Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к постановлению
Мэра города Тольятти
от 15 марта 2000 г. N 649-1/03-00
Методические рекомендации
по организации оплаты труда на предприятиях
жилищно-коммунального хозяйства г. Тольятти
15 марта, 27 августа 2001 г., 2 декабря 2002 г., 15 мая 2003 г.
1. Общее положение
Совершенствование оплаты труда работников предприятий ( организаций) имеет целью упорядочить тарифные условия оплаты труда, установить обоснованные соотношения в уровнях заработной платы различных профессионально - квалификационных групп работников в зависимости от сложности труда и квалификации на основе применения Единой тарифной сетки. (ЕТС)
Единая тарифная сетка представляет собой единую шкалу тарификации и поразрядной оплаты труда рабочих и служащих. Она охватывает все группы работников предприятия (организации) от рабочего низшего уровня квалификации до руководителя предприятия (организации).
Введение на предприятие (организации) ЕТС способствует решению многих социально-экономических проблем. В частности, каждая категория работников видит на единой шкале оплаты труда свое определенное место. ЕТС обеспечивает равный подход к оценке квалификации всех категорий работников (сложности выполняемых ими работ) с учетом существующих особенностей. ЕТС обеспечивает порядок в организации заработной платы, значительно снижает трудоемкость выполнения вычислительных работ, осуществляемых при совершенствовании организации заработной платы.
2. Введение единой системы оплаты труда
Введения системы оплаты труда на основе ЕТС на предприятии (организации) ЖКХ рекомендуется проводить по следующим этапам:
1. Установление единой шкалы тарификации и поразрядной оплаты работников.
2. Установление работникам предприятия соответствующих разрядов оплаты труда.
1. Определение должностных окладов, месячных тарифных ставок работникам.
2. Определение средств, необходимых для введения единой системы оплаты труда.
2.1. Установление единой шкалы тарификации, согласно Общероссийского классификатора и поразрядной оплаты работников ЖКХ.
Рекомендуемая дифференциация по разрядам
оплаты труда работников организаций ЖКХ
N п/п |
Наименование должностей и профессий работников |
Диапазон разрядов |
1. Руководители | ||
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 |
Директор Главный бухгалтер Главный инженер Главные: механик, энергетик, диспетчер Заведующий канцелярией Заведующий хозяйством Мастер участка Начальник отдела, кадров Начальник отдела (отдела службы) Заведующий общежитием Комендант Начальник гаража Производитель работ(прораб), включая старшего |
14-18 13-16 14-17 13-16 4-5 3-4 6-11 8-12 11-14 5-12 3-5 8-14 8-11 |
2. Специалисты | ||
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 |
Бухгалтер Диспетчер (включая старшего) Инженер Инженер по организации и нормировании труда Инженер по охране труда и технике безопасности Инспектор по кадрам (включая старшего) Механик Программист Специалист по кадрам Экономист Юрисконсульт |
5-11 4-5 6-11 6-11 6-11 4-5 6-11 6-13 5-8 6-11 6-11 |
3. Технические исполнители | ||
1 2 3 4 5 6 |
Делопроизводитель Кассир Оператор диспетчерской службы Оператор по диспетчерскому обслуживанию лифтов Паспортист Секретарь-машинистка |
3 3-4 4 3 3 3 |
4. Рабочие | ||
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 |
Водитель автомобиля 3.2.1 кл. Газосварщик Грузчик Дворник Каменщик Кладовщик Кровельщик Лифтер Оператор копировальных и множительных машин Маляр Плотник Рабочий по благоустройству населенных пунктов Слесарь КПА Слесарь по ремонту автомобиля Слесарь-сантехник Столяр-строительный Сторож Уборщик мусоропроводов Уборщик производственных и служебных помещений Уборщик территорий Штукатур Швейцар Электрогазосварщик Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования |
2-6 1-5 1 1-2 2-6 2-3 2-5 1-2 2-3 2-6 2-6 1-2 2-6 1-6 2-6 2-6 1-2 1-2 1-2 1-2 2-6 1 1-6 2-6 |
2.2. Установление работникам ЖКХ соответствующих разрядов оплаты труда.
Для осуществлении на предприятии (организации) тарификации работников, применяются квалификационные требования в разрезе должностей руководителей, специалистов и служащих, которые предусмотрены Общеотраслевым сборником тарифно-квалификационных характеристик и Отраслевыми квалификационными характеристиками должностей руководителей, специалистов и служащих по отдельным отраслям ЖКХ.
Соответствие фактически выполняемых обязанностей и квалификации руководителей, специалистов и служащих, определяется аттестационной комиссией, согласно действующих положений о порядке проведения аттестации руководителей, специалистов и служащих на предприятии (организации).
Руководитель предприятия (организации) на основании приведенных требований, устанавливает каждому работнику соответствующий его уровню квалификационных требований, разряд оплаты труда.
Для определения должностного оклада по разрядам оплаты труда ЕТС руководителя предприятия (организации) в таблице приведены рекомендуемые показатели оценки его квалификации.
Показатели оценки квалификации руководителя
Группа по оплате труда | Списочная численность организации (предприятия) |
Разряд оплаты ЕТС |
5 4 3 2 1 |
До 100 чел 101-200 чел. 201-250 чел. 251-350 чел. 351 и более чел. |
14 15 16 17 18 |
По каждому показателю, применяемому для оценки квалификации и профессиональной компетентности работника , предусматриваются конкретные критерии, позволяющие характеризовать соответствие работника предъявляемым требованиям с тем, чтобы руководство предприятия (организации), дало объективную оценку деятельности работника и вынесло решение о присвоение ему того или иного разряда оплаты труда.
Примерный перечень показателей для оценки квалификации работника
Оценка индивидуальных качеств руководителя
(специалиста, служащего)
N п/п |
Показатель характеризующий квалификацию работ |
Категория | ||
Руковод. | Специал. | Служащ. | ||
1 | Образование | + | + | + |
2 | Стаж работы | + | + | + |
3 | Повышение уровня профессиональных знаний | + | + | + |
4 | Деловые качества А) профессиональная компетентность: - знание необходимых нормативных отраслевых актов - умение оперативно принимать решение по достижению поставленной цели - качество законченной работы - своевременность выполнения должностных обязанностей, ответственность за результаты - умение работать с документами - интенсивность труда (способность в короткие сроки справляться с большим объемом работы) - способность прогнозировать, планировать организовывать, координировать, регулировать, контролировать, анализировать работу подчиненных - способность в короткие сроки осваивать технические средства, обеспечивающие повышение производительности труда и качества работы - способность адаптироваться в новой ситуации и применять новые подходы к решению возникающих проблем - самостоятельность выполнения работ Б) ответственность в работе, дисциплина, трудолюбие - проявление ответственности, личной дисциплины, умение наладить и поддержать дисциплину и ответственность в коллективе, проявление личного трудолюбия у подчиненных - умение организовывать планомерную работу, проявлять инициативу, самостоятельность в принятие обоснованных решений, эффективно использовать рабочее время - точное выполнение работ в строго установленные сроки с качеством в пределах нормативных требований, отсутствие нарушений трудовой и производственной дисциплины. |
+ + + + + + + + + + + + + |
+ - + + + + - + + + + + + |
- - + + + + - + _ + + - - |
5 | Производственная этика, стиль, общение | + | + | |
6 | Способность к творчеству, предприимчивость |
+ | + | + |
7 | Участие в коммерческой деятельности | + | + | - |
8 | Способность к самооценке. | + | + | + |
Тарификация должностей руководителей, специалистов и служащих по разрядам является сквозной по предприятиям (организациям) ЖКХ. Так, для экономистов различных специальностей и наименований, где бы они не работали, предусмотрена тарификация в диапазоне 6-11 разряд, для бухгалтеров - 5-11 разряд и т.д.
Тарификация первых лиц-руководителей, предусмотрена в диапазонах, что позволяет учесть объемные показатели (масштаб руководимого объекта) предприятий и подразделений. Заместители руководителя по ЕТС квалифицируются на один разряд ниже разряда руководителя.
Диапазон в тарификации специалистов и служащих предусматривает квалификационное категорирование. Для большинства должностей специалистов предусмотрены двойные разряды в рамках соответствующей квалификации. Например: экономист 6-7 разряды; экономист 2 категории 8-9 разряды; экономист 1 категории 9-10 разряды; ведущий специалист 10-11 разряды. При таком подходе представляется возможность учитывать сложность должностных обязанностей конкретных специалистов.
Соблюдение предусмотренных ЕТС соотношений в оплате труда руководителей, специалистов и служащих достигается посредством их тарификации, которая осуществляется в процессе аттестации.
Для проведения аттестации руководителей, специалистов и служащих на предприятиях (организациях) ЖКХ рекомендуем "Положение об аттестации руководителей муниципальных предприятий и учреждений г. Тольятти" за N 1118-1/08-98 от 10.07.98 г, типовое положение "О порядке проведения аттестации специалистов муниципальных предприятий и учреждений г. Тольятти" N 11109-2/07.98. от 06.07.98 г., Основное положение "О порядке проведения аттестации служащих учреждений, организаций и предприятий, находящихся на бюджетном финансировании", утвержденные 23.10.92 г. N 27 постановлением Минтруда.
Предприятия (организация) проводят аттестацию в соответствии с положениями, где конкретизируют критерии и методы оценки квалификации работников. Подготовка к проведению аттестации организуется администрацией предприятия (организации) при участии соответствующих профсоюзных организаций. Она включает в себя следующие мероприятия:
- подготовку необходимых документов на аттестуемых;
- разработку графиков проведения аттестации;
- определение состава аттестационных комиссий;
- организацию разъяснительной работы о целях и порядке проведения аттестации.
В положениях об аттестации должны быть предусмотрены конкретные количественные и качественные характеристики по каждому из показателей, учитываемых при оценке деловых качеств и квалификации работника и решение вопроса об установлении им разряда оплаты.
При составлении штатных расписаний необходимо наименование профессий рабочих и должностей служащих привести в соответствие с требованиями установленной единой шкалы тарификации.
2.3. Определение должностных окладов, месячных и часовых тарифных ставок.
Основой для дифференциации тарифных ставок рабочих и должностных окладов руководителей, специалистов и служащих является размер принимаемой на предприятии (организации) месячной тарифной ставки рабочих основных профессий 1 разряда.
В качестве основных профессий в ЖХК принять: слесарь, лифтер, дворник.
Единая тарифная сетка состоит из 18 разрядов. (1-6 разряд - рабочие; 3-18 разряд - служащие)
Величина тарифной ставки 1 разряда не может быть меньше минимального размера оплаты труда, установленного Законодательством Российской Федерации. Минимальный размер тарифной ставки 1 разряда не ограничен и зависит от наличия у предприятия собственных средств на эти цели.
На 1 января 2000 г. тарифная ставка 1 разряда рабочих основных профессий при работе в нормальных условиях труда устанавливается в размере 675 рублей в месяц, при условии полной отработки нормы рабочего времени.
Указанный размер минимальной месячной тарифной ставки считать основой для дифференциации тарифных ставок и должностных окладов других категорий работников на предприятии (организации). Ставки работников остальных разрядов ЕТС устанавливается путем умножения тарифной ставки 1 разряда на тарифный коэффициент по соответствующему разряду оплаты труда.
На предприятиях (организациях) ЖКХ, в имущество которых вклад государства или местных органов власти составляет более 50% уставного капитала, условия оплаты труда руководителя (директора) определяется в порядке предусмотренном Постановлением Главы Администрации области от 02.11.94 N 522 "Об условиях труда руководителей государственных предприятий при заключении с ними контрактов" принятого в развитии Постановления Правительства Российской Федерации от 21.03.94 г. N 210.
Определение размера должностного оклада руководителя (директора) устанавливается в фиксированной сумме в зависимости от списочной численности работников организации (предприятия). Также учитываются сложность управления, техническую оснащенность и объем производства.
Органам исполнительной власти, заключающим контракты с руководителями (директорами) предоставлена возможность конкретизировать условия и порядок определения должностного оклада с учетом сложности управления предприятия, специфики работы.
2.4 Расчет межтарифного коэффициента.
Учитывая местные условия и ранее сложившиеся соотношения в оплате труда между различными группами работников, возможно при расчете поднять уровень тарифных с
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.