Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Статья 4. Полномочия органов исполнительной власти Самарской области в сфере охраны окружающей среды и природопользования
1. Правительство Самарской области в сфере охраны окружающей среды и природопользования:
1) участвует в определении основных направлений охраны окружающей среды на территории Самарской области;
2) участвует в реализации федеральной политики в сфере экологического развития Российской Федерации на территории Самарской области;
3) устанавливает ставки платы за пользование водными объектами, находящимися в собственности Самарской области, порядок расчета и взимания такой платы;
4) утверждает перечень должностных лиц, осуществляющих государственный контроль в области охраны окружающей среды (государственный экологический контроль), государственный контроль за геологическим изучением, охраной и рациональным использованием недр, региональный государственный контроль и надзор за использованием и охраной водных объектов;
5) утверждает перечень объектов, подлежащих региональному государственному контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов;
6) утверждает положения об особо охраняемых природных территориях регионального значения;
7) принимает решения о реорганизации либо упразднении особо охраняемых природных территорий регионального значения, а в случаях, предусмотренных настоящим Законом, - также о реорганизации особо охраняемых природных территорий местного значения;
8) устанавливает иные категории особо охраняемых природных территорий регионального значения в соответствии со статьей 10 настоящего Закона;
9) наделяет отраслевые органы исполнительной власти Самарской области полномочиями, предусмотренными частью 2 настоящей статьи.
2. Отраслевые органы исполнительной власти Самарской области в сфере охраны окружающей среды и природопользования:
1) в сфере охраны окружающей среды:
а) разрабатывают и реализуют природоохранные мероприятия, предусмотренные законом Самарской области об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, а также организуют и осуществляют региональные и межмуниципальные программы в сфере охраны окружающей среды и экологической безопасности;
б) участвуют в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации, в осуществлении государственного мониторинга окружающей среды (государственного экологического мониторинга), формируют и обеспечивают функционирование территориальных систем наблюдения за состоянием окружающей среды в Самарской области;
в) осуществляют региональный государственный экологический контроль на объектах хозяйственной и иной деятельности независимо от форм собственности, находящихся на территории Самарской области, за исключением объектов хозяйственной и иной деятельности, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю;
г) организуют и развивают систему экологического образования, формируют экологическую культуру на территории Самарской области;
д) обращаются в суд с требованием об ограничении, приостановлении и (или) запрещении в установленном порядке хозяйственной и иной деятельности, осуществляемой с нарушением законодательства в сфере охраны окружающей среды;
е) предъявляют иски о возмещении вреда окружающей среде, причиненного в результате нарушения законодательства в сфере охраны окружающей среды на объектах хозяйственной и иной деятельности, подлежащих региональному государственному экологическому контролю;
ж) ведут учет объектов и источников негативного воздействия на окружающую среду, подлежащих региональному государственному экологическому контролю;
з) участвуют в обеспечении населения информацией о состоянии окружающей среды и ее отдельных компонентов на территории Самарской области;
и) осуществляют экологическую паспортизацию в порядке, установленном настоящим Законом;
2) в сфере проведения государственной экологической экспертизы:
а) организуют и проводят государственную экологическую экспертизу объектов регионального уровня;
б) осуществляют контроль за соблюдением законодательства об экологической экспертизе при осуществлении хозяйственной и иной деятельности на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому контролю;
в) информируют население о намечаемых и проводимых экологических экспертизах и об их результатах;
г) получают информацию об объектах экологической экспертизы, реализация которых может оказывать прямое или косвенное воздействие на окружающую среду в пределах территории Самарской области;
д) делегируют экспертов для участия в качестве наблюдателей в заседаниях экспертных комиссий государственной экологической экспертизы объектов экологической экспертизы в случае реализации этих объектов на территории Самарской области и в случае возможного воздействия на окружающую среду в пределах территории Самарской области хозяйственной и иной деятельности, намечаемой другим субъектом Российской Федерации;
3) в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения:
а) вводят и отменяют на территории Самарской области ограничительные мероприятия (карантин) на основании предложений, предписаний главных государственных санитарных врачей и их заместителей;
б) осуществляют меры по гигиеническому воспитанию и обучению населения, пропаганде здорового образа жизни;
в) обеспечивают своевременное информирование населения Самарской области о возникновении или об угрозе возникновения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений), о состоянии среды обитания и проводимых санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятиях;
г) участвуют в проведении социально-гигиенического мониторинга Самарской области;
4) в сфере рационального использования и охраны недр:
а) осуществляют полномочия Самарской области по распоряжению совместно с Российской Федерацией единым государственным фондом недр на территории Самарской области, формированию совместно с Российской Федерацией региональных перечней полезных ископаемых, относимых к общераспространенным полезным ископаемым, и выделение участков недр местного значения;
б) участвуют в разработке и реализации государственных программ геологического изучения недр, развития и освоения минерально-сырьевой базы Российской Федерации;
в) создают и ведут территориальные фонды геологической информации, распоряжаются информацией, полученной за счет средств областного бюджета и местных бюджетов;
г) участвуют в государственной экспертизе информации о разведанных запасах полезных ископаемых и иных свойствах недр, определяющих их ценность или опасность;
д) составляют территориальные балансы запасов и кадастры месторождений и проявлений полезных ископаемых и ведут учет участков недр, используемых для строительства подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;
е) защищают права пользователей недр и интересы граждан, разрешают споры по вопросам пользования недрами;
ж) участвуют в определении условий пользования месторождениями полезных ископаемых;
з) осуществляют государственный контроль за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр в соответствии с установленным Правительством Российской Федерации порядком;
и) проводят государственную экспертизу запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр, содержащих месторождения общераспространенных полезных ископаемых, участках недр местного значения, а также об участках недр местного значения, используемых для целей строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;
к) формируют и утверждают перечень участков недр, содержащих месторождения общераспространенных полезных ископаемых, предлагаемых для представления в пользование для целей разведки и добычи или для целей геологического изучения, разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых;
л) принимают решения о предоставлении права пользования участком недр или группой участков недр, содержащими месторождения общераспространенных полезных ископаемых, или участком недр местного значения;
м) определяют порядок и условия проведения аукционов по предоставлению права на разведку и добычу общераспространенных полезных ископаемых или на геологическое изучение, разведку и добычу общераспространенных полезных ископаемых на участках недр, содержащих месторождения общераспространенных полезных ископаемых, или на участках недр местного значения;
н) осуществляют оформление, государственную регистрацию и выдачу лицензий на пользование участками недр, содержащими месторождения общераспространенных полезных ископаемых, или участками недр местного значения (в том числе участками недр местного значения, используемыми для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых), внесение в лицензии изменений и дополнений, а также переоформление таких лицензий;
о) определяют порядок осуществления собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков, в границах предоставленных им земельных участков, добычи без применения взрывных работ общераспространенных полезных ископаемых, не числящихся на государственном балансе;
п) определяют порядок предоставления органами местного самоуправления разрешений на осуществление в некоммерческих целях и для муниципальных нужд, а также в границах земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, добычи без применения взрывных работ общераспространенных полезных ископаемых, не числящихся на государственном балансе, в объеме до 100 тысяч кубических метров;
р) определяют порядок предоставления органами местного самоуправления разрешений собственникам земельных участков, землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков в границах принадлежащих им земельных участков на строительство подземных сооружений для своих нужд на глубину до пяти метров, а также на устройство и эксплуатацию бытовых колодцев и скважин на первый водоносный горизонт, не являющийся источником централизованного водоснабжения;
с) осуществляют передачу рекультивированных земельных участков (частей земельных участков) собственникам или арендаторам организациями, разрабатывающими месторождения общераспространенных полезных ископаемых.
т) определяют порядок согласования осуществления добычи общераспространенных полезных ископаемых для собственных нужд пользователями недр, осуществляющими разведку и добычу полезных ископаемых по совмещенной лицензии, геологическое изучение, разведку и добычу полезных ископаемых, в границах предоставленных им горных отводов на основании утвержденного технического проекта;
5) в сфере рационального использования и охраны водных объектов в Самарской области:
а) осуществляют права владения, пользования, распоряжения водными объектами, находящимися в собственности Самарской области;
б) участвуют в деятельности бассейновых советов;
в) резервируют источники питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения;
г) разрабатывают мероприятия по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в собственности Самарской области;
д) участвуют в организации и осуществлении государственного мониторинга водных объектов;
е) осуществляют региональный государственный контроль и надзор за использованием и охраной водных объектов, за исключением водных объектов, подлежащих федеральному государственному контролю и надзору;
ж) осуществляют отдельные полномочия в сфере охраны и использования водных объектов, находящихся в федеральной собственности, за счет субвенций из федерального бюджета:
предоставляют водные объекты или их части, находящиеся в федеральной собственности и расположенные на территории Самарской области, в пользование на основании договоров водопользования, решений о предоставлении водных объектов в пользование, за исключением случаев предоставления водных объектов в пользование для обеспечения обороны страны и безопасности государства;
осуществляют меры по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территории Самарской области;
осуществляют меры по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности и полностью расположенных на территории Самарской области;
6) в сфере охраны атмосферного воздуха:
а) устанавливают сроки поэтапного достижения предельно допустимых выбросов в атмосферный воздух на территории Самарской области по представлению территориального органа специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти в сфере охраны атмосферного воздуха;
б) вводят ограничения на передвижение транспортных средств в населенных пунктах, местах отдыха и туризма, на особо охраняемых территориях в целях уменьшения выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух;
в) проводят мероприятия по защите населения при чрезвычайных ситуациях, представляющих угрозу для жизни и здоровья людей в результате загрязнения атмосферного воздуха;
г) информируют население о состоянии атмосферного воздуха, его загрязнении и выполнении программ улучшения качества атмосферного воздуха и соответствующих мероприятий;
д) осуществляют в пределах своей компетенции координацию деятельности физических и юридических лиц в сфере охраны атмосферного воздуха;
е) организуют работу по регулированию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий совместно с органами местного самоуправления и территориальными органами федеральных органов исполнительной власти;
7) в сфере охраны и использования растительного мира и водных биологических ресурсов:
а) определяют порядок ведения Красной книги Самарской области;
б) осуществляют охрану водных биологических ресурсов на внутренних водных объектах, за исключением особо охраняемых природных территорий федерального значения, а также водных биологических ресурсов внутренних вод, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, анадромных и катадромных видов рыб, трансграничных видов рыб и других водных животных, перечни которых утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере агропромышленного комплекса и рыболовства;
8) в сфере обращения с отходами производства и потребления проводят мероприятия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, возникших при осуществлении обращения с отходами;
9) в сфере организации, функционирования и охраны особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения:
а) осуществляют проведение инвентаризации, мониторинга, комплексного экологического обследования территории в целях создания условий для организации и функционирования особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения в соответствии с федеральным законодательством и настоящим Законом;
б) разрабатывают положения об особо охраняемых природных территориях регионального значения;
в) организуют охрану особо охраняемых природных территорий регионального значения;
г) осуществляют ведение государственного кадастра особо охраняемых природных территорий регионального значения в соответствии с федеральным законодательством;
д) определяют формы и размеры платы за пользование территориями курортов регионального и местного значения в пределах норм, установленных федеральным законодательством;
е) вносят предложения в Правительство Самарской области по установлению иных категорий особо охраняемых природных территорий регионального значения, реорганизации либо упразднению особо охраняемых природных территорий регионального или местного значения в соответствии с настоящим Законом.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.