Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел II
Охрана отдельных компонентов природной среды
и естественных экологических систем Самарской области
Глава IX. Охрана атмосферного воздуха Самарской области
Статья 24. Государственное регулирование в сфере охраны атмосферного воздуха
1. Функции государственного регулирования в сфере охраны атмосферного воздуха осуществляются специально уполномоченными государственными органами, а также органами исполнительной власти Самарской области.
2. Правовое регулирование отношений в сфере охраны атмосферного воздуха осуществляется в соответствии с федеральным и областным законодательством.
Статья 25. Экологические требования по организации и ведению хозяйственной и иной деятельности, оказывающей воздействие на атмосферный воздух
1. При проектировании, размещении, строительстве, реконструкции и эксплуатации объектов хозяйственной и иной деятельности на территории Самарской области природопользователь обязан:
обеспечить соблюдение установленных нормативов выбросов и других вредных воздействий на атмосферный воздух и предельно допустимых концентраций (ПДК) на границе санитарно-защитных зон; нормы качества атмосферного воздуха не должны превышать предельно допустимых концентраций (ПДК) загрязняющих веществ в селитебных зонах и 0,8 ПДК в местах массового отдыха населения, а также для юридических лиц независимо от организационно-правовой формы, расположенных в пределах национального парка "Самарская Лука";
предусмотреть улавливание, утилизацию, обезвреживание загрязняющих веществ, обеспечить вывоз отходов, загрязняющих атмосферный воздух, юридическим лицам независимо от организационно-правовой формы, использующим их в качестве сырья, или на специализированные полигоны отходов;
оснащать юридические лица независимо от организационно-правовой формы, деятельность которых связана с выбросами загрязняющих веществ в атмосферу, средствами очистки и контроля за количеством и составом отводимых газов;
осуществлять производственный контроль состояния атмосферного воздуха в пределах санитарно-защитной зоны;
обеспечивать исправное состояние и эффективное использование сооружений, оборудования, аппаратуры для очистки и контроля выбросов загрязняющих веществ в атмосферу;
обеспечивать проектирование промышленных и хозяйственных объектов с учетом существующего фонового уровня загрязнения атмосферного воздуха;
предусматривать организацию санитарно-защитных зон вокруг хозяйственных объектов;
разрабатывать и осуществлять комплекс мероприятий по предотвращению и сокращению выбросов загрязняющих веществ в атмосферу от передвижных средств и установок;
обеспечить с 1 января 2002 г. выполнение международных нормативов ЕВРО-2 по выбросам в атмосферу загрязняющих веществ автотранспорта;
предоставлять специально уполномоченным государственным органам в сфере охраны атмосферного воздуха, своевременную, полную и достоверную информацию в соответствии с действующим законодательством;
выполнять предписания органов государственного контроля по устранению нарушений требований законодательства об охране атмосферного воздуха.
2. Природопользователю запрещается:
осуществлять выброс загрязняющих веществ, иные вредные воздействия на атмосферный воздух без соответствующего разрешения;
превышать предельно допустимый норматив вредного физического воздействия на атмосферный воздух, в том числе подача звуковых сигналов автомототранспортными средствами, за исключением случаев чрезвычайных ситуаций;
осуществлять действия, направленные на искусственное изменение состояния атмосферного воздуха и атмосферных явлений, с целью негативного воздействия на погоду и климат;
производить и использовать запрещенные химические вещества, вредно воздействующие на озоновый слой Земли;
производить и использовать вещества, на которые отсутствуют утвержденные нормативы допустимого их содержания в объектах окружающей среды;
вводить в эксплуатацию новые и реконструированные объекты хозяйственной и иной деятельности, не соответствующие требованиям по охране атмосферного воздуха;
внедрять новую технику и технологии, вещества и материалы, а также
приобретать за рубежом технологическое оборудование и другие объекты, если они не удовлетворяют требованиям по охране атмосферного воздуха и не оснащены средствами контроля за выбросами в атмосферу;
использовать этилированный бензин и другие виды моторного топлива, не отвечающие требованиям экологической безопасности;
использовать двигатели и установки при превышении установленных норм содержания загрязняющих веществ в отработавших газах;
использовать средства защиты растений, стимуляторы их роста, минеральные удобрения и другие препараты при отсутствии нормативов предельно допустимого воздействия этих веществ на атмосферный воздух и методов определения остаточных их количеств.
3. Запрещается эксплуатация транспортных и других передвижных средств, не имеющих сертификатов соответствия установленным нормам содержания загрязняющих веществ в отработавших газах.
Статья 26. Экологические требования по организации и ведению хозяйственной и иной деятельности при неблагоприятных метеорологических условиях и экстремально высоком загрязнении атмосферного воздуха
1. Специально уполномоченный государственный орган обязан своевременно информировать юридические лица независимо от организационно-правовой формы и население Самарской области о возможных неблагоприятных метеорологических условиях в соответствии с федеральным законодательством.
2. При получении предупреждения о возможных неблагоприятных метеорологических условиях юридические лица независимо от организационно-правовой формы обязаны проводить согласованные со специально уполномоченными государственными органами мероприятия по контролю и снижению выбросов.
3. При возникновении экстремально высокого загрязнения атмосферы юридические лица независимо от организационно-правовой формы, вызвавшие это загрязнение, обязаны сообщить в специально уполномоченные государственные органы и органы по чрезвычайным ситуациям по Самарской области и принять меры по установлению его причин и их устранению.
Статья 27. Инвентаризация выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух
1. С целью нормирования воздействия загрязняющих веществ на состояние атмосферного воздуха, государственного учета выбросов и ведения федерального и регионального кадастров источников загрязнения атмосферы проводится инвентаризация источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
2. Инвентаризация источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух проводится всеми юридическими лицами независимо от организационно-правовой формы независимо от форм их собственности, деятельность которых связана с выбросами загрязняющих веществ.
Глава X. Охрана водных ресурсов Самарской области
Статья 28. Государственное регулирование в сфере использования и охраны водных ресурсов
1. Функции государственного регулирования в сфере использования и охраны водных ресурсов осуществляются специально уполномоченными государственными органами, а также органами исполнительной власти Самарской области.
2. Правовое регулирование отношений в сфере использования и охраны водных ресурсов осуществляется в соответствии с федеральным и областным законодательством применительно к водным объектам федеральной, областной и муниципальной собственности.
3. Подземные водные объекты и водные объекты поверхностных водоемов и водотоков, расположенные на территории Самарской области и не распространяющиеся на территории сопредельных субъектов Российской Федерации, относятся к собственности Самарской области, порядок охраны и использования которой определяется органами исполнительной власти Самарской области в соответствии с действующим законодательством.
4. Вдоль водотоков и водоемов устанавливаются водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы.
Минимальные размеры водоохранных зон устанавливаются исходя из физико-географических, почвенных, гидрологических и других условий.
Границы водоохранных зон в городах и иных населенных пунктах должны проходить на местности по абсолютной отметке рельефа не ниже границ затопления территории паводковыми водами с 2 % обеспеченностью.
Статья 29. Экологические требования по организации и ведению хозяйственной и иной деятельности, оказывающей воздействие на водные ресурсы
1. При проектировании, размещении, строительстве, реконструкции и эксплуатации объектов хозяйственной и иной деятельности на территории Самарской области природопользователь обязан:
ориентироваться на ресурсосберегающие технологические процессы, комплексное использование и переработку сырья и технологических отходов, применение безотходных, маловодных и безводных технологических процессов, создание замкнутых систем технологического водоснабжения, комплексный подход при обработке всех видов отходов;
предусматривать использование воды питьевого качества только на хозяйственно-питьевые нужды и на те производства, в которых необходимо ее использование (пищевая, молочная, перерабатывающая промышленности и др.), в исключительных случаях при отсутствии других источников водоснабжения применение пресных вод питьевого качества для технического водоснабжения может быть разрешено при согласовании со специально уполномоченными государственными органами с оплатой по максимальному тарифу, установленному Федеральным законом "О плате за пользование водными объектами";
размещать места выпусков сточных вод ниже границы населенного пункта по течению водотока;
осуществлять водопотребление и водоотведение согласно существующим нормам и правилам с соответствующим документальным оформлением права водопользования;
принимать все меры для очистки производственных сточных и ливневых вод до требуемых норм для сброса их в сеть канализации, в водные объекты в соответствии с лицензией;
обеспечивать соблюдение установленных норм (квот) сбросов вредных веществ в водные объекты;
разрабатывать и осуществлять комплекс мероприятий, направленных на сокращение водопотребления, сброса сточных вод, локализацию и ликвидацию имеющихся загрязнении поверхностных и подземных вод, организовывать и вести производственный контроль за соблюдением установленных норм водопотребления, водоотведения и сброса загрязняющих веществ и эффективностью работы очистных сооружений;
выполнять предписания специально уполномоченных государственных органов по устранению нарушений требований водоохранного законодательства;
предоставлять специально уполномоченным государственным органам своевременную полную и достоверную информацию, связанную с охраной водных ресурсов;
своевременно информировать специально уполномоченные государственные органы об аварийных или чрезвычайных ситуациях, связанных со сбросом неочищенных бытовых или производственных сточных вод в водные объекты или на почву, и принимать меры по установлению и устранению причин аварии.
2. Природопользователю запрещается:
использовать в хозяйственных и иных целях земли в водоохранных зонах и прибрежных полосах водоемов и водотоков Самарской области без согласования с соответствующим специально уполномоченным государственным органом;
осуществлять сброс сточных вод (в случае их несоответствия установленным нормативам) в пределах первого и второго поясов зон санитарной охраны источников хозяйственно-питьевого водоснабжения и округов санитарной охраны курортов в водные объекты, используемые для лечебных целей, в места массового скопления рыб (нерестовые, нагульные участки, зимовальные ямы), искусственного разведения и выращивания рыб и других водных животных и растений, а также в водные объекты или их участки, находящиеся в границах особо охраняемых территорий;
осуществлять сброс неочищенных сточных вод в водные объекты общего пользования, а также на водосборную площадь рек Самарской области;
осуществлять сброс сточных вод без соответствующего разрешения;
превышать установленные нормы сброса загрязняющих веществ, а также сбрасывать сточные воды, содержащие вещества, для которых не установлены предельно допустимые концентрации (ПДК);
осуществлять сброс в водные объекты, на поверхность водосбора, а также в системы канализации пульпы концентрированных кубовых осадков, шламов, отходов, содержащих радионуклиды и токсические вещества;
проводить дноуглубительные и дноочистительные работы, сброс грунта, мусора, строительных и других материалов в районах нерестилищ, нагульных площадей, зимовальных ям, участков, служащих путями миграции рыб;
проводить наполнение прудов и водохранилищ, их химическую обработку без согласования со специально уполномоченным органом управления использованием и охраной водного фонда;
вводить в эксплуатацию объекты хозяйственной и иной деятельности, влияющие на состояние водных ресурсов, без согласования со специально уполномоченными государственными органами.
Статья 30. Инвентаризация сбросов загрязняющих веществ в водоемы и водотоки
1. С целью нормирования воздействия загрязняющих веществ на состояние водных ресурсов, государственного учета сбросов и ведения федерального и регионального водного кадастров проводится инвентаризация источников сбросов загрязняющих веществ в водоемы и водотоки.
2. Инвентаризация источников сбросов загрязняющих веществ в водоемы и водотоки проводится всеми юридическими лицами независимо от организационно-правовой формы независимо от форм собственности, деятельность которых связана со сбросами загрязняющих веществ в водоемы и водотоки и потреблением водных ресурсов.
Статья 31. Финансирование мероприятии по восстановлению и охране водных объектов
Для финансирования мероприятии по восстановлению и охране водных объектов должно использоваться не менее 50% платы, поступающей в областной бюджет за пользование водными объектами.
Плата за пользование водными объектами распределяется между федеральным бюджетом, областным бюджетом и местными бюджетами в соответствии с федеральным и областным законодательством.
Глава XI. Охрана недр Самарской области
Статья 32. Основные требования по охране и рациональному использованию недр
Основными требованиями по охране и рациональному использованию недр являются:
соблюдение установленного законодательством порядка предоставления недр в пользование и недопущение самовольного пользования недрами;
обеспечение полноты геологического изучения (полнота геологического изучения путем бурения скважин должна быть подтверждена материалами геофизических каротажных исследований, предусмотренных едиными нормами и правилами) рационального комплексного использования и охраны недр;
проведение опережающего геологического изучения недр, обеспечивающего достоверную оценку запасов полезных ископаемых, или свойств участков недр, предоставленных в пользование в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, проведение государственной экспертизы и государственный учет запасов полезных ископаемых, а также участков недр, используемых в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых;
обеспечение наиболее полного извлечения из недр запасов основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и попутных компонентов;
достоверный учет извлекаемых и оставляемых в недрах запасов основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и попутных компонентов при разработке месторождений полезных ископаемых;
охрана месторождений полезных ископаемых от затопления, обводнения, пожаров и других факторов, снижающих качество полезных ископаемых и промышленную ценность месторождений или осложняющих их разработку;
предотвращение загрязнения недр при проведении работ, связанных с использованием недр, особенно при подземном хранении нефти, газа и иных веществ и материалов, захоронении вредных веществ и отходов производства, сбросе сточных вод;
соблюдение установленного порядка консервации и ликвидации предприятий по добыче полезных ископаемых и подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;
предупреждение самовольной застройки площадей залегания полезных ископаемых и соблюдение установленного порядка использования этих площадей в иных целях;
предотвращение накопления промышленных и бытовых отходов на площадях водосбора и в местах залегания подземных вод, используемых для питьевого или промышленного водоснабжения;
проведение проектирования и строительства населенных пунктов, промышленных комплексов и других хозяйственных объектов после получения заключения органов управления государственным фондом недр об отсутствии полезных ископаемых в недрах под участком предстоящей застройки;
осуществление застройки площадей залегания полезных ископаемых, а также размещение в местах их залегания подземных сооружений с разрешения федерального органа управления государственным фондом недр или его территориального органа и органов государственного горного надзора при условии обеспечения возможности извлечения полезных ископаемых или обоснования экономической целесообразности застройки;
прекращение самовольной застройки площадей залегания полезных ископаемых без возмещения застройщику произведенных затрат и затрат по рекультивации территории и демонтажу возведенных объектов, проведение рекультивации земель, нарушенных при проведении геологоразведочных работ и добыче полезных ископаемых;
создание мониторинга геологической среды на территории экологически опасных предприятий и производств.
Статья 33. Правовое регулирование отношений в сфере охраны недр и недропользования
Правовое регулирование отношений в сфере охраны недр и недропользования осуществляется в соответствии с компетенцией Российской Федерации и Самарской области, исходя из статуса участков фонда недр, среди которых в соответствии с законодательством выделяются участки недр федерального, регионального (областного) и местного значения.
Органы государственной власти Самарской области выделяют на территории области совместно с органами государственной власти Российской Федерации участки недр федерального, регионального (областного) и местного значения и осуществляют в рамках своей компетенции собственное правовое регулирование недропользования на участках недр регионального (областного) и местного значения, в состав которых входят участки с мелкими и средними (в соответствии с действующей классификацией органов государственной власти Российской Федерации) нефтяными месторождениями, а также другие участки, не отнесенные к участкам недр федерального значения.
Недропользование осуществляется на основе лицензии на право пользования недрами, предоставляемой в соответствии с федеральным и областным законодательством и включающей в себя условия недропользования.
Статья 34. Охрана участков недр, представляющих особую научную или культурную ценность
1. Редкие геологические обнажения, минералогические образования, палеонтологические объекты и другие участки недр, представляющие особую научную или культурную ценность, могут быть объявлены в установленном порядке особо охраняемыми геологическими объектами регионального (областного) или местного значения. Всякая деятельность, нарушающая сохранность указанных объектов, запрещается.
2. В случае обнаружения при пользовании недрами редких геологических и минералогических образований, метеоритов, палеонтологических, археологических и других объектов, представляющих интерес для науки или культуры, пользователи недр обязаны приостановить работы на соответствующем участке и сообщить об этом органам, выдавшим лицензию на право пользования данным участком недр.
Статья 35. Обязанности по охране окружающей среды при недропользовании
При недропользовании необходимо обеспечить:
соблюдение норм качества водной среды и донных отложений и сохранение биологических ресурсов внутренних водоемов при разведке и разработке месторождений полезных ископаемых под этими водными объектами;
соблюдение норм экологической безопасности при размещении (складировании, хранении) попутно добываемых, временно не используемых полезных ископаемых, вскрышных пород, отходов горного и перерабатывающего производств, а также норм других вредных воздействий, оказываемых недропользователями на окружающую среду как в границах горного отвода, так и за его пределами;
выполнение за счет собственных средств работ по рекультивации временно занимаемых и нарушаемых земель в результате разработки месторождении полезных ископаемых открытым или подземным способом, геологоразведочных или иных работ;
биологический этап рекультивации в сроки, предусмотренные проектом и утвержденные в установленном порядке, для нарушенных в результате разработки месторождении полезных ископаемых, геологоразведочных или иных работ земель, требующих восстановления плодородия почв для сельскохозяйственных, лесохозяйственных и иных целей;
экологические интересы населения, обязательства по осуществлению которых должны быть включены в основные условия конкурсов (аукционов) на получение права пользования недрами, проводимыми в соответствии с федеральным законодательством, с объемом финансирования не менее 3% от стоимости реализации добытого минерального сырья.
Глава XII. Охрана и рациональное использование
земель и почв Самарской области
Статья 36. Государственное регулирование в сфере охраны и рационального использования земель и почв
1. Функции государственного регулирования в сфере охраны и рационального использования земель и почв осуществляют специально уполномоченные государственные органы, а также органы исполнительной власти Самарской области.
2. Правовое регулирование отношений в сфере охраны и рационального использования земель и почв осуществляется в соответствии с федеральным и областным законодательством.
Статья 37. Цели и задачи охраны и рационального использования земель и почв
Охрана и рациональное использование земель и почв включает систему правовых, организационных, экономических, технологических и других мероприятий по рациональному использованию земель, сохранению и повышению плодородия почвы, недопущению необоснованного изъятия наиболее ценных земель из сельскохозяйственного и лесохозяйственного оборота.
Глава ХIII. Охрана и использование растительного
и животного мира Самарской области
Статья 38. Государственное регулирование в сфере охраны и использования растительного и животного мира
1. Государственное управление в области охраны и использования растительного и животного мира включает государственный учет растительного и животного мира, регулирование и контроль за охраной и воспроизводством генофонда диких животных и растений.
2. Функции государственного регулирования отношений в сфере использования и охраны растительного и животного мира на территории Самарской области осуществляют специально уполномоченные государственные органы, а также органы исполнительной власти Самарской области.
3. Государственное регулирование использования объектов растительного и животного мира на территории области осуществляется путем:
сохранения целостности и единства биоценозов, сложившихся на территории области;
приоритета устойчивого существования всех объектов растительного и животного мира и сохранения местообитаний путем установления ограничений и запретов в пользовании объектами растительного и животного мира;
использования объектов растительного и животного мира, гарантирующего их устойчивое существование и сохранение биологического разнообразия;
разработки и принятия норм, сроков и правил изъятия объектов растительного и животного мира;
ограничения хозяйственной деятельности на территориях (акваториях), резервируемых для создания заповедников, национальных парков, заказников, памятников природы и иных особо охраняемых природных территорий;
сохранения традиционных способов использования растительного и животного мира в рамках, обеспечивающих устойчивое воспроизводство его объектов;
разработки и реализации планов восстановления численности, ареала деградирующих объектов растительного и животного мира;
недопустимости совмещения функций хозяйственного использования объектов растительного и животного мира с функциями государственного контроля и регулирования;
установления научно обоснованных нормативов численности популяций и площади местообитаний, достаточных для стабильного воспроизводства;
установления квот на использование объектов растительного и животного мира на основе реальной численности и научных исследований (прогнозов), регулирования содержания и использования домашних животных;
изъятия в населенных пунктах бродячих животных, способных нанести вред здоровью населения;
привлечения граждан и общественных объединений к решению задач по охране и рациональному использованию объектов растительного и животного мира, межрегионального и международного сотрудничества в области охраны растительного и животного мира.
4. Государственное регулирование отношений в сфере использования и охраны растительного и животного мира осуществляется в соответствии с федеральным и областным законодательством.
Статья 39. Государственный кадастр объектов растительного и животного мира
1. Для обеспечения охраны животного и растительного мира и организации его неистощимого и устойчивого использования на территории Самарской области проводится государственный учет и создается государственный кадастр объектов животного и растительного мира
2. Государственный учет и государственный кадастр объектов растительного и животного мира ведутся специально уполномоченными государственными органами.
Статья 40. Меры охраны и воспроизводства растительного и животного мира
1. Охрана и воспроизводство объектов растительного и животного мира обеспечивается путем:
проведения комплексных мероприятий по сохранению биологического разнообразия;
установления региональных (областных) природоохранных нормативов не ниже установленных на федеральном уровне по охране, воспроизводству и рациональному использованию объектов растительного и животного мира и контроля за их соблюдением;
установления ограничений и запретов в пользовании объектами растительного и животного мира;
пресечения самовольного использования и других нарушений установленного права пользования;
создания особо охраняемых природных территорий, охраны редких и находящихся под угрозой исчезновения видов растительного и животного мира;
установления особого режима охраны популяций растений и типов растительных сообществ, мер содействия их воспроизводству в естественных условиях, сохранения редких и находящихся под угрозой исчезновения видов дикорастущих растений;
защиты мест обитания и размножения, путей миграции, зимовки и временных концентраций объектов животного мира;
предотвращения гибели объектов растительного и животного мира при осуществлении производственных процессов;
оказания помощи объектам животного мира при стихийных бедствиях и вследствие иных причин, предупреждения массовых инфекционных и паразитарных заболеваний;
организации генетического мониторинга природных популяций индикаторных видов животных и растений;
организации научных исследований в области охраны, воспроизводства и рационального использования объектов животного и растительного мира и местообитаний;
осуществления мониторинга и государственного контроля за использованием и охраной растительного и животного мира, экологической экспертизы проектов и контроля за влиянием на местообитания объектов растительного и животного мира действующих объектов хозяйственной и иной деятельности;
установления ответственности за нарушение законодательства о растительном и животном мире;
пропаганды охраны растительного и животного мира, экологического воспитания и просвещения населения Самарской области.
2. Редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды (подвиды), популяции растений и животных, растительные сообщества и гидробиоценозы регистрируются, соответственно, в Красной, Зеленой и Голубой книгах Российской Федерации и Самарской области.
3. Природопользователи, осуществляющие хозяйственную и иную деятельность на территориях и акваториях, где обитают занесенные в Красную, Зеленую и Голубую книги виды и сообщества, несут ответственность за их сохранение и воспроизводство в соответствии с федеральным и областным законодательством.
4. Специально уполномоченные государственные органы обязаны создавать необходимые условия для сохранения редких и находящихся под угрозой исчезновения видов и сообществ, в том числе для разведения их в специальных питомниках.
5. Использование и изъятие из естественных условий видов, занесенных в Красную книгу Самарской области, допускается как исключение (для научных и биотехнических целей) только по разрешению специально уполномоченных государственных органов; незаконная добыча для коллекций, торговли, обмена и иных целей преследуется в соответствии с федеральным и областным законодательством.
Статья 41. Карантин растении и животных
1. В целях охраны объектов растительного и животного мира на территории Самарской области проводится система мероприятий по внешнему и внутреннему карантину растений и животных, направленных на:
охрану территории Самарской области от проникновения карантинных и других опасных вредителей, сорняков, возбудителей болезней растений и животных, которые могут нанести значительный экономический ущерб и нарушить устойчивость естественных экологических систем области;
проведение контрольных обследований сельскохозяйственных и других угодий, мест хранения и переработки продукции растительного происхождения с целью своевременного выявления карантинных вредителей, болезней растений и сорняков;
осуществление государственного контроля за выполнением карантинных мероприятии министерствами, ведомствами, юридическими лицами независимо от организационно-правовой формы и физическими лицами;
проведение государственного контроля за соблюдением установленных правил и мероприятии по карантину растений и животных при производстве, заготовке, транспортировке, хранении, переработке, реализации и использовании сельскохозяйственной и другой продукции растительного и животного происхождения.
2. Система государственных мероприятий по карантину осуществляется государственной инспекцией по карантину растений, ветеринарной службой, таможней и другими специально уполномоченными государственными органами.
Статья 42. Предотвращение гибели и массовых заболеваний животных при осуществлении хозяйственной и иной деятельности
1. Юридические и физические лица обязаны принимать меры по предотвращению массовых заболеваний и гибели животных при проведении сельскохозяйственных и других работ, а также при эксплуатации ирригационных и мелиоративных систем, транспортных средств, линий связи и электропередач, прокладке коммуникаций.
2. Специально уполномоченные государственные органы в соответствии с их полномочиями осуществляют наблюдение за массовыми заболеваниями животных на территории области, регистрацию всех выявленных случаев эпизоотии и принимают необходимые меры по их предотвращению и ликвидации.
3. Запрещается открытое хранение и бесконтрольное применение ядохимикатов, пестицидов, удобрений, других токсических соединений, опасных для животных, а также проведение авиационно-химических работ в пределах водоохранных зон. Правила и нормативы применения ядохимикатов, пестицидов, удобрений и иных токсических и биологически активных препаратов, а также перечень разрешенных к применению химических соединений и биологически активных препаратов борьбы с вредителями и сорняками утверждаются специально уполномоченными государственными органами в рамках их компетенции.
4. Требования по предотвращению гибели объектов животного мира, защите местообитаний при осуществлении производственных процессов, а также при эксплуатации и прокладке транспортных магистралей, трубопроводов и линий электропередач разрабатываются и утверждаются в установленном порядке.
Статья 43. Обязанности пользователей животного и растительного мира
В зависимости от вида пользования пользователи объектами растительного и животного мира Самарской области обязаны:
осуществлять только те виды пользования, которые разрешены лицензией;
соблюдать установленные правила, нормы и сроки пользования;
использовать объекты растительного и животного мира разрешенными способами, не допускать нарушений среды обитания;
проводить и содействовать проведению учета численности и оценки состояния используемых объектов животного и растительного мира, а также состояния их местообитаний;
проводить необходимые комплексные мероприятия, обеспечивающие воспроизводство объектов растительного и животного мира;
принимать меры к созданию необходимых условии для сохранения биологического разнообразия, охраны и воспроизводства редких и находящихся под угрозой исчезновения объектов растительного и животного мира;
вести учет используемых ими объектов растительного и животного мира, объемов их изъятия, предоставлять эти данные соответствующим органам исполнительной власти, ответственным за организацию и проведение учета соответствующих объектов животного мира, в порядке, установленном правилами ведения учета;
оказывать помощь государственным органам, осуществляющим контроль за охраной и использованием диких растений и животных.
Статья 44. Охота и рыболовство
1. Отношения в области охоты и охотничьего хозяйства, рыболовства и охраны рыб и водных беспозвоночных регулируются федеральным и областным законодательством.
2. Специально уполномоченные государственные органы подготавливают перечень объектов животного мира, относимых к охотничьим, для утверждения Правительством Российской Федерации по согласованию с органами исполнительной власти Самарской области.
3. Порядок охраны и использования объектов животного мира, естественно не мигрирующих за пределы Самарской области и не входящих в перечень объектов федеральной собственности, устанавливается органами исполнительной власти Самарской области в соответствии с действующим законодательством.
Статья 45. Заготовка сырья в естественных растительных сообществах
1. Заготовка сырья в естественных растительных сообществах для нужд животноводства, промысловая заготовка диких растений пищевого, лекарственного и технического назначения может осуществляться как на специально отведенных, так и на иных территориях способами и в сроки, которые обеспечивают устойчивое воспроизводство естественных растительных сообществ Самарской области.
2. Промысловая заготовка сырья из дикорастущих лекарственных растений в естественных растительных сообществах осуществляется юридическими лицами независимо от организационно-правовой формы и физическими лицами с соблюдением правил заготовки и сбора такого сырья, установленных федеральным и областным законодательством.
3. Временные пользователи естественных растительных сообществ, в том числе арендаторы, осуществляют промысловую заготовку сырья из дикорастущих лекарственных растений и дикорастущих растений для пищевых целей по лицензиям и за плату по таксам, установленным федеральным и областным законодательством.
4. Сбор дикорастущих растений, включенных в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, запрещается.
Допускается культивирование растений, содержащих вещества, включенные в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, в промышленных целях на основании лицензии в порядке, установленном федеральным законодательством.
5. Заготовка дикорастущего технического сырья (камыша, водорослей, мха, коры, бересты, лозы и др.) юридическими лицами независимо от организационно-правовой формы и физическими лицами в естественных растительных сообществах допускается только по разрешениям, выдаваемым в соответствии с действующим законодательством.
6. Древесно-кустарниковая растительность, появившаяся в результате хозяйственной и иной деятельности и расположенная на не входящих в лесной фонд землях сельскохозяйственного назначения, полосах отводов железнодорожных магистралей и автомобильных дорог, землях населенных пунктов (поселений), землях водного фонда и землях иных категорий, является собственностью владельцев (пользователей) земли, определяющих порядок охраны и использования древеснокустарниковой растительности в соответствии с действующим законодательством.
Статья 46. Пастьба скота
1. Пастьба скота в естественных растительных сообществах может осуществляться как на специально предоставленных для этих целей пастбищах, так и в природных растительных сообществах иного целевого назначения с соблюдением в установленном порядке сроков и норм выпаса скота.
2. Пастьба скота постоянными лесо- и землевладельцами в предоставленных им объектах не требует оформления специальных разрешений на этот вид пользования растительным миром, если указанные объекты растительного мира находятся вне земель лесного фонда. Пастьба скота в лесах, на иных землях лесного фонда, в водоохранных зонах допускается с соблюдением требований лесного федерального и областного законодательства только с согласия владельцев, постоянных пользователей и арендаторов этих лесов и земель.
Статья 47. Использование объектов растительного и животного мира в научно-исследовательских, культурно-просветительских, воспитательных, эстетических, рекреационных и оздоровительных целях
1. Пользование (без изъятия и с изъятием) объектами растительного и животного мира (их частей и продуктов из природной среды) в научно-исследовательских, культурно-просветительских, воспитательных, эстетических, рекреационных и оздоровительных целях юридическими лицами независимо от организационно-правовой формы и физическими лицами допускается в порядке, установленном федеральным и областным законодательством, если это не нарушает устойчивости естественных экологических систем, не наносит вреда растительному и животному миру и не нарушает права владельцев и других пользователей растительным и животным миром, за исключением случаев, когда такое пользование запрещено.
2. Изъятие дикорастущих растений и животных (в том числе их частей и продуктов) юридическими лицами независимо от организационно-правовой формы и физическими лицами в научно-исследовательских, культурно-просветительных, воспитательных, эстетических, рекреационных, оздоровительных целях осуществляется только по разрешениям; список видов растений и животных, изъятие которых запрещается, устанавливается специально уполномоченными государственными органами в соответствии с их полномочиями.
Статья 48. Ботанические и зоологические коллекции
1. Создание и пополнение ботанических коллекций юридическими лицами независимо от организационно-правовой формы и физическими лицами путем изъятия дикорастущих растений из природной среды специально для этих целей допускается с соблюдением требований федерального и областного законодательства. Ботанические коллекции, представляющие научную, культурно-просветительскую, учебно-воспитательную или эстетическую ценность, подлежат государственному учету. Юридические лица независимо от организационно-правовой формы и физические лица являющиеся владельцами таких коллекции, обязаны соблюдать правила хранения, учета и использования ботанических коллекций.
2. Создание и пополнение зоологических коллекций юридическими лицами независимо от организационно-правовой формы и физическими лицами путем изъятия животных из природной среды допускается с соблюдением требований федерального и областного законодательства. Зоологические коллекции (живые коллекции зоосадов, цирков, питомников, аквариумов, террариумов, экзотариумов, а также собрания чучел, препаратов и частей животных), представляющие научную, культурнопросветительную, учебно-воспитательную и эстетическую ценность, отдельные выдающиеся коллекционные экспонаты независимо от формы собственности на них подлежат государственному учету.
3. Правила учета, хранения, использования, создания и пополнения ботанических и зоологических коллекций утверждаются специально уполномоченными государственными органами в соответствии с их полномочиями.
Глава XIV. Особо охраняемые природные территории
и объекты Самарской области
Статья 49. Природно-заповедный фонд Самарской области
1. Природные заповедники (включая биосферные), заказники, национальные и природные парки, памятники природы, дендрологические и ботанические сады, и иные особо охраняемые территории, редкие или находящиеся под угрозой исчезновения виды растений и животных, отнесенные к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации и Красную книгу Самарской области, образуют природно-заповедный фонд Самарской области и обеспечиваются особой государственной охраной в интересах настоящего и будущего поколений жителей Самарской области.
2. Изъятие земель природно-заповедного фонда Самарской области запрещено, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законодательством.
3. Государственное регулирование и государственный контроль природнозаповедного фонда Самарской области осуществляются специально уполномоченными государственными органами, а также органами исполнительной власти Самарской области. Режим и порядок использования природно-заповедного фонда и его составных частей определяется федеральным и областным законодательством.
Статья 50. Особо охраняемые природные территории
1. На территории Самарской области образуются особо охраняемые природные территории федерального, регионального (областного) и местного значения в целях сохранения уникальных и типичных природных комплексов и объектов, достопримечательных природных образований, объектов растительного и животного мира, их генетического фонда, изучения естественных процессов в биосфере и контроля за изменением ее состояния, экологического воспитания населения Самарской области. Категории и виды особо охраняемых природных территорий определяются органами исполнительной власти Самарской области и органами местного самоуправления в соответствии с федеральным и областным законодательством.
2. Собственники и арендаторы земельных участков, землепользователи, землевладельцы, на землях которых образованы особо охраняемые природные территории, обязаны принимать меры по соблюдению установленного для них режима охраны и несут ответственность за их сохранение.
3. На особо охраняемых природных территориях регионального (областного) и местного значения запрещается хозяйственная и иная деятельность, противоречащая целям организации этих территорий.
4. Особо охраняемые природные территории регионального (областного) значения являются собственностью Самарской области, создаются органами государственной власти Самарской области и находятся в ведении органов исполнительной власти Самарской области, осуществляющих управление и контроль за их функционированием.
5. Особо охраняемые природные территории местного значения являются собственностью муниципальных образований, создаются органами местного самоуправления по согласованию с органами исполнительной власти Самарской области и находятся в ведении органов местного самоуправления, осуществляющих управление и контроль за их функционированием.
6. До образования особо охраняемых природных территорий регионального (областного) и местного значения могут проводиться общественные слушания о необходимости их образования.
Статья 51. Охрана редких и исчезающих видов растении и животных, наземных сообществ и гидробиоценозов, лесов
1. Для охраны редких и исчезающих видов растений и животных Самарской области учреждается Красная книга Самарской области; для охраны редких наземных сообществ - Зеленая книга Самарской области; для охраны редких гидробиоценозов - Голубая книга Самарской области.
2. Виды растений и животных, занесенных в Красную книгу, а также сообщества, занесенные в Зеленую и Голубую книги, повсеместно подлежат охране и изъятию из хозяйственного использования. Запрещается деятельность, ведущая к сокращению численности этих видов, ухудшающая среду их обитания, ведущая к деградации соответствующих наземных сообществ и гидробиоценозов.
3. Юридические лица независимо от организационно-правовой формы, на территории которых имеются растения и животные из Красной книги, наземные сообщества и гидробиоценозы из Зеленой и Голубой книг, обязаны принимать меры по соблюдению установленного режима охраны и несут ответственность за их сохранение и воспроизводство.
4. На особо охраняемых природных территориях и в водоохранных зонах, покрытых лесами, в целях охраны лесов и обеспечения санитарной безопасности должны осуществляться санитарные рубки леса, рубки ухода, лесовосстановительные работы и очистка лесов от захламления и загрязнения отходами производства и потребления.
Статья 52. Лечебно-оздоровительные местности и курорты
1. На территории Самарской области образуются лечебно-оздоровительные местности и курорты федерального, регионального (областного) и местного значения, обладающие природными лечебными ресурсами, используемыми для лечения и профилактики заболеваний и организации отдыха.
2. Территория признается лечебно-оздоровительной местностью или курортом регионального (областного) значения органами исполнительной власти Самарской области по согласованию со специально уполномоченными государственными органами в порядке, установленном федеральным и областным законодательством.
3. Территория признается лечебно-оздоровительной местностью или курортом местного значения органами местного самоуправления по согласованию с органами исполнительной власти Самарской области и специально уполномоченными государственными органами в порядке, установленном федеральным и областным законодательством.
Статья 53. Защитные, охранные, рекреационные зоны
1. В целях охраны окружающей среды городских и сельских поселений создаются защитные, охранные и рекреационные зоны, в том числе санитарно-защитные и водоохранные зоны, озелененные территории, зеленые зоны, включающие в себя лесопарковые зоны и иные изъятые из интенсивного хозяйственного использования защитные и охранные зоны с ограниченным режимом природопользования. Указанным зонам может быть придан статус особо охраняемых природных территорий регионального (областного) и местного значения.
2. Санитарно-защитные зоны устанавливаются при проектировании, строительстве и эксплуатации хозяйственных и иных объектов в порядке к на условиях, определенных санитарными правилами.
3. Озелененные территории образуются органами местного самоуправления в границах городских и сельских поселений в порядке, установленном федеральным и областным законодательством, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, и выполняют санитарно-гигиенические и рекреационные функции.
4. Зеленые зоны (в том числе лесопарковые зоны и иные изъятые из интенсивного хозяйственного использования защитные и охранные зоны с ограниченным режимом природопользования) выполняют санитарные, санитарно-гигиенические и рекреационные функции.
Границы и правовой режим зеленых зон утверждаются и изменяются в соответствии с федеральным и областным законодательством.
В границах зеленых зон запрещается хозяйственная и иная деятельность, оказывающая негативное (вредное) воздействие на окружающую среду.
5. Рекреационные зоны предназначены для организации мест отдыха населения и включают в себя парки, городские леса, лесопарки, пляжи, иные объекты. Рекреационные зоны могут включать в себя особо охраняемые природные территории и природные объекты, предусматривающие задачи рекреации.
На территориях рекреационных зон не допускаются строительство и расширение действующих промышленных, коммунальных и складских объектов, непосредственно не связанных с эксплуатацией объектов оздоровительного и рекреационного назначения.
Глава XV. Охрана окружающей среды Самарской области
от отходов производства и потребления
Статья 54. Государственное регулирование в сфере охраны окружающей среды от отходов производства и потребления
1. Функции государственного регулирования в сфере охраны окружающей природной среды Самарской области от отходов осуществляются специально уполномоченными государственными органами, а также органами исполнительной власти Самарской области.
2. Правовое регулирование отношений в сфере охраны окружающей среды Самарской области от отходов производства и потребления осуществляется в соответствии с федеральным и областным законодательством.
Глава XVI. Экологическая безопасность Самарской области
Статья 55. Принципы экологической безопасности
Основными принципами экологической безопасности являются:
приоритет безопасности для жизни и здоровья граждан и населения в целом, сохранение общечеловеческих ценностей;
презумпция потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной деятельности;
воздействие на окружающую среду для отдельных территорий и области в целом с учетом конкретной экологической ситуации;
соблюдение требований законодательства в сфере охраны окружающей среды и природопользования, неотвратимость ответственности за экологические правонарушения и компенсация причиненного ущерба гражданам, обществу, окружающей природной среде за счет виновного в строгом соответствии с законом;
соблюдение гласности во всех сферах деятельности, способной создать угрозу экологической безопасности;
гарантированность государственного контроля за санитарно-гигиеническим и эпидемиологическим благополучием территории области и состоянием окружающей среды.
Статья 56. Превентивные меры обеспечения экологической безопасности
С целью предупреждения экологически опасной деятельности в обязательном порядке принимаются следующие меры:
проведение государственной экологической экспертизы;
лицензирование определенных федеральным законодательством видов деятельности, оказывающих воздействие на окружающую среду и природные ресурсы;
согласование с соответствующими органами государственной власти и органами местного самоуправления размещения экологически опасных объектов;
страхование от возможного ущерба при осуществлении экологически опасной деятельности в порядке, установленном в соответствии с действующим законодательством.
Статья 57. Обеспечение экологической безопасности
Обеспечение экологической безопасности на территории Самарской области осуществляется органами исполнительной власти Самарской области во взаимодействии с органами местного самоуправления и специально уполномоченными государственными органами.
Оперативное управление обеспечением экологической безопасности осуществляется органами исполнительной власти Самарской области, органами местного самоуправления и природопользователями, координирующими свою деятельность с территориальными органами специально уполномоченных государственных органов.
Органы государственной власти Самарской области, органы местного самоуправления, а также природопользователи несут ответственность за своевременное принятие мер по улучшению экологической обстановки на подведомственной территории и объектах природопользования.".
Статья 58. Права граждан, общественных и иных некоммерческих объединений, научных организаций на получение и распространение информации о состоянии окружающей среды в Самарской области
1. Каждый гражданин, проживающий на территории Самарской области, имеет охраняемое Конституцией Российской Федерации право на получение своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды, планируемой экологически опасной деятельности, программах социально-экономического развития территорий. Органы государственной власти Самарской области и органы местного самоуправления обязаны своевременно и полно информировать население об угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций антропогенного и естественного характера. Информация о состоянии окружающей среды предоставляется в соответствии с федеральным законодательством.
2. Граждане, научные организации, общественные и иные некоммерческие объединения, осуществляющие природоохранную деятельность, органы государственной власти Самарской области и органы местного самоуправления, средства массовой информации обеспечивают распространение знаний в сфере охраны окружающей среды, информации о состоянии окружающей среды на территории области и ее отдельных районов.
Глава XVII. Заключительные положения
Статья 59. Основания и виды ответственности за правонарушения в области охраны окружающей природной среды
1. Физические, юридические и должностные лица, допустившие нарушения законодательства в сфере охраны окружающей среды и природопользования, несут ответственность в соответствии с федеральным законодательством.
2. За несоблюдение региональных (областных) природоохранных нормативов физические, юридические и должностные лица несут ответственность в соответствии с областным законодательством.
Статья 60. Вступление в силу настоящего Закона
Законом Самарской области от 11 октября 2005 г. N 159-ГД пункт 1 статьи 60 настоящего Закона изложен в новой редакции
1. Настоящий Закон вступает в силу по истечении десяти дней со дня его официального опубликования.
2. Органам государственной власти Самарской области и местного самоуправления Самарской области в течение 12 месяцев со дня вступления в силу настоящего Закона привести в соответствие с требованиями настоящего Закона принятые ими ранее нормативные правовые акты.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.