Постановление Правительства Самарской области
от 3 декабря 2009 г. N 617
"О внесении изменений в постановление Правительства
Самарской области от 04.03.2009 N 63 "Об установлении
и отдельных расходных обязательств Самарской области"
В целях реализации постановления Правительства Российской Федерации от 07.11.2009 N 902 "О дополнительных мерах по снижению напряженности на рынке труда Самарской области" Правительство Самарской области постановляет:
1. Внести в постановление Правительства Самарской области от 04.03.2009 N 63 "Об установлении отдельных расходных обязательств Самарской области" следующие изменения:
в пункте 1:
абзац седьмой изложить в следующей редакции:
"обеспечение занятости работников организаций - производителей легковых автомобилей и их дочерних юридических лиц - производителей услуг в сфере содействия занятости бывших работников организаций, осуществляющих производство легковых автомобилей";
абзац восьмой признать утратившим силу;
пункт 1.1 изложить в следующей редакции:
"1.1. Утвердить прилагаемую Программу дополнительных мероприятий по снижению напряженности на рынке труда Самарской области на 2009 год, а также мероприятий по обеспечению занятости работников организаций, осуществляющих производство легковых автомобилей, и их дочерних организаций, расположенных на территории Самарской области, в 2009 - 2010 годах";
абзац второй пункта 2 изложить в следующей редакции:
"Установить, что расходные обязательства Самарской области, возникающие на основании пункта 1 настоящего постановления, исполняются в 2009 году в рамках реализации Программы дополнительных мероприятий по снижению напряженности на рынке на 2009 год, а также мероприятий по обеспечению занятости работников организаций, осуществляющих производство легковых автомобилей, и их дочерних организаций, расположенных на территории Самарской области, в 2009 - 2010 годах";
в Программе дополнительных мероприятий по снижению напряженности на рынке труда Самарской области на 2009 год (далее - Программа):
наименование Программы изложить в следующей редакции:
"Программа дополнительных мероприятий по снижению напряженности на рынке труда Самарской области на 2009 год, а также мероприятий по обеспечению занятости работников организаций, осуществляющих производство легковых автомобилей, и их дочерних организаций, расположенных на территории Самарской области, в 2009 - 2010 годах (далее - Программа)";
в паспорте Программы:
раздел "Основания для разработки Программы" дополнить абзацем следующего содержания:
"постановление Правительства Российской Федерации от 07.11.2009 N 902 "О дополнительных мерах по снижению напряженности на рынке труда Самарской области";
в разделе "Государственный заказчик Программы" слова "Правительство Самарской области" заменить словами "департамент труда и занятости населения Самарской области";
в разделе "Срок реализации Программы" слова "2009 год" заменить словами "2009 год и 2010 год в части реализации мероприятий по обеспечению занятости работников организаций, осуществляющих производство легковых автомобилей, и их дочерних организаций, расположенных на территории Самарской области, в 2009 - 2010 годах";
раздел "Задачи Программы" изложить в следующей редакции:
"Задачи программы - повышение конкурентоспособности на рынке труда
работников, находящихся под риском увольнения;
стимулирование сохранения и создания рабочих мест;
обеспечение занятости работников организаций -
производителей легковых автомобилей и их дочерних
юридических лиц - производителей услуг в сфере
содействия занятости бывших работников
организаций, осуществляющих производство легковых
автомобилей (далее - организации -
автопроизводители и их дочерние организации);
снижение напряженности на рынке труда Самарской
области";
раздел "Основные мероприятия Программы" изложить в следующей редакции:
"Основные - опережающее профессиональное обучение работников
мероприятия организаций в случае угрозы массового увольнения
программы (установление неполного рабочего времени,
временная приостановка работ, предоставление
отпусков без сохранения заработной платы,
мероприятия по высвобождению
работников);
организация общественных работ, временного
трудоустройства, стажировки в целях приобретения
опыта работы безработных граждан, граждан, ищущих
работу, включая выпускников образовательных
учреждений, а также работников в случае угрозы
массового увольнения;
содействие развитию малого предпринимательства и
самозанятости безработных граждан;
создание рабочих мест и обеспечение занятости
работников организаций - автопроизводителей и их
дочерних организаций;
профессиональная подготовка, переподготовка и
повышение квалификации работников организаций -
автопроизводителей и их дочерних организаций;
материально-техническое обеспечение работ по
уборке, ремонту производственных помещений,
демонтажу оборудования и иных видов временных
работ, выполняемых работниками организаций -
автопроизводителей и их дочерних организаций";
раздел "Объемы и источники финансирования" изложить в следующей редакции:
"Объемы и - общий объем финансирования мероприятий Программы
источники составит 6265361 тыс. рублей, в том числе:
финансирования средства областного бюджета, формируемые за счет
программы поступающих в областной бюджет средств
федерального бюджета (субсидии на реализацию
дополнительных мероприятий, направленных на
снижение напряженности на рынке труда) - 5952070
тыс. рублей (95% общего объема финансирования
мероприятий Программы); средства областного
бюджета (за исключением средств областного
бюджета, формируемых за счет поступающих в
областной бюджет средств федерального бюджета) -
313291 тыс. рублей (5% общего объема
финансирования мероприятий Программы).
В 2009 году общий объем финансирования мероприятий
Программы составит 1854519 тыс. рублей, в том
числе: средства областного бюджета, формируемые за
счет поступающих в областной бюджет средств
федерального бюджета (субсидии на реализацию
дополнительных мероприятий, направленных на
снижение напряженности на рынке труда) - 1761770
тыс. рублей (95% общего объема финансирования
мероприятий Программы); средства областного
бюджета (за исключением средств областного
бюджета, формируемых за счет поступающих в
областной бюджет средств федерального бюджета) -
92749 тыс. рублей (5% общего объема финансирования
мероприятий Программы). В 2010 году общий объем
финансирования мероприятий Программы составит
4410842 тыс. рублей, в том числе: средства
областного бюджета, формируемые за счет
поступающих в областной бюджет средств
федерального бюджета (субсидии на реализацию
дополнительных мероприятий, направленных на
снижение напряженности на рынке труда) - 4190300
тыс. рублей (95% общего объема финансирования
мероприятий Программы); средства областного
бюджета (за исключением средств областного
бюджета, формируемых за счет поступающих в
областной бюджет средств федерального бюджета) -
220542 тыс. рублей (5% общего объема
финансирования мероприятий Программы).
В рамках общего объема финансирования на
реализацию мероприятий по обеспечению занятости
работников организаций - автопроизводителей и их
дочерних организаций предусмотрено 5160948 тыс.
рублей (в 2009 году - 750106 тыс. рублей, в 2010
году - 4410842 тыс. рублей), в том числе: средства
областного бюджета, формируемые за счет
поступающих в областной бюджет средств
федерального бюджета (субсидии на реализацию
мероприятий по обеспечению занятости работников
организаций - производителей легковых автомобилей
и их дочерних юридических лиц - производителей
услуг в сфере содействия занятости бывших
работников организации, осуществляющих
производство легковых автомобилей) - 4902900 тыс.
рублей (в 2009 году712600 тыс. рублей, в 2010 году
- 4190300 тыс. рублей); средства областного
бюджета (за исключением средств областного
бюджета, формируемых за счет поступающих в
областной бюджет средств федерального бюджета) -
258048 тыс. рублей (в 2009 году - 37506 тыс.
рублей, в 2010 году - 220542 тыс. рублей).
Программой предусмотрена реализация исключительно
расходных обязательств Самарской области.
Мероприятия Программы, финансирование которых
предполагается осуществлять за счет иных, помимо
областного бюджета, источников, не являются
расходными обязательствами Самарской области";
в разделе "Целевой показатель Программы":
наименование изложить в следующей редакции:
"Целевые показатели Программы";
дополнить абзацем следующего содержания:
"обеспечение занятости не более 14651 работника организаций - автопроизводителей и их дочерних организаций";
раздел "Показатели результативности Программы" дополнить абзацами следующего содержания:
"создание рабочих мест и обеспечение занятости 14651 работника организаций - автопроизводителей и их дочерних организаций ежегодно;
профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации 10868 работников организаций - автопроизводителей и их дочерних организаций, в том числе в 2009 году 2000 работников, в 2010 году 8868 работников;
материально - техническое обеспечение работ по уборке, ремонту производственных помещений, демонтажу оборудования и иных видов временных работ, выполняемых ежегодно на 9993 рабочих местах в организациях - автопроизводителях и их дочерних организациях.";
раздел 1 Программы "Содержание проблемы и обоснование необходимости её решения программными методами" изложить в следующей редакции:
"1. Содержание проблемы и обоснование
необходимости ее решения программными методами
Самарская область является промышленно развитым регионом с преобладанием в структуре экономики обрабатывающих производств, в связи с чем в большей степени испытывает влияние мирового финансового кризиса.
Начиная с IV квартала 2008 года экономическая ситуация в области ухудшается. Кризис проявился во всех без исключения промышленных видах экономической деятельности, однако особенно сильно его последствия затрагивают такие отрасли, как производство транспортных средств и оборудования, химическая отрасль, металлургическое производство, производство строительных материалов, добыча неэнергетических полезных ископаемых.
Положение в этих сферах деятельности, а также в строительстве в большей степени будет определять общеэкономическую ситуацию в области в 2009 году. Положение усугубляется высокой концентрацией производства на территории области, особенно в городском округе Тольятти. Индекс промышленного производства за январь-октябрь 2009 года составил 70% к соответствующему периоду прошлого года. Темпы падения промышленного производства более чем в два раза превышают среднероссийский уровень. Наиболее серьезный спад произошел в обрабатывающих производствах - на 39,6%, и в первую очередь за счет резкого снижения производства автомобилей на 64,4%. Без учета производства автомобилей индекс промышленного производства составил 88,1%, что выше, чем в целом по России (86,7%).
По оценке за 2009 год, промышленное производство в Самарской области снизится на 29%, валовой региональный продукт - на 17,7%.
Экономика области во многом зависит от крупнейшей градообразующей организации - ОАО "АВТОВАЗ", производящей четверть всего объема промышленной продукции области. В целом в автомобильном кластере производится более 40% промышленной продукции области.
Индекс промышленного производства в г.о. Тольятти по крупным и средним предприятиям за январь - октябрь 2009 года, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, составляет 53,6% (в целом по области - 69,5%).
Напряженная экономическая ситуация вызывает снижение уровня жизни населения г.о. Тольятти. Реальная заработная плата работников организаций, не относящихся к субъектам малого предпринимательства, по итогам января-сентября текущего года снизилась на 16,4% - это максимальное по области падение (по области в целом на 8,7%), среднемесячная номинальная начисленная заработная плата составила 15893 рубля и сократилась на 6,6%. Это единственный городской округ в Самарской области с отрицательной динамикой данного показателя (в целом по области отмечается рост на 2%).
На долю градообразующего предприятия ОАО "АВТОВАЗ", по итогам 2008 года, приходилось 53,6% общегородского объема промышленного производства и 42,7% от среднесписочной численности работников организаций, не относящихся к субъектам малого предпринимательства.
В результате значительно обострилась ситуация в сфере занятости и на рынке труда Самарской области.
Регистрируемый рынок труда Самарской области с октября 2008 года испытывает последствия сокращения потребности экономики в рабочей силе (приложение 1). За 10 месяцев 2009 года численность безработных увеличилась в 2 раза и составила на 1 ноября 2009 года 48,3 тыс. человек, напряженность на рынке труда увеличилась с 2,5 до 7,1 человека на 1 рабочее место.
На 1 ноября 2009 года в области в составе зарегистрированных безработных 7,3% - инвалиды, 6,3% - лица предпенсионного возраста, 21,3% - уволенные с предприятий по сокращению численности или штата работников, 50,1% - уволенные по собственному желанию, 55,6% - женщины.
Фактическая численность работников ОАО "АВТОВАЗ" по состоянию на 1 ноября 2009 года составляла 93 095 человек (c учетом 3166 работников объектов, передаваемых в федеральную и муниципальную собственность, а также намеченных к реализации).
С учетом того что в Самарской области сохраняется тенденция роста численности регистрируемых безработных, повышается доля официально зарегистрированных безработных в их общей численности (по методологии МОТ), следует ожидать сохранения высокого уровня обращаемости граждан в органы государственной службы занятости населения и изменения уровня регистрируемой безработицы до 2,4% в среднем за год (приложение 2 к Программе).
Основной прирост численности безработных граждан может произойти за счет лиц, увольняемых из организаций, расположенных на территории Самарской области. По данным мониторинга, проводимого департаментом труда и занятости населения Самарской области с октября 2008 года, темпы высвобождения работников организаций возрастают. На 31.12.2008 в службе занятости имелись данные о планируемом высвобождении 19,6 тыс. человек, 10,7 тыс. человек из которых предположительно могли обратиться в центры занятости населения. На 01.11.2009 численность предполагаемых к высвобождению увеличилась до 61,1 тыс. человек, а фактически высвобождено 30,4 тыс. работников.
В отраслевой структуре наиболее значительные сокращения предполагаются в финансовой сфере (15,3% от среднесписочной численности работников, занятых в данном виде экономической деятельности), в производстве электрооборудования, электронного и оптического оборудования (17,1%), в химическом производстве (10,7%), в производстве транспортных средств и оборудования (10,0%), в производстве прочих неметаллических минеральных продуктов (9,5%).
О наиболее масштабных высвобождениях сообщили следующие предприятия: ОАО "АВТОВАЗ" (4997 человек), ООО "Тольяттикаучук" (2038 человек), ОАО "Авиакор-Авиационный завод" (1752 человека), ЗАО "Самарская кабельная компания" (1025 человек), ОАО "АВТОВАЗ-агрегат" (1325 человек), ОАО "Сызранский автоагрегатный завод" (962 человека), ОАО "Авиакомпания "Самара" (784 человека), ЗАО "ГК "Электрощит" - ТМ "Самара" (765 человек).
Возможно сокращение работников на территориях городских округов Самара, Тольятти, Сызрань, Жигулевск, в муниципальных районах Ставропольский, Приволжский, Безенчукский, Алексеевский, Большечерниговский, Челно-Вершинский.
Наибольшая доля предстоящих увольнений приходится на городские округа Самарской области, в которых сосредоточены крупные градообразующие и системообразующие предприятия - Самара (36,9%), Тольятти (36,7%), Сызрань (7,0%), Новокуйбышевск (3,0%), Жигулевск (2,5%).
Прогнозируется, что численность занятых в экономике Самарской области может уменьшиться в 2009 году на 3,1% по сравнению с 2008 годом и составит 1541 тыс. человек.
Весьма высок уровень скрытой безработицы, что свидетельствует о сохранении сложной экономической ситуации в организациях различных видов экономической деятельности. По состоянию на 01.11.2009 461 организация области работает в режиме неполного рабочего времени, предоставила отпуска без сохранения заработной платы или находится в простое. В режиме неполного рабочего времени по инициативе администрации работают 133,5 тыс. человек, в отпусках по инициативе администрации находятся 1,8 тыс. человек, в простое по вине работодателя - 3,2 тыс. человек.
Наиболее сложная ситуация в связи с возможным сокращением работников и введением режима неполного рабочего времени складывается в г.о. Тольятти, что приводит к существенному ухудшению ситуации на рынке труда города. Так, в начале текущего года из официально зарегистрированных в области 24 тыс. безработных на долю Тольятти приходилось 13%, а к 18 ноября из 49 тыс. безработных - уже 27%. Темпы роста безработицы в этом городе остаются высокими, несмотря на замедление их в целом по области. Численность зарегистрированных безработных в городском округе с начала года увеличилась в 4,3 раза или на 10,1 тыс. человек (40% общего прироста в целом по области) и на 18.11.2009 составила 13,2 тыс. человек. Уровень зарегистрированной безработицы возрос за этот период до 2,8%. При этом численность зарегистрированных безработных граждан возросла с 1 по 18 ноября текущего года на 230 человек и составила 13,13 тыс. человек.
Реальные возможности экономики города в обеспечении занятости всех ищущих работу граждан сейчас весьма ограничены. Резко сократилось количество заявленных вакансий на постоянную работу. Если в предыдущие годы доля таких вакансий в общей структуре превышала две третьих как по области, так и по Тольятти, то в 2009 году среднеобластное значение сократилось до 32%, а в Тольятти - до 20%. Каждая четвертая из таких вакансий предлагалась с заработной платой менее прожиточного минимума, и только в 15% случаев зарплата превышала 2 прожиточных минимума. В настоящее время на одно постоянное рабочее место претендуют 10 человек.
С октября 2008 года по 18.11.2009 в связи с ликвидацией организаций либо сокращением численности или штата в г.о. Тольятти уволено 11,6 тыс. работников (35% всех высвобожденных по области), из которых 3,8 тыс. человек (33%) трудоустроены.
В г.о. Тольятти сосредоточены наибольшие в области масштабы неполной занятости. По состоянию на 18.11.2009 по данным, представленным работодателями в департамент труда и занятости населения Самарской области, в режиме неполной занятости задействованы 104,1 тыс. человек (73% от аналогичного показателя в целом по области), в том числе работают неполное рабочее время 102,8 тыс. человек, находятся в отпусках без сохранения заработной платы 0,1 тыс. человек, в простое - 1,2 тыс. человек.
При этом наибольшее влияние на социально-экономическое развитие и рынок труда г.о. Тольятти оказывает ситуация, складывающаяся в ОАО "АВТОВАЗ".
С 1 сентября 2009 года по 28 февраля 2010 года на предприятии введен режим неполного рабочего времени в виде неполной 20-часовой рабочей недели с оплатой труда за фактически отработанное время. Введение режима неполного рабочего времени не коснулось только работников, занятых выполнением неотложных работ по обеспечению деятельности предприятия (всего 12330 работников).
Ситуация в ОАО "АВТОВАЗ" влечет за собой серьезные проблемы функционирования предприятий - смежников, расположенных как на территории Самарской области, так и в других субъектах Российской Федерации. Доля предприятий, осуществляющих поставку комплектующих деталей и материалов на ОАО "АВТОВАЗ", расположенных на территории Самарской области, составляет 34% (255 предприятий) от общего количества поставщиков ОАО "АВТОВАЗ" (755 предприятий). На указанных предприятиях занято 141,2 тыс. человек или 16% от общей численности работников, занятых на предприятиях - поставщиках ОАО "АВТОВАЗ". Это свидетельствует об общероссийском характере проблем ОАО "АВТОВАЗ", которое является стратегически важным предприятием Российской Федерации, включенным в федеральный перечень системообразующих организаций. Снижение объемов продаж и производства автомобилей и машинокомплектов ОАО "АВТОВАЗ" повышает риск введения режимов неполного рабочего времени и высвобождения работников предприятий - поставщиков ОАО "АВТОВАЗ". В настоящее время на долю расположенных в области поставщиков автокомпонентов приходится более 16 тыс. человек, работающих в режиме неполной занятости, в том числе в г.о. Тольятти -5,0 тыс. человек. Уже высвобождены за минувший календарный год с этих предприятий 4,3 тыс. человек, из которых 2,6 тыс. обратились в службу занятости и более 1,5 тыс. признаны безработными (в том числе в г.о. Тольятти - 2,4 тыс., 1,1 тыс. и 0,7 тыс. человек соответственно). Численность предполагаемых к увольнению в ближайшее время работников по этой группе предприятий составляет в г.о. Тольятти около 7 тыс. человек, из них 5 тыс. человек - работники ОАО "АВТОВАЗ".
Это обусловило необходимость разработки Программы, для реализации которой необходима скоординированная совместная деятельность федеральных, областных органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Негативное развитие событий могло бы привести к увеличению среднегодовой численности зарегистрированных безработных до 48,5 тыс. человек. В то же время полный комплекс мероприятий, включая реализацию настоящей Программы, нацелен на то, чтобы численность безработных в среднем за год не превысила 42,6 тыс. человек (приложение 3 к Программе).
При проведении всего комплекса мероприятий по содействию в трудоустройстве высвобождаемых и находящихся под риском увольнения работников учитывается их профессионально-квалификационный состав. Среди указанных категорий граждан 14,5% приходится на руководителей, 16,5% - на специалистов высшего и среднего уровня квалификации, 15,2% - на квалифицированных рабочих, 16,1% - на неквалифицированных работников.
Мерами, реализуемыми в области содействия занятости населения в 2009 году, предусматривается:
трудоустроить при содействии службы занятости 64 тыс. граждан, ищущих работу, в том числе по программам временной занятости 14,8 тыс. человек;
организовать ярмарки вакансий и учебных рабочих мест в количестве 309 единиц;
оказать услуги по социальной адаптации 3,6 тыс. человек;
оказать услуги по содействию самозанятости 3,5 тыс. человек;
оказать услуги по профессиональной ориентации 57 тыс. человек;
направить на профессиональное обучение 4,6 тыс. безработных граждан (по г.о. Тольятти 1,4 тыс. человек).
В целом государственные услуги в сфере содействия занятости получат более 193 тыс. жителей Самарской области.
Однако для поддержания стабильной ситуации на рынке труда предусмотренных мер будет недостаточно. Рост предложения рабочей силы при ограничении приема на работу снизит возможности трудоустройства выпускников всех видов учебных заведений, вступающих на рынок труда впервые.
Сокращение численности работающих в организациях повлечет за собой снижение количества вакантных рабочих мест, "сужение" вариантов занятости, особенно в территориях с моноэкономической структурой производства, в сельской местности.
Необходимо принятие дополнительных мер, способствующих снижению напряженности на региональном и локальных рынках труда, повышению конкурентоспособности на рынке труда работников организаций, находящихся под риском увольнения, сохранению и созданию рабочих мест. Одной из мер, обеспечивающих повышение занятости населения Самарской области, является сокращение численности привлекаемых иностранных работников. С учетом сложившейся ситуации на рынке труда предлагается снизить заявленную потребность в иностранной рабочей силе с 49,8 до 12,4 тыс. человек (приложение 4 к Программе).
В целях повышения уровня информированности получателей государственных услуг проводятся предувольнительные консультации для высвобождаемых работников и работников, находящихся под риском увольнения, действуют телефоны "горячей линии" в департаменте труда и занятости населения Самарской области, а также во всех центрах занятости населения.
Учитывая сложную экономическую ситуацию в ОАО "АВТОВАЗ", которая может стать основным очагом возможного возникновения кризисной ситуации на рынке труда Самарской области, и то, что инвестиционный процесс в условиях кризиса крайне осложнен, а создание и сохранение рабочих мест без государственного участия затруднено, предусматривается принятие дополнительных мер. Это позволит обеспечить занятость тех работников ОАО "АВТОВАЗ", которые в связи с сокращением объема производства не будут заняты основной производственной деятельностью. Численность таких работников составит не более 14651 человека.
По данным ОАО "АВТОВАЗ", по состоянию на сентябрь 2009 года при режиме неполной рабочей недели средняя заработная плата в ОАО "АВТОВАЗ" составила 12,4 тыс. рублей (в 2008 году средняя заработная плата составляла около 21 тыс. рублей). Однако заработная плата 24233 работников составила менее прожиточного минимума по Самарской области (6064 рубля), в том числе у 10741 работника - менее минимального размера оплаты труда по Российской Федерации (4330 рублей), у 40430 работников уровень заработной платы составил от 6064 до 10000 рублей в месяц.
С 1 декабря 2009 года 84,9 тыс. работников ОАО "АВТОВАЗ" переводятся в режим полного рабочего времени.
Размер средней заработной платы, который предполагается выплачивать работникам, входящим в целевую численность персонала, в 2010 году, по оценке ОАО "АВТОВАЗ", составит 17,5 тыс. рублей.
В целях снижения напряженности на рынке труда Самарской области было принято постановление Правительства Российской Федерации от 07.11.2009 N 902 "О дополнительных мерах по снижению напряженности на рынке труда Самарской области".
Реализация мер, предусмотренных вышеназванным постановлением, предполагается в течение четырнадцатимесячного периода (2 месяца 2009 года и 2010 год). В рамках данной Программы предусматривается осуществление дополнительных мер, способствующих стабилизации ситуации в Самарской области (в том числе в организациях - автопроизводителях и их дочерних организациях) в 2009 - 2010 годах (приложение 23 к Программе).";
раздел 2 "Основные цели и задачи Программы, сроки её реализации"
дополнить пунктами 3,4 следующего содержания:
"3. Снижение напряженности на рынке труда Самарской области.
4. Обеспечение занятости работников организаций - автопроизводителей и их дочерних организаций.";
в разделе 3 "Система мероприятий Программы":
таблицу после пункта 2.2.3 дополнить задачей 3 следующего содержания:
N п/п |
Наименование задачи, мероприятия |
Срок исполне- ния |
Ответственные исполнители |
"Задача 3. Обеспечение занятости работников организаций -
автопроизводителей и их дочерних организаций
3.1. Создание рабочих мест и 2009 - Департамент труда и
обеспечение занятости 2010 занятости населения
работников организаций - годы Самарской области, ГУ
автопроизводителей и их ЦЗН городских округов
дочерних организаций
3.1.1 Заключение договоров с 2009 - Департамент труда и
. организациями - 2010 занятости населения
автопроизводителями и их годы Самарской области, ГУ
дочерними организациями на ЦЗН городских округов
создание рабочих мест и
обеспечение занятости
работников организаций -
автопроизводителей и их
дочерних организаций
3.2. Профессиональная подготовка, 2009 - Департамент труда и
переподготовка и повышение 2010 занятости населения
квалификации работников годы Самарской области, ГУ
организаций - ЦЗН городских округов
автопроизводителей и их
дочерних организаций
3.2.1 Подготовка перечня учреждений 2009 - Департамент труда и
. профессионального 2010 занятости населения
образования, иных годы Самарской области, ГУ
организаций, имеющих учебные ЦЗН городских округов
центры, на базе которых будет
проходить профессиональная
подготовка, переподготовка,
повышение квалификации
работников
3.2.2 Заключение договоров с 2009 - ГУ ЦЗН городских
. организациями - 2010 округов
автопроизводителями и их годы
дочерними организациями на
профессиональную подготовку,
переподготовку и повышение
квалификации работников
организаций -
автопроизводителей и их
дочерних организаций
3.3. Материально-техническое 2009 - Департамент труда и
обеспечение работ по уборке, 2010 занятости населения
ремонту производственных годы Самарской области, ГУ
помещений, демонтажу ЦЗН городских округов
оборудования и иных видов
временных работ, выполняемых
работниками организаций -
автопроизводителей и их
дочерних организаций
3.3.1 Заключение договоров с 2009 - Департамент труда и
. организациями - 2010 занятости населения
автопроизводителями и их годы Самарской области, ГУ
дочерними организациями на ЦЗН городских округов
материально-техническое
обеспечение работ по уборке,
ремонту производственных
помещений, демонтажу
оборудования и иных видов
временных работ, выполняемых
организациями -
автопроизводителями и их
дочерними организациями";
дополнить абзацами следующего содержания:
"В целях содействия занятости не более 14651 работнику организаций - автопроизводителей и их дочерних организаций предусмотрено заключение договоров между ГУ ЦНЗ г.о. Тольятти и работодателями на осуществление следующих мероприятий:
создание рабочих мест и обеспечение занятости работников организаций - автопроизводителей и их дочерних организаций;
профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации работников организаций - автопроизводителей и их дочерних организаций;
материально-техническое обеспечение работ по уборке, ремонту производственных помещений, демонтажу оборудования и иных видов временных работ, выполняемых организациями - автопроизводителями и их дочерними организациями.
В течение 2009 - 2010 годов будет организовано профессиональное обучение 10868 работников организаций - автопроизводителей и их дочерних организаций, в том числе в 2009 году - 2000 человек (приложение 16 к Программе), в 2010 году - 8868 человек (приложение 19 к Программе). Согласно прогнозу 2309 человек будут проходить обучение за пределами г.о. Тольятти на базе современных учебных центров предприятий и образовательных учреждений: в 2009 году - 332 человека, 2010 году - 1977 человек.
В первоочередном порядке по согласованию с Министерством образования и науки Российской Федерации (проект программы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников ОАО "АВТОВАЗ") планируется организовать обучение 1000 сотрудников организаций по следующим направлениям: стажировка 100 работников на организациях "Renault" и повышение квалификации и переподготовка 900 рабочих по профессиям, необходимым для модернизации предприятия (в 2009 году - 118 чел., в 2010 году - 782 чел.).
Кроме того, в 2009 году планируется проведение профессионального обучения 1882 работников по профессиям и специальностям, востребованным на предприятиях г.о. Тольятти, в том числе в сфере ЖКХ, в сфере малого бизнеса, а также в целях оказания услуг населению социальной направленности и др.
Организация обучения может осуществляться как на базе специализированных лабораторий корпоративного университета ОАО "АВТОВАЗ", так и с привлечением образовательных учреждений Самарской области (Тольяттинский технический колледж, Тольяттинский машиностроительный техникум, Тольяттинский государственный университет, Самарский государственный технический университет, Самарский государственный аэрокосмический университет и др.) и других регионов Российской Федерации (Нижегородский государственный технический университет, Ивановский государственный энергетический университет, Камский государственный автомеханический техникум, Саратовский государственный технический университет и др.).
Выбор поставщика образовательных услуг в 2010 году планируется осуществлять организациями - автопроизводителями и их дочерними организациями на конкурсной основе с учетом ряда ключевых параметров - наличие лицензии на обучение, стоимость и качество обучения, удобство расположения учебных заведений для работников, условия проживания (для иногородних учебных заведений) и др. В 2009 году проведение конкурсных процедур не планируется.
Учитывая, что в 2010 году в г.о. Тольятти планируется создание ориентировочно 5,5 тыс. рабочих мест в рамках проекта областной целевой программы "Создание новых рабочих мест в г.о. Тольятти Самарской области и Самарско - Тольяттинской агломерации на 2010 - 2012 годы", профессиональное обучение будет организовано с учетом последующего трудоустройства на данные рабочие места. Завершение обучения и создание рабочих мест будут согласованы по срокам. В приложениях 20 и 21 к Программе представлена справочная информация о графике организации профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников и сравнительный анализ данных названного графика и динамики создания новых рабочих мест на территории г.о. Тольятти.";
в разделе 4 "Объёмы и источники финансирования мероприятий Программы":
абзацы с первого по четвертый изложить в следующей редакции:
"Финансовое обеспечение мероприятий Программы, направленных на снижение напряженности на рынке труда, осуществляется за счет средств областного бюджета, в том числе формируемых за счет поступающих в областной бюджет в соответствии с действующим законодательством средств федерального бюджета.
Общий объем финансирования мероприятий Программы составит 6265361 тыс. рублей, в том числе средства областного бюджета, формируемые за счет поступающих в областной бюджет средств федерального бюджета (субсидии на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда) - 5952070 тыс. рублей (95% общего объема финансирования мероприятий Программы); средства областного бюджета (за исключением средств областного бюджета, формируемых за счет поступающих в областной бюджет средств федерального бюджета) - 313291 тыс. рублей (5% общего объема финансирования мероприятий Программы).
В 2009 году общий объем финансирования мероприятий Программы составит 1854519 тыс. рублей, в том числе: средства областного бюджета, формируемые за счет поступающих в областной бюджет средств федерального бюджета (субсидии на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда) - 1761770 тыс. рублей (95% общего объема финансирования мероприятий Программы); средства областного бюджета (за исключением средств областного бюджета, формируемых за счет поступающих в областной бюджет средств федерального бюджета) - 92749 тыс. рублей (5% общего объема финансирования мероприятий Программы). В 2010 году общий объем финансирования мероприятий Программы составит 4410842 тыс. рублей, в том числе средства областного бюджета, формируемые за счет поступающих в областной бюджет средств федерального бюджета (субсидии на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда) - 4190300 тыс. рублей (95% общего объема финансирования мероприятий Программы); средства областного бюджета (за исключением средств областного бюджета, формируемых за счет поступающих в областной бюджет средств федерального бюджета) - 220542 тыс. рублей (5% общего объема финансирования мероприятий Программы).
В рамках общего объема финансирования на реализацию мероприятий по обеспечению занятости работников организаций - автопроизводителей и их дочерних организаций предусмотрено 5160948 тыс. рублей (в 2009 году - 750106 тыс. рублей, в 2010 году - 4410842 тыс. рублей), в том числе средства областного бюджета, формируемые за счет поступающих в областной бюджет средств федерального бюджета (субсидии на реализацию мероприятий по обеспечению занятости работников организаций - производителей легковых автомобилей и их дочерних юридических лиц - производителей услуг в сфере содействия занятости бывших работников организации, осуществляющих производство легковых автомобилей) - 4902900 тыс. рублей (в 2009 году- 712600 тыс. рублей, в 2010 году - 4190300 тыс. рублей); средства областного бюджета (за исключением средств областного бюджета, формируемых за счет поступающих в областной бюджет средств федерального бюджета) - 258048 тыс. рублей (в 2009 году - 37506 тыс. рублей, в 2010 году - 220542 тыс. рублей).";
абзац шестой дополнить словами ", постановления Правительства Российской Федерации от 07.11.2009 N 902 "О дополнительных мерах по снижению напряженности на рынке труда Самарской области".";
абзац седьмой признать утратившим силу;
абзац восьмой изложить в следующей редакции:
"В Программе приведена справочная информация о механизме расчета объема финансирования мероприятий (приложения 9,9.1,9.2, 13, 14, 15, 17, 18, 22 к Программе).";
раздел 5 "Механизм реализации мероприятий Программы и контроль за ходом ее выполнения" изложить в следующей редакции:
"5. Механизм реализации мероприятий
программы и контроль за ходом ее выполнения
Уполномоченным органом исполнительной власти на территории Самарской области, ответственным за реализацию мероприятий Программы, определен департамент труда и занятости населения Самарской области.
Реализация мероприятий по организации опережающего профессионального обучения работников в случае угрозы увольнения предусматривает заключение договоров между государственными учреждениями центрами занятости населения городских округов и муниципальных районов Самарской области с работодателем. Обучение проводится на базе образовательных учреждений, а также на учебной базе организаций как проводящих увольнение, так и принимающих увольняемых работников.
Параметры мероприятий Программы (перечень организаций, численность участников по организациям и муниципальным образованиям, объемы, направления профессионального обучения, виды работ) могут уточняться в зависимости от экономической ситуации в организациях и муниципальных образованиях.
Реализация мероприятий по организации общественных работ, временного трудоустройства, стажировки в целях приобретения опыта работы безработных граждан, граждан, ищущих работу, включая выпускников образовательных учреждений, а также работников в случае угрозы массового увольнения, осуществляется путем:
информирования работодателей и граждан о государственных услугах, предоставляемых службой занятости (размещение информации в средствах массовой информации, на стендах государственных учреждений центров занятости населения, в организациях области и в сети интернет);
разработки и тиражирования справочно-информационных материалов, буклетов;
заключения договоров с работодателями на организацию общественных работ, временного трудоустройства, стажировку в целях приобретения опыта работы безработных граждан, граждан, ищущих работу, включая выпускников образовательных учреждений, а также работников в случае угрозы массового увольнения.
Реализация мероприятия по содействию развитию малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан осуществляется путем:
предоставления информационных материалов и консультационных услуг по организации предпринимательской деятельности и самозанятости;
содействия в подготовке бизнес-планов безработным гражданам;
перечисления социальных выплат безработным гражданам на основании договоров между государственными учреждениями центрами занятости населения и безработными гражданами, заключаемых при условии положительных результатов экспертизы бизнес-планов;
оказания психологом на базе бизнес-инкубатора консультационных и психологических услуг работникам организаций - автопроизводителей и их дочерних организаций, желающим организовать собственное дело.
Формирование данных о получателях мер поддержки на развитие малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан осуществляется на основании сверки реестров малых предприятий - получателей государственной поддержки малого предпринимательства и регистра получателей государственных услуг в сфере занятости населения, что позволяет исключить двойной счет создаваемых рабочих мест по различным направлениям поддержки малого бизнеса.
Реализация мероприятий по обеспечению занятости работников организаций - автопроизводителей и их дочерних организаций, по организации профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников организаций - автопроизводителей и их дочерних организаций, по материально-техническому обеспечению работ по уборке, ремонту производственных помещений, демонтажу оборудования и иных видов временных работ, выполняемых работниками организаций - автопроизводителей и их дочерних организаций, предусматривает заключение договоров между государственными учреждениями центрами занятости населения городских округов и указанными организациями.
На реализацию Программы могут негативно повлиять факторы, определяющие ситуацию на рынке труда: экономическая ситуация в области, финансовое состояние хозяйствующих объектов, социальные, демографические и иные причины, влияющие на качественный состав безработных граждан.
К факторам риска реализации Программы относится добровольный характер участия работников в опережающем обучении, в организации собственного дела (малого предпринимательства), участия граждан в общественных и временных работах, в уборке, реконструкции производственных помещений, демонтаже оборудования.
Одним из наиболее существенных рисков является риск недофинансирования мероприятий Программы.
Общий контроль за исполнением Программы осуществляет департамент труда и занятости населения Самарской области.
Департамент труда и занятости населения Самарской области также осуществляет:
организацию выполнения мероприятий Программы;
подготовку информации и отчетов для Правительства Самарской области о выполнении Программы;
подготовку предложений по корректировке Программы;
совершенствование механизма реализации Программы;
контроль за эффективным и целевым использованием средств, выделяемых на реализацию Программы, своевременным выполнением в полном объеме основных мероприятий Программы.
Департамент труда и занятости населения Самарской области ежеквартально не позднее 15 - го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представляет в Федеральную службу по труду и занятости отчет о расходах бюджета по установленной форме.";
раздел 6 "Оценка эффективности реализации Программы" изложить в следующей редакции:
"6. Оценка эффективности реализации программы
Реализация мероприятий, предусмотренных Программой, позволит существенно снизить напряженность на рынке труда Самарской области:
повысить конкурентоспособность на рынке труда работников, находящихся под риском увольнения посредством их подготовки, переподготовки и повышения квалификации по профессиям (специальностям), востребованным на рынке труда;
создать рабочие места для временного трудоустройства граждан, высвобождаемых или находящихся под риском увольнения в организациях области;
смягчить негативные последствия от потери работы за счет обеспечения поддержания доходов граждан в период участия во временных, в том числе общественных, работах (благоустройство территорий, строительство дорог и т.д.);
обеспечить социальные выплаты безработным гражданам для организации предпринимательской деятельности;
обеспечить занятость работников организаций - автопроизводителей и их дочерних организаций в количестве не более 14651 человека.
Осуществление мероприятий Программы позволит:
обеспечить опережающее обучение 4 тыс. человек (по г.о. Тольятти 1759 человек);
оказать содействие в трудоустройстве 47,8 тыс. человек (по г.о. Тольятти 38,1 тыс. человек), в том числе около 34,4 тыс. человек (по г.о. Тольятти 27,9 тыс. человек) на временные рабочие места (из них около 2,5 тыс. выпускников образовательных учреждений) и 13,4 тыс. человек в рамках общественных работ (по г.о. Тольятти 10,2 тыс. человек);
трудоустроить 4 тыс. безработных граждан в результате оказанной им финансовой поддержки (по г.о. Тольятти 200 человек), создать 4288 дополнительных рабочих мест в результате развития малого предпринимательства;
создать рабочие места и обеспечить занятость 14651 работнику организаций - автопроизводителей и их дочерних организаций ежегодно;
осуществить профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации 10868 работников организаций - автопроизводителей и их дочерних организаций, в том числе в 2009 году - 2000 работников, в 2010 году - 8868 работников;
осуществить материально - техническое обеспечение работ по уборке, ремонту производственных помещений, демонтажу оборудования и иных видов временных работ, выполняемых ежегодно на 9993 рабочих местах в организациях - автопроизводителях и их дочерних организациях;
не допустить роста уровня регистрируемой безработицы в среднем за год выше 2,4%.";
приложение 9 к Программе изложить в редакции согласно приложению 1 к настоящему постановлению;
дополнить приложениями 9.1, 9.2, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23 в редакции согласно приложениям 2 - 13 соответственно к настоящему постановлению.
2. Опубликовать настоящее постановление в средствах массовой информации.
3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
Губернатор - |
В.В. Артяков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Самарской области от 3 декабря 2009 г. N 617 "О внесении изменений в постановление Правительства Самарской области от 04.03.2009 N 63 "Об установлении отдельных расходных обязательств Самарской области"
Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования
Текст постановления опубликован в газете "Волжская Коммуна" от 5 декабря 2009 г. N 452