Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к Закону
Самарской области
"Об утверждении областной целевой
программы "Молодежь Самарской
области" на 2005 - 2006 годы"
Областная целевая программа
"Молодежь Самарской области" на 2005 - 2006 годы
(далее - Программа)
Паспорт Программы
Наименование - областная целевая программа "Молодежь
Программы Самарской области" на 2005 - 2006 годы
Дата принятия - поручение и.о. Губернатора Самарской
решения о области от 30.09.2002 N 1-20/166
разработке
Программы
Государственный - Правительство Самарской области
заказчик
Программы
Головной - министерство культуры, молодежной
исполнитель политики и спорта Самарской области
Программы
Основные - министерство культуры, молодежной
разработчики и политики и спорта Самарской области,
исполнители министерство образования и науки
Программы Самарской области, министерство
здравоохранения Самарской области,
департамент по вопросам семьи,
материнства и детства Самарской
области, Главное управление внутренних
дел Самарской области, Главное
управление исполнения наказаний
Министерства юстиции Российской
Федерации по Самарской области,
управление Государственной инспекции
безопасности дорожного движения
Главного управления внутренних дел
Самарской области, органы местного
самоуправления в Самарской области,
другие участники Программы
(привлеченные специалисты),
определяемые на конкурсной основе в
соответствии с действующим
законодательством
Цель и задачи - целью Программы является создание
Программы комплекса условий и эффективных
механизмов реализации
государственной молодежной политики
в Самарской области, обеспечивающих
процесс интеллектуального,
нравственного, гражданского и
физического становления личности
молодых людей в возрасте от 14 до 30
лет, проживающих на территории
Самарской области.
Задачи Программы:
- формирование у молодежи четкого
представления о базовых ценностях
общества, повышение мотивации к
проявлению инициативы и успешной
самореализации;
- внедрение и распространение
эффективных методов работы по месту
жительства;
- укрепление материально-технической
базы и кадрового потенциала
реализации молодежной политики;
- развитие научно-методического
обеспечения государственной
молодежной политики
Сроки и этапы - Программа рассчитана на период с
реализации 2005 по 2006 год.
Программы Начало реализации Программы -
01.04.2005, окончание - 31.12.2006.
Этапы реализации Программы:
I этап - с 01.04.2005 по 31.12.2005;
II этап - с 01.01.2006 по 31.12.2006
Перечень - инструктивная профильная
основных переподготовка специалистов органов
мероприятий по делам молодежи в Самарской
Программы области и представителей
негосударственного сектора -
участников реализации
государственной молодежной политики;
- научно-методическое обеспечение
реализации Программы;
- информационно-аналитическое
обеспечение реализации
государственной молодежной политики;
- развитие материально-технической
базы;
- создание условий для закрепления
гражданско-патриотических ценностей
в сознании молодежи Самарской
области;
- развитие школьного и молодежного
самоуправления, подготовка
молодежных лидеров;
- трудовое воспитание и повышение
профессионального мастерства
молодежи с привлечением ее к
выполнению социально значимых
мероприятий;
- развитие системы молодежных и
детских общественных объединений;
- развитие художественного, научного и
технического творчества молодежи;
- организация досуга молодежи;
- укрепление здоровья и физического
развития молодежи;
- обеспечение социальных гарантий
молодежи;
- профилактика негативных процессов в
молодежной среде;
- работа с молодежью по месту
жительства;
- развитие молодежных международных
обменов
Объемы и - на реализацию Программы потребуются
источники средства областного бюджета в сумме
финансирования 54 640 тыс. рублей, в том числе:
в 2005 году - 28 255 тыс. рублей;
в 2006 году - 26 385 тыс. рублей.
Кроме того, предполагается
привлечение средств федерального
бюджета в сумме 882 тыс. рублей и
местных бюджетов в сумме 5 886 тыс.
рублей
Ожидаемые - исполнение Программы позволит:
результаты ориентировать массовое молодежное
реализации сознание на позитивные модели
Программы построения своей жизни;
активизировать гражданское
самосознание и инициативу молодежи;
повысить эффективность организации
молодежной и подростковой трудовой
занятости;
снизить проявление негативных
процессов в молодежной среде путем
предоставления молодежи позитивных
альтернатив самореализации и
проведения свободного времени;
активизировать развитие в молодежной
среде стремления к здоровому образу
жизни, художественному, научному и
техническому творчеству;
укрепить материально-техническую и
информационно-методическую базу;
активизировать эффективные формы
работы по месту жительства
Система - контроль за ходом реализации
организации Программы осуществляет министерство
контроля за культуры, молодежной политики и
ходом спорта Самарской области, контроль
реализации за целевым использованием выделенных
Программы средств областного бюджета
осуществляет министерство управления
финансами Самарской области
Содержание проблемы и обоснование
необходимости ее решения программными методами
Переходный период между распадом системы комсомола и созданием системы государственной молодежной политики в Самарской области сопровождался резким ухудшением показателей положения молодежи, что было закономерным следствием разрушения системного комплексного подхода к решению молодежных проблем.
Начиная с 2000 года на территории Самарской области стали восстанавливаться традиции комплексной реализации молодежной политики, что позволило стабилизировать и частично нормализовать ситуацию. В 2002 году утверждена Концепция молодежной политики в Самарской области на 2002 - 2005 годы (далее - Концепция), в которой были систематизированы основные направления развития государственной молодежной политики в Самарской области. В соответствии с Концепцией для решения определенных задач была начата разработка областной целевой программы. К наиболее серьезным молодежным проблемам, требующим разрешения вышеуказанными средствами, относятся следующие проблемы.
В сознании большинства молодежи отсутствует четкое представление о базовых ценностях общества, что затрудняет самоопределение молодежи в социальной иерархии, снижает мотивацию к самореализации и формирует потенциальную среду для девиантных моделей поведения (19% молодежи затрудняется соотнести представления о собственных ценностях и ценностях общества).
Неустойчивость в сознании молодежи базовых ценностей общества, дефицит альтернативных форм участия в общественной жизни и проведения свободного времени ощутимо влияют на развитие гражданской и политической активности молодежи. Процент молодежи, уверенной в необходимости участия в выборах, снизился с 79% до 74%. Стремятся участвовать в работе общественных объединений 65% молодых людей, но фактически участвуют лишь 14%.
Снижение доходов молодежи и недостаток информации о рынке вторичной занятости становятся причинами ухудшения общего уровня жизни с последующим снижением уровня культурного и физического развития молодежи. Процент молодежи, имеющей доход ниже одного прожиточного минимума, увеличился с 47% до 59%, от одного до двух прожиточных минимумов - с 36% до 29%, свыше двух прожиточных минимумов - с 17% до 12%. В дополнительном источнике дохода нуждается 70% молодежи, 63% проявляет высокий интерес к различным службам занятости, но фактически используют услуги бирж труда лишь 11% молодых людей.
Неуклонное снижение интереса к классическому культурному наследию и предпочтение молодежью форм массовой культуры создает потенциальную угрозу процессам становления духовно богатого и высококультурного поколения молодых граждан. Эстрадные шоу-программы и ночные клубы посещают от 30% до 34% молодежи, в то время как драматический и оперный театр - 17% и 5% соответственно.
На фоне вышеперечисленных проблем отмечается также общий рост негативных тенденций: рождаемость сократилась с 35 тыс. до 32 тыс. человек, молодежная смертность выросла в 2 раза, количество наркозависимых увеличилось с 1663 до 26266 человек, количество молодежи, совершившей преступления, возросло с 11139 до 21054 человек.
Основной причиной обострения молодежных проблем явилось разрушение сбалансированной комплексной системы работы с молодежью.
За период с 2001 по 2004 год общая численность специалистов, работающих в сфере молодежной политики, выросла с 71 человека до 197 человек. Однако в 1990 году этот же показатель по Самарской области составлял более 2 тыс. человек.
Почти половина специалистов, реализующих молодежную политику, никогда не проходили переподготовку, 39% сельских специалистов и 42,6% городских обучались преимущественно в 2003 году.
Потребности в оргтехнике и компьютерном оборудовании органов по делам молодежи в Самарской области обеспечены лишь на 51%, что препятствует созданию единого информационного пространства, существенно сокращает возможности оперативного реагирования на изменчивые процессы в молодежной среде.
Методическое сопровождение в связи с отсутствием областного методического кабинета и частичным опережением по ряду направлений методических разработок федерального уровня нуждается в существенной доработке.
Для повышения эффективности работы действующих молодежных учреждений требуется укрепление их материальной базы путем приобретения специального оборудования.
Недостаточная активность молодежных и детских общественных объединений в реализации областного социального заказа и поддержании традиций организации мероприятий по схеме "район - город - область" препятствует массовому участию молодежи области в организуемых мероприятиях, существенно снижается социальный эффект от их проведения.
Сложность существующих молодежных проблем обуславливает необходимость их решения путем реализации различными ведомствами областной целевой программы в целях создания необходимых условий для эффективного формирования и становления личности молодого человека.
Цель и задачи Программы
Цель Программы - создание комплекса условий и эффективных механизмов реализации государственной молодежной политики в Самарской области, способных обеспечить процесс интеллектуального, нравственного, гражданского и физического становления личности молодых людей в возрасте от 14 до 30 лет, проживающих в Самарской области.
Задачи Программы:
формирование у молодежи четкого представления о базовых ценностях общества, повышение мотивации к успешной самореализации;
развитие системы услуг, компенсирующих недостаток жизненного опыта молодого поколения Самарской области;
развитие региональной инфраструктуры и системы кадрового обеспечения процесса реализации государственной молодежной политики;
развитие системы информационно-аналитического и научно-методического обеспечения государственной молодежной политики;
развитие системы школьного и молодежного самоуправления, развитие лидерских качеств у молодежи, поддержание молодежных инициатив;
повышение эффективности организации трудовой занятости молодежи;
внедрение и распространение эффективных методов работы по месту жительства;
изучение молодежных проблем, определение и корректировка механизмов их решения на основе научных исследований.
Финансовое обеспечение Программы
Настоящая Программа реализуется за счет средств областного бюджета и предполагает привлечение средств федерального и местных бюджетов. Средства федерального и местных бюджетов не относятся к расходным обязательствам областного бюджета.
Объем и источники финансирования Программы
Источник финансирования |
Объем финансирования по годам, тыс. рублей |
||
2005 | 2006 | Итого | |
Областной бюджет (приложения 1, 2) |
28 255 | 26 385 | 54 640 |
Предполагаемое привлечение средств из: федерального бюджета (приложение 3) |
416 |
466 |
882 |
местных бюджетов (приложение 4) |
2 910 | 2 976 | 5 886 |
Всего | 31 581 | 29 827 | 61 408 |
Система программных мероприятий
Настоящая Программа представляет собой очередной этап реализации государственной молодежной политики в Самарской области в виде системы научно обоснованных программных мероприятий. На основе анализа существующих ресурсов, опыта работы и результатов научных исследований был выделен комплекс направлений, в рамках которых возможно наиболее эффективное разрешение первоочередных проблем.
Инструктивная профильная переподготовка
специалистов органов по делам молодежи в Самарской
области и представителей негосударственного
сектора - участников реализации государственной
молодежной политики
Кадровый состав в сфере реализации молодежной политики составляют специалисты органов по делам молодежи в Самарской области, сотрудники государственных и муниципальных учреждений и организаций, работающих с молодежью, работники организаций негосударственного сектора, оказывающих социальные услуги молодежи, активисты детских и молодежных общественных объединений. Специалистов, работающих в сфере молодежной политики, явно недостаточно.
На данном этапе наиболее эффективной формой работы по разрешению кадровой проблемы является проведение краткосрочных обучающих семинаров для участников реализации государственной молодежной политики.
В условиях малочисленности работников в сфере молодежной политики органов исполнительной власти Самарской области для эффективной реализации государственной молодежной политики необходимо активное привлечение к работе представителей негосударственного сектора и их профильная переподготовка.
Оптимальность выбора для переподготовки руководителей и специалистов детских и молодежных общественных объединений объясняется исполнением ими функции изменения и развития общества, а также трансляции и ретрансляции информации. Благодаря переподготовке руководителей общественных объединений создается еще один эффективный канал коммуникации "государство - общество", что оказывает благотворное влияние не только на систему работы с молодежью, но и на другие общественные и управленческие процессы.
Научно-методическое обеспечение реализации Программы
Частично компенсировать нехватку специализированных исследований процессов развития молодежной группы и степени эффективности управленческого воздействия предполагается путем продолжения системных научных исследований, являющихся основой принятия эффективных управленческих решений.
Восполнение существующего дефицита в методических и практических руководствах по построению эффективной молодежной политики предполагается путем использования научно-методических материалов и материалов, фиксирующих результаты практической деятельности.
Развитие действующей системы координационно-совещательных структур создаст дополнительные эффективные каналы коммуникации и обеспечит активизацию процесса циркуляции и выработки управленческой информации путем привлечения специалистов различного уровня и профиля деятельности.
Информационно-аналитическое обеспечение
реализации государственной молодежной политики
Продолжение последовательной работы по развитию системы молодежных средств массовой информации и обеспечению органов исполнительной власти Самарской области специализированной информацией о жизни молодежи будет способствовать как переходу работы с молодежью на качественно более высокий уровень, так и развитию коммуникационных каналов, имеющихся в ведении органов управления.
Развитие материально-технической базы
Оснащение органов по делам молодежи в Самарской области и подведомственных государственных учреждений оргтехникой позволит решить такие проблемы, как создание единого информационного пространства, увеличение доступа к информации и оперативности реагирования на изменчивые процессы в молодежной среде. Приобретаемую оргтехнику предполагается поставить на баланс министерства культуры, молодежной политики и спорта Самарской области, передав ее органам по делам молодежи муниципальных образований на правах оперативного управления. Так, приобретаемое оборудование для тольяттинского филиала государственного учреждения "Межвузовский студенческий центр" будет находиться на балансе этого учреждения.
Оснащение государственного учреждения Самарской области "Молодежный досугово-оздоровительный центр "Лесная сказка" позволит создать первую в области конкурентоспособную базу для организации и проведения выездных массовых молодежных мероприятий межрайонного и международного уровня. На данный момент подобной базы на территории Самарской области нет.
Закупаемое для тренажерных залов при вузах области оборудование и спортинвентарь будут находиться на балансе государственного учреждения "Межвузовский студенческий центр".
Оснащение оборудованием комнаты бытовых навыков производится на базе отделения реабилитации детей и молодых инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата, психики, центральной нервной системы. Отделение является экспериментальной площадкой для Департамента по молодежной политике Министерства образования Российской Федерации и работает на основе авторских высокоэффективных технологий.
Все приобретаемое в рамках настоящей Программы на средства областного бюджета оборудование остается в областной собственности.
Создание условий для закрепления гражданско-патриотических
ценностей в сознании молодежи Самарской области
Снятие остроты проблемы недостаточной насыщенности информационного поля предполагается путем издания сборника нормативных правовых актов и методических рекомендаций, регламентирующих деятельность структур, работающих с молодежью, по гражданско-патриотическому воспитанию, популяризации государственной символики и создания возможностей для обмена опытом на семинарах и слетах.
Путем реализации комплекса массовых мероприятий гражданско-патриотической направленности предполагается упрочение массового сознания молодежи в русле идеалов патриотизма.
Развитие школьного и молодежного
самоуправления, подготовка молодежных лидеров
Привлечение молодежи к активному участию в общественной жизни планируется путем увеличения и укрепления действенных механизмов подросткового и молодежного самоуправления, эффективно развивающих лидерские качества и дающих фактические управленческие навыки. Также планируемые мероприятия позволят увеличить количественный охват молодежи.
Трудовое воспитание и повышение профессионального
мастерства молодежи с привлечением ее к выполнению
социально значимых мероприятий
Организация конкурсных мероприятий путем возрождения здоровой конкуренции позволит повысить среди молодежи престиж рабочих специальностей на промышленном и сельскохозяйственном производстве. Типовое положение об организации конкурсных мероприятий с работающей молодежью предусматривает обязательный организационный взнос со стороны структур, направляющих на конкурс своих представителей.
Участие в обучающих семинарах и семинарах по обмену опытом будет способствовать становлению эффективной системы организации работы с молодежью в промышленном производстве и на селе.
Продолжение работы областного штаба студенческих трудовых отрядов, проведение ярмарок вакансий, слетов и бизнес-фестивалей, компенсирует дефицит информации у молодежи о способах решения проблемы трудоустройства и предоставит возможность воспользоваться реально существующими механизмами. Такие формы работы, как организация и проведение ярмарок вакансий для молодежи уже положительно зарекомендовали себя. За период с 2001 по 2004 год численность предприятий и организаций Самарской области, участвующих в ярмарках, организуемых с участием государственного унитарного предприятия "Агентство содействия занятости молодежи", увеличилась с 119 до 300. Посещаемость ярмарок молодыми людьми - соискателями работы увеличилась с 5500 до 9200 человек в год.
Развитие системы молодежных и детских общественных объединений
Запуск механизмов массовой популяризации в молодежной среде деятельности детских и молодежных общественных объединений предполагается путем расширения их информационного поля деятельности и количественного состава как участников, так и зрителей мероприятий. Данный комплекс создаст возможности для реализации потенциального стремления молодежи (65% молодежи области) участвовать в работе общественных объединений.
Развитие художественного, научного
и технического творчества молодежи
Организация и проведение мероприятий, учитывающих специфику целевых групп и многовариантность течений молодежного творчества, позволят увеличить социальную эффективность мероприятий за счет возможности варьирования подачи информации с учетом адресности, что, в свою очередь, повысит уровень восприятия этой информации молодежью.
Организация досуга молодежи
Восстановление идейно-воспитательного компонента в системе организации массовых досуговых мероприятий для молодежи позволит существенно снизить негативные проявления в молодежной среде, порожденные нестабильностью базовых ценностей общества в массовом сознании молодежи.
Укрепление здоровья и физического развития молодежи
Реализация предложенного в рамках Программы комплекса мероприятий позволит увеличить доступность различных форм укрепления здоровья и физического развития молодежной группы населения.
Ряд массовых мероприятий позволит укрепить в молодежном сознании приоритет здорового образа жизни. На сегодняшний момент 83% молодежи области стремятся заботиться о своем здоровье.
Обеспечение социальных гарантий молодежи
Предусмотренная в рамках Программы передача и распространение существующих эксклюзивных методик позволит увеличить доступность для молодежи необходимого спектра услуг и специализированной информации.
Профилактика негативных процессов в молодежной среде
Реализация предлагаемого комплекса профилактических мероприятий позволит расширить возрастной и тематический спектр охвата мероприятий, выйдя за границы предпочтительной работы с подростковой аудиторией.
Информационно-координационные мероприятия позволят повысить эффективность взаимодействия заинтересованных структур, работающих с молодежью.
Работа с молодежью по месту жительства
Реализация программных мероприятий позволит укрепить и развить методическую базу и апробировать экспериментальные формы организации работы с молодежью по месту жительства.
Развитие молодежных международных обменов
Продолжение практики молодежных международных обменов позволит последовательно расширять спектр взаимовыгодного сотрудничества и пополнять концептуальную базу построения молодежной политики положительным опытом зарубежных стран.
Сложность существующих на сегодняшний день в молодежной сфере проблем нуждается в решении их путем реализации комплексной программы, консолидирующей усилия различных организаций в целях повышения качества жизни молодежи Самарской области.
Сроки и этапы реализации Программы
Реализация Программы рассчитана на период с 2005 по 2006 год. Начало реализации Программы - 01.04.2005, окончание - 31.12.2006.
Этапы реализации Программы:
I этап - с 01.04.2005 по 31.12.2005;
II этап - с 01.01.2006 по 31.12.2006.
Система оценки эффективности реализации Программы
Настоящая Программа базируется на основных принципах программно-целевого подхода и включает в себя систему контроля социального эффекта от реализации Программы, основанную на оценке индикативных показателей (приложение 5).
По каждому направлению Программы выбрано не менее одного социального индикатора, по показателям которого возможно определение эффективности реализуемых по данному направлению мероприятий и дальнейшее прогнозирование.
Первоначальное значение социального индикатора указывается на момент начала действия Программы. На каждый последующий год в Программе указываются показатели социальных индикаторов, планируемые для достижения посредством реализации программных мероприятий. По итогам каждого года проводятся необходимые исследования с целью установления реальных показателей намеченных социальных индикаторов. На основе ежегодного подведения итогов вносятся необходимые коррективы в Программу на последующий год.
Исполнение Программы позволит:
ориентировать массовое молодежное сознание на позитивные модели построения своей жизни;
активизировать гражданское самосознание и инициативу молодежи;
повысить эффективность организации молодежной и подростковой трудовой занятости;
снизить проявление негативных процессов в молодежной среде путем предоставления молодежи позитивных альтернатив самореализации и проведения свободного времени;
активизировать развитие в молодежной среде стремления к здоровому образу жизни, художественному, научному и техническому творчеству;
укрепить материально-техническую и информационно-методическую базу;
активизировать эффективные формы работы по месту жительства.
Организация управления Программой
и контроль за ходом ее реализации
Реализацию Программы осуществляют органы исполнительной власти Самарской области, органы местного самоуправления муниципальных образований в Самарской области и организации Самарской области в порядке, установленном действующим законодательством.
Контроль за ходом реализации Программы осуществляет министерство культуры, молодежной политики и спорта Самарской области. Контроль за целевым использованием выделенных средств областного бюджета осуществляет министерство управления финансами Самарской области.
Министерство культуры, молодежной политики и спорта Самарской области с учетом выделяемых на реализацию Программы финансовых средств ежегодно уточняет затраты на выполнение программных мероприятий, а также состав их исполнителей. Исполнители мероприятий Программы определяются в установленном порядке на конкурсной основе.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.