2. Департаменту финансов мэрии (Гильгулин Г.В.) предусмотреть дополнительно в 2008 году средства в сумме 350000 (триста пятьдесят тысяч) рублей на финансирование пункта приложения N 1 к программе и обеспечить финансирование программы за счет средств, предусмотренных в бюджете городского округа Тольятти на 2009 - 2010 гг.
3. Управлению по оргработе и связям с общественностью мэрии (Шевелев Д.В.) опубликовать настоящее постановление в средствах массовой информации.
4. Настоящее постановление вступает в силу с момента опубликования и действует до 1 января 2011 года.
5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя мэра Кирпичникова В.М.
Мэр |
А.Н. Пушков |
Целевая программа "Развитие субъектов малого и
среднего предпринимательства на территории
городского округа Тольятти на 2008 - 2010 гг."
(утв. постановлением Мэра городского округа Тольятти
от 14 октября 2008 г. N 2553-п/1)
Паспорт целевой программы "Развитие субъектов малого и
среднего предпринимательства на территории
городского округа Тольятти на 2008 - 2010 гг."
Наименование программы |
Целевая программа "Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства на территории городского округа Тольятти на 2008 - 2010 гг." (далее программа) |
Основная цель программы |
Улучшение условий для развития малого и среднего предпринимательства и повышения его вклада в социально-экономическое развитие городского округа Тольятти |
Основание для разработки программы |
Федеральный закон N 131-ФЗ от 06.10.2003г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федеральный закон N 209-ФЗ от 24.07.2007г. "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", Закон Самарской области "Об утверждении областной целевой программы "Развитие и государственная поддержка малого предпринимательства в Самарской области на 2004 - 2010 гг. в ред. Закон Самарской области N 211-ГД от 08.12.2005г., постановление мэра городского округа Тольятти N 619-1/п от 25.02.2008г. "О подготовке целевой программы "Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства на территории городского округа Тольятти на 2008 - 2010 гг." |
Заказчик программы |
Мэрия городского округа Тольятти |
Разработчик программы |
Департамент экономического развития мэрии, департамент потребительского рынка и предпринимательства мэрии, Торгово-промышленная палата, тольяттинское отделение "ОПОРА РОССИИ", НП "Агентство экономического развития" |
Исполнители мероприятий программы |
Мэрия городского округа Тольятти, субъекты малого и среднего предпринимательства, некоммерческие организации и общественные объединения предпринимателей |
Задачи программы |
Развитие инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства; совершенствование правовых, экономических и организационных условий для развития малого и среднего предпринимательства; совершенствование механизмов финансово-кредитной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства; имущественная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства; информационная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства; консультационная и организационная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства; формирование положительного имиджа предпринимателя, пропаганда (популяризация) предпринимательской деятельности |
Важнейшие целевые показатели программы |
1) Количество МП на 1000 жителей. 2) Доля занятых на МП в общей численности занятых на крупных, средних и малых предприятиях. 3) Уровень среднемесячной заработной платы на МП. 4) Удельный вес инвестиций в основной капитал МП в общем объеме инвестиций по городскому округу Тольятти. 5) Удельный вес предприятий материального производства (обрабатывающая промышленность. строительство, транспорт, ЖКХ) в общей численности МП. 6) Темп роста оборота МП |
Сроки реализации программы |
2008 - 2010 годы |
Ожидаемые конечные результаты реализации программы и показатели социально- экономической эффективности программы |
Показатели социально-экономической эффективности *: - увеличение количества МП на 1000 жителей до 12,2 ед.; - увеличение доли занятых на МП в общей численности занятых на крупных, средних и малых предприятиях до 17,5%; - увеличение среднемесячной заработной платы на МП до 10 500 руб.; - увеличение удельного веса малых предприятий материального производства (обрабатывающая промышленность, строительство, транспорт, ЖКХ) в общей численности МП до 31,9%; - рост оборота М на 13,5% (2010 г. к 2007 г.) в среднем на 4,5% ежегодно. * данные подлежат корректировке в связи с изменением критериев отнесения субъектов малого предпринимательства к микропредприятиям, малым и средним, а также отсутствием актуальной сопоставимой базы о деятельности субъектов малого предпринимательства за предыдущие годы |
Объем и источники финансирования программы |
Средства бюджета городского округа Тольятти, направленные на реализацию программы, в размере: 2008г. - 350 000,0 руб. 2009г. - 6 927 800,0 руб. 2010г. - 7 412 746,0 руб. |
Основные понятия, используемые в программе
Субъекты малого и среднего предпринимательства (СМСП) - внесенные в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарный предприятий), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее индивидуальные предприниматели), крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие следующими условиями:
1) для юридических лиц - суммарная доля участия РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать двадцать пять процентов (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся СМСП, не должна превышать двадцать пять процентов;
2) средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения средней численности работников для каждой категории СМСП:
а) от ста одного до двухсот пятидесяти человек включительно для средних предприятий;
б) до ста человек включительно для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микропредприятия - до пятидесяти 3 человек;
3) выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансирования стоимость активов (остановочная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные постановлением правительства РФ N 556 от 22.07.2008 г. "О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства":
микропредприятия - 60 млн. руб.;
малые предприятия - 400 млн. руб.;
средние предприятия - 1000 млн. руб.
Административные барьеры - действия, нарушающие законодательство, совершаемые органами государственной власти, органами местного самоуправления, контролирующими (надзорными) организациями и юридическими лицами. а также действия,создающие дополнительные и усложняющие процедуры в сфере хозяйственной деятельности.
Инфраструктура поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства - системы коммерческих и некоммерческих организаций, которые создаются, осуществляют свою деятельность или привлекаются в качестве поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд при реализации федеральных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства, региональных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства, муниципальных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства, обеспечивающих условия для создания субъектов малого и среднего предпринимательства и оказания им поддержки.
Субсидирование процентной ставки - денежная компенсация части расходов по уплаченным процентам по привлеченным субъектам малого и среднего предпринимательства кредитам коммерческих банков и лизинговых компаний.
I. Характеристика проблемы и оценка сложившейся ситуации
В последние годы развития малого предпринимательства в городском округе Тольятти, как в целом по России, приобретает все большие политическое. социальное и экономическое значение и является основой формирования среднего класса. Этот сектор экономики создает новые рабочие места и обслуживает основную массу потребителей, производя комплекс товаров и услуг в соответствии с быстро меняющимися требованиями рынка. Малый бизнес способствует увеличению налоговых поступлений, наиболее динамично осваивает новые виды продукции и экономические ниши, развивается в сферах деятельности, непривлекательных для крупного бизнеса.
В последнее время мэрия городского округа уделяет особое внимание вопросам развития и поддержки малого предпринимательства. Постановлением мэра N 957-1/п от 13 мая 2008 г. для обеспечения эффективного взаимодействия органов местного самоуправления и субъектов предпринимательской деятельности создан совет по предпринимательству при мэрии. Принято решение о разработке целевой программы в развитие ранее реализуемых перечней мероприятий по развитию малого и среднего предпринимательства на территории городского округа Тольятти.
Настоящая программа разработана на этапе перехода от государственной политики поддержки малого предпринимательства к государственной политике развития малого и среднего предпринимательства в связи с введением в действие с 1 января 2008 года Федерального закона N 209-ФЗ от 24.07.2007 г. "О развитии малого и среднего предпринимательства в .Российской Федерации".
Впервые Федеральным законом "О развитии малого и среднего предпринимательства" в Российской Федерации определено понятие субъекта среднего предпринимательства. Данные о состоянии и уровне развития среднего предпринимательства в городском округе Тольятти в настоящее время отсутствуют. Кроме того, в соответствии с Федеральнвм законом "О развитии малого и среднего предпринимательства" статистические обследования микропредприятий, составляющих около 70,0% от общего числа малых предприятий,производится один раз в год, и их результаты отсутствуют в ежеквартальных статистических данных о деятельности малых предприятий.
Ситуацию, характеризующую развитие малого предпринимательства в городском округе Тольятти за 2005 - 2007 годы, можно оценить по основным показателям. представленным в таблице N 1 (по данным Росстата). При этом необходимо отметить, что отсутствие полной статистической информации о деятельности всех субъектов малого предпринимательства, недостаточное качество статистических показателей, получаемых на основе выборочных обследований, с использованием постоянно меняющейся методики расчета, отсутствие статистического наблюдения за индивидуальными предпринимателями, не позволяют составить представление о реальной сфере малого предпринимательства и осложняют принятие эффективных решений.
Таблица N1
Наименование показателей | Ед. изм. |
2005 | 2006 | 2007 | Темп роста 2007г. к 2005г (%) |
Число индивидуальных предпринимателей (по данным ФНС) |
тыс. чел. |
11,2 | 12,1 | 13,7 | 122,3 |
Число малых предприятий (МП) | тыс. ед. |
6,0 | 6,8 | 8,4 | 140,0 |
Число работающих на МП | тыс. чел. |
46,2 | 59,2 | 56,9 | 123,2 |
Отгружено товаров собственного производства |
млрд. руб. |
15,2 | 25,6 | 30,5 | 200,7 |
Продано товаров несобственного производства |
млрд. руб. |
117, 3 |
134,4 | 133, 5 |
113,8 |
Оборот малых предприятий | млрд. руб. |
132, 5 |
160,0 | 164, 0 |
123,8 |
Фонд оплаты труда МП | млрд. руб. |
3,6 | 4,7 | 5,5 | 152,7 |
Среднемесячная зарплата на МП | руб. | 6549 | 6669 | 8152 | 124,5 |
Инвестиции в основной капитал МП | млн. руб. |
396, 0 |
1758,6 | 1286 ,0 |
324,7 |
Общие данные, характеризующие развитие малого предпринимательства в городском округе Тольятти, свидетельствуют о позитивных тенденциях в его развитии. Так, количество малых предприятий за три года выросло на 22,3%, а численность работающих в них - 23,2%. При этом в 2007 году по сравнению с предыдущим 2006 годом при росте количества предприятий на 23,2%, численность работающих сократилась на 3,9%, что свидетельствует о положительных тенденциях оптимизации кадров малых предприятий.
В общем количестве зарегистрированных организаций на территории городского округа Тольятти доля малых предприятий в 2007 году по сравнению с 2006 годом увеличилась на 2,6 п.п. (с 21,0% до 23,6%). Высоких значений достиг показатель плотности малых предприятий на 1000 жителей населения: его рост составил 2,3 ед. (с 9,5 ед. в 2006 году до 11,8 ед. в 2007 году). Для сравнения: плотность малых предприятий в 2007 году по Самарской области составила 9,0 ед., по Приволжскому федеральному округу - 6,2 ед., по России - 7,9 ед. Однако это очевидно мало по сравнению с развитыми европейскими странами, где аналогичный показатель составляет 28 - 30 ед. на 1000 жителей населения. В 2007 году в среднем каждое малое предприятие обеспечило занятость 7 человек.
Среднемесячная начисленная заработная плата работников малых предприятий с 2005 по 2007 год выросла на 24,5%, в том числе: в 2007 году по сравнению с 2006 годом - на 22,2%. Начисленная заработная плата работников малых предприятий растет более интенсивно по сравнению с аналогичным показателем по крупным и средним предприятиям, где прирост в 2007 году составил 16,7%. Необходимо отметить наибольший разрыв между ростом среднемесячной начисленной заработной платой в малых предприятиях и крупных и средних предприятиях, который наблюдается в обрабатывающих производствах в 2007 году: 157,3% и 106,9% соответственно. Темпы роста производительности труда в 2007 году также выше в малых предприятиях (118,9%), чем в крупных и средних (112,0%).
Рост инвестиций в основной капитал малых предприятий за период 2005 - 2007 годы составил 3,2 раза. Наибольший рост наблюдался в 2006 году (4,4 раза). Оборот предприятий за рассматриваемый период увеличился на 23,8%, в том числе: отгрузка товаров собственного производства выросла в два раза, а выручка от продажи товаров (работ, услуг) - всего на 13,8%.
В 2006 и в 2007 году рост оборота малых предприятий не превысил 2,5%, что с учетом показателей инфляции за 2005 - 2007 годы свидетельствует о наличии проблем с предоставлением малыми предприятиями достоверных данных о полученных доходах от продаж.
В течении ряда лет сохраняется негативная тенденция увеличения доли малых предприятий непроизводственной сферы в общем количестве малых предприятий (с 74,6% в 2006 году до 78,4% в 2007 году). В данной сфере деятельности занято наибольшее количество работников - 67,2% в 2007 году. Сфера торговли и общественного питания в связи с достаточно высокой оборачиваемостью капитала является наиболее востребованной в малом бизнесе. За период 2005 - 2007 годы в общем количестве малых предприятий предприятие оптовой и розничной торговли занимают наибольший удельный вес (диапазон от 46% до 49%). Вторыми по удельному весу в структуре по видам экономической деятельности следует организации, занимающиеся операциями с недвижимым имуществом. арендой и предоставлением услуг (13 -15%). Предприятия обрабатывающего производства и строительные организации составляли в разные годы от 11% до 13%.
В инфраструктуру поддержки малого предпринимательства в городском округе Тольятти входят:
1. Совет по предпринимательству при мэрии городского округа Тольятти;
2. Государственный фонд поддержки малого предпринимательства Самарской области;
3. Государственное учреждение "Центр занятости население городского округа Тольятти";
4. Торгово-промышленная палата г. Тольятти;
5. Тольяттинское местное отделение общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства "Опора России";
6. НП "Агентство экономического развития";
7. Банки, работающие на территории городского округа, имеющие программы поддержки малого и среднего бизнеса.
В настоящее время в городском округе инфраструктура поддержки действует в различных направлениях, основными из которых можно назвать:
- подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров;
- информационная поддержка;
- консалтинговые услуги;
- помощь в регистрации предприятий;
- юридические услуги;
- сдача в аренду помещений;
- содействие в получении инвестиций и кредитов.
Несмотря на наличие положительной динамики развития малого предпринимательства в Тольятти, существует ряд причин и факторов, сдерживающих развитие этого сектора экономики, среди которых необходимо отметить:
- нестабильность законодательной базы. регулирующей деятельность данной сферы;
- административные барьеры и недостаточно эффективное взаимодействие контролирующих и надзорных органов. Фактическая незащищенность предпринимателя от многочисленных контролирующих организаций (милиция, налоговые органы, органы Роспотребнадзора, пожарного надзора и др.) при одновременном несоблюдении последними предписанных процессуальных норм;
- высокий уровень легальных затрат малых предприятий на проведении у них проверок (10% их выручки);
- устаревшая система технических норм и правил, применяемых контролирующими органами;
- высокая стоимость услуг на присоединение к энергетическим и коммунальным сетям;
- сложность и высокая стоимость процедур легализации предпринимательской деятельности, таких как регистрация, лицензирование. сертификация, аккредитация и прочие;
- нехватка квалифицированных кадров
- низкое качество предпринимательской среды (у предпринимателей недостаточно навыков ведения бизнеса, опыта управления);
Недостаточный уровень предпринимательской культуры, низкая эффективность консолидации усилий предпринимателей и городских властей по защите экономических прав предпринимателей;
- дефицит помещений для осуществления предпринимательской деятельности.
Среди наиболее острых проблем, связанных с налоговой политикой, предприниматели отмечают:
- частые изменения и корректировки в налоговом законодательстве, в процедурах уплаты и формах отчетности;
- сложность, нечеткость, двусмысленность формулировок в налоговом законодательстве, документах налоговой отчетности;
- сложность оспаривания решений налоговых органов по наложению штрафных санкций и взысканий.
Существующих объектов инфраструктуры поддержки недостаточно для полного и комплексного удовлетворения потребностей предпринимателей, в том числе в информационным обеспечении, проведении маркетинговых исследований, в офисных и производственных помещениях.
Успешное развитие малого и среднего бизнеса в значительной степени зависит от обеспеченности предпринимателей финансовыми ресурсами как долгосрочного, так и краткосрочного характера. Мобилизация серьезных денежных средств невозможна без развития инфраструктуры рынка финансовых услуг, расширения номенклатуры используемых финансовых инструментов, а также интенсификации конкуренции среди участников финансового рынка.
Основным источником финансирования текущей деятельности предприятий и средствами на развитие по-прежнему остаются личные сбережения предпринимателей. Привлечение заемных и кредитных ресурсов остается для предпринимателей достаточно проблематичным.
Проблемы развития и поддержки малого бизнеса нельзя рассматривать и решать изолировано друг от друга, поэтому самым эффективным методом их решения является программно-целевой, обеспечивающий увязку реализации мероприятий по срокам, ресурсам, исполнителям, а также организацию процесса управления и контроля.
Необходимость разработки программы на предстоящий период 2008 - 2010 гг. и решения задач по развитию предпринимательства программно-целевым методом обусловлены рядом объективных факторов:
- масштабностью. сложностью и многообразием проблем малого и среднего предпринимательства и необходимостью их интеграции с целью разработки и осуществления комплекса программных мероприятий;
- потребностью в координации усилий органов власти различных уровней и негосударственных организаций, в том числе общественных объединений предпринимателей для решения проблем предпринимателей;
- имеющих положительным опытом реализации муниципальных целевых программ поддержки и развития малого предпринимательства в различных городах РФ.
Настоящая программа направлена на решение актуальных вопросов развития малого и среднего предпринимательства в городском округе Тольятти.
II. Цели, задачи и сроки реализации программы
Методологический и правовой базой для разработки настоящей целевой программы являются Федеральный закон N 131-ФЗ от 06.10.2003 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федеральный закон N 209-ФЗ от 24.07.2007г. "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", другие правовые акты.
Содержание программы соответствует целям и задачам, определенным стратегией социально-экономического развития самарской области на период до 2020 года, одобренной постановлением правительства Самарской области N 129 от 09.10.2006 г. областной программе "развитие и государственная поддержка малого предпринимательства в Самарской области на 2004 - 2010 годы", утвержденной Законом Самарской области .# N 6-ГД от 11.02.2004г (в ред. Закона Самарской области N 211-ГД от 08.12.2005г.).
Данная программа сформирована исходя из принципов преемственности, с учетом позитивных сдвигов в области нормативно-правовой, информационной, финансово-кредитной и других направлений поддержки малого бизнеса. Это комплекс конкретных и реальных в выполнении целевых мероприятий, направленных на решение существующих проблем и создание условий для поддержки и развития малого предпринимательства в городском округе Тольятти.
Цель программы - улучшение условий для развития малого и среднего предпринимательства в городском округе Тольятти, способствующих:
- устойчивому росту уровня социально-экономического развития городского округа и благосостояния граждан;
- формирование экономически активного среднего класса;
- ускорение развития малого и среднего предпринимательства в приоритетных для Тольятти сферах деятельности;
- занятости и самозанятости населения.
Задачи программы:
- развитие инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;
- совершенствование правовых, экономических и организационных условий для развития малого и среднего предпринимательства;
- создание системы финансовой и имущественной поддержки; содействие повышению финансовой культуры предпринимательства;
- совершенствование системы получения методической, консультационной и информационной поддержки по широкому спектру вопросов ведения бизнеса;
- организация эффективного взаимодействия с субъектами инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства и создание условий для их дальнейшего развития;
- развитие системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров. Содействие повышению уровня квалификации руководящего и кадрового состава среднего и малого предпринимательства;
- обеспечение взаимодействия бизнеса и власти на всех уровнях, привлечение широких кругов предпринимателей к решению вопросов социально-экономического развития городского округа Тольятти;
- стимулирование экономической активности малых и средних предприятий городского округа Тольятти;
- формирование положительного имиджа предпринимателя, пропаганда (популяризация) предпринимательской деятельности.
Период реализации программы - 2008 - 2010 годы.
III. Перечень и описание программных мероприятий
Программные мероприятия определены исходя из основной цели программы и задач, необходимые для решения поставленной цели.
Система мероприятий программы состоит из следующих основных разделов:
1. Развитие инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
2. Информационно-методическая поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства.
3. Совершенствование системы нормативного правового обеспечения предпринимательской деятельности.
4. Научно-методическое, техническое и финансовое обеспечение подготовки кадров для субъектов малого и среднего предпринимательства.
5. Совершенствование механизмов финансово-кредитной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
6. Организация системы продвижения услуг и товаров, производимых субъектов малого и среднего предпринимательства, на муниципальные, региональные, российский и международные рынки.
7. Участие субъектов малого и среднего предпринимательства в социально-экономическом развитии городского округа Тольятти.
1. Развитие инфраструктуры поддержки субъектов
малого и среднего предпринимательства.
В Тольятти созданы отдельные элементы системы поддержки малого и среднего предпринимательства, на базе которых будет продолжено развитие инфраструктуры поддержки предпринимательства и повышение качества инфраструктур обеспечения.
Создание новых объектов инфраструктуры и развитие действующих призвано решить проблемы доступа предпринимателей к необходимой информации по ведению бизнеса, обучающим системам и создать условия для оперативного получения предпринимателями консультационной, методической и финансовой помощи на всей территории городского округа. Необходимо продолжить работу по координации деятельности объектов инфраструктуры предпринимательства в целях исключения дублирования функций и повышения эффективности их работы.
В 2009 году будет создан Фонд развития предпринимательства, запущена первая очередь бизнес-инкубатора, начата реализация областной целевой программы "Развитие Тольяттинского промышленно- технологического парка на 2008 - 2015 гг.".
В целях обеспечения доступа малого и среднего предпринимательства к объектам инфраструктуры необходимо:
- сформировать перечень муниципального имущества, в том числе земельных участков, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства, организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства (имущество, включенное в перечень, может быть использовано как залоговый фонд для привлечения кредитных ресурсов на финансирование проектов субъектов малого и среднего предпринимательства);
- разработать порядок передачи муниципального имущества, в том числе земельных участков, во владение и (или) в пользование субъектами малого и среднего предпринимательства, организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства городского округа Тольятти.
2. Информационно-методическая поддержка СМСП
и организаций, осуществляющих поддержку
малого и среднего предпринимательства.
Проблема информационного обеспечения является одной из основных как для субъектов малого и среднего предпринимательства, так и для организаций, осуществляющих поддержку предпринимательства.
Направление включает в себя:
- оказание информационной и методической помощи предпринимателям;
- популяризацию передового опыта и технологий ведения бизнеса (лизинг, франчайзинг, субконтрактация);
- создание единой системы информационного обеспечения малого предпринимательства, способной освещать в СМИ проблемы малого и среднего предпринимательства;
- формирование положительного общественного мнения о предпринимательстве в целом, организация обмена опытом ведения предпринимательской деятельности;
- организацию и проведение конкурсов, круглых столов, семинаров, конференций по проблемам предпринимательства. информирование предпринимателей о программах страхования рисков и ответственности субъектов малого и среднего предпринимательства с целью развития партнерских отношений и взаимного сотрудничества в сфере предпринимательства;
- обмен опытом по поддержке предпринимательства с целью внедрения в практику передовых и перспективных форм и механизмов поддержки малого и среднего предпринимательства.
Для решения данной программой предусматривается использование как традиционных источников информации (радио- и телевизионные программы, публикации в средствах массовой информации по актуальным вопросам малого и среднего предпринимательства), так и интерактивных электронных ресурсов, таких как Интернет - источник оперативной и объемной информации.
Будет проводиться работа по аккумулированию всех имеющихся на территории городского округа информационных ресурсов и по обеспечению предпринимателям доступа к ним. Необходимо создать, наполнить и постоянно обновлять сайт департамента потребительского рынка и предпринимательства, что обеспечит возможность интерактивного общения предпринимателей и органов власти, доступ к информации о состоянии малого и среднего предпринимательства, а также мерах его поддержки.
Информационно-методическая поддержка включает в себя мероприятия по обеспечению взаимодействия органов власти разных уровней, организаций поддержки предпринимательства, общественных организаций и субъектов малого и среднего предпринимательства путем проведения конференций, совещаний, семинаров, конкурсов и т.п., издание информационно-методических материалов.
Для формирования целостной картины развития малого и среднего предпринимательства в городском округа Тольятти, реальной оценки инвестиционной привлекательности территории с точки зрения создания СМСП, развития межрайонных и межобластных кооперативных связей, необходимо проведение мониторинга в сфере малого и среднего предпринимательства на территории городского округа, сбор, обработка и анализ данных; проведение специализированных исследований по различным аспектам предпринимательства, информационно- аналитическое обеспечение деятельности СМСП.
С целью формирования положительного имиджа предпринимателя, пропаганды предпринимательской инициативы и опыта, влияние на мировоззрение и жизненные ценности жителей следует создать цикл теле- и радиопередач, серию социальных рекламных роликов и привлечь СМИ к проблеме развития предпринимательской инициативы.
3. Совершенствование системы нормативного правового обеспечения
предпринимательской деятельности.
Нормативно-правовое обеспечение деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки малого и среднего предпринимательства, предполагает:
экспертизу действующих правовых актов органов местного самоуправления и проектов правовых актов, входящих в сферу интересов малого и среднего предпринимательства;
- разработку и принятие правовых актов:
определяющих перечень имущества, предназначенного для использования субъектов малого и среднего предпринимательства и организациями, образующими инфраструктуру поддержки малого и среднего предпринимательства;
- регулирующих порядок предоставления субсидий на компенсацию части затрат, связанных с уплатой процентов по кредитам, полученным субъектами малого и среднего предпринимательства и организациями, образующими инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, в кредитных организациях города;
- устанавливающих порядок передачи имущества во владение и пользование субъектами малого и среднего предпринимательства, организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;
- и иных правовых актов, определяющих порядок реализации мероприятий программы.
4. Научно-методическое, техническое
и финансовое обеспечение подготовки кадров для субъектов малого
и среднего предпринимательства.
Подготовка кадров для малого и среднего предпринимательства включает в себя:
- проведение обучающих семинаров малых и средних предприятий, главными бухгалтерами и индивидуальными предпринимателями по актуальным проблемам нормативного правового обеспечения предпринимательской деятельности и другим вопросам предпринимательской деятельности;
- повышение квалификации работников инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства, проведение конференций.
В дальнейшем предполагается создание системы социального партнерства образовательных учреждений, организаций и работодателей для удовлетворения потребностей предпринимательского сообщества в подборе, обучении, подготовке и переподготовки кадров.
5. Финансово-кредитная и инвестиционная поддержка субъектов
малого и среднего предпринимательства.
Развитие финансово-кредитного механизма поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства включает мероприятия, направленные на поддержку субъектов малого предпринимательства через развитие системы кредитования и создание благоприятного инвестиционного климата:
- предоставление субсидий на уплату части процентной ставки по кредитам, привлекаемым субъектами малого и среднего предпринимательства в кредитных организациях для реализации проектов;
- предоставление муниципальных гарантий по обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций , образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства городского округа Тольятти;
- финансирование проектов субъектов малого и среднего предпринимательства путем развития микрокредитования.
Для решения проблем финансирования малых предприятий необходимо:
- разработать механизм возмещения. за счет средств бюджета городского округа, части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в кредитных организациях;
- оказывать содействие обществам взаимного кредитования и фондам поддержки предпринимательства с целью расширения доступа предпринимателей к краткосрочным кредитам;
- проработать вопрос создания финансово-кредитной службы (агентства) и определения конкретного механизма частичного залогового обеспечения кредитов, получаемых малыми предприятиями, и лизинговых договоров;
- развивать схемы кредитования малых предприятий с обеспечением кредитов средствами крупных предприятий, заинтересованных в кооперационных связях с малыми предприятиями;
- осваивать современные кредитно-инвестиционные механизмы (например, лизинг);
- предоставлять услуги СМСП по подготовке бизнес-планов, необходимых для заключения договоров кредита, займа и лизинга основных средств.
В качестве приоритетных направлений выделены:
- участие малых предприятий в поставках продукции для муниципальных нужд в инвестиционных конкурсах, финансируемых из бюджетов всех уровней;
- субсидирование части процентов ставки по коммерческим кредитам, привлекаемым субъектами малого предпринимательства в приоритетных для городского округа отраслях:
- производство продовольственных, промышленных товаров, товаров народного потребления, инновационной продукции;
- оказание производственных, коммунальных и бытовых услуг;
- строительство объектов жилищного, производственного и социально-культурного назначения;
- инновационная природоохранная деятельность;
- переработка вторичного сырья;
- транспортная деятельность;
- туристическая, экскурсионная деятельность.
6. Содействие субъектам малого
и среднего предпринимательства в продвижении на товарные рынки.
Субъектам малого и среднего предпринимательства необходимо создать условия выхода на товарные рынки, расширения возможностей поиска новых деловых партнеров, привлечения инвестиций в малый и средний бизнес.
С этой целью предусматривается:
- обеспечение оповещения предпринимателей и субсидирование части затрат для участия в проводимых выставках, ярмарках и т.д., а также проведение специализированных выставок для малых и средних предприятий;
- предоставление организационно-консультационных услуг предпринимателям по вопросам организации выставочной деятельности;
- привлечение субъектов малого и среднего предпринимательства к выполнению заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказания услуг для муниципальных нужд, в том числе в сферах образования, здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства, строительства, экологии и социальной защиты;
- мониторинг участия субъектов малого и среднего предпринимательства в размещении муниципального заказа;
- организация и содействие в развитии электронной коммерции как средства для презентации и продвижения продукции и услуг предпринимателей, обеспечения и расширения возможности поиска партнеров и инвестиций;
- организация муниципальных закупок посредством электронных торгов;
- обеспечение внедрения механизма субконтрактации малых и крупных предприятий;
- организация участия субъектов малого предпринимательства в размещении бизнес-проектов в инвестиционном паспорте городского округа Тольятти.
7. Участие субъектов малого и среднего предпринимательства
в социально-экономическом развитии городского округа Тольятти.
В рамках программы проводятся следующие мероприятия и конкурсы:
"Веселое новогодье", "Рыбацкая кухня", "Лучший работник гостиничного бизнеса", "День туризма" с организацией конкурса "Волжская ладья".
В городском округе планируется создание представительства Великого Устюга, организация и проведение Дня предпринимателя.
IV. Ожидаемые результаты реализации программы
Ожидаемые результаты реализации программы:
- привлечение инвестиционного потенциала малого и среднего предпринимательства для решения целей и задач социально- экономического развития городского округа Тольятти;
- рост занятости за счет повышения спроса на рынке труда на высококвалифицированных специалистов, в первую очередь в сфере науки и техники за счет увеличения числа рабочих мест на действующих и вновь создаваемых малых и средних предприятиях;
- насыщение рынка качественными и доступными по цене товарами и услугами через развитие рыночных отношений и создание конкурентной среды;
- обеспечение социальных программ за счет увеличения налоговых поступлений от малого и среднего бизнеса в бюджет городского округа;
- оптимизация деятельности и реструктуризации крупных предприятий города за счет развития субконтрактных и кооперационных связей с малыми предприятиями;
- увеличение отдачи от использования муниципальной собственности за счет передачи ее эффективным собственникам в сфере малого и среднего предпринимательства.
По итогам реализации основных мероприятий программы и с учетом успешного выполнения федеральной и региональной властью мер в области общего регулирования предпринимательской деятельности за период 2008 - 2010 годы будут достигнуты достаточно высокие показатели развития субъектов малого предпринимательства, включая микропредприятия (но не считая субъектов среднего предпринимательства, динамику развития которых в настоящий момент определить не представляется возможным):
1) рост числа малых предприятий (2010 год к 2007 году) - на 18,8% (или в среднем на 530 единиц ежегодно);
2) умеренный рост среднесписочной численности работников малых предприятий в связи с наличием тенденции к оптимизации кадрового состава (2010 год к 2007 году) - на 6,7% (или в среднем на 356 человек ежегодно);
3) рост малых предприятий (2010 год к 2007 году) - на 13,5% (или в среднем на 4,5% ежегодно).
4) обеспечение потребностей населения города в производстве продукции и услуг высокого качества, предоставляемых субъектами малого и среднего предпринимательства.
Таким образом, с учетом темпов роста показателей деятельности малых предприятий ожидаются следующие конечные результаты реализации программы и показатели социально-экономической эффективности программы:
- увеличение количества малых предприятий на 1000 жителей населения до 12,2 ед.;
- доля среднемесячной численности работников МП в среднесписочной численности крупных, средних и малых предприятий увеличится до 17,5%;
- среднемесячная начисленная заработная плата в малых предприятиях вырастет до 10 500 руб.;
- удельный вес малых предприятий материального производства увеличится до 31,9%;
- оборот малых предприятий возрастет на 13,5% (2010 год к 2007 году), то есть в среднем на 4,5% ежегодно.
По годам реализации программы ожидаемые результаты приведены в таблице N 2.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо "таблице N 2" имеется в виду "Приложение N 2"
Возможны были ожидания более высоких темпов роста числа субъектов малого предпринимательства в связи с открытием в 2010 году первой очереди Тольяттинского промышленно-технологического парка. Однако, учитывая решение о размещении на большей части его территории (66 из 84 га) совместного предприятия по производству автомобильных шин. более высокие показатели маловероятны.
Необходимо отметить, что по мере перехода на новый порядок статистических наблюдений за малыми предприятиями, включая микропредприятия, а также создание и ведение базы данных по средним предприятиям, которая в настоящий момент отсутствует, ожидаемые результаты от реализации программы подлежат корректировке.
Целевая программа "Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства на территории городского округа Тольятти на 2008 - 2010 годы" ориентирована на достижение социально-экономического эффекта, заключающегося в привлечении малого и среднего бизнеса к решению приоритетных задач социально-экономического развития городского округа Тольятти; росте занятости населения за счет создания новых рабочих мест; повышении конкурентоспособности экономики городского округа и повышении качества жизни населения.
V. Обоснование потребности в необходимых ресурсах
для реализации программы
Реализация программы рассчитана на три года, стоимость реализации ее мероприятий составляет 14,7 млн. рублей.
Основой ресурсного обеспечения развития предпринимательства и реализации программы должно стать стабильное выделение средств бюджета городского округа, в том числе на возрастной основе, при безусловном конкурсном распределении их на поставленные цели.
В 2008 - 2010 годах реализация мероприятий программы по созданию бизнес-инкубатора, поддержке инновационного и экспортно- ориентированного предпринимательства, развитию микрофинансовых институтов может осуществляться на условиях долевого финансирования из федерального бюджета и бюджета Самарской области, что увеличит масштаб проводимых мероприятий и позволит привлечь дополнительные средства на реализацию мероприятий.
Кроме того, возможно привлечение средств внебюджетных финансовых источников, в том числе получение банковских кредитов, собственных средств субъектов малого и среднего предпринимательства.
Потребность в необходимых ресурсах для реализации мероприятий программы за счет средств бюджета городского округа сведена в таблицу N2 с обоснованием, приведенным в приложении N1.
VI. Основные риски, связанные в реализацией программы
Экономика страны и городского округа развивается, улучшаются показатели социально экономического развития, активно развивается предпринимательский сектор. В сложившихся условиях риски, связанные с использованием программных методов для решения проблемы, минимальны. Возможные риски и способы их минимизации приведены в таблице N 3.
Таблица N3
Возможные риски | Способы минимизации |
1) Изменения федерального и регионального законодательства в части вопросов государственной поддержки малого и среднего предпринимательства и предметов ведения органов местного самоуправления |
Мониторинг планируемых изменений и минимизация последствий в период подготовки проектов нормативно-правовых документов |
2) Недостаточность получаемой информации (от органов Росстата, по результатам проводимых мониторингов, исследований и др.) |
Разработка методик и изучение опыта других территорий по оценке развития СМиСП в условиях неопределенности информации |
3) Недофинансирование мероприятий программы |
Определение приоритетов для первоочередного финансирования. Оценка эффективности бюджетных вложений |
4) Утеря актуальности мероприятий программы |
Анализ эффективности проводимых мероприятий программы. Перераспределение средств внутри разделов программы |
5) Недоверие СМиСП к полезности и доступности мероприятий программы, негативное отношение части населения к субъектам малого предпринимательства |
Постоянное информирование СМиСП с использованием разнообразных каналов коммуникаций передачи информации. Пропаганда успешных проектов и начинаний |
VII. Методика оценки эффективности программы
Методика оценки эффективности программы заключается в анализе следующих основных итоговых показателей:
- количество проведенных в рамках программных мероприятий;
- количество субъектов малого и среднего предпринимательства, получивших помощь в осуществлении деятельности в результате реализации программных мероприятий;
- количество созданных малых и средних предприятий, в том числе в сфере материального производства;
- количество созданных рабочих мест;
- оборот малых и средних предприятий;
- инвестиции в основной капитал субъектов малого и среднего предпринимательства в общем объеме инвестиций в основной капитал городского округа Тольятти;
- размер начисленной среднемесячной заработной платы в малых и средних предприятиях.
Необходимо отметить, что по мере перехода на новый порядок статистических наблюдений за малыми предприятиями. включая микропредприятия, а также создание и ведение базы данных по средним предприятиям, которая в настоящий момент отсутствует. ожидаемые результаты от реализации программы подлежат корректировке.
VI. Система управления реализацией программы
Департамент потребительского рынка и предпринимательства мэрии городского округа Тольятти является главным распорядителем средств бюджета городского округа и осуществляет координацию по определению первоочередности и выполнению комплекса мероприятий программы, связанных с использованием средств бюджета, обеспечивает подготовку документов для их финансирования.
Участие коммерческих и иных организаций, заинтересованных в выполнении мероприятий программы, осуществляется на конкурсной основе в соответствии с действующим законодательством.
Мехнизмы реализации мероприятий:
1) создание и долевое участие в деятельности базовых элементов инфраструктуры поддержки предпринимательства (агентство экономического развития, фонд поддержки предпринимательства, бизнес-инкубатора и др.);
2) кредитно-финансовая поддержка реализации предпринимательских проектов в приоритетных для городского округа отраслях. Порядок предоставления указанной поддержки регламентируется постановлением мэра городского округа Тольятти.
Кроме того, прорабатываются вопросы для практической реализации:
- предоставление залоговых поручительств по банковским кредитам и лизинговым договорам для субъектов малого предпринимательства;
- развитие механизма микрофинансирования малого бизнеса.
Возможно применение иных механизмов в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Департамент потребительского рынка и предпринимательства ведет реестр субъектов малого и среднего предпринимательства - получателей поддержки органов местного самоуправления.
Департамент потребительского рынка и предпринимательства мэрии по итогам полугодия и отчетного года предоставляет в департамент экономического развития и департамент финансов мэрии отчет о ходе реализации программы. Годовой отчет рассматривается на коллегии мэрии в соответствии с порядком разработки, утверждения и реализации целевых программ городского округа Тольятти.
Реализация программы освещается в средствах массовой информации.
Приложение N 1
к целевой программе
"Развитие субъектов малого и
среднего предпринимательства
на территории городского округа Тольятти
на 2008 - 2010 гг."
Обоснование потребности
в необходимых ресурсах для реализации программы
N п/ п |
Наименование мероприятия |
Заказчик | Источник финансирования: бюджет городского округа |
||
2008г. | 2009г. | 2010г. | |||
1. | Развитие инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства |
Мэрия - департамент потребительского рынка и предпринимательства |
2 112 000,0 |
2 259 840,0 |
2 418 028,8 |
1.2. Оснащение бизнес-инкубатора мебелью и оргтехникой |
-//- | 2 112 000,0 |
2 259 840,0 |
||
2. | Информационно-методи- ческая поддержка деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства |
Мэрия - департамент потребительского рынка и предпринимательства |
- | 1 340 800,0 |
1 433 800,0 |
2.1. продвижение и сопровождение городского сайта |
-//- | - | 120 000,0 | 128 400,0 |
|
2.2. Размещение информационных статей о возможностях Тольятти в городских средствах массовой информации |
-//- | - | 300 000,0 | 321 000,00 |
|
2.3. Организация и праведнее семинаров, круглых столов, конференций для субъектов малого и среднего предпринимательства |
-//- | - | 420 000,0 | 449 400,0 |
|
2.4. Разработка и изготовление информационных материалов для субъектов малого и среднего предпринимательства |
-//- | - | 500 000,0 | 535 000,00 |
|
3. | Научно-методическое, техническое и финансовое обеспечение подготовки кадров для субъектов малого и среднего предпринимательства |
Мэрия - департамент потребительского рынка и предпринимательства |
- | 1 500 000,0 |
1 605 000,0 |
3.1. Организация и проведение курсов подготовки, переподготовки и повышения квалификации для малого и среднего предпринимательства видам их деятельности |
-//- | - | 1 500 000,0 |
1 605 000,0 |
|
4. | Участие городского округа Тольятти в региональных и федеральных выставках, специализированных ярмарках и фестивалях по малому и среднему предпринимательству |
Мэрия - департамент потребительского рынка и предпринимательства |
- | 362 800,0 | 388 196,0 |
5. | Организация и проведение мероприятий, направленных на продвижение городского округаТольятти |
Мэрия - департамент потребительского рынка и предпринимательства |
- | 613 000,00 |
655 910,0 |
6. | Мониторинг в сфере малого и среднего предпринимательства на территории городского округа Тольятти |
Мэрия - департамент потребительского рынка и предпринимательства |
- | 1 000 000,0 |
1 070 000,0 |
Итого | 350 000,0 |
6 927 800,0 |
7 412 746,0 |
Приложение N 2
к целевой программе
"Развитие субъектов малого и
среднего предпринимательства
на территории городского округа Тольятти
на 2008 - 2010 гг."
Ожидаемые результаты реализации целевой
программы "Развитие субъектов малого
и среднего предпринимательства
на территории городского округа Тольятти"
Наименование показателя | Ед.из м. |
2007ф акт |
2008о- ценка |
2009п рог- ноз |
2010про гноз |
Увеличение количества МП на 1000 жителей | ед. | 11,8 | 12,2 | 13 | 14 |
Увеличение доли занятых на МП в общей численности занятых на крупных,средних и малых предприятиях |
% | 18,2 | 17,5 | 17,9 | 18,4 |
Увеличение среднемесячной заработной платы на МП |
руб. | 8 152 | 10 500 | 13 200 |
15 900 |
Увеличение удельного веса инвестиций в основной капитал МП в общем объеме инвестиций |
% | 8,6 | 7,2 | 8,1 | 9,2 |
Увеличение удельного веса малых предприятий материального производства в общей численности МП |
% | 31,8 | 31,9 | 31,9 | 32,3 |
Рост оборота МП (2010г. к 2007г.) на 113,5% |
% | 102,5 | 103,0 | 104,0 | 106,0 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Мэра городского округа Тольятти от 14 октября 2008 г. N 2553-п/1 "Об утверждении целевой программы "Развитие субъекта малого и среднего предпринимательства на территории городского округа Тольятти на 2008 - 2010 гг."
Настоящее постановление вступает в силу с момента опубликования и действует до 1 января 2011 года
Текст постановления опубликован в газете "Городские ведомости" от 25 октября 2008 г. N 121
Постановлением Мэрии городского округа Тольятти от 14 декабря 2009 г. N 2810-п/1 настоящее признано Постановление утратившим силу
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Мэра городского округа Тольятти от 3 июня 2009 г. N 1271-п/1