Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
Администрации городского округа Сызрань
Самарской области
от 15 апреля 2009 г. N 938
Целевая программа
"Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства
городского округа Сызрань на 2009 - 2015 годы"
(далее - Программа)
Паспорт
целевой программы "Развитие и поддержка
малого и среднего предпринимательства
городского округа Сызрань" на 2009 - 2015 годы
Наименование Программы целевая программа "Развитие и поддержка малого и
среднего предпринимательства городского округа
Сызрань на 2009 - 2015 годы"
Наименование документов, Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О
регламентирующих развитии малого и среднего предпринимательства в
разработку Программы Российской Федерации";
Распоряжение от 09.12.2008 N 116-р "О разработке
целевой программы "Развитие и поддержка малого и
среднего предпринимательства городского округа
Сызрань на 2009 - 2015 годы"
Заказчик Программы Администрация городского округа Сызрань
Разработчик Программы Управление экономического развития и инвестиций
Администрации городского округа Сызрань
Цель Программы формирование в городском округе Сызрань
благоприятного климата для устойчивой
деятельности функционирующих и вновь создаваемых
субъектов малого и среднего предпринимательства
Задачи Программы - создание и развитие инфраструктуры поддержки
субъектов малого и среднего предпринимательства;
- содействие в продвижении продукции (товаров) и
услуг, производимых субъектами малого и среднего
предпринимательства, на муниципальные,
региональные и др. рынки;
- создание постоянно действующей системы
подготовки, переподготовки и повышения
квалификации кадров малого и среднего
предпринимательства;
- обеспечение доступа субъектам малого и
среднего предпринимательства к объектам
муниципального имущества с целью его аренды;
- стимулирование самозанятости населения;
- обеспечение участия представителей
общественных объединений предпринимателей в
экспертизе проектов законодательных и иных
нормативно-правовых актов, затрагивающих
интересы субъектов малого и среднего
предпринимательства;
- повышение у субъектов малого и среднего
предпринимательства социальной ответственности и
активного участия в жизни городского округа
Сызрань;
- повышение информированности субъектов малого и
среднего предпринимательства с помощью
предоставления информационных ресурсов в
Internet
Сроки реализации 2009 - 2015 годы
Программы
Перечень основных 1. Характеристика проблемы и необходимость ее
разделов Программы решения программными методами.
2. Основная цель и задачи Программы.
3. Целевые показатели реализации Программы.
4. Система программных мероприятий.
5. Ресурсное обеспечение Программы.
6. Оценка социально-экономической эффективности
реализации Программы.
7. Система контроля за исполнением Программы
Исполнители Программы - Управление экономического развития и
инвестиций Администрации городского округа
Сызрань;
- Комитет имущественных отношений Администрации
городского округа Сызрань;
- Управление культуры, информации и рекламы
Администрации городского округа;
- Отдел общественных связей и информации
Администрации городского округа Сызрань;
- Сектор АСУ Администрации городского округа
Сызрань
Участники Программы - Филиал "Сызранский" Торгово-промышленной
палаты Самарской области (по согласованию)
Объем и источники Финансирование Программы осуществляется за счет
финансирования средств бюджета городского округа Сызрань в
мероприятий Программы сумме - 18 275 тыс. рублей, в том числе:
2009 год - 350 тысяч рублей;
2010 год - 1 940 тысяч рублей;
2011 год - 2 365 тысяч рублей;
2012 год - 2 795 тысяч рублей;
2013 год - 3 220 тысяч рублей;
2014 год - 3 605 тысяч рублей;
2015 год - 4 миллиона рублей.
Мероприятия Программы исполняются в пределах
лимитов бюджетных обязательств по реализации
Программы, предусмотренных на соответствующий
финансовый год в установленном порядке.
Предполагается привлечение средств областного
бюджета и внебюджетных источников финансирования
Ожидаемые конечные - увеличение числа субъектов малого и среднего
результаты реализации предпринимательства на 42% за годы реализации
Программы Программы;
- рост занятых у субъектов малого и среднего
предпринимательства к общему числу занятых в
городском округе составит 9,5%;
- увеличение поступлений в местный бюджет от
субъектов малого и среднего предпринимательства
и доведение их до 20% прироста в последние 3
года реализации Программы;
- насыщение товарного рынка конкурентоспособной
продукцией местных товаропроизводителей;
- дальнейшее формирование среднего класса,
способствующего социально-политической
стабильности в обществе;
- сохранение традиций и культурного наследия
через развитие ремесел;
- доверительное взаимодействие субъектов малого
и среднего предпринимательства с органами
власти;
- активное включение предпринимательских
структур в решение проблем социально-
экономического развития городского округа
Система организации Управление реализацией Программы осуществляется
контроля за ходом Управлением экономического развития и инвестиций
реализации Программы Администрации городского округа Сызрань.
Контроль за исполнением Программы осуществляет
Администрация городского округа Сызрань в
соответствии с действующим законодательством.
1. Характеристика проблемы и необходимость
ее решения программными методами
В настоящее время малое и среднее предпринимательство является одной из самых эффективных форм организации производственной и других видов деятельности, оказывает существенное влияние на экономическое развитие городского округа Сызрань по направлениям:
- насыщение потребительского рынка качественными товарами (продукцией) и услугами, в т.ч. местного производства;
- решение проблем повышения уровня жизни и вопросов занятости населения;
- увеличение налоговых платежей в бюджетную систему.
В связи с этим дальнейшее развитие малого и среднего предпринимательства как рыночного института, обеспечивающего формирование конкурентной среды, самозанятость населения и стабильность налоговых поступлений и т.д., рассматривается Администрацией городского округа Сызрань как одна из приоритетных стратегических задач.
Активизация действий Администрации весьма своевременна в связи с кризисным состоянием российской экономики, так как бездействие может оказать негативное влияние на дальнейшее развитие предпринимательства и как следствие на уровень жизни населения городского округа Сызрань.
Основные проблемы, препятствующие развитию малого и среднего предпринимательства в городском округе Сызрань, можно охарактеризовать таким образом:
- недостаточное сопровождение деятельности предпринимателя системой консультационных услуг финансового и налогового законодательства и иным юридическим аспектам, связанным с осуществлением предпринимательской деятельности;
- затрудненный доступ к финансово-кредитным ресурсам, в частности для начинающих предпринимателей;
- недостаточный уровень квалифицированных кадров в малом и среднем предпринимательстве, так как работники малых и средних предприятий должны обладать знаниями в различных областях;
- затрудненный доступ к неиспользуемым и неэффективно используемым помещениям, находящимся в муниципальной собственности;
- ограниченность внутреннего рынка городского округа.
Для стабилизации положения и дальнейшего развития малого и среднего предпринимательства на территории городского округа Сызрань, прежде всего, необходимо:
- развитие информационной и правовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, внедрение современных технологий ведения бизнеса, в том числе с использованием информационной сети Internet;
- создание условий для более активного развития малого и среднего предпринимательства в сфере производства продукции, качественное развитие сферы услуг;
- содействие ремесленничеству и народным промыслам в целях развертывания производства сувениров для развития туристической деятельности.
Также проблемой является отсутствие достоверной информации о состоянии малого и среднего бизнеса городского округа Сызрань: значительные расхождения в отчетностях Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Самарской области и Межрайонной ИФНС России N 3 по Самарской области о динамике развития малого и среднего предпринимательства не позволяют оценить реальный потенциал местных предприятий. Сбор статистической информации, связанной с деятельностью малых и средних предприятий, осуществляется в режиме выборочных квартальных обследований, а по индивидуальным предпринимателям - практически не ведется. Отсутствие достоверных статистических показателей субъектов малого и среднего предпринимательства (как в части результатов хозяйственной деятельности, так и по состоянию расчетов с бюджетом) негативно отражается на проведении аналитической работы и планировании, выстраивании эффективной экономической политики.
Сложившаяся на сегодняшний день отраслевая структура малого и среднего предпринимательства городского округа Сызрань свидетельствует, что непроизводственная сфера остается более комфортной для развития бизнеса:
27% от общего количества субъектов малого и среднего предпринимательства городского округа Сызрань осуществляют свою деятельность в сфере торговли и общественного питания (568 предприятий);
19% от общего количества субъектов малого и среднего предпринимательства осуществляют свою деятельность в сфере производства (400 предприятий);
11% от общего количества субъектов малого и среднего предпринимательства городского округа Сызрань заняты в сфере строительства (227 строительных фирм);
1% от общего количества субъектов малого и среднего предпринимательства городского округа Сызрань осуществляют свою деятельность в направлении сельское хозяйство (20 предприятий);
42% от общего количества субъектов малого и среднего предпринимательства городского округа Сызрань осуществляют прочие виды деятельности (853 фирмы), такие как услуги транспорта и автосервиса, занимаются операциями с недвижимым имуществом и арендой, информационными технологиями, оказанием услуг в области здравоохранения, туристическая деятельность и иные виды услуг).
За период с 2007 года по 2008 год количество отчитывающихся малых предприятий в статистику увеличилось на 136 единиц.
Важным показателем развития предпринимательства является показатель "плотности" малых и средних предприятий. В городском округе Сызрань этот показатель за 2007 год составляет 106,9 предприятий, за 2008 год - 114,6 предприятий (в расчете на 10 тысяч населения), прирост на 7,7%.
На сегодняшний день актуально создание и дальнейшее функционирование Ассоциаций предпринимателей с целью развития инфраструктуры поддержки и развития предпринимательства, утверждение состава Координационного совета при Главе городского округа Сызрань с целью обеспечения взаимодействия с органами местного самоуправления и участия представителей субъектов малого и среднего бизнеса в экспертизе проектов правовых актов, касающихся вопросов предпринимательства.
Таким образом, анализ проблем и потребностей предпринимателей городского округа Сызрань определил необходимость выстраивания системы поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, предусмотренной данной Программой, что является логическим продолжением предыдущей городской программы развития малого предпринимательства на 2002 - 2004 годы.
2. Основная цель и задачи Программы
Основная цель Программы: формирование в городском округе Сызрань благоприятного климата для устойчивой деятельности функционирующих и вновь создаваемых субъектов малого и среднего предпринимательства.
Задачи Программы:
- создание и развитие инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;
- содействие в продвижении продукции (товаров) и услуг, производимых субъектами малого и среднего предпринимательства на муниципальные, региональные и др. рынки;
- создание постоянно действующей системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров малого и среднего предпринимательства;
- обеспечение доступа субъектам малого и среднего предпринимательства к объектам муниципального имущества с целью их аренды;
- создание дополнительных рабочих мест для выпускников высших, средних и специальных учебных заведений, людей с ограниченными способностями;
- обеспечение участия представителей общественных объединений предпринимателей в экспертизе проектов законодательных и иных нормативно-правовых актов, затрагивающих интересы субъектов малого и среднего предпринимательства;
- создание условий, стимулирующих граждан к осуществлению самостоятельной предпринимательской деятельности;
- повышение информированности субъектов малого и среднего предпринимательства с помощью предоставления информационных ресурсов в Internet;
- повышение у субъектов малого и среднего предпринимательства социальной ответственности и активного участия в жизни городского округа Сызрань.
3. Целевые показатели реализации Программы
Перечень целевых показателей Программы представлен в приложении N 1.
Достигнутые количественные показатели развития малого и среднего предпринимательства позволят получить качественные социальные результаты:
- снижение безработицы, обеспечение занятости молодежи, трудоустройство людей с ограниченными способностями;
- удовлетворение потребительского спроса населения;
- расширение инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства;
- совершенствование отраслевой структуры путем заполнения малыми и средними предприятиями "свободной ниши" по организации новых производств и услуг;
- эффективное использование муниципальной собственности;
- технологическое взаимодействие крупных и малых предприятий по оказанию последними всевозможных услуг и производству комплектующих изделий для крупных и средних предприятий.
Оценка результативности реализации Программы будет проводиться ежегодно, мониторинг развития малого и среднего предпринимательства в городском округе Сызрань - ежеквартально.
4. Система программных мероприятий
Настоящая Программа рассчитана на долгосрочный период - 2009 - 2015 годы. Мероприятия по реализации Программы систематизированы в соответствии с целью и задачами Программы и изложены в приложении N 2 к настоящей Программе.
С учетом происходящих в экономике изменений мероприятия Программы могут быть скорректированы в установленном порядке.
Мероприятия Программы предусматривают различные формы поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
К формам поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства относятся:
- организационная поддержка, которая связана с созданием соответствующих механизмов по обеспечению участия представителей субъектов малого и среднего предпринимательства, некоммерческих организаций, выражающих интересы субъектов малого и среднего предпринимательства, в формировании и реализации решений органов местного самоуправления в области развития малого и среднего предпринимательства, экспертизе проектов правовых актов органов местного самоуправления, регулирующих развитие малого и среднего предпринимательства;
- финансовая, имущественная, информационная, консультационная поддержка, поддержка в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации их работников, поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих деятельность в сфере промышленного производства и услуг, сельского хозяйства и ремесленничества.
Указанные виды поддержки оказываются соответствующим категориям субъектов малого и среднего предпринимательства, определенным в разделах Программы, путем организации мероприятий структурными подразделениями Администрации городского округа Сызрань, являющимися исполнителями Программы, и (или) применения механизмов финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в соответствии с решением о бюджете городского округа Сызрань.
Субъекты малого и среднего предпринимательства, претендующие на предоставление поддержки, обращаются в Комиссию по поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства при Администрации городского округа Сызрань. Положение о комиссии и ее состав утверждаются постановлением Администрации городского округа Сызрань.
Информация о сроках, порядке и условиях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в мероприятиях Программы доводится Администрацией городского округа Сызрань до указанных лиц через средства массовой информации и (или) размещается на официальном сайте.
Субъекты малого и среднего предпринимательства, получившие поддержку, обязаны представить отчет о целевом использовании средств поддержки.
Субъекты малого предпринимательства, включенные в Программу, но не прошедшие обучение (повышение квалификации, подготовку, переподготовку кадров) ввиду превышения планируемого количества участников за счет текущего финансирования, имеют первоочередное право на участие в последующих программах обучения по мере их организации.
Перечень основных мероприятий целевой Программы представлен в приложении N 2 в следующих разделах:
Раздел 1. Развитие инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства включает в себя содействие в формировании инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства.
Раздел 2. Совершенствование нормативно-правового обеспечения предпринимательской деятельности включает мероприятия по совершенствованию и развитию правового обеспечения малого предпринимательства, регулирующего предпринимательскую деятельность, с учетом интересов субъектов малого предпринимательства.
Основу этой работы составит устранение на муниципальном уровне факторов, препятствующих развитию малого бизнеса, оказывающих негативное влияние на процесс организации, оформления и ведения предпринимательской деятельности, разработка предложений по поддержке малого предпринимательства с вынесением их на рассмотрение на областной уровень.
Раздел 3. Информационное обеспечение субъектов малого и среднего предпринимательства подразумевает под собой содействие внедрению современных технологий ведения бизнеса, в том числе с широким использованием возможностей сети Internet. Создание баз данных субъектов предпринимательства, инвестиционных проектов и формирование знаний по предпринимательской деятельности.
Раздел 4. Консультационная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства оказывается с целью предоставления необходимой информации в области ведения предпринимательской деятельности, оказания неотложной правовой помощи субъектам предпринимательства при проведении проверок контролирующими органами, поддержки начинающих предпринимателей путем оказания услуг по разработке бизнес-планов и абонентского бухгалтерского обслуживания.
Раздел 5. Поддержка в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров субъектов малого и среднего предпринимательства на льготных условиях, обеспечивающих:
- бесплатное обучение основам ведения предпринимательства для начинающих субъектов малого предпринимательства и граждан, желающих начать предпринимательскую деятельность (в т.ч. студентов и безработных);
- обучение по основным направлениям ведения предпринимательства, реализация программ повышения квалификации, переподготовки кадров на условиях полной (частичной) оплаты субъектами малого и среднего предпринимательства стоимости программы обучения.
Важным элементом развития потенциала деловой активности бизнеса является молодежь с ее идеями и инициативой. Однако незначительный социальный опыт, слабые практические навыки применения экономических законов и механизмов создают трудности молодежи для правильного выбора и включения их в цивилизованный мир рыночных отношений.
Таким образом, одной из задач Администрации на сегодняшний день является содействие развитию молодежного предпринимательства.
Раздел 6. Финансовая и имущественная поддержка.
Имущественная поддержка малого и среднего предпринимательства будет оказываться путем возмещения расходов по арендной плате за муниципальное имущество (в размере до 10% расходов) субъектам малого и среднего предпринимательства.
Финансовая поддержка (гранты) будет предоставляться начинающим предпринимателям по результатам конкурса инвестиционных проектов.
Раздел 7. Расширение деловых возможностей и организация системы продвижения продукции (товаров), услуг. Это направление содержит мероприятия по продвижению продукции малых предприятий на межрегиональные рынки, поддержке выставочно-ярмарочной деятельности.
5. Ресурсное обеспечение целевой Программы
На реализацию мероприятий Программы предполагается направить средства бюджета городского округа в размере 18 275 тысяч рублей, в том числе:
2009 год - 350,00 тысяч рублей;
2010 год - 1940,00 тысяч рублей;
2011 год - 2365,00 тысяч рублей;
2012 год - 2795,00 тысяч рублей;
2013 год - 3220,00 тысяч рублей;
2014 год - 3605,00 тысяч рублей;
2015 год - 4 миллиона рублей.
По мероприятиям Программы предполагается дополнительное привлечение субсидий, выделяемых в рамках областной целевой программы "Развитие малого и среднего предпринимательства в Самарской области" на 2009 - 2010 годы" на условиях софинансирования, указанных в областной целевой программе.
6. Оценка социально-экономической эффективности
реализации Программы
Реализация мероприятий Программы позволит:
- увеличить число субъектов малого и среднего предпринимательства на 42% за годы реализации Программы;
- обеспечить рост занятых у субъектов малого и среднего предпринимательства к общему числу занятых в городском округе до 9,5%;
- увеличить поступления в местный бюджет от субъектов малого и среднего предпринимательства и доведение их до 20% прироста в последние 3 года реализации Программы;
- насытить товарный рынок конкурентоспособной продукцией местных товаропроизводителей;
- способствовать дальнейшему формированию среднего класса, способствующего социально-политической стабильности в обществе;
- сохранить традиции и культурное наследие через развитие ремесел;
- развивать доверительное взаимодействие субъектов малого и среднего предпринимательства с органами власти;
- обеспечить благоприятный климат для предпринимательской деятельности;
- способствовать активному включению предпринимательских структур в решение проблем социально-экономического развития городского округа Сызрань.
Оценка результативности реализации Программы будет проводиться заказчиком Программы ежегодно путем анализа степени достижения целевых показателей Программы, установленных в приложении N 1.
7. Система контроля за исполнением Программы
Управление Программой предусматривает совокупность скоординированных действий, призванных обеспечить реализацию Программы, контроль и анализ ее выполнения, корректировку Программы в случае необходимости, анализ и оценку конечных результатов реализации.
Механизм реализации Программы основан на координации деятельности структурных подразделений Администрации городского округа Сызрань и соисполнителей Программы, задействованных в ее исполнении.
Координацию деятельности исполнителей по реализации Программы осуществляет Управление экономического развития и инвестиций Администрации городского округа Сызрань, которое:
- ежеквартально организует сбор от исполнителей и соисполнителей Программы отчетных материалов, которые должны содержать общий объем фактически произведенных расходов и отчетную информацию об исполнении каждого мероприятия;
- осуществляет обобщение отчетных материалов и подготовку информации о ходе реализации мероприятий Программы;
- доводит до сведения всех заинтересованных лиц указанную информацию посредством размещения в СМИ;
- готовит аналитические материалы о состоянии и развитии малого и среднего предпринимательства и размещает их в разделе информационного портала Администрации городского округа Сызрань.
Годовой отчет об исполнении Программы должен содержать:
- общий объем фактически произведенных расходов, всего и в том числе по источникам финансирования;
- перечень завершенных в течение года мероприятий;
- перечень не завершенных в течение года мероприятий и процент их незавершения;
- анализ причин несвоевременного завершения программных мероприятий.
Контроль за исполнением Программы и целевым использованием бюджетных средств осуществляет Администрация городского округа Сызрань в соответствии с действующим законодательством.
Программа реализуется путем проведения мероприятий в соответствии с разделами Программы.
Ответственный исполнитель и соисполнители несут ответственность за своевременное и полное выполнение мероприятий.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.