Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел I
Охрана окружающей природной среды Самарской области
Глава I. Общие положения
Статья 1. Предмет регулирования настоящего Закона
1. Настоящий Закон регулирует отношения, возникающие в сфере взаимодействия населения Самарской области и природы, направленные на создание благоприятной окружающей среды, обеспечение рационального природопользования и сохранение естественных экологических систем, предупреждение и предотвращение экологически вредного воздействия природопользования в целях социально-экологической реабилитации территории Самарской области.
2. На территории Самарской области отношения в сфере охраны окружающей среды и природопользования регулируются Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом "Об охране окружающей среды" и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Уставом (Основным Законом) Самарской области, настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Самарской области, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Законом Самарской области от 7 октября 2003 г. N 82-ГД в статью 2 настоящего Закона внесены изменения
Статья 2. Основные понятия, используемые в Законе
В настоящем Законе используются следующие основные понятия:
Природопользование - хозяйственная и иная деятельность, в процессе которой осуществляется использование отдельных видов природных ресурсов и оказывается воздействие на окружающую среду.
Природопользователь - физические и юридические лица, осуществляющие природопользование в установленном порядке.
Региональные (областные) природоохранные нормативы природоохранные нормативы, устанавливающие экологические требования с учетом географических, природных, социально-экономических и иных особенностей Самарской области и направленные на ее социально-экологическую реабилитацию.
Зеленые насаждения - древесно-кустарниковая растительность естественного и искусственного происхождения в городских и сельских населенных пунктах, кроме городских лесов, выполняющая архитектурно-планировочные и санитарно-гигиенические функции.
Защита зеленых насаждений - система административно-правовых, организационно-хозяйственных, экономических, архитектурнопланировочных и агротехнических мероприятий, направленных на сохранение и восстановление зеленых насаждений.
Компенсационное озеленение - воспроизводство зеленых насаждений взамен уничтоженных или поврежденных.
В настоящем Законе используются и иные понятия, содержание которых изложено в федеральном законодательстве.
Глава II. Полномочия органов власти в сфере охраны
окружающей среды и природопользования
Статья 3. Полномочия специально уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, действующих на территории Самарской области, в сфере охраны окружающей среды и природопользования
Полномочия специально уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, действующих на территории Самарской области (далее - специально уполномоченные государственные органы), в сфере охраны окружающей среды и природопользования определяются федеральным законодательством. Специально уполномоченным государственным органам могут передаваться отдельные полномочия органов государственной власти Самарской области в соответствии с федеральным и областным законодательством.
Координацию деятельности специально уполномоченных государственных органов осуществляет орган, уполномоченный Правительством Российской Федерации.
Статья 4. Полномочия Самарской Губернской Думы в сфере охраны окружающей среды и природопользования
К полномочиям Самарской Губернской Думы в сфере охраны окружающей среды и природопользования относятся:
принятие законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере охраны окружающей среды и природопользования;
утверждение областных экологических программ, природоохранных мероприятий при принятии закона Самарской области об областном бюджете на соответствующий финансовый год и контроль за их реализацией;
утверждение границ особо охраняемых природных территорий регионального (областного) значения;
установление налоговых и иных льгот для природопользователей в части, касающейся отчислений в областной бюджет;
осуществление иных полномочий в соответствии с федеральным и областным законодательством.
Статья 5. Полномочия органов исполнительной власти Самарской области в сфере охраны окружающей среды и природопользования
К полномочиям органов исполнительной власти Самарской области относятся:
1. В сфере охраны окружающей среды:
определение основных направлений охраны окружающей среды на территории Самарской области с учетом ее географических, природных, социально-экономических и иных особенностей;
осуществление государственного экологического контроля за объектами хозяйственной и иной деятельности независимо от форм собственности, находящимися на территории Самарской области, за исключением объектов хозяйственной и иной деятельности, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю;
разработка и реализация областных целевых экологических программ, природоохранных мероприятий, предусмотренных законом Самарской области об областном бюджете на соответствующий финансовый год;
утверждение региональных (областных) природоохранных нормативов не ниже установленных на федеральном уровне;
экономическая оценка воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, ведение учета объектов и источников негативного воздействия на окружающую среду на территории Самарской области;
заключение с природопользователями договоров (соглашений), затрагивающих интересы двух и более муниципальных образований области, и (или) включение в условия выдаваемых лицензий (разрешений) на право пользования компонентов или объектов природной среды положений (мероприятий) по обеспечению экологических интересов проживающего населения;
осуществление природоохранных и иных мер по улучшению состояния окружающей среды в зонах экологического бедствия на территории Самарской области;
принятие мер к нарушителям законодательства об охране окружающей среды и по возмещению вреда, причиненного окружающей среде, в соответствии с федеральным законодательством;
организация и осуществление государственного экологического мониторинга, формирование и обеспечение функционирования территориальных систем наблюдения за состоянием окружающей среды на территории Самарской области;
организация и развитие системы экологического образования и формирование экологической культуры на территории Самарской области;
обеспечение населения Самарской области достоверной информацией о состоянии окружающей среды;
ограничение, приостановление и (или) запрещение хозяйственной и иной деятельности, осуществляемой с нарушением законодательства в сфере охраны окружающей среды и природопользования, в пределах своих полномочий на территории Самарской области;
ведение Красной книги Самарской области;
осуществление экологической паспортизации.
2. В сфере охраны и использования недр:
государственный контроль за геологическим изучением, охраной и рациональным использованием недр в соответствии с порядком, установленным действующим законодательством;
разработка и реализация областных программ развития и использования минерально-сырьевой базы;
установление порядка пользования недрами в целях разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых, участками недр регионального (областного) и местного значения, а также строительства подземных сооружений регионального (областного) и местного значения;
определение условий и порядка пользования месторождениями полезных ископаемых;
лицензирование видов деятельности, связанной с пользованием участками недр регионального (областного) и местного значения;
досрочное прекращение, приостановление или ограничение права пользования недрами на основаниях, предусмотренных действующим законодательством;
выделение участков недр регионального (областного) и местного значения в порядке, установленном действующим законодательством, заключение договоров на условиях раздела продукции с субъектами хозяйственной деятельности при пользовании участками недр регионального (областного) и местного значения;
участие в государственной экспертизе разведанных запасов полезных ископаемых и иных свойств недр, защита интересов граждан, прав пользователей недр и разрешение споров по вопросам пользования недрами и их охраны.
3. В сфере охраны и использования водных объектов:
государственный контроль за использованием и охраной водных объектов;
владение, пользование, распоряжение и управление водными объектами, находящимися в собственности Самарской области;
разработка и принятие нормативных правовых актов по вопросам использования и охраны водных объектов в пределах территории Самарской области;
разработка и реализация областных программ по использованию, восстановлению и охране водных объектов;
установление лимитов водопользования (водопотребления и водоотведения) физическим и юридическим лицам в пределах норм, установленных для Самарской области по водным объектам, находящимся в федеральной собственности, и установление лимитов водопользования (водопотребления и водоотведения) по водным объектам, находящимся в собственности Самарской области;
запрещение ввода в эксплуатацию, а также ограничение приостановление и запрещение эксплуатации хозяйственных и других объектов, оказывающих негативное влияние на водные объекты, находящиеся в собственности Самарской области;
установление водоохранных зон и прибрежных защитных полос, утверждение проектов водоохранных зон и режима их использования по представлению территориального органа специально уполномоченного государственного органа, осуществляющего управление использованием и охраной водного фонда, согласованному с иными специально уполномоченными государственными органами в порядке, установленном федеральным законодательством.
4. В сфере охраны и рационального использования земель и почв:
государственный контроль за соблюдением собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков требований законодательства по охране земель, почв и их рациональному использованию.
5. В сфере охраны, использования, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов:
государственный контроль за состоянием, использованием, охраной, защитой лесного фонда и воспроизводством лесов;
разработка и реализация областных программ использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов, приостановление, ограничение и прекращение работ, представляющих опасность для состояния и воспроизводства лесов;
принятие решений о предоставлении участков лесного фонда в аренду, безвозмездное пользование и краткосрочное пользование в соответствии с действующим законодательством.
6. В сфере охраны и использования объектов животного мира:
государственный контроль за охраной и использованием объектов животного мира и среды их обитания;
разработка, принятие и реализация областных программ по охране и использованию объектов животного мира и среды их обитания;
предоставление права пользования объектами животного мира, относящимися к собственности Самарской области;
установление региональных (областных) природоохранных нормативов не ниже установленных на федеральном уровне;
согласование интересов пользователей животным миром с интересами пользователей другими природными ресурсами;
введение ограничений на использование объектов животного мира в целях их охраны и воспроизводства.
7. В сфере обращения с отходами производства и потребления:
государственный контроль за обращением с отходами в рамках федерального и областного законодательства, в том числе Закона Самарской области "Об отходах производства и потребления на территории Самарской области".
8. В сфере организации и функционирования особо охраняемых природных территорий:
создание особо охраняемых природных территорий регионального (областного) значения и осуществление государственного управления ими;
государственный контроль в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий регионального (областного) значения;
согласование отнесения к объектам федеральной собственности особо охраняемых природных территорий федерального значения;
согласование порядка и режима использования земель, включенных в границы национального парка, без изъятия из хозяйственной деятельности;
установление дополнительных категорий особо охраняемых природных территорий регионального (областного) значения (территории, на которых находятся зеленые зоны, городские леса, городские парки, памятники садово-паркового искусства, охраняемые береговые линии, речные системы, природные ландшафты, биологические станции и др.);
принятие решений о резервировании земельных участков, которые предполагается объявить особо охраняемыми природными территориями, и ограничении на них хозяйственной деятельности;
принятие решений об образовании охранной зоны природных заповедников и национальных парков и утверждение положении о них;
признание территорий лечебно-оздоровительными местностями и курортами регионального (областного) значения;
государственное регулирование в сфере использования и охраны курортов, лечебно-оздоровительных местностей и природных лечебных ресурсов, за исключением переданных в ведение Российской Федерации;
установление границ и режимов округов санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов, имеющих региональное (областное) значение;
определение формы и размеров платы за пользование территориями курортов регионального (областного) и местного значения в пределах норм, установленных федеральным и областным законодательством.
9. В сфере проведения государственной экологической экспертизы:
осуществление контроля за исполнением законодательства об экологической экспертизе;
делегирование экспертов в качестве наблюдателей на заседаниях экспертных комиссий государственной экологической экспертизы объектов на территории Самарской области или других субъектов Российской Федерации;
Законом Самарской области от 6 мая 2004 г. N 68-ГД абзац 4 пункта 9 статьи 5 настоящего Закона изложен в новой редакции
получение информации об объектах экологической экспертизы, при реализации которых может быть оказано прямое или косвенное воздействие на окружающую среду Самарской области.
10. В сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и окружающей природной среды:
государственное управление по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения и окружающей природной среды,
разработка, принятие и реализация областных программ по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения и окружающей среды,
организация оперативных мероприятий по предупреждению и ликвидации вспышек болезней растений, эпидемий, эпизоотии и др.;
принятие решений о введении и отмене на территории области карантина или ограничительных мероприятий в случае возникновения вспышек болезней растений, эпидемий, эпизоотии и др.
11. Органы исполнительной власти Самарской области могут осуществлять и иные полномочия в сфере охраны окружающей среды и природопользования, отнесенные к ведению субъектов Российской Федерации, за исключением полномочий, которые федеральным и областным законодательством отнесены к ведению Самарской Губернской Думы.
Статья 6. Передача осуществления отдельных государственных полномочий органов исполнительной власти Самарской области в сфере охраны окружающей среды и природопользования
Осуществление отдельных государственных полномочий органов исполнительной власти Самарской области в сфере охраны окружающей среды и природопользования может быть передано органам местного самоуправления и специально уполномоченным государственным органам в соответствии с федеральным и областным законодательством.
Статья 7. Управление в сфере охраны окружающей среды и природопользования, осуществляемое органами местного самоуправления
Управление в сфере охраны окружающей среды и природопользования, осуществляемое органами местного самоуправления, предусматривает:
1. В сфере охраны окружающей среды:
разработку и реализацию местных экологических программ, природоохранных мероприятий местного значения;
определение порядка и осуществление муниципального экологического контроля в соответствии с законодательством Российской Федерации;
право заключения с природопользователями, осуществляющими загрязнение окружающей среды, договоров об обеспечении природопользователями реализации экологических интересов населения муниципального образования;
участие органов местного самоуправления в экологическом воспитании, образовании, просвещении населения муниципального образования и обеспечении его необходимой экологической информацией.
2. В сфере охраны и использования недр:
развитие минерально-сырьевой базы для предприятий местной промышленности;
предоставление разрешений на разработку месторождений общераспространенных полезных ископаемых, а также на строительство подземных сооружений местного значения в порядке, установленном федеральным и областным законодательством;
участие в решении вопросов, связанных с соблюдением социально-экономических и экологических интересов населения муниципального образования при предоставлении недр в пользование и отводе земельных участков;
введение ограничений на пользование участками недр на территориях населенных пунктов, пригородных зон, объектов промышленности, транспорта и связи в случаях, если это пользование может создать угрозу жизни и здоровью людей, нанести ущерб хозяйственным объектам или окружающей среде;
приостановление работ, связанных с пользованием недрами, по добыче общераспространенных полезных ископаемых с целью производства строительных материалов при условии возможности использования для этих целей отходов горнодобывающих и иных производств, являющихся альтернативными источниками сырья.
3. В сфере охраны и использования водных объектов:
организацию и проведение работ по восстановлению и охране родников, озер и малых рек;
осуществление владения, пользования и распоряжения обособленными водными объектами, находящимися в муниципальной собственности;
обеспечение реализации установленного в соответствии с федеральным законодательством режима использования водоохранных зон и прибрежных защитных полос на территории муниципального образования.
4. В сфере обращения с отходами производства и потребления:
определение порядка сбора, использования, обезвреживания, транспортировки и размещения отходов производства и потребления и организация утилизации и переработки бытовых отходов на территории муниципального образования.
Законом Самарской области от 7 октября 2003 г. N 82-ГД в пункт 5 статьи 7 настоящего Закона внесены изменения
5. В сфере охраны и использования объектов растительного и животного мира:
определение порядка содержания домашних животных, способных нанести ущерб здоровью и жизнедеятельности населения в местах общего пользования;
определение порядка отлова в населенных пунктах бродячих животных, способных нанести ущерб здоровью и жизнедеятельности населения;
защита зеленых насаждений, согласование с природопользователями порядка и условий компенсационного озеленения.
6. В сфере организации и функционирования особо охраняемых природных территорий:
создание особо охраняемых природных территорий местного значения в порядке, определенном федеральным и областным законодательством, и осуществление управления ими;
установление дополнительных категорий особо охраняемых природных территорий местного значения (территории, на которых находятся зеленые зоны, городские леса, городские парки, памятники садово-паркового искусства, охраняемые береговые линии, речные системы, природные ландшафты, биологические станции и др.);
представление в органы исполнительной власти Самарской области предложений о признании территории лечебно-оздоровительной местностью или курортом местного значения;
установление границ и режимов округов санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов местного значения.
7. Органы местного самоуправления могут осуществлять и иные полномочия в сфере охраны окружающей среды и природопользования в соответствии с федеральным и областным законодательством.
Глава III. Нормирование в области охраны окружающей среды
Статья 8. Нормирование в сфере охраны окружающей среды
1. В целях государственного регулирования воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, обеспечения экологической безопасности населения в Самарской области могут устанавливаться региональные (областные) природоохранные нормативы не ниже установленных на федеральном уровне.
2. Региональные (областные) природоохранные нормативы разрабатываются с учетом существующего естественного фонового уровня загрязнения территории Самарской области и обеспечения экологических интересов проживающего населения.
3. Установление региональных (областных) природоохранных нормативов осуществляется в соответствии с федеральным и областным законодательством.
Глава IV. Требования в сфере охраны окружающей среды и
природопользования при осуществлении хозяйственной и иной деятельности
Статья 9. Требования к организации и осуществлению хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное воздействие на окружающую среду Самарской области
Настоящим Законом устанавливаются следующие требования к организации и ведению хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное воздействие на окружающую среду Самарской области.
1. Природопользователь обязан:
выполнять процедуры подготовки решений о хозяйственной и иной деятельности, установленные действующим законодательством;
размещать объекты хозяйственной и иной деятельности с учетом их возможного негативного воздействия на окружающую среду;
разрабатывать и осуществлять природоохранные мероприятия, меры по обеспечению экологической безопасности населения, предотвращению негативных экологических последствий при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, консервации и ликвидации зданий, строений, сооружений и иных объектов;
снижать объемы выбросов, сбросов, размещения отходов в окружающей природной среде на единицу выпущенной продукции или оказанных услуг до достижения норм экологической безопасности;
осуществлять модернизацию действующих производств, обеспечивающую снижение уровня воздействия на окружающую среду до достижения норм экологической безопасности;
отдавать предпочтение технологиям (процессам) с минимальным потреблением природных ресурсов и образованием отходов на единицу продукта;
использовать только те технологии, при которых отходы могут быть экологически безопасно утилизированы;
не допускать внедрения новых технологий, ведущих к образованию неутилизируемых опасных отходов;
оснащать технологические процессы и оборудование измерительной аппаратурой для контроля уровня воздействия их на окружающую среду;
обеспечить проведение производственного лабораторного контроля за уровнем загрязнения атмосферного воздуха, водных объектов, почвы в санитарно-защитной зоне предприятия в соответствии с экологическим паспортом предприятия по графику, согласованному со специально уполномоченными государственными органами;
соблюдать технологические режимы производственных процессов;
обеспечивать надежную эффективную работу очистных сооружений, установок обезвреживания и утилизации отходов, средств контроля, исключить в продукции содержание веществ, оказывающих токсичные, канцерогенные и иные опасные воздействия;
предусматривать возможность переработки, обезвреживания и утилизации образующихся отходов намечаемой к производству продукции и локальную очистку промышленных стоков;
соблюдать при транспортировке и хранении требования к упаковке и маркировке продукции, а при необходимости предусматривать специальные условия транспортировки;
предоставлять в специально уполномоченные государственные органы достоверную информацию об использованных в технологических процессах материалах, переработка или производство которых сопровождается негативным воздействием на окружающую среду и здоровье человека;
оперативно извещать специально уполномоченные государственные органы, орган местного самоуправления, органы исполнительной власти Самарской области, орган Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий о случившейся аварийной или чрезвычайной ситуации и мерах, которые необходимо принять для обеспечения безопасности населения, сохранения окружающей среды;
Законом Самарской области от 6 мая 2004 г. N 68-ГД пункт 1 статьи 9 настоящего Закона дополнен абзацем
принимать меры по соблюдению иных норм и правил в сфере охраны окружающей среды, предусмотренных действующим законодательством.
2. Природопользователю запрещается:
деятельность, оказывающая негативное воздействие на окружающую среду без обеспечения экологических интересов проживающего населения;
разработка и реализация проектов, связанных с нарушением (разрушением) естественных экологических систем и природного равновесия, озонового слоя Земли, неблагоприятными изменениями климата, массовым уничтожением растений и животных, с наступлением других необратимых экологических последствий;
размещение, проектирование, строительство новых объектов промышленности, увеличение мощности действующих, если это связано с увеличением сверхнормативной нагрузки на окружающую среду;
хранение нефти и газа, захоронение вредных веществ и отходов производства и потребления, сброс сточных вод, способных нанести вред здоровью населения и окружающей среде, в водоносные горизонты, а также в пласты-коллекторы, которые не обеспечивают предотвращения загрязнений недр и подземных вод;
разработка и производство новых химических веществ, применение которых способствует разрушению озонового слоя Земли;
применение в процессе хозяйственной и иной деятельности в окружающей среде устойчивых токсичных химических веществ и препаратов;
использование пестицидов и иных токсичных химических веществ, срок действия которых истек;
ввоз на территорию области и использование сырья, продуктов питания, лесостроительных материалов, фармацевтической и других видов продукции, не прошедших радиационного контроля;
расселение биологических видов, не свойственных природе Самарской области, а также полученных искусственным путем, без согласования со специально уполномоченными государственными органами;
выбросы в атмосферный воздух вредных веществ в объемах, превышающих производственные нормативы и лимиты воздействия на окружающую среду;
Законом Самарской области от 6 мая 2004 г. N 68-ГД в абзац двенадцатый пункта 2 статьи 9 настоящего Закона внесены изменения
сброс неочищенных и необезвреженных сточных вод всех категорий, производственных, бытовых и других видов отходов в водоемы всех видов пользования, а также на берега и ледовое покрытие этих водоемов;
использование при строительстве, ремонте и реконструкции для трубопроводного транспорта металлических труб, подверженных коррозионному разрушению и не имеющих внутреннего и наружного антикоррозионного покрытия;
сжигание мусора и отходов производства и потребления открытым и иным способом без очистки выделяемых газов в пределах селитебных зон;
размещение в населенных пунктах терриконов, отвалов, бытового мусора и других отходов, являющихся источниками загрязнения окружающей среды;
добыча, распространение (в том числе ввоз на территорию Самарской области и вывоз за ее пределы) объектов растительного и животного мира, а также ботанических, зоологических и минералогических коллекций с нарушением действующего федерального и областного законодательства.
Законом Самарской области от 6 мая 2004 г. N 68-ГД статья 10 настоящего Закона изложена в новой редакции
Статья 10. Экологическая сертификация и экологический аудит
Отношения в сфере экологической сертификации регулируются федеральным законодательством.
Порядок прохождения экологического аудита определяется действующим законодательством.
Законом Самарской области от 6 мая 2004 г. N 68-ГД статья 11 настоящего Закона изложена в новой редакции
Статья 11. Экологическая экспертиза
Отношения в сфере экологической экспертизы регулируются федеральным законодательством.
Глава V. Экономическое регулирование в сфере охраны
окружающей среды и природопользования
Статья 12. Методы экономического регулирования в сфере охраны окружающей среды и природопользования
Экономическое регулирование в сфере охраны окружающей среды и природопользования осуществляется посредством:
платы за природопользование;
платы за загрязнение окружающей среды, размещение отходов и другие виды вредного воздействия на окружающую природную среду;
экономического стимулирования деятельности природопользователей, осуществляемой с учетом экологических требований;
формирования бюджетных экологических фондов.
Федеральным и областным законодательством могут быть установлены другие методы экономического регулирования охраны окружающей среды и природопользования.
Законом Самарской области от 8 мая 2003 г. N 24-ГД в статью 13 настоящего Закона внесены изменения
Статья 13. Платность природопользования
1. Платность природопользования включает:
плату за использование, изъятие природных ресурсов;
плату за использование природной среды;
плату за негативное воздействие на окружающую среду.
2. Плата за использование природных ресурсов и природной среды (земля, недра, воздух, вода, лес и иная растительность, животный мир, рекреационные и другие природные ресурсы) взимается:
за пользование природными ресурсами и природной средой в пределах установленных лимитов;
за сверхлимитное и нерациональное использование природных ресурсов и природной среды;
на восстановление, воспроизводство и охрану природных ресурсов и природной среды.
3. Плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается за:
выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов и другие виды вредного воздействия в пределах установленных нормативов (лимитов);
выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов и другие виды вредного воздействия сверх установленных нормативов.
4. Плата взимается с учетом дифференцированных ставок и уровня индексации за пользование природными ресурсами, выбросы, сбросы веществ и размещение отходов производства и потребления.
5. Порядок исчисления и применения нормативной платы за использование природной среды и за негативное воздействие на окружающую среду определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
6. Внесение платы за использование, изъятие природных ресурсов, использование природной среды и негативное воздействие на окружающую среду не освобождает природопользователя от выполнения природоохранных мероприятий и возмещения ущерба, причиненного нарушениями экологических требований.
Статья 14. Экономическое стимулирование в сфере охраны окружающей среды при ведении хозяйственной и иной деятельности
1. Экономическое стимулирование в сфере охраны окружающей среды при ведении хозяйственной и иной деятельности с учетом экологических требований осуществляется путем:
предоставления бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными унитарными предприятиями, для реализации инвестиционных проектов природоохранного значения в порядке, установленном федеральным и областным законодательством;
предоставления субвенций, субсидий и бюджетных кредитов за счет средств целевого бюджетного экологического фонда Самарской области организациям, осуществляющим внедрение экологически чистых, малоотходных технологий и производств, использование вторичных ресурсов и иную деятельность, обеспечивающую природоохранный эффект;
предоставления в соответствии с федеральным и областным законодательством налоговых и иных льгот организациям, разрабатывающим, внедряющим и эксплуатирующим малоотходные технологии и безотходные производства, использующим вторичные ресурсы, ресурсосберегающие технологии, нетрадиционные виды энергии или принимающим участие в реализации федеральных и областных целевых программ по охране окружающей среды.
Статья 15. Целевой бюджетный экологический фонд Самарской области
Для финансирования природоохранных мероприятий, восстановления и реабилитации окружающей среды в составе областного бюджета образуется целевой бюджетный экологический фонд Самарской области. Порядок формирования и использования средств указанного фонда определяется Законом Самарской области "О целевом бюджетном экологическом фонде Самарской области" в соответствии с федеральным и областным законодательством.
Статья 16. Финансирование целевых программ по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов
1. Финансирование целевых программ по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов может производиться за счет:
средств федерального бюджета;
средств областного и местных бюджетов;
средств природопользователей;
средств фондов экологического страхования;
кредитов банков;
добровольных взносов юридических и физических лиц;
средств, поступающих из других источников финансирования.
2. Утратил силу с 1 января 2005 г.
См. текст пункта 2
Глава VI. Экологический контроль
и система экологического контроля
Статья 17. Экологический контроль
1. На территории Самарской области осуществляются государственный учет состояния окружающей среды, государственный, производственный, муниципальный и общественный экологический контроль.
2. Государственному учету и государственной регистрации подлежат хозяйственные и иные объекты, выбрасывающие в атмосферный воздух загрязняющие вещества и потребляющие воздух, использующие в производственной или иной деятельности природную воду, характеристики элементарных ландшафтов, районов, территорий; биопродукционные параметры растительного и животного мира.
Перечень лиц, предоставляющих в установленном порядке государственную статистическую отчетность по охране атмосферного воздуха, использованию и охране водных ресурсов, земель, ландшафтов, растительного и животного мира, размещению отходов производства и потребления, устанавливается специально уполномоченными государственными органами в соответствии с действующим законодательством.
3. Государственный экологический контроль осуществляется специально уполномоченными государственными органами и органами исполнительной власти Самарской области. Полномочия государственных инспекторов в сфере охраны окружающей среды определяются федеральным законодательством.
Перечень государственных инспекторов в сфере охраны окружающей среды Самарской области устанавливается в соответствии с областным законодательством.
Законом Самарской области от 6 мая 2004 г. N 68-ГД в пункт 4 статьи 17 настоящего Закона внесены изменения
4. Производственный экологический контроль осуществляется природопользователями в целях обеспечения оперативного контроля за соблюдением требований природоохранного законодательства, экологических требований и нормативов в области охраны окружающей среды. Порядок осуществления производственного экологического контроля регулируется положениями, утвержденными юридическими лицами - природопользователями в соответствии с требованиями законодательства об охране окружающей среды.
5. Муниципальный экологический контроль осуществляется органами местного самоуправления или уполномоченными ими органами в соответствии с законодательством Российской Федерации и в порядке, установленном нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Общественный экологический контроль осуществляется общественными и иными некоммерческими объединениями в соответствии с их уставами, а также гражданами в соответствии с федеральным и областным законодательством. Общественные и иные некоммерческие объединения с их согласия могут привлекаться органами исполнительной власти Самарской области к осуществлению мероприятий по охране окружающей среды в соответствии с федеральным и областным законодательством.
Статья 18. Система экологического мониторинга
1. Экологический мониторинг на территории Самарской области осуществляется в рамках Единой государственной системы экологического мониторинга Российской Федерации специально уполномоченными государственными органами и органами исполнительной власти Самарской области в порядке, определенном федеральным и областным законодательством.
2. Информация, получаемая при осуществлении экологического мониторинга на территории Самарской области, предоставляется в соответствии с федеральным законодательством.
3. Распределение полномочий по ведению мониторинга между специально уполномоченными государственными органами в целях исключения дублирования выполняемых работ и рационального использования средств, выделяемых на эти цели, устанавливается федеральным и областным законодательством.
Глава VII. Экологическое воспитание, образование,
просвещение, научные исследования в сфере охраны
окружающей среды и природопользования
Статья 19. Всеобщность, комплексность и непрерывность экологического воспитания, образования и просвещения
1. В целях повышения экологической культуры населения Самарской области и профессиональной подготовки специалистов разрабатываются программы и устанавливается система всеобщего, комплексного и непрерывного экологического воспитания и образования, включающая весь процесс дошкольного, школьного воспитания и образования, профессиональной подготовки и переподготовки специалистов в средних и высших учебных заведениях, повышения их квалификации.
2. В учебных программах дошкольных и школьных учебных заведений (независимо от их профиля и форм собственности) предусматривается обязательное преподавание основ экологических знаний, специальных курсов по охране окружающей среды и рациональному природопользованию.
3. В учебных программах средних специальных и высших учебных заведений, а также организаций и учебных заведений, осуществляющих переподготовку и повышение квалификации, предусматривается преподавание основ экологических знаний, специальных курсов по охране окружающей среды и рациональному природопользованию.
4. Руководители юридических лиц независимо от организационно-правовой формы, иные должностные лица и специалисты, связанные с природоохранной деятельностью на территории Самарской области, обязаны иметь необходимую экологическую подготовку, которая учитывается при назначении на должность, аттестации и переаттестации работников. Переподготовка работников и специалистов этих категорий осуществляется с периодичностью не менее одного раза в 5 лет.
Лица, не имеющие необходимой подготовки, не допускаются к выполнению работы, требующей соответствующих экологических знаний.
Статья 20. Распространение экологических знаний
1. В целях воспитания экологической культуры населения Самарской области и бережного отношения к природе, рационального использования ее богатств осуществляется распространение экологических знаний и информирование населения о состоянии окружающей среды Самарской области и о законодательстве об охране окружающей среды и природопользовании.
2. Распространение экологических знании и информирование населения о состоянии окружающей среды Самарской области и законодательстве об охране окружающей среды и природопользовании осуществляется органами государственной власти Самарской области, органами местного самоуправления и юридическими лицами.
Статья 21. Научные исследования в сфере охраны окружающей среды и природопользования
1. Научные исследования в сфере охраны окружающей среды и природопользования проводятся научными организациями, международными научными организациями и объединениями, иными субъектами научной и (или) научно-технической деятельности по их инициативе либо на основании договоров с органами государственной власти Самарской области, органами местного самоуправления, специально уполномоченными государственными органами.
2. Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы в сфере охраны окружающей среды и природопользовании проводятся в рамках международных, федеральных, региональных и местных программ в сфере охраны окружающей среды и природопользования и выполняются за счет средств бюджетов разных уровней, экологических и других фондов, собственных средств и других источников.
Глава VIII. Международное сотрудничество в сфере охраны окружающей
среды и природопользования Самарской области
Статья 22. Международные связи органов государственной власти Самарской области в сфере охраны окружающей среды и природопользования и исполнение международных договоров
1. Органы государственной власти Самарской области в пределах полномочий, предоставленных им Конституцией Российской Федерации, федеральным законодательством и договорами между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Самарской области о разграничении предметов ведения и полномочий, осуществляют международные связи в сфере охраны окружающей среды и природопользования с субъектами иностранных федеративных государств, административно-территориальными образованиями иностранных государств, международными организациями.
2. Соглашения об осуществлении международных связей в сфере охраны окружающей среды и природопользования, заключенные органами государственной власти Самарской области, независимо от формы, наименования и содержания не являются международными договорами.
3. В случае если международными договорами Российской Федерации в сфере охраны окружающей среды и природопользования предусмотрены иные правила, чем те, которые содержатся в федеральном и областном законодательстве, то применяются правила международных договоров Российской Федерации.
Статья 23. Обязанности иностранных юридических лиц и граждан, лиц без гражданства по соблюдению федерального и областного законодательства в сфере охраны окружающей среды и природопользования
Иностранные юридические лица и граждане, лица без гражданства обязаны на территории Самарской области соблюдать требования федерального и областного законодательства в сфере охраны окружающей среды и природопользования и несут ответственность за их нарушение.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.