Приказ Министерства природных ресурсов и
охраны окружающей среды Самарской области от 30 июня 2009 г. N 46
"Об утверждении ведомственной целевой программы
"Расчистка русел рек в Самарской области" на 2010 - 2012 годы"
Приказом Министерства природопользования, лесного хозяйства и охраны окружающей среды Самарской области от 10 ноября 2009 г. N 121 настоящий Приказ признан утратившим силу
В целях предотвращения негативного воздействия вод на территории Самарской области и в соответствии с Протоколом N 2 от 22 июня 2009 года заседания комиссии при Правительстве Самарской области по ведомственным целевым программам приказываю:
1. Утвердить прилагаемую ведомственную целевую программу "Расчистка русел рек Самарской области" на 2010 - 2012 годы.
2. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на заместителя министра -руководителя департамента природопользования (Кудряшова).
3. Опубликовать настоящий приказ в средствах массовой информации.
4. Настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2010 года.
Министр |
Д.И. Азаров |
Ведомственная целевая программа
"Расчистка русел рек в Самарской области"
на 2010 -2012 годы
(далее - Ведомственная программа)
(утв. Приказом министерства природных ресурсов
и охраны окружающей среды Самарской области
от 30 июня 2009 г. N 46)
Паспорт ведомственной программы
Наименование ведомственной программы - ведомственная целевая про грамма "Расчистка русел рек в Самарской области" на 2010 - 2012 годы
Дата принятия решения о разработке ведомственной программы - план работы управления рационального использования недр и водных ресурсов на 2009 год, утвержденный министром природных ресурсов и охраны окружающей среды Самарской области от 30.01.2009
Разработчик и исполнитель ведомственной программы - министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Самарской области (далее - министерство)
Цель и задачи ведомственной программы - цель, улучшение экологического состояния, повышение и сохранение водности рек в Самарской области, обеспечение благоприятных условий для жизнедеятельности населения.
Задача 1. Разработка проектно-сметной документации по расчистке русел рек в Самарской области.
Задача 2. Организация работ по расчистке русел рек в Самарской области.
Сроки реализации ведомственной программы - 2010 - 2012 годы
Важнейшие целевые индикаторы и показатели ведомственной программы - индикаторы (показатели) достижения цели:
количество жилых домов, защищенных от подтопления и затопления;
количество людей, защищенных от подтопления и затопления.
Индикатор (показатель) задачи 1:
количество участков русел рек, по которым разработана проектно-сметная документация.
Индикатор (показатель) задачи 2:
протяженность расчищенных участков русел рек.
Объемы финансирования мероприятий, определенных ведомственной программой - общий объем финансирования мероприятий Ведомственной программы за счет средств областного бюджета составляет 331872 тыс. руб., в том числе:
в 2010 г. - 95668 тыс. рублей;
в 2011 г. - 113226 тыс. рублей;
в 2012 г. - 122978 тыс. рублей.
Показатели социально-экономической эффективности реализации ведомственной программы - затраты на расчистку 1 км русел рек в Самарской области;
стоимость увеличения на 1 человека количества людей, защищенных от подтопления и затопления.
Система организации контроля за ходом реализации ведомственной программы - контроль за ходом реализации Ведомственной программы осуществляется министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Самарской области.
I. Характеристика проблемы,
решение которой осуществляется
путем реализации Ведомственной программы
Самарская область расположена в среднем течении реки Волги. Гидрографическая сеть представлена Куйбышевским и Саратовским водохранилищами, 220 малыми и средними реками и водотоками общей протяженностью 6300 км.
В результате хозяйственной деятельности и под воздействием природных и антропогенных факторов, на реках и водохранилищах на местном стоке развиваются негативные процессы, такие как:
- абразия берегов;
- заиление и переформирование донного рельефа;
- подтопление и затопление населенных пунктов, объектов хозяйственной и иной деятельности и ценных сельскохозяйственных угодий.
Непрекращающееся строительство на спаде половодья земляных перемычек, неудовлетворительное состояние водоохранных зон и прибрежных защитных полос приводит к заилению рек, что в свою очередь приводит к уменьшению глубин в реках и невозможности безопасного пропуска повышенных расходов паводковых вод. В связи с уменьшением пропускной способности в период прохождения паводков, вода выходит из русел рек, что приводит к затоплению и подтоплению промышленных предприятий, жилого фонда, объектов инфраструктуры, сельскохозяйственных угодий, в результате чего повреждаются здания и сооружения, разрушаются инженерные коммуникации с причинением значительного материального ущерба. Создаются чрезвычайные ситуации, угрожающие жизни и здоровью людей.
По оценкам открытого акционерного общества "Институт "Средволгогипроводхоз", суммарный вероятный ущерб, наносимый экономике региона, составляет 3425 млн. руб., в том числе от затопления и подтопления населенных пунктов 1590 млн. руб., от загрязнения водоемов 1650 млн. руб. При прохождении паводков 20%-ой обеспеченности затапливается 2454 дома и подтапливается 2153 дома.
За последние десятилетия обострились экологические проблемы, обусловленные мощным антропогенным воздействием на природные системы. Множество технических и социальных факторов приводят к количественным и качественным изменениям природных и техногенных систем, влекущих за собой изменения условий жизнедеятельности человека, как в природной среде, так и в социально-экономической сфере.
Многолетние наблюдения показывают, что качество воды поверхностных водных объектов в Самарской области не отвечает санитарным требованиям по химическому потреблению кислорода, а также по содержанию фенолов, взвешенных веществ, соединениям цинка, марганца, меди, железа. Учитывая, что поверхностные водные объекты являются основными источниками (60% из общего забора воды на Питьевые нужды) для водоснабжения населения питьевой водой, качество воды поверхностных водных объектов имеет особое значение.
В связи с вышеизложенным, одним из приоритетных на правлений природоохранной политики на территории Самарской области является оздоровление санитарно-экологической обстановки на реках области. Расчистка русел (участков русел) рек области обеспечит удаление накопленных донных отложений и "живой ток" воды в реках, улучшит качество поверхностных вод.
Улучшение экологического состояния рек в Самарской области, восстановление народнохозяйственного значения и увеличение водности, уменьшение негативного воздействия паводков на прибрежные территории - важная проблема, решение которой необходимо для повышения уровня благосостояния и комфортности проживания населения и создания условий, способствующих стабильному социально-экономическому развитию Самарской области.
Все это обуславливает необходимость программного под хода к решению данной проблемы, основанного на глубокой проработке всех вопросов, определяющих динамику ее развития.
Ведомственная программа продолжит реализацию государственной политики по улучшению экологической обстановки на территории Самарской области и обеспечению благоприятных условий для жизнедеятельности населения.
II. Основные цели и задачи
Ведомственной программы
Основной целью Ведомственной программы является улучшение экологического состояния, повышение и сохранение водности рек в Самарской области, обеспечение благоприятных условий для жизнедеятельности населения.
Для достижения указанной цели необходимо решение следующих задач:
Задача 1. Разработка проектно-сметной документации по расчистке русел рек в Самарской области.
Задача 2. Организация работ по расчистке русел рек в Самарской области.
III. Ожидаемые результаты реализации
Ведомственной программы и
целевые индикаторы (показатели)
Результатами реализации Ведомственной программы станут:
улучшение санитарно-эпидемиологического состояния рек в Самарской области;
повышение водности рек и дебита родников, действующих на участках расчистки;
снижение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, связанных с затоплением и подтоплением во время прохождения весеннего паводка;
уменьшение площадей затопления и подтопления от весенних паводков.
Достижение цели и задач Ведомственной программы оценивается следующими целевыми индикаторами (показателями).
Индикаторами (показателями) достижения цели по улучшению экологического состояния, повышению и сохранению водности рек в Самарской области, обеспечению благоприятных условий для жизнедеятельности населения являются:
количество жилых домов, защищенных от подтопления и затопления;
количество людей, защищенных от подтопления и затопления.
В результате осуществления мероприятий Ведомственной программы от подтопления и затопления будет защищено 984 жилых дома и 2475 человек, проживающих в них.
Индикатором (показателем) выполнения задачи по разработке проектно-сметной документации по расчистке русел рек в Самарской области (задача 1) является количество участков русел рек, по которым разработана проектно-сметная документация. В результате выполнения данной задачи до окончания 2012 года будет разработана проектно-сметная документация по 7 участкам русел рек.
Индикатором (показателем) выполнения задачи по организации работ по расчистке русел рек в Самарской области (задача 2) является протяженность расчищенных участков русел рек. В результате выполнения второй задачи до окончания 2012 года будет расчищено 28,1 км русел рек.
Значения целевых индикаторов (показателей) по годам представлены в приложении 1 к Ведомственной программе.
IV. Перечень программных мероприятий
Необходимость расчистки участков русел рек определена исходя из характера и масштабности проблемы, степени наносимого ущерба населению и экономике региона, наилучшего показателя эффективности затрат.
До 2007 года работы по расчистке русел рек в Самарской области не проводились и можно отметить лишь отдельные попытки разрешить эту проблему на некоторых локальных участках рек. Чтобы снять остроту проблемы, в Ведомственную программу включены самые проблемные участки по расчистке русел рек, вдоль которых располагается максимальное количество жилых домов, подверженных затоплению, подтоплению и высокой степени риска возникновения чрезвычайных ситуаций.
Ведомственной программой предусматривается:
разработка проектно-сметной документации по расчистке рек по 7 участкам;
организация работ по расчистке русел рек на 10 участках общей протяженностью 28,1 км;
Перечень программных мероприятий базируется на бюджетных заявках муниципальных образований Самарской области, программе "Расчистка русел малых рек Самарской области", разработанной открытым акционерным обществом "Институт "Средволгогипроводхоз" в 2007 году.
При подготовке Ведомственной программы учтены также предложения отдела водных ресурсов по Самарской области Нижне-Волжского бассейнового водного управления. Необходимость расчистки каждого участка рек подтверждена актами Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Самарской области о предполагаемом затоплении и подтоплении весенними паводками.
Перечень программных мероприятий представлен в приложении 2 к Ведомственной программе.
V. Описание социальных, экономических и
экологических последствий реализации
Ведомственной программы
Экономический эффект будет достигнут за счет:
уменьшения затопления и подтопления промышленных предприятий, жилого фонда, объектов инфраструктуры, сельскохозяйственных угодий.
Экологическая эффективность при расчистке русел рек не может быть дана в денежном выражении и оценивается лишь качественно, а именно:
устранятся причины, вызывающие зарастание русел, водные акватории станут чистыми от зарослей воднолюбивых растений;
улучшится гидрохимия реки. Степень такого улучшения на разных объектах будет разная в зависимости от существующей загрязненности воды и донных отложений;
произойдет улучшение санитарно-эпидемиологического состояния рек в связи с удалением загрязненных донных отложений и созданием условий для развития автохтонной микрофлоры и активизации процессов бактериального самоочищения;
повысится водность рек и дебит действующих родников на участках расчистки.
Социальным последствием реализации программы станет рост рекреационного потенциала рек, так как восстановится эстетическая ценность ландшафтов речных долин, воз растет пригодность русел для осуществления рекреационных потребностей населения.
VI. Методика оценки эффективности реализации
Ведомственной программы
Оценка эффективности реализации Ведомственной программы осуществляется по следующим показателям:
1. Затраты на расчистку 1 км русел рек в Самарской области (З) рассчитываются по формуле:
З = V / L,
где V - объем расходов на выполнение мероприятий Ведомственной программы за отчетный год,
L - протяженность расчищенных русел рек.
2. Стоимость увеличения на 1 человека количества людей, защищенных от подтопления и затопления (S) рассчитываются по формуле:
S = V / (К2 - К1),
где V - объем расходов на выполнение мероприятий Ведомственной программы за отчетный год,
К1 - количество людей, защищенных от подтопления и затопления на начало периода,
К2 - количество людей, защищенных от подтопления и затопления на конец периода.
Расчет эффективности Ведомственной программы произ веден на основании данных по количеству жителей и жилых домов, расположенных в зоне затопления и подтопления во время прохождения весеннего паводка, и объема расходов на реализацию Ведомственной программы.
Значения показателей эффективности реализации Ведомственной программы:
Наименование показателя эффективности |
Единица измерения |
Период реализации программы |
||
2010 | 2011 | 2012 | ||
З | тыс. руб./ 1 км |
9638 | 11826 | 10567 |
S | тыс. руб./ 1чел. |
168 | 124 | 124 |
VII. Обоснование потребностей
в необходимых ресурсах
Источником финансирования Ведомственной программы являются средства областного бюджета. Объем расходов по Ведомственной программе составляет 331872 тысячи рублей, в том числе:
в 2010 году - 95668 тыс. рублей;
в 2011 году - 113226 тыс. рублей;
в 2012 году - 122978 тыс. рублей.
Финансирование программных мероприятий из областного бюджета будет осуществляться в пределах средств, предусмотренных законом Самарской области об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды Самарской области.
Объем средств, необходимых для реализации Ведомственной программы, определен на основании:
сметы затрат на работы по мероприятию, предусмотрен ному пунктом 1 Приложения 2 к Ведомственной программе,
смет на проектно-изыскательские работы по мероприятиям, предусмотренным пунктами 1.1. - 1.7. Приложения 2 к Ведомственной программе,
локальных ресурсных сметных расчетов на работы, предусмотренные пунктами 2.1. - 2.12. Приложения 2 к Ведомственной программе.
VIII. Механизм управления реализацией
Ведомственной программы
Исполнителем Ведомственной программы является министерство.
Руководителем Ведомственной программы является министр природных ресурсов и охраны окружающей среды Самарской области, который несет ответственность за реализацию и достижение конечных результатов Ведомственной программы, рациональное использование средств, выделяемых на ее выполнение.
Реализация Ведомственной программы осуществляется на основе государственных контрактов (договоров), заключаемых с исполнителями программных мероприятий, определенных в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
Ответственность организаций - исполнителей программных мероприятий предусматривается в соответствии с действующим законодательством и положениями государственных контрактов (договоров).
Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Самарской области:
ежегодно до 1 февраля года, следующего за отчетным, подготавливает информацию о ходе реализации Ведомственной программы за отчетный год, включая оценку значений целевых индикаторов (показателей), а также показателей эффективности реализации Ведомственной программы, рассчитанных в соответствии с методикой оценки эффективности реализации Ведомственной программы, и направляет ее на заключение в министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области и министерство управления финансами Самарской области;
ежегодно в срок до 1 марта года, следующего за отчетным, представляет в комиссию при Правительстве Самарской области по ведомственным целевым программам информацию о реализации Ведомственной программы за отчетный год с приложением заключений министерства экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области и министерства управления финансами Самарской области для рассмотрения на заседании вышеуказанной комиссии.
Приложение 1
к ведомственной целевой программе
"Расчистка русел рек
в Самарской области"
на 2010-2012 годы
Перечень
целевых индикаторов (показателей)
ведомственной целевой программы
"Расчистка русел рек в Самарской области"
на 2010-2012 годы
Наименование цели, задачи и целевого индикатора (показателя) |
Единица измерения |
Значение целевого индикатора (показателя) |
||||
2008 (факт) |
2009 (оценка ) |
Плановый период (прогноз) |
||||
2010 год |
2011 год | 2012 год |
Цель: Улучшение
экологического
состояния, повышение и
сохранение водности рек
в Самарской области,
обеспечение
благоприятных условий
для жизнедеятельности
населения
Количество жилых домов, шт. 52 19 152 552 984
защищенных от
подтопления и
затопления
Количество людей, человек 161 61 5568 1480 2475
защищенных от
подтопления и
затопления
Задача 1. Разработка
проектно-сметной
документации по
расчистке русел рек в
Самарской области
Количество участков шт. 10 0 3 5 7
русел рек, по которым
разработана
проектно-смтеная
документация
Наименование цели, задачи и целевого индикатора (показателя) |
Единица измерения |
Значение целевого индикатора (показателя) |
||||
2008 (факт) |
2009 (факт) |
Плановый период (прогноз) |
||||
2010 год |
2011 год | 2012 год |
Задача 2. Организация
работ по расчистке
русел рек в Самарской
области
Протяженность км 3,03 3,25 7,4 16,8 28,1
расчищенных участков
русел рек
Приложение 2
к ведомственной целевой программе
"Расчистка русел рек
в Самарской области"
на 2010-2012 годы
Перечень мероприятий
ведомственной целевой программы
"Расчистка русел рек в Самарской области"
на 2010-2012 годы
N п/п |
Наименование цели, задачи и мероприятия |
Срок реализа- ции |
Объем средств областного бюджета, направляемых на реализацию меропирятия, тыс. рублей |
|||
Всего | В том числе: | |||||
2010 | 2011 | 2012 |
Цель: Улучшение экологического
состояния, повышение и сохранение
водности рек в Самарской области,
обеспечение благоприятных условий
для жизнедеятельности населения
Задача 1. Разработка
проектно-сметной документации по
расчистке русел рек в Самарской
области
1.1 Разработка проектно-сметной 2011 4210 4210
. документации по расчистке русла
реки Самара в пределах с.
Заплавное и 1,5 км ниже села
муниципального района Борский
1.2 Разработка проектно-сметной 2012 3500
. документации по расчистке русла
реки Чапаевка в районе с.
Яблоневый овраг муниципального
района Волжский (1 этап)
1.3 Разработка проектно-сметной 2012 4250 4250
. документации по расчистке русла
реки Большой Иргиз с. Мосты
муниципального района Пестравский
(1 этап)
1.4 Разработка проектно-сметной 2011 3800 3800
. документации по расчистке русла
реки Чапаевка 5 км выше с.
Подъем-Михайловка муниципального
района Волжский (1 этап)
1.5 Разработка проектно-сметной 2011 4230 4230
. документации по расчистке русла
реки Большой Иргиз в границах с.
Тамбовки муниципального района
Большеглушицкий
1.6 Разработка проектно-сметной 2010 3500 3500
. документации по расчистке русла
реки Большая Глушица в районе с.
Большая Черниговка (1 этап)
муниципального района
Большечерниговский
1.7 Разработка проектно-сметной 2010 3950 3950
. документации по расчистке русла
реки Камышла в районе городского
округа Похвистнево (п. Венера)
Итого по задаче 1: 27440 11660 8030 7750
Задача 2. Организация работ по
расчистке русел рек в Самарской
области
2.1 Расчистка русла реки Тишерек в 2009-2012 43808 14000 14000 15808
. районе с. Троицкое муниципального
района Сызранский
2.2 Расчистка русла реки Большой 2010-2012 48778 16000 16000 16778
. Кинель в с. Кинель-Черкассы
муниципального района
Кинель-Черкасский
2.3 Расчистка русла реки Чагра в 2010 19916 19916
. муниципальном районе
Хворостянский
2.4 Расчистка русла реки Сок в 2010-2012 41942 13900 13900 14142
. границах муниципального района
Сергиевский
2.5 Расчистка русла реки Узенькая с. 2011 4296 4296
. Кушниково муниципального района
Шигонский
2.6 Расчистка оврага Березовый, с. 2010 5192 5192
. Малячкино муниципального района
Шигонский
2.7 Расчистка русла реки Большой 2010-2015 45000 15000 15000 15000
. Иргиз с. Пестравка муниципального
района Пестравский
2.8 Расчистка русла реки Самара в 2011-2012 18000 9000 9000
. пределах с. Заплавное и 1,5 км
ниже села муниципального района
Борский
2.9 Расчистка русла реки Чапаевка 5 2012-2014 8500 8500
. км выше с. Подъем-Михайловка
муниципального района Волжский (1
этап)
2.1 Расчистка русла реки Большой 2012-2015 8000 8000
0. Иргиз в границах с. Тамбовки
муниципального района
Большеглушицкий
,2. Расчистка русла реки Большая 2011-2015 16000 8000 8000
11. Глушица в районе с. Большая
Черниговка (1 этап)
муниципального района
Большечерниговский
2.1 Расчистка русла реки Камышла в 2011-2012 45000 25000 20000
2. районе городского округа
Похвистнево (п. Венера)
Итого по задаче 2: 304432 84008 105196 115228
Всего: 331872 95668 113226 122978
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Самарской области от 30 июня 2009 г. N 46 "Об утверждении ведомственной целевой программы "Расчистка русел рек в Самарской области" на 2010 - 2012 годы"
Настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2010 года
Текст приказа опубликован в газете "Волжская Коммуна" от 8 июля 2009 г. N 239
Приказом Министерства природопользования, лесного хозяйства и охраны окружающей среды Самарской области от 10 ноября 2009 г. N 121 настоящий Приказ признан утратившим силу