Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
к Постановлению
Правительства Самарской области
от 12 октября 2009 г. N 556
Итоги
социально-экономического развития
Самарской области за январь - август 2009 года и
ожидаемые итоги развития за 2009 год
Отличительной особенностью социально-экономического развития Самарской области в 2009 году является функционирование экономики в условиях негативного влияния мирового финансово-экономического кризиса.
В январе - июле 2009 года впервые за последнее десятилетие в регионе зафиксирована отрицательная динамика по большинству макроэкономических показателей социально-экономического развития.
Сравнение динамики макроэкономических индикаторов социально-экономического развития Самарской области, Российской Федерации и Приволжского федерального округа свидетельствует о том, что экономика области подверглась более сильному воздействию мирового финансового кризиса (таблица 1).
Таблица 1
Динамика
основных показателей социально-экономического развития
Самарской области, Российской Федерации и Приволжского
федерального округа в январе - июле 2009 года
(в % к соответствующему периоду 2008 года)
Показатели | Самарская область |
Приволжский федеральный округ |
Российская Федерация |
Индекс промышленного производства |
71,7 | 82,0 | 85,8 |
В том числе по видам экономической деятельности: |
|||
добыча полезных ископаемых | 109,8 | 100,1 | 96,9 |
обрабатывающие производства | 61,6 | 75,0 | 79,7 |
производство и распределение электроэнергии, газа и воды |
95,5 | 93,2 | 94,1 |
Индекс производства продукции сельского хозяйства |
98,0* | 101,9* | 100,9* |
Инвестиции в основной капитал |
73,4 | 86,7 | 81,2 |
Прибыль прибыльных предприятий |
54,1* | 65,0* | 66,6* |
Индекс потребительских цен на товары и услуги (август к декабрю 2008 года) |
107,1 | 107,4 | 108,1 |
Оборот розничной торговли | 91,8 | 95,2 | 96,2 |
Объем платных услуг населению |
99,0 | 100,7 | 96,3 |
Реальные денежные доходы населения |
100,1* | 98,7* | 100,0* |
Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата |
105,1* | 108,1* | 110,3* |
* Данные за январь - июнь 2009 года.
Падение экономики области обусловлено ее структурными особенностями, а также ухудшением ситуации на мировых рынках, связанным с понижением спроса, колебаниями ценовой конъюнктуры, усилением конкуренции на товары, экспортируемые из области (доля экспортной продукции в валовом выпуске товаров и услуг составляет более 15%).
Отличительной особенностью отраслевой структуры экономики области является высокая концентрация промышленных производств. В отраслевой структуре валового регионального продукта (далее - ВРП) на долю промышленности приходится свыше 36% (в том числе обрабатывающих производств - 19,8%), торговли - 14,7%, транспорта и связи - 12,3%, строительства - 4,5%. Сокращение производства в этих отраслях негативно отразилось на результативности всей экономики области.
Индекс выпуска базовых видов экономической деятельности за I квартал 2009 года относительно аналогичного периода 2008 года составил 72,6%, за II квартал - 75%.
Тенденция спада основных социально-экономических показателей сохранится до конца 2009 года. Падение в 2009 году валовой добавленной стоимости в обрабатывающих производствах (63,5% к уровню 2008 года), строительстве (66,1%), торговле (76,5%), сельском хозяйстве (78,7%), транспорте и связи (84,5%) окажет существенное влияние на снижение реального ВРП. По предварительной оценке, по итогам 2009 года ВРП снизится на 17,7% (в 2008 году прирост ВРП составил 3,6%).
Основные показатели социально-экономического развития Самарской области приведены в таблице 2.
Таблица 2
Основные показатели социально-
экономического развития Самарской области
(в % к соответствующему периоду 2008 года)
Показатели | январь - август 2009 года |
январь - декабрь 2009 года (оценка) |
Валовой региональный продукт | X | 82,3 |
Индекс промышленного производства | 69,5 | 71,0 |
Грузооборот предприятий транспорта (без трубопроводного) |
69,2 | 72,0 |
Индекс производства продукции сельского хозяйства |
87,3 | 78,7 |
Инвестиции в основной капитал | 70,8* | 68,0 |
Оборот розничной торговли | 92,0 | 90,2 |
Реальные располагаемые денежные доходы населения |
101,4 | 95,6 |
Реальная начисленная заработная плата одного работника |
92,4** | 86,8 |
Численность зарегистрированных безработных |
в 2,6 раза (на 01.09.2009) |
в 2,4 раза |
* По крупным организациям.
** Данные за январь - июль 2009 года.
Одной из положительных тенденций 2009 года является замедление темпов инфляции: за январь - август текущего года цены на потребительские товары и услуги увеличились на 7,1% (в Российской Федерации - на 8,1%) по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года (9%). Среднемесячный темп роста цен и тарифов составил 100,9% (в январе - августе 2008 года -101,1%).
Таблица 3
Сводный индекс
потребительских цен и тарифов,
август к декабрю предыдущего года, %
Показатели | 2008 год | 2009 год |
Товары и платные услуги - всего | 109,0 | 107,1 |
В том числе: | ||
продовольственные товары | 110,7 | 106,2 |
непродовольственные товары | 104,9 | 105,2 |
платные услуги | 111,9 | 111,5 |
В целом за 2009 год (декабрь к декабрю предыдущего года) уровень инфляции на потребительском рынке региона оценивается в 112%.
В 2009 году рост тарифов на регулируемые виды деятельности не превысил прогнозные показатели, а также параметры предельно допустимого роста тарифов, определенные федеральными органами власти.
Спецификой государственного регулирования цен на газ природный в текущем году явилось поэтапное, ежеквартальное повышение цен. С начала года цены на газ, реализуемый населению, выросли на 21%, с 01.10.2009 планируется повышение еще на 4,2%. Среднегодовой индекс цен на газ для населения в 2009 году составит 16,3%.
По предварительной оценке за год, прирост тарифов на электроэнергию к уровню 2008 года составит в среднем 18,2%, в том числе для населения - 25%. По теплоэнергии средний тариф с учетом организаций коммунального комплекса вырастет на 19,6%, в том числе для бюджетных потребителей - на 20,5%).
В 2009 году повышение тарифов на услуги организаций жилищно-коммунального комплекса было ограничено предельными индексами максимально возможного изменения установленных тарифов, утвержденными Правительством Самарской области, в среднем по области - 126,8%. Фактически тарифы на жилищно-коммунальные услуги за январь - июль текущего года выросли на 19,1%.
Негативное влияние мирового финансового кризиса на экономику области проявилось в существенном спаде промышленного производства. Индекс промышленного производства за январь - август 2009 года составил 69,5% к аналогичному периоду 2008 года. Без учета производства автомобилей индекс промышленного производства составил 88,4%, что выше, чем в целом по России (86%).
Общий объем отгруженных товаров в добыче полезных ископаемых, обрабатывающих производствах, производстве и распределении электроэнергии, газа и воды составил 334,7 млрд. рублей или 70,4% к уровню соответствующего периода 2008 года.
Наиболее серьезный спад произошел в обрабатывающих производствах - на 40,9%, прежде всего, за счет резкого снижения производства в автомобилестроении. Индекс производства автомобилей за восемь месяцев 2009 года к аналогичному периоду 2008 года составил 33%, в целом по производству транспортных средств и оборудования - 33,8%.
Значительное падение спроса на новые автомобили привело к сокращению объемов производства основными сборочными предприятиями. За восемь месяцев текущего года в области произведено 186,1 тыс. автомобилей или 32,4% к соответствующему периоду прошлого года.
Проблемы автомобилестроения, в свою очередь, отразились на предприятиях - поставщиках автокомпонентов. В результате индекс производства электрооборудования, электронного и оптического оборудования и индекс производства резиновых и пластмассовых изделий за январь - август 2009 года к аналогичному периоду 2008 года составили соответственно 65% и 50,7%.
Сжатие спроса на мировом и внутреннем рынках явилось основной причиной спада в металлургии (индекс производства за восемь месяцев 2009 года к аналогичному периоду прошлого года составил 72,2%, в химическом производстве - 81,3%).
В производстве нефтепродуктов индекс промышленного производства за восемь месяцев 2009 года к соответствующему периоду прошлого года составил 100,3%о.
Положительно оцениваются итоги деятельности лишь в добывающих отраслях. Индекс производства в добыче полезных ископаемых за восемь месяцев 2009 года (109,3%) достигнут за счет роста добычи углеводородного сырья (112,1%). Добыто 8578,5 тыс. тонн нефти (111,4% к уровню соответствующего периода прошлого года), 286,9 млн.куб.м природного газа (139,7%). Несмотря на рост добычи нефти, объем отгрузки составил 11,5%, что обусловлено изменением цены на нефть на мировых рынках.
В производстве и распределении электроэнергии, газа и воды в результате спада в обрабатывающих производствах отмечается снижение на 5,7% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, при этом темп объемов отгрузки за Восемь месяцев 2009 года в связи с увеличением тарифов составил 119,4%.
По оценке, за год индекс промышленного производства составит 71% относительно 2008 года, в том числе в добыче полезных ископаемых -106,4%), в обрабатывающих производствах - 63,5%о, в производстве и распределении электроэнергии, газа и воды - 95%.
Одной из причин интенсивного спада экономики области является сокращение внешнего спроса.
В первом полугодии 2009 года объем внешнеторгового оборота
Самарской области составил 2932,7 млн. долларов США (50,3% к аналогичному уровню прошлого года), в том числе экспорт - 2484,5 млн. долларов США (50,3%), импорт - 448,2 млн. долларов США (50%).
Товарооборот сократился как со странами дальнего зарубежья, так и со странами СНГ (снижение по сравнению с аналогичным периодом 2008 года составило 44,4% и 63,1% соответственно).
Сохраняется тенденция уменьшения объемов экспортных поставок в стоимостном выражении практически по всем наименованиям продукции.
Так, несмотря на увеличение физических объемов поставок нефти на 20% к уровню 2008 года, произошло значительное снижение стоимостного объема поставок нефти (на 42%), что связано с изменением цен на энергоресурсы. Аналогичная ситуация наблюдается и в химическом производстве.
Уменьшение поставок металлов (прежде всего, алюминия) на 70% связано с сокращением объемов их производства (на 62%), в то время как цены на металлы достигли докризисного уровня (за 2009 год цена выросла более чем на 40%).
Традиционная статья экспорта области - транспортные средства и автокомпоненты - претерпела наиболее существенные изменения. Стоимостный объем снизился более чем на 70%. Одной из причин стала высокая степень ориентации самарского экспорта на страны СНГ (более 25%). Экономический кризис наиболее сильно сказался именно на экономике стран СНГ, особенно Украины и Казахстана, уменьшая их платежеспособный спрос. По итогам первого полугодия 2009 года, эти страны утратили свои лидирующие позиции среди стран-партнеров Самарской области.
На первый план, по предварительным итогам 2009 года, вышли страны, ранее находившиеся во второй десятке - Норвегия, Сингапур, Польша, Финляндия, Нидерланды, из традиционных партнеров остались Германия и Италия.
Импорт в Самарской области в первом полугодии 2009 года претерпел значительные изменения. Несмотря на то, что товарная структура осталась неизменной, стоимостные объемы снизились более чем на 50%. Наибольший спад произошел по двум доминирующим статьям импорта - оборудование (снижение на 48%) и металлы (на 58%). Такая ситуация связана с приостановкой производства в условиях кризиса на ряде крупных предприятий и "замораживанием" инвестиционных программ. Продолжается тенденция снижения доли традиционных поставщиков оборудования - Германии, Италии, Франции и др., и растет доля "альтернативных" производителей - Китая, Сингапура, Польши, Болгарии, предлагающих более дешевое оборудование.
По оценке, объем внешнеторгового оборота в целом за 2009 год уменьшится на 44,1% по сравнению с 2008 годом и составит 6541,4 млн. долларов США, в том числе экспорт - 5458,3 млн. долларов США (56,1%), импорт - 1083,1 млн. долларов США (55%).
Крайне неблагоприятная ситуация из-за аномальных агрометеорологических условий сложилась в сельском хозяйстве области.
Гибель посевов сельскохозяйственных культур в регионе составила 600 тыс. га (33% от всей посевной площади), в том числе зерновых культур - 483 тыс. га (41% соответственно). В результате ожидаемый валовой сбор зерновых культур в 2009 году может составить 1100 тыс. тонн (60,3%о к уровню 2008 года), подсолнечника - 180 тыс. тонн (59,1%), картофеля - 430 тыс. тонн (80,1%), овощей - 200 тыс. тонн (68,1%).
Ухудшению экономического положения сельхозтоваропоизводителей способствовала также неблагоприятная ценовая конъюнктура аграрного рынка. Закупочные цены на пшеницу продовольственную 3 класса и молоко снизились с начала года на 26% и 27% соответственно, что привело к ухудшению финансового положения сельхозтоваропроизводителей.
Положительным моментом является увеличение площадей под озимыми культурами на 20% под урожай будущего года, что обеспечит более высокую урожайность в условиях Среднего Поволжья.
В течение анализируемого периода отмечается незначительное падение объемов производства животноводческой продукции. Производство мяса во всех категориях хозяйств снизилось на 3,2% по сравнению с соответствующим периодом 2008 года, молока - на 2,6%, яиц - на 6%. Самым проблемным направлением остается молочное животноводство. За восемь месяцев 2009 года поголовье коров в сельскохозяйственных организациях сократилось на 4,2% по сравнению с соответствующим периодом 2008 года.
По оценке, в целом за 2009 год объем валовой продукции сельского хозяйства во всех категориях хозяйств составит 78,7% к уровню 2008 года, в том числе в растениеводстве - 67,3%, в животноводстве - 91,5%.
Снижение объемов производства в основных видах экономической деятельности негативно сказывается на деятельности предприятий транспортного комплекса области.
За восемь месяцев текущего года перевезено 20,9 млн. тонн грузов (без трубопроводного транспорта), что на 15,8 меньше, чем за аналогичный период 2008 года. Грузооборот снизился на 30,8% и составил 31,1 млрд. тонно-км.
Около 60% всего объема грузоперевозок на территории области (без трубопроводного транспорта) приходится на железнодорожный транспорт. По итогам восьми месяцев, объем перевезенных грузов железнодорожным транспортом снизился на 13,4% по сравнению с аналогичным периодом и прошлого года и составил 12,4 млн. тонн, грузооборот - на 30,8% (28,3 млрд. тонно-км).
Сложная ситуация сохраняется с речным транспортом. За восемь месяцев текущего года сократилась перевозка грузов (на 30,1% по сравнению с аналогичным периодом 2008 года), грузооборот снизился на 33,4% и составил 2 млрд. тонно-км. В большей степени это связано с сокращением объемов выполняемых работ в сфере строительства, так как перевозка строительных материалов (песка, щебня) занимает ключевое место (более 50%) в структуре грузоперевозок речного транспорта.
Объем перевезенных (отправленных) грузов автомобильным транспортом в январе - августе 2009 года снизился на 12% и составил 5,6 млн. тонн, грузооборот - на 25,2% (743,6 млн. тонно-км) по сравнению с аналогичным периодом 2008 года.
В целом, по предварительной оценке 2009 года, снижение объема перевезенных грузов (без трубопроводного транспорта) составит около 16% к уровню 2008 года, грузооборота - около 28%.
Снижение количества перевезенных пассажиров за семь месяцев 2009 года по сравнению с аналогичным периодом 2008 года составило около 22% (перевезено по предварительным данным около 149 млн. человек), пассажирооборота - около 18% (порядка 3 млрд. пасса-жиро-км). За 2009 год ожидаемое снижение количества перевезенных пассажиров составит около 20%, пассажирооборота - около 16%.
В рамках областной целевой программы "Модернизация и развитие автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Самарской области до 2025 года", утвержденной постановлением Правительства Самарской области от 25.03.2009 N 179, продолжаются работы по строительству автомобильной дороги в обход городского округа Сызрань. Строящаяся магистраль соединит две федеральные автодороги: М-5 "Урал" и Сызрань - Саратов -Волгоград.
В 2009 году в рамках данной программы предусмотрены:
реконструкция автодороги "Самара - Бугуруслан" на участке км40-км54+550 в муниципальном районе Кинельский;
строительство транспортной развязки с путепроводом на 4км автодороги Волжский - Курумоч - "Урал" в муниципальном районе Красноярский.
Протяженность реконструированных автомобильных дорог в соответствии с вышеуказанной программой в 2009 году может составить 2,1 км.
Кроме того, в рамках реализации областной целевой программы "Модернизация и развитие автомобильных дорог общего пользования местного значения в Самарской области на 2009 - 2015 годы", утвержденной постановлением Правительства Самарской области от 01.10.2008 N 399, в течение 2009 года осуществлялся капитальный ремонт Волжского проспекта и ремонт улицы М. Горького в городском округе Самара общей протяженностью 3,3 км, а также капитальный ремонт автодорог в городском округе Тольятти общей протяженностью 4,795 км.
В части автомобильных дорог федерального значения в границах Самарской области в текущем году планируется осуществить строительство путепровода протяженностью 2,407 км на железнодорожном переезде км945 автодороги М-5 "Урал", капитальный ремонт 20,122 км автомобильной дороги М-5 "Урал", ремонт участка протяженностью 15,154 км автомобильной дороги М-32 "Самара -Большая Черниговка" до границы с Республикой Казахстан.
Общий объем доходов от услуг связи за первое полугодие 2009 года увеличился в сопоставимых ценах на 1,9% по сравнению с аналогичным периодом 2008 года и составил 11,5 млрд. рублей.
По оценке, за год прирост общего объема доходов от услуг связи в сопоставимых ценах составит около 3%.
В 2009 году операторами связи продолжены работы по дальнейшей цифровизации и увеличению емкости АТС, расширению сети Интернет, строительству волоконно-оптических линий связи, внедрению новейших информационных технологий.
В рамках реализации проекта "Создание регионального спутникового цифрового телерадиовещания, в том числе сети интерактивного доступа в Интернет" с целью расширения зоны вещания сети в 2009 году планируется ввод в эксплуатацию 36 радиотелевизионных станций (РТС) на территории Самарской области, общее количество которых по итогам года должно составить 99 единиц.
Развитие малого и среднего предпринимательства является одним из приоритетных направлений политики Правительства Самарской области.
По состоянию на 01.07.2009 в Самарской области насчитывалось 73372 субъекта малого и среднего предпринимательства, из них 5118 малых предприятий, 462 средних предприятия и 67792 индивидуальных предпринимателя. Количество микропредприятий в Самарской области, по итогам 2008 года, составило 28332 единицы.
По сравнению с I кварталом 2009 года количество субъектов малого и среднего предпринимательства (без микропредприятий) увеличилось на 1,6% или на 1168 субъектов.
По объему оборота малых предприятий Самарская область занимает второе место среди регионов Приволжского федерального округа, по среднесписочной численности работников - четвёртое место.
В целях поддержки предприятий малого бизнеса приняты областная целевая программа "Развитие малого и среднего предпринимательства в Самарской области" на 2009 - 2010 годы, Закон Самарской области "О пониженной налоговой ставке для отдельных категорий налогоплательщиков, применяющих упрощённую систему налогообложения", разработан проект закона "О внесении изменений в Закон Самарской области "Об упрощённой системе налогообложения на основе патента на территории Самарской области".
Реализуются меры по улучшению стартовых условий для предпринимательской деятельности молодежи и начинающих предпринимателей, развитию механизмов содействия субъектам малого и среднего предпринимательства в доступе к финансовым ресурсам.
В 2009 году открыты первый пусковой комплекс Тольяттинского бизнес-инкубатора инновационно-технологической направленности и сельский производственный бизнес-инкубатор в селе Кинель-Черкассы. Продолжается работа по созданию двух муниципальных бизнес-инкубаторов - в городском округе Самара и муниципальном районе Нефтегорский.
С целью развития как начинающих, так и действующих субъектов малого и среднего предпринимательства в рамках оказания государственной финансовой поддержки начата реализация следующих мероприятий:
предоставление субсидий на конкурсной основе субъектам малого и среднего предпринимательства в целях возмещения затрат (процентов) по кредитам, полученным в банках Самарской области на приобретение основных средств, реконструкцию, техническое перевооружение производственных объектов и оборудования, используемых для осуществления предпринимательской деятельности;
предоставление субсидий на возмещение затрат на уплату лизинговых платежей по договорам финансовой аренды (лизинга);
предоставление субсидий по уплате вознаграждения за поручительства субъектов малого и среднего предпринимательства по кредитным договорам;
предоставление субсидий в целях возмещения затрат за технологическое присоединение к электрическим сетям (до 100 кВт);
развитие микрофинансирования.
С целью расширения возможностей для кредитования большего числа субъектов малого и среднего предпринимательства и развития микрофинансирования увеличен уставный капитал государственного унитарного предприятия Самарской области "Гарантийный фонд поддержки предпринимательства Самарской области" на 230 млн. рублей, из них 158,7 млн. рублей - федеральные средства и 71,3 млн. рублей - средства областного бюджета.
На 01.09.2009 Фондом предоставлен 51 договор поручительства субъектам малого предпринимательства на общую сумму 47461,1 тыс. рублей, субъекты малого предпринимательства получили кредиты и займы на общую сумму 94195 тыс. рублей.
За восемь месяцев 2009 года Самарским областным фондом микрофинансирования предоставлено 33 займа на общую сумму 3965 тыс. рублей, межмуниципальным фондом - 9 займов на сумму 12560 тыс. рублей.
Одним из основных направлений деятельности Правительства Самарской области по поддержке муниципальных образований является оказание финансовой поддержки муниципалитетам в части софинансирования мероприятий муниципальных программ. В 2009 году на эти цели направляется 30000 тыс. рублей, в том числе 20700 тыс. рублей -за счет средств федерального бюджета.
По оценке, за год количество предприятий малого и среднего предпринимательства возрастет на 1,1%, доля среднесписочной численности работников малых и средних предприятий в среднесписочной численности работников всех предприятий и организаций (с учётом микропредприятий) составит 26,6% (25,5%) в 2008 году).
Несмотря на жесткие бюджетные ограничения 2009 года, организационно-финансовые заделы предыдущих лет позволяют продолжать работу по активизации инновационной деятельности в Самарской области.
Созданные при содействии Правительства Самарской области институты инновационного развития (Инновационно-инвестиционный фонд Самарской области, Региональный центр инноваций и трансфера технологий, Региональный венчурный фонд инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере Самарской области и др.) продолжают работу по выявлению, формированию и поддержке эффективных инновационных проектов, имеющих высокую степень готовности для скорейшего внедрения в производство, по привлечению дополнительных источников финансирования для их реализации.
Областная целевая программа развития инновационной деятельности в Самарской области в 2009 году осуществляется в части поддержки на конкурсной основе комплексных проектов трансфера технологий.
Продолжается софинансирование из областного бюджета инновационной образовательной программы "Развитие центра компетенции и подготовка специалистов мирового уровня в области аэрокосмических и геоинформационных технологий".
В 2009 году продолжается тенденция спада инвестиционной деятельности.
Инвестиции в основной капитал по крупным организациям за восемь месяцев текущего года по сравнению с соответствующим периодом 2008 года сократились на 29,2%.
Снижение инвестиций в Самарской области произошло за счет сокращения капиталовложений в наиболее инвестиционноемкие отрасли экономики региона - нефтедобычу, автомобилестроение, металлургию, производство пищевых продуктов, транспорт, а также значительного уменьшения объемов инвестирования отраслей социальной сферы. Позитивную динамику капиталовложений демонстрируют нефтеперера ботка, химическое производство и производство прочих неметаллических минеральных продуктов.
На ухудшение инвестиционной ситуации в регионе оказало влияние снижение у организаций собственных источников финансирования инвестиционных программ, наличие существенной долговой нагрузки, общая неопределенность с динамикой конечного спроса, рост стоимости кредитных средств. По итогам первого полугодия 2009 года, инвестиции за счет собственных средств организаций составили 76,8%, за счет кредитов банков - 60,8% к уровню первого полугодия 2008 года.
По итогам первого полугодия 2009 года, объем поступивших иностранных инвестиций составил 358,8 млн. долларов США (34,5% к уровню первого полугодия 2008 года), при этом отличительной особенностью явилась некоторая активизация притока портфельных инвестиций во II квартале 2009 года (3,5 млн. долларов США) после их отсутствия в I квартале.
Для большинства инвесторов базовой в настоящее время является стратегия "ожидания". Потрясения, произошедшие на мировом рынке в 2009 году, негативно сказались на настрое инвесторов. Перемены на российском фондовом рынке, нестабильность в спросе со стороны населения и значительные колебания валютных курсов и стоимости нефти вынуждают инвесторов искать более благоприятные и надежные рынки. Многие инвесторы "заморозили" свои проекты в надежде на улучшение ситуации.
По предварительным итогам 2009 года, объем инвестиций прогнозируется на уровне 810,6 млн. долларов США (30,5% к уровню 2008 года), из которых 40,5 млн. долларов США (14,7% к уровню 2008 года) составят прямые инвестиции, 1,3 млн. долларов США - портфельные (2% к уровню 2008 года) и 769,3 млн. долларов США - прочие (33,2% к уровню 2008 года).
В условиях негативного влияния финансового кризиса на экономику области бюджетные ассигнования капитального характера областного бюджета 2009 года составят 6198,35 млн. рублей, что более чем в три раза меньше, чем в 2008 году.
В 2009 году значительно сокращены расходы федерального бюджета на капиталовложения. По состоянию на 01.09.2009 в федеральном бюджете на финансирование строек и объектов Самарской области предусмотрены средства в размере 4838,3 млн. рублей или 64,9% к уровню 2008 года.
В результате, по итогам первого полугодия 2009 года, в структуре инвестиций по источникам финансирования доля бюджетных средств по сравнению с 2008 годом снизилась на 12 процентных пунктов и составила 9,5% от общего объема инвестиций, в том числе доля средств областного бюджета уменьшилась на 8,7 процентных пункта и составила 5,4%.
По оценке, общий объем инвестиций в основной капитал в Самарской области в 2009 году сократится на 32% по сравнению с 2008 годом и составит 104,1 млрд. рублей.
Спад инвестиционной активности крайне негативно отразился на строительной деятельности: уменьшилось число заключенных договоров, ухудшилась обеспеченность строительных организаций собственными финансовыми ресурсами, произошло увеличение просроченных дебиторской и кредиторской задолженностей, ухудшились условия кредитования отрасли и ипотечного кредитования населения.
Объем работ, выполненных по виду деятельности "Строительство", в Самарской области за январь - август 2009 года составил 21385 млн. рублей или 67,6% по сравнению с аналогичным периодом 2008 года. По оценке, в целом за год он снизится на 34%.
В 2009 году на территории Самарской области продолжилась реализация мероприятий приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" (далее -Национальный проект).
В 2009 году за счет средств бюджетов всех уровней на реализацию мероприятий Национального проекта предусмотрено 2507,4 млн. рублей, в том числе из федерального бюджета - 1100,6 млн. рублей, областного бюджета - 1375,9 млн. рублей, местных бюджетов - 30,9 млн. рублей. По состоянию на 01.09.2009 направлено из федерального и областного бюджетов 1744,3 млн. рублей, освоено - 1059,2 млн. рублей.
За восемь месяцев 2009 года введено в эксплуатацию 377,9 тыс. кв. метров общей площади жилых домов, что составляет 37,8% от годового планового задания и 113,1% по сравнению с соответствующим периодом 2008 года. Ожидаемый ввод до конца года определен в объеме 1000,0 тыс. кв. метров или 75,3% по сравнению с аналогичным периодом
2008 года.
Основными причинами, препятствующими увеличению объемов жилищного строительства, являются дефицит свободных финансовых средств у застройщиков и отсутствие разработанных документов территориального планирования и градостроительства.
По состоянию на 01.09.2009 улучшены жилищные условия 1401 молодой семьи и 431 семьи граждан, имеющих льготы на обеспечение жильем в соответствии с действующим законодательством. По итогам 2009 года предусматривается предоставить государственную поддержку 2951 и 935 семьям указанных категорий соответственно.
Особое внимание в 2009 году уделяется решению поставленной Президентом Российской Федерации Медведевым Д.А. задачи обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета всех ветеранов и участников Великой Отечественной войны, вставших на учет до 01.03.2005. В 2009 году из федерального бюджета на эти цели направлено 464,2 млн. рублей, что позволит обеспечить жильем всех граждан этой категории и закрыть существующую очередность.
По состоянию на 01.09.2009 кредитными организациями, по оперативной информации, выдано 2034 ипотечных жилищных кредита и займа жителям Самарской области на общую сумму 2266,4 млн. рублей или 18,6% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Прогнозируемый объем ипотечного кредитования в 2009 году составит 3691,5 млн. рублей или 20% к уровню 2008 года. Это связано с изменением условий кредитования, сокращением основными региональными операторами объемов ипотечных программ в 2009 году в сравнении с 2008 годом, высокой долей неплатежей по кредитам, снижением доходов населения и ситуацией на рынке труда.
С целью создания условий для стабилизации ситуации в ипотечном кредитовании Самарский областной Фонд жилья и ипотеки при участии Правительства Самарской области продолжает взаимодействие с открытым акционерным обществом "Агентство по ипотечному жилищному кредитованию" по всем направлениям государственной поддержки ипотечного кредитования.
Сохраняются негативные тенденции в сфере финансов реального сектора экономики и налогово-бюджетной сфере.
В целом по экономике прибыль крупных и средних организаций области за семь месяцев 2009 года снизилась по сравнению с аналогичным периодом 2008 года на 49,8% и составила 41,3 млрд. рублей.
Сумма убытков возросла в 5,9 раза и составила 35,4 млрд. рублей.
По объему прибыли на душу населения Самарская область переместилась в Российской Федерации с 16 места по итогам шести месяцев 2008 года на 21 место по итогам шести месяцев 2009 года; в Приволжском федеральном округе - соответственно с 2 места на 4 место.
По оценке, в 2009 году прибыль прибыльных организаций области снизится по сравнению с уровнем 2008 года на 51,7% и составит 102,5 млрд. рублей.
Рентабельность проданных товаров, работ, услуг в целом по экономике области в первом полугодии 2009 года снизилась по сравнению с аналогичным периодом прошлого года более чем в 2 раза и составила 7,3%. В ряде видов экономической деятельности (производство транспортных средств и оборудования, металлургическое производство, обработка древесины, предоставление коммунальных услуг и др.) зафиксирована отрицательная рентабельность.
По уровню налогов, сборов и иных обязательных платежей на душу населения область сохранила 12 место в Российской Федерации и переместилась с 3 места в первом полугодии 2008 года на 1 место в первом полугодии 2009 года среди регионов Приволжского федерального округа.
За первое полугодие 2009 года в структуре налоговых поступлений возросла доля организаций, видом деятельности которых является производство нефтепродуктов, производство и распределение электроэнергии, газа и воды, производство пищевых продуктов, строительство, оптовая и розничная торговля. Значительно снизились в долевом и в суммовом выражении налоговые платежи организаций, занятых добычей полезных ископаемых.
За восемь месяцев 2009 года с территории области в бюджетную систему Российской Федерации поступило 92,9 млрд. рублей налоговых платежей и других доходов, что на 31,3% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Наибольший спад произошел по налогу на прибыль организаций (на 61,5%) и налогу на добычу полезных ископаемых (на 52,2%).
Соотношение налоговых платежей, поступающих в федеральный и консолидированный бюджеты (без учета налогов и взносов на социальные нужды), изменилось в пользу консолидированного бюджета Самарской области с 52,2/47,8 за восемь месяцев 2008 года на 41,3/58,7 за восемь месяцев 2009 года.
Просроченная кредиторская задолженность крупных и средних организаций области возросла по сравнению с началом текущего года на 6%.
В 2009 году продолжились положительные тенденции в демографической сфере.
За семь месяцев 2009 года в области родилось 20,7 тыс. детей (на 269 детей или на 1,3% больше, чем за аналогичный период прошлого года). Сокращается смертность населения: за семь месяцев 2009 года умерло на 1,1 тыс. человек (3,8%) меньше, чем за аналогичный период 2008 года, в основном за счет снижения числа умерших от неестественных причин (на 14%), большинство из них находились в трудоспособном возрасте. Это привело к сокращению естественной убыли до 4 промилле относительно 4,8 промилле в январе - июле прошлого года.
Несмотря на некоторое снижение миграционного прироста за семь месяцев текущего года, он остается достаточно высоким - 5 тыс. человек, что позволило на 67% компенсировать сократившуюся естественную убыль населения области. Среди регионов Приволжского федерального округа по сальдо миграции область занимает второе место.
По оценке, в 2009 году сложится наименьшее за последние тринадцать лет сокращение численности населения Самарской области -менее тысячи человек, что при сохранении позитивных тенденций позволит уже в следующем году достичь стратегической цели демографического развития региона - стабилизации его численности.
Кризисные явления в социально-экономическом развитии Самарской области обусловили ухудшение ситуации в сфере занятости и на рынке труда. С 01.11.2008 по 08.09.2009 уволено в связи с сокращением штата или ликвидацией организаций 26,7 тыс. человек.
Среднесписочная численность работников крупных, средних и малых предприятий и организаций области сократилась за январь - июль 2009 года на 2,6% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года, наиболее существенно - на предприятиях обрабатывающих производств, торговли.
Значительно увеличились размеры неэффективной занятости работников, в различных видах которой, по данным, поступившим в службу занятости населения, на 08.09.2009 находятся 146,1 тыс. человек.
С начала 2009 года численность зарегистрированных безработных увеличилась в 1,9 раза или на 22,2 тыс. человек и на 08.09.2009 составила 46,1 тыс. человек, уровень официальной безработицы вырос за этот период с 1,4 до 2,6%. Наиболее напряженная ситуация складывается в городских округах Тольятти (число зарегистрированных безработных увеличилось на 8,4 тыс. человек или в 3,7 раза) и Самара (рост на 6,9 тыс. человек или в 2,7 раза), на которые приходится почти 70% прироста численности безработных в целом по области. Доля зарегистрированных в городских округах безработных в общей их численности в целом по области увеличилась с 49,6% на начало года до 71,1% на 08.09.2009.
Несмотря на то, что в целом по муниципальным районам области рост размеров безработицы происходил менее интенсивными темпами, чем по городским округам, ситуация на их рынках труда также достаточно сложная, а в осенне-зимний период еще более обострится.
С целью стабилизации ситуации на рынке труда области реализуются Программа дополнительных мероприятий по снижению напряженности на рынке труда Самарской области в 2009 году и Ведомственная целевая программа содействия занятости населения Самарской области на 2009 год. Задолженности по выплате пособий по безработице в области нет.
По оценке, за 2009 год с учетом накопленных и возможных факторов риска обострения ситуации (в том числе выхода на рынок труда выпускников учреждений профессионального образования) общая численность занятых в экономике области может сократиться по сравнению с прошлым годом на 3,1% и составить 1541 тыс. человек, а численность зарегистрированных безработных в среднегодовом исчислении может увеличиться до 48,5 тыс. человек (рост в 2,4 раза по сравнению с 2008 годом).
Результатом снижения экономической активности в регионе стало сокращение реальных доходов населения на 1,4% по сравнению с уровнем доходов в январе - августе 2008 года. По величине среднедушевых денежных доходов (16478 рублей за восемь месяцев текущего года) область занимает первое место в Приволжском федеральном округе. Покупательная способность среднедушевых доходов населения не изменилась и составила три прожиточных минимума в среднем на душу населения. Реальные располагаемые доходы за восемь месяцев текущего года увеличились на 1,4% (в целом по Российской Федерации - снижение на 0,9% за январь - июль текущего года).
Негативной тенденцией в сфере уровня жизни населения является снижение реальной среднемесячной начисленной заработной платы работников в регионе по итогам семи месяцев 2009 года на 7,6% (в целом по Российской Федерации - на 3%). Максимальное сокращение зафиксировано в обрабатывающих производствах (на 14,2%) и строительстве (на 17,3%>). Уровень снижения реальной заработной платы в области -один из самых высоких среди регионов Приволжского федерального округа. Вместе с тем по величине номинальной заработной платы (14671 рубль за январь - июль 2009 года) область сохраняет третье место в Приволжском федеральном округе. Результаты единовременного обследования, проведенного Самарским территориальным органом Федеральной службы государственной статистики в апреле 2009 года, показали, что произошло уменьшение численности работников, получающих заработную плату ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения, до 13,7% и сокращение разрыва между уровнем средней заработной платы наиболее высокооплачиваемых и наиболее низкооплачиваемых категорий работников до 10,7 раза.
В бюджетной сфере осуществлен переход работников практически всех государственных учреждений на новые условия оплаты труда. Среднемесячная заработная плата работников бюджетных организаций социальной сферы в первом полугодии текущего года увеличилась почти в 1,2 раза в номинальном выражении и на 3,4 - 5,6% - в реальном. С учетом снижения темпов роста заработной платы в обрабатывающих производствах существенно улучшилось соотношение в оплате труда работников социальной сферы и обрабатывающих производств (до 60 - 79% против 50 - 67% в 2008 году). По уровню заработной платы в сфере образования, здравоохранения и предоставления социальных услуг область занимает первое место в Приволжском федеральном округе.
Задолженность по заработной плате с начала текущего года снизилась в три раза и по состоянию на 11.09.2009 составила 62,4 млн. рублей.
Задолженность по заработной плате из-за отсутствия бюджетного финансирования с начала 2009 года увеличилась в 3,2 раза и по состоянию на 11.09.2009 составила 18,5 млн. рублей (29,1% от общей суммы задолженности по области).
В структуре бюджетной задолженности по состоянию на 11.09.2009 вся сумма приходится на задолженность из федерального бюджета (на 01.01.2009 на ее долю приходилось 13,2%).
Сумма задолженности из-за отсутствия собственных средств у организаций с начала года снизилась в 4,2 раза и на 11.09.2009 составила 43,9 млн. рублей (70,3% от общей суммы задолженности по области).
Просроченная задолженность по заработной плате с 01.01.2009 по 11.09.2009 уменьшилась в организациях всех видов экономиической деятельности, кроме организаций строительства, где наблюдается ее рост на 11,4%. Полностью погашена задолженность в организациях, занятых добычей полезных ископаемых, в организациях, занятых производством и распределением электроэнергии, газа и воды, и в организациях, занятых деятельностью по организации отдыха и развлечений, культуры и спорта.
По состоянию на 01.08.2009 средний размер назначенной государственной пенсии составил 5300 рублей и превысил региональную величину прожиточного минимума пенсионера на 17,6%. Принятые в текущем году меры по повышению пенсионного обеспечения способствовали улучшению соотношения средней пенсии и величины среднемесячной заработной платы в обрабатывающих производствах до 33%>. Вместе с тем в области проживают 142 тыс. пенсионеров (16% от их общей численности) с суммарными доходами (включая назначенную пенсию и ежемесячные денежные выплаты) ниже прожиточного минимума пенсионера.
Как и по Российской Федерации в целом, в Самарской области по сравнению со среднегодовым значением 2008 года увеличилась численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума на 72 тыс. человек (до 19,2%) от общей численности населения).
По итогам за 2009 год реальные располагаемые доходы населения ожидаются на уровне 95,6%> к предыдущему году. Размер среднемесячной номинальной начисленной заработной платы оценивается в 14155 рублей или 86,2% к уровню 2008 года в реальном выражении. При этом уровень бедности может составить 18%> от общей численности населения области.
Сокращение реальной заработной платы и замедление динамики потребительского кредитования привело к снижению покупательского спроса на потребительском рынке товаров и услуг.
В январе - августе 2009 года оборот розничной торговли составил 248,4 млрд. рублей с индексом физического объема к аналогичному периоду 2008 года 92%, в том числе по обороту розничной торговли пищевыми продуктами - 102,4%, непродовольственными товарами - 84%. Объем продаж легковых автомобилей сократился на 28,5% (по итогам первого полугодия 2009 года). В группе непродовольственных товаров отмечается также тенденция падения спроса населения на товары для дома (мебель, бытовые электротовары), одежду и обувь.
В январе - августе текущего года населению оказано платных услуг на сумму 69,5 млрд. рублей, индекс физического объема к аналогичному периоду предыдущего года составил 98,5%. На рынке услуг населению по сравнению с соответствующим периодом прошлого года возросли в сопоставимых ценах объемы туристских услуг - на 11%, услуг учреждений культуры - на 9,7%, медицинских - на 5,1%, связи - на 4,3%; сократились объемы бытовых услуг - на 20,2%, транспортных - на 13,9%, санаторно-оздоровительных - на 12,3%, системы образования - на 7,1%.
По итогам семи месяцев 2009 года, в рейтинге регионов Российской Федерации область занимала шестое место по обороту розничной торговли на душу населения и четырнадцатое место по объему платных услуг на душу населения, среди регионов Приволжского федерального округа она сохранила первое и второе места соответственно.
Наблюдаемая в первом полугодии текущего года корректировка населением приоритетов потребления с учетом изменившихся доходов может продлиться до конца года. В связи с этим в целом за год оборот розничной торговли оценивается на уровне 90,2% в физическом объеме к 2008 году (в том числе непродовольственными товарами - 80,5%), объем платных услуг населению - 95,5% на сумму 104 млрд. рублей.
Развитие региональной системы образования является одним из приоритетных направлений социально-экономического развития Самарской области.
В полном объеме выполняются все направления приоритетного национального проекта "Образование", в том числе свыше 13 тыс. педагогов получают дополнительные выплаты за классное руководство, одаренные дети и молодежь - именные премии Губернатора Самарской области и стипендии, определены победители конкурса "Учитель года", которые получат денежное поощрение (194 педагога). Серьёзным успехом региона в рамках проекта стала победа городского округа Тольятти (27 школ) в конкурсном отборе на получение государственной поддержки на реализацию экспериментальных проектов по совершенствованию организации питания школьников.
В системе дошкольного образования, несмотря на рост общей численности детей, охваченных дошкольным образованием, очередность на поступление в детские сады достигла 45,8 тыс. детей. За счет средств областного бюджета свыше 13,0 тыс. граждан получают ежемесячное пособие на воспитание детей в возрасте от 1,5 до 3 лет, не посещающих государственное или муниципальное образовательное учреждение.
В рамках образовательного проекта "Достойные граждане великой страны" в 2008-2009 учебном году повысили свою квалификацию свыше 1,7 тыс. педагогов, в течение 2009 года планируется произвести капитальный ремонт 27 школ.
Значительные результаты достигнуты по созданию условий для сохранения и укрепления здоровья школьников: доля общеобразовательных учреждений, в которых реализуются здоровьесберегающие технологии, в общем количестве общеобразовательных учреждений в первом полугодии 2009 года составила 82% (в 2008 году - 60%), охват обучающихся в школах горячим питанием - на уровне 66,3% (в 2008 году - 60%).
В целях решения задачи минимизации дисбаланса кадрового спроса и предложения на региональном рынке труда продолжается процесс оптимизации сети учреждений начального и среднего профессионального образования в форме создания многоуровневых полипрофильных учреждений (в восьми учреждениях начат процесс реорганизации в первом полугодии, в двенадцати - планируется его начать до конца года).
В 2009 году показатели среднего балла по ЕГЭ по всем предметам, за исключением литературы, превысили общероссийские результаты.
Основная деятельность региональной системы здравоохранения направлена на сохранение и восстановление здоровья и работоспособности населения, предотвращение развития ряда заболеваний, снижение смертности населения.
Сохранению и улучшению здоровья населения способствует реализация в полном объеме мероприятий приоритетного национального проекта "Здоровье". Особое внимание уделяется профилактике и снижению уровня сердечно-сосудистых заболеваний. В 2009 году регион прошел конкурсный отбор на получение государственной поддержки за счет средств федерального бюджета в рамках мероприятий, направленных на совершенствование медицинской помощи больным с сосудистыми заболеваниями. В консолидированном бюджете области предусмотрено софинансирование данных мероприятий. Это позволило открыть региональный сосудистый центр на базе Самарской областной клинической больницы им. М.И. Калинина и специализированные первичные отделения для лечения больных с сердечно-сосудистой патологией в многопрофильных лечебно-профилактических учреждениях городских округов Самара, Тольятти, Сызрань.
Одним из важных направлений является оказание высокотехнологичной медицинской помощи, внедрение современных методов диагностики и лечения ранее неизлечимых, приводящих к инвалидности заболеваний. До конца 2009 года предусматривается оказать соответствующую помощь за счёт областного бюджета 5016 жителям, за счет федерального - 3590 жителям области.
В целях улучшения здоровья детей и матерей до конца 2009 года планируется открыть 2 межрайонных перинатальных центра. За счёт средств областного бюджета планируется оснащение медицинским оборудованием отделений реанимации новорождённых.
Новым направлением приоритетного национального проекта "Здоровье" в 2009 году является реализация мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни у граждан, включая сокращение потребления алкоголя и табака, в рамках которых в регионе создано 12 центров здоровья.
На территории региона развивается система непрерывного медицинского образования. С 2009 года область является пилотным регионом по внедрению прогрессивной системы подготовки кадров на последипломном этапе. Продолжается оснащение Самарской областной научной медицинской библиотеки, создание регионального сегмента Самарской областной электронной медицинской библиотеки, проведение дополнительных внеплановых циклов повышения квалификации для врачей по наиболее актуальным проблемам медицины.
Организован постоянный мониторинг изменения объёмов товарных запасов лекарственных средств в лечебно-профилактических учреждениях, осуществляются меры, направленные на эффективное использование имеющихся ресурсов за счёт применения для льготного лекарственного обеспечения преимущественно отечественных и доступных импортных препаратов.
Для решения актуальных вопросов здравоохранения используется программно-целевой метод. В 2009 году реализуются: областная целевая программа "Улучшение состояния материальной базы учреждений здравоохранения Самарской области на 2009-2011 годы", утвержденная постановлением Правительства Самарской области от 10.09.2008 N 347, Мероприятия по реконструкции объектов здравоохранения и социального обеспечения на 2009 год, утвержденные постановлением Правительства Самарской области от 10.09.2008 N 343, Мероприятия по профилактике сердечно-сосудистых заболеваний на территории Самарской области на 2006-2009 годы, утвержденные постановлением Правительства Самарской области от 15.09.2006 N 115, План мероприятий по противодействию незаконному обороту наркотических средств, лечению и реабилитации наркозависимой части населения Самарской области на 2009 год, утвержденный постановлением Правительства Самарской области от 25.03.2009 N 159, Мероприятия по улучшению репродуктивного здоровья населения на 2009 год, утвержденные постановлением Правительства Самарской области от 25.03.2009 N 150.
Реализация государственной политики в сфере физической культуры и спорта в Самарской области осуществляется в целях повышения уровня физкультурно-оздоровительной и профилактической работы, дальнейшего улучшения состояния здоровья жителей области, повышения роли физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни.
Проводится работа по организации и проведению массовых спортивных мероприятий с привлечением максимального количества населения. Общая численность занимающихся физической культурой и спортом увеличилась до 12,6% от общего числа населения и составляет 399,4 тыс. человек. Доля учащихся, занимающихся спортом, увеличилась до 29%.
Общая пропускная способность спортивных сооружений сохранилась на уровне 2008 года (106,4 тыс. человек). Обеспеченность населения области спортивными сооружениями остается на недостаточном уровне - 17,6% от норматива.
Реализация государственной политики в сфере культуры в Самарской области направлена на сохранение историко-культурного наследия, создание условий для равного доступа населения к культурным ценностям и активного вовлечения его в культурную жизнь. За первое полугодие 2009 года в массовых культурных мероприятиях приняли участие более 2,5 млн. человек, в том числе около 450 тыс. детей и социально незащищенных граждан.
В рамках решения задачи сохранения объектов культурного наследия и укрепления материально-технической базы учреждений культуры продолжается проектирование реставрации и реставрация памятников истории и культуры ("Особняк П.И.Шихобалова", "Усадьба Курлиных" и др.), проектирование реконструкции Самарской государственной филармонии. Продолжено формирование электронных каталогов библиотек и музеев Самарской области, оцифровка музейных и библиотечных фондов. Осуществляется поддержка за счет средств областного бюджета некоммерческих организаций в реализации общественно значимых проектов.
В мае 2009 года были проведены Восьмые молодежные Дельфийские игры России "Молодость России", посвященные Году молодежи. В финальных соревнованиях по 26 номинациям приняли участие свыше 2000 человек из 75 субъектов Российской Федерации. Делегация Самарской области по результатам неофициального командного первенства заняла первое место.
Молодежная политика Самарской области призвана активизировать участие молодежи в жизни общества с учетом разнообразных потребностей, обстоятельств и взглядов молодых людей. С этой целью реализуется план мероприятий по реализации Стратегии государственной молодежной политики в Самарской области на 2008-2010 годы.
Утвержден и реализуется план основных мероприятий по проведению в Самарской области в 2009 году Года молодежи.
Развитие системы социальной поддержки и социального обслуживания населения Самарской области направлено на последовательное повышение уровня жизни низкообеспеченных категорий населения, обеспечение доступности и качества социальных услуг.
В качестве мер социальной защиты населению области выплачиваются 108 видов социальных пособий, компенсационных выплат и доплат в соответствии с действующим федеральным и областным законодательством. Получателем социальных выплат является каждый третий житель региона.
С 01.01.2009 с учетом прогнозируемого уровня инфляции (в 1,084 раза) были проиндексированы ежемесячные денежные выплаты, производимые из средств областного бюджета ветеранам Великой Отечественной войны - труженикам тыла, ветеранам труда, гражданам, приравненным к ветеранам труда, реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, ветеранам труда Самарской области; доплаты к пенсии инвалидам боевых действий и членам семей погибших (умерших) участников боевых действий, а также лиц, погибших (умерших) при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей). Изменен размер социальной помощи, выплачиваемой в соответствии с Законом Самарской области от 06.05.2000 N 16-ГД "О социальной помощи в Самарской области", с 120 рублей до 150 рублей, увеличен размер ЕДВ на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
В 2009 году введена дополнительная социальная выплата-компенсация инвалидам I группы по зрению стоимости единого социального проездного билета на городские и внутрирайонные перевозки всеми видами общественного транспорта (кроме такси) на территории области, приобретаемого для сопровождающего лица.
Более 104 тыс. семей, проживающих на территории области, получают субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. По данным за январь - август 2009 года, общий объем выданных населению субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг составил 798,0 млн. рублей, что на 7,6% больше, чем за соответствующий период 2008 года.
Выплаты за счет средств областного бюджета пособий, компенсаций, доплат к пенсиям, ежемесячных денежных выплат производятся своевременно.
В пансионатах для пожилых и инвалидов в области проживает более 4,9 тыс. человек. Сохраняется очередность на поступление в данные учреждения (529 человек на 01.07.2009). В целях повышения доступности стационарного социального обслуживания с 2009 года коечная мощность пансионатов психоневрологического профиля увеличена на 50 мест. В 2009 году планируется ввести в эксплуатацию государственное учреждение Самарской области "Челно-Вершинский пансионат для ветеранов труда" на 30 мест.
Инновационной для России социальной технологией является созданная в Самарской области нормативно-правовая база с целью организации деятельности приемных семей для граждан пожилого возраста и инвалидов. В настоящее время в приемных семьях проживает 93 одиноких пожилых человека.
Активно развиваются нестационарные формы социального обслуживания. Социальные услуги на дому получают более 99% граждан, обратившихся в социальные службы. Клиентам социальных служб в домашних условиях предоставляются 52 вида гарантированных государством социальных услуг и 120 видов дополнительных платных социальных услуг. В целях совершенствования модели организационно-управленческой деятельности сферы социального обслуживания с 01.11.2009 в практику работы социальных служб планируется внедрение методики оценки индивидуальной нуждаемости граждан в социальных услугах.
Продолжается совершенствование системы комплексной реабилитации Лиц с ограниченными возможностями здоровья. Принят Закон Самарской области от 10.02.2009 N 7-ГД "Об обеспечении беспрепятственного доступа маломобильных граждан к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, информации и связи в Самарской области", направленный на устранение дискриминационного воздействия архитектурных, транспортных и коммуникационных барьеров, ущемляющих права и свободы граждан.
Обеспечивается дальнейшее развитие сети учреждений социального обслуживания семей и детей, её материально-техническое оснащение.
В соответствии с постановлением Правительства Самарской области от 19.03.2009 N 112 в рамках обеспечения мероприятий по пожарной безопасности учреждений социального обслуживания семьи и детей в 18 государственных учреждениях полностью завершены работы по установке автоматической противопожарной сигнализации, замене электропроводки и сгораемых материалов на путях эвакуации. До конца текущего года данные работы будут завершены в 24 стационарных учреждениях социального обслуживания семьи и детей.
В летний период 2009 года в оздоровительных учреждениях различных типов охвачено отдыхом, оздоровлением и занятостью 12881 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (в 2008 году - 11675 человек). На эти цели израсходовано 110 млн. рублей из средств областного бюджета, что на 28% выше, чем в 2008 году.
В 2009 году принят Закон Самарской области от 06.04.2009 N 46-ГД "Об охране окружающей среды и природопользовании в Самарской области", предусматривающий создание экологического паспорта территории Самарской области, порядок и условия организации, охраны и функционирования особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения.
В целях реализации государственной политики в сфере обращения с отходами производства и потребления принята областная целевая программа "Совершенствование системы обращения с отходами производства и потребления и формирование кластера использования вторичных ресурсов на территории Самарской области" на 2010-2012 годы и на период до 2020 года, утвержденная постановлением Правительства Самарской области от 06.08.2009 N 372.
Приняты ведомственные целевые программы на 2010-2012 годы по обеспечению вододефицитных населенных пунктов Самарской области запасами подземных вод питьевого качества, расчистке русел рек области, сохранению и восстановлению биоразнообразия растительности и животного мира на территории области, обеспечению развития особо охраняемых природных территорий регионального значения.
По оценке, за 2009 год сброс загрязненных сточных вод по области составит 434,0 млн. куб. м или 97,5% к уровню 2008 года, выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ, отходящих от стационарных источников, по области - 275,0 тыс. тонн (90,17%).
Объем отходов производства и потребления, образуемых предприятиями и населением области, составит в 2009 году 5 млн. тонн (96,1% к уровню 2008 года), в том числе промышленных отходов -3 млн. тонн (91,6% к уровню 2008 года), твердых бытовых отходов -2 млн. тонн (103,9% к уровню 2008 года).
Общая площадь лесов в Самарской области, по состоянию на 01.07.2009, составляет 759,7 тыс. га.
За первое полугодие 2009 года на площади лесного фонда области произведена посадка лесных культур 1078 га (99,5% к аналогичному периоду 2008 года), а также реализованы санитарно-оздоровительные мероприятия на площади 710,7 га (147,1%) к аналогичному периоду 2008 года).
В целях охраны лесов от пожаров и проведения противопожарных профилактических мероприятий в первом полугодии 2009 года построено 4 км дорог противопожарного назначения, произведено тушение лесных пожаров на площади 472,7 га, что в 2,9 раза больше, чем за аналогичный период 2008 года.
Социально-экономическое развитие городских округов и муниципальных районов Самарской области в течение прошедшего периода 2009 года определялось негативным влиянием мирового финансово-экономического кризиса.
В большей степени кризис затронул городские округа Самарской области, что обусловлено преобладанием в структуре городской экономики обрабатывающих производств.
За январь - август 2009 года во всех городских округах динамика промышленного производства отрицательная (приложение 1). Наиболее критическая ситуация из-за проблем в ОАО "АВТОВАЗ" в городском округе Тольятти (ИПП - 52%), а также в городских округах Кинель (ИПП - 45,6%) и Октябрьск (ИПП - 45,5%), где практически все ведущие предприятия находятся в прямой производственной зависимости от ОАО "АВТОВАЗ". Сохранение нестабильной ситуации в ОАО "АВТОВАЗ", в том числе остановка главного конвейера предприятия, обусловят по итогам 2009 года значительный спад промышленного производства (на уровне 50%) в городских округах Тольятти, Октябрьск, Кинель.
Масштабы спада в других городских округах менее критичны, но до конца года тенденция спада не будет преодолена. Индекс промышленного производства по городским округам за январь - август 2009 года и за 2009 год (по предварительной оценке) составляет соответственно в Похвистнево - 98,9% и 100%, Чапаевске - 72,1% и 82,3%, Самаре - 76,4% и 80,6%, Отрадном - 84% и 82,5%, Жигулевске - 83,2% и 91,6%, Новокуйбышевске - 86,7% и 87,5%, Сызрани - 90,1 % и 81,9%.
Негативное влияние финансово-экономического кризиса определило "замораживание" перспективных планов развития у ряда хозяйствующих субъектов. Однако в городских округах Чапаевск и Октябрьск в первом полугодии 2009 года объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования вырос. До конца 2009 года в инвестиционной сфере всех городских округов ожидается спад.
Падение объемов производства и реализации промышленной продукции, финансовые проблемы предприятий негативно сказались на рынке труда. Уровень официально зарегистрированной безработицы в целом по городским округам увеличился с начала текущего года почти в 3 раза и по состоянию на 01.09.2009 составил 2,2%.
За семь месяцев 2009 года заработная плата по городским округам в среднем выросла по сравнению с соответствующим периодом 2008 года всего на 2,9%, а в реальном выражении снизилась на 8,3%. В большинстве городских округов ее рост опережал областные темпы. Отрицательная динамика по заработной плате наблюдалась только в городском округе Тольятти (97,1% к соответствующему периоду 2008 года).
В 2009 году негативные тенденции стали проявляться и в сельской местности (приложение 2). Замедлилась производственная деятельность, значительно ухудшилась ситуация на рынке труда, возросла задолженность по заработной плате.
В растениеводческой отрасли муниципальных районов из-за аномальных агрометеорологических условий и гибели посевов существенно сократился сбор сельскохозяйственных культур. По предварительным данным, наиболее значительное снижение валового сбора зерна ожидается в Красноярском, Нефтегорском, Болыпеглушицком, Исаклинском, Камышлинском, Волжском, Елховском и Болыпечерниговском районах. В этой связи в большинстве муниципальных районов ожидается спад валовой продукции сельского хозяйства.
В январе - августе текущего года позитивные тенденции наблюдались в животноводстве 6 из 27 муниципальных районов: Безенчукском, Клявлинском, Кошкинском, Похвистневском, Приволжском и Челно-Вершинском. Производство молока и мяса в хозяйствах всех категорий возросло в 12 районах.
Кризисные явления не могли не коснуться промышленных предприятий, зарегистрированных на территории муниципальных районов, испытывающих проблемы недостаточной обеспеченности оборотными средствами, доступа к кредитным ресурсам. В январе - августе текущего года произошло замедление производственной деятельности в промышленной отрасли сельских территорий.
Рост индекса промышленного производства отмечен только в шести муниципальных районах: Богатовском, Кошкинском, Приволжском, Болыпечерниговском, Борском и Шенталинском. Из пяти пригородных районов, на долю которых приходится около 70% всего объема промышленного производства сельских территорий (Кинельский, Нефтегорский, Ставропольский, Волжский, Красноярский), только Кинельский район сохранил объем отгрузки на уровне соответствующего периода 2008 года (за счет стабильной работы филиала ОАО "Пивоваренная компания "Балтика" - "Балтика - Самара"). Значительная вовлеченность этих территорий в экономические процессы ближайших городских округов стала причиной ухудшения ситуации в социально-трудовой сфере этих районов.
По данным на 01.09.2009, уровень официально зарегистрированной безработицы в сельских районах по сравнению с соответствующим периодом прошлого года увеличился почти в 2 раза и составил 4,15% (на 31.08.2008 - 2,16%). В связи с проблемами в Тольятти обострилась ситуация на рынке труда Ставропольского района: уровень безработицы вырос в 3,5 раза (с 0,57% до 1,97%). Более чем двукратный рост безработицы наблюдался в муниципальных районах Кинельский, Красноярский, Волжский и Сызранский в связи с увольнением жителей, занятых на предприятиях Самары, Кинеля и Сызрани. Наиболее напряженная ситуация в сфере занятости в Алексеевском районе, где уровень безработицы достиг 7,67%.
Заработная плата в январе - июле 2009 года в среднем по муниципальным районам в номинальном выражении возросла по сравнению с соответствующим периодом 2008 года на 11,8%, в реальном выражении - сократилась на 0,3%. Во всех районах, кроме Красноярского и Елховского, наблюдалась положительная динамика. Медленнее, чем в среднем по муниципальным районам, увеличивалась заработная плата в шести пригородных районах (Красноярском, Сызранском, Ставропольском, Нефтегорском, Волжском и Кинельском), а также в приграничных Клявлинском и Борском районах.
Сложности финансового состояния предприятий и снижение возможностей бюджетов всех уровней определили приостановку реализации ряда инвестиционных проектов в сельских территориях. В первом полугодии текущего года инвестиции в основной капитал в целом по муниципальным районам сократились к соответствующему периоду прошлого года на 18%, составив 8 млрд. рублей. Рост наблюдался только в семи районах: Сызранском, Волжском, Шенталинском, Красноярском, Ставропольском, Безенчукском и Алексеевском.
В структуре инвестиций в основной капитал сельских территорий 44,5% приходилось на вид деятельности "Добыча полезных ископаемых", 29% - "Транспорт и связь", 10% - "Обрабатывающие производства", 7,5% - "Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство".
До конца года в инвестиционной сфере муниципальных районов тенденция спада сохранится.
Ухудшение экономической ситуации существенно снижает финансовый потенциал муниципальных образований. Собственные доходы муниципалитетов значительно сократились за счет снижения поступлений налога на доходы физических лиц и от продажи муниципального имущества. Кроме того, секвестирование расходов инвестиционного характера бюджетов вышестоящих уровней вызвало значительное снижение бюджетной обеспеченности населения муниципальных образований с учетом безвозмездных перечислений.
Демографическая ситуация в январе - июле 2009 года по территориям области характеризовалась положительной динамикой. Рост рождаемости отмечен как по городским (до 11 промилле против 10,8 в январе - июле 2008 года), так и по сельским территориям (до 12,6 промилле против 12,3 в январе - июле 2008 года). Коэффициент рождаемости вырос в шести городских округах и одиннадцати муниципальных районах. Самый высокий его прирост среди городских округов - в Кинеле (на 11,5%) и Похвистнево (на 8,2%), среди сельских районов - в Богатовском (на 20,6%), Исаклинском (на 19,2%), Похвистневском (на 19,2%), Красноярском (на 16,8%). Коэффициент смертности снизился во всех городских округах и в 14 муниципальных районах и составил в целом по городским территориям 14,5 промилле (в январе - июле 2008 года - 15,1 промилле), по сельским -до 18,3 промилле (в январе - июле 2008 года - 19,1 промилле). Естественная убыль городского населения сократилась с 4,3 до 3,6 промилле, сельского - с 6,8 до 5,8 промилле.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.