансовых ресурсов и ускоренной оборачиваемостью оборотных средств.
Для кредитной организации малый бизнес представляет определенный интерес: его позитивными особенностями являются относительно короткие сроки окупаемости инвестиционных ссуд, способность быстро реагировать на изменяющуюся рыночную конъюнктуру, оперативно внедрять результаты научно-технического прогресса. Однако активное кредитование малого бизнеса российскими банками осложняется отсутствием у большинства из них отработанной методики оценки кредитоспособности, недостаточностью информационной базы для полноценного анализа финансового состояния клиента, относительно малым размером кредита, недостаточностью залогового обеспечения.
Необходимо создавать новые технологии финансирования субъектов малого предпринимательства, позволяющие максимально эффективно использовать кредитный потенциал региона. Для их создания следует активно привлекать действующие в Самарской области фонды.
Программой предусматривается предоставление субвенций фондам для:
реализации механизмов снижения размера залога при кредитовании субъектов малого предпринимательства;
компенсации части затрат субъектам малого предпринимательства по получаемым поручительствам (гарантиям);
обеспечения страхования (перестрахования) рисков невозврата заемных средств, предоставления поручительств (гарантий) субъектам малого предпринимательства.
Разработка и реализация мероприятий по развитию малого
предпринимательства в сельских районах и на депрессивных территориях
Количество субъектов малого предпринимательства в сельских районах Самарской области и на депрессивных территориях в расчете на 1000 жителей меньше, чем в городах или районах, расположенных вокруг крупных городов. В сельских районах и на депрессивных территориях в большей мере ощущается отсутствие финансовых и информационных ресурсов, нет квалифицированных специалистов по вопросам организации и функционирования малых предприятий. Ряд поставленных проблем будет решен в рамках реализации других мероприятий Программы, в том числе по информационному обеспечению субъектов малого предпринимательства через инфраструктуру поддержки малого предпринимательства, научно-методическому, техническому и финансовому обеспечению подготовки кадров для субъектов малого предпринимательства.
Основными направлениями системы программных мероприятий по развитию малого предпринимательства в сельских районах и на депрессивных территориях являются:
стимулирование создания дополнительных рабочих мест;
преференции фондам, финансирующим предпринимательские проекты, реализующиеся в сельских районах и на депрессивных территориях;
помощь в обеспечении сбыта выпускаемой продукции.
Настоящей Программой предусматривается:
предоставление субвенций фондам для финансирования предпринимательских проектов, предусматривающих создание дополнительных рабочих мест в сельских районах и на депрессивных территориях, по результатам конкурса предпринимательских проектов, при этом размер субвенции не должен превышать годового размера оплаты труда на создающихся рабочих местах, а срок, на который создаются рабочие места, не может быть менее двух лет;
Законом Самарской области от 8 декабря 2005 г. N 211-ГД абзац восьмой раздела "Разработка и реализация мероприятий по развитию малого предпринимательства в сельских районах и на депрессивных территориях" изложен в новой редакции
предоставление субсидий фондам для финансирования проектов субъектов малого предпринимательства, реализуемых в сельских районах и на депрессивных территориях (субсидии предоставляются для приобретения основных средств, ремонта помещений, оборудования, размер субсидии не может превышать 2/3 от всего размера финансирования конкретного проекта);
Законом Самарской области от 8 декабря 2005 г. N 211-ГД раздел "Разработка и реализация мероприятий по развитию малого предпринимательства в сельских районах и на депрессивных территориях" дополнен абзацем
субсидирование части затрат (до 50%), связанных с уплатой процентов по кредитам, привлекаемым в кредитных организациях фондами, кредитными потребительскими кооперативами граждан, потребительскими обществами, сельскохозяйственными потребительскими кооперативами с целью предоставления займов субъектам малого предпринимательства на предпринимательские цели.
Разработка и реализация мероприятий по вовлечению в
предпринимательскую деятельность молодежи и людей с ограниченными
физическими возможностями для достижения их материальной независимости
Одной из важнейших задач, которую можно решить при помощи субъектов малого предпринимательства, является создание рабочих мест для молодежи, инвалидов, других социально незащищенных слоев населения. Субъекты малого предпринимательства более мобильны, их работники, как правило, совмещают несколько профессий (или видов деятельности), поэтому они могут стать первоначальной базой деятельности для выпускников специальных и средних специальных учебных заведений. С другой стороны, субъекты малого предпринимательства могут дать благоприятные вакансии для безработных граждан или инвалидов. В рамках настоящей Программы предполагается реализация этой социальной задачи через предоставление субвенций фондам для финансирования проектов, инициируемых субъектами малого предпринимательства, в которых предусматривается создание дополнительных рабочих для указанных слоев населения. Проекты, предлагаемые фондами к финансированию должны пройти конкурсный отбор. Срок, на который создаются рабочие места, должен быть не менее двух лет. Размер средств, направляемых в рамках Программы на создание одного рабочего места, не должен превышать годового фонда оплаты труда создаваемого рабочего места.
Организация системы продвижения услуг и товаров, производимых
субъектами малого предпринимательства, на муниципальные, региональные и
международные рынки, взаимодействие со средствами массовой информации
Законом Самарской области от 8 декабря 2005 г. N 211-ГД абзац первый раздела "Организация системы продвижения услуг и товаров, производимых субъектами малого предпринимательства, на муниципальные, региональные и международные рынки, взаимодействие со средствами массовой информации" изложен в новой редакции
Одной из существенных проблем малого предпринимательства является создание благоприятного инвестиционного климата, установление постоянных кооперационных связей с другими организациями как на территории Самарской области, так и за ее пределами. Для ее решения необходимо реализовать меры, направленные на разработку муниципальных инвестиционных программ, предусматривающих привлечение внебюджетных инвестиций в экономику муниципальных образований через малый и средний бизнес, создать эффективную систему взаимодействия субъектов малого предпринимательства с хозяйствующими субъектами других районов Самарской области, регионов России и зарубежными партнерами.
Важным элементом такой системы является осуществление постоянного мониторинга развития субъектов малого предпринимательства в районах области, предусматривающего в том числе оперативный анализ состояния региональных рынков сбыта продукции малых предприятий. Проведение мониторинга осуществляется на основе государственного контракта. Результаты, полученные в ходе проведения мониторинга, позволят реализовать маркетинговые мероприятия по продвижению продукции и услуг субъектов малого предпринимательства путем предоставления им информации о наиболее актуальных на сегодняшний день рынках сбыта продукции, приобретения сырья, основных средств, а также рекомендации для размещения производств по районам области.
Законом Самарской области от 8 декабря 2005 г. N 211-ГД абзац третий раздела "Организация системы продвижения услуг и товаров, производимых субъектами малого предпринимательства, на муниципальные, региональные и международные рынки, взаимодействие со средствами массовой информации" изложен в новой редакции
Программой предусматривается выделение субвенций фондам, другим организациям инфраструктуры государственной поддержки субъектов малого предпринимательства для:
финансирования мероприятий по организации специализированных выставок и ярмарок с участием субъектов малого предпринимательства;
компенсации части затрат субъектов малого предпринимательства по уплате процентов по кредитам, привлеченным в кредитных организациях для выпуска товаров на экспорт, оплате услуг по выполнению обязательных требований законодательства Российской Федерации и (или) законодательства страны - импортера, являющихся необходимыми для экспорта товаров (работ, услуг), в том числе работ по сертификации, регистрации или другим формам подтверждения соответствия, по участию субъектов малого предпринимательства в выставочно-ярмарочных мероприятиях за рубежом.
Необходимо обеспечение постоянного взаимодействия со средствами массовой информации по пропаганде положительного опыта по поддержке предпринимательской деятельности, освещению проблем развития отрасли, реализации системного подхода в создании позитивного имиджа предпринимателя. Эти работы выполняются на основе государственного контракта.
Существенным элементом создания благоприятного климата для развития предпринимательства являются совместные действий в области социальной политики, развития экономики области, занятости, социальной и правовой защиты работников малого предпринимательства органов государственной власти, профсоюзов и предпринимателей. Программа предусматривает предоставление субвенций организациям инфраструктуры поддержки субъектов малого предпринимательства для проведения муниципальных, городских, областных, межрегиональных и международных деловых встреч и конференций, публичных лекций, направленных на укрепление взаимодействия предпринимательской общественности с органами власти и управления.
Ожидаемые результаты реализации Программы
Реализация мероприятий Программы должна обеспечить среднегодовое увеличение субъектов малого предпринимательства на уровне 5-8%. При этом основное увеличение количества субъектов малого предпринимательства должно произойти в сельских районах области. Ожидается активизация деловой активности в удаленных сельских районах и на депрессивных территориях. Количество работающих на малых предприятиях (включая индивидуальных предпринимателей) должно составить 65-70% всех занятых в экономике Самарской области. Программа позволит проводить эффективную региональную политику по созданию благоприятных условий для развития малого предпринимательства, увеличения выпуска продукции субъектами малого предпринимательства, повышения технического уровня производства на малых предприятиях и эффективности взаимодействия малых предприятий и индивидуальных предпринимателей с хозяйствующими субъектами других регионов России и зарубежными партнерами, обеспечить развитие негосударственной системы поддержки субъектов малого предпринимательства.
Исполнители Программы
Головным исполнителем настоящей Программы является департамент развития предпринимательства Министерства экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области.
К реализации мероприятий Программы будут привлечены организации инфраструктуры поддержки субъектов малого предпринимательства Самарской области в соответствии с системой программных мероприятий и на основании конкретных предложений по реализации этих мероприятий, а также другие организации в рамках тех направлений, выполнение которых осуществляется на основе государственного контракта.
Финансовое обеспечение Программы
Финансирование мероприятий Программы осуществляется через департамент как головного исполнителя Программы. Финансовые средства на реализацию Программы предусматриваются отдельной строкой в областном бюджете. Правительство Самарской области как государственный заказчик содействует своевременному и полному обеспечению финансовыми ресурсами программных мероприятий в пределах установленного бюджетного финансирования.
Финансирование Программы начинается с момента принятия поправок к Закону Самарской области "Об областном бюджете на 2004 год".
Всего по Программе предусматриваются расходы в размере 328 480 тыс. рублей, в том числе: в 2004 году - 32 000 тыс. рублей, в 2005 году - 36 190 тыс. рублей, в 2006 году - 40 730 тыс. рублей, в 2007 году - 45 680 тыс. рублей, в 2008 году - 51 060 тыс. рублей, в 2009 году - 57 570 тыс. рублей, в 2010 году - 65 250 тыс. рублей.
При определении расходов бюджета Самарской области на выполнение Программы в 2005 - 2010 годах возможна корректировка с учетом возможностей областного бюджета в порядке, установленном законодательством области.
Головной исполнитель Программы обеспечивает привлечение внебюджетных ресурсов для ее реализации.
По каждому из мероприятий Программы предполагается дополнительное привлечение:
средств, выделяемых в рамках федеральных целевых программ;
средств местных бюджетов, направляемых на реализацию муниципальных программ поддержки малого предпринимательства;
средств, выделяемых в рамках международных проектов;
других внебюджетных финансовых поступлений, не противоречащих действующему законодательству.
Конкретный размер привлекаемых средств по мероприятиям Программы определяется ежегодно в соответствии с предложениями организаций инфраструктуры поддержки субъектов малого предпринимательства и по фактически выполненным работам, в том числе финансированию, осуществленному фондами, специализированными банками, финансовыми и лизинговыми компаниями.
Распределение средств по мероприятиям Программы осуществляется головным исполнителем в соответствии с выделенными бюджетными ресурсами и предложениями органов инфраструктуры поддержки субъектов малого предпринимательства Самарской области на очередной финансовый год.
Организация управления Программой и контроль за ходом ее выполнения
Департамент осуществляет реализацию Программы путем заключения соответствующих государственных контрактов. Государственный контракт определяет права и обязанности сторон, регулирует их отношения, в том числе предусматривает контроль за ходом выполнения контракта головным исполнителем Программы.
Законом Самарской области от 8 декабря 2005 г. N 211-ГД в абзац второй раздела "Организация управления Программой и контроль за ходом ее выполнения" внесены изменения
Департамент до 15 февраля предоставляет в министерство управления финансами Самарской области отчет о выполнении Программы и отчет о целевом использовании выделенных на выполнение настоящей Программы бюджетных средств.
Контроль за реализацией Программы осуществляет первый заместитель председателя Правительства Самарской области.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.