Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к Закону
Самарской области
"Об утверждении областной целевой
программы "Улучшение репродуктивного
здоровья населения Самарской области"
на 2005-2009 годы"
Областная целевая программа
"Улучшение репродуктивного здоровья
населения Самарской области"
на 2005-2009 годы
(далее - Программа)
10 июля 2006 г., 15 июня, 5 октября 2007 г.
Законом Самарской области от 15 июня 2007 г. N 59-ГД в Паспорт настоящей Программы внесены изменения
Паспорт Программы
Наименование - областная целевая программа "Улучшение
Программы репродуктивного здоровья населения
Самарской области" на 2005-2009 годы
Дата принятия - поручение вице-губернатора области от
решения о разработке 27.11.2002 N 6-20/212
Программы
Государственный - Администрация области
заказчик Программы
Головной исполнитель - министерство здравоохранения и социального
Программы развития Самарской области
Основные разработчики - министерство здравоохранения и социального
Программы развития Самарской области
Цели и задачи Программы - стабилизация демографической ситуации в
регионе за счет улучшения репродуктивного
здоровья населения, создания условий для
рождения желанных здоровых детей и
сохранения здоровья женщин;
предупреждение инвалидности, материнской
и младенческой смертности
Сроки и этапы - 2005-2009 годы
реализации Программы
Перечень основных - оснащение перинатального центра
мероприятий Программы Самарской областной клинической
больницы им. М.И. Калинина;
создание и оснащение межрайонного
перинатального центра в городе Тольятти
на базе муниципального учреждения
здравоохранения городской больницы N 5
"МедВАЗ";
организация и оснащение межрайонных
центров пренатальной диагностики в
городах Самаре и Сызрани;
оснащение межрайонных центров планирования
семьи и репродукции в городах Самаре и
Тольятти;
создание и оснащение центров коррекции и
развития детей первого года жизни;
создание областного центра
репродуктивного здоровья детей и подростков;
укрепление материально-технической базы
родовспомогательных учреждений области;
развитие вспомогательных репродуктивных
технологий;
обучение специалистов по актуальным
вопросам охраны репродуктивного здоровья
семьи;
реализация просветительских программ,
направленных на пропаганду здорового
образа жизни
Исполнители Программы - организации, с которыми заключаются
государственные контракты
Объемы и источники - реализация Программы осуществляется за
финансирования счет средств областного бюджета в
Программы следующем объеме:
2005 год - 31298,4 тыс. рублей;
2006 год - 60068,9 тыс. рублей;
2007 год - 47548,2 тыс. рублей;
2008 год - 104816,7 тыс. рублей;
2009 год - 87441,8 тыс. рублей;
всего - 331174,0 тыс. рублей
Выделение средств городским округам и
муниципальным районам на приобретение
медицинского оборудования для муниципальных
лечебно-профилактических учреждений из
областного бюджета осуществляется в форме
субсидий.
Выделение средств государственным учреждениям
здравоохранения осуществляется через главного
распорядителя в форме бюджетных ассигнований.
Органы местного самоуправления городских
округов и муниципальных районов обеспечивают за
счет средств местных бюджетов в соответствии с
нормативными правовыми актами органов местного
самоуправления городских округов и
муниципальных районов софинансирование расходов
на реализацию программных мероприятий,
финансирование которых осуществляется за счет
субсидий из областного бюджета городским
округам и муниципальным районам, в размере не
менее 1% от суммы субсидии, выделенной из
областного бюджета конкретному городскому
округу и муниципальному району.
Финансирование программных мероприятий
осуществляется за счет субсидий из областного
бюджета городским округам и муниципальным
районам в размере 99% от суммы общего объема
финансирования.
Законом Самарской области от 5 октября 2007 г. N 79-ГД раздел "Объемы и источники финансирования Программы" паспорта настоящей Программы дополнен абзацами следующего содержания:
Субсидии предоставляются бюджетам городских
округов и муниципальных районов, определяемых
по результатам отбора на основе совокупности
следующих критериев:
наличие в соответствующем муниципальном
образовании муниципального
лечебно-профилактического учреждения, имеющего
в своем составе родильное и педиатрическое
отделение;
отсутствие в лечебно-профилактических
учреждениях соответствующего муниципального
образования медицинского оборудования,
позволяющего оказывать квалифицированную
медицинскую помощь беременным женщинам и
новорожденным детям в полном объеме;
наличие в лечебно-профилактических
учреждениях соответствующего муниципального
образования квалифицированного медицинского
персонала.
Ожидаемые результаты - снижение материнской смертности на 20%;
реализации Программы снижение плодово-младенческих потерь на
10%;
улучшение результатов лечения бесплодия
в браке на 15%;
охват догестационной подготовкой 80%
супружеских пар;
снижение частоты врожденных пороков
развития на 10%;
снижение заболеваемости детей раннего
возраста на 15%;
снижение детской инвалидности на 10%;
снижение количества абортов на 5%
ежегодно;
снижение смертности от врожденных
пороков развития на 20%
Система организации - контроль за ходом реализации программных
контроля за исполнением мероприятий осуществляет министерство
Программы здравоохранения Самарской области,
контроль за целевым использованием
бюджетных средств осуществляет
министерство управления финансами
Самарской области.
Содержание проблемы и обоснование необходимости
ее решения программными методами
На протяжении последнего десятилетия в Самарской области происходит ухудшение демографической ситуации. Высокий уровень смертности населения и снижение продолжительности жизни, сокращение рождаемости и переход к малодетности, снижение миграционных потоков привели к депопуляции населения области, которая ежегодно усиливается. Естественная убыль населения характерна для всех территорий области, рост численности населения в некоторых районах области обусловлен только миграционным приростом. Низкий уровень рождаемости в области является не только фактором депопуляции, но и представляет отдельную социально-демографическую проблему. В 2001 году родилось 26,5 тысячи человек, что в 1,4 раза меньше, чем в 1991 году. Несмотря на то, что количество абортов в области ежегодно сокращается, оно превышает число родившихся. Это свидетельствует о том, что проблемы планирования семьи, развития культуры контрацепции остаются актуальными.
Тенденция роста уровня рождаемости, которая наблюдается в области с 2000 по 2002 годы, объясняется пополнением численности наиболее репродуктивного контингента женщин в возрасте 20-29 лет. Резервы повышения рождаемости за счет улучшения возрастной структуры женщин репродуктивного возраста ограничиваются 2010-2012 годами. Однако в результате ориентации семей на малодетность, снижения репродуктивных возможностей сформировался суженный характер естественного воспроизводства населения. Сложившийся уровень рождаемости в два раза меньше требуемого для замещения поколений: суммарный коэффициент рождаемости в области чуть более единицы, тогда как только для простого воспроизводства населения он должен составлять 2,15. Негативно влияет на динамику рождаемости тенденция сокращения числа заключаемых браков и нестабильность семейных отношений. В 2001 году браков зарегистрировано в 1,2 раза меньше, чем в 1991 году, а число разводов было максимальным за последние десять лет (5,5 на 1000 населения). На 1000 заключаемых браков приходится 890 разводов. Снижение количества населения, вступающего в брак, повлияло на рост внебрачной рождаемости. Почти четверть всех новорожденных в 2001 году родились у женщин, не состоявших в зарегистрированном браке, что в два раза больше уровня 1991 года.
На фоне сложившихся неблагоприятных демографических тенденций большую тревогу вызывает состояние репродуктивного здоровья населения. По данным статистики, 19% семей хотели бы, но из-за болезни не могут иметь детей. Резко увеличилось количество семейных пар с первичным бесплодием.
Существующая в рамках программы государственных гарантий обеспечения населения бесплатной медицинской помощью система оказания помощи семье с нарушением репродуктивного здоровья не предусматривает использования современных высокотехнологичных методов реабилитации. Обычно используемые методы лечения приводят к успеху лишь в 10-15% случаев, тогда как применение современных протоколов лечения с использованием методов вспомогательной репродукции позволяет добиться успеха в 30-40%. Однако доступность этих высокоэффективных методов восстановления репродуктивной функции семьи ограничена из-за высокой стоимости медикаментов и оборудования. Стоимость медикаментов составляет около 35 тыс. рублей, а самой процедуры - около 10 тыс. рублей, что обусловливает недоступность этих видов лечения для малообеспеченных слоев населения. Ежегодно проводится 200-240 циклов лечения методом экстракорпорального оплодотворения (при эффективности около 35%), тогда как потребность в десятки раз выше. Приобретение и использование новейшего технологического оборудования - рабочей станции для микроманипуляций на клетке и эмбрионе с использованием микролазера - позволит увеличить эффективность лечения до 40-45%.
Одна из эффективных вспомогательных репродуктивных технологий - инсеминация спермой донора, которую проводят в центре планирования семьи и репродукции города Самары. Однако для повышения эффективности процедур необходимо приобретение соответствующего современным требованиям оборудования.
Основа репродуктивного здоровья закладывается в детском возрасте. В регионе регистрируется высокая гинекологическая заболеваемость: у детей - 34,0 случая на 1000 детей, у подростков - 168,9 случая на 1000 подростков. Однако проблемы связаны не только с заболеваниями органов репродуктивной системы. Большое влияние на становление и реализацию репродуктивной функции оказывает состояние нейрогуморальной регуляции, т.е. заболевания нервной и эндокринной систем оказывают негативное влияние на фертильность. Многие заболевания этих органов отмечаются уже в период новорожденности: более 60% новорожденных детей имеют те или иные заболевания, нуждаются в реабилитации.
Несмотря на проводимую работу по профилактике врожденной патологии (в 2002 году каждая третья женщина была охвачена догестационной подготовкой, 20% беременных прошли медико-генетическое консультирование, прервано 127 беременностей по поводу врожденных пороков развития), 20% в структуре перинатальной и младенческой смертности в области занимают пороки развития. Дальнейший резерв снижения смертности от врожденной патологии - оснащение медицинских учреждений ультразвуковой аппаратурой экспертного класса. В связи с этим назрела необходимость организации в крупных городах области центров пренатальной диагностики, оснащенных современной диагностической аппаратурой.
Основные цели и задачи Программы
Целью настоящей Программы является совершенствование системы оказания помощи жителям Самарской области, направленной на профилактику нарушений репродуктивной функции, снижение инвалидизации и смертности детей, улучшение качества оказания помощи беременным, роженицам, родильницам и новорожденным, создание условий для рождения желанных здоровых детей.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Повышение качества перинатальной помощи, направленной на:
проведение полноценной подготовки семейной пары к рождению ребенка;
пренатальную диагностику врожденных пороков развития и своевременное прерывание беременности;
создание условий для оказания семейно ориентированной помощи в родах;
внедрение новых технологий в акушерстве и неонатологии;
раннюю реабилитацию родильниц и новорожденных с целью профилактики нарушений репродуктивной функции.
Законом Самарской области от 15 июня 2007 г. N 59-ГД пункт 2 раздела "Основные цели и задачи Программы" настоящей Программы изложен в новой редакции
2. Организация межрайонных перинатальных центров в городских округах Тольятти, Новокуйбышевск, Чапаевск, Отрадный, Похвистнево.
3. Организация межрайонных центров пренатальной диагностики в городах Самаре и Сызрани.
4. Обучение специалистов акушеров-гинекологов, неонатологов новым технологиям.
5. Внедрение в центрах планирования семьи и репродукции в городах Самаре и Тольятти новых эффективных вспомогательных репродуктивных технологий.
6. Предоставление возможности семьям из социально незащищенных слоев населения услуг, связанных с дорогостоящей методикой экстракорпорального оплодотворения.
7. Проведение работы среди населения Самарской области, направленной на пропаганду здорового образа жизни.
8. Профилактика нарушений репродуктивной функции.
Сроки и этапы реализации Программы
Программа рассчитана на период с 2005 по 2009 год.
В 2005-2007 годах планируется:
оснащение медицинских учреждений необходимой диагностической и лечебной аппаратурой;
обучение персонала новым методикам;
организация по мере приобретения оборудования на базе муниципального учреждения здравоохранения городской больницы N 5 "МедВАЗ" города Тольятти межрайонного перинатального центра;
создание межрайонных центров пренатальной диагностики в городах Самаре и Сызрани.
В 2008-2009 годах планируется внедрение методик профилактики и реабилитации нарушения репродуктивой функции начиная с периода новорожденности, а также изучение результатов реализации Программы.
На 2005-2009 годы намечено финансирование процедуры экстракорпорального оплодотворения, предоставляемой социально незащищенным семьям.
Система программных мероприятий
Основная цель и решение задач Программы достигаются за счет проведения системы программных мероприятий.
1. Совершенствование перинатальной службы в области:
оснащение перинатального центра Самарской областной клинической больницы им. М.И. Калинина;
Законом Самарской области от 15 июня 2007 г. N 59-ГД абзац второй пункта 1 раздела "Система программных мероприятий" настоящей Программы изложен в новой редакции
Создание и оснащение межрайонных перинатальных центров в городских округах Тольятти, Новокуйбышевск, Чапаевск, Отрадный, Похвистнево.
организация и оснащение межрайонных центров пренатальной диагностики в городах Самаре и Сызрани;
оснащение межрайонных центров планирования семьи и репродукции в городах Самаре и Тольятти;
создание центров коррекции и развития детей первого года жизни;
укрепление материально-технической базы родовспомогательных учреждений области.
2. Внедрение новых технологий:
развитие вспомогательных репродуктивных технологий;
обучение специалистов по актуальным вопросам охраны репродуктивного здоровья семьи.
3. Профилактические мероприятия:
совершенствование работы по профилактике врожденных аномалий развития у детей;
внедрение современных методов планирования семьи;
профилактика и лечение внутриутробной инфекции;
осуществление, реализация просветительских программ, направленных на пропаганду здорового образа жизни.
Законом Самарской области от 15 июня 2007 г. N 59-ГД раздел "Финансовое обеспечение мероприятий по реализации Программы" настоящей Программы изложен в новой редакции
Финансовое обеспечение мероприятий
по реализации Программы
N п/п |
Наименование мероприятия |
Объем финансирования по годам, тыс. рублей |
Получатель средств | ||||
2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | |||
1. Создание системы перинатальной помощи населению области | |||||||
1.1 | Оснащение областного перинатального центра Самарской областной клинической больницы им. М.И. Калинина |
14727,0 | 5648,0 | 239,0 | 2476,0 | 736,0 | Министерство здравоохранения и социального развития Самарской области |
1.2 | Создание и оснащение межрайонных перинатальных центров в городских округах Тольятти, Новокуйбышевск, Чапаевск, Отрадный, Похвистнево |
406,0 | 2481,0 | 3312,0 | 11205,0 21210,0 21014,0 |
4655,0 19897,0 19943,0 |
Органы местного самоуправления городского округа Тольятти Органы местного самоуправления городского округа Новокуйбышевск Органы местного самоуправления городского округа Чапаевск Органы местного самоуправления городского округа Отрадный Органы местного самоуправления городского округа Похвистнево |
1.3 | Создание межрайонных центров пренатальной диагностики в городских округах Самара и Сызрань |
12879,0 | 11814,0 |
12393,0 |
11814,0 |
Органы местного самоуправления городского округа Самара Органы местного самоуправления городского округа Сызрань |
|
1.4 | Оснащение современным оборудованием родовспомогательных учреждений области |
5754,0 | 1176,0 | 395,0 | 11205,0 | Министерство здравоохранения и социального развития Самарской области |
|
1256,0 | 1308,0 | 6790,0 | 1458,0 | Органы местного самоуправления городского округа Самара |
|||
11205,0 | 698,0 | 179,0 | Органы местного самоуправления городского округа Тольятти |
||||
144,0 | Органы местного самоуправления городского округа Сызрань |
||||||
490,0 | 147,0 | 112,0 | Органы местного самоуправления городского округа Новокуйбышевск |
||||
466,0 | Органы местного самоуправления муниципального района Алексеевский |
||||||
7,0 | 178,0 | Органы местного самоуправления муниципального района Безенчукский |
|||||
160,0 | 108,0 | Органы местного самоуправления муниципального района Большеглушицкий |
|||||
350,0 | 554,0 | 48,0 | Органы местного самоуправления муниципального района Борский |
||||
156,0 | 210,0 | 90,0 | Органы местного самоуправления муниципального района Волжский |
||||
101,0 | 90,0 | Органы местного самоуправления муниципального района Кинель-Черкасский |
|||||
840,0 | 156,0 | 391,0 | Органы местного самоуправления муниципального района Кошкинский |
||||
48,0 | 205,0 | 90,0 | Органы местного самоуправления муниципального района Красноярский |
||||
262,0 | 112,0 | Органы местного самоуправления муниципального района Нефтегорский |
|||||
788,0 | 53,0 | Органы местного самоуправления городского округа Похвистнево |
|||||
23,0 | 910,0 | Органы местного самоуправления муниципального района Сергиевский |
|||||
48,0 | 75,0 | Органы местного самоуправления муниципального района Ставропольский |
|||||
150,0 | 23,0 | 643,0 | Органы местного самоуправления муниципального района Хворостянский |
||||
100,0 | 98,0 | Органы местного самоуправления муниципального района Челно-Вершинский |
|||||
384,0 | Органы местного самоуправления муниципального района Шенталинский |
||||||
Итого по разделу | 20887,0 | 37909,0 | 19842,0 | 88909,0 | 59536,0 | ||
2. Оснащение учреждений областной службы планирования семьи | |||||||
2.1 | Оснащение межрайонных центров планирования семьи в городских округах Самара и Тольятти |
11748,5 |
11748,5 |
Органы местного самоуправления городского округа Тольятти Органы местного самоуправления городского округа Самара |
|||
2.2 | Обеспечение доступности вспомогательных репродуктивных технологий для бесплодных семейных пар |
1020,0 | 1020,0 | 1020,0 | 1020,0 | 1020,0 | Министерство здравоохранения и социального развития Самарской области |
2.3 | Обеспечение современными методами планирования семьи женщин с экстрагенитальными заболеваниями |
500,0 | 500,0 | 500,0 | 500,0 | 500,0 | Министерство здравоохранения и социального развития Самарской области |
Итого по разделу | 1520,0 | 13268,5 | 13268,5 | 1520,0 | 1520,0 | ||
3. Профилактика заболеваний детского возраста, влияющих на возникновение заболеваний репродуктивной системы |
|||||||
3.1 | Создание центров коррекции развития детей первого года жизни с перинатальными поражениями |
1371,4 | 1371,4 |
1371,4 |
1371,4 |
1371,4 |
Министерство здравоохранения и социального развития Самарской области Органы местного самоуправления городского округа Самара Органы местного самоуправления городского округа Тольятти Органы местного самоуправления городского округа Сызрань |
3.2 | Мероприятия по профилактике детской инвалидности, связанной с наследственными заболеваниями |
5496,3 | 5496,3 | 5496,4 | Министерство здравоохранения и социального развития Самарской области |
||
3.3 | Внедрение новых методов профилактики и лечения внутриутробных инфекций у детей раннего возраста |
6920,0 | 6920,0 | 6920,0 | 6920,0 | 6920,0 | Министерство здравоохранения и социального развития Самарской области |
3.4 | Создание областного центра репродуктивного здоровья детей и подростков |
11998,0 | Министерство здравоохранения и социального развития Самарской области |
||||
Итого по разделу | 8291,4 | 8291,4 | 13787,7 | 13787,7 | 25785,8 | ||
4. Подготовка кадров и профилактическая работа | |||||||
4.1 | Обучение специалистов по актуальным вопросам охраны репродуктивного здоровья семьи |
180,0 | 180,0 | 180,0 | 180,0 | 180,0 | Министерство здравоохранения и социального развития Самарской области |
4.2 | Организация учебного центра первичной реанимации новорожденных при Самарской областной клинической больнице им. М.И. Калинина |
20,0 | 20,0 | 70,0 | 20,0 | 20,0 | Министерство здравоохранения и социального развития Самарской области |
4.3 | Выпуск информационных писем и методических рекомендаций по разделам: охрана репродуктивного здоровья семьи; здоровый образ жизни; современные вопросы репродуктологии |
100,0 | 100,0 | 100,0 | 100,0 | 100,0 | Министерство здравоохранения и социального развития Самарской области |
4.4 | Реализация просветительских программ, направленных на пропаганду здорового образа жизни |
300,0 | 300,0 | 300,0 | 300,0 | 300,0 | Министерство здравоохранения и социального развития Самарской области |
Итого по разделу | 600,0 | 600,0 | 650,0 | 600,0 | 600,0 | ||
Всего | 31298,4 | 60068,9 | 47548,2 | 104816,7 | 87441,8 |
Механизм реализации Программы
Головным исполнителем Программы является министерство здравоохранения Самарской области.
К участию в реализации Программы привлекаются органы исполнительной власти Самарской области и организации, с которыми заключаются государственные контракты.
Реализация Программы будет осуществляться на основе государственных контрактов, заключаемых между министерством здравоохранения Самарской области с организациями-исполнителями программных мероприятий в соответствии с действующим законодательством.
В ходе реализации Программы министерство здравоохранения Самарской области обеспечивает координацию деятельности организаций-исполнителей, осуществляет контроль за ходом реализации мероприятий и эффективным использованием средств, ежегодно формирует бюджетную заявку на ассигнования из областного бюджета для осуществления программных мероприятий.
Система организации контроля за исполнением Программы
Контроль за исполнением Программы осуществляет министерство здравоохранения Самарской области, за целевым использованием бюджетных средств - министерство управления финансами Самарской области.
Оценка эффективности и ожидаемые результаты
реализации Программы
Реализация Программы позволит:
снизить материнскую смертность на 20%;
снизить плодово-младенческие потери на 10%;
улучшить результаты лечения бесплодия в браке на 15%;
повысить охват догестационной подготовкой супружеских пар до 80%;
снизить:
частоту врожденных пороков развития на 10%;
заболеваемость детей раннего возраста на 15%;
детскую инвалидность на 10%;
количество абортов на 5% ежегодно;
смертность от врожденных пороков развития на 20%.
<< Статья 2 Статья 2 |
||
Содержание Закон Самарской области от 11 марта 2004 г. N 27-ГД "Об утверждении областной целевой программы "Улучшение репродуктивного... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.