Приказ Министерства природопользования, лесного хозяйства
и охраны окружающей среды Самарской области от 10 ноября 2009 г. N 123
"Об утверждении ведомственной целевой программы
"Обеспечение вододефицитных населенных пунктов
Самарской области запасами подземных вод питьевого качества"
18 ноября 2010 г., 11 ноября 2011 г., 24 сентября, 7 ноября 2012 г.
В целях эффективного и рационального расходования средств областного бюджета в сфере обеспеченности населения Самарской области запасами качественной питьевой воды и в соответствии с Протоколом 5 от 26 октября 2009 года заседания при комиссии при Правительстве Самарской области по ведомственным целевым программам приказываю:
1. Утвердить прилагаемую ведомственную целевую программу "Обеспечение вододефицитных населенных пунктов Самарской области запасами подземных вод питьевого качества" на 2011 - 2013 годы.
2. Признать утратившим силу приказ министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Самарской области от 30 июня 2009 года N 45 "Об утверждении ведомственной целевой программы "Обеспечение вододефицитных населенных пунктов Самарской области запасами подземных вод питьевого качества на 2010 - 2012 годы".
3. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на заместителя министра - руководителя департамента природопользования (Кудряшова).
4. Опубликовать настоящий приказ в средствах массовой информации.
5. Опубликовать настоящий приказ в сети Интернет.
6. Настоящий приказ вступает в законную силу с 1 января 2010 года.
Министр |
Д.И. Азаров |
Ведомственная целевая программа
"Обеспечение вододефицитных населенных пунктов
Самарской области запасами подземных вод питьевого качества"
на 2011 - 2013 годы
(далее - Ведомственная программа)
(утв. приказом Министерства природопользования,
лесного хозяйства и окружающей среды Самарской области
от 10 ноября 2009 г. N 123)
18 ноября 2010 г., 11 ноября 2011 г., 24 сентября, 7 ноября 2012 г.
Приказом Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области от 7 ноября 2012 г. N 276 в паспорт настоящей программы внесены изменения, вступающие в силу со дня официального опубликования названного приказа
Паспорт Ведомственной программы
Наименование Ведомственной программы - "Обеспечение вододефицитных населенных пунктов Самарской области запасами подземных вод питьевого качества" на 2011 - 2013 годы
Дата принятия решения о разработке Ведомственной программы - план работы управления лицензирования использования участков недр на 2009 год, утвержденный министром природных ресурсов и охраны окружающей среды Самарской области от 30 января 2009 года.
Разработчик и исполнитель Ведомственной программы - министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области.
Цель и задачи Ведомственной программы - цель: повышение обеспеченности населения Самарской области запасами качественной питьевой воды при условии рационального использования подземных вод и охране их от истощения и загрязнения.
Задача 1. Организация гидрогеологических работ по оценке запасов подземных вод на участках действующих водозаборов.
Задача 2. Организация гидрогеологических работ по поискам и разведке подземных вод на новых участках.
Задача 3. Организация гидрогеологических работ по переоценке запасов подземных вод на выявленных участках.
Сроки реализации Ведомственной программы - 2011 - 2013 годы
ВАЖНЕЙШИЕ ЦЕЛЕВЫЕ - индикатор (показатель) достижения цели:
ИНДИКАТОРЫ И ПОКАЗАТЕЛИ доля населения, обеспеченного запасами
ВЕДОМСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ подземных вод питьевого качества в необходимом
объеме от общего числа жителей, проживающих в
населенных пунктах Самарской области,
участвующих в реализации Ведомственной
программы.
Индикаторы (показатели) задачи 1:
численность населения, обеспеченного запасами
подземных вод питьевого качества в нормативном
объеме, на конец года утверждения запасов
подземных вод на участках действующих
водозаборов Государственной комиссией по
запасам (ГКЗ);
доля дефицита запасов кондиционных подземных
вод в общем дефиците подземных вод питьевого
качества в населенных пунктах Самарской
области, участвующих в реализации
Ведомственной программы.
Индикаторы (показатели) задачи 2:
количество запасов кондиционных подземных вод,
выявленных в результате изучения новых
участков, содержащих подземные воды питьевого
качества на конец года утверждения запасов
подземных вод ГКЗ;
доля разведанных участков подземных вод,
подготовленных для проектирования водозаборов,
в их общем количестве.
Индикаторы (показатели) задачи 3:
численность населения, обеспеченного запасами
подземных вод питьевого качества в нормативном
объеме, на конец года переутверждения запасов
подземных вод ГКЗ;
доля дефицита запасов подземных вод по
отношению к выявленным запасам.
ОБЪЕМЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ - реализация Ведомственной программы
МЕРОПРИЯТИЙ, ОПРЕДЕЛЕННЫХ осуществляется за счет средств областного
ВЕДОМСТВЕННОЙ ПРОГРАММОЙ бюджета. Объем финансирования мероприятий
Ведомственной программы составляет 63 700
тыс. рублей,
в том числе:
2011 год - 10 000 тыс. рублей;
2012 год - 27 777 тыс. рублей;
2013 год - 25 923 тыс. рублей.
ПОКАЗАТЕЛИ СОЦИАЛЬНО- - отношение степени достижения основных целевых
ЭКОНОМИЧЕСКОЙ показателей (индикаторов) Ведомственной
ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ программы к уровню ее финансирования.
ВЕДОМСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ
Система организации контроля за ходом реализации ведомственной целевой программы - контроль за ходом реализации Ведомственной программы осуществляется министерством лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области.
I. Характеристика проблемы,
решение которой осуществляется
путем реализации Ведомственной программы
Согласно решению Межведомственной комиссии Совета Безопасности Российской Федерации по экологической безопасности от 9 октября 2008 года по вопросу "О состоянии водных ресурсов и мерах по обеспечению безопасности хозяйственно-питьевого водоснабжения населения Российской Федерации" органам государственной власти субъектов Российской Федерации предложено осуществить меры по повышению эффективности государственного и ведомственного контроля за соблюдением требований охраны окружающей среды и обеспечением безопасности питьевой воды.
Как указывается в информационно-аналитической справке от 24 ноября 2008 года N А53-6032м полномочного представителя Президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе Г. Рапоты: "Ресурсная база подземных вод для питьевого водоснабжения населения и обеспечения водой промышленности представлена прогнозными ресурсами подземных вод и разведанными месторождениями вод, эксплуатационные запасы по которым прошли государственную экспертизу и отражены в системе государственного учета. В целом по России обеспеченность прогнозными ресурсами подземных вод составляет 6 куб. м/сут на человека, по Приволжскому федеральному округу - 3 куб. м/сут на человека. Забор пресной воды из природных водных объектов прогнозируется в 80 куб. км, в том числе из поверхностных водных объектов - 68,5 куб. км, из подземных источников - 11,5 куб. км. Ожидается рост использования подземных вод на хозяйственно-питьевые нужды. В Российской Федерации средний объем забора воды из расчета на 1 человека составляет 122 куб. м в год или 334 л/сутки. Несмотря на это, 31 млн. человек в России (22%) не обеспечены услугами централизованного водоснабжения. В настоящее время в Российской Федерации каждый второй житель вынужден использовать для питьевых целей воду, не соответствующую по ряду показателей гигиеническим требованиям; почти треть населения страны пользуется децентрализованными источниками водоснабжения без соответствующей водоподготовки; население ряда регионов страдает от недостатка питьевой воды и отсутствия связанных с этим надлежащих санитарно-бытовых условий". Указанным выше решением Межведомственной комиссии Совета Безопасности Российской Федерации по экологической безопасности давалось поручение органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления решить задачу обеспечения питьевой водой муниципальных образований.
С этой целью министерством лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области в соответствии с Порядком разработки, утверждения и реализации ведомственных целевых программ в Самарской области, утвержденным постановлением Правительства Самарской области от 16.01.2008 N 2, разработана настоящая Ведомственная программа.
В Ведомственной программе принимают участие 11 населенных пунктов Самарской области. Это целевая группа, в которых проблема обеспечения подземными водами питьевого качества стоит наиболее остро. Обеспечение населенных пунктов запасами подземных вод - первый этап решения проблемы их водоснабжения. При отборе населенных пунктов учитывались следующие критерии:
- дефицит воды питьевого качества и размер населенного пункта либо группы близко расположенных населенных пунктов (с количеством жителей более тысячи человек);
- наличие обращений водопотребителей с обоснованием проблемы;
- наличие вблизи населенных пунктов месторождений или участков с оцененным ранее ресурсным потенциалом подземных вод (реальная возможность получить положительный результат).
Таким образом, были отобраны село Борское муниципального района Борский, поселок Новосемейкино и село Красный Яр муниципального района Красноярский, поселки Тимашево и Кротовка, село Муханово муниципального района Кинель-Черкасский, поселок Комсомольский и села Павловка и Покровка муниципального района Кинельский и городские округа Сызрань и Похвистнево.
В целевую группу населенных пунктов не вошли населенные пункты южных районов области, в частности села Большая Черниговка, Большая Глушица, Алексеевка, где проблема водоснабжения также актуальна. Для названных населенных пунктов Куйбышевской гидрогеологической экспедицией по Государственному контракту от 29.09.2005 N 2-15 "Поисково-оценочные работы на подземные воды для водоснабжения южных районов" в период 2005 - 2007 гг. выполнен комплекс гидрогеологических работ. В районе сел Большая Глушица и Алексеевка выявлены участки подземных вод питьевого качества. Запасы на Каралыкском участке (для села Большая Глушица) и Летниковском месторождении (для села Алексеевка) подземных вод утверждены по промышленным категориям, участки подготовлены для проектирования водозаборов. В районе села Большая Черниговка участков подземных вод с кондиционными запасами не выявлено. Аналогичная работа проведена Куйбышевской гидрогеологической экспедицией по Государственному контракту от 12.07.2007 N МСБ 02-1 "Поисково-оценочные работы на подземные воды для водоснабжения северных районов".
Существует проблема обеспечения водой небольших населенных пунктов. Поиски и разведка запасов подземных вод для них организационно и экономически нецелесообразна ввиду невысокой потребности в воде. В части реализации протокольных поручений Межведомственной комиссии Совета Безопасности Российской Федерации по экологической безопасности от 9 октября 2008 года рекомендуется использовать возможность упрощенной процедуры оформления и представления материалов подсчета запасов подземных вод. В данном случае это можно сделать путем разработки на базе имеющихся материалов проектов на бурение разведочно-эксплуатационных скважин.
Ведомственная программа является составной частью комплекса работ по социально-экономическому развитию области, природопользованию и охране окружающей среды и нацелена на обеспечение населения водой питьевого качества из надежно защищенных источников при сохранении экологической безопасности окружающей среды. Базовым ориентиром Ведомственной программы является "Стратегия социально-экономического развития Самарской области на период до 2020 года", одобренная постановлением Правительства Самарской области от 09.10.2006 N 129.
Общий ресурсный потенциал подземных вод по Самарской области составляет 8,78 млн. куб. м/сут (с минерализацией до 1,0 г/л - 6,58 млн. куб. м/сут), или около 1% всего ресурсного потенциала подземных вод территории Российской Федерации. Средний модуль ресурсного потенциала (площадной) по Самарской области составляет порядка 1,05 л/с x кв. км. Следует отметить, что Самарская область обладает значительными ресурсами: средний модуль в полтора раза превышает его значения по России.
К настоящему времени разведаны и утверждены запасы подземных вод, пригодных для хозяйственно-питьевого и производственно-технического водоснабжения, в объеме 2,7 млн. куб. м/сут.
Хозяйственно-питьевое водоснабжение населения и объектов промышленности по Самарской области осуществляется за счет подземных и поверхностных вод. В 2009 году доля подземных вод в балансе хозяйственно-питьевого водоснабжения Самарской области составила 41,52%.
По состоянию на 01.01.2010 для целей хозяйственно-питьевого и технического водоснабжения на территории области разведано 159 участков подземных вод. Разведанные запасы питьевых и технических вод в целом по области составляют 2783,63 тыс. куб. м/ сут. Прирост запасов подземных вод питьевого качества за 2009 год составил 43,922 тыс. куб. м/сут, в том числе 1,5 тыс. куб. м/сут (на участке Печинский для водоснабжения с. Богатое) по результатам работ, выполненных за счет средств областного бюджета. За текущий период 2010 года по результатам работ, выполненных по мероприятиям министерства за счет средств областного бюджета, прирост запасов составил 55 тыс. куб. м/сут (г. Новокуйбышевск) и 6 тыс. куб. м/сут (г. Октябрьск муниципального района Сызранский).
В 2009 году из общего объема утвержденных запасов хозяйственно-питьевого и производственно-технического водоснабжения подземных вод забрано 352,33 тыс. куб. м/сут. Общий водоотбор на хозяйственно-питьевые и технические нужды утвержденных и не утвержденных запасов составил 528,47 тыс. куб. м/сут. В течение ряда последних лет водоотбор практически не изменяется.
При достаточности водных ресурсов в Самарской области имеются проблемы с водообеспечением населения. Эти проблемы обусловлены крайне неравномерным распределением водных ресурсов по территории области, большой их временной изменчивостью, а также высокой степенью загрязнения.
Площадь развития вод с минерализацией до 1 г/л имеет значительное распространение на территории Самарской области. Минерализованные воды, т.е. имеющие отклонения от санитарных норм по минерализации и часто сопутствующей ей жесткости, обязаны целому ряду факторов, главными из которых являются минералогический состав пород и гидродинамические условия. Воды с минерализацией 1,0 - 1,5 г/л развиты в меньшей степени и прослеживаются узкими полосками вдоль русел рек Большой Кинель, Кондурча, на севере области указанные воды приурочены к залегающим с поверхности татарским и казанским отложениям.
Указанные воды используются для хозяйственно-питьевого водоснабжения по согласованию с органами Роспотребнадзора.
Слабосолоноватые воды с минерализацией 1,5 - 3,0 г/л распространены на юго-востоке области в муниципальном районе Большеглушицкий и на севере - в муниципальном районе Елховский.
Воды с минерализацией более 3 г/л встречаются на юге Самарской области в муниципальных районах Большеглушицкий, Большечерниговский и Красноармейский. По согласованию с Роспотребнадзором такие воды используются для хозяйственно-питьевого водоснабжения населения после водоподготовки там, где отсутствуют подземные воды с минерализацией менее 3 г/л.
Обеспечение вододефицитных населенных пунктов Самарской области питьевой водой - одна из приоритетных задач, решение которой необходимо для создания благоприятных условий жизнедеятельности населения, обеспечения охраны и рационального использования подземных вод в интересах настоящего и будущего поколений.
Увеличение антропогенной нагрузки на область питания подземных вод и территорию водозаборов, отсутствие контроля за количеством отбираемой воды, несоблюдение водоохранных мероприятий в границах зон санитарной охраны водозаборов создает определенные трудности в получении качественной питьевой воды из подземных источников.
Ведомственная программа предусматривает решить три основные проблемы, что позволит обеспечить жителей нескольких населенных пунктов Самарской области запасами подземных вод соответствующего качества на расчетный срок эксплуатации водозаборов.
Проблема 1. Работа водозаборов на неутвержденных запасах не гарантирует стабильности получения необходимого количества воды и сохранения первоначального ее качества.
Проблемными для оценки количественных показателей и управления качеством подземных вод являются водозаборы, работающие на неутвержденных запасах. В соответствии с протокольными решениями заседания Межведомственной комиссии Совета Безопасности РФ по экологической безопасности необходимо стимулировать проведение оценки запасов подземных вод на действующих водозаборах.
Водозаборы подземных вод, работающие на неутвержденных запасах, не имеют четких границ, вследствие чего прилегающие территории могут быть застроены, что приведет к невозможности расширения водозабора при необходимости и несоблюдению границ зон санитарной охраны водозабора, которое негативно отразится на качестве подземных вод.
В Самарской области на отдельных водозаборах запасы подземных вод не утверждались по ряду причин: водозаборы строились без проектов, водозаборные скважины находились в ведении нескольких потребителей или передавались от одного недропользователя к другому. Оценка запасов позволит при установленном режиме эксплуатации водозаборных сооружений получить воду, соответствующую целевому назначению, при необходимости увеличить водоотбор путем расширения водозабора с возможностью организации зон санитарной охраны.
Водоснабжение села Красный Яр муниципального района Красноярский осуществляется за счет подземных вод неоген-четвертичного водоносного комплекса из водозабора, расположенного на северной окраине. Водозабор состоит из пяти скважин глубиной 62,0 - 65,0 м. В соответствии с лицензионным соглашением разрешенная добыча подземных вод составляет 1164,39 куб. м/сут. Вода характеризуется небольшим превышением показателя жесткости - до 1,3 ПДК. По остальным параметрам вода не нарушает норм качества.
Водоснабжение села Борское муниципального района Борский осуществляется посредством эксплуатации подземных вод татарского водоносного комплекса девятью скважинами и неоген-четвертичного водоносного комплекса двумя скважинами. Суммарный объем извлекаемой воды составляет около 2520 куб. м/сут. Подземные воды обоих водоносных комплексов не имеют отклонений по качеству от нормы. На добычу подземных вод хозяйственно-питьевого назначения у муниципального унитарного предприятия Производственного объединения жилищно-коммунального хозяйства муниципального района Борский имеется лицензия. Оба населенных пункта испытывают недостаток воды питьевого качества.
Все названные выше населенные пункты испытывают небольшой дефицит воды питьевого качества. Оценить возможности увеличения водоотбора из существующих водозаборов без затрат на оборудование дополнительных водоисточников при сохранении соответствующего санитарным нормам качества позволят гидрогеологические работы по оценке запасов подземных вод.
Проблема 2. Недостаточная степень изученности участка, неудовлетворительная санитарная обстановка и загрязнение подземных вод не позволяют проектировать водозаборы.
Качество подземных вод в естественных условиях на территории Самарской области характеризуется разнообразием и зависит от условий питания и разгрузки, глубины залегания водоносных комплексов, состава водовмещающих пород.
На фоне естественного качества подземных вод выделяются участки их антропогенного загрязнения. На локальных участках отмечаются загрязнители, характерные для конкретных производств. На территории области главным источником загрязнения природных вод нефтепродуктами являются нефтепромыслы, где в разных масштабах происходит потеря нефти и нефтепродуктов, которые непосредственно загрязняют почву и водоносные горизонты зоны активного водообмена. Подобная ситуация наблюдается в районе села Муханово, где по причине загрязнения подземных вод питьевого назначения выведен из эксплуатации Черновский водозабор. Решить проблему водоснабжения села Муханово и расположенных поблизости населенных пунктов возможно путем дополнительных гидрогеологических исследований на двух перспективных участках в районе поселка Тимашево и при необходимости гидрогеологических работ на дополнительных участках в радиусе 10 км от поселка Тимашево. Суммарная потребность в воде питьевого качества для населенных пунктов Тимашево, Муханово, Кротовка, Подгорный муниципального района Кинель-Черкасский составляет 4157 куб. м/сут.
Источниками загрязнения подземных вод нитратами являются объекты животноводства, в частности свинокомплексы. На участке водозаборов поселка Комсомольский, сел Павловка и Покровка муниципального района Кинельский, эксплуатирующихся муниципальным унитарным предприятием Производственного объединения жилищно-коммунального хозяйства "Комсомольское", в соответствии с лицензионным соглашением имеется 10 скважин. Часть из них находится вблизи свинокомплексов, вследствие чего в водах неоген-четвертичного комплекса концентрация нитратов достигла 3 ПДК, жесткость - 1,5 ПДК. Для удовлетворения потребности жителей указанных населенных пунктов в воде питьевого качества необходимо выявить новые участки водозаборов.
В районе городского округа Похвистнево в 1977 году были разведаны три участка - Западно-Похвистневский, Нижне-Аверкинский и Центрально-Похвистневский, которые в силу удаленности от потребителя не осваивались. На сегодняшний день в связи с выходом из строя ряда водозаборных скважин и неудовлетворительным качеством воды на действующих водозаборах, а также в соответствии с комплексным планом развития г.о.Похвистнево и строительством и вводом в эксплуатацию новых микрорайонов, с учетом поступившей заявки от Главы городского округа В.М.Филипенко возникла необходимость в до изучении разведанных ранее участков. Дефицит воды питьевого качества составляет около 4220 м /сут.
На территории области количество месторождений с неосвоенными запасами или частично используемыми (добыча и разрешенный в лицензиях водоотбор в сумме составляют менее 20% от суммарной величины эксплуатационных запасов) составляет порядка 40%.
Ранее выявленные ресурсы подземных вод используются далеко не в полной мере; некоторые разведанные месторождения оказались в сфере техногенного воздействия с ухудшением потребительских свойств вод.
В связи с наличием дефицита воды питьевого качества в указанных населенных пунктах необходимо выполнить комплекс гидрогеологических работ по разведке с подсчетом запасов подземных вод по промышленным категориям.
Проблема 3. Сложность гидрогеологических и гидрохимических условий и недостаточная степень изученности разведанных участков месторождений не позволяют их эксплуатировать с проектной нагрузкой.
Для водоснабжения поселка Новосемейкино муниципального района Красноярский в 2002 году был разведан участок Новосемейкинский-1 Новосемейкинского месторождения подземных вод. Участок Новосемейкинский-1 расположен северо-западнее поселка Новосемейкино. Продуктивным для водоснабжения является казанский водоносный горизонт. Эксплуатационные запасы утверждены в количестве 9,01 тыс. куб. м/сут. В настоящее время участок эксплуатируется двумя недропользователями: муниципальным унитарным предприятием "Жилкомсервис" и открытым акционерным обществом "Коттедж". Анализ эксплуатации данного участка показал, что запасы подземных вод по участку Новосемейкинский-1 не подтверждаются в части прогноза по качеству. При проектных нагрузках на скважины минерализация и жесткость подземных вод в процессе эксплуатации возросли до 1,8 г/л и 17 мг-экв/л, что превышает допустимые нормы в 1,8 и 2,4 раза. Таким образом, количество кондиционных вод уменьшилось. Кроме того, в районе поселка Новосемейкино Самарским областным фондом поддержки индивидуального жилищного строительства на селе в соответствии с поручением Губернатора Самарской области от 21.02.2007 выполняется проектирование коттеджного поселка из 650 индивидуальных жилых домов. Для решения проблемы водоснабжения поселка Новосемейкино и проектируемого коттеджного поселка необходимо изучить другие участки в рамках Новосемейкинского месторождения подземных вод.
Водоснабжение городского округа Сызрань производится за счет эксплуатации двух месторождений - Сызранского и Ивашевского - несколькими водозаборами подземных вод. Один из них - Новосызранский находится в пределах Сызранского месторождения в 10 км западнее города. Эксплуатационные запасы верхнекаменноугольного водоносного комплекса по этому участку утверждены в 1975 году в количестве 15300 куб. м/сут. В настоящее время водозабор эксплуатируется с расходом не более 9300 куб. м/сут. Гидрогеологическими исследованиями 2007 года установлено, что на Новосызранском участке водоотбор можно увеличить путем бурения трех дополнительных скважин и доведения водоотбора до 11000 куб. м/сут. В рамках приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" предусматривается строительство нового микрорайона в юго-западной части города. Потребность в воде питьевого качества возрастает до 24000 куб. м/сут. Дефицит воды питьевого качества может быть покрыт за счет расширения водозабора Новосызранский и изучения двух перспективных участков: одного южнее Новосызранского водозабора в долине реки Кубра, второго - на участке между селами Новорепьевский и Рамено. На этих участках возможно получить 13000 куб. м/сут воды питьевого качества.
Информация о дефиците подземных вод приведена в таблице N 1.
Таблица N 1
Дефицит подземных вод питьевого качества
N п/п |
Наименование населенного пункта |
Общая численность населения, чел. |
Обеспеченность водой на текущий период, куб. м/сут |
Численность населения, обеспеченного водой в нормативном объеме на текущий период, чел. |
Необходимое количество воды с учетом норм, куб. м/сут |
Дефицит воды, куб. м/сут |
||||
1 |
Село Красный Яр |
7943 |
736,4 |
2104 |
2780 |
2043,6 |
||||
2 |
Село Борское, поселок Новоборский |
9148 |
690 |
1503 |
4199 |
3509 |
||||
3 |
Поселки Тимашево и Кротовка, село Муханово |
11878 |
697 |
1992 |
4157,3 |
3460,3 |
||||
4 |
Поселок Комсомольский, села Павловка и Покровка |
3844 |
251,1 |
717 |
1345,4 |
1094,3 |
||||
5 |
Поселок Новосемейкино |
9611 |
1275,5 |
3644 |
3363,9 |
2088,4 |
||||
6 |
Городской округ Сызрань * |
55046 |
10500 |
24083 |
24000 |
13500 |
||||
7 |
Городской округ Похвистнево |
28257 |
8100 |
18578 |
12320 |
4220 |
||||
|
Итого |
125727 |
22250 |
52 621 |
52 166 |
29916 |
* Расчет произведен с учетом строительства нового микрорайона.
При расчете дефицита воды были использованы нормы водопотребления, обоснованные в отчете "Ведение базы данных по обеспеченности ресурсами подземных вод районов Самарской области (VI этап)", выполненном ФГУГП "Волгагеология" по Государственному контракту от 19 сентября 2005 года N 2-12. Работа завершена в 2007 году, прошла государственную экспертизу (протокол НТС Управления по недропользованию по Самарской области). В расчет принималась величина подачи подземной воды для централизованного водоснабжения. Эти расчеты ориентировочны ввиду того, что цифра учтенного в статистическом бюллетене населения и в дальнейшем участвующего в расчетах авторами взята приблизительная. Это связано с конфиденциальностью сведений, поступающих в Статистическое управление по Самарской области. По данным статистического бюллетеня произведен условный расчет водопотребления подземной воды на человека в соответствии с требованиями СНиП 2.04.01-85 "Внутренний водопровод и канализация зданий".
Ориентировочные нормы водопотребления получены следующие: село Борское - 0,459 куб. м/сут, городской округ Сызрань - 0,436 куб. м/сут, остальные населенные пункты - 0,350 куб. м/сут.
II. Основная цель и задачи Ведомственной программы
Целью Ведомственной программы является повышение обеспеченности населения Самарской области запасами качественной питьевой воды при условии рационального использования подземных вод и охране их от истощения и загрязнения.
Для достижения указанной цели необходимо решение следующих задач:
Задача 1. Организация гидрогеологических работ по оценке запасов подземных вод на участках действующих водозаборов.
Задача 2. Организация гидрогеологических работ по поискам и разведке подземных вод на новых участках.
Задача 3. Организация гидрогеологических работ по переоценке запасов подземных вод на выявленных участках.
III. Ожидаемые результаты реализации
Ведомственной программы и целевые индикаторы
(показатели)
Реализация основных мероприятий Ведомственной программы позволит:
расширить минерально-сырьевую базу за счет разведки девяти новых участков;
обеспечить подземных вод питьевого качества 11 населенных пунктов с общей численностью 125727 человек;
увеличить к 2013 году объем эксплуатации запасов на 29,916 тыс. м3/сут.
Индикатором (показателем) цели Ведомственной программы является доля населения, обеспеченная запасами подземных вод питьевого качества в необходимом объеме от общего числа населения, проживающего в населенных пунктах Самарской области, участвующих в реализации Ведомственной программы.
Индикаторы выполнения трех поставленных задач выбирались с учетом анализа достигнутых результатов министерства в части обеспечения запасами кондиционных вод отдельных населенных пунктов.
Следует отметить некоторую специфику выполнения поставленных задач - все они требуют значительного временного интервала не менее года. В связи с этим в 2011 году ситуация практически не изменится, поскольку первые достигнутые результаты будут только в 2012 году.
Индикаторы (показатели) задач:
Задача 1 "Организация гидрогеологических работ по оценке запасов подземных вод на участках действующих водозаборов":
- численность населения, обеспеченного запасами подземных вод питьевого качества на конец года утверждения запасов подземных вод участках действующих водозаборов Государственной комиссией по запасам (ГКЗ);
- доля дефицита запасов кондиционных подземных вод в общем дефиците подземных вод питьевого качества в населенных пунктах Самарской области, участвующих в реализации Ведомственной программы. В результате решения данной задачи население сел Борское муниципального района Красноярский и Красный Яр муниципального района Красноярский будет гарантировано обеспечено запасами воды питьевого качества на расчетный срок эксплуатации водозаборов.
Задача 2 "Организация гидрогеологических работ по поискам и разведке подземных вод на новых участках":
- количество запасов кондиционных подземных вод, выявленное в результате изучения новых участков, содержащих подземные воды питьевого качества на конец года утверждения запасов подземных вод ГКЗ;
- доля разведанных участков подземных вод, подготовленных для проектирования водозаборов, в их общем количестве.
Задача 3 "Организация гидрогеологических работ по переоценке запасов подземных вод на выявленных участках":
- численность населения, обеспеченного запасами подземных вод питьевого качества в нормативном объеме на конец года переутверждения запасов подземных вод ГКЗ;
- доля дефицита запасов подземных вод по отношению к выявленным запасам.
Значения целевых индикаторов (показателей) представлены в приложении 1 к Ведомственной программе.
IV. Перечень программных мероприятий
Ведомственной программой предусматриваются мероприятия по следующим направлениям:
организация гидрогеологических работ по оценке запасов подземных вод на участках действующих водозаборов,
организация гидрогеологических работ по поискам и разведке месторождений подземных вод на новых участках,
организация гидрогеологических работ по переоценке запасов подземных вод на выявленных участках.
Перечень программных мероприятий представлен в приложении 2 к Ведомственной программе.
Исполнителем программных мероприятий является министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области, а также организации, отобранные в соответствии с действующим законодательством.
V. Описание социальных и экономических последствий
реализации Ведомственной программы, планируемая
общая оценка ее вклада в достижение
соответствующей стратегической цели
Основным социальным результатом реализации программных мероприятий является обеспечение населения, проживающего в населенных пунктах Самарской области, участвующих в реализации Ведомственной программы, запасами подземных вод в защищенных от загрязнения источниках (в том числе на периоды чрезвычайных ситуаций), отвечающих требованиям стандартов качества, и улучшение в связи с этим санитарно-гигиенических условий жизни, снижение заболеваемости и увеличение продолжительности жизни населения.
Главный результат реализации программных мероприятий - удовлетворение потребности населения в запасах подземных вод питьевого качества.
Экономический эффект будет достигнут за счет расширения минерально-сырьевой базы в результате разведки девяти новых участков и обеспечения запасами подземных вод питьевого качества 11 населенных пунктов с общей численностью населения 125727 человек.
VI. Методика оценки эффективности реализации
Ведомственной программы с учетом ее особенностей
(далее - методика)
Оценка эффективности реализации Ведомственной программы осуществляется путем установления степени достижения ожидаемых результатов, а также путем сравнения текущих значений показателей (индикаторов) Ведомственной программы с их целевыми значениями.
Эффективность реализации Ведомственной программы с учетом финансирования оценивается путем соотнесения степени достижения основных целевых показателей (индикаторов) Ведомственной программы с уровнем ее финансирования с начала реализации. Комплексный показатель эффективности реализации Ведомственной программы рассчитывается по формуле:
N Тек. План Тек План
R = (SUM Х / Х ) / (F / F ) x 100%,
n=l n n
где:
N - общее число целевых показателей (индикаторов);
- значение на конец текущего года n-го целевого показателя (индикатора);
- плановое значение n-го целевого показателя (индикатора);
- сумма финансирования (расходов) на конец года;
- плановая сумма финансирования Ведомственной программы.
Для расчета комплексного показателя эффективности реализации Ведомственной программы (R) используются все целевые показатели (индикаторы) Ведомственной программы, приведенные в разделе III Ведомственной программы, кроме целевого показателя (индикатора) задачи 1: доля дефицита запасов кондиционных подземных вод в общем дефиците подземных вод питьевого качества в населенных пунктах Самарской области, участвующих в реализации Ведомственной программы.
Оценка эффективности реализации Ведомственной программы осуществляется ежегодно в течение всего срока ее реализации.
При значении комплексного показателя эффективности 80 процентов и более эффективность реализации Ведомственной программы признается высокой, при значении менее 80 процентов - низкой.
Приказом Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области от 7 ноября 2012 г. N 276 в раздел VII настоящей программы внесены изменения, вступающие в силу со дня официального опубликования названного приказа
VII. Обоснование потребности в необходимых ресурсах
Реализация Ведомственной программы осуществляется за счет средств областного бюджета. Общий объем финансирования мероприятий Ведомственной программы в 2011 - 2013 годах составит 63 700 тыс. рублей, в том числе:
в 2011 году - 10 000 тыс. рублей,
в 2012 году - 27 777 тыс. рублей,
в 2013 году - 25 923 тыс. рублей.
Финансирование мероприятий Ведомственной целевой программы из областного бюджета будет осуществляться в виде ассигнований на закупку товаров, работ и услуг для государственных нужд в целях оказания государственных нужд и в целях оказания государственных услуг физическим и юридическим лицам.
VIII. Механизм управления реализацией
Ведомственной программы
Исполнителем Ведомственной программы является Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области.
Реализация Ведомственной программы осуществляется на основе государственных контрактов (договоров), заключаемых с исполнителями программных мероприятий, определенных в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О размещении заказов на постановки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области:
ежегодно до 1 февраля года, следующего за отчетным, подготавливает информацию о ходе реализации Ведомственной программы за отчетный год, включая оценку значений целевых индикаторов (показателей), а также показателей эффективности реализации Ведомственной программы, рассчитанных в соответствии с методикой оценки эффективности реализации Ведомственной программы, и направляет ее на заключение в министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области и министерство управления Финансами Самарской области;
ежегодно в срок до 1 марта года, следующего за отчетным, представляет в комиссию при Правительстве Самарской области по ведомственным целевым программам информацию о реализации Ведомственной программы за отчетный год с приложением заключений министерства экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области и министерства управления финансами Самарской области для рассмотрения на заседании вышеуказанной комиссии.
Приказом Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области от 11 ноября 2011 г. N 355 в настоящее приложение внесены изменения, вступающие в силу со дня официального опубликования названного приказа
Приложение N 1
к Ведомственной целевой программе
"Обеспечение вододефицитных населенных пунктов
Самарской области запасами
подземных вод питьевого качества"
на 2011 - 2013 годы
Перечень
целевых индикаторов (показателей) ведомственной программы
"Обеспечение вододефицитных населенных пунктов
Самарской области запасами подземных вод
питьевого качества" на 2011 - 2013 годы
11 ноября 2011 г.
Приказом Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области от 7 ноября 2012 г. N 276 в настоящее приложение внесены изменения
Приложение N 2
к Ведомственной целевой программе
"Обеспечение вододефицитных населенных пунктов
Самарской области запасами
подземных вод питьевого качества"
на 2011 - 2013 годы
Перечень
мероприятий ведомственной целевой программы
"Обеспечение вододефицитных населенных пунктов
Самарской области запасами подземных вод
питьевого качества" на 2011 - 2013 годы
18 ноября 2010 г., 11 ноября 2011 г., 24 сентября, 7 ноября 2012 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Министерства природопользования, лесного хозяйства и охраны окружающей среды Самарской области от 10 ноября 2009 г. N 123 "Об утверждении ведомственной целевой программы "Обеспечение вододефицитных населенных пунктов Самарской области запасами подземных вод питьевого качества"
Настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2010 г.
Текст приказа опубликован в газете "Волжская Коммуна" от 3 декабря 2009 г. N 448
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Приказ Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области от 7 ноября 2012 г. N 276
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного приказа
Приказ Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области от 24 сентября 2012 г. N 242
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного приказа
Приказ Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области от 11 ноября 2011 г. N 355
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного приказа
Приказ Министерства природопользования, лесного хозяйства и охраны окружающей среды Самарской области от 18 ноября 2010 г. N 368
Изменения вступают в силу с 1 января 2011 г.