В соответствии со статьей 104 Конституции Российской Федерации Самарская Губернская Дума постановляет:
1. Внести в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации в порядке законодательной инициативы проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
2. Обратиться к законодательным органам государственной власти субъектов Российской Федерации, а также к депутатам Государственной Думы от Самарской области с просьбой поддержать настоящий проект федерального закона.
3. Поручить депутату Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Белоусову Александру Николаевичу представлять настоящий законопроект в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации.
4. Контроль за рассмотрением законодательной инициативы возложить на комитет по местному самоуправлению Губернской Думы.
5. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.
Председатель Думы |
В.Ф. Сазонов |
Вносится
Самарской Губернской Думой
Проект
Федеральный закон
О внесении изменений в Федеральный закон
"Об общих принципах организации местного самоуправления
в Российской Федерации"
Статья 1
Внести в Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 40, ст. 3822; 2004, N 25, ст. 2484, N 33, ст. 3368; 2005, N 1 (часть 1), ст. 9, ст. 12, ст. 17, ст. 25; N п, ст. 1480, N 27, ст. 2708, N 30 (часть 1), ст. 3104, ст. 3108) следующие изменения:
1) часть 1 статьи 50 дополнить пунктом 4 следующего содержания:
"4) имущество, предназначенное для решения органами местного самоуправления иных вопросов, не отнесенных к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенных из их компетенции федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также иное имущество.";
2) часть 5 статьи 50 и пункт 4 части 8 статьи 85 признать утратившей силу.
Статья 2
Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Президент Российской Федерации |
В. Путин |
Пояснительная записка
к проекту федерального закона
"О внесении изменений в Федеральный закон
"Об общих принципах организации местного самоуправления
в Российской Федерации"
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - законопроект) разработан в целях приведения положений Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) в соответствие с Конституцией Российской Федерации и действующим федеральным законодательством.
Действующей редакцией Федерального закона предусмотрен подход, при котором муниципальные образования вправе иметь в муниципальной собственности только то имущество, которое используется в целях решения конкретных вопросов местного значения, осуществления переданных органам местного самоуправления государственных полномочий, либо имущество, предназначенное для обеспечения деятельности органов местного самоуправления и их должностных лиц, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений.
Такой подход закреплен в частях 1-4 статьи 50 Федерального закона, устанавливающих исчерпывающий перечень видов имущества, которое может находиться в муниципальной собственности, и в положениях части 5 статьи 50, пункта 4 части 8 статьи 85 Федерального закона, предусматривающих обязанность органов местного самоуправления по отчуждению или перепрофилированию имущества, не соответствующего требованиям статьи 50 Федерального закона.
Представляется, что подобный подход в регулировании имущественных прав муниципальных образований противоречит Конституции Российской Федерации, Гражданскому и Бюджетному кодексам Российской Федерации по следующим основаниям.
1. Согласно части 1 статьи 130 Конституции Российской Федерации местное самоуправления в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование, распоряжение муниципальной собственностью. В соответствии с частью 1 статьи 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет.
Соответствующие гарантии осуществления местного самоуправления по владению, пользованию, распоряжению муниципальной собственностью, формированию, утверждению и исполнению местного бюджета конкретизированы в нормах федеральных законов, в том числе в нормах Бюджетного кодекса Российской Федерации, устанавливающих принципы бюджетной системы Российской Федерации.
В соответствии со статьей 41 Бюджетного кодекса Российской Федерации одной из разновидностью доходов бюджетов являются неналоговые доходы, к числу которых относятся в том числе доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности. К данной категории доходов отнесены, например, поступления арендной платы от сдачи в аренду муниципального имущества. Исходя из принципа сбалансированности бюджетов (статья 33 БК РФ) органы местного самоуправления обязаны принимать меры к увеличению доходных источников местных бюджетов. Вместе с тем положения статьи 50 и пункта 4 части 8 статьи 85 Федерального закона фактически не допускают наличие после 1 января 2009 года в муниципальной собственности имущества, которое может быть использовано исключительно для получения неналоговых доходов местных бюджетов, так как такое имущество не может быть отнесено ни к одной из категорий, предусмотренных статьей 50 Федерального закона. Такой подход противоречит вышеупомянутой конституционной гарантии местного самоуправления по самостоятельному формированию, утверждению и исполнению местного бюджета.
2. В соответствии с частью 2 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Муниципальные образования являются одними из субъектов гражданских прав, и они выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений, в том числе с гражданами и юридическими лицами (статья 124 Гражданского кодекса Российской Федерации). Соответственно, положение части 2 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации в полной мере распространяется на муниципалитеты.
Из содержания положений статьи 50 и пункта 4 части 8 статьи 85 Федерального закона невозможно сделать вывод о наличии одной из вышеперечисленных целей ограничения имущественных прав муниципальных образований. Вместе с тем даже если предположить, что право собственности муниципальных образований на некоторые виды имущества ограничено в целях защиты прав и законных интересов других лиц, такого рода ограничения по смыслу статьи 129 Гражданского кодекса Российской Федерации должны быть установлены в отношении конкретных видов имущества, а не по остаточному принципу, как это сделано в Федеральном законе. В случае же установления запрета по нахождению в собственности муниципального образования, например, нежилого помещения, которое могло бы сдаваться муниципалитетом в аренду для пополнения доходов местного бюджета, конституционно значимые цели введения такого запрета (а, следовательно, и основания его введения) отсутствуют.
Следует отметить, что вышеперечисленные положения гражданского законодательства являются ни чем иным как конкретизацией конституционных положений, в частности, части 2 статьи 8 Конституции Российской Федерации, предусматривающей признание и защиту равным образом частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности.
С учетом вышеизложенного законопроект направлен на закрепление в Федеральном законе открытого перечня видов имущества, которое может находиться в муниципальной собственности.
Справка
о состоянии законодательства
в данной сфере правового регулирования
I. Федеральное законодательство:
1. Конституция Российской Федерации;
2. Федеральный закон от 28.08.95 N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";
3. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Финансово-экономическое обоснование
проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный
закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в
Российской Федерации"
Реализация Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.
Перечень
нормативных правовых актов, подлежащих признанию утратившими силу,
приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием
Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон
"Об общих принципах организации местного самоуправления
в Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Самарской Губернской Думы от 28 ноября 2005 г. N 1960 "О законодательной инициативе по внесению в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"
Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия
Текст постановления официально опубликован не был