Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к постановлению
Тольяттинской городской Думы
от 28 сентября 2005 г. N 237
Техническое задание
на разработку городской целевой Программы
развития некоммерческого сектора через социальное
партнерство на территории городского округа
Тольятти на 2006-2008 гг.
Настоящее техническое задание определяет основные характеристики городской целевой Программы развития некоммерческого сектора на территории городского округа Тольятти на 2006-2008 гг. (далее - Программа), порядок и условия ее разработки, а также характеризует ситуацию, сложившуюся в обществе на момент разработки Программы.
1. Наименование Программы
Наименование Программы: городская целевая Программа развития некоммерческого сектора через социальное партнерство на территории городского округа Тольятти на 2006-2008 гг.
Область применения Программы: сфера социального партнерства, образуемая в процессе совместной деятельности по решению социально значимых проблем между органами местного самоуправления городского округа, коммерческими и некоммерческими структурами.
2. Обоснование актуальности разработки Программы
Активизация общественной жизни является одной из основных составляющих комплекса условий для выхода на новый этап социально-экономического развития городского округа Тольятти.
Социальное партнерство в сегодняшних условиях развития общества обретает новое содержание, суть которого в конструктивном взаимодействии между тремя общественными силами - властью, бизнесом и некоммерческими организациями, в том числе муниципальными учреждениями. Такое сотрудничество возникает тогда, когда представители трех секторов осознают не только взаимную ответственность за решение общих проблем развития территории, но и ощущают реальную выгоду от такого взаимодействия.
В городе Тольятти на протяжении нескольких последних лет идут процессы поиска наиболее удобных форм взаимовыгодного сотрудничества органов местного самоуправления и общественности. Так, в Концепции комплексного социально-экономического развития г. Тольятти, утвержденной решением городской Думы N 493 от 07.04.99 г., обозначены направления действий городского сообщества, позволяющие сделать процесс управления городом более открытым, в том числе:
- объединение усилий органов власти, частного и общественного секторов, всего населения для достижения определенных совместно выработанных целей;
- достижение общественной консолидации, повышение доверия к городу как месту жизни и инвестиций.
Однако практика реализации Концепции показала, что за истекший период времени не были предприняты достаточные практические действия, адекватные обозначенным приоритетам.
Так, Прогноз социально-экономического развития традиционно формируется без учета деятельности некоммерческого сектора и без опоры на взаимодействие с некоммерческими организациями в решении социально значимых проблем. К примеру, в Прогнозе развития города на 2004 г. повышение эффективности социальной инфраструктуры планировалось осуществить через поэтапный переход к системе муниципальных заказов организациям на предоставление социальных услуг, однако же в качестве таких организаций рассматривались лишь муниципальные предприятия и учреждения. Планировалось некоторое взаимодействие с некоммерческими сектором в сфере культуры и физкультуры и спорта, но этим и ограничивается перечень направлений взаимодействия.
Неохваченными остаются такие общественно востребованные направления городской жизни, как: благотворительные, правозащитные, природоохранные, научно-исследовательские, профессиональные, религиозные, национальные, культурные, спортивные, любительские, образовательные, потребительские, жилищные и др.
Детальный анализ реализации утвержденной городской Думой Концепции развития некоммерческого сектора показал, что полноценная система взаимодействия между органами местного самоуправления и некоммерческим сектором до настоящего времени не создана. Отчасти это произошло потому, что в Концепции не был предусмотрен основной и наиболее эффективный метод ее реализации - программный метод.
К выводу о необходимости разработки Программы приводит и современная ситуация в стране. Она достаточно сложна, неоднозначна и имеет высокую степень риска для местного самоуправления. Охарактеризовать ее можно следующим образом.
С одной стороны, в последние годы наблюдаются не только рост активности общественных организаций, но и качественные сдвиги в формах, принципах и содержании этой активности. В общественные организации стали приходить эксперты, профессионалы в разных областях, зачастую успешные в карьере и своей деятельности. Некоммерческие организации готовы к законодательным инициативам, работе в рамках бюджетного процесса, конструктивному диалогу, к принятию ответственности за решение социальных проблем.
В частности, на территории городского округа Тольятти зарегистрировано 524 общественных объединения и немуниципальных некоммерческих организации. Из числа зарегистрированных около 200 организаций активно работают над решением социальных проблем города в тех позициях, которые оказались вне зоны действия муниципальных структур. Занимаясь проблемами либо своих членов, либо различных социальных групп, некоммерческие организации накопили и определенный положительный опыт, и собственные ресурсы. Многие общественные объединения успешно сотрудничают с коммерческими структурами; созданы ресурсные центры.
Есть опыт муниципальной поддержки в виде субсидий или субвенций юридическим лицам, оплаты коммунальных услуг, льготных условий аренды помещений, а также разового финансирования на выполнение работ по договорам. До сих пор выделение бюджетных средств на эти цели осуществлялось по двум принципам: заявительному (аренда помещений) и категорийному (например, субсидии организациям инвалидов). Опыт работы позволил понять, что назрела необходимость выработать единые подходы в вопросах поддержки некоммерческих организаций (в том числе общественных объединений) и внедрить такую систему взаимодействия, которая позволит не только повысить эффективность использования бюджетных средств, но и привлечь дополнительные ресурсы на решение социально значимых задач.
С другой стороны, возрастающее давление на местное самоуправление со стороны государственных структур создает ситуацию, когда только целостность городского сообщества позволит противостоять силовому нажиму "сверху", окончательному подавлению самостоятельности местного самоуправления. В таких условиях одним из важнейших принципов деятельности органов местного самоуправления должна стать обратная связь с городским сообществом. Наиболее реальным механизмом установления такой связи является упорядоченное взаимодействие с организованной частью сообщества - некоммерческими организациями.
Ситуация усугубляется изменением соотношения государственных и местных вопросов ведения, а также финансовой системы. Это повлекло за собой резкое уменьшение количества средств органов местного самоуправления, имеющихся в их распоряжении для решения вопросов местного значения. Естественно, что подавляющая часть этих вопросов социально значима и непосредственно связана с проблемами социальной стабильности в городском сообществе. Одним из важнейших следствий этого явилось резкое, почти критическое увеличение социальной напряженности, появление риска трансформации протестных общественных действий в неуправляемые деструктивные процессы.
Причем основные негативные отношения населения направлены в сторону местной власти, как наиболее близко находящейся к жителям, без понимания реальной роли и реальных возможностей местных властных структур.
Дополнительным источником роста напряженности в сообществе городского округа Тольятти является его многонациональность, осложняемая современными миграционными процессами и неорганизованным мультикультурным межэтническим диалогом.
Местная власть должна предпринять действия, направленные на преодоление данных тенденций. Это реально осуществить через уменьшение иждивенческих настроений в обществе и применение предупредительных мер, таких, как гражданское просвещение, активизация гражданских организаций, привлечение молодежи к участию в позитивных социальных процессах, развитие детского общественного движения, создание "социального лифта" для пенсионеров, активизация социально активной деятельности бизнеса, и т.д.
При этом в нашем городе, как в никакой другом, есть институты, которые могут решать поставленные задачи:
1) структурированный, грамотный некоммерческий сектор;
2) традиции взаимодействия между секторами гражданского общества (реализация совместных проектов, признание благотворительности в среде бизнеса, организация крупных городских мероприятий при участии всех трех секторов общества, деятельность коллегиальных совещательных органов и др.);
3) наличие ресурсных центров, оказывающих содействие в развитии некоммерческого сектора по различным направлениям его деятельности (Общественный Фонд Тольятти, Ассоциация учащейся молодежи, Торгово-промышленная Палата и др.);
4) наличие социально ориентированных традиций (поощрительная акция "Благотворитель года", городское мероприятие "День рождения", чествование Почетных граждан города, и др.);
5) наличие эффективного института сбора и распределения средств на социально значимые цели (опыт благотворительного фонда "Духовное наследие", благотворительные программы КБ "ФИА-Банк", "Сбербанк", ОАО "АвтоВАЗ" и др.).
Программный метод решения указанных задач наиболее эффективен, так как позволяет сделать процесс открытым, а действия городских властей - "прозрачными" и вызывающими положительное отношение общественности. Общеизвестно, что в открытой системе общественного взаимодействия сложно появиться реакционным движениям, так как общество, руководствуясь соображениями сохранения собственной стабильности, протестные процессы будет изменять и направлять в конструктивное русло.
При разработке Программы предлагается использовать следующие источники средств - средства местного бюджета, внебюджетные средства, а именно: средства социально ориентированного бизнеса, частные пожертвования граждан и собственная предпринимательская деятельность некоммерческих организаций. Анализ и систематизация накопленного опыта работы с некоммерческим сектором позволяет сделать вывод, что в новых условиях формирования доходной части городского бюджета привлечение некоммерческих организаций к решению социальных задач, партнерские взаимоотношения общества, власти и коммерческих структур - это одна из форм более рационального использования бюджетных средств и других ресурсов. При этом сохраняется основной принцип - принцип паритетности финансирования.
Поддержка общественных инициатив позволит создать оплачиваемые рабочие места для исполнителей проектов, создать новые или восстановить утраченные социальные и культурные услуги населению, вовлечь в активную жизнедеятельность различные группы населения, что в целом будет способствовать обеспечению социальной стабильности общества.
3. Цель и задачи Программы
Цель Программы: Создать эффективную систему взаимодействия между органами местного самоуправления, коммерческими организациями и некоммерческим сектором, направленную на повышение эффективности использования бюджетных средств, привлечение к решению городских проблем некоммерческих организаций и широких слоев населения, создание условий для развития услуг, предоставляемых гражданам некоммерческими организациями.
Задачи Программы:
1) Разработка и реализация механизма организационного, информационного и правового обеспечения процесса эффективного взаимодействия между органами местного самоуправления, коммерческими организациями и некоммерческим сектором.
2) Разработка и внедрение новых форм социального партнерства, объединение ресурсов коммерческого и некоммерческого сектора и органов местного самоуправления в решении общегородских задач.
3) Выявление социально значимых городских проблем, которые наиболее эффективно решать на основе объединения ресурсов всех секторов городского сообщества. Разработка и реализация проектов, направленных на решение выявленных проблем.
4) Повышение эффективности использования бюджетных средств, выделяемых на решение социально значимых проблем.
4. Основание для разработки технического задания
Решение Тольяттинской городской Думы N 794 от 10.05.2000 г. "О Концепции развития некоммерческих организаций г. Тольятти".
Постановление Тольяттинской городской Думы N 55 от 02.03.2005 г. "О Техническом задании на разработку городской целевой Программы развития некоммерческого сектора г. Тольятти на 2005-2007 гг.".
При разработке и реализации Программы необходимо руководствоваться следующими нормативными документами:
- Конституция Российской Федерации;
- Гражданский кодекс Российской Федерации;
- Закон РФ "Об общественных объединениях" N 82-ФЗ от 19.05.95 г. (с последующими изменениями и дополнениями);
- Закон РФ "О некоммерческих организациях" N 7-ФЗ от 12.01.96 г. (с последующими изменениями и дополнениями);
- Закон РФ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" N 135-ФЗ от 11.08.95 г. (с последующими изменениями и дополнениями);
- Закон Самарской области "О благотворительной деятельности в Самарской области" N 18-ГД от 24.05.99 г. (с последующими изменениями и дополнениями);
- Закон РФ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" N 131-ФЗ от 06.10.2003 г. (с последующими изменениями и дополнениями);
- Закон РФ "О национально-культурной автономии" N 74-ФЗ от 17.06.96 г. (с последующими изменениями и дополнениями);
- Закон РФ "О ветеранах" N 5-ФЗ от 12.01.95 г. (с последующими изменениями и дополнениями);
- Устав г. Тольятти;
- Решение Тольяттинской городской Думы N 127 от 16.07.97 г. "О Положении о территориальном общественном самоуправлении в городе Тольятти".
5. Заказчик
Мэрия городского округа Тольятти в лице Департамента экономики.
6. Разработчик
Разработка технического задания и Программы осуществляется под руководством Департамента экономики мэрии рабочей группой в следующем составе:
- Арсенихин А.Г. - руководитель АНО "Открытая Альтернатива";
- Макарова Т.В. - координатор некоммерческой коалиции "Женский Форум";
- Марченко А.В. - директор общественной организации "Центр изучения ушу и цигун "У ДЭ";
- Минасян А.А. - директор АНО "Молодежная организация студентов Тольятти";
- Муравьева Л.А. - председатель общественной организации "Ассоциация учащейся молодежи";
- Цирульников Б.А. - исполнительный директор Городского благотворительного фонда "Фонд Тольятти".
7. Источники и ответственные за предоставление
исходных данных
При разработке Программы должна использоваться следующая информация:
- статистическая и аналитическая информация, предоставляемая структурными подразделениями мэрии городского округа по направлениям реализации Программы;
- информация, предоставляемая некоммерческими организациями.
8. Механизмы реализации Программы
Программа должна реализовываться посредством поддержки выполнения проектов, отобранных на конкурсной основе из числа разработанных некоммерческими организациями. Основные методы поддержки проектов в рамках программы:
- выдача сертификата участника городской программы;
- предоставление финансовых грантов;
- освобождение от арендной платы при аренде организациями-участниками программы муниципальных помещений на срок действия проекта или программы;
- полная или частичная оплаты участия в выставках некоммерческих организаций.
Могут быть предложены другие методы.
Данный подход обосновывается необходимостью выполнения требований Положения о программах социально-экономического развития в г. Тольятти, утвержденного решением Тольяттинской городской Думы N 281 от 10.10.2001 г.
9. Сроки разработки и реализации Программы,
ее проектов и мероприятий
Программа разрабатывается и предоставляется Заказчику в IV квартале 2005 г. На этапе разработки и утверждения Программы проводятся публичные слушания по ее проекту.
Рекомендуемый срок действия Программы - 2006-2008 гг.
Этапы реализации Программы:
1) 2006 г. - реализация 1-го направления Программы, начало реализации проектов, отобранных на конкурсной основе;
2) 2007-2008 гг. - реализация проектов, отобранных на конкурсной основе.
Срок реализации отдельных проектов Программы не может превышать срок действия Программы.
Программа должна иметь интерактивный развивающийся характер. При внесении изменений в Программу на каждый последующий год должны использоваться данные мониторинга и оценки социальной эффективности реализации Программы на предыдущем этапе ее реализации. При этом определение итогов реализации предыдущего этапа Программы и корректировка планов на предстоящий этап проводится на традиционном Форуме некоммерческих организаций (октябрь-ноябрь, ежегодно).
Требования к содержанию проектов и мероприятий, включаемых в Программу, определяются настоящим техническим заданием.
10. Основные направления реализации Программы
и проектов, система целевых ориентиров
10.1. Направления реализации Программы.
При организации конкурсного отбора проектов разработчики должны ориентироваться на ниже перечисленные направления реализации Программы.
10.1.1. Создание организационных и правовых условий, способствующих становлению и развитию институтов гражданского общества. Разработка и внедрение новых форм социального партнерства.
Проекты, через которые реализуется данное направление, должны предусматривать выполнение следующих задач:
1) проведение социального аудита состояния некоммерческого сектора, оценка партнерских потребностей, возможностей и ресурсов;
2) разработка местных нормативных правовых актов в сфере поддержки гражданских инициатив;
3) создание и обеспечение деятельности рабочих органов, способствующих взаимодействию трех секторов;
4) создание технологий совместного обсуждения общегородских проблем, выработка механизмов, обеспечивающих их решение;
5) разработка механизмов обратной связи в реализации гражданских инициатив по решению общегородских задач;
6) содействие развитию здоровой конкуренции субъектов некоммерческого сектора.
10.1.2. Объединение ресурсов коммерческого и некоммерческого сектора и органов местного самоуправления в решении общегородских задач. Повышение эффективности использования бюджетных средств.
Проекты, через которые реализуется данное направление, должны предусматривать выполнение следующих задач:
1) организация и обеспечение работы ресурсных центров, развитие механизмов конкурсного распределения средств (как бюджетных, так и внебюджетных), направляемых на решение социальных проблем;
2) распространение практики оценки социальной эффективности проектов и программ социально-экономического развития (профессиональной общественной экспертизы);
3) содействие систематическому привлечению внебюджетных средств на финансирование объектов социальной сферы городского округа;
4) развитие социальной ответственности предпринимателей и представителей бизнеса и повышение их роли в решении социальных проблем городского округа;
5) разработка и внедрение муниципальной системы поощрений организаций и лиц, внесших наибольший вклад в развитие межсекторного взаимодействия.
10.1.3. Создание единого межсекторного информационного поля.
Проекты, через которые реализуется данное направление, должны предусматривать выполнение следующих задач:
1) разработка и внедрение механизма участия некоммерческих организаций в процессе принятия общественно значимых решений;
2) налаживание обмена оперативной информацией между некоммерческими, коммерческими организациями и органами местного самоуправления;
3) распространение опыта успешной деятельности некоммерческими организациями и применение его в работе муниципальных и бизнес-структур;
4) информационная и организационная поддержка социально ответственного бизнеса;
5) гармонизация межнациональных отношений в городском сообществе;
6) организация проведения ежегодных мероприятий - Ярмарки социальных проектов и Форума некоммерческих организаций.
10.2. Система целевых ориентиров Программы.
Система целевых ориентиров Программы должна включать в себя количественные и качественные показатели, позволяющие обоснованно судить о достигнутом социально-экономическом эффекте. Данные показатели должны характеризовать:
- количество и динамику организаций, участвующих в межсекторном взаимодействии;
- количество и динамику рабочих мест, созданных в некоммерческом секторе города за период действия Программы;
- объем и динамику привлекаемых средств некоммерческого сектора и бизнеса, соотношение с объемом затрачиваемых бюджетных средств;
- количество и тематическую направленность межсекторных мероприятий и задействованных в них организаций;
- характеристику выработанного интеллектуального продукта и оказанных услуг.
11. Основные требования к содержанию
и оформлению проектов для включения в Программу.
Критерии конкурсного отбора проектов
Поскольку для реализации Программы выбран проектный подход, то отбор проектов должен проводиться на конкурсной основе. К участию в конкурсах проектов на включение в Программу должны допускаться некоммерческие организации (в том числе муниципальные).
Представленные на конкурс проекты должны содержать следующие разделы:
1. Описание организации-заявителя;
2. Цели и задачи проекта;
3. Деятельность в рамках проекта;
4. Рабочий план реализации проекта;
5. Результаты проекта;
6. Механизм мониторинга и оценки результатов;
7. Расчет и обоснование финансовых затрат.
Порядок проведения конкурса проектов утверждается постановлением мэра, в котором также определяются критерии отбора и оценки проектов, и требования к организациям - участникам конкурса.
Преимуществом в конкурсном отборе должны пользоваться проекты, имеющие реалистичный механизм исполнения, в наибольшей степени раскрывающие обозначенные проблемы, предлагающие инновационные механизмы их решения, привлекающие максимальное количество внебюджетных средств, организаций-партнеров и добровольцев.
Состав конкурсной комиссии должен быть сформирован на паритетной основе:
- 1/3 представителей мэрии - специалистов в сфере экономики и социальных отраслей;
- 1/3 представителей некоммерческих организаций - специалистов ресурсных организаций некоммерческого сектора и специалистов в сфере мониторинга и оценки проектов;
- 1/3 депутатов городской Думы.
12. Источники ресурсного обеспечения Программы.
Общая сумма средств на реализацию Программы
Источниками финансирования Программы являются:
- средства местного бюджета;
- внебюджетные средства (средства социально ориентированного бизнеса, частные пожертвования граждан и собственная предпринимательская деятельность некоммерческих организаций).
При формировании общего объема финансирования программы рекомендуется исходить из соотношения бюджетных и привлеченных средств 1:3.
Общий объем ежегодного финансирования Программы за счет средств бюджета не должен превышать 3 млн. руб., и 9 млн. р. за весь период действия Программы. Соответственно, объем привлеченных ресурсов должен составить не менее 9 млн. руб. ежегодно и не менее 27 млн. руб. за весь период действия Программы.
Окончательный объем финансирования определяется в процессе разработки и утверждения Программы, он зависит от двух взаимодополняющих факторов: от возможностей городского бюджета на предстоящий финансовый год и от проектов, реализуемых в рамках Программы в очередном году.
13. Порядок управления и контроля
за реализацией Программы
Основными исполнителями Программы являются исполнители проектов. Координация работы по исполнению Программы осуществляется Департаментом экономики мэрии г. Тольятти.
Контроль за выполнением Программы осуществляется в следующем порядке:
- Департамент финансов мэрии осуществляет контроль за соблюдением финансовой дисциплины при выполнении проектов и мероприятий Программы;
- ежегодные и итоговый отчеты о выполнении Программы рассматриваются коллегией мэрии и утверждаются Тольяттинской городской Думой.
14. Ожидаемые социально-экономические
результаты Программы. Оценка эффективности
реализации Программы
Программа должна быть ориентирована на достижение следующих социально-экономических результатов, которые в Программе должны быть представлены в количественном и качественном выражении:
- создание организационно-экономического механизма поддержки некоммерческих организаций;
- увеличение количества некоммерческих организаций, оказывающих услуги населению;
- увеличение вклада общественности в решение общегородских задач, расширение круга участников проектов, мероприятий, способствующих успешному решению общегородских проблем;
- экономия бюджетных средств при повышении эффективности деятельности;
- привлечение дополнительных внебюджетных средств;
- повышение занятости населения за счет создания новых рабочих мест в некоммерческих организациях, в том числе без вложения муниципальных средств;
- обеспечение возможности участия населения в процессе принятия общественно значимых решений.
Председатель городской Думы |
А.Н. Дроботов |
<< Назад |
||
Содержание Постановление Тольяттинской городской Думы от 28 сентября 2005 г. N 237 "О Техническом задании на разработку городской... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.