Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Законом Самарской области от 24 декабря 2008 г. N 153-ГД в настоящую Программу внесены изменения
Приложение
к Закону
Самарской области
"Об утверждении областной целевой
программы модернизации и развития сети
автомобильных дорог Самарской
области до 2025 года"
Областная целевая программа
модернизации и развития сети автомобильных дорог
Самарской области до 2025 года"
(далее - Программа)
5 мая, 15 июля, 10 ноября, 8, 24 декабря 2008 г.
Паспорт Программы
Наименование Программы - областная целевая программа модернизации и
развития сети автомобильных дорог Самарской
области до 2025 года
Дата принятия решения - поручение Губернатора Самарской области от 19
о разработке Программы апреля 2004 года
Государственный - Правительство Самарской области
заказчик Программы
Головной исполнитель - министерство транспорта, связи и
Программы автомобильных дорог Самарской области (далее -
Министерство)
Основной разработчик - Министерство
Программы
Цель и задачи - основной целью Программы является содействие
Программы экономическому росту в Самарской области, а
также повышению уровня жизни населения за счет
формирования сети автомобильных дорог,
соответствующей потребностям экономики и
населения.
Достижение данной цели обеспечивается за
счет решения следующих задач:
формирование дорожной сети, способной
удовлетворить возрастающий спрос на перевозки
автомобильным транспортом;
сокращение транспортных издержек при
перевозке грузов и пассажиров автомобильным
транспортом;
содействие интеграционным процессам,
развитию экономических и культурных связей
между районами области, развитию партнерских
взаимоотношений с соседними регионами;
обеспечение круглогодичного транспортного
сообщения с населенными пунктами;
сокращение числа дорожно-транспортных
происшествий (далее - ДТП), снижение
отрицательного воздействия на окружающую среду
и обеспечение своевременного медицинского
обслуживания в удаленных районах области в
результате развития дорожной сети;
увеличение сферы услуг на объектах дорожной
инфраструктуры;
строительство обходов населенных пунктов,
модернизация и развитие внутригородских
участков автомобильных дорог, являющихся
продолжением автомобильных дорог общего
пользования регионального или
межмуниципального значения Самарской области
(далее - автомобильные дороги общего
пользования Самарской области);
завершение формирования опорной сети
современных автомагистралей на основных
направлениях автотранспортных потоков, в том
числе в составе международных транспортных
коридоров
Сроки и этапы - Программа рассчитана на период с 2005 по 2025
реализации Программы год. Реализация Программы осуществляется в 2
этапа:
первый этап - 2005-2010 годы (будут
выполняться работы по поддержанию дорожной
сети, уменьшению отставания по срокам ремонтов
дорог с одновременным повышением технического
уровня и пропускной способности дорог на
наиболее загруженных направлениях, ликвидацией
незавершенного производства, будут начаты
работы по формированию новых автодорожных
направлений и продолжится развитие
традиционных транспортных коридоров,
обеспечивающих международные и межрегиональные
транспортные связи);
второй этап - 2011-2025 годы (планируется
значительно сократить отставание по срокам
ремонтов дорог, увеличить объемы работ по
реконструкции существующих дорог, продолжатся
работы на участках, входящих в международные и
межрегиональные транспортные коридоры)
Перечень - строительство и реконструкция автомобильных
программных дорог общего общего пользования самарской
мероприятий области;
- разработка проектно-сметной документации,
проведение научно-исследовательских, опытно-
конструкторских и внедренческих работ;
- ремонт и содержание действующей сети
автомобильных дорог общего пользования
Самарской области;
- управление дорожным хозяйством в Самарской
области
Исполнители Программы - подрядные организации, привлекаемые на
конкурсной основе, а также государственное
казенное предприятие Самарской области "АСАДО"
(далее - ГКП "АСАДО")
Объемы и источники - финансирование Программы предусмотрено в
финансирования объеме 133 734,9 млн. рублей за счет средств
областного бюджета
Ожидаемые результаты - в результате реализации Программы:
реализация Программы сократится число погибших и раненых в ДТП;
увеличится количество сельских населенных
пунктов, обслуживаемых благоустроенными
автодорогами;
сократится смертность в районах бездорожья
из-за своевременного оказания медицинской
помощи;
будут созданы новые рабочие места;
сократится шумовое воздействие и эмиссия
вредных веществ;
улучшится обслуживание транспортных
направлений, будут освоены новые территории
Система организации - контроль за ходом реализации Программы
контроля за исполнением возлагается на Министерство.
Программы Контроль за расходованием бюджетных средств
осуществляет Министерство.
Оценка выполнения Программы производится
ежегодно по плановым и фактически достигнутым
показателям.
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости
ее решения программными методами
1.1. Введение
Настоящая Программа разработана в соответствии с основными направлениями федеральной целевой программы "Модернизация транспортной системы России (2002-2010 годы)".
Автомобильные дороги являются важнейшей составной частью транспортной системы Самарской области. От уровня транспортно-эксплуатационного состояния и развития сети автомобильных дорог общего пользования, обеспечивающих связи между районами и населенными пунктами Самарской области, а также выхода на дорожную сеть сопредельных регионов во многом зависит решение задач достижения устойчивого экономического роста, улучшения условий для предпринимательской деятельности и повышения уровня жизни населения, проведения структурных реформ и интеграции транспортной системы области в транспортную систему России. Развитие дорожной сети должно соответствовать темпам социально-экономического развития Самарской области и обеспечивать потребность в перевозках в соответствии с ростом автомобилизации. Программа учитывает тенденции в политике и экономике и способствует решению задачи интеграции экономики области в систему государственных связей.
В настоящее время социально-экономическое развитие области во многом сдерживается из-за ограничений при эксплуатации автомобильных дорог, так как исчерпана пропускная способность и высока степень износа значительной части дорог, отсутствуют круглогодичные связи с рядом населенных пунктов. Низкий технический уровень дорог обуславливает высокий размер транспортной составляющей в себестоимости продукции.
За последние 8 лет наблюдается тенденция к сокращению количества населенных пунктов (с 1356 в 1996 году до 1314 в 2003 году). Одной из причин является отсутствие автодорог с твердым покрытием. С ликвидацией населенных пунктов резко теряют продуктивность прилегающие к ним сельскохозяйственные угодья, что негативно сказывается на результатах деятельности агропромышленного комплекса.
Парк автотранспортных средств ежегодно увеличивается. На долю автотранспорта приходятся значительные объемы перевозок грузов и междугородных пассажирских перевозок. Темпы развития автомобильных дорог области отстают от возрастающей потребности в автомобильных перевозках и темпов роста автомобилизации, которая должна служить определяющим фактором для перспектив развития автодорог.
На автомобильных дорогах области сохраняется высокий уровень аварийности и тяжести последствий ДТП, чему в значительной степени способствует перегруженность и состояние автодорог. Также существуют проблемы и с пропуском транзитного автотранспорта по улично-дорожной сети городов и населенных пунктов. В настоящее время населенные пункты, по которым следует транзитный транспорт, вынуждены за свои средства восполнять ущерб, наносимый экологии селитебных территорий.
Наряду с задачами развития и поддержания сети автомобильных дорог требуют своего решения проблемы формирования законодательной и нормативно-технической базы обеспечения сохранности автодорог, развития индустрии дорожного хозяйства и стройматериалов, совершенствования планирования, управления и финансирования дорожного хозяйства.
Настоящая Программа определяет новый этап в создании и содержании сети автомобильных дорог, соответствующей задачам социально-экономического развития области на предстоящий период, на основе ранее накопленного опыта управления дорожным хозяйством, предусматривает комплексный подход к решению проблемы перехода от практики выполнения работ на отдельных участках дорог и сооружениях к развитию автодорожных маршрутов и крупных звеньев сети автомобильных дорог, устанавливает приоритеты дорожной политики и инструменты ее реализации, перечень программных мероприятий, направления повышения эффективности предоставления государственных услуг и обеспечения безопасности дорожного движения, потребности в модернизации и развитии сети автомобильных дорог Самарской области.
1.2. Основные термины и понятия,
используемые в Программе
В настоящей Программе используются следующие термины и понятия:
модернизация автомобильных дорог - приведение транспортно-эксплуатационных характеристик конструктивных элементов и дорожных сооружений автомобильных дорог (реконструкция, капитальный ремонт, ремонт) в соответствие с современными требованиями безопасности дорожного движения, направленное на повышение уровня жизни населения Самарской области;
опорная сеть автомобильных дорог общего пользования Самарской области - автомобильные дороги, принадлежащие к сети автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Самарской области, обеспечивающие связь областного и районных центров между собой и с автомобильными дорогами федерального значения, а также с другими регионами, связь автомобильных дорог федерального значения, областного центра Самарской области и районных центров с крупными транспортными узлами (аэропортами, пристанями, железнодорожными станциями и т.д.), проезд транзитного транспорта (обходы наиболее крупных населенных пунктов области).
1.3. Краткая геоэкономическая характеристика
Самарской области
Самарская область является одним из крупнейших транспортных узлов России. Через нее пролегают кратчайшие пути из Центральной и Западной Европы в Сибирь, Среднюю Азию и Республику Казахстан. Основная масса пассажиро- и грузопотоков приходится на автомобильный и железнодорожный транспорт. Удельный вес железнодорожного транспорта в общем объеме всех перевезенных грузов составляет 34,59%, автомобильного - 13,6%.
По территории Самарской области проходит автомобильная дорога общегосударственного значения М-5 "Урал". По этой автомобильной дороге перевозятся грузы из Европы на Урал и в Сибирь. Самарская область связана автомобильными дорогами федерального значения с Республикой Казахстан и другими государствами Средней Азии и южными регионами Российской Федерации.
Пассажирские и грузовые перевозки выполняют 55 автотранспортных предприятий Самарской области. Автомобильный парк области насчитывает более 105 918 грузовых автомобилей, более 696 343 легковых автомобилей и более 23 453 автобусов.
Особую роль в пассажиро- и грузоперевозках играет железнодорожный транспорт, который представлен Куйбышевской железной дорогой и Южно-Уральской железной дорогой. Плотность железных дорог региона составляет примерно 15,8 км на одну тысячу квадратных километров, что в 2,4 раза выше среднего показателя по стране.
Прогнозируемый рост грузопотоков на 2005 год составляет 15%, а на период до 2010 года - 33%.
Ожидается, что к 2010 году объем внешней торговли России в стоимостном выражении вырастет на 70%, а объем перевозок экспортных грузов увеличится до 35%. Перевозку этих грузов не смогут осуществить Нижегородский и Казанский транспортные узлы, пропускная способность которых, по данным Минтранса России, составляет 150 млн. тонн, в то время как Самарского узла - до 230 млн. тонн. На сегодняшний день он загружен лишь на 170 млн. тонн. С учетом мероприятий по оптимизации технологий перевозок пропускная способность может возрасти еще на 15-20%.
В качестве транспортного пути большое значение имеет Волга. Ее протяженность в границах Самарской области составляет 270 км. Речные порты Самара и Тольятти принимают суда системы "река-море", имеют развитые подъездные коммуникации и погрузочно-разгрузочные комплексы. Выходы почти во все порты Средиземноморья, Скандинавии, Каспия и реки Дунай осуществляются через порты Волго-Донской и Балтийско-Беломорской системы.
Через Самарскую область проходит несколько воздушных магистральных авиалиний российского и международного значения. В области существует три аэропорта, крупнейший из которых международный аэропорт "Самара". Из этого аэропорта выполняются рейсы практически во все крупные города России, столицы стран СНГ, а также Турцию, Объединенные Арабские Эмираты, Израиль, Германию, Австрию, Италию и др. Это единственный аэропорт в Поволжском регионе, способный принимать воздушные суда любого типа. В будущем предстоит реконструкция аэропорта из-за предстоящего расширения географии полетов и совершенствования системы обслуживания.
Важным элементом транспортной системы области являются трубо- и газопроводы, на долю которых приходится около 39% грузоперевозок.
На территории области сформировалась крупнейшая в Приволжском федеральном округе (далее - ПФО) транспортно-коммуникационная система, обеспечивающая федеральные и региональные связи во всех направлениях. В южном направлении (Самара-Уральск-Актюбинск и далее) осуществляются связи с западными территориями Республики Казахстан, Туркменией и Таджикистаном. В восточном направлении через Самарскую область осуществляются связи с восточными территориями Республики Казахстан, Сибирью и Дальним Востоком.
Объемы перевозок грузов предприятиями транспорта в 2006 году приведены в таблице 1.
Таблица 1
Объемы перевозок грузов предприятиями транспорта
в 2006 году
Наименование предприятий |
Объем перевозок | |
Всего в 2006 году, тыс. тонн |
% к 2005 году |
Предприятиями 69 100,0 100,8
транспорта
В том числе:
железнодорожного 23 900,0 99,2
автомобильного 9 400,0 110,5
речного 6 900,0 98,5
воздушного 1,7 105,4
трубопроводного 28 900,0 100
(нефтепроводного)
* С учетом всех крупных, средних и малых автопредприятий подотрасли "Автомобильный транспорт" и оценки объемов работ, выполненных предпринимателями (физическими лицами), занимающимися коммерческими перевозками.
Комплексный анализ маршрутов перевозок между устоявшимися центрами перевалки грузов в евроазиатских связях показывает, что Самарский транспортный узел выгодно располагается на стыке маршрутов международных контейнерных перевозок при переработке грузопотоков из Южной Европы (от Львова до Новороссийска) в направлении Дальнего Востока и Юго-Восточной Азии и со всего европейского континента (от северного грузоперерабатывающего региона до портов Азово-Черноморского бассейна) в направлении Средней и Центральной Азии.
Самарская область благодаря своему геополитическому положению, мощному хозяйственному потенциалу способна стать узловым пунктом в системе международного транспортного коридора.
1.4. Состояние сети автомобильных дорог общего пользования
Самарской области и дорожного хозяйства
Основой дорожной сети Самарской области является сеть автомобильных дорог общей протяженностью почти 8 тыс. км, включающая автомобильные дороги федерального значения и автомобильные дороги общего пользования Самарской области. Структура сети автомобильных дорог, расположенных на территории Самарской области, приведена в таблице N 2.
Таблица N 2
Структура сети автомобильных дорог, расположенных
на территории Самарской области, по состоянию на 1 января 2008 года
Административ- ное значение автомобильных дорог |
Протяженность, км |
В том числе по категориям, км | ||||
I | II | III | IV | V |
Федеральное 686,3 75,5 220, 374,1 2,2 14,4
1
Региональное 6995 64 388 1295 5135 113
Всего 7681,3 139,5 608, 1669,1 5137,2 127,4
1
Из приведенных показателей видно, что на 74% сеть автомобильных дорог общего пользования Самарской области состоит из дорог IV категории.
Из приведенных в таблице N 3 показателей видно, что 98% автомобильных дорог федерального значения и 99,9% автомобильных дорог регионального значения имеют твердое покрытие.
Таблица N 3
Обеспеченность Самарской области автомобильными дорогами
с твердым покрытием по состоянию на 1 января 2008 года
Административное значение автомобильных дорог |
Протяженность, км |
В том числе с твердым покрытием |
|
км | % |
Федерального значения 686,3 671,9 98
Регионального значения 6995 6986 99,9
Основная задача автомобильных дорог общего пользования Самарской области - обеспечение автотранспортных связей внутри области.
Наряду с обеспечением внутриобластных связей автомобильные дороги общего пользования Самарской области обеспечивают связь с пограничными районами и поселениями соседних областей.
Наиболее значимыми автомобильными дорогами являются:
"Самара - Пугачев - Энгельс - Волгоград" (протяженность в пределах области - 96,75 км, построена с асфальтобетонным покрытием на протяжении 13,1 км по параметрам I технической категории, 49,0 км - II технической категории, 34,65 км - III технической категории);
"Самара - Бугуруслан" (протяженность в пределах области - 156,48 км, построена с асфальтобетонным покрытием по параметрам I - III технической категории);
"Димитровград - Узюково - Тольятти" (протяженность в пределах области - 46,6 км, построена с асфальтобетонным покрытием по параметрам III технической категории);
Обводная дорога г. Самары от автомобильной дороги "Урал" до автомобильной дороги "Самара - Волгоград" (протяженность - 79,51 км, построена с асфальтобетонным покрытием по параметрам II технической категории).
Несмотря на то что за последнее время вводилось в эксплуатацию значительное количество автомобильных дорог общего пользования Самарской области, транспортно-эксплуатационное состояние автомобильных дорог общего пользования Самарской области можно расценивать как неудовлетворительное по следующим причинам:
большинство существующих автомобильных дорог общего пользования Самарской области рассчитано на осевую нагрузку до 6 тонн (в настоящее время, как правило, грузовые автомобили имеют осевую нагрузку до 10 тонн, а несоответствие технического состояния ранее построенных дорог интенсивности движения и осевым нагрузкам требует дополнительных средств на ямочный ремонт и ликвидацию келейности для поддержания автомобильных дорог общего пользования Самарской области в нормативном состоянии);
12% автомобильных дорог общего пользования Самарской области имеют дорожное покрытие в критическом состоянии (почти у половины дорог дорожное покрытие находится в удовлетворительном состоянии, но требуется проведение ремонтных работ, значительная часть дорог требует реконструкции с повышением технической категории).
В настоящее время из-за несоответствия уровня развития и транспортно-эксплуатационного состояния дорожной сети спросу на автомобильные перевозки экономика и население Самарской области несут значительные потери. Пользователи автотранспортных средств теряют в течение суток до 40-60 минут свободного или рабочего времени из-за низких скоростей движения и простоев в случае возникновения транспортных заторов.
Отсутствие подъездов с твердым покрытием к небольшим отдаленным сельским населенным пунктам обуславливает значительные затраты на перевозки по грунтовым дорогам, которые в 1,8-2,2 раза выше, чем по дорогам с твердым покрытием, и в 3-4 раза выше, чем по дорогам с усовершенствованным покрытием. Движение по этим дорогам крайне затруднено в осенне-весенний период. Затрудненный подъезд по этим дорогам к земельным угодьям из-за несвоевременного выполнения посевных, уборочных и других работ также приводит к значительным потерям сельскохозяйственных предприятий.
Неразвитость дорожной сети усугубляет проблемы в социальной сфере из-за несвоевременного оказания срочной и профилактической медицинской помощи, дополнительных потерь времени и ограничения в поездках. Отсутствие подъездов с твердым покрытием к населенным пунктам сдерживает их развитие, наблюдается тенденция к уменьшению количества населенных пунктов. Это приводит к сокращению площадей обрабатываемых сельскохозяйственных угодий и снижению объемов производства сельскохозяйственной продукции.
На автомобильных дорогах общего пользования Самарской области эксплуатируется 72 железнодорожных переезда, а также 447 инженерно-мостовых сооружений общей протяженностью 23 867,64 метра погонной длины. 120 имеют недостаточные габариты уже на настоящий момент, 140 требуют ремонта, необходимо провести обследование технического состояния 194 мостов и путепроводов.
Фактическое содержание инженерно-мостовых сооружений в настоящее время заключается только в уходе за сооружением, что негативно влияет на сроки эксплуатации. Уменьшение затрат на содержание сооружений значительно увеличивает затраты на их ремонт и реконструкцию.
Существуют проблемы с пропуском транзитного транспорта по улично-дорожной сети городских и сельских населенных пунктов. Автомобильные дороги общего пользования Самарской области проходят через 215 населенных пунктов.
Строительство автомобильных дорог общего пользования Самарской области за пределами населенных пунктов позволяет снять нагрузку, оказываемую транзитным транспортом на улицы поселений, но не всегда стимулирует развитие единой дорожной сети и не всегда эффективно с экономической точки зрения.
Сохранение существующей дорожной инфраструктуры и ее развитие невозможно при недостаточном поступлении средств на финансирование дорожного хозяйства, однако объем средств, направляемых на нужды автомобильных дорог общего пользования Самарской области, в доле областного бюджета за последние годы неизменно снижался.
Согласно действовавшему в 2000 году законодательству ставка налога на пользователей автодорог составляла 2,5%, из них 0,5% - одна пятая часть ставки налога зачислялась в федеральный бюджет, 2% - четыре пятых ставки - в территориальные дорожные фонды.
С 2001 года ставка налога на пользователей автодорог снижена до одного процента и отменен налог на приобретение автотранспортных средств, также зачисляемый в дорожные фонды субъектов Российской Федерации.
Взамен отмененного с 1 января 2003 года налога на пользователей автодорог (налога с оборота) и налога с владельцев транспортных средств введены налоги и сборы, малозависящие от темпов развития валового регионального продукта (транспортный налог, земельный налог, акцизы на нефтепродукты).
Следствием изменения источников формирования дорожных фондов субъектов Российской Федерации (с учетом механизма компенсации выпадающих доходов) доходы дорожных фондов субъектов Российской Федерации, и в частности Самарской области, не росли, а неизменно снижались. Вследствие этого за период с 2000 по 2004 год устойчиво снижался объем выполненных работ по строительству, реконструкции и ремонту автодорог.
Доходы целевого бюджетного дорожного фонда Самарской области за последние годы не обеспечивали развитие автомобильных дорог общего пользования Самарской области и дорожной инфраструктуры, явно недостаточно выделялось средств, необходимых для проведения в полном объеме работ по ремонту действующей сети. Федеральным законом от 26.04.2007 N 63-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и признании утратившими силу отдельных законодательных актов Российской Федерации" с 01.01.2008 статья 17 Бюджетного кодекса Российской Федерации о целевом бюджетном фонде признана утратившей силу. Таким образом, с 01.01.2008 финансирование строительства, реконструкции, ремонта автомобильных дорог общего пользования Самарской области осуществляется из областного бюджета.
В результате недостаточного финансирования значительно ухудшилось транспортно-эксплуатационное состояние действующей сети автомобильных дорог общего пользования Самарской области. Недостаток финансовых ресурсов, необходимых на ремонт и реконструкцию автомобильных дорог общего пользования Самарской области, негативно отражается на уровне безопасности дорожного движения, что приведет к увеличению количества ДТП, связанных с неудовлетворительными дорожными условиями, и дополнительным затратам на содержание автомобильных дорог общего пользования Самарской области.
Темпы развития дорожной сети не соответствуют темпам социально-экономического развития Самарской области и не обеспечивают потребность в перевозках в соответствии с возрастанием темпов автомобилизации. В настоящее время социально-экономическое развитие региона во многом сдерживается из-за нарастающих ограничений при эксплуатации автомобильных дорог общего пользования Самарской области, основные из которых - крайне низкая пропускная способность и высокая степень износа значительной части автомобильных дорог общего пользования Самарской области, отсутствие круглогодичных связей с рядом населенных пунктов.
Сохранение отставания темпов развития дорожной сети от темпов автомобилизации и роста автомобильных перевозок приведет к возникновению систематических транспортных заторов на ряде участков магистральных внегородских и городских дорог, неразвитость автомобильных дорог общего пользования Самарской области будет препятствовать развитию территорий и сдерживать повышение уровня жизни жителей сельских поселений.
Содержание автомобильных дорог общего пользования Самарской области предусматривает проведение полного комплекса круглогодичных работ на всей сети автомобильных дорог общего пользования Самарской области в соответствии с действующими нормативными документами. В целях создания устойчивой и эффективной государственной системы содержания автомобильных дорог общего пользования Самарской области, способной обеспечить уход и сохранность сооружений при оптимальных финансовых затратах и оптимальном использовании материально-технических ресурсов, предусмотрено:
создание системы мониторинга транспортных потоков на автомобильных дорогах общего пользования Самарской области, ведение учета интенсивности, скорости и состава движения, обработка данных и на их основе планирование ремонта и содержания автомобильных дорог общего пользования Самарской области (учитывая высокую стоимость оборудования, которая обусловлена уникальностью и отсутствием массового производства, данное мероприятие планируется к внедрению в сроки не ранее 2010-2012 годов, при этом в настоящую Программу будут внесены необходимые изменения);
проведение работ по озеленению автомобильных дорог общего пользования Самарской области, что снизит вероятность снежных заносов, уменьшит распространение вредных автомобильных выбросов, улучшит эстетические качества дорог и, следовательно, уменьшит утомляемость водителей и, в конечном итоге, будет способствовать снижению аварийности.
В состав работ по содержанию искусственных дорожных сооружений входят уход, профилактика и планово-предупредительный ремонт.
Проведение всех работ по содержанию мостовых сооружений с момента постройки приводит к увеличению их срока службы. В частности, постоянный уход увеличивает предельные сроки эксплуатации с 30 до 40 лет, а уход и профилактика - до 70 лет. При этом затраты на содержание минимальны. В то же время отсутствие ухода заставляет вкладывать большие средства в восстановительные работы при значительно меньшем выигрыше в сроке службы. Таким образом, при обеспечении финансирования работ по содержанию мостовых сооружений продляется их срок службы, сокращаются удельные годовые затраты и в целом планируется достижение сокращения затрат на ремонт, реконструкцию и замену мостов и путепроводов на 250-300 млн. рублей за весь период, на который рассчитана настоящая Программа.
При определении объема работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования Самарской области предусматривается выполнение следующего комплекса мероприятий:
устройство горизонтальной разметки, поверхностная обработка, ямочный ремонт и заделка трещин, обслуживание ограждений безопасности на искусственных дорожных сооружениях, расширение сети раннего предупреждения об образовании гололеда, зимнее и летнее содержание автомобильных дорог общего пользования Самарской области.
Всего на содержание автомобильных дорог общего пользования потребуется 32 849,8 млн. рублей.
Степень износа значительной части автомобильных дорог общего пользования составляет не менее 700 км, при этом в Самарской области ежегодно ремонтируется не более 150-200 км автомобильных дорог.
Необходимо довести ежегодный объем ремонта автомобильных дорог общего пользования Самарской области до 550 км и 10 инженерно-мостовых сооружений, что позволило бы ликвидировать проблему в течение 4-5 лет.
Для обеспечения к 2025 году проведения ремонта автомобильных дорог общего пользования Самарской области в нормативные сроки потребуется 52 639,2 млн. рублей или 2 727,45 млн. рублей в год.
Приоритетное внимание при разработке программных мероприятий уделялось:
обеспечению безопасности дорожного движения;
сохранению действующей сети автомобильных дорог общего пользования Самарской области;
сокращению незавершенного производства;
развитию опорной сети автомобильных дорог общего пользования Самарской области;
соединению автомобильными дорогами общего пользования Самарской области с твердым покрытием населенных пунктов с числом жителей 50 человек и более.
Решение задачи развития дорожной сети может осуществляться только на основе целевых программ, в которых обозначены основные направления и меры по развитию автомобильных дорог, определены источники финансирования. Разработка долгосрочных программ развития автомобильных дорог и их реализация позволит стимулировать развитие инфраструктуры области, экономический рост и содействовать решению проблемы занятости населения.
Необходимость разработки долгосрочной программы обусловлена также инвестиционным циклом реализации дорожных проектов длительностью от 3 до 7 лет, что требует соответствующего горизонта планирования инвестиций, в том числе инвестиций, направленных на предупреждение перегрузки дорожной сети при увеличении автомобильных перевозок.
2. Цель и задачи Программы
Цель Программы - содействие экономическому росту региона, а также повышению уровня жизни населения за счет формирования сети автомобильных дорог, соответствующей потребностям экономики и населения Самарской области.
Достижение данной цели обеспечивается за счет решения следующих задач:
в экономике - содействие экономическому росту за счет формирования дорожной сети, способной удовлетворить возрастающий спрос на перевозки автомобильным транспортом, снижение стоимости и повышение конкурентоспособности отечественных товаров и услуг за счет сокращения транспортных издержек при перевозке грузов и пассажиров автомобильным транспортом, содействие интеграционным процессам, развитию экономических и культурных связей между районами области, развитию стратегических партнерств с соседними регионами;
в социальной сфере - улучшение транспортной доступности районов, повышение мобильности и деловой активности населения области за счет обеспечения круглогодичного транспортного сообщения с населенными пунктами, создание дополнительных рабочих мест в дорожном хозяйстве, других отраслях экономики и сфере услуг, связанных с обслуживанием дорожного хозяйства и автомобильного транспорта, обеспечение круглогодичной связи всех населенных пунктов с сетью автомобильных дорог общего пользования, формирование опорной сети дорог с целью улучшения социально-экономической ситуации в регионе, увеличение продолжительности жизни населения за счет сокращения числа ДТП, снижение отрицательного воздействия на окружающую среду и обеспечение своевременного медицинского обслуживания в удаленных районах области в результате развития дорожной сети;
в бюджетной сфере - увеличение доходов бюджетной системы вследствие увеличения объема оказываемых услуг на объектах дорожной инфраструктуры, роста экономической активности в различных отраслях при снижении транспортных издержек и росте мобильности населения с развитием дорожного хозяйства, освоения и развития новых территорий, улучшения транспортной доступности поселений и сельскохозяйственных угодий, увеличения доходов в результате роста рыночной стоимости земель и имущества вблизи строящихся и реконструируемых автомобильных дорог;
на транспорте - создание единой транспортной системы области, обеспечивающей оптимальные способы доставки грузов и пассажиров, обеспечение гармоничного развития всех видов транспорта, транспортной инфраструктуры и системы транспортных коммуникаций;
в дорожном хозяйстве - формирование единой дорожной сети на основе координируемого развития региональных автомобильных и муниципальных дорог, строительство обходов населенных пунктов, модернизация и развитие внутригородских участков автомобильных дорог, являющихся продолжением автомобильных дорог общего пользования, завершение формирования опорной сети современных скоростных автомагистралей на основных направлениях автотранспортных потоков, в том числе в составе международных транспортных коридоров, с доведением допустимых нагрузок и габаритов до международных норм.
Решение предусмотренных Программой задач в пределах рассматриваемого периода с учетом прогнозируемых финансовых возможностей будет достигаться путем реализации оптимальной инвестиционной политики, концентрации финансовых и иных ресурсов на приоритетных направлениях развития дорожной сети и осуществления проектов, обеспечивающих наибольший мультипликативный эффект от инвестиций. По мере улучшения транспортно-эксплуатационного состояния существующей сети автомобильных дорог предусмотрено совершенствовать структуру инвестиций в дорожное хозяйство с переходом к увеличению доли средств, направляемых на содержание, ремонт и модернизацию автомобильных дорог.
3. Перечень Программных мероприятий
Программа включает в себя комплекс взаимоувязанных и скоординированных мероприятий, охватывающих основные аспекты дорожной деятельности в Самарской области:
строительство и реконструкция автомобильных дорог общего пользования Самарской области;
разработка проектно-сметной документации, проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и внедренческих работ;
ремонт и содержание действующей сети автомобильных дорог общего пользования Самарской области;
управление дорожным хозяйством в Самарской области.
3.1. Строительство и реконструкция автомобильных дорог общего пользования
Самарской области
Программные мероприятия по строительству и реконструкции автомобильных дорог общего пользования Самарской области и сооружений на них направлены на развитие сети автомобильных дорог общего пользования Самарской области, повышение пропускной способности перегруженных участков дорог, улучшение транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог, обеспечение связью сельских населенных пунктов по дорогам с твердым покрытием с сетью автомобильных дорог общего пользования.
Проведение работ по землеотводу, являющихся составной частью программных мероприятий по строительству и реконструкции автомобильных дорог общего пользования Самарской области, должно значительно опережать график строительства и реконструкции объектов. Начиная с 2007 года сроки проведения работ по землеотводу должны обеспечивать предоставление земельных участков под строительство с соблюдением установленных требований.
В качестве основных направлений развития областных автомобильных дорог общего пользования и сооружений на них, обеспечивающих стратегическое решение социально - экономических задач области, предусматриваются строительство и реконструкция участков автомобильных дорог и мостовых сооружений на них, строительство автомобильной дороги "Автодорожный маршрут "Центр - Поволжье - Урал" в Самарской области, опорной сети, обходов крупных населенных пунктов, автомобильных дорог к сельским населенным пунктам, не имеющим подъездов с твердым покрытием.
Перечень программных мероприятий, объектов по строительству и реконструкции автомобильных дорог общего пользования Самарской области на 2008 год и на плановый период 2009-2011 годов представлен в таблице N 4.
Перечень программных мероприятий, объектов по строительству и реконструкции автомобильных дорог общего пользования Самарской области на 2012-2025 годы будет определен в ходе реализации Программы.
Таблица N 4
Перечень программных мероприятий,
объектов по строительству и реконструкции автомобильных
дорог общего пользования Самарской области на 2008 год
и на плановый период 2009-2011 годов
N п/п |
Наименование мероприятия, объекта |
Объем финансирования по годам, тыс. рублей | |||||||
2008 | 2009 | 2010 | 2011 | ||||||
км автодорог, погонная длина мостов |
сумма, тыс. рублей |
км автодорог, погонная длина мостов |
сумма, тыс. рублей |
км авто- дорог, погонная длина мостов |
сумма, тыс. рублей |
км автодорог, погонная длина мостов |
сумма, тыс. рублей |
1. Строительство 27,872 1 315 002 76,56 3 691 35,797 2 489 800 28,100 1 968 780
и 248,05 623,54 752 198,69
реконструкция
автомобильных
дорог общего
пользования
Самарской
области
В том числе:
1.1. Городской 10 000 970 1 445 162 700 000
округ Самара 000
1.1. Строительство 10 000 220 000 564 014 500 000
1. магистральной
улицы
непрерывного
движения по
проспекту
Карла Маркса
от площади
Урицкого
города Самары
до границы
города Самары
1.1. Строительство 750 550 000
2. мостового 000
перехода
"Кировский"
через реку
Самара
1.1. Строительство 331 148 200 000
3. мостового
перехода
"Фрунзенский"
через реку
Самара с
выходом на
автомобильную
дорогу
"Автодорожный
маршрут "Центр
- Поволжье -
Урал"
1.2. Городской 50 000
округ Тольятти
Строительство 50 000
транспортной
развязки на
пересечении
обводной
автодороги г.
Тольятти и
Южного шоссе
1.3. Муниципальный 2,500 44 000 2,100 54 787
район
Алексеевский
1.3. Реконструкция 2,500 44 000 2,100 54 537
1. автодороги
"Самара -
Оренбург" -
Первокоммунар-
ский, 2
очередь
1.3. Реконструкция 250
2. автодороги
"Самара -
Оренбург" -
Осиповка
1.4. Муниципальный 30 205 61 231 12,41 5 224 001
район 97,41
Безенчукский
1.4. Реконструкция 30 000 61 231 11,17 1 90 289
1. автодороги 19,16
"Самара -
Волгоград" -
пос. Осинки -
пос. Безенчук
на участке км
14-км 28
1.4. Строительство 205 1,244 133 712
2. автодороги 78,25
"Никольское -
Купино -
Толстовка -
ст. Звезда"
1.5. Муниципальный 500 10,00 0 330 474 1,200 31 300
район Борский
1.5. Реконструкция 500 10,00 0 329 974
1. автодороги
"Кинель -
Богатое -
Борское" на
участке км
81+080 - км
89+800; км
90+950 - км
92+750
1.5. Реконструкция 500 1,200 31 300
2. автодороги
"Долматовка
-Комсомольский
" - Большое
Алдаркино
1.6. Муниципальный 31 651 31 651 31 651 70 000
район 31 651 31 651
Большеглушиц-
кий
Строительство 0,632 101 651
мостового 101,28
перехода на
автодороге
"Самара -
Большая
Черниговка" -
Тамбовка
1.7. Муниципальный 167 10 000
район
Большечерниго-
вский
Строительство 167 10 000
автодороги
"Краснооктяб-
рьский -
Костино" -
Исток с
мостовым
переходом
через реку
Большой Иргиз
1.8. Муниципальный 11,200 233 038 100 000
район Волжский 217,95
1.8. Строительство 11,200 250 038
1. 2-го участка 217,95
автомагистрали
"Центральная"
от Обводной
автомобильной
дороги г.
Самары до
площади
Урицкого г.
Самары, 1-я
очередь
строительства
от Обводной
автомобильной
дороги г.
Самары до
Ракитовского
шоссе, 1-й
пусковой
комплекс от
Обводной
автомобильной
дороги г.
Самары до
границы г.
Самары
1.8. Реконструкция 100 000
2. автодороги
"Самара -
Пугачев -
Энгельс -
Волгоград" км
27+800 -
52+500
1.9. Муниципальный 168 254 15,436 174 030 1,500 31 256
район 79,30
Елховский
1.9. Реконструкция 168 254 15,436 173 530
1. автодороги 79,30
Ульяновск -
Димитровград -
Самара на
участке км
385+400 - км
369+900
1.9. Строительство 500 1,500 31 256
2. автодороги
"Ульяновск -
Самара" -
Булькуновка
1.10 Муниципальный 0,275 30,1 16 376 1,300 26 822 10 000
. район
Исаклинский
1.10 Строительство 0,275 30,1 16 130
.1 . моста через
реку Сургут на
9 км
автодороги
"Урал" - Новое
Ганькино -
Ганькин Матак
1.10 Реконструкция 192 5 000
.2. автодороги
"Урал" -
Исаклы -
Шентала на
участке км 12
- км 14
1.10 Реконструкция 54 1,300 26 622 5 000
.3. автодороги
"Похвистнево -
Урал" - Малое
Ишуткино
1.10 Строительство 200
.4. автодороги
"Исаклы -
Ключи" - Новая
Чесноковка -
Ильинский
1.11 Муниципальный 51 000 14,550 570 715 10,00 0 327 000 4,300 180 000
. район
Кинельский
1.11 Реконструкция 51 000 14,550 570 515
.1. автодороги
"Самара -
Бугуруслан" на
участке км 40
- км 54+550
1.11 Реконструкция 10,00 0 327 000 3,000 150 000
.2. автодороги
"Самара -
Бугуруслан" на
участке км
54+550 - км
75+000
1.11 Строительство 200 1,300 30 000
.3. автодороги
"Кинель -
Богатое" -
Круглинский -
Поплавский
1.12 Муниципальный 12 068
. район Кинель -
Черкасский
1.12 Реконструкция 12 068
.1. автодороги
"Самара -
Бугуруслан" на
участке км 95
- км 105
1.13 Муниципальный 5,000 177 480
. район
Кошкинский
Реконструкция 5,000 177 480
автодороги
Сергиевск -
Челно-Вершины
- Кошки на
участке км
22+340 - км
52+990
1.14 Муниципальный 6,00 125 860 4,160 99 141
. район
Красноармейс-
кий
1.14 Строительство 6,00 125 860 4,160 99 141
.1. автодороги
"Кировский -
Гражданский"
1.15 Муниципальный 205 000 4,651 602 150 1,250 29 907
. район 232,43
Красноярский
1.15 Строительство 305 000 4,651 602 000
.1. транспортной 232,43
развязки с
путепроводом
на 4 км
автодороги
Волжский -
аэропорт
"Курумоч" -
"Урал"
1.15 Строительство 150 1,250 29 907
.2. автодороги
Хилково -
Екатериновка
на участке км
1+000 - км
2+250
1.16 Муниципальный 200 150 000
. район
Клявлинский
1.16 Строительство 200
.1. автодороги
Клявлино -
Русское
Добрино -
Новый Казбулат
1.16 Строительство 150 000
.2. автодороги
"Клявлино-
Борискино -
Игар" - Старый
Байтермиш -
Подгорный Дол
1.17 Муниципальный 750 10 000 5,000 150 000
. район
Нефтегорский
1.17 Строительство 500 5,000 150 000
.1. обводной
автодороги с.
Утевка
1.17 Реконструкция 250 10 000
.2. мостового
перехода через
реку Съезжая
на км 30+790
автодороги
Богатое -
"Самара -
Оренбург"
1.18 Муниципальный 5,397 90 938
. район
Пестравский
1.18 Реконструкция 122
.1. мостового
перехода через
реку Пестравку
на км 68
автодороги
"Самара -
Волгоград" -
Красноармейс-
кое -
Пестравка
1.18 Строительство 5,397 90 816
.2. автодороги
"Пестравка -
Марьевка" -
Падовка
1.19 Муниципальный 250
. район
Похвистневский
Строительство 250
автодороги
"Самара -
Бугуруслан" -
Журавлиха
1.20 Муниципальный 100 4,100 68 750 7,100 150 000
. район
Сергиевский
1.20 Строительство 3,000 70 000
.1. автодороги
"Нива -
Чемеричный"
1.20 Реконструкция 4,100 68 750 4,100 80 000
.2. автодороги
"Урал -
Сергиевск -
Челно-Вершины"
- Вольница
1.20 Реконструкция 100
.3. автодороги
"Урал -
Сергиевск -
Челно-Вершины"
на участке км
42+700 - км
52+060
1.21 Муниципальный 30 000 11,390 260 522 2 000 200 000
. район 250,35
Сызранский
1.21 Строительство 30 000 6,890 227 656
.1. автодороги на 250,35
обходе г.
Сызрани с
выходом на
автодорогу
"Москва-Самара
"
1.21 Строительство 2 000 200 000
.2. мостового
перехода через
реку Волгу на
автомобильной
дороге
"Автодорожный
маршрут "Центр
- Поволжье -
Урал"
1.21 Строительство 4,500 32 866
.3 . подъезда к
пос.
Новокашпирский
1.22 Муниципальный 101 350 10,356 534 099 1,500 30 000
. район 61,46
Челно-Вершинс-
кий
1.22 Реконструкция 101 100 8,856 520 915
.1. автодороги 61,46
"Урал" -
Сергиевск -
Челно-Вершины
на участке км
42+700 - км
52+060
1.22 Строительство 250 1,500 13 184 1,500 30 000
.2. автодороги
Озерки -
Подлесный
1.23 Муниципальный 2,5 146 646 8,517 236 154 4,00 100 000
. район
Шенталинский
1.23 Реконструкция 46 646
.1. автодороги
Шентала -
Емелькино
1.23 Реконструкция 2,5 100 000 3,517 179 770
.2. автодороги
Шентала -
Клявлино на
участке км 18
- граница
Шенталинского
района
1.23 Строительство 5,000 56 384
.3. автодороги
Четырла -
Красный Яр
1.23 Реконструкция 4,00 10000 0
.4. автодороги
Клявлино -
Шентала -
Четырла -
Нижняя Таурма
- Нагорный
3.2. Разработка проектно-сметной документации, проведение
научно-исследовательских, опытно-конструкторских и внедренческих работ
В связи с изменением законодательства, регламентирующего земельные отношения, предусматривается и изменение требований к составу проектно-сметной документации (далее - ПСД). Выпускаемая с 2005 года, ПСД должна содержать материалы в составе, достаточном для отвода земель в современных условиях, что будет определено техническим заданием на проектирование.
Выпуск и утверждение ПСД должны значительно опережать график строительства и реконструкции объектов. Предусмотрено в 2005 году обеспечить документацией объекты 2006 года и создать 15-20-процентный задел объектов 2007 года. Начиная с 2007 года сроки выпуска ПСД должны обеспечивать предоставление земельных участков под строительство с соблюдением установленных требований.
3.3. Ремонт автомобильных дорог общего пользования Самарской области
Реализация мероприятий по ремонту автомобильных дорог общего пользования Самарской области направлена на приведение их в соответствие с нормативным транспортно-эксплуатационным состоянием.
Осуществление мероприятий в пределах предусмотренных ежегодных объемов финансирования позволит:
поэтапно ликвидировать накопленный "недоремонт" автомобильных дорог общего пользования Самарской области (весь объем автомобильных дорог, требующих незамедлительного ремонта, который составляет от 700 км до 1 000 км, при этом в Самарской области ежегодно ремонтируется не более 150 км автомобильных дорог);
ликвидировать участки концентрации дорожно-транспортных происшествий, обусловленных наличием сопутствующих дорожных условий.
В целях ликвидации проблемы "недоремонта" в течение 4-5 лет необходимо доведение ежегодного объема ремонта как минимум до 200-300 км автомобильных дорог и 10 инженерно-мостовых сооружений. После ликвидации "недоремонта" будет производиться только плановый ремонт.
3.4. Содержание автомобильных дорог общего пользования Самарской области
Мероприятия по содержанию автомобильных дорог общего пользования Самарской области направлены на обеспечение сохранности и поддержание эксплуатационного состояния автомобильных дорог общего пользования, допустимого в соответствии с условиями обеспечения непрерывного и безопасного движения автотранспорта.
Осуществление мероприятий в пределах предусмотренных ежегодных объемов финансирования позволит:
расширить перечень регламентных работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования Самарской области;
увеличить количество циклов выполнения отдельных видов работ для обеспечения безопасности дорожного движения на опорной сети дорог и автомобильных дорогах общего пользования Самарской области, расположенных в городском округе Самара.
Кроме того, в рамках реализации Программы планируется постепенный переход на использование при устройстве горизонтальной дорожной разметки на дорогах области только современных материалов разметки, обеспечивающих ее всепогодную круглогодичную видимость, что приведет к повышению безопасности дорожного движения, снижению количества и тяжести последствий дорожно-транспортных происшествий.
3.5. Управление дорожным хозяйством в Самарской области
Управление дорожным хозяйством в Самарской области осуществляет Министерство как орган, уполномоченный в соответствующей сфере. Для обеспечения управления дорожным хозяйством в Самарской области Министерство привлекает подведомственные учреждения и предприятия.
Система управления качеством дорожных работ предусматривает:
разработку и внедрение на предприятиях отрасли сертифицированных систем управления качеством;
повышение контроля качества со стороны организаций, осуществляющих инспекционные проверки качества выполняемых работ и надзорные функции за деятельностью организаций по реализации дорожных проектов;
проведение планового и специального выборочного лабораторного и инструментального контроля качества дорожных работ, выполняемых в отрасли. Плановый выборочный контроль качества дорожных работ выполняется в соответствии с ежегодными планами проверок;
формирование рейтинга и создание банка данных дорожных организаций.
Для реализации полномочий по управлению дорожным хозяйством настоящей Программой также предусмотрены расходы:
на осуществление надзора за состоянием областных автомобильных дорог общего пользования, включая контроль, техническое обследование, испытания, паспортизацию;
на учет и прогнозирование интенсивности движения и его состава на областных автомобильных дорогах общего пользования;
на разработку и реализацию предложений о временном ограничении или прекращении движения по областным автомобильным дорогам общего пользования вследствие дорожно-климатических условий и на организацию пропуска транспорта;
на приобретение программно-технических комплексов для ведения мониторинга автомобильных дорог общего пользования в геоинформационной системе;
на учет имущества, необходимого для функционирования и содержания автомобильных дорог общего пользования, и управление им;
на мобилизационную подготовку автомобильных дорог общего пользования;
на проведение инвентаризации автомобильных дорог общего пользования;
на регистрацию в Управлении Федеральной регистрационной службы по Самарской области в порядке, установленном федеральным законодательством, существующих и вновь построенных или иным образом приобретенных в собственность Самарской области автомобильных дорог общего пользования;
на страхование автомобильных дорог общего пользования как имущества Самарской области;
на оплату по судебным искам;
на приобретение дорожной техники, необходимой для содержания автомобильных дорог общего пользования Самарской области.
4. Финансовое обеспечение реализации Программы
Мероприятия, предусмотренные Программой, являются расходными обязательствами Самарской области. Объем финансирования программных мероприятий за счет средств областного бюджета приведен в таблице N 5.
Таблица N 5
Объемы финансирования программных мероприятий за счет средств
областного бюджета
Программные мероприятия |
Итого | Фактический объем финансирования по годам, млн. рублей |
Планируемый объем финансирования по годам, млн. рублей |
||||||
2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | 2011 | 2012-2025 |
Строительство и 40 385,8 922,5 1 160,6 1 274,4 1 315,0 3 691,8 2 489,8 1 968,8 27 562,9
реконструкция (1 968,78
сети ежегодно)
автомобильных
дорог общего
пользования
Самарской
области
Проектирование 3 834,4 81,0 181,2 67,5 349,3 798,1 134,7 148,2 2 074,4
сети (148,17
автомобильных ежегодно)
дорог общего
пользования
Самарской
области
Ремонт сети 52639,2 1 068,1 1 188,6 1 334,4 3 319,8 2 337,0 2 479,5 2 727,4 38 184,4
автомобильных (2 727, 45
дорог общего ежегодно)
пользования
Самарской
области
Содержание сети 32 849,8 808,7 939,0 1 062,3 1 483,8 1 485,2 1 546,9 1 701,6 23 822,3
автомобильных (1 701, 59
дорог общего ежегодно)
пользования
Самарской
области
Управление 4 025,7 54,2 163,1 110,2 106,0 505,2 176,4 194, 0 2 716,6
дорожным (194,04
хозяйством в ежегодно)
Самарской
области
Всего 133 2 934,5 3 632,5 3 848,8 6 573,9 8 817,3 6 827, 6 740,0 94 360,6
734,9 3 (6 740,03
ежегодно)
Исполнение расходных обязательств Самарской области, возникших в связи с принятием настоящей Программы, исполняются Самарской областью самостоятельно за счет средств областного бюджета в пределах общего объема бюджетных ассигнований, предусматриваемых министерству транспорта, связи и автомобильных дорог Самарской области как главному распорядителю средств областного бюджета на соответствующий финансовый год законом Самарской области об областном бюджете на соответствующий финансовый год и на плановый период.
5. Исполнители Программы
Работы по реализации мероприятий настоящей Программы выполняют подрядные организации, привлекаемые на конкурсной основе, а также ГКП "АСАДО".
6. Ожидаемые результаты реализации Программы
Социально-экономическая эффективность Программы определяется влиянием модернизации и развития сети автомобильных дорог на затраты автомобильного транспорта и спрос на автомобильные перевозки. Учитывается также эффект, связанный с увеличением скорости движения автомобилей, повышением надежности круглогодичного сообщения по сети автомобильных дорог.
Уменьшение затрат автомобильного транспорта создает возможность для снижения тарифов на перевозки грузов и пассажиров, что влияет на стоимость товаров, работ и услуг в промежуточном и конечном потреблении и ведет к снижению себестоимости производства и способствует снижению цен, устанавливаемых производителями, что приводит к увеличению спроса на произведенные товары и услуги. Эти факторы способствуют росту реального валового внутреннего продукта. Снижение транспортной наценки на произведенные товары и услуги ведет к дополнительному (сверх снижения цен, устанавливаемых производителями) уменьшению цен на приобретение товара и услуги (цен покупки), что еще в большей степени увеличивает спрос на них и величину внутреннего валового продукта.
Эффект от развития и улучшения сети региональных дорог способствует существенному снижению (вплоть до практической ликвидации) потерь продукции сельскохозяйственного производства, вызываемых как несвоевременным осуществлением работ, вывозом продукции с полей и складов, так и с ее частичной утратой и снижением ее потребительских качеств во время перевозок по неблагоустроенным дорогам.
Общие расходы на реализацию Программы за счет средств областного бюджета составят 133 734,9 млн. рублей.
Федеральной программой развития автомобильных дорог предусматривается вложение средств в федеральные дороги, проходящие по территории Самарской области, в размере 41 900 млн. рублей.
В результате выполнения объемов, предусмотренных настоящей Программой (даже в условиях явного дефицита инвестиций), будет:
построено и реконструировано 1 677 км региональных автомобильных дорог общего пользования;
значительно сокращен разрыв между фактическими и требуемыми расходами на ремонт автодорог (приняты меры к увеличению службы покрытий и межремонтных сроков);
приведено в нормативное состояние 2 193 км автодорог;
построены подъезды с твердым покрытием к 60 населенным пунктам с числом жителей более 50 человек (до 2010 года);
построены подъездные дороги к 119 населенным пунктам с числом жителей менее 50 человек (с 2011 по 2025 год);
плотность автодорог на одну тысячу квадратных километров территории составит 204 км.
Увеличение объемов работ окажет благоприятное воздействие на всю экономику Самарской области. Более половины средств будет израсходовано на оплату продукции и услуг других отраслей, что создаст предпосылки для их развития.
Расчет эффективности Программы произведен с использованием Методических рекомендаций по оценке эффективности инвестиционных проектов (вторая редакция), утвержденных Министерством экономики Российской Федерации, Министерством финансов Российской Федерации, Государственным комитетом Российской Федерации по строительной, архитектурной и жилищной политике (N ВК 477 от 21 июня 1999 года) и программного продукта "Прожект эксперт".
Для оценки эффективности использованы следующие группы показателей:
дорожный эффект, связанный с повышением эффективности эксплуатации дорог, качеством дорожных покрытий и выполнения дорожных работ (снижение расходов на эксплуатацию дорог и транспортных средств, повышение долговечности и надежности покрытий, повышение эффективности использования средств - экономия средств, выделяемых на дорожные работы до 10% в связи с повышением качества проведения подрядных торгов, снижение ресурсоемкости выполнения дорожных работ);
транспортный эффект, характеризующий прямую выгоду пользователей дорог от улучшения дорожных условий в виде снижения себестоимости перевозок и сокращения потребности в транспортных средствах вследствие повышения их производительности (снижение себестоимости перевозок, сокращение потребности в транспортных средствах);
социально-экономический эффект в связи с повышением удобства и безопасности сообщения, сокращением времени пребывания пассажиров в пути, снижением потерь от ДТП, сокращением экологического ущерба от воздействия автотранспорта на окружающую природную среду, увеличением количества сельских населенных пунктов, обслуживаемых благоустроенными автодорогами, сокращением смертности в районах бездорожья вследствие своевременного оказания медицинской помощи, созданием новых рабочих мест, содействием обслуживанию новых транспортных связей, освоением новых территорий и ресурсов;
внетранспортный экономический эффект в других отраслях экономики вследствие активизации предпринимательской деятельности, повышения сохранности и сокращения времени доставки грузов.
Расчет эффективности Программы произведен на основании исходных данных по существующей и прогнозируемой величине транспортных потоков, по текущему и прогнозному состоянию дорожной сети, объема расходов на реализацию Программы, а также с учетом положений подпрограммы "Автомобильные дороги" федеральной целевой программы "Модернизация транспортной системы России" (2002-2010 годы) и приведены в таблице 8.
Таблица N 6
Основные показатели эффективности реализации программы
N п/п |
Наименование показателя | Единица измерения | Сумма |
1 | Инвестиционные затраты (финансирование из областного бюджета) |
млн. рублей | 133 734,9 |
1.1 | Экономический эффект | млн. рублей | 206 099 |
В том числе: | |||
1.1.1 | Дорожный эффект: | млн. рублей | 64 063 |
снижение расходов на эксплуатацию дорог и транспортных средств |
22 294 | ||
повышение долговечности и надежности покрытий |
11 019 | ||
повышение эффективности использования средств |
19 347 | ||
снижение ресурсоемкости выполнения дорожных работ |
11 403 | ||
1.1.2 | Транспортный эффект: | млн. рублей | 68 517 |
снижение себестоимости перевозок | 43 851 | ||
сокращение потребности в транспортных средствах |
24 666 | ||
1.1.3 | Социально-экономический эффект: | млн. рублей | 50 748 |
снижение потерь от дорожно- транспортных происшествий |
9 896 | ||
экологический эффект | 12 586 | ||
сокращение времени пребывания пассажиров в пути |
28 267 | ||
1.1.4 | Внетранспортный эффект: активизация предпринимательской деятельности, повышение сохранности и сокращение времени доставки грузов |
млн. рублей | 22 770 |
2.1 | Общественный эффект: | ||
увеличение количества сельских населенных пунктов, обеспеченных благоустроенными автодорогами |
ед. | 179 | |
создание новых рабочих мест | чел. | 7 000 | |
сокращение смертности в районах бездорожья вследствие своевременного оказания медицинской помощи |
% | 30 | |
сокращение числа погибших и раненых в ДТП по причине дорожных условий |
% | 22 | |
сокращение шумового воздействия и эмиссии вредных веществ |
% | 15 |
Расчет экономической эффективности Программы выполнен в пределах срока реализации Программы (21 год). В таблице 7 приведены показатели повышения эффективности Программы за счет инвестиций. Ставка дисконтирования при расчете эффективности Программы принята исходя из ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Таблица 7
Показатели эффективности Программы
Показатель | Значение |
Ставка дисконтирования 13%
Период окупаемости 127 месяцев
Дисконтированный период окупаемости 227 месяцев
Чистый приведенный доход 146
Индекс прибыльности 1,05
Внутренняя норма рентабельности 13,82 %
7. Система организации контроля за
исполнением Программы
Организация оперативного управления Программой и контроль за ходом ее выполнения возлагаются на Министерство.
Контроль за расходованием бюджетных средств осуществляет Министерство.
Управление Программой предусматривает выполнение следующих мероприятий:
экономический анализ эффективности программных проектов и мероприятий;
сбор оперативной отчетной информации, подготовка в установленные сроки сводных квартальных и годовых отчетов;
подготовка соответствующего раздела годового доклада - отчета государственного заказчика Программы о ходе ее реализации и эффективности использования финансовых средств;
подготовка предложений по финансированию Программы на очередной финансовый год;
корректировка плана реализации Программы на соответствующий год по источникам и объемам финансирования и по перечню предлагаемых к реализации программных мероприятий по результатам утверждения областного бюджета и уточнения возможных объемов финансирования из других источников;
подготовка проекта плана реализации Программы на очередной финансовый год с оценкой соответствующих финансовых потребностей.
Оценку показателей Программы предусмотрено проводить ежегодно по плановым и фактически достигнутым результатам.
<< Статья 2 Статья 2 |
||
Содержание Закон Самарской области от 12 мая 2005 г. N 108-ГД "Об утверждении областной целевой программы модернизации и развития... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.