Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к постановлению
Тольяттинской городской Думы
от 29 сентября 2004 г. N 1202
Городская целевая Программа
создания и развития информационных
систем на 2004-2008 гг.
Перечень принятых терминов и сокращений
Термин | Содержание |
ИКТ (Информационно-коммуни- кационные технологии) Информационное неравенство Информационное общество Информационное пространство Информационные потребности Информационные продукты Информационные услуги Портал Электронное правительство |
Совокупность методов, производственных процессов и программно-технических средств, интегрированных с целью сбора, обработки, хранения, распространения, отображения и использования информации в интересах ее пользователей Новый вид социальной дифференциации, связанный с разными возможностями использования новейших ИКТ и влиянием этого на реализацию гражданских прав и обеспечение материального благополучия Ступень в развитии современной цивилизации, характеризующаяся: - увеличением роли информации и знаний в жизни общества, возрастанием доли инфокоммуникаций, информационных продуктов и услуг в валовом внутреннем продукте (ВВП) - созданием глобального информационного пространства, обеспечивающего эффективное информационное взаимодействие людей, их доступ к мировым информационным ресурсам и удовлетворение их социальных и личностных потребностей в информационных продуктах и услугах Интегральное электронное информационное пространство, образуемое при использовании электронных сетей Разновидность нематериальных потребностей. Потребность в информации, необходимой для решения конкретной задачи или достижения некоей цели Информационные ресурсы всех видов, программные продукты, базы и банки данных и другая информация, представленные в форме товара Удовлетворение информационных потребностей пользователей путем предоставления информационных продуктов Информационно-коммуникационная платформа, на которой, благодаря объединению и интеграции различных видов информации и предлагаемых услуг, а также технологических средств коммуникации, обеспечивается обслуживание запросов и потребностей групп пользователей, имеющих определенные интересы и потребности. Метафора, обозначающая информационное взаимодействие органов государственной власти и общества с использованием ИКТ |
I. Паспорт городской целевой Программы
создания и развития информационных систем
на 2004-2008 гг.
Наименование Программы Дата принятия решения о доработке Программы Дата утверждения Программы Заказчик Разработчик Цели и задачи Программы Сроки и этапы реализации Программы, проектов Важнейшие целевые показатели (ожидаемые конечные результаты) Объемы и источники финансирования: 2004г. 2005-2006гг. 2007-2008гг. Система организации контроля за исполнением Программы |
Городская целевая Программа создания и развития информационных систем на 2004-2008гг. Постановление Тольяттинской городской Думы N 640 от 15.01.2003г. Постановление Тольяттинской городской Думы N___ от 29.09.2004г. Мэрия г.Тольятти Управление по ИО и АСУ мэрии г.Тольятти Развитие информационного общества через построение организационных, научно-технических, производственно-экономических условий и механизмов для наиболее полного удовлетворения информационных потребностей органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений и граждан, повышение эффективности деятельности органов местного самоуправления за счет внедрения и массового распространения ИКТ. Задачи: 1. Построение системы централизованного управления развитием информатизации и формирование информационной политики в рамках единого информационного пространства города. 2. Повышение рациональности использования информационных ресурсов как объекта интеллектуальной собственности и средства создания материальных и нематериальных благ для населения, организаций и общественных объединений и ресурса развития города. 3. Производство, обработка и доставка информационных ресурсов для обеспечения информационной поддержки процессов принятия решений, включая: - обеспечение согласованности деятельности отраслевых и территориальных подразделений органов местного самоуправления в части использования современных информационных и коммуникационных технологий для повышения эффективной деятельности и развития общедоступных информационных услуг, ориентированных на потребности граждан; - разработку и реализацию проектов для стимулирования и организации использования современных информационно-коммуникационных технологий в сферах, имеющих особое значение для общества: здравоохранение, образование, культура, общественный транспорт, охрана окружающей среды; 4. Создание и сопровождение программно- технических средств обеспечения производства, обработки и доставки информационных ресурсов, включая разработку системы мер, способствующих ускоренному развитию городской информационной среды. 5. Взаимодействие с федеральными и областными Программами в части развития ИКТ в г.Тольятти. Программа рассчитана на период 2004-2008гг., содержит 6 направлений и предполагает реализацию через проекты с различными сроками реализации Развитие основ информационного общества: устранение информационного неравенства, формирование муниципальных электронных услуг, развитие в г.Тольятти отрасли информационно- коммуникационных технологий. Конкретное содержание целевых показателей по годам реализации программы определяются согласно отобранным проектам. Результаты 2004 года согласно отобранным проектам: - Ознакомление широкого круга горожан с процессами превращения информатики в индустрию, приобщение подрастающего поколения и людей "далеких от компьютера" к его возможностям и месту в быту и на работе. Охват выставки от 20 тыс. человек в г.Тольятти и до 400 тыс. при экспонировании по области. - В период развития информационного общества ожидается снижение "порога доступности" патентных услуг. Это приведет к увеличению в 1,5-2 раза числа граждан, способных защитить авторские права, оформить патенты на изобретения. Общая популяризация этой деятельности со стороны органов местного самоуправления приведет к повышению творческой активности и грамотности населения в области защиты интеллектуальной собственности. - Создание Портала информационных ресурсов (ИР) ОМС дает толчок к формированию рынка ИР и переходу организаций к информационному аутсорсингу, что позволит им экономить до 15 % годовых затрат на информационные технологии. - Реализуются основные блоки комплексной системы использования информационных технологий в органах местного самоуправления. "Единый портал ОМС" позволяет сократить число обращений граждан в органы власти для получения консультаций, справок, шаблонных документов и пр. Ожидаемая посещаемость портала от 1000 обращений ежесуточно как внешних, так и внутренних пользователей. "Центр технологий местного самоуправления" выполняет задачи мониторинга ключевых показателей, необходимых для анализа и принятия решений при выработке планов развития г.Тольятти. Одним из основных направлений сбора информации центром является поддержка формирования и выполнения проблемно- ориентированного бюджета г.Тольятти. Моделирование проблем и использование базы прецедентов предоставит возможность проверки управленческих решений. Подсистема позволяет сократить расходы, связанные с необходимостью сбора, консолидации, выверки данных, поступающих из систем, а также построения различных отчетов, необходимых для прогнозирования ситуаций. "Единая система документооборота органов власти ОМС" предназначена для использования на 200-ах рабочих мест. Позволяет сократить время обработки, анализа документов, подготовки справок, отчетов на 40-50 %, снизить потери документов на 10%, сократить время доставки документов для ознакомления, в среднем производительность труда персонала возрастет на 20%. Уменьшается использование бумаги и расходных материалов на 30-50%. "Территориальная информационная система" (как часть муниципальной информационной системы) обеспечивает полноту, достоверность и единство базы данных, содержащей персонализированные и сводные сведения о различных объектах муниципалитетов. Позволяет исключить ошибки, связанные с вычислениями различных параметров за счет автоматизации этой процедуры; сократить время, связанное с синхронизацией данных в удаленных подразделениях. Подсистема позволяет снизить повторные или дублирующие обращения граждан в смежные организации за счет повышения качества обслуживания. Бюджет г.Тольятти 4400 тыс. руб. Федеральный бюджет 4000 тыс. руб., иные источники 1002 тыс. руб. Бюджет г.Тольятти 7000 тыс. руб. Федеральный бюджет 7000 тыс. руб., иные источники 2000 тыс. руб. Бюджет г.Тольятти 6000 тыс. руб. Федеральный бюджет 4000 тыс. руб., иные источники 1500 тыс. руб. Контроль за реализацией Программы осуществляется управлением по ИО и АСУ мэрии города в соответствии с компетенцией и установленными формами и сроками отчетности. Исполнители проектов отчитываются перед управлением по ИО и АСУ на основании квартальной и годовой отчетности, а также перед заказчиком один раз в год на коллегии мэрии города. Итоговый отчет по Программе заказчик предоставляет в Тольяттинскую городскую Думу на утверждение. |
II. Резюме Программы
Современные темпы информатизации, расширение использования информационно-компьютерных технологий (ИКТ) практически во всех сферах деятельности свидетельствует о назревшей необходимости представления информатики как отрасли экономической деятельности, в том числе и в г.Тольятти. Информатика, как индустрия, тесно смыкается с ролью информации в развитии гражданского общества на современном этапе. В условиях развития глобального информационного общества доступ к ИКТ означает и доступ к информации и знаниям.
Программа создания и развития информационных систем на 2004-2008гг. направлена на повышение рациональности использования информационных ресурсов как объекта интеллектуальной собственности и средства создания материальных и нематериальных благ для населения, организаций и общественных объединений и ресурса развития города.
В рамках Программы осуществляется взаимодействие с федеральными и областными Программами в части развития ИКТ в г.Тольятти.
В результате выполнения Программы заметно возрастет доля дохода от отраслей и услуг ИКТ в бюджете города и общем обороте рынка товаров и услуг г.Тольятти.
В области регулирования информационных отношений в обществе ожидается прогресс за счет совершенствования и развития информационного законодательства.
Объемы и источники финансирования:
Этап N 1 (2004 г.):
Бюджет г.Тольятти 4400 тыс. руб. Федеральный бюджет 4000 тыс. руб., иные источники 1002 тыс. руб.
Этап N 2
Бюджет г.Тольятти 7000 тыс. руб. Федеральный бюджет 7000 тыс. руб., иные источники 2000 тыс. руб.
Этап N 3
Бюджет г.Тольятти 6000 тыс. руб. Федеральный бюджет 4000 тыс. руб., иные источники 1500 тыс. руб.
Объемы и источники финансирования по этапам N 2 и N 3 даны на основании предварительных оценок возможных объемов и источников финансирования Программы, и могут корректироваться в ходе работ по Программе.
III. Обоснование актуальности Программы развития
1. Комплексные проблемы развития отрасли информатики
в г.Тольятти
1.1. Уровень централизации управления развитием информатизации
За последние годы индустрия информационных технологий достигла впечатляющих успехов в совершенствовании вычислительных систем, систем обработки и хранения данных. Увеличивается номенклатура предлагаемого оборудования и программных продуктов, многократно возросли функциональные возможности и "интеллектуальность" программного обеспечения. Несмотря на это, в г.Тольятти остаются низкими уровень и темп интеграции существующих систем разного уровня (федерального, регионального и местного), неоправданно дублируется ввод однотипных данных в различных подсистемах, не допускающих автоматического обмена между ними. Отсутствует общегородской комплекс стандартов, классификаторов, форматов, метаданных и т.д., позволяющих унифицировать представление данных и обеспечить согласованное функционирование этих подсистем, в рамках общегородской информационной системы. Не определен порядок организации взаимодействия имеющихся в городе информационных систем, стандартов и протоколов, определяющих характер этого взаимодействия, что препятствует их сетевой интеграции.
Эффективное решение заявленных проблем невозможно при разрозненности организаций, самостоятельно эксплуатирующих собственные информационные системы в отрыве от интересов городского управления. Существующее положение вещей ведет к распылению ресурсов, отсутствию конструктивной координации работ в области информатизации. Это сдерживает развитие экономики города и делает недостаточно эффективным процесс создания информационного общества.
Затраты на создание и эксплуатацию информационных систем и средств вычислительной техники растут, но, при этом, затруднена оценка эффекта от их внедрения и использования по причине отсутствия единого учета и определения затрат.
Следствиями недостаточной эффективности информатизации являются:
- отсутствие централизовано формируемых и независимо используемых прикладных программно-технических платформ для создания различных городских информационных систем;
- отсутствие развитой централизованной инфраструктуры по обслуживанию городских прикладных информационных систем, и организации эффективного предоставления этими системами услуг и поддержки пользователей.
1.2. Степень доступности сетевых сервисов
За последние годы в г.Тольятти создана инфраструктура волоконно-оптических сетей, принадлежащих разным операторам и используемых различными городскими компаниями и структурами, в том числе органами местного самоуправления города. Крупные транспортные волоконно-оптические сети имеют компании МРЦЭС, АИСТ, Инфопак, ИнфоЛада и др.
Сети доступа представляют собой наиболее разветвленную часть иерархических телекоммуникационных систем, обеспечивающую сопряжение оборудования пользователей с магистральными сетями, по которым передается информация.
Несмотря на указанные успехи и достижения, проблема "последней мили" - одна из самых острых проблем невозможности сделать сетевые услуги в г.Тольятти общедоступными. В связи с ростом потребностей в новых информационно-телекоммуникационных услугах, возникает проблема удовлетворения этих потребностей путем модернизации существующих или строительства новых сетей доступа. Одним из наиболее эффективных путей решения этой проблемы является создание универсальной абонентской линии, доводящей весь комплекс услуг до квартир горожан.
Аспект, на который должна быть направлена Программа - обеспечение конкуренции операторов за предоставление пользователям услуг и возможности их выбора исходя из стоимости, номенклатуры реализуемых функций и качеству реализации.
1.3. Среда профессионального обсуждения и решения проблем создания информационного общества и развития информатизации
Отсутствие единства организаций сферы ИКТ, раздробленность сообщества специалистов:
- не позволяют вести согласованную политику по популяризации идей информационного общества, его возможностей и преимуществ;
- ограничивает развитие организаций, товаров и услуг сферы ИТ.
В качестве субъектов подготовки развития информационного общества рассматриваются граждане России и зарубежных стран, специалисты, заинтересованные в полноправном участии города в глобальной экономике знаний, в развитии и широкомасштабном использовании информационно- коммуникационных технологий во всех сферах жизни города.
Средой для продуктивного обмена опытом, знаниями, разработки совместных решений участников движения к информационному обществу может стать городской портал развития информационного общества.
Тольяттинский портал развития должен обеспечивать:
- формирование общего пространства для ведения дискуссий, обмена знаниями и опытом, координации усилий участников "электронного развития" г.Тольятти;
- предоставление инструментов для публикации и навигации по наиболее важным ресурсам Интернета, относящимся к развитию информационного общества и участию г.Тольятти в этом процессе;
- создание и обеспечение доступа к комплексной базе данных о международных, национальных, региональных и городских программах, проектах и инициативах, направленных на развитие информационного общества;
- предоставление инструментов взаимодействия власти и общества на основе ИКТ, создания онлайновых сообществ и т.п.;
- доступа к высококачественным решениям, ноу-хау и опыту в области развития на основе ИКТ;
- предоставление статистической информации и разнообразных публикаций по проблемам развития и использования ИКТ;
- освещение хода реализации настоящей и последующих Программ информатизации.
1.4. Обеспечение информационной безопасности
Безопасность, надежность и гарантированная возможность быстрого восстановления информационных систем становятся основополагающими для экономики и управления, основанного на информационных технологиях. Разрушение или искажение информации в одной из взаимосвязанных информационных систем может вызвать цепную реакцию отказов и привести к катастрофическим последствиям. Для обеспечения безопасности информационного общества требуется комплексный подход, который, вместе с решением задачи информационной безопасности, требует создания соответствующей законодательной базы информатизации. С технической точки зрения информационная безопасность предполагает создание распределенного хранилища данных с соответствующим обеспечением защиты от несанкционированного доступа.
По своей общей направленности угрозы информационной безопасности подразделяются на следующие виды:
- угрозы конституционным правам и свободам человека и гражданина;
- угрозы информационному обеспечению политики органов местного самоуправления;
- угрозы развитию индустрии информационных технологий, а также обеспечению накопления, сохранности и эффективного использования информационных ресурсов;
- угрозы безопасности информационных и телекоммуникационных средств и систем.
Постоянно растет количество преступлений в сфере ИКТ. Существующее положение ставит в разряд приоритетных задач формирование системы обеспечения информационной безопасности г.Тольятти. Использование ИКТ городскими структурами для расширения круга предоставляемых горожанам услуг требует создания в общегородского удостоверяющего центра электронной цифровой подписи.
2. Проблемы использования информатики на службе общества
2.1. Информационное неравенство
В условиях развития глобального информационного общества доступ к ИКТ означает и доступ к информации и знаниям. г.Тольятти не может игнорировать проблему информационного неравенства, общую для всех городов и стран, вступивших и вступающих на путь информатизации.
Уровень информационного неравенства определяется мотивацией и информированностью о возможностях ИКТ жителей города, их информационно-коммуникационной компетентностью, а также наличием возможности доступа к современным ИКТ для всех категорий граждан (последнее определяется как наличием соответствующей инфраструктуры, так и экономической доступностью современных ИКТ).
Одним из направлений решения этой проблемы является разворачивание системы обучения горожан навыкам использования ИКТ по наиболее часто встречающимся видам информационной деятельности: набора текста, поиска в Интернете, заполнения полей базы данных и поиска в ней и т.д.
Интерес и готовность широких слоев населения использовать ИКТ и, прежде всего, Интернета зависит в значительной степени от возможности получить полезную информацию и услуги, необходимые для повседневной жизни. Социологические исследования показывают, что большим и относительно неудовлетворенным спросом в Интернете пользуется информация о проблемах семьи и дома, о досуге, научная и образовательная информация, информация, связанная с инфраструктурой проживания населения в районах города, и т.п. Проблема получения необходимой информации связана как с отсутствием требуемой информации в электронном виде, так и с трудностями доступа к уже существующей и оцифрованной информации.
Решение проблемы информационного неравенства в городе в значительной степени определяется наличием сети центров общественного доступа к современным ИКТ (прежде всего к Интернету), которые позволят получить доступ к необходимой информации и информационным услугам.
2.2. Электронные услуги населению
Система публичных информационных ресурсов в г.Тольятти остается неразвитой. Отсутствует официальный портал ОМС как общегородская платформа для предоставления электронных услуг органами ОМС населению.
Официальный портал ОМС должен служить:
- Многосторонним коммуникациям между горожанами, бизнесом и властью, являться инструментом для развития в г.Тольятти гражданского общества, строительств различных сообществ граждан (территориального общественного самоуправления, по интересам и т.п.).
- Представлению общедоступной информации о деятельности органов сообществ на территории города, органов местного самоуправления, служб, предприятий, в том числе информации о принятых, действующих и отмененных нормативных правовых актах органов местного самоуправления, комментариев , специалистов к ним и схемы применения, персональный состав коллегиальных органов, места их расположения в городе, часы приема.
- Адресное распространение информации, в том числе в интересах совершенствования управления (анкетирование, адресное оповещение, опросы общественного мнения и др.).
- Организацию виртуальных обсуждений (форумов, чатов, конференций) -новых видов коммуникации людей, способных конкурировать с традиционными СМИ.
- Оказание гражданам и организациям информационных услуг (обслуживания).
Портал, как общегородская платформа "Электронных муниципальных услуг Тольятти", организует доступ к информационным ресурсам на основе персонализированного доступа. Для интеграции муниципальных и общегородских информационных ресурсов целесообразно создание корпоративного хранилища (КХ) данных. КХ предназначено для объединения различных городских ведомств в целях предоставления гражданину интегрированных и прозрачных услуг. КХ обеспечит необходимую маршрутизацию и интеграцию сервисов, а также необходимые средства безопасности и аутентификации. КХ, как основа официального портала, обеспечит возможность логичного и достаточно простого подключения новых городских информационных систем к этой единой инфраструктуре в целях предоставления гражданам все более сложных, интегрированных услуг в соответствии с принципом "единого окна".
3. ИКТ как инструмент социально-экономических Программ
развития города
3.1. Социально-демографический учет населения г.Тольятти
Отсутствие единой городской базы данных о населении, содержащей, в частности, данные регистрационного учета в органах исполнительной власти, приводит к неоправданным сложностям при обслуживании населения в органах государственной власти и органов местного самоуправления, трудностям формирования доходной части бюджета, тратам на социально-демографические исследования.
Основными целями ведения социально-демографического учета г.Тольятти являются:
- Улучшение информационного обслуживания населения и сокращение потерь времени граждан при обращении в органы местного самоуправления.
- Обеспечение эффективного автоматизированного информационного обмена в сфере учета населения.
- Повышение эффективности борьбы с преступностью и устойчивости работы органов власти в чрезвычайных ситуациях.
- Обеспечение органов местного самоуправления, а также органов, занимающихся учетом отдельных категорий населения (органов социального обеспечения, медицинского страхования, налоговых инспекций, военкоматов и др.), актуальной и достоверной информацией о населении, зарегистрированном по месту жительства и месту пребывания на территории г.Тольятти.
- Обеспечение контроля над миграцией граждан.
3.2. Персонализация социальных обязательств
Масштабы социально-экономических задач г.Тольятти и необходимость доведения социально-экономических мероприятий до конкретных граждан при решении экономических и социальных задач требуют дальнейшего совершенствования методов управления процессами обеспечения социальной поддержки, перехода от плохо контролируемого "валового" принципа распределения льгот к адресной компенсации расходов социально незащищенным слоям населения.
Программой предполагается развитие технологий использования для идентификации получателей льгот через персонализированные пластиковые карты. Их применение планируется развивать по следующим основным направлениям;
- Статус социальных карт, как "дубликата" удостоверений, дающих право на льготы, обеспечит их использование для автоматизированного обслуживания льготных категорий граждан во всех организациях - участниках проекта "Социальная карта".
- По мере внедрения пластиковые карты могут использоваться во взаиморасчетах граждан с транспортными организациями (льготный проезд автобусе, троллейбусе, железной дороге) и предприятиями торговли, питания и бытовых услуг при предоставлении льгот социально незащищенным гражданам.
- В рамках совершенствования механизмов предоставления субсидий и льгот на оплату услуг жилищно-коммунального хозяйства предусматривается создание системы персонифицированных социальных счетов граждан. Ее внедрение позволит обеспечить прием платежей населения за жилищно-коммунальные услуги с использованием пластиковой карты, которая в данном случае выполняет функцию идентификации владельца для банковских приложений. При таком подходе может быть обеспечен переход от субсидирования предприятий-поставщиков услуг к обеспечению денежных выплат гражданам после оплаты ими услуг ЖКХ.
- Использование карты позволит упорядочить оказание услуг в рамках системы государственного медицинского страхования, обеспечить однозначную идентификацию гражданина в случае исполнения государственных и муниципальных гарантий в сфере социального и медицинского обеспечения.
3.3. Автоматизированная система мониторинга Генерального плана г.Тольятти
Генеральный план развития г.Тольятти - документ регулятивного характера, координирующий государственные и частные интересы участников градостроительной и инвестиционной деятельности в рамках единой стратегии. Он постоянно уточняется с учетом изменяющихся социально-экономических условий, содержит системную открытую градостроительную модель развития, позволяющую органично включать в общий каркас те или иные конкретные проблемы и решать их на основе имеющегося проекта.
В проекте Генерального плана развития г.Тольятти на период до 2015 года сформулированы:
- основные направления градостроительного развития;
- градостроительное зонирование территории города;
- программа приоритетных мероприятий.
Информатизация охватила в последние годы все направления инвестиционно-строительной деятельности. К настоящему времени созрела явная потребность интеграции информационных систем и технологий на межведомственном уровне с другими системами городского управления.
Актуальными проблемами остаются:
- создание информационных моделей поддержки управленческих решений, развития и реконструкции города по результатам осуществления мониторинга Генерального плана г.Тольятти и Стратегии города;
- внедрение системы для информирования населения по перспективам градостроительного развития, о реализации градостроительных городских программ в разрезе районов и кварталов.
IV. Цель и задачи Программы
Основная цель Программы:
Развитие информационного общества через построение организационных, научно-технических, производственно-экономических условий и механизмов для наиболее полного удовлетворения информационных потребностей органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений и граждан, повышение эффективности деятельности органов местного самоуправления за счет внедрений и массового распространения ИКТ.
Задачи Программы:
1. Построение системы централизованного управления развитием информатизации и формирование информационной политики в рамках единого информационного пространства города.
2. Повышение рациональности использования информационных ресурсов как объекта интеллектуальной собственности и средства создания материальных и нематериальных благ для населения, организаций и общественных объединений и ресурса развития города.
3. Производство, обработка и доставка информационных ресурсов для обеспечения информационной поддержки процессов принятия решений, включая:
- обеспечение согласованности деятельности отраслевых и территориальных подразделений органов местного самоуправления в части использования современных информационных и коммуникационных технологий для повышения эффективной деятельности и развития общедоступных информационных услуг, ориентированных на потребности граждан;
- разработку и реализацию проектов для стимулирования и организации использования, современных информационно-коммуникационных технологий в сферах, имеющих особое значение для общества: здравоохранение, образование, культура, общественный транспорт, охрана окружающей среды.
4. Создание и сопровождение программно-технических средств обеспечения производства, обработки и доставки информационных ресурсов, включая разработку системы мер, способствующих ускоренному развитию городской информационной среды.
5. Взаимодействие с федеральными и областными Программами в части развития ИКТ в г.Тольятти.
В соответствии с обозначенными целью и задачами в таблице N 1 представлены направления реализации Программы.
Таблица N 1
Направления реализации программы на период 2004-2008гг.
N п/п |
Направление | Планируемый срок выс- тавления на конкурс (гг.) |
1. 1.1 1.2 1.3 1.4 2. 2.1 2.2 3. 3.1 3.2 3.3 4. 4.1 4.2 5. 5.1 5.2 5.3 5.4 5.5 5.6 6. |
Создание комплексной информационной системы электронного взаимодействия населения и органов власти Мониторинг готовности к жизни и работе в информационном обществе Анализ рынка информационных ресурсов, товаров и услуг "Электронный муниципалитет" Проведение демонстрационных и просветительских компаний по разъяснению преимуществ жизни в информационном городе Создание условий формирования информационной экономики города Создание инфраструктуры центров хранения и обработки данных города Создание централизованных служб обеспечения и эксплуатации городских информационных систем и ресурсов Развитие телекоммуникационной инфраструктуры города Проектирование, строительство и сдача в эксплуатацию сетей доступа, обеспечивающих предоставление горожанам информационно-коммуникационных услуг Строительство узлов обмена данными между различными информационно-коммуникационными системами города Строительство опытных участков сетей доступа нового типа и введение в пробную эксплуатацию для предоставления населению интегрированных услуг Создание нормативной правовой и технической базы информационной безопасности г.Тольятти Создание и развитие удостоверяющего центра ЭЦП Реализация проекта аппаратно-программных средств защиты информационных ресурсов и систем г.Тольятти от внешних и внутренних угроз информационной безопасности Создание условий получения и развития тольяттинцами навыков использования ИКТ Повышение уровня компетентности жителей в области защиты интеллектуальной собственности Разработка модульной системы курсов, ориентированных на различные группы населения и результаты подготовки, различающиеся как по уровню, так и по направлению подготовки Разработка компьютерных, в том числе - телекоммуникационных систем поддержки освоения модулей информационно-коммуникационной компетентности Разработка системы аттестации ИТ навыков Проведение конкурсов и соревнований по программированию среди различных возрастных категорий на тематику формирования и развития "Тольятти в электронном мире" Развитие системы центров общественного доступа к современным ИКТ для социально пассивных групп взрослого населения, "трудных" детей и подростков, безработных Инвестиционные проекты по формированию информационных ресурсов, телекоммуникационных систем и средств вычислительной техники совместной собственности с целью предоставления населению товаров и услуг на базе ИКТ |
2004-2006 2005-2008 2004-2008 2004-2007 2004-2008 2005-2006 2005 2007 2005 2005-2006 2006 2007 2005-2007 2006-2008 2007-2008 2005-2008 2004-2005 2005-2006 2005-2007 2005-2006 2005-2008 2005-2006 2005-2008 |
V. Перечень проектов, отобранных заказчиком на конкурсной основе,
для достижения цели Программы на 2004 г.
Перечень проектов
Таблица 2
Наименование проекта | Содержание проекта | Исполнитель | Oбъем финан сиро- вания (в тыс. руб.) |
Источник финансирования (тыс.руб.) |
Сроки реализации |
1. Проведение демонстрационных и просветительских кампаний по разъяснению преимуществ жизни в информационном городе Выставочный проект |В г.Тольятти, городе, где техника,|МУ |580 |Бюджет |2004 год "История обыкновен- |история ее развития, технический |"Тольяттинс-| |г.Тольятти - 280| ного компьютера" |прогресс всегда занимал первое |кий краевед-| |Привлекаемые | (п. 1.4. Таблица 1) |место, реализация такого проекта |ческий | |инвестиции - 300| |наиболее интересна. |музей" | | | |Проект предлагает показать историю| | | | |компьютера через возникающие | | | | |взаимосвязи с привычными вещами - | | | | |мебелью, хранителями информации, | | | | |трансляторов, искусством, общением| | | | |и т.д. | | | | 2. Анализ рынка информационных ресурсов, товаров и услуг Повышение эффектив- |Проект направлен на развитие рынка|ООО НПО |704 |Бюджет |2004 год ности использования |ИР, создание - интернет-портала |"Азимут" | |г.Тольятти - 352| ИР организации путем|как площадки взаимодействия | | |Привлекаемые | их капитализации |владельцев и потребителей | | |инвестиции - 352| (п.1.2. Таблица 1) |информации. | | | | 3. Повышение уровня компетентности жителей в области защиты интеллектуальной собственности Развитие информаци- |Данный проект представляет собой |ООО НОУ |700 |Бюджет |2004 год онно-патентного |развитие ИПЦ "Новация" при ТИТТиП |"ТИТТИП" | |г.Тольятти - 350| центра "Новация" |для повышения уровня творческой | | |Привлекаемые | (п.5.1. Таблица 1) |активности общественности и | | |инвестиции - 350| |грамотности населения в области | | | | |интеллектуальной собственности. | | | | |При этом повышение квалификации | | | | |будет осуществляться по специально| | | | |разработанной программе ТИТТиП. | | | | |Реализация проекта направлена на | | | | |увеличение социального эффекта и | | | | |снижение финансовой нагрузки с | | | | |потребителей патентных услуг ИПЦ в| | | | |1,5-2 раза. | | | | 4. "Электронный муниципалитет" "Создание пилотной |Реализованы пилотные проекты |По результа-|7418 |Бюджет |2004 год площадки проблемно- |программно-технических комплексов:|там совмест-| |г.Тольятти - | ориентированного |"Единый портал ОМС", "Единая |ного конкур-| |3418 | управления террито- |система документооборота органов |са министер-| |Федеральный | рией муниципального |власти ОМС", "Территориальная |ства эконо- | |бюджет - 4000 | образования" (п.1.3.|информационная система" и |мического | | | Таблица 1) |организационно технической системы|развития и | | | |"Центр технологий местного |торговли и | | | |самоуправления". |мэрии г.То- | | | | |льятти | | | | | | | | Итого по проектам | | |9402 |Бюджет | | | | |г.Тольятти - | | | | |4400 | | | | |Федеральный | | | | |бюджет - 4000 | | | | |Привлекаемые | | | | |инвестиции - | | | | |1002 | |
1 Согласно документации на проекты, представленные исполнителями на конкурс
Отбор проектов осуществлялся конкурсной комиссией по отбору проектов для включения в городскую целевую Программу создания и развития информационных систем на 2003-2008гг.", созданной распоряжением мэра города N 2704-1/р от 29 октября 2003г. Рассмотрение проектов проходило на заседаниях комиссии 12.11.2003г. (Протокол N1), и 19 ноября 2003г. (Протокол N 2).
Критериями отбора проектов были:
1. Социальная значимость проекта.
2. Масштаб планируемой деятельности.
3. Реалистичность проектного решения.
4. Устойчивость проекта и перспектива развития.
5. Наличие дополнительного финансирования из внебюджетных источников.
VI. Ресурсное обеспечение
Общий объем финансирования Программы на период 2004-2008гг., составляет 36902 тыс. рублей.
Распределение объемов финансирования по источникам:
Средства местного бюджета - 17400 тыс. рублей;
Федеральный бюджет - 15000 тыс. рублей;
Другие источники - 4502 тыс. рублей.
Порядок привлечения дополнительных ресурсов, взаимодействие с исполнителями проектов регулируется на основе договоров.
Источниками финансирования проектов настоящей Программы являются бюджет г.Тольятти, федеральный бюджет, внебюджетные средства. Ежегодно объемы финансирования из местного бюджета определяются по результатам защиты конкурсных заявок и утверждения бюджета города.
Финансирование из федерального бюджета осуществляется на основе постановления Правительства РФ от 28.01.2002 г. N 65 "О федеральной целевой программе "Электронная Россия" (2002-2010 годы)", в соответствии с ФЗ от 06.05.1999 г. N 97-ФЗ "О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд" и Соглашением между Министерством экономического развития и торговли РФ и мэрией г.Тольятти о сотрудничестве и взаимодействии в области реализации ФЦП "Электронная Россия (2002-2010 годы) от 02.04.2004г. N ЭР-Р.03.20.
VII. Порядок управления и контроля
Управление Программой и оценкой деятельности исполнителей проектов осуществляется управлением по ИО и АСУ мэрии города по критериям, представленным в разделе V. Программы.
Контроль за реализацией Программы осуществляется управлением по ИО и АСУ в соответствии с установленными формами и сроками отчетности. Текущее наблюдение за ходом реализации Программы осуществляется членами комиссии по отбору проектов.
Исполнители проектов отчитываются об исполнении Программы в соответствии с установленной процедурой, но не реже, чем один раз в полугодие.
Выделение финансовых средств из бюджета г.Тольятти и контроль за их целевым использованием осуществляет департамент финансов мэрии города.
Годовой и итоговый отчет по Программе поставляется заказчиком в Тольяттинскую городскую Думу на утверждение.
Организация выделения и контроль целевого использования иных финансовых средств, привлекаемых для выполнения настоящей Программы, осуществляется согласно действующему законодательству.
VIII. Ожидаемые социально-экономические результаты
В результате выполнения Программы возрастет доля дохода от отраслей и услуг ИКТ в бюджете города и общем обороте рынка товаров и услуг г.Тольятти. Рост доли информатики в экономике города возможен, по прогнозам, до 20% в год.
В области регулирования информационных отношений в обществе ожидается прогресс за счет совершенствования и развития информационного законодательства. Будут создаваться условия повышения занятости населения, в том числе лиц с ограниченной работоспособностью, вследствие внедрения новых форм работы на дому и совершенствования системы профессиональной подготовки и переподготовки специалистов.
Для общества
В области доступа к информационным ресурсами услугам:
- повышение уровня информационно-коммуникационной компетентности населения г.Тольятти;
- увеличение точек публичного общественного доступа к ИКТ для разных социальных групп населения;
- возможность для горожан получать подробные и обновляемые информационно-справочные материалы по всем аспектам жизни с привязкой по месту жительства к округу, району, улице и дому;
- возможность получать полные комплексные информационные услуги на основе имеющихся в городе информационных ресурсов с использованием удобных и понятных пользовательских средств.
Основным результатом станет система поддержки действующих и вновь создаваемых городских порталов, предоставляющих доступ горожанам и организациям к разнообразным информационным ресурсам и сервисам, являющихся средой для эффективного взаимодействия органов власти между собой, а также с гражданами и хозяйствующими субъектами на основе ИКТ.
Успешная реализация проекта "Тольяттинский портал развития" позволит скоординировать усилия основных движущих сил развития информационного общества. Создадутся благоприятные условия для эффективной реализации Программы создания и развития информационных систем на 2004-2008гг. Повысится доверие к партнерским отношениям местной власти, бизнеса и гражданского общества в процессе перехода к информационному обществу.
В области досуга и занятости:
Появлением совершенно новых перспектив в организации массового образования, научных исследований, социальных служб, сферы развлечений и многих других сфер деятельности общества.
Интенсификация развития науки, образования, здравоохранения и социальной сферы города за счет использования новых возможностей ИКТ и повышения экономической эффективности собственной деятельности.
Создание рабочих мест в системе технического сопровождения, обучения, распространения и поддержки программного обеспечения.
В социальном обеспечении:
Результаты выполнения программы будут заключаться в создании социально-экономических и культурных предпосылок перехода гражданских институтов города к принципам информационного общества за счет существенного повышения эффективности процессов информатизации.
Для органов местного самоуправления:
Повышение эффективности использования ресурсов и снижение затрат на создание и эксплуатацию городских информационных систем.
Повышение эффективности работы городских структур управления, повышение оперативности и качества принимаемых ими решений, улучшение качества жизни, развитие информационного обслуживания жителей путем предоставления им разнообразной полезной информации.
Снижение затрат на модернизацию аппаратных средств и лицензионно- чистое ПО.
Повышение уровня защищенности информационных систем.
Обеспечение защищенности основных информационных ресурсов города от внешних и внутренних угроз, в том числе:
- прогнозирование потенциальных угроз информационной безопасности;
- предупреждение и устранение потенциальных угроз информационной безопасности;
- выявление и пресечение реализуемых угроз информационной безопасности.
Председатель городской Думы |
А.Н. Дроботов |
<< Назад |
||
Содержание Постановление Тольяттинской городской Думы от 29 сентября 2004 г. N 1202 "О городской целевой Программе создания и развития... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.