Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к Закону
Самарской области
"Об утверждении областной целевой программы
"Информатизация системы
образования Самарской области
в 2003-2005 годах"
Комплексная целевая программа
"Информатизация системы образования Самарской области в 2003-2005 годах"
(далее - Программа)
1 апреля, 5 июля 2004 г.
Паспорт Программы
Наименование - комплексная целевая программа "Информати-
Программы зация системы образования Самарской области
в 2003-2005 годах"
Дата принятия - поручение Губернатора Самарской области
решения о от 25.01.2002
разработке Программы
Государственный - Администрация Самарской области
заказчик Программы
Головной - департамент образования и науки Админист-
исполнитель рации области (министерство образования
Программы и науки Самарской области)
Исполнители и - организации и учреждения, подведомственные
соисполнители департаменту образования и науки Администрации
Программы области (министерству образования
и науки Самарской области), учреждения
профессионального образования области
Головной - департамент образования и науки Админи-
разработчик страции области (министерство образования
Программы и науки Самарской области)
Цель Программы - создание единой информационной среды системы
образования Самарской области, обеспечивающей
образовательным учреждениям доступ к информационным
ресурсам
Задачи - формирование информационных и телеком-
Программы муникационных ресурсов и технологий образования
областной образовательной информационной сети;
подготовка кадров системы образования области
к использованию информационно-коммуникационных
технологий
Сроки и этапы - начало реализации Программы - 1 января 2003 г.
реализации окончание реализации Программы 31 декабря 2005 г.;
Программы I этап - 1 января 2003 г. - 31 декабря 2003 г.;
II этап - 1 января 2004 г. - 31 декабря 2004 г.;
III этап - 1 января 2005 г. - 31 декабря 2005 г.
Объемы и - всего на реализацию Программы - 313 377
источники тыс. рублей, в том числе средства департа-
финансирования мента образования и науки Администрации области
- 197 775 тыс. рублей (в ценах 2002 года);
федерального бюджета * - 10 243 тыс. рублей;
привлеченных средств - 105 359 тыс. рублей
в 2003 году:
средства департамента образования и науки
Администрации области (министерства
образования и науки Самарской
области) - 8913 тыс. рублей;
федеральный бюджет * - 7081 тыс. рублей;
привлеченные средства - 38818 тыс. рублей;
в 2004 году:
средства департамента образования и науки
Администрации области (министерства
образования и науки Самарской
области) - 16150 тыс. рублей;
федеральный бюджет * - 1992 тыс. рублей;
привлеченные средства - 33285 тыс. рублей;
в 2005 году:
средства департамента образования и науки
Администрации области (министерства
образования и науки Самарской
области - 172 712 тыс. рублей;
федеральный бюджет * - 1 170 тыс. рублей;
привлеченные средства - 33256 тыс. рублей
Ожидаемые - создание единой информационной среды сис-
результаты темы образования области, позволяющей зна-
реализации чительно расширить доступ участников обра-
Программы зовательного процесса к образовательным
информационным ресурсам;
введение новых форм образования на основе
интерактивных дистанционных технологий
обучения, расширение возможности
индивидуализации образовательного процесса;
включение образовательных учреждений области
в мировую информационную систему;
создание системы консультационно-методической
поддержки и непрерывного повышения квалификации
педагогических и административных кадров
системы образования области;
освоение педагогическими и административными
кадрами информационно-коммуникационных
технологий;
достижение нового качества образования
Система - координацию работ и контроль за исполнением
организации Программы осуществляет департамент
контроля за образования и науки Администрации области
исполнением (министерство образования и науки Самарской
Программы области); контроль за целевым использованием
финансовых средств осуществляет департамент
управления финансами Администрации области
(министерство управления финансами
Самарской области).
* Объем средств федерального бюджета ежегодно уточняется Министерством образования Российской Федерации.
Основные понятия, используемые в Программе
База данных - совокупность структурированных и взаимосвязанных данных о некоторой проблемной области, представленных в электронном виде.
Информатизация - организационный социально - экономический и научно - технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов.
Информационная система - организационно упорядоченная совокупность документов (массивов документов) и информационных технологий, в том числе с использованием средств вычислительной техники и связи, реализующих информационные процессы.
Информационная среда - совокупность технических и программных средств хранения, обработки и передачи информации, а также политические, экономические и культурные условия реализации процессов информатизации.
Информация - сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления.
Информационно-коммуникационные технологии (далее - ИКТ) - совокупность методов, производственных процессов и программно-технических средств, интегрированных с целью сбора, обработки, хранения, распространения, отображения и использования информации в интересах ее пользователей.
Многопрофильный ресурсный образовательный центр (далее - МРОЦ) - учреждение начального профессионального образования, концентрирующее образовательные и технические ресурсы, обеспечивающее методическую и кадровую поддержку новых профессий, реализующее в рамках образовательного процесса новые производственные технологии за счет средств Международного банка реконструкции и развития (далее - МБРР).
Образовательный портал - совокупность программно-технических и организационно-методических средств для - формирования образовательных информационных ресурсов, методов их использования, распространения, актуализации и механизмов реализации образовательного процесса.
Образовательный центр (далее - ОЦ) - школа среднего (полного) общего образования, оснащенная современным компьютерным и коммуникационным оборудованием, учебным, методическим, лабораторным комплексом, концентрирующая образовательные информационные ресурсы для пользования образовательными учреждениями конкретной территории.
Ресурсный центр территориального управления (далее - РЦТУ) - государственное учреждение дополнительного профессионального образования, подведомственное территориальному управлению департамента науки и образования Администрации области (министерства образования и науки Самарской области), объединяющее в себе базу повышения квалификации и переподготовки педагогических и административных кадров территории и центр социокультурной организации сообщества, организации попечительской деятельности, включения общественности в управление образованием.
Средства МБРР - средства, предусмотренные региональной частью федерального проекта "Реформа системы образования" с привлечением займа МБРР.
Средства федерального бюджета - средства, предусмотренные на реализацию федеральной целевой программы "Развитие единой образовательной информационной среды (2001-2005 годы)" (далее - федеральной программы), предусматривающей софинансирование из бюджетов субъектов Российской Федерации.
Средства департамента образования и науки Администрации области (министерства образования и науки Самарской области) - средства областного бюджета, предусмотренные по строке "Прочие учреждения и мероприятия в области образования" подраздела "Прочие расходы в области образования" раздела "Образование".
Тьютор - специалист, прошедший подготовку для реализации конкретной образовательной программы с использованием определенной технологии преподавания, сопровождающий процесс освоения новой деятельности.
Центр информационных технологий образования (далее - ЦИТО) - структурное подразделение Самарского института повышения квалификации работников образования, осуществляющее методическую, техническую и инновационную поддержку образовательных учреждений, развивающее информационную инфраструктуру системы образования области.
Содержание проблемы и обоснование необходимости
ее решения программными методами
Образование - особенная общественная сфера деятельности, которая формирует будущее, обеспечивая знания, умения, навыки, мировоззренческие приоритеты, квалификацию каждого человека и в конечном счете экономический и интеллектуальный потенциал общества. Двигателем развития региона и страны в целом становится научно-образовательная инфраструктура.
Требованием времени является перевод системы образования на современные ИКТ. Только внедрив в повседневную деятельность образовательного учреждения (далее - ОУ) компьютер, Интернет-технологии и современные коммуникации, можно будет говорить об обеспечении потребностей региона в высококвалифицированных кадрах.
На территории Самарской области действуют:
932 государственных и муниципальных общеобразовательных учреждения, в том числе 313 школ в городах Самаре и Тольятти, в которых обучается около 410 тыс. учащихся;
70 учреждений среднего профессионального образования (далее - УСПО), включая 5 учреждений, финансируемых из областного бюджета, в которых обучается более 58 тыс. человек;
50 учреждений начального профессионального образования (далее - УНПО) с контингентом учащихся более 35 тыс. человек;
62 учреждения высшего профессионального образования разных организационно-правовых форм, в которых обучается более 140 тыс. студентов.
Проведенные в последние годы поставки компьютерной техники по ряду федеральных и региональных целевых программ уже позволяют говорить о высокой степени готовности системы образования Самарской области к переходу на новые образовательные технологии.
В 2001 году в ОУ области поставлено 1333 компьютера с периферийным оборудованием. Соотношение "ученик/компьютер" (имеется в виду техника не ниже "Pentium-100") в сельской школе доведено до 60/1, что существенно расширило возможность доступа учащихся к освоению компьютерных технологий.
Подключено или находятся в стадии подключения к сети Интернет (как определено в федеральной программе, со скоростью передачи данных не менее 19,2 кБит/сек) 200 ОУ, из них в Самаре - 27 и Тольятти - 91.
Вместе с тем в системе начального профессионального образования только 40 из 50 учреждений обладают сравнительно новой компьютерной техникой, причем 15 из них имеют по 1-2 современных компьютера. Соотношение "ученик/компьютер" в УНПО на данный момент составляет 66/1.
Можно выделить ряд причин, препятствующих переходу образовательного процесса в новое качество:
недостаточная оснащенность ОУ современными средствами вычислительной техники;
отсутствие в ОУ доступа к сетевым ресурсам всех участников образовательного процесса;
недостаточная готовность преподавательского контингента к использованию компьютера и сетевых информационных ресурсов в учебной деятельности;
недостаточное количество программных продуктов и методик использования ИКТ в образовательном процессе.
На решение этих проблем и направлена настоящая Программа, выполняемая в соответствии с федеральной программой.
Цель и задачи Программы
Цель Программы - создание единой информационной среды системы образования Самарской области, обеспечивающей доступ к информационным ресурсам.
Задачи Программы:
формирование информационных и телекоммуникационных ресурсов и технологий областной образовательной сети (аппаратно-программной базы, предусматривающей увеличение в ОУ численности компьютерной техники до оптимального уровня, предоставление образовательным учреждениям общесистемных и прикладных программных средств доступа к локальным и сетевым информационным ресурсам);
подготовка кадров системы образования области к использованию ИКТ в образовании через разработку и реализацию учебных программ подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников образования, проведение учебных курсов.
Сроки и этапы реализации Программы
Начало реализации Программы - 2003 год, окончание - 2005 год.
Программа реализуется в три этапа. На первом этапе (2003 год) предусматривается (укрупненно):
поставка в ОУ области компьютерной техники и средств доступа к информационно-образовательным ресурсам, прикладного программного обеспечения;
организация обучения педагогических, административных и инженерно-технических кадров системы образования использованию ИТК;
создание образовательного портала;
апробация системы управления образованием области на основе ИКТ;
подключение к областной образовательной сети ОУ.
На втором этапе (2004 год) планируется:
продолжение поставок в ОУ области компьютерной техники и средств доступа к информационно-образовательным ресурсам, прикладного программного обеспечения;
создание областного центра информационных технологий в образовании;
повышение квалификации педагогических, административных и инженерно-технических кадров системы образования;
внедрение ИКТ в систему управления образованием на основе электронного документооборота;
продолжение подключения к областной образовательной сети ОУ.
На третьем этапе (2005 год) предполагается:
завершение поставок в ОУ области компьютерной техники и средств доступа к информационно-образовательным ресурсам, прикладного программного обеспечения;
завершение подключения ОУ к областной образовательной сети;
повышение квалификации педагогических и административных кадров системы образования области;
создание системы открытого образования на основе дистанционных технологий обучения.
Основные направления реализации Программы
и система программных мероприятий
Достижение цели Программы заключается в реализации программных мероприятий по четырем основным направлениям.
1. Формирование информационных и телекоммуникационных ресурсов и технологий образования.
ИКТ должны стать определяющим фактором современного качественного уровня образования населения и формирования кадрового потенциала развития региона.
Предстоит решить две задачи:
формирование принципиально новых по уровню доступа и востребованности информационных ресурсов, актуальных как на региональном, так и на муниципальном уровнях, и создание средств эффективного электронного транспорта и формата потребления (коммуникаций и компьютеризированных рабочих мест);
создание качественно новых информационных ресурсов как по содержанию, так и по способу их формирования и пополнения.
Решение их достигается путем создания информационно-образовательного портала Самарской области.
Широкое распространение ИКТ требует создания электронных библиотек (медиатек) как средства накопления и распространения информационных и методических ресурсов. Благодаря интенсивно развивающейся сетевой инфраструктуре эти ресурсы становятся потенциально доступными любому пользователю сети и открывают неограниченные перспективы расширения аудитории обучающихся.
Электронные библиотеки, создающиеся в рамках настоящей Программы, должны содержать тематические базы учебных, справочных, иллюстративных, каталогизированных материалов. Принципы организации электронных библиотек должны обеспечивать возможность адресного поиска и свободного доступа к базам данных, накопления, хранения и предоставления различных ресурсов - от текстовых до мультимедийных, а также моделирующих программ, функционирующих в различных программных средах.
2. Формирование аппаратно-программной базы областной образовательной информационной сети.
Школы в сельских районах и малых городах области достаточно хорошо оснащены компьютерной техникой. Однако современные ИКТ являются "сетевыми", так как без объединения информационных ресурсов отдельных компьютеров, ресурсов учреждений образования, методических и научных центров невозможна организация единого информационного пространства и эффективного обучения.
В рамках Программы предстоит оснастить ОУ не только компьютерами, но и сетевым, коммуникационным оборудованием.
Потребность оснащения ОУ области составляет 9053 компьютера, 726 комплектов сетевого и коммуникационного оборудования и специализированной мебели для компьютерных классов.
За счет средств займа МБРР предполагается поставить в образовательные учреждения 1815 компьютеров, 129 комплектов сетевого и коммуникационного оборудования и специализированной мебели для компьютерных классов.
За счет средств федерального бюджета планируется поставить в учреждения начального и среднего профессионального образования области, финансируемые из областного бюджета, 329 компьютеров.
Учреждения образования в Самаре и Тольятти будут оснащаться за счет средств федерального и муниципальных бюджетов.
За счет средств областного бюджета необходимо приобрести 6909 компьютеров для учреждений общего, профессионального, дополнительного образования детей, учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и специальных (коррекционных) образовательных учреждений, а также сетевое и коммуникационное оборудование и специализированную мебель для компьютерных классов.
В зависимости от конкретных технических условий и расположения ОУ могут быть подключены к сети как по проводным линиям связи, так и посредством радиодоступа, беспроводной (сотовой и/или транкинговой) телефонной или спутниковой связи.
В настоящее время к информационной образовательной сети по проводным (коммутируемым или выделенным) каналам может быть подключено значительное число ОУ, расположенных в городах и крупных селах области. Данный путь далеко не всегда обеспечивает требуемое качество и скорость связи, недешев, особенно при переходе на повременную оплату услуг телефонии, при этом 270 сельских ОУ (из 476 подлежащих к подключению) имеют только один телефонный номер, что делает для них активное использование Интернет практически невозможным.
Радиодоступ и беспроводная телефония могут быть использованы как промежуточное решение для ряда ОУ, расположенных в городах области, Красноярском, Волжском, Кинельском и некоторых других районах. Основным ограничением данных способов является высокая стоимость оплаты трафика.
Для многих ОУ южных районов области (Приволжский, Хворостянский, Красноармейский, Пестравский, Большеглушицкий и Большечерниговский) подключение к областной образовательной сети и к Интернет в период реализации Программы целесообразно (или даже единственно возможно) через спутниковый канал связи. Тем более что Минобразование России приступило в рамках реализации федеральной программы к созданию телекоммуникационной системы доступа ОУ к информационным образовательным ресурсам по технологии спутникового асимметричного Интернет-доступа. Асимметрия заключается в соотношении объемов прямого (нисходящего) и обратного (восходящего) трафиков как 10/1 и более.
К концу 2002 года на территории России предполагается за счет федерального бюджета обеспечить доступ (поставку, монтаж и запуск оборудования, оплату нисходящего трафика) по спутниковым каналам связи к образовательным и информационным ресурсам для 10 000 сельских ОУ (не менее чем для 2970 ОУ в Приволжском федеральном округе и ориентировочно для 136 ОУ - в Самарской области). Расходы федерального и областного бюджетов на организацию спутникового канала не показаны, поскольку в настоящее время разработчики Программы не располагают необходимыми нормативными актами Минобразования России, в соответствии с которыми будут реализованы указанные работы на территории Самарской области.
Организация восходящего трафика при этом должна быть организована одним из описанных выше способов и оплачена из региональных, муниципальных, внебюджетных источников.
Органам исполнительной власти Самарской области предоставляется право за счет средств регионального бюджета и внебюджетных источников финансировать в рамках федеральной программы организацию восходящего спутникового трафика (закупку дополнительных аппаратно-программных средств и оплату трафика).
В 2003 году в рамках настоящей Программы (а также федеральной программы) планируется оснастить УНПО области компьютерной техникой из расчета "ученик/компьютер" 40/1 и средствами телекоммуникаций. С учетом имеющихся в наличии у УНПО компьютеров показатель оснащенности достигнет 25/1.
На средства займа МБРР планируется создать и оснастить компьютерной техникой (всего 176 компьютеров) и средствами телекоммуникации 11 МРОЦ УНПО.
МРОЦ будут концентрировать образовательные и технические ресурсы, обеспечивать методическую и кадровую поддержку новых профессий, реализовывать в рамках образовательного процесса новые производственные технологии. Выбор направлений профессиональной подготовки в данных МРОЦ основан на перечне приоритетных отраслей экономики и сфер развития региона, определенных Программой социально-экономического развития Самарской области, утвержденной постановлением Самарской Губернской Думы от 29.09.99 N 284. С целью создания единой информационной среды Самарской области УНПО предполагается подключить к областной образовательной сети.
Данное направление Программы важно, так как профессиональное образование призвано подготавливать, обеспечивать, а в отдельных случаях и инициировать процесс экономического развития территории.
Сегодня уровень подготовки
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.