Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к Постановлению
Правительства Самарской области
от 26 октября 2009 г. N 582
Программа
дополнительных мероприятий
по снижению напряженности на рынке труда
Самарской области
на 2009 год
(далее - Программа)
Паспорт программы
Наименование - Программа дополнительных мероприятий по
программы снижению напряженности на рынке труда
Самарской области на 2009 год (далее -
Программа)
Наименование - департамент труда и занятости населения
уполномоченного Самарской области
органа
исполнительной
власти субъекта
Российской
Федерации
Основания для - Закон Российской Федерации "О занятости
разработки населения в Российской Федерации";
программы постановление Правительства Российской
Федерации от 31.12.2008 N 1089 "О
дополнительных мероприятиях, направленных на
снижение напряженности на рынке труда
субъектов Российской Федерации";
протокол заседания антикризисного штаба при
Правительстве Самарской области от 12.01.2009
N ВА-8-1
Государственный - Правительство Самарской области
заказчик
программы
Разработчик - департамент труда и занятости населения
программы Самарской области
Срок реализации - 2009 год
программы
Цель программы - снижение негативных социально-экономических
последствий возможного увольнения работников
и предупреждение роста безработицы в регионе
Задачи программы - повышение конкурентоспособности на рынке
труда работников, находящихся под риском
увольнения; стимулирование сохранения и
создания рабочих мест
Основные - опережающее профессиональное обучение
мероприятия работников в случае угрозы массового
программы увольнения (установление неполного рабочего
времени, временная приостановка работ,
предоставление отпусков без сохранения
заработной платы, мероприятия по
высвобождению работников);
организация общественных работ, временного
трудоустройства, стажировки в целях
приобретения опыта работы безработных
граждан, граждан, ищущих работу, включая
выпускников образовательных учреждений, а
также работников в случае угрозы массового
увольнения;
содействие развитию малого
предпринимательства и самозанятости
безработных граждан
Объемы и - общий объем финансирования мероприятий
источники Программы составит 1104412,9 тыс.рублей (по
финансирования г.о. Тольятти - 693256,7 тыс. рублей), в том
программы числе средства федерального бюджета (субсидии
на реализацию дополнительных мероприятий,
направленных на снижение напряженности на
рынке труда) - 1049169,8 тыс. рублей (95,0%
общего объема финансирования); средства
областного бюджета - 55243,1 тыс. рублей
(5,0% общего объема финансирования).
Программа устанавливает исключительно
расходные обязательства Самарской области.
Мероприятия Программы, финансирование которых
предполагается осуществлять за счет иных,
помимо областного бюджета, источников, не
являются расходными обязательствами Самарской
области
Целевой - сдерживание регистрируемой безработицы до
показатель уровня не выше 2,4% в среднем за год
программы
Показатели - профессиональная переподготовка (повышение
результативности квалификации, обучение новой профессии) 4
программы тыс. работников, находящихся под риском
увольнения (в том числе по г.о. Тольятти -
1,8 тыс. человек);
создание не менее 38,2 тыс. рабочих мест в
рамках организации общественных и временных
работ (в том числе по г.о. Тольятти 31,0 тыс.
человек) для трудоустройства 47,8 тыс.
безработных и ищущих работу граждан (из них
около 2,5 тыс. выпускников образовательных
учреждений), а также работников, находящихся
под риском увольнения (в том числе в г.о.
Тольятти 38,1 тыс. человек);
трудоустройство 4 тыс. безработных граждан в
результате оказанной им поддержки, создание
около 4,3 тыс. дополнительных рабочих мест в
результате развития малого
предпринимательства.
1. Содержание проблемы и обоснование
необходимости ее решения программными методами
Самарская область является промышленно развитым регионом с преобладанием в структуре экономики обрабатывающих производств, в связи с чем в большей степени испытает влияние мирового финансового кризиса.
Начиная с IV квартала 2008 года экономическая ситуация в области ухудшается. Кризис проявился во всех без исключения промышленных видах экономической деятельности, однако особенно сильно его последствия затрагивают такие отрасли, как производство транспортных средств и оборудования, химическая отрасль, металлургическое производство, промышленность строительных материалов, добыча неэнергетических полезных ископаемых.
Положение в этих сферах деятельности, а также в строительстве в большей степени будет определять общеэкономическую ситуацию в области в 2009 году. Положение усугубляется высокой концентрацией производства на территории области, особенно в городском округе Тольятти. Экономика области во многом зависит от крупнейшего градообразующего предприятия ОАО "АВТОВАЗ", производящего четверть всего объема промышленной продукции области, в целом в автомобильном кластере производится более 40% промышленной продукции области.
Индекс промышленного производства за январь-сентябрь 2009 года составил 69,4% к соответствующему периоду прошлого года. Темпы падения промышленного производства почти в два раза превышают среднероссийский уровень. Наиболее серьезный спад произошел в обрабатывающих производствах - на 40,6%, и в первую очередь за счет резкого снижения производства автомобилей на 65,9%. Без учета производства автомобилей индекс промышленного производства составил 87,9%, что выше, чем в целом по России (86,5%).
По оценке за 2009 год, объем промышленного производства снизится на 29%, валовой региональный продукт - на 17,7%.
Ухудшение общеэкономической ситуации отразится на уровне жизни населения области: в 2009 году существенно сократятся реальная заработная плата и реальные располагаемые денежные доходы населения. В результате значительно обострится ситуация в сфере занятости и на рынке труда Самарской области.
Регистрируемый рынок труда Самарской области с октября 2008 года испытывает последствия сокращения потребности экономики в рабочей силе (приложение 1). За 9 месяцев 2009 года численность безработных увеличилась на 95,4% и составила на 1 октября 46,9 тыс. человек, нагрузка на 1 постоянное рабочее место состоящего на учете незанятого населения увеличилась с 2,5 до 7,1 человек.
На 01.10.2009 в составе зарегистрированных безработных 7,4% - инвалиды, 7,5% - лица предпенсионного возраста, 21,5% - уволенные с предприятий по сокращению численности или штата работников, 47,7% - уволенные по собственному желанию, 55,4% - женщины.
С учетом того, что в Самарской области сохраняется тенденция роста численности регистрируемых безработных, повышается доля официально зарегистрированных безработных в их общей численности (по методологии МОТ), следует ожидать сохранения высокого уровня обращаемости граждан в органы государственной службы занятости населения и изменения уровня регистрируемой безработицы до 2,4% в среднем за год (приложение 2).
Основной прирост численности безработных граждан может произойти за счет увольняемых с предприятий области работников. По данным мониторинга, проводимого департаментом труда и занятости населения Самарской области с октября 2008 года, темпы высвобождения работников организаций возрастают. На 31.12.2008 в службе занятости имелись данные о планируемом высвобождении 19,6 тыс. человек, 10,7 тыс. из которых предположительно могли обратиться в центры занятости населения, на 01.10.2009 численность предполагаемых к высвобождению увеличилась до 58,3 тыс. человек, а фактически высвобождено 28,5 тыс. работников.
В отраслевой структуре наиболее значительные сокращения предполагаются в финансовой сфере (15,2% от среднесписочной численности работников, занятых в данном виде экономической деятельности), в производстве электрооборудования, электронного и оптического оборудования (17,0%), в химическом производстве (10,1%), в производстве транспортных средств и оборудования (9,6%), в производстве прочих неметаллических минеральных продуктов (9,3%).
По данным, полученным от ОАО "АВТОВАЗ", с 14 по 28 декабря 2009 года планируется провести высвобождение 5 тыс. работников предприятия. Профессии увольняемых работников будут уточняться, но их увольнение может привести в конце 2009 года к росту численности безработных в городском округе Тольятти до 17 тыс. человек и по области в целом до 60 тыс. человек.
О наиболее масштабных высвобождениях сообщили следующие предприятия: ОАО "АВТОВАЗ" (8225 человек), ООО "Тольяттикаучук" (2023 человека), ОАО "Авиакор-Авиационный завод" (1695 человек), ЗАО "Самарская кабельная компания" (1025 человек), ОАО "АВТОВАЗ-агрегат" (908 человек), ОАО "Сызранский автоагрегатный завод" (810 человек), ОАО "Авиакомпания "Самара" (784 человека), ЗАО "ГК "Электрощит" - ТМ "Самара" (765 человек).
Наибольшая доля предстоящих увольнений приходится на городские округа Самарской области, в которых сосредоточены крупные, градообразующие и системообразующие предприятия - Самара (37,1%), Тольятти (36,8%), Сызрань (6,8%), Новокуйбышевск (2,9%), Жигулевск (2,6%).
Весьма высок уровень скрытой безработицы, что свидетельствует о сохранении сложной экономической ситуации в организациях различных видов экономической деятельности. По состоянию на 30.09.2009 461 организация области работает в режиме неполного рабочего времени, предоставила отпуска без сохранения заработной платы или находится в простое. В режиме неполного рабочего времени по инициативе администрации работают 138,7 тыс. человек, в отпусках по инициативе администрации находятся 2,2 тыс. человек, в простое по вине работодателя - 4,5 тыс. человек.
Наиболее сложная ситуация в связи с возможным сокращением работников может сложиться на территориях городских округов Тольятти, Самара, Сызрань, Жигулевск, в муниципальных районах Ставропольский, Приволжский, Безенчукский, Алексеевский, Большечерниговский, Челно-Вершинский.
Прогнозируется, что численность занятых в экономике Самарской области может уменьшиться в 2009 году на 3,1% по сравнению с 2008 годом и составит 1541 тыс. человек.
Правительством Самарской области принимаются все возможные меры по стабилизации ситуации на рынке труда. Создана межведомственная рабочая группа по выработке и реализации мер, связанных с поддержкой рынка труда Самарской области, возглавляемая заместителем председателя Правительства Самарской области - министром экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области.
Органами службы занятости населения проводятся предувольнительные консультации для высвобождаемых работников, а также работников, находящихся под риском увольнения, организованы телефоны "горячей линии" в департаменте труда и занятости населения Самарской области, а также во всех центрах занятости населения с целью повышения уровня информированности получателей государственных услуг.
Негативное развитие событий могло привести к увеличению среднегодовой численности зарегистрированных безработных до 48,5 тыс. человек. В то же время полный комплекс мероприятий, включая реализацию настоящей Программы, нацелен на то, чтобы численность безработных в среднем за год не превысила 42,6 тыс. человек (приложение 3).
При проведении всего комплекса мероприятий по содействию в трудоустройстве высвобождаемых и находящихся под риском увольнения работников необходимо учитывать их профессионально-квалификационный состав. Среди них 14,5% будут составлять руководители органов власти и управления, 16,5% - специалисты высшего и среднего уровня квалификации, 15,2% - квалифицированные рабочие, 16,1% - неквалифицированные работники.
Приказом департамента государственной службы занятости населения Самарской области от 19.09.2008 N 101 утверждена Ведомственная целевая программа содействия занятости населения Самарской области (далее - Ведомственная программа). Реализация Ведомственной программы позволит в 2009 году:
трудоустроить при содействии службы занятости 64 тыс. граждан, ищущих работу, в том числе по программам временной занятости 14,8 тыс. человек;
организовать ярмарки вакансий и учебных рабочих мест в количестве 309 единиц;
оказать услуги по социальной адаптации 3,6 тыс. человек;
оказать услуги по содействию самозанятости 3,5 тыс. человек;
оказать услуги по профессиональной ориентации 57 тыс. безработных граждан;
направить на профессиональное обучение 4,6 тыс. человек (по г.о. Тольятти 1,4 тыс. человек).
В целом государственные услуги в сфере содействия занятости получат более 160 тыс. жителей Самарской области.
Однако для поддержания стабильной ситуации на рынке труда предусмотренных мер будет недостаточно. Рост предложения рабочей силы при ограничении приема на работу снизит возможности трудоустройства новой рабочей силы - выпускников всех видов учебных заведений, вступающих на рынок труда впервые.
Сокращение численности работающих в организациях повлечет за собой снижение количества вакантных рабочих мест, "сужение" вариантов занятости, особенно в территориях с моноэкономической структурой производства, в сельской местности.
Необходимо принятие дополнительных мер, способствующих снижению напряженности на региональном и локальных рынках труда, повышению конкурентоспособности на рынке труда работников организаций, находящихся под риском увольнения, сохранению и созданию рабочих мест. Одной из мер, обеспечивающих повышение занятости населения Самарской области, является сокращение численности привлекаемых иностранных работников. С учетом сложившейся ситуации на рынке труда предлагается снизить заявленную потребность в иностранной рабочей силе с 49,8 до 12,4 тыс. человек (приложение 4).
2. Основные цель и задачи программы, сроки ее реализации
Целью Программы является снижение негативных социально-экономических последствий возможного увольнения работников и предупреждение роста безработицы в регионе.
Достижение поставленной в Программе цели предусматривает решение следующих задач:
1. Повышение конкурентоспособности на рынке труда работников, находящихся под риском увольнения.
2. Стимулирование сохранения и создания рабочих мест.
Программа носит оперативный характер, реализация мероприятий будет осуществляться в течение 2009 года.
3. Система мероприятий программы
Достижение цели и решение поставленных задач осуществляется посредством реализации системы мероприятий Программы.
N п/п |
Наименование задачи, мероприятия |
Срок исполнения |
Ответственные исполнители |
Задача 1. Повышение конкурентоспособности на рынке труда работников,
находящихся под риском увольнения
1. Опережающее профессиональное В течение Департамент труда и
обучение в случае угрозы года занятости населения
массового увольнения Самарской области,
(установление неполного министерство образования
рабочего времени, временная и науки Самарской
приостановка работ, области, региональное
предоставление отпусков без объединение
сохранения заработной платы, работодателей "Союз
мероприятия по высвобождению работодателей Самарской
работников) области" (по
согласованию)
1.1 Формирование перечня Февраль-ав- Департамент труда и
. организаций, в которых будет густ 2009 занятости населения
применяться опережающее года Самарской области,
профессиональное обучение министерство образования
и науки Самарской
области, региональное
объединение
работодателей "Союз
работодателей Самарской
области" (по
согласованию)
1.2 Определение объемов и Март-август Департамент труда и
. направлений опережающего 2009 года занятости населения
профессионального обучения с Самарской области,
учетом министерство образования
профессионально-квалификацион- и науки Самарской
ной структуры высвобождаемых области, региональное
работников и приоритетов объединение
социально-экономического работодателей "Союз
развития региона работодателей Самарской
области" (по
согласованию)
1.3 Подготовка перечня Март 2009 Департамент труда и
. образовательных учреждений, года занятости населения
иных организаций, имеющих Самарской области,
учебные центры, на базе которых министерство образования
будет проходить опережающее и науки Самарской
профессиональное обучение области
1.4 Разработка Порядка организации Март 2009 Департамент труда и
. опережающего профессионального года занятости населения
обучения Самарской области
1.5 Формирование перечня В течение Департамент труда и
. организаций, в которые будут года занятости населения
трудоустроены высвобождаемые Самарской области,
работники после окончания региональное объединение
опережающего профессионального работодателей "Союз
обучения работодателей Самарской
области" (по
согласованию)
Задача 2. Стимулирование сохранения и создания рабочих мест
2.1 Организация общественных работ, В течение Департамент труда и
. временного трудоустройства, года занятости населения
стажировки в целях приобретения Самарской области,
опыта работы безработных региональное объединение
граждан, граждан, ищущих работодателей "Союз
работу, включая выпускников работодателей Самарской
образовательных учреждений, а области" (по
также работников в случае согласованию),
угрозы массового увольнения министерство
здравоохранения и
социального развития
Самарской области,
министерство
строительства и
жилищно-коммунального
хозяйства Самарской
области, министерство
транспорта, связи и
автомобильных дорог
Самарской области
2.1 Формирование перечня Февраль-ав- Департамент труда и
.1. организаций для организации густ 2009 занятости населения
общественных работ, временного года Самарской области,
трудоустройства, стажировки в региональное объединение
целях приобретения опыта работы работодателей "Союз
безработных граждан, граждан, работодателей Самарской
ищущих работу, включая области" (по
выпускников образовательных согласованию)
учреждений, а также работников
в случае угрозы массового
увольнения
2.1 Оценка численности выпускников Май-июнь Департамент труда и
.2. учреждений профессионального 2009 года занятости населения
образования, выходящих на рынок Самарской области,
труда в 2009 году министерство образования
и науки Самарской
области
2.1 Заключение договоров с В течение Государственные
.3. работодателями на организацию года учреждения центры
общественных работ, временного занятости населения
трудоустройства, стажировки в городских округов и
целях приобретения опыта работы муниципальных районов
безработных граждан, граждан, области
ищущих работу, включая
выпускников образовательных
учреждений, а также работников
в случае угрозы массового
увольнения
2.1 Отбор граждан для участия в В течение Государственные
.4. общественных работах, года учреждения центры
временного трудоустройства, занятости населения
стажировки в целях приобретения городских округов и
опыта работы муниципальных районов
области
2.1 Реализация мероприятий по В течение Государственные
.5. организации общественных работ, года учреждения центры
временного трудоустройства, занятости населения
стажировки в целях приобретения городских округов и
опыта работы безработных муниципальных районов
граждан, граждан, ищущих области
работу, включая выпускников
образовательных учреждений, а
также работников в случае
угрозы массового увольнения
2.2 Содействие развитию малого В течение Департамент труда и
. предпринимательства и года занятости населения
самозанятости безработных Самарской области,
граждан министерство
экономического развития,
инвестиций и торговли
Самарской области
2.2 Оказание В течение Департамент труда и
.1. информационно-консуль-тационных года занятости населения
услуг безработным гражданам по Самарской области,
вопросам предпринимательства и министерство
самозанятости экономического развития,
инвестиций и торговли
Самарской области
2.2 Содействие безработным В течение Департамент труда и
.2. гражданам в подготовке года занятости населения
бизнес-планов Самарской области,
министерство
экономического развития,
инвестиций и торговли
Самарской области
2.2 Предоставление средств В течение Департамент труда и
.3. безработным гражданам на года занятости населения
развитие предпринимательской Самарской области
деятельности и самозанятости
Общепрограммные мероприятия
1. Ведение мониторинга увольнения В течение Департамент труда и
работников в связи с года занятости населения
ликвидацией организаций либо Самарской области
сокращением численности или
штата работников, а также
неполной занятости работников
2. Анализ данных мониторинга, В течение Департамент труда и
подготовка прогнозных расчетов года занятости населения
по дальнейшей реализации Самарской области
Программы
3. Мероприятия по снижению В течение Департамент труда и
потребности в привлечении года занятости населения
иностранной рабочей силы Самарской области,
региональное объединение
работодателей "Союз
работодателей Самарской
области" (по
согласованию),
министерство образования
и науки Самарской
области
4. Информирование населения о В течение Департамент труда и
государственных услугах, года занятости населения
предоставляемых органами службы Самарской области
занятости, и дополнительных
мероприятиях по снижению
напряженности на рынке труда
Самарской области
Опережающее обучение по профессиям, востребованным на рынке труда, будет способствовать занятости работников как на своем предприятии (по новой профессии или после повышения квалификации по имеющейся профессии (специальности), так и на других предприятиях по месту проживания или в случае переезда в другую местность. Для этого будет определен перечень организаций, для работников которых будет проводиться опережающее обучение и дальнейшее трудоустройство (приложение 5), учебные базы (приложение 6).
В 2009 году численность выпускников, получающих диплом начального профессионального образования (далее - НПО), ожидается 7242 чел., получающих диплом среднего профессионального образования (далее - СПО) - 14 699 чел.
По предварительным данным, в 2009 году более 6 тыс. выпускников (84%), получающих диплом о НПО, будут трудоустроены в соответствии с договорами, заключёнными между образовательными учреждениями и организациями - работодателями, на которых обучающиеся пройдут производственную практику. Около 10% выпускников будут призваны в ряды Вооружённых сил, продолжат обучение 4%. Сложности с трудоустройством могут возникнуть у 2% выпускников учреждений НПО.
Из 14 699 выпускников учреждений СПО будут трудоустроены более 10 тыс. человек (69%), призваны в ряды Вооружённых сил 5,2% выпускников, продолжат обучение в вузах 5,9% выпускников.
Система образования Самарской области в качестве одной из мер содействия занятости молодежи предлагает выпускникам продолжить обучение в учреждениях СПО с целью повышения уровня профессионального образования. Выпускникам, получающим диплом о СПО базового уровня, предлагается обучение по программам СПО повышенного уровня с получением углубленной подготовки в отдельной области. В Самарской области уже сформирована сеть из 21 полипрофильного учреждения профессионального образования, реализующего программы НПО и СПО. Приняты постановления Правительства Самарской области "О реорганизации отдельных государственных образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, подведомственных министерству образования и науки Самарской области" (от 16.03.2009 N103 и от 19.08.2009 N410). В результате реорганизации число многоуровневых учреждений профессионального образования возрастёт до 24. Таким образом, более чем одной тысяче выпускников учреждений НПО в 2009 году будет предложено продолжить обучение до мая 2010 года по 20 специальностям СПО.
Ожидаемый выпуск в учреждениях высшего профессионального образования в 2008/2009 учебном году составит 34 998 человек, при этом выпуск по инженерным специальностям - около 30% от выпуска, по специальностям "Образование" и "Гуманитарные науки" - 14% от выпуска, по специальностям "Экономика и управление" и "Право" - около 42% от выпуска.
Процент трудоустройства выпускников с высшим профессиональным образованием в 2008 году составил - 92%.
В 2009 году министерством образования и науки Самарской области прогнозируется высокий процент трудоустройства выпускников (не менее 90%) по инженерным специальностям.
В 2009 году планируется проведение стажировки выпускников профессиональных учебных заведений в следующих организациях: государственное учреждение здравоохранения Самарский областной клинический онкологический диспансер, муниципальное предприятие "Трамвайно-троллейбусное управление", Самарское региональное отделение "Российские студенческие отряды", государственное учреждение Самарской области "Самарский пансионат для ветеранов войны и труда", государственное учреждение Самарской области "Береза" социально-оздоровительный центр и др. Это позволит молодым людям получить навыки трудовой деятельности, пройти профессиональную и социальную адаптацию.
В целях стимулирования сохранения и создания рабочих мест планируется проведение мониторинга ситуации на рынке труда, потребности территорий, организаций в выполнении работ, носящих временный или сезонный характер, информирование работодателей и граждан об организации временной занятости и общественных работ, заключение договоров с работодателями на организацию общественных работ, временного трудоустройства, стажировки в целях приобретения опыта работы безработных граждан, граждан, ищущих работу, включая выпускников образовательных учреждений, а также работников в случае угрозы массового увольнения. Организация временных и общественных работ будет осуществляться по следующим направлениям: благоустройство и озеленение населенных пунктов, ремонт жилья и социальных объектов, содержание и ремонт дорог, социальное обслуживание населения. Перечень организаций, в которых будет реализовано мероприятие, направления и объемы общественных работ, временного трудоустройства, стажировки приведены в приложениях 7, 7.1, 7.2, 7.3.
Для содействия развитию малого предпринимательства и самозанятости безработным гражданам будет оказываться информационно-консультационная и финансовая поддержка. Численность участников данных мероприятий по муниципальным образованиям области приведена в приложении 8.
4. Объемы и источники финансирования
мероприятий программы
Реализацию мероприятий Программы предполагается осуществлять путем софинансирования за счет средств федерального бюджета, которые выделяются в форме субсидий Самарской области на реализацию мероприятий, организуемых вне рамок переданных полномочий в области содействия занятости населения, а также за счет средств областного бюджета.
Общий объем финансирования Программы составит 1104412,9 тыс. рублей (по г.о. Тольятти 693256,7 тыс. рублей), в том числе:
средства федерального бюджета (субсидии бюджету Самарской области) - 1049169,8 тыс. рублей (95,0% от общего объема финансирования);
средства бюджета Самарской области - 55243,1 тыс. рублей (5,0% от общего объема финансирования).
Программа устанавливает исключительно расходные обязательства Самарской области. Мероприятия Программы, финансирование которых предполагается осуществлять за счёт иных, помимо областного бюджета, источников, не являются расходными обязательствами Самарской области.
Расчет финансовых средств на реализацию мероприятий Программы произведен на основании постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2008 N 1089 "О дополнительных мероприятиях, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации".
При расчете объемов субсидий из федерального бюджета, необходимых на оказание содействия развитию малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан, учитывалось, что из числа безработных граждан, изъявивших желание организовать предпринимательскую деятельность, подавляющее большинство составляют граждане, высвобожденные в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников, которым начислен максимальный размер пособия по безработице.
Распределение объемов финансирования по мероприятиям Программы и финансово-экономическое обоснование требуемого финансирования приведены в приложениях 9 - 12.
5. Механизм реализации мероприятий программы и
контроль за ходом ее выполнения
Уполномоченным органом исполнительной власти на территории Самарской области, ответственным за реализацию мероприятий Программы, определен департамент труда и занятости населения Самарской области.
Финансовое обеспечение мероприятий Программы, направленных на снижение напряженности на рынке труда, осуществляется в пределах выделенных субсидий из федерального бюджета, доведенных главному распорядителю средств областного бюджета в установленном порядке, а также за счет средств областного бюджета.
Реализация мероприятий по организации опережающего профессионального обучения работников в случае угрозы увольнения осуществляется на основании договоров, заключенных между государственными учреждениями центрами занятости населения городских округов и муниципальных районов Самарской области с работодателем. Обучение проводится на базе образовательных учреждений, а также на учебной базе организаций как проводящих увольнение, так и принимающих увольняемых работников.
Параметры мероприятий Программы (перечень организаций, численность участников по организациям и муниципальным образованиям, объемы, направления профессионального обучения, виды работ) могут уточняться в зависимости от экономической ситуации в организациях и муниципальных образованиях.
Реализация мероприятий по организации общественных работ, временного трудоустройства, стажировки в целях приобретения опыта работы безработных граждан, граждан, ищущих работу, включая выпускников образовательных учреждений, а также работников в случае угрозы массового увольнения, осуществляется путем:
информирования работодателей и граждан о государственных услугах, предоставляемых службой занятости (размещение информации в средствах массовой информации, на стендах государственных учреждений центров занятости населения и в организациях области);
разработки и тиражирования справочно-информационных материалов, буклетов;
заключения договоров с работодателями на организацию общественных работ, временного трудоустройства, стажировку в целях приобретения опыта работы безработных граждан, граждан, ищущих работу, включая выпускников образовательных учреждений, а также работников в случае угрозы массового увольнения.
Реализация мероприятия по содействию развитию малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан осуществляется путем:
предоставления информационных материалов и консультационных услуг по организации предпринимательской деятельности и самозанятости;
содействия в подготовке бизнес-планов безработным гражданам;
выделения социальных выплат безработным гражданам на основании договоров между государственными учреждениями центрами занятости населения и безработными гражданами, заключаемых при условии положительных результатов экспертизы бизнес-планов.
В отношении получателей поддержки, зарегистрировавших свое дело, обеспечивается выполнение требований статьи 8 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" в части ведения реестров получателей поддержки.
Формирование данных о получателях поддержки на развитие малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан осуществляется на основании сверки реестров малых предприятий - получателей государственной поддержки малого предпринимательства и регистра получателей государственных услуг в сфере занятости населения, что позволяет исключить двойной счет создаваемых рабочих мест по различным направлениям поддержки малого бизнеса.
На реализацию Программы могут негативно повлиять факторы, определяющие ситуацию на рынке труда: экономическая ситуация в области, финансовое состояние хозяйствующих объектов, социальные, демографические и иные причины, влияющие на качественный состав безработных граждан.
К факторам риска реализации Программы относится добровольный характер участия работников в опережающем обучении, в организации собственного дела (малого предпринимательства), участия граждан в общественных и временных работах.
Одним из наиболее существенных рисков является риск недофинансирования мероприятий Программы.
Общий контроль за исполнением Программы осуществляет департамент труда и занятости населения Самарской области.
Департамент труда и занятости населения Самарской области также осуществляет:
организацию выполнения мероприятий Программы;
подготовку информации и отчетов для Правительства Самарской области о выполнении Программы;
подготовку предложений по корректировке Программы;
совершенствование механизма реализации Программы;
контроль за эффективным и целевым использованием средств, выделяемых на реализацию Программы, своевременным выполнением в полном объеме основных мероприятий Программы.
Департамент труда и занятости населения Самарской области ежеквартально не позднее 15 - го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представляет в Федеральную службу по труду и занятости отчет о расходах бюджета по установленной форме.
6. Оценка эффективности реализации программы
Реализация мероприятий, предусмотренных Программой, позволит существенно снизить напряженность на рынке труда Самарской области:
повысить конкурентоспособность граждан, находящихся под риском увольнения, за счет совершенствования качества и структуры профессиональной переподготовки и повышения квалификации;
создать рабочие места для временного трудоустройства граждан, высвобождаемых или находящихся под риском увольнения в организациях области;
смягчить негативные последствия от потери работы за счет обеспечения поддержания доходов граждан в период участия во временных, в том числе общественных, работах (благоустройство территорий, строительство дорог и т.д.);
обеспечить социальные выплаты безработным гражданам для организации предпринимательской деятельности.
Осуществление мероприятий Программы позволит:
обеспечить опережающее обучение 4 тыс. человек (по г.о. Тольятти 1759 человек);
оказать содействие в трудоустройстве 47,8 тыс. человек (по г.о. Тольятти 38,1 тыс. человек), в том числе около 34,4 тыс. человек (по г.о. Тольятти 27,9 тыс. человек) на временные рабочие места (из них около 2,5 тыс. выпускников образовательных учреждений) и 13,4 тыс. человек в рамках общественных работ (по г.о. Тольятти 10,2 тыс. человек);
трудоустроить 4 тыс. безработных граждан в результате оказанной им финансовой поддержки (по г.о. Тольятти 250 человек), создать 4288 дополнительных рабочих мест в результате развития малого предпринимательства;
не допустить роста уровня регистрируемой безработицы в среднем за год выше 2,4%.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.