Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к Постановлению
Правительства Самарской области
от 26 октября 2009 г. N 582
Программа
дополнительных мероприятий
по снижению напряженности на рынке труда
Самарской области
на 2009 год
(далее - Программа)
Паспорт программы
Наименование - Программа дополнительных мероприятий по
программы снижению напряженности на рынке труда
Самарской области на 2009 год (далее -
Программа)
Наименование - департамент труда и занятости населения
уполномоченного Самарской области
органа
исполнительной
власти субъекта
Российской
Федерации
Основания для - Закон Российской Федерации "О занятости
разработки населения в Российской Федерации";
программы постановление Правительства Российской
Федерации от 31.12.2008 N 1089 "О
дополнительных мероприятиях, направленных на
снижение напряженности на рынке труда
субъектов Российской Федерации";
протокол заседания антикризисного штаба при
Правительстве Самарской области от 12.01.2009
N ВА-8-1
Государственный - Правительство Самарской области
заказчик
программы
Разработчик - департамент труда и занятости населения
программы Самарской области
Срок реализации - 2009 год
программы
Цель программы - снижение негативных социально-экономических
последствий возможного увольнения работников
и предупреждение роста безработицы в регионе
Задачи программы - повышение конкурентоспособности на рынке
труда работников, находящихся под риском
увольнения; стимулирование сохранения и
создания рабочих мест
Основные - опережающее профессиональное обучение
мероприятия работников в случае угрозы массового
программы увольнения (установление неполного рабочего
времени, временная приостановка работ,
предоставление отпусков без сохранения
заработной платы, мероприятия по
высвобождению работников);
организация общественных работ, временного
трудоустройства, стажировки в целях
приобретения опыта работы безработных
граждан, граждан, ищущих работу, включая
выпускников образовательных учреждений, а
также работников в случае угрозы массового
увольнения;
содействие развитию малого
предпринимательства и самозанятости
безработных граждан
Объемы и - общий объем финансирования мероприятий
источники Программы составит 1104412,9 тыс.рублей (по
финансирования г.о. Тольятти - 693256,7 тыс. рублей), в том
программы числе средства федерального бюджета (субсидии
на реализацию дополнительных мероприятий,
направленных на снижение напряженности на
рынке труда) - 1049169,8 тыс. рублей (95,0%
общего объема финансирования); средства
областного бюджета - 55243,1 тыс. рублей
(5,0% общего объема финансирования).
Программа устанавливает исключительно
расходные обязательства Самарской области.
Мероприятия Программы, финансирование которых
предполагается осуществлять за счет иных,
помимо областного бюджета, источников, не
являются расходными обязательствами Самарской
области
Целевой - сдерживание регистрируемой безработицы до
показатель уровня не выше 2,4% в среднем за год
программы
Показатели - профессиональная переподготовка (повышение
результативности квалификации, обучение новой профессии) 4
программы тыс. работников, находящихся под риском
увольнения (в том числе по г.о. Тольятти -
1,8 тыс. человек);
создание не менее 38,2 тыс. рабочих мест в
рамках организации общественных и временных
работ (в том числе по г.о. Тольятти 31,0 тыс.
человек) для трудоустройства 47,8 тыс.
безработных и ищущих работу граждан (из них
около 2,5 тыс. выпускников образовательных
учреждений), а также работников, находящихся
под риском увольнения (в том числе в г.о.
Тольятти 38,1 тыс. человек);
трудоустройство 4 тыс. безработных граждан в
результате оказанной им поддержки, создание
около 4,3 тыс. дополнительных рабочих мест в
результате развития малого
предпринимательства.
1. Содержание проблемы и обоснование
необходимости ее решения программными методами
Самарская область является промышленно развитым регионом с преобладанием в структуре экономики обрабатывающих производств, в связи с чем в большей степени испытает влияние мирового финансового кризиса.
Начиная с IV квартала 2008 года экономическая ситуация в области ухудшается. Кризис проявился во всех без исключения промышленных видах экономической деятельности, однако особенно сильно его последствия затрагивают такие отрасли, как производство транспортных средств и оборудования, химическая отрасль, металлургическое производство, промышленность строительных материалов, добыча неэнергетических полезных ископаемых.
Положение в этих сферах деятельности, а также в строительстве в большей степени будет определять общеэкономическую ситуацию в области в 2009 году. Положение усугубляется высокой концентрацией производства на территории области, особенно в городском округе Тольятти. Экономика области во многом зависит от крупнейшего градообразующего предприятия ОАО "АВТОВАЗ", производящего четверть всего объема промышленной продукции области, в целом в автомобильном кластере производится более 40% промышленной продукции области.
Индекс промышленного производства за январь-сентябрь 2009 года составил 69,4% к соответствующему периоду прошлого года. Темпы падения промышленного производства почти в два раза превышают среднероссийский уровень. Наиболее серьезный спад произошел в обрабатывающих производствах - на 40,6%, и в первую очередь за счет резкого снижения производства автомобилей на 65,9%. Без учета производства автомобилей индекс промышленного производства составил 87,9%, что выше, чем в целом по России (86,5%).
По оценке за 2009 год, объем промышленного производства снизится на 29%, валовой региональный продукт - на 17,7%.
Ухудшение общеэкономической ситуации отразится на уровне жизни населения области: в 2009 году существенно сократятся реальная заработная плата и реальные располагаемые денежные доходы населения. В результате значительно обострится ситуация в сфере занятости и на рынке труда Самарской области.
Регистрируемый рынок труда Самарской области с октября 2008 года испытывает последствия сокращения потребности экономики в рабочей силе (приложение 1). За 9 месяцев 2009 года численность безработных увеличилась на 95,4% и составила на 1 октября 46,9 тыс. человек, нагрузка на 1 постоянное рабочее место состоящего на учете незанятого населения увеличилась с 2,5 до 7,1 человек.
На 01.10.2009 в составе зарегистрированных безработных 7,4% - инвалиды, 7,5% - лица предпенсионного возраста, 21,5% - уволенные с предприятий по сокращению численности или штата работников, 47,7% - уволенные по собственному желанию, 55,4% - женщины.
С учетом того, что в Самарской области сохраняется тенденция роста численности регистрируемых безработных, повышается доля официально зарегистрированных безработных в их общей численности (по методологии МОТ), следует ожидать сохранения высокого уровня обращаемости граждан в органы государственной службы занятости населения и изменения уровня регистрируемой безработицы до 2,4% в среднем за год (приложение 2).
Основной прирост численности безработных граждан может произойти за счет увольняемых с предприятий области работников. По данным мониторинга, проводимого департаментом труда и занятости населения Самарской области с октября 2008 года, темпы высвобождения работников организаций возрастают. На 31.12.2008 в службе занятости имелись данные о планируемом высвобождении 19,6 тыс. человек, 10,7 тыс. из которых предположительно могли обратиться в центры занятости населения, на 01.10.2009 численность предполагаемых к высвобождению увеличилась до 58,3 тыс. человек, а фактически высвобождено 28,5 тыс. работников.
В отраслевой структуре наиболее значительные сокращения предполагаются в финансовой сфере (15,2% от среднесписочной численности работников, занятых в данном виде экономической деятельности), в производстве электрооборудования, электронного и оптического оборудования (17,0%), в химическом производстве (10,1%), в производстве транспортных средств и оборудования (9,6%), в производстве прочих неметаллических минеральных продуктов (9,3%).
По данным, полученным от ОАО "АВТОВАЗ", с 14 по 28 декабря 2009 года планируется провести высвобождение 5 тыс. работников предприятия. Профессии увольняемых работников будут уточняться, но их увольнение может привести в конце 2009 года к росту численности безработных в городском округе Тольятти до 17 тыс. человек и по области в целом до 60 тыс. человек.
О наиболее масштабных высвобождениях сообщили следующие предприятия: ОАО "АВТОВАЗ" (8225 человек), ООО "Тольяттикаучук" (2023 человека), ОАО "Авиакор-Авиационный завод" (1695 человек), ЗАО "Самарская кабельная компания" (1025 человек), ОАО "АВТОВАЗ-агрегат" (908 человек), ОАО "Сызранский автоагрегатный завод" (810 человек), ОАО "Авиакомпания "Самара" (784 человека), ЗАО "ГК "Электрощит" - ТМ "Самара" (765 человек).
Наибольшая доля предстоящих увольнений приходится на городские округа Самарской области, в которых сосредоточены крупные, градообразующие и системообразующие предприятия - Самара (37,1%), Тольятти (36,8%), Сызрань (6,8%), Новокуйбышевск (2,9%), Жигулевск (2,6%).
Весьма высок уровень скрытой безработицы, что свидетельствует о сохранении сложной экономической ситуации в организациях различных видов экономической деятельности. По состоянию на 30.09.2009 461 организация области работает в режиме неполного рабочего времени, предоставила отпуска без сохранения заработной платы или находится в простое. В режиме неполного рабочего времени по инициативе администрации работают 138,7 тыс. человек, в отпусках по инициативе администрации находятся 2,2 тыс. человек, в простое по вине работодателя - 4,5 тыс. человек.
Наиболее сложная ситуация в связи с возможным сокращением работников может сложиться на территориях городских округов Тольятти, Самара, Сызрань, Жигулевск, в муниципальных районах Ставропольский, Приволжский, Безенчукский, Алексеевский, Большечерниговский, Челно-Вершинский.
Прогнозируется, что численность занятых в экономике Самарской области может уменьшиться в 2009 году на 3,1% по сравнению с 2008 годом и составит 1541 тыс. человек.
Правительством Самарской области принимаются все возможные меры по стабилизации ситуации на рынке труда. Создана межведомственная рабочая группа по выработке и реализации мер, связанных с поддержкой рынка труда Самарской области, возглавляемая заместителем председателя Правительства Самарской области - министром экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области.
Органами службы занятости населения проводятся предувольнительные консультации для высвобождаемых работников, а также работников, находящихся под риском увольнения, организованы телефоны "горячей линии" в департаменте труда и занятости населения Самарской области, а также во всех центрах занятости населения с целью повышения уровня информированности получателей государственных услуг.
Негативное развитие событий могло привести к увеличению среднегодовой численности зарегистрированных безработных до 48,5 тыс. человек. В то же время полный комплекс мероприятий, включая реализацию настоящей Программы, нацелен на то, чтобы численность безработных в среднем за год не превысила 42,6 тыс. человек (приложение 3).
При проведении всего комплекса мероприятий по содействию в трудоустройстве высвобождаемых и находящихся под риском увольнения работников необходимо учитывать их профессионально-квалификационный состав. Среди них 14,5% будут составлять руководители органов власти и управления, 16,5% - специалисты высшего и среднего уровня квалификации, 15,2% - квалифицированные рабочие, 16,1% - неквалифицированные работники.
Приказом департамента государственной службы занятости населения Самарской области от 19.09.2008 N 101 утверждена Ведомственная целевая программа содействия занятости населения Самарской области (далее - Ведомственная программа). Реализация Ведомственной программы позволит в 2009 году:
трудоустроить при содействии службы занятости 64 тыс. граждан, ищущих работу, в том числе по программам временной занятости 14,8 тыс. человек;
организовать ярмарки вакансий и учебных рабочих мест в количестве 309 единиц;
оказать услуги по социальной адаптации 3,6 тыс. человек;
оказать услуги по содействию самозанятости 3,5 тыс. человек;
оказать услуги по профессиональной ориентации 57 тыс. безработных граждан;
направить на профессиональное обучение 4,6 тыс. человек (по г.о. Тольятти 1,4 тыс. человек).
В целом государственные услуги в сфере содействия занятости получат более 160 тыс. жителей Самарской области.
Однако для поддержания стабильной ситуации на рынке труда предусмотренных мер будет недостаточно. Рост предложения рабочей силы при ограничении приема на работу снизит возможности трудоустройства новой рабочей силы - выпускников всех видов учебных заведений, вступающих на рынок труда впервые.
Сокращение численности работающих в организациях повлечет за собой снижение количества вакантных рабочих мест, "сужение" вариантов занятости, особенно в территориях с моноэкономической структурой производства, в сельской местности.
Необходимо принятие дополнительных мер, способствующих снижению напряженности на региональном и локальных рынках труда, повышению конкурентоспособности на рынке труда работников организаций, находящихся под риском увольнения, сохранению и созданию рабочих мест. Одной из мер, обеспечивающих повышение занятости населения Самарской области, является сокращение численности привлекаемых иностранных работников. С учетом сложившейся ситуации на рынке труда предлагается снизить заявленную потребность в иностранной рабочей силе с 49,8 до 12,4 тыс. человек (приложение 4).
2. Основные цель и задачи программы, сроки ее реализации
Целью Программы является снижение негативных социально-экономических последствий возможного увольнения работников и предупреждение роста безработицы в регионе.
Достижение поставленной в Программе цели предусматривает решение следующих задач:
1. Повышение конкурентоспособности на рынке труда работников, находящихся под риском увольнения.
2. Стимулирование сохранения и создания рабочих мест.
Программа носит оперативный характер, реализация мероприятий будет осуществляться в течение 2009 года.
3. Система мероприятий программы
Достижение цели и решение поставленных задач осуществляется посредством реализации системы мероприятий Программы.
N п/п |
Наименование задачи, мероприятия |
Срок исполнения |
Ответственные исполнители |
Задача 1. Повышение конкурентоспособности на рынке труда работников,
находящихся под риском увольнения
1. Опережающее профессиональное В течение Департамент труда и
обучение в случае угрозы года занятости населения
массового увольнения Самарской области,
(установление неполного министерство образования
рабочего времени, временная и науки Самарской
приостановка работ, области, региональное
предоставление отпусков без объединение
сохранения заработной платы, работодателей "Союз
мероприятия по высвобождению работодателей Самарской
работников) области" (по
согласованию)
1.1 Формирование перечня Февраль-ав- Департамент труда и
. организаций, в которых будет густ 2009 занятости населения
применяться опережающее года Самарской области,
профессиональное обучение министерство образования
и науки Самарской
области, региональное
объединение
работодателей "Союз
работодателей Самарской
области" (по
согласованию)
1.2 Определение объемов и Март-август Департамент труда и
. направлений опережающего 2009 года занятости населения
профессионального обучения с Самарской области,
учетом министерство образования
профессионально-квалификацион- и науки Самарской
ной структуры высвобождаемых области, региональное
работников и приоритетов объединение
социально-экономического работодателей "Союз
развития региона работодателей Самарской
области" (по
согласованию)
1.3 Подготовка перечня Март 2009 Департамент труда и
. образовательных учреждений, года занятости населения
иных организаций, имеющих Самарской области,
учебные центры, на базе которых министерство образования
будет проходить опережающее и науки Самарской
профессиональное обучение области
1.4 Разработка Порядка организации Март 2009 Департамент труда и
. опережающего профессионального года занятости населения
обучения Самарской области
1.5 Формирование перечня В течение Департамент труда и
. организаций, в которые будут года занятости населения
трудоустроены высвобождаемые Самарской области,
работники после окончания региональное объединение
опережающего профессионального работодателей "Союз
обучения работодателей Самарской
области" (по
согласованию)
Задача 2. Стимулирование сохранения и создания рабочих мест
2.1 Организация общественных работ, В течение Департамент труда и
. временного трудоустройства, года занятости населения
стажировки в целях приобретения Самарской области,
опыта работы безработных региональное объединение
граждан, граждан, ищущих работодателей "Союз
работу, включая выпускников работодателей Самарской
образовательных учреждений, а области" (по
также работников в случае согласованию),
угрозы массового увольнения министерство
здравоохранения и
социального развития
Самарской области,
министерство
строительства и
жилищно-коммунального
хозяйства Самарской
области, министерство
транспорта, связи и
автомобильных дорог
Самарской области
2.1 Формирование перечня Февраль-ав- Департамент труда и
.1. организаций для организации густ 2009 занятости населения
общественных работ, временного года Самарской области,
трудоустройства, стажировки в региональное объединение
целях приобретения опыта работы работодателей "Союз
безработных граждан, граждан, работодателей Самарской
ищущих работу, включая области" (по
выпускников образовательных согласованию)
учреждений, а также работников
в случае угрозы массового
увольнения
2.1 Оценка численности выпускников Май-июнь Департамент труда и
.2. учреждений профессионального 2009 года занятости населения
образования, выходящих на рынок Самарской области,
труда в 2009 году министерство образования
и науки Самарской
области
2.1 Заключение договоров с В течение Государственные
.3. работодателями на организацию года учреждения центры
общественных работ, временного занятости населения
трудоустройства, стажировки в городских округов и
целях приобретения опыта работы муниципальных районов
безработных граждан, граждан, области
ищущих работу, включая
выпускников образовательных
учреждений, а также работников
в случае угрозы массового
увольнения
2.1 Отбор граждан для участия в В течение Государственные
.4. общественных работах, года учреждения центры
временного трудоустройства, занятости населения
стажировки в целях приобретения городских округов и
опыта работы муниципальных районов
области
2.1 Реализация мероприятий по В течение Государственные
.5. организации общественных работ, года учреждения центры
временного трудоустройства, занятости населения
стажировки в целях приобретения городских округов и
опыта работы безработных муниципальных районов
граждан, граждан, ищущих области
работу, включая выпускников
образовательных учреждений, а
также работников в случае
угрозы массового увольнения
2.2 Содействие развитию малого В течение Департамент труда и
. предпринимательства и года занятости населения
самозанятости безработных Самарской области,
граждан министерство
экономического развития,
инвестиций и торговли
Самарской области
2.2 Оказание В течение Департамент труда и
.1. информационно-консуль-тационных года занятости населения
услуг безработным гражданам по Самарской области,
вопросам предпринимательства и министерство
самозанятости экономического развития,
инвестиций и торговли
Самарской области
2.2 Содействие безработным В течение Департамент труда и
.2. гражданам в подготовке года занятости населения
бизнес-планов Самарской области,
министерство
экономического развития,
инвестиций и торговли
Самарской области
2.2 Предоставление средств В течение Департамент труда и
.3. безработным гражданам на года занятости населения
развитие предпринимательской Самарской области
деятельности и самозанятости
Общепрограммные мероприятия
1. Ведение мониторинга увольнения В течение Департамент труда и
работников в связи с года занятости населения
ликвидацией организаций либо Самарской области
сокращением численности или
штата работников, а также
неполной занятости работников
2. Анализ данных мониторинга, В течение Департамент труда и
подготовка прогнозных расчетов года занятости населения
по дальнейшей реализации Самарской области
Программы
3. Мероприятия по снижению В течение Департамент труда и
потребности в привлечении года занятости населения
иностранной рабочей силы Самарской области,
региональное объединение
работодателей "Союз
работодателей Самарской
области" (по
согласованию),
министерство образования
и науки Самарской
области
4. Информирование населения о В течение Департамент труда и
государственных услугах, года занятости населения
предоставляемых органами службы Самарской области
занятости, и дополнительных
мероприятиях по снижению
напряженности на рынке труда
Самарской области
Опережающее обучение по профессиям, востребованным на рынке труда, будет способствовать занятости работников как на своем предприятии (по новой профессии или после повышения квалификации по имеющейся профессии (специальности), так и на других предприятиях по месту проживания или в случае переезда в другую местность. Для этого будет определен перечень организаций, для работников которых будет проводиться опережающее обучение и дальнейшее трудоустройство (приложение 5), учебные базы (приложение 6).
В 2009 году численность выпускников, получающих диплом начального профессионального образования (далее - НПО), ожидается 7242 чел., получающих диплом среднего профессионального образования (далее - СПО) - 14 699 чел.
По предварительным данным, в 2009 году более 6 тыс. выпускников (84%), получающих диплом о НПО, будут трудоустроены в соответствии с договорами, заключёнными между образовательными учреждениями и организациями - работодателями, на которых обучающиеся пройдут производственную практику. Около 10% выпускников будут призваны в ряды Вооружённых сил, продолжат обучение 4%. Сложности с трудоустройством могут возникнуть у 2% выпускников учреждений НПО.
Из 14 699 выпускников учреждений СПО будут трудоустроены более 10 тыс. человек (69%), призваны в ряды Воо
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.