Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к решению
Тольяттинской городской Думы
от 20 декабря 2000 г. N 104
Программа
энергосбережения в городе Тольятти
на 2001-2005 годы
Паспорт
городской Программы энергосбережения в г. Тольятти
на 2001-2005 годы
Наименование программы Программа энергосбережения в г. Тольятти на 2001-
2005 гг.
Основание для разработки решение коллегии мэрии N 24 от 28.04.99
программы (наименование
и номер соответствующего
нормативного акта)
Заказчик программы Мэрия г. Тольятти
Генеральный исполнитель Департамент энергетики, ЖКХ и связи
Основные разработчики Департамент энергетики, ЖКХ и связи
программы
Цели и задачи программы реализация основных требований Федерального
закона "Об энергосбережении" достижение реальной
экономии энергоресурсов и средств, расходуемых на
их оплату, улучшение экологической обстановки
Важнейшие целевые создание организационных, правовых,
показатели методологических, экологических, научно-
технических условий, обеспечивающих повышение
энергосбережения хозяйственного комплекса
г. Тольятти
Реализация потенциала энергосбережения
г. Тольятти, экономия 15% расходуемых топливно-
энергетических ресурсов.
Сроки и этапы 2001-2005 годы
реализации программы I этап 2001 г. - реализация первоочередных
мероприятий, разработка целевых подпрограмм по
направлениям научно-технической и инновационной
деятельности.
II этап 2002 - 2005 гг. - реализация целевых
подпрограмм
Перечень основных - создание нормативно-правовой базы
мероприятий и энергосбережения, разработка финансовых,
подпрограмм экономических и организационных механизмов, а
также научно-технических мероприятий по
обеспечению Программы;
- создание системы стимулов для хозяйствующих
субъектов, организаций различных форм
собственности и населения, побуждающих к
повышению эффективности использования
энергоресурсов;
- формулировка способов и форм финансирования
энергосберегающих мероприятий и проектов;
- выявление потенциала энергосбережения на основе
комплексных энергетических обследований:
производителей, транспортировщиков и потребителей
энергии независимо от форм собственности
(составление энергетических паспортов
хозяйствующих субъектов);
- определение приоритетных направлений
энергосбережения;
- информационное обеспечение энергосберегающей
политики в г.Тольятти;
- образовательная деятельность по вопросам
энергоресурсосбережения.
Подпрограммы:
1. Проведение энергетических обследований
объектов муниципальной собственности
2. Создание системы сопровождения выполненных
мероприятий (сервисная служба)
3. Энергосбережение в системе тепло-, водо- и
электроснабжения МУП в "ПО КХ г. Тольятти"
4. Энергосбережение в жилищно-коммунальном
комплексе
5. Реконструкция централизованных систем
теплоснабжения
6. Энергосбережение в строительном комплексе.
Объемы и источники, Всего расходы на Программу составят 643,6 млн.
финансирования, руб. за счет средств бюджета, собственных средств
ожидаемый эффект хозяйствующих субъектов и сэкономленных ТЭР.
Ожидаемая экономия к 2006 г. - 719,9 млн. руб.
Система организации - контроль за исполнением Программы осуществляет
контроля за исполнением мэрия г. Тольятти.
программы
1. Содержание проблемы, основные цели и задачи программы
1.1. Анализ выполнения программы энергоресурсосбережения
в муниципальном хозяйстве города Тольятти
Для решения проблемы энергоресурсосбережения в г.Тольятти была разработана городская Программа энергоресурсосбережения, утвержденная городской Думой решением N 144 от 24.09.97 г.
В ходе выполнения мероприятий Программы выявлены следующие недостатки:
- схема финансирования Программы путем прямого финансирования из бюджета оказалась недостаточно эффективной. Выделение средств не соответствует потребности, необходимой для получения эффективных результатов, статьи Программы постоянно в течение года лимитируются и урезаются. Стоимость мероприятий по Программе составляла 99350,0 тыс. руб., с 1997 по 2000 гг. планировалось выполнение мероприятий на сумму 87350 тыс. руб, принято к плану на 1997-1998 гг 21725 тыс.руб, освоено 14449,05 тыс.руб, фактически за 1997-1998 гг оплачено 11099,5 тыс. руб, кредиторская задолженность за 1997-1998 гг составляла 4622 тыс.руб. В 1999-2000 гг. целевое финансирование отсутствовало;
- действующие тарифы и механизмы оплаты за потребление энергоресурсов не стимулируют потребность со стороны населения в их рациональном расходовании;
- отсутствие системы мотивации и экономического стимулирования субъектов, задействованных в реализации программы, привело к отсутствию заинтересованности в проведении мероприятий энергоресурсосбережения как на стадии их производства, так и в эксплуатации;
- не созданы условия для проведения расчетов между потребителями и абонентами по индивидуальным приборам учета и, в силу этого, не создан стимул для установки этих приборов;
- в сложившихся условиях постоянной кредиторской задолженности с энергоснабжающими организациями не срабатывает механизм выявления полученной в результате работы экономии бюджетных средств (полученное снижение потребления энергоресурсов не является экономией, так как приводит лишь к снижению кредиторской задолженности перед поставщиками энергоресурсов);
- ввиду повышения стоимости капитальных вложений, сроки их окупаемости увеличились и не соответствуют расчетам по программе;
- существующий уровень оплаты в системе эксплуатации приборного парка не позволяет осуществлять привлечение высококвалифицированных специалистов.
Фактические показатели реализации Программы ЭРС 1997-2002 гг. представлены в Приложении N 1 к настоящей Программе.
1.2. Основные цели и задачи Программы
Потенциал энергосбережения в России, по оценке специалистов, составляет около 35% от уровня энергопотребления. Около 32% этого потенциала сосредоточено на хозяйствующих субъектах топливно-энергетического комплекса, еще столько же в промышленности, почти 20% в коммунально-бытовом секторе.
Федеральный закон "Об энергосбережении" определяет энергосбережение как реализацию правовых, организационных, научных, производственных, технических и экономических мер, направленных на эффективное использование энергетических ресурсов, вовлечение в хозяйственный оборот возобновляемых источников энергии, а также снижение средств, расходуемых на оплату энергоресурсов.
Потенциал энергосбережения - количество топливно-энергетических ресурсов (далее - ТЭР), которое можно сберечь в результате реализации технически возможных и экономически оправданных мер по повышению эффективности использования энергоресурсов при условии сохранения или снижения техногенного воздействия на окружающую природную среду.
Главной задачей энергосбережения согласно энергетической стратегии России, одобренной Комиссией Правительства Российской Федерации по оперативным вопросам (протокол от 07.12.04 N 22), должно стать снижение к 2005 году энергоемкости валового национального продукта на 12-15% по сравнению с 1997 годом. Для решения этой задачи необходимо повысить эффективность использования ТЭР.
Потенциал энергосбережения в г. Тольятти
Наименование энергии и ресурса |
Годовая выработка |
Потенциал энергосбе- режения 32% |
Годовое потребление отрасли ЖКХ |
Потенциал ЖКХ 20% |
Тепловая энергия Т.Гкал/год ХПВ, т. м3/год Электроэнергия Т.кВт/ч/год |
6760,23 80435,6 2016156,7 |
2366,08 28752,46 423628,0 |
4061,4 60427,4 1209694,1 |
473,22 5630,49 241938,8 |
Реализация государственной энергосберегающей политики в г.Тольятти должна обеспечить экономическую заинтересованность энергопроизводителей и потребителей в экономии энергетических ресурсов, сократить финансовые затраты потребителей, включая население, на оплату потребляемых ТЭР.
Программа разработана в соответствии с Федеральным законом "Об энергосбережении", постановлением Правительства Российской Федерации "О Федеральной целевой программе "Энергосбережение России" на 1998-2005 годы" от 24.01.98 г. N 80 и "О дополнительных мерах по стимулированию энергосбережения в России" от 15.06.98 г. N 588, законом Самарской области "Об энергосбережении и повышении эффективности использования топлива и энергии в Самарской области" от 25.06.1998 N 89.
Целью Программы является достижение реальной экономии энергоресурсов и средств, расходуемых на их оплату.
Основные направления Программы:
- анализ существующего положения в энергосбережении г.Тольятти;
- обеспечение сопровождения существующих и устанавливаемых приборов учета;
- нормативно-правовое обеспечение и финансово-экономические механизмы реализации Программы;
- энергоаудит, проведение энергетических обследований организаций и объектов муниципальной сферы;
- энергоучет, оснащение приборами учета жилищного фонда и организаций бюджетной сферы;
- энергосбережение в системе тепло-, водо- и электроснабжения МУП "ПО КХ г. Тольятти";
- энергосбережение в жилищно-коммунальном комплексе;
- энергосбережение в строительном комплексе;
- информационное обеспечение энергосберегающей политики в г. Тольятти;
- образовательная деятельность по вопросам энергосбережения.
2. Сроки и этапы реализации программы
Реализация программы энергоресурсосбережения проводится в два этапа. На первом этапе (2001-2002 гг.) должны быть разработаны первоочередные нормативно-правовые и методические документы, необходимые для финансово-экономического механизма обеспечения работ по энергосбережению и начата реализация первоочередных мер по созданию и внедрению энергосберегающих технологий и мероприятий.
На втором этапе (2002-2005 гг.) предлагается осуществить совершенствование нормативно-правовой, методической и информационной базы в результате всестороннего анализа выполнения работ первого этапа, продолжить разработку и реализацию проектов и мероприятий по различным направлениям энергосбережения, которые позволят снизить расход энергии и бюджетные затраты на дотацию ТЭР.
3. Организационный аспект программы
3.1. Механизмы финансово-экономического обеспечения
реализации Программы
Механизмы финансово-экономического обеспечения реализации Программы включают в себя сбалансированные системы стимулирования и принуждения к энергосбережению структур управления всех уровней, выделяющих средства для оплаты топливно-энергетических ресурсов (ТЭР), а также энергопотребляющих и энергопроизводящих организаций, систему (механизмы) финансирования энергосберегающих мероприятий и проектов.
Названные системы разрабатываются для организаций, которым ТЭР частично или полностью оплачиваются из местного бюджета.
Сэкономленные в результате внедрения энергосберегающих мероприятий бюджетные средства остаются в распоряжении этой организации или местного органа исполнительной власти на период окупаемости проекта плюс один год (в соответствии с постановлением Правительства РФ от 15.06.98 N 588 "О дополнительных мерах по стимулированию энергосбережения в России.")
Организациям и предприятиям бюджетной сферы при определении энерголимитов:
- устанавливаются задания по экономии ТЭР за счет реализации имеющегося потенциала энергосбережения, выявленного в результате энергетических обследований;
- сохраняется при проведении мероприятий и программ по энергосбережению базовый уровень объема финансирования потребления ТЭР на период, превышающий на один год срок окупаемости затрат.
Необходимо ввести принцип: каждое бюджетное вложение в энергосбережение после окупаемости мероприятий и использования в течение одного года полученной экономии должно заканчиваться уменьшением бюджетного финансирования на величину экономии.
Финансирование энергосберегающих мероприятий и проектов бюджетной сферы состоит из:
- целевых средств городского бюджета;
- целевых средств Фонда энергосбережения;
- части средств, получаемых потребителями от экономии ТЭР в результате внедрения энергосберегающих проектов;
- привлеченных средств инвесторов.
Предлагаемую систему стимулирования и принуждения можно свести к схеме финансирования энергосберегающих проектов:
Часть полученной в течение года экономии (Э) от проведенных энергосберегающих мероприятий остается в распоряжении бюджетополучателя (X), а другая часть (У) идет в целевой бюджетный фонд энергосбережения, который создается в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и используется для аккумулирования и последующего реинвестировании бюджетных средств в энергосбережение. Чтобы осуществить описанные действия, необходима разработка и принятие нормативно-правового документа, позволяющего бюджетополучателю часть выделенных на оплату ТЭР средств в размере Э использовать на цели, обозначенные на схеме направлениями X и У.
Приведенную схему реинвестирования удобно осуществлять, если имеется фонд, который позволяет выделить и аккумулировать средства на энергосбережение (Приложение 2).
Действия по энергосбережению для организаций, имеющих бюджетную составляющую в оплате за ресурсы включает:
энергетическое обследование (энергоаудит);
разработку энергосберегающих мероприятий;
реализацию энергосберегающих мероприятий;
мониторинг эффективности энергосберегающих мероприятий;
учет и контроль за выделением и экономией бюджетных средств на оплату ресурсов.
3.2. Структура управления энергосбережением
Управление энергосбережением на федеральном уровне осуществляет государственный заказчик федеральной программы "Энергосбережение России" Министерство топлива и энергетики Российской Федерации через департамент государственного энергетического надзора и энергосбережения, Российское агентство энергоэффективности и Российский внебюджетный межотраслевой фонд энергосбережения.
Для обеспечения функционирования структуры управления энергосбережением г. Тольятти необходимо определить генерального исполнителя выполнения Программы (Департамент энергетики, ЖКХ и связи мэрии), создать муниципальный целевой фонд энергосбережения (Приложение 2), разработать и принять ряд нормативно-правовых актов, конкретизирующих сферу деятельности и взаимоотношения отдельных структурных единиц системы управления.
В дальнейшем при включении г.Тольятти в федеральную Программу "Энергосбережение России" до 2005 года возможна организация на территории г.Тольятти промышленно-коммунального комплекса высокой энергоэкономической эффективности с привлечением крупных промышленных предприятий и созданием в качестве инструмента консолидации инвестиционных и сэкономленных средств Управляющей компании, действующей на принципах энергосервисных компаний (ЭСКО), использующей Положение об энергетическом контракте.
4. Нормативно-правовое обеспечение
В рамках нормативно-правового раздела обеспечивается создание организационных, правовых, научно-технических, технологических условий, обеспечивающих повышение энергетической безопасности города и согласование интересов города, производителей и потребителей по эффективному использованию энергетических ресурсов.
Основой нормативно-правового обеспечения реализации Программы является Федеральный закон "Об энергосбережении", Закон Самарской области "Об энергосбережении и повышении эффективности использования топлива и энергии в Самарской области", а также принимаемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации, Самарской области и органов местного самоуправления.
Для успешной реализации программы необходима разработка и принятие дополнительных нормативно-правовых актов. Список первоочередных актов представлен в Приложении 3. В дальнейшем, до 2005 года этот раздел пополняется плановыми ежегодными мероприятиями по формированию нормативно-правовой базы реализации Программы энергосбережения.
5. Инновационная деятельность
К числу реализации первоочередных подпрограмм отнесены мероприятия, представленные в таблице 1.
Таблица 1.
N п/п |
Наименование темы подпрограммы, мероприятий |
Основание для включения |
Ед.изм. | Общее кол-во |
Первоочередные |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
Формирование и отработ- ка нормативно-правовой базы, разработка финан- совых, экономических и организационных меха- низмов Создание системы сопро- вождения и сервисного обслуживания установ- ленного на муниципаль- ных объектах приборов учета и автоматизиро- ванных ИТП Проведение энергетичес- ких обследований объек- тов муниципальной соб- ственности Энергосбережение в сис- теме тепло-, водо-, и электроснабжения МУП "ПО КХ г. Тольятти" по СП ТС: а) перевод малых ко- тельных в режим ЦТП б) модернизация обору- дования котельных в) модернизация и авто- матизация ЦТП г) наладка и регулиров- ка систем теплоснабже- ния По СП "Водоканал": а) внедрение системы поквартальной регули- ровки по давлению б) внедрение частотных регуляторов на насосных установках в) модернизация отопле- ния на скважинах По СП ПЭС: а) замена ртутных ламп наружного освещения на натриевые; б) внедрение пускорегу- лирующих устройств (УПРУ) в светильниках наружного освещения Энергосбережение в жи- лищно-коммунальном комплексе: а) установка узлов уче- та на "вводе" б) применение автомати- зированных ИТП в) общедомовое утепле- ние г) промывка внутренних систем отопления д) внутриквартирное утепление е) установка квартирных приборов учета ж) установка эффектив- ной водо-сберегающей арматуры в квартирах Энергосбережение на объектах соцкультбыта а) установка узлов уче- та б) установка автомати- зированных ИТП в) утепление наружных ограждений Формирование автомати- зированной системы уп- равлением энергосбере- жением и ресурсами Разработка мероприятий по энергосбережению на источниках теплоэнергии Разработка и внедрение территориальных норма- тивных документов по энергоресурсосбережению в новом строительстве Информационное обеспе- чение энергосберегающей политики в г.Тольятти |
Целевая про- грамма энер- госбережения в Самарской области на 2000-2005 гг |
Котельная Котельная ЦТП Система Система ЧРП Скважина Лампа УПРУ Узел ИТП тыс.м2 Система Квартира Квартира Квартира Узел ИТП тыс.м2 Система |
2 7 82 3 3 176 116 24000 24000 64000 64000 - 2029 26400 26400 26400 144 205 - 1 |
По целевому плану По целевому плану По целевому плану 2 7 45 3 3 92 116 24000 13000 1740 160 По результатам энергоаудита 2029 По результатам энергоаудита 65 65 По результатам энергоаудита По целевому плану По целевому плану По целевому плану По целевому плану |
Обоснование минимального необходимого уровня оснащения приборами учета объектов ЖКХ и расчет эффективности комплекса мероприятий ЭРС для усредненного дома приведены в Приложениях 4, 5, 6.
Характеристика мероприятий энергоресурсосбережения представлена в Прииожениях 7, 8, 9, 10, 11.
6. Информационное обеспечение
Целью информационного обеспечения энергосберегающей политики является оперативное получение достоверных сведений о ходе реализации проектов и мероприятий по энергосбережению, контроль, координация и управление энергосберегающими проектами и мероприятиями, сбор и анализ научно-технических разработок и решений по проблемам энергосбережения отечественной и зарубежной практики, предоставление информации хозяйствующим субъектам по энергосбережению.
Информационные аспекты проблемы энергосбережения разрозненны и рассредоточены в разных источниках. Организация на современном уровне сбора, обработки и передачи информации потребителю позволит быстро, четко и своевременно представлять нужные сведения всем заинтересованным абонентам. Особенно большое значение имеет создание информационной базы и АСУ в сфере ЖКХ.
Также основной задачей работ по этому разделу является ориентация общественного мнения на проблему энергоресурсосбережения на производстве и в быту. В проведении активной пропаганды и рекламы энергосбережения возможны традиционные методы (выступления и публикации в средствах массовой информации, проведение семинаров, конференций, выставок, использование наглядной стендовой рекламы), а также нетрадиционные методы (индивидуальные встречи с населением, создание учебных и демонстрационных классов экономного расходования энергоресурсов, специальные обзоры по вопросам энергоресурсосбережения на радио и телевидении).
7. Первоочередные программные мероприятия
Для создания условий реализации технических мероприятий ЭРС необходимо создать нормативно-правовую базу, финансово-экономические механизмы. Также основу реализации мероприятий по ЭРС составляет проведение обследований энергопроизводящих, транспортирующих и энергопотребляющих организаций и объектов с целью определения эффективности энергопользованием, фактической оценки потенциала и разработки наиболее эффективных способов реализации.
План первоочередных мероприятий приведен в таблице 2.
Таблица 2.
/------------------------------------------------------------------------------------------------------\
| N | Наименование мероприятий |Всего| В том числе по годам | Исполнитель |Примечание|
|п/п| | |----------------------------------| | |
| | | | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | | |
|---+------------------------------+-----+------+------+------+------+------+---------------+----------|
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
|---+------------------------------+-----+------+------+------+------+------+---------------+----------|
|I |Организационные мероприятия | |+ |+ |+ |+ |+ |Департамент | |
| | | | | | | | |энергетики, ЖКХ| |
| |1.1. Подготовка организацион- | | | | | | |и связи, депар-|Прилож. 3.30 |
| |но-распорядительных и норма- | | | | | | |тамент экономи-| |
| |тивно-правовых документов по | | | | | | |ки, финансовое | |
| |доработке нормативно-правовой | | | | | | |управление, | |
| |базы по ЭРС. | | | | | | |юридическое уп-| |
| | | | | | | | |равление мэрии | |
| |1.2. Создание муниципального | | | | | | | |Прилож. 2.20 |
| |фонда энергосбережения | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | |
| |1.3. Создание механизмов фи- | | | | | | | | |
| |нансирования программы | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | |
| |1.4. Создание системы мотива- | | | | | | | | |
| |ции участников энергосбереже- | | | | | | | | |
| |ния | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | |
| |1.5. Разработка механизма оп- | | | | | | | | |
| |тимизации электропотребления | | | | | | | | |
| |(введение многоступенчатых | | | | | | | | |
| |тарифов) | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | |
| |1.6. Разработка, утверждение и| | | | | | | | |
| |мониторинг обоснованных норма-| | | | | | | | |
| |тивов, лимитов и тарифов | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | |
| |1.7. Проведение конкурсов | | | | | | | | |
| |энергосберегающих проектов | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | |
|II |Создание системы сопровождении| |+ |+ |+ |+ |+ |Департамент ЖКХ| |
| |выполненных мероприятий (сер- | | | | | | |и связи | |
| |висное обслуживание). | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | |
|III|Проведение энергетических об- | |+ |+ |+ |+ |+ |Департамент |По целево-|
| |следований и энергоаудита | | | | | | |энергетики, ЖКХ|му плану |
| | | | | | | | |и связи | |
| | | | | | | | | | |
|IV |Технические меоопоиятия | | | | | | |Департамент | |
| | | | | | | | |энергетики, ЖКХ| |
| |4.1. Установка приборов учета | | | | | | |и связи, МУП |Прилож. 7.70 |
| |на вводах | | | | | | |"ПО КХ г.То- | |
| |- жилищный фонд |1740 |240 |300 |300 |400 |500 |льятти" | |
| |- объекты СКБ |144 |70 |74 | | | | | |
| | | | | | | | | | |
| |4.2. Промывка систем отопления|2029 |2029 |2029 |2029 |2029 |2029 | |Прилож. 8.80 |
| | | | | | | | | | |
| |4.3. Наладка и регулировка |3 |3 |3 |3 |3 |3 | | |
| |систем тепловодоснабжения | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | |
| |4.4. Пообъектные мероприятия | | |+ |+ |+ |+ | |По резуль-|
| |по восстановлению и утеплению | | | | | | | |тату энер-|
| |наружных ограждений | | | | | | | |гоаудита |
| | | | | | | | | | |
| |4.5. Замена ртутных ламп на- |23000|3000 |5000 |5000 |5000 |5000 | | |
| |ружного освещения на натриевые| | | | | | | | |
| | | | | | | | | | |
| |4.6. Внедрение пускорегулирую-|13000|1000 |3000 |3000 |3000 |3000 | | |
| |щих устройств (УПРУ) в све- | | | | | | | | |
| |тильниках наружного освещения | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | |
| |4.7. Применение автоматизиро- | | | | | | | | |
| |ванных ИТП: | | | | | | | | |
| |- жилищный фонд |160 |12 |25 |33 |40 |50 | | |
| |- объекты СКБ |205 |7 |28 |46 |56 |68 | | |
| | | | | | | | | | |
| |4.8. Разработка и внедрение | |проеки|1 этап|2 этап| | | | |
| |системы поквартальной регули- | | | | | | | | |
| |ровки по давлению на сетях во-| | | | | | | | |
| |доснабжения Комсомольского | | | | | | | | |
| |района | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | |
| |4.9. Перевод малых котельных в|2 |1 |1 | | | | | |
| |режим ЦТП | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | |
| |4.10. Модернизация оборудова- |7 |1 |2 |2 |2 |2 | |Прилож. 10.110|
| |ния малых котельных. | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | |
| |4.11. Модернизация и автомати-|45 |5 |10 |10 |10 |10 | | |
| |зация ЦТП | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | |
| |4.12. Внедрение частотных ре- |92 |12 |20 |20 |20 |20 | | |
| |гуляторов на насосных установ-| | | | | | | | |
| |ках | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | |
| |4.13. Разработка типовых про- | |+ |+ |+ | | | | |
| |ектов по сериям для проведения| | | | | | | | |
| |внутриквартирных мероприятий: | | | | | | | | |
| |- установка квартирных прибо- | | | | | | | | |
| |ров учета | | | | | | | | |
| |- установка эффективной водо- | | | | | | | | |
| |сберегающей арматуры | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | |
|V |Разработка и внедрение терри- | |+ |+ |+ |+ |+ |Департамент по | |
| |ториальных нормативных доку- | | | | | | |строительству | |
| |ментов по энергоресурсосбере- | | | | | | |архитектуре и | |
| |жению в новом строительстве: | | | | | | |землепользова- | |
| | | | | | | | |нию | |
| |5.1. Проведение экспертизы | | | | | | | | |
| |проектов на ЭРС | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | |
| |5.2. Корректировка проектов по| | | | | | | | |
| |незаконченному строительству | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | |
| |5.3. Создание научно-техничес-| | | | | | | | |
| |кой базы по технологиям и ма- | | | | | | | | |
| |териалам ЭРС для применения в | | | | | | | | |
| |новом строительстве | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | |
| |5.4. Разработка территориаль- | | | | | | | | |
| |ных нормативных документов по | | | | | | | | |
| |ЭРС в новом строительстве | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | |
|VI |Формирование автоматизирован- | | | | | | | |Прилож. 12.120 |
| |ной системы управления энерго-| | | | | | | | |
| |сбережением и ресурсами | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | |
| |6.1. Разработка концепции АСУ | |+ | | | | | | |
| | | | | | | | | | |
| |6.2. Разработка ТЭО | |+ | | | | | | |
| | | | | | | | | | |
| |6.3. Разработка проекта | |+ | | | | | | |
| | | | | | | | | | |
| |6.4. Поэтапное внедрение АСУ | |+ |+ |+ |+ |+ | | |
| | | | | | | | | | |
|VII|Разработка и проведение инфор-| |+ |+ |+ |+ |+ |Департамент | |
| |мационной кампании среди насе-| | | | | | |энергетики, ЖКХ| |
| |ления города по снижению не- | | | | | | |и связи, пресс-| |
| |производительных потерь энер- | | | | | | |центр мэрии, | |
| |горесурсов | | | | | | |СМИ | |
\------------------------------------------------------------------------------------------------------/
В рамках относительно "малозатратных" мероприятий на жилищном фонде и объектах соцкультбыта, особенно на тех объектах, где установлены вводные узлы учета расхода энергоресурсов, производятся следующие работы:
- плановый текущий ремонт с частичным восстановлением нарушенной теплоизоляции и частичной заменой запорной арматуры;
- планово-предупредительные работы;
- регулировка систем тепловодоснабжения;
- промывка внутренних систем отопления;
- ремонт и очистка кожухотрубных теплообменников;
- восстановление нарушенного остекления наружных периметров;
- утепление окон, тамбуров, входных дверей, техподполии и чердаков;
- частичная заделка швов.
Свод удельных экономических показателей по мероприятиям ЭРС и расчет финансовых потоков представлены в таблицах 3, 4.
Таблица 3. Свод удельных экономических показателей
по мероприятиям ЭРС
N п/п |
Наименование мероприятий | Объект проведе- ния ме- роприя- тий |
Удельные кап. за- траты (тыс. руб.) |
Чистая экономия в год (тыс. руб.) |
Простой срок окупае- мости, (лет) |
Примеча- ние |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
Формирование и отработка нормативно-правовой базы, разработка финансовых, экономических и организационных механизмов Сервисное обслуживание действующих приборов учета Проведение энергетических обследований объектов муниципальной собственности Энергосбережение в системе тепло-, водо- и электроснабжение МУП "ПО КХ г.Тольятти" по СП ТС: а) перевод малых котельных в режим ЦТП б) модернизация оборудования малых котельных в) модернизация и автоматизация ЦТП г) наладка и регулировка систем теплоснабжения по СП "Водоканал" а) внедрение системы поквартальной регулировки по давлению б) внедрение частотных регуляторов на насосных установках по СП ПЭС а) замена ртутных ламп наружного освещения на натриевые б) внедрение пускорегулирующих устройств (УПРУ) в светильниках наружного освещения Энергосбережение в жилищно-коммунальном комплексе: а) установка узлов учета на "вводе" б) применение автоматизированных ИТП в) промывка внутренних систем отопления г) общедомовое утепление д) внутри квартирное утепление е) установка квартирных счетчиков ж) установка эффективной водосберегающей арматуры в квартирах Энергосбережение на объектах СКБ: а) установка узлов учета на "вводе" б) установка автоматизированных ИТП в) утепление наружных ограждений Формирование АСУ энергосбережением и ресурсами Разработка мероприятий ЭРС на источниках теплоэнергии Энергосбережение в строительном комплексе Информационное обеспечение энергосберегающей политики в г.Тольятти |
Узел Объект Объект Объект Объект Система Система Привод Лампа УПРУ Жилой дом Квартира Объект |
10,0 3,0 3200,0 2800,0 1182,0 280,0 0,9 1,5 160,0 250,0 5,1 380,0 4,4 3,5 1,0 160,0 250,0 820,0 |
615,0 570,0 140,0 87,5 0,7 0,6 62,6 52,8 7,1 24,5 0,2 1,0 0,4 53,1 47,2 45,1 |
5,2 4,9 8,4 3,2 1,4 2,5 2,6 4,7 0,7 15,5 22,0 3,7 2,9 3,0 5,3 18,2 |
По целевому плану По целевому плану По целевому плану По целевому плану По целевому плану По целевому плану По целевому плану По целевому плану |
Таблица 4. Расчет финансовых потоков
N п/п |
Наименование мероприятий |
Показатель | Значения по годам, тыс.руб. | |||||||||
2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | |||
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
Формирование и отработка норма- тивно-правовой базы, разработка финансовых, эко- номических и ор- ганизационных ме- ханизмов Сервисное обслу- живание действую- щих приборов уче- та Проведение энер- гетических обсле- дований объектов муниципальной собственности Энергосбережение в системе тепло- водо- и электро- снабжения МУП "ПО КХ г. Тольятти" по СП ТС: а) перевод малых котельных в режим ЦТП б) модернизация оборудования ко- тельных в) модернизация и автоматизация ЦТП г) наладка и ре- гулировка систем теплоснабжения по СП "Водока- нал": а) внедрение сис- темы покварталь- ной регулировки по давлению б) внедрение час- тотно-регулируе- мых приводов на насосах в) модернизация отопления на скважинах По СП ПЭС: а) замена ртутных ламп наружного освещения на на- триевые б) внедрение пус- корегулирующих устройств (УПРУ) в светильниках наружного освеще- ния Энергосбережение в жилищно-комму- нальном комплек- се: а) установка уз- лов учета на "вводе" б) применение ав- томатизированных ИТП г) промывка вну- тренних систем отопления в) общедомовое утепление д) внутриквартир- ное утепление е) установка квартирных счет- чиков ж) установка эф- фективной водо- сберегающей арма- туры в квартирах Энергосбережение на объектах соц- культбыта а) установка уз- лов учета б) установка ав- томатизированных ИТП в) утепление на- ружных ограждений Создание автома- тизированной сис- темы управления энергосбережением и ресурсами Разработка меро- приятий энерго- сбережения на ис- точника тепло- энергии Энергосбережение в строительном комплексе Информационное обеспечение энергосберегающей политики в г. Тольятти ИТОГО |
Кап-затра- ты (1) Экономия (2) Чистый по- ток нарас- тающим итогом (3) 1 2 3 1 2 3 1 2 3 1 2 3 1 2 3 1 2 3 1 2 1 2 3 1 2 3 1 2 3 1 2 3 1 2 3 1 2 3 1 2 3 1 2 3 1 2 3 1 2 3 1 2 3 1 2 3 1 2 3 1 2 3 1 2 3 1 2 3 1 2 3 1 2 3 1 2 3 1 2 3 1 2 3 1 2 3 |
3100 -3100 132 -132 19470 -19470 3200 -3200 2800 -2800 5910 -5910 3360 -3360 2700 -2700 1500 -1500 51748 2754 -48994 38400 2754 -35646 3000 -3000 10348 -10348 12950 -12950 1200 11200 750 1750 7400 754 84646 |
6200 -9300 930 -1062 35220 5485 -49205 3200 615 -5785 5600 570 -7830 11820 700 -17030 5600 1050 -7910 4500 1950 -5250 4500 600 -5400 65176 32818 -81352 48000 17778 -65867 6250 634 -8616 10348 14406 -6290 286 -286 228 -228 65 -65 18840 4047 -27743 11840 3717 -19323 7000 330 -8420 126366 42350 - 168662 |
9940 -19240 1122 -2184 32020 15440 -65785 1230 -4555 5600 1710 -11720 11820 2100 -26750 5600 2800 -10710 4500 5200 -4550 4500 2400 -7500 66598 67421 -80529 48000 36558 -77309 8250 1954 -14913 10348 28812 12174 13 -273 62 -166 23 -42 11500 9298 -29944 7646 -11677 11500 1652 -18268 121180 92160 - 197682 |
12940 -32180 900 -3084 32020 24780 -73025 1230 -3325 5600 2850 -14470 11820 3500 -35070 5600 4550 -11760 4500 8450 -600 4500 4200 -7800 84348 102350 -62527 64000 55338 -85970 10000 3696 -21217 10348 43218 45044 13 -260 62 -104 23 -20 14000 11470 -32475 7646 -4030 14000 3823 -28444 144208 138599 - 203291 |
16940 -49120 1200 -4284 26420 34120 -65325 1230 -2095 3990 -10480 11820 4900 -41990 5600 6300 -11060 4500 11700 6600 4500 6000 -6300 102848 143908 -21467 80000 80378 -85592 12500 5808 -27909 10348 57624 92320 13 -247 62 -42 23 3 17000 14113 -35362 7646 3616 17000 6466 -38978 164408 192140 - 175558 |
-49120 -4284 42320 -23005 1230 -865 3990 -6490 6300 -35690 8050 -3010 14950 21550 7800 1500 192253 170786 111678 26086 8448 -19461 72030 164349 13 -234 62 20 23 26 17322 -18039 7646 11263 9676 -29302 251896 76338 |
-49120 -4284 42320 19315 1230 365 3990 -2500 6300 -29390 8050 5040 14950 36500 7800 9300 192253 363040 111678 137765 8448 -11013 72030 236379 13 -221 62 81 23 49 17322 -717 7646 18909 9676 -19626 251896 328234 |
-49120 -4284 42320 61635 1230 1595 3990 1490 6300 -23090 8050 13090 14950 51450 7800 17100 192253 555293 111678 249443 8448 -2565 72030 308408 13 -208 62 143 23 72 17322 16605 7646 26555 9676 -9950 251896 580129 |
-49120 -4284 42320 103955 1230 2825 3990 5480 6300 -16790 8050 21140 14950 66400 7800 24900 192253 747546 111678 361122 8448 5883 72030 380438 13 -195 62 205 23 94 17322 33928 7646 34202 9676 -274 251896 832025 |
-49120 -4284 42320 146275 1230 4055 3990 9470 6300 -10440 8050 29190 14950 81350 7800 32700 192255 939800 111678 472800 8448 14331 72030 452467 13 -182 62 267 23 117 17322 51250 7646 41848 9676 9402 251896 108392 |
8. Оценка экономических показателей Программы
Социально значимым эффектом от реализации Программы является уменьшение затрат бюджета на дотации по оплате топливно-энергетических ресурсов. В ходе выполнения Программы планируемая экономия составит в 2006 году 719899 тыс. руб. при затратах 643562 тыс. руб. (таблица 5).
Сэкономленные средства направляются для реализации дальнейших энергосберегающих мероприятий.
Экономическая эффективность энергосберегающих проектов достигается за счет следующих факторов:
уменьшение расходования энергоресурсов при повышении КПД энергопроизводящих и энергопотребляющих устройств;
уменьшения дотационной составляющей оплаты за энергетические услуги потребителям бюджетной сферы.
Сводный график окупаемости инвестиций по мероприятиям ЭРС показывает, насколько эффективна комплексная реализация Программы. При средних ежегодных вложениях в размере 100-150 млн. руб. чистая экономия возрастает с 40 (в 2002 г.) до 250 (в 2006 г.) млн. руб., то есть уже к 2004 году возможно весь необходимый объем инвестиций осуществлять за счет получаемой экономии (без привлечения дополнительных источников), а в 2006 году полностью окупить вложенные средства.
Таблица 5. Сводный график окупаемости инвестиций
по мероприятиям энергоресурсосбережения на 2001-2005 гг.
Наименование показателя |
2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | Итого | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 |
Капитальные затраты (тыс.руб.) Экономия (тыс.руб.) Чистый поток финан- совых средств нара- стающим итогом (оку- паемость, тыс.руб) |
87400 2754 -84646 |
126366 42350 -168662 |
121180 92160 -197682 |
144208 138599 -203291 |
164408 192140 -175558 |
0 251896 76338 |
643362 719899 328234 |
- 251896 328234 |
- 251896 580129 |
- 251896 832025 |
- 251896 108921 |
При расчете сроков окупаемости инвестиций по мероприятиям ЭРС на 2001-2005 гг. необходимо учитывать коньюктуру инфляционных изменений. Анализ чувствительности простого срока окупаемости по мероприятиям на 2001-2005 гг. рассчитан для различных уровней инфляции по оборудованию и тарифам энергоснабжающих организаций и представлен в таблице 6.
Таблица 6. Однопараметрический анализ чувствительности сроков
окупаемости по мероприятиям ЭРС на 2001-2005 года
для различных уровней инфляции
Варианты | Уровень ин- фляции (годовой) |
Чистый поток финансовых средств по годам нарастающим итогом (тыс.руб.) | ||||||||||
2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | |||
По тари- фам |
По обор. |
|||||||||||
Вариант 1 Вариант 2 Вариант 3 Вариант 4 |
0% 5% 3% 10% |
0% 3% 5% 5% |
-84646 -87130 -88933 -88740 |
-168662 -174501 -183322 -176815 |
-197682 -200231 -222898 -194431 |
-203291 -194070 -242189 -166794 |
-175558 -139439 -229276 -67181 |
76338 198126 71500 379068 |
328234 552569 381300 869942 |
580129 924733 700395 1409903 |
832025 1315506 1029061 2003860 |
1083921 1725818 1367588 2657213 |
График окупаемости инвестиций по мероприятиям энергоресурсосбережения на 2001-2005 гг. для различных уровней инфляции
8. Основные механизмы управления программой
и контроль за ходом ее реализации
Структура управления Программой представлена в разделе 3.2
Механизмы финансово-экономического обеспечения реализации Программы представлены в разделе 3.1 и включают в себя сбалансированные системы стимулирования и принуждения к энергосбережению структур управления всех уровней, а также энергопотребляющих и энергопроизводящих организаций, систему финансирования энергосберегающих мероприятий и проектов.
Департамент экономики и финансовое управление мэрии города осуществляет контроль за выделением и расходованием средств городского бюджета, направляемых для выполнения Программы, а также за порядком консолидации экономии, полученной от реализации энергосберегающих мероприятий в рамках целевого бюджетного фонда.
Муниципальные образования, хозяйствующие субъекты подают заявки Департаменту энергетики, ЖКХ и связи. Департамент энергетики, ЖКХ и связи с учетом выделяемых на реализацию Программы средств ежегодно уточняет целевые показатели и затраты по программным мероприятиям, механизм реализации Программы, состав исполнителей.
Информация и доклады о ходе выполнения Программы и целевом и эффективном использовании выделяемых средств, о привлечении средств из внебюджетных источников финансирования, о конечных результатах Программы представляются мэру города департаментом энергетики, ЖКХ и связи совместно с департаментом экономики и финансовым управлением мэрии в установленном порядке.
Председатель городской Думы |
А.Н. Дроботов |
Содержание
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.