Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к Закону
Самарской области
"Об утверждении территориальной
целевой программы "Здоровье населения
Самарской области" на 2001-2005 годы
Территориальная целевая программа
"Здоровье населения Самарской области"
на 2001-2005 годы
(далее - Программа)
7 октября 2002 г., 11 февраля, 1 апреля, 11 мая 2004 г.
Законом Самарской области от 11 мая 2004 г. N 81-ГД в паспорт настоящей Программы внесены изменения
Паспорт Программы
Наименование Программы - территориальная целевая программа "Здоровье
населения Самарской области" на 2001-2005
годы
Дата принятия решения о
разработке программы - в соответствии с решением и.о. Губернатора
области от 06.06.2000
Государственный
заказчик Программы - Администрация области
Головной исполнитель
Программы - департамент здравоохранения Администрации
области (министерство здравоохранения
Самарской области)
Основные разработчики
Программы - департамент здравоохранения Администрации
области, Самарский государственный
медицинский университет
Цели Программы - профилактика заболеваний у населения
Самарской области;
увеличение продолжительности и качества
жизни;
дальнейшее развитие здравоохранения
Самарской области.
Перечень подпрограмм и
основных мероприятий - "Безопасное материнство" на 2001-2005 годы"
"Снижение заболеваемости детей в Самарской
области" на 2001-2005 годы"
"Профилактика основных стоматологических
заболеваний у детей" на 2001-2005 годы"
"Профилактика туберкулеза у населения
Самарской области" на 2001-2005 годы"
"Профилактика онкологических заболеваний"
на 2001-2005 годы"
"Внедрение принципа работы врача общей
практики (семейного врача) в деятельность
первичного звена медицинской помощи" на
2001-2005 годы"
"Профилактика заболеваний, связанных с
дефицитом йода на территории Самарской
области" на 2001-2002 годы"
"Оказание кардиохирургической помощи
новорожденным и детям в возрасте до 3-х лет
с врожденными пороками сердца" на 2001-2003
годы"
"Сахарный диабет" на 2001-2002 годы"
"Сахарный диабет" на 2004-2005 годы"
Сроки реализации
Программы - 2001 - 2005 годы
Объемы и источники
финансирования
Программы - реализация Программы осуществляется за счет
средств областного бюджета:
2001 год - 34255,0 тыс. рублей;
2002 год - 132466,2 тыс. рублей;
2003 год - 109474,3 тыс. рублей;
2004 год - 111579,3 тыс. рублей;
2005 год - 100730,2 тыс. рублей;
всего - 488505,0 тыс. рублей;
за счет средств Федерального фонда
обязательного медицинского страхования:
2001 год - 8 000,0 тыс. рублей;
2002 год - 17 000,0 тыс. рублей;
2003 год - 17 000,0 тыс. рублей;
2004 год - 17 000,0 тыс. рублей;
2005 год - 17 000,0 тыс. рублей";
всего - 76 000,0 тыс. рублей;
всего по Программе - 564505,0 тыс. рублей
Ожидаемые результаты
реализации Программы - в соответствии с основными результатами
подпрограмм
Система организации
контроля за исполнением
Программы - контроль за ходом реализации Программы
осуществляет вице-губернатор области,
текущий контроль за ходом реализации
программных мероприятий осуществляет
департамент здравоохранения Администрации
области (министерство здравоохранения
Самарской области), контроль за
расходованием бюджетных средств осуществляет
департамент управления финансами
Администрации области (министерство
управления финансами Самарской области)
Содержание проблемы и обоснование
необходимости ее решения программными методами
В Самарской области активно проводится социальная политика, направленная на повышение уровня жизни населения, реализуется программа государственных гарантий получения бесплатной медицинской помощи. Однако недостаточное финансирование системы здравоохранения не позволяет одновременно решать ряд существующих проблем. Предлагаемая Программа предусматривает приоритетное развитие особо важных направлений здравоохранения. Наиболее актуальными в 2001-2005 годах для охраны здоровья населения будут являться следующие приоритетные направления развития здравоохранения области:
охрана здоровья матери и ребенка;
реорганизация первичного звена медицинской помощи по принципу работы врача общей практики;
профилактика онкологических заболеваний;
профилактика туберкулеза;
профилактика заболеваний, связанных с дефицитом йода;
снижение заболеваемости и смертности от сахарного диабета и его осложнений.
Стратегическая значимость выбранных приоритетов определяется следующими причинами:
увеличилась доля патологических родов (с 55 до 79% за 5 лет), высок уровень общей заболеваемости новорожденных, сохраняется относительно высокий уровень абортов (78,3 на 1000 женщин фертильного возраста). Необходимо создать условия для реализации репродуктивной функции с минимальным ущербом для здоровья матери и ребенка;
показатели здоровья детей в Самарской области снижаются, только 6% детей составляют первую группу здоровья (абсолютно здоровые дети). Многие заболевания, возникающие в детском возрасте, влияют на трудоспособность взрослого населения. Необходимо улучшить качество здоровья детского населения в целом, предотвратить инвалидизацию детей с хроническими заболеваниями;
необходимо повысить эффективность работы врача амбулаторного звена, уменьшив потребность в узких специалистах на поликлиническом этапе. Реализация Программы позволит приблизить первичную медицинскую помощь к пациентам, повысит ее эффективность, создаст условия для постепенного улучшения показателей здоровья населения;
ухудшается эпидемиологическая обстановка по заболеваемости туберкулезом, что ведет к повышению затрат в системе здравоохранения. Опыт показывает, что несвоевременное проведение расширенных мероприятий по борьбе с заболеванием способствует переходу его на этап эпидемии;
сохраняется рост онкологической заболеваемости населения области. Реализация предлагаемых мероприятий приведет к улучшению выявления и снижению смертности от злокачественных новообразований;
уровень стоматологических заболеваний у жителей Самарской области остается высокий. По данным эпидемиологического обследования 1996 года, распространенность кариеса зубов у детей в 12-летнем возрасте составила 87%. Число кариозных и удаленных зубов на одного обследованного в возрастных группах 3 года, 12 и 15 лет составило, соответственно, 4,0; 3,9; 6,0. Начальные признаки заболеваний пародонта в виде зубного налета и кровоточивости выявлены у 75% 3-летних детей;
заболевания, связанные с дефицитом йода, представляют собой важнейшую медико-социальную проблему, так как определяют состояние здоровья населения и интеллектуальный уровень общества. Дефицит йода ведет к увеличению подверженности простудным заболеваниям в два раза, увеличению количества выкидышей и мертворожденных, увеличению внутриутробной инфекции и детской смертности, нарушению развития нервной системы у плода, снижению интеллекта детей вплоть до кретинизма, увеличению щитовидной железы (эндемического зоба), что провоцирует развитие узлового зоба и рака щитовидной железы. В настоящее время проведена оценка дефицита йода в отдельных населенных пунктах области. Установлены реальные показатели дефицита йода в различных группах населения (дети, подростки, взрослые);
сахарный диабет, по данным Всемирной организации здравоохранения, занимает третье место в ряде причин смертности после сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний, В Самарской области этот показатель также находится на достаточно высоком уровне. Так, летальность от сахарного диабета по области в 1996 году составила 5,04 процента, а в 1999 - 4,97 процента. На конец 1999 года в области зарегистрировано 54643 больных сахарным диабетом. Около 30 процентов больных диабетом имеют серьезные осложнения в виде диабетической ретинопатии, нефропатии и нейроангиопатии, из них 12,8 процента больных - инвалиды.
В условиях ограниченного финансирования здравоохранения решение указанных проблем без концентрации ресурсов и специальной поддержки со стороны Администрации Самарской области нереально.
В Программе предлагаются современные технологические, организационные мероприятия, реализация которых позволит достичь высокой эффективности оказания медицинской помощи и улучшения здоровья населения.
Реализация Программы позволит решить ряд важнейших социальных проблем и улучшить демографическую ситуацию в Самарской области.
В Самарской области имеются серьезные предпосылки для положительного решения поставленных задач:
наличие заказа на решение такой социальной проблемы, как улучшение показателей здоровья населения области и готовность Администрации Самарской области взять на себя роль государственного заказчика;
наличие в Самарской области развитой сети учреждений здравоохранения, осуществляющих работу по всем направлениям Программы.
Основные цели и задачи Программы
Цели Программы:
профилактика заболеваний у населения Самарской области;
увеличение продолжительности и качества жизни;
дальнейшее развитие здравоохранения Самарской области.
Задачи Программы:
1. Охрана репродуктивного здоровья населения.
2. Снижение заболеваемости детей и детской смертности в области.
3. Стабилизация эпидемиологической ситуации по туберкулезу.
4. Профилактика онкологических заболеваний.
5. Профилактика заболеваний, связанных с дефицитом йода.
6. Снижение заболеваемости, смертности и показателя выхода на инвалидность, обусловленных сахарным диабетом и его осложнениями.
7. Совершенствование структуры и функционирования первичного звена медицинской помощи.
8. Реорганизация первичной медико-санитарной помощи по принципу врача общей практики.
9. Оборудование отдельно стоящих офисов и отделений врачей общей практики на базе поликлиник.
10. Организация регистра онкологических больных и больных сахарным диабетом по Самарской области.
11. Совершенствование профилактических осмотров с целью раннего выявления опухолевых заболеваний и туберкулеза.
12. Внедрение новых форм организации лечения больных туберкулезом.
13. Организация смотровых кабинетов во всех поликлиниках.
14. Укрепление материальной базы медицинских учреждений области.
15. Обучение медицинских кадров.
16. Внедрение новых технологий лечения и профилактики осложнений беременности и реанимационной помощи при неотложных состояниях новорожденных.
17. Внедрение новых современных технологий международных схем лечения детей с эндокринными и онкогематологическими заболеваниями.
18. Открытие отделений охраны здоровья подростков в лечебно-профилактических учреждениях городов и районов области.
19. Реорганизация отдельных детских санаторных учреждений в центры восстановительного лечения, профессиональной и социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями.
20. Составление регистра наследственных заболеваний и медико-экологической карты патологии репродуктивной системы населения области.
21. Проведение эпидемиологического обследования населения с целью выявления самых актуальных стоматологических проблем.
22. Организация во всех стоматологических поликлиниках кабинетов гигиены полости рта и профилактики стоматологических заболеваний.
23. Проведение научно-обоснованных мероприятий по массовой, групповой и индивидуальной профилактике заболеваний, связанных с дефицитом йода на территории Самарской области.
24. Создание регистра врожденных пороков сердца у детей.
25. Организация специализированной кардиохирургической службы оказания помощи новорожденным и детям до 3-летнего возраста с врожденными пороками сердца.
26. Развитие сети кабинетов и школ для больных сахарным диабетом.
27. Обеспечение детей и подростков в возрасте до 18 лет средствами самоконтроля за уровнем гликемии.
28. Организация центров психосоциальной реабилитации больных сахарным диабетом.
29. Усиление работы среди населения по профилактике заболеваний и пропаганде здорового образа жизни.
Сроки и этапы реализации Программы
Программа рассчитана на 5 лет. Этапы реализации Программы отражены в подпрограммах (приложения N 1-9).
Система программных мероприятий
Территориальная программа государственных гарантий обеспечения населения Самарской области бесплатной медицинской помощью предусматривает оказание ограниченного объема медико-социальной помощи. Это связано с возможностями финансирования и существующей структурой системы здравоохранения. Недостаточное финансирование не позволяет полностью осуществлять ряд неотложных действий, в первую очередь по профилактике инфекционных и неинфекционных заболеваний. Поэтому система программных мероприятий, заложенная в комплекс подпрограмм, определяет такие наиболее важные направления по охране здоровья населения области, как:
совершенствование медицинской помощи детям и матерям;
приоритетное развитие амбулаторно-поликлинического звена, организация первичной медико-санитарной помощи по принципу врача общей практики;
рациональное использование имеющейся лечебной базы и обеспечение этапности в системе оказания медицинской помощи населению;
развитие профилактических мероприятий, направленных на раннее выявление онкологических заболеваний, туберкулеза, заболеваний, связанных с дефицитом йода, осложнений при сахарном диабете;
охрана репродуктивного здоровья семьи;
снижение заболеваемости и смертности детей;
совершенствование целевой финансовой политики в развитии материально-технической базы здравоохранения на территории области.
По каждому направлению планируется осуществление ряда последовательных, взаимосвязанных мероприятий, направленных на совершенствование структуры и функционирования системы здравоохранения области.
Конкретный перечень мероприятий Программы определен в подпрограммах (приложения N 1- 9).
Законом Самарской области от 11 мая 2004 г. N 81-ГД в раздел "Финансовое обеспечение Программы" внесены изменения
Финансовое обеспечение Программы
/------------------------------------------------------------------------\
| N | Наименование | Объем финансирования, тыс. рублей | Всего |
|п/п| программы |---------------------------------------| |
| | |2001год|2002год|2003год|2004год|2005год| |
|---+-------------------+-------+-------+-------+-------+-------+--------|
|1. |Безопасное |5278,2 |26664,0|19291,8|18806,3|21079,9|91120,2 |
| |материнство на | | | | | | |
| |2001-2005 годы* | | | | | | |
|2. |Снижение заболе- |4539,2 |24397,7|33335,1|34644,1|32229,5|129145,6|
| |ваемости детей в | | | | | | |
| |Самарской области | | | | | | |
| |на 2001-2005 годы | | | | | | |
|3. |Профилактика ос- |2998,0 |11625,9|9702,2 |9702,2 |9702,2 |43730,5 |
| |новных стоматоло- | | | | | | |
| |гических заболева- | | | | | | |
| |ний у детей на | | | | | | |
| |2001-2005 годы | | | | | | |
|4. |Профилактика ту- |5570,8 |18544,1|15846,7|13858,7|13421,8|67242,1 |
| |беркулеза у насе- | | | | | | |
| |ления Самарской | | | | | | |
| |области на | | | | | | |
| |2001-2005 годы | | | | | | |
|5. |Профилактика |5006,5 |27808,9|15626,5|15773,2|4703,8 |68918,9 |
| |онкологических | | | | | | |
| |заболеваний на | | | | | | |
| |2001-2005 годы | | | | | | |
|6. |Внедрение принципа |2218,6 |11061,3|11061,3|11061,3|12147,0|47549,5 |
| |работы врача общей | | | | | | |
| |практики (семейного| | | | | | |
| |врача) в деятель-| | | | | | |
| |ность первичного | | | | | | |
| |звена медицинской | | | | | | |
| |помощи на 2001-2005| | | | | | |
| |годы | | | | | | |
|7. |Профилактика за- |1109,5 |646,5 | | | |1756,0 |
| |болеваний, связан- | | | | | | |
| |ных с дефицитом | | | | | | |
| |йода на территории | | | | | | |
| |Самарской области, | | | | | | |
| |на 2001-2002 годы | | | | | | |
|8. |Оказание кардио- |4264,6 |8444,5 |4610,7 | | |17319,8 |
| |хирургической | | | | | | |
| |помощи новорожден- | | | | | | |
| |ным и детям в | | | | | | |
| |возрасте до 3-х | | | | | | |
| |лет с врожденными | | | | | | |
| |пороками сердца на | | | | | | |
| |2001-2003 годы | | | | | | |
|9. |Сахарный диабет на |3269,6 |3273,3 | | | |6542,9 |
| |2001-2002 годы | | | | | | |
|10.|Сахарный диабет на | | | |7733,5 |7446,0 | 15179,5|
| |2004-2005 годы | | | | | | |
| | | | | | | | |
| |Всего 34255,0 132466,2 109474,3 111579,3 100730,2 488505,0
| | | | | | | | |
| |* Из федерального | | | | | | |
| |фонда обязательного| | | | | | |
| |медицинского стра- | | | | | | |
| |хования по подпро- | | | | | | |
| |грамме "Охрана | | | | | | |
| |репродуктивного | | | | | | |
| |здоровья семьи" |8000,0 |17000,0| | | |25000,0 |
| | | | | | | | |
| |Итого | | | | | |564505,0|
\------------------------------------------------------------------------/
Законом Самарской области от 1 апреля 2004 г. N 57-ГД в раздел "Механизм реализации программы" внесены изменения
Механизм реализации Программы
Основным исполнителем Программы является департамент здравоохранения Администрации области (министерство здравоохранения Самарской области). Исполнитель осуществляет Программу в части использования бюджетных средств для оснащения и обеспечения работы медицинских учреждений области, подготовки кадров.
Оснащение медицинских учреждений области новым оборудованием, обучение врачей и медицинских сестер обеспечит внедрение новых технологий для диагностики и лечения, что позволит улучшить эффективность оказания медицинской помощи и приведет к реализации поставленных целей.
Законом Самарской области от 1 апреля 2004 г. N 57-ГД в раздел "Система организации контроля за исполнением программы" внесены изменения
Система организации контроля за исполнением Программы
Организацию исполнения Программы осуществляет департамент здравоохранения Администрации области (министерство здравоохранения Самарской области).
Контроль за ходом реализации Программы будет проводиться по принципу постоянного, текущего контроля, а также планового анализа выполнения ее этапов соответствующими подразделениями и специалистами департамента здравоохранения Администрации области (министерства здравоохранения Самарской области). За целевым использованием бюджетных средств контроль осуществляет департамент управления финансами Администрации области (министерство управления финансами Самарской области). Отчет о ходе выполнения Программы будет представляться вице-губернатору области каждые шесть месяцев.
Ожидаемые результаты реализации Программы
Настоящая Программа направлена на сохранение здоровья населения области, улучшение основных демографических показателей, повышение доступности и качества оказания первичной медико-санитарной помощи.
Результатами реализации Программы станут:
1. Положительная динамика основных качественных показателей детства и родовспоможения на 10-30%:
уменьшение показателя младенческой смертности до 10%;
сохранение материнской смертности в пределах существующих показателей 20-15%;
снижение числа абортов до 30-35 на 1000 женщин фертильного возраста.
2. Снижение количества инвалидов детства на 10%.
3. Снижение пораженности детей кариесом зубов в молочном прикусе на 40%, в постоянном прикусе на 28%.
4. Снижение показателя заболеваемости туберкулезом:
рост числа реабилитированных больных туберкулезом на 7-10%;
снижение показателя бацилловыделения на 12%.
5. Улучшение показателя онкозаболеваемости:
рост доли больных с ранним выявлением злокачественных и предопухолевых заболеваний до 20%;
снижение показателя смертности от опухолевых заболеваний на 3%.
6. Повсеместный переход к оказанию первичной медицинской помощи по принципу врача общей практики и повышение качества ее оказания.
7. Улучшение здоровья детей на 10-12%.
8. Снижение показателей заболеваний, связанных с дефицитом йода:
заболеваемости аутоиммунным тиреоидитом, узловым и диффузным формами зоба примерно на 30%;
удельного веса внутриутробной инфекции с 18 до 8%;
заболеваемости детей болезнями нервной системы в два раза (с 206,6 до 100 промилле).
9. Снижение удельного веса осложнений при сахарном диабете:
уменьшение числа госпитализаций по поводу диабетических ком на 15%, по поводу кетоацидоза на 15-20%;
снижение на 15% числа высоких ампутаций по поводу гангрены и на 15% возникновения слепоты;
снижение смертности от острых осложнений сахарного диабета и хронических сосудистых осложнений;
улучшение качества жизни больных диабетом.
Реализация Программы позволит сэкономить ориентировочно свыше 200 млрд. рублей за счет уменьшения инвалидизации населения в результате активных профилактических мероприятий, улучшения реанимационной помощи детям и проведения других мероприятий.
Законом Самарской области от 1 апреля 2004 г. N 57-ГД в Подпрограмму внесены изменения
Приложение N 4
к территориальной
целевой
программе "Здоровье населения
Самарской области"
на 2001-2005 годы
Подпрограмма
"Профилактика туберкулеза у населения
Самарской области"
на 2001-2005 годы
(далее - Подпрограмма)
11 февраля, 1 апреля 2004 г.
Паспорт Подпрограммы
Наименование Подпрограммы - "Профилактика туберкулеза у населения
Самарской области" на 2001-2005 годы
Дата принятия решения о
разработке Подпрограммы - в соответствии с решением и.о. Губернатора
области от 06.07.2000
Государственный заказчик
Подпрограммы - Администрация области
Головной исполнитель
Подпрограммы - департамент здравоохранения Администрации
области (министерство здравоохранения
Самарской области)
Руководитель Подпрограммы - Гусарова Г.И. - руководитель департамента
здравоохранения Администрации области
(министр здравоохранения Самарской области)
Основные разработчики
Подпрограммы - департамент здравоохранения Администрации
области
Самарский областной противотуберкулезный
диспансер
Самарский государственный медицинский
университет
Цель Подпрограммы - стабилизация и дальнейшее предотвращение
ухудшения эпидемиологической ситуации в
области по туберкулезу
Перечень основных
мероприятий Подпрограммы - реконструкция лечебно-хирургического корпуса,
пищеблока и строительство бактериологической
лаборатории модульного типа Самарского
областного противотуберкулезного диспансера;
капитальный ремонт туберкулезного санатория
"Рачейка";
оснащение лечебно-профилактических учреждений
медицинским и бытовым оборудованием и
специализированной лабораторной мебелью;
развитие системы мониторинга туберкулеза;
введение новых форм организации лечебного
процесса;
проведение санитарно-профилактической работы;
проведение профилактических
противотуберкулезных мероприятий в очагах
туберкулезной инфекции;
проведение профилактических осмотров на
туберкулез работающего населения;
проведение флюорографического осмотра,
рентгенографического обследования
спецконтингента в следственных изоляторах и
исправительных учреждениях;
лабораторное исследование мокроты больных
туберкулезом, содержащихся в следственных
изоляторах;
проведение курсов химиопрофилактики лицам,
контактировавшими с больными туберкулезом;
оснащение следственных изоляторов,
исправительно-трудовых учреждений медицинским
оборудованием;
проведение консультативной помощи, работа
центральной врачебной комиссии и мониторинг
туберкулеза в местах лишения свободы;
обеспечение лабораторий лечебно-
профилактических учреждений расходными
материалами для бактериологических исследований
Исполнители департамент здравоохранения Администрации
мероприятий области (Министерство здравоохранения Самарской
Подпрограммы области), Главное управление исполнения наказаний
Министерства юстиции Российской Федерации по
Самарской области
Сроки реализации
Подпрограммы - 2001-2005 годы
Объемы и источники
финансирования - реализация Подпрограммы осуществляется за
счет средств областного бюджета:
2001 год - 5570,8 тыс. рублей;
2002 год - 18544,1 тыс. рублей;
2003 год - 15846,7 тыс. рублей;
2004 год - 13858,7 тыс. рублей;
2005 год - 13421,8 тыс. рублей;
всего - 67242,1 тыс. рублей
Ожидаемые результаты
реализации Подпрограммы - положительная динамика показателей
заболеваемости туберкулезом:
улучшение выявления больных туберкулезом;
снижение показателя бацилловыделения;
улучшение основных управляемых показателей по
туберкулезу
Система организации
контроля за исполнением
Подпрограммы - контроль за ходом реализации Подпрограммы
осуществляет вице-губернатор области, текущий
контроль за ходом реализации программных
мероприятий осуществляет департамент
здравоохранения Администрации области
(министерство здравоохранения Самарской
области), контроль за целевым использованием
бюджетных средств осуществляет департамент
управления финансами Администрации области
(министерство управления финансами Самарской
области)
Содержание проблемы и обоснование
необходимости ее решения программными методами
Необходимость принятия Подпрограммы обусловлена неблагополучной эпидемиологической обстановкой по туберкулезу в области.
За последние 3 года в Самарской области отмечаются признаки стабилизации эпидемиологической обстановки:
заболеваемость взрослого населения находится на одном уровне - 62,0 на 100 тыс. населения;
увеличился охват населения профосмотрами.
Однако продолжается рост некоторых статистических показателей:
заболеваемость детей в 1999 году увеличилась на 28%;
смертность от туберкулеза увеличилась на 8%.
В область ежегодно приезжает на постоянное жительство около тысячи больных туберкулезом, освобожденных из мест лишения свободы.
Число таких больных, состоящих на учете в противотуберкулезных диспансерах, составляет 30 - 50% от числа наблюдаемых. Излечение таких пациентов из-за асоциального поведения составляет менее 39%.
Более 50% освободившихся из мест лишения свободы больных туберкулезом не встают на учет в противотуберкулезные диспансеры и не продолжают лечения.
Предотвратить или сдержать дальнейшее ухудшение обстановки в области по туберкулезу можно только объединенными усилиями органов и учреждений системы здравоохранения и других ведомств.
Мировой опыт фтизиатрии показывает, что несвоевременное проведение расширенных мероприятий по борьбе с заболеванием ведет к переходу его на этап эпидемии. На преодоление последствий эпидемии туберкулеза необходимо от 30 до 50 лет.
Решение поставленных в Подпрограмме задач затруднено в значительной мере рядом негативных моментов, имеющих место в Самарской области, а именно слабой материально-технической базой противотуберкулезных учреждений, пораженностью туберкулезом крупного рогатого скота, большим числом учреждений системы исполнения наказаний Министерства юстиции Российской Федерации и наличием на территории города крупной туберкулезной больницы для заключенных.
Указанные факторы приводят к дальнейшему ухудшению основных областных показателей по туберкулезу.
Основные цели и задачи Подпрограммы
Целью Подпрограммы является стабилизация эпидемиологической ситуации в области по туберкулезу и предотвращение дальнейшего ее ухудшения.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
развитие материальной базы противотуберкулезных учреждений области;
улучшение консультативно-диагностической помощи лицам групп риска, содержащихся в исправительно-трудовых учреждениях;
развитие санаторного этапа реабилитации больных туберкулезом;
совершенствование мониторинга за состоянием заболеваемости населения области;
внедрение новых методик диагностики и лечения туберкулеза;
повышение квалификации врачей всех профилей в области диагностики и профилактики туберкулеза;
пропаганда современных знаний о лечении и диагностике туберкулеза.
Сроки и этапы реализации Подпрограммы
Подпрограмма рассчитана на 2001-2005 годы и осуществляется поэтапно.
На первом этапе (2001-2003 годы) предстоит:
обеспечить функционирование программы по выявлению и учету больных туберкулезом на территории Самарской области;
приступить к внедрению на территории области методики бактериоскопии для выявления эпидемиологически опасных форм туберкулеза у лиц, обратившихся за медицинской помощью;
совершенствовать амбулаторный этап лечения больных туберкулезом.
На втором этапе (2004-2005 годы) предстоит:
обеспечить совершенствование системы мониторинга заболеваемости туберкулезом;
продолжить развитие амбулаторного этапа лечения больных туберкулезом;
развивать методы выявления больных туберкулезом;
укреплять санаторный этап лечения больных туберкулезом;
внедрять лечение больных туберкулезом в учреждениях уголовно-исправительной системы по методике контролируемой химиотерапии короткими курсами (методика DOTS).
Система программных мероприятий
1. Проектирование и строительство областного центра по борьбе с туберкулезом.
2. Капитальный ремонт туберкулезного санатория "Рачейка".
3. Оснащение лечебно - профилактических учреждений медицинским оборудованием.
4. Увеличение объема санитарно-просветительской работы по профилактике туберкулеза среди населения и больных туберкулезом.
5. Обеспечение и проведение в полном объеме обязательных профилактических противотуберкулезных мероприятий в очагах туберкулезной инфекции.
6. Внедрение новых форм организации лечебного процесса.
7. Проведение рентгенографического обследования спецконтингента следственных изоляторов.
8. Лабораторное исследование мокроты больных туберкулезом, содержащихся в следственных изоляторах, на базе Самарского областного противотуберкулезного диспансера.
9. Проведение курсов химиопрофилактики лицам, контактировавшим с больными туберкулезом.
10. Дополнительное оснащение следственных изоляторов, исправительно-трудовых учреждений медицинским оборудованием.
11. Взаимодействие медицинской службы исправительно-трудовых учреждений области с противотуберкулезными учреждениями системы здравоохранения по вопросам оказания консультативной и методической помощи.
12. Совершенствование системы мониторинга заболеваемости туберкулезом.
13. Компьютерное сопровождение работы противотуберкулезных учреждений области.
Финансовое обеспечение Подпрограммы
/------------------------------------------------------------------------------------------------------\
| N | Наименование | Объем финансирования, тыс. рублей | Источник | |
|п/п| программы |--------------------------------------------| финансирования| Исполнитель |
| | |2001 год|2002 год|2003 год|2004 год|2005 год| | |
|---+--------------------------------------------------------------------------------------------------|
| | 1. Совершенствование структуры и функционирования противотуберкулезной службы |
|---+--------------------------------------------------------------------------------------------------|
|1.1|Реконструкция лечеб- |1000,0 |1000,0 |1000,0 |1000,0 |1000,0 |Областной |Департамент |
| |но-хирургического | | | | | |бюджет |здравоохранения|
| |корпуса, пищеблока и | | | | | | |Администрации |
| |строительство | | | | | | |области |
| | | | | | | | |(министерство |
| | | | | | | | |здравоохране- |
| | | | | | | | |ния Самарской |
| | | | | | | | |области |
| |бактериологической | | | | | | | |
| |лаборатории модуль- | | | | | | | |
| |ного типа | | | | | | | |
| |Самарского областно- | | | | | | | |
| |го противотуберкулез-| | | | | | | |
| |ного диспансера | | | | | | | |
|1.2|Капитальный ремонт |300,0 |300,0 |300,0 |300,0 |300,0 |Областной |Департамент |
| |туберкулезного са- | | | | | |бюджет |здравоохранения|
| |натория "Рачейка". | | | | | | |Администрации |
| | | | | | | | |области |
| | | | | | | | |(министерство |
| | | | | | | | |здравоохране- |
| | | | | | | | |ния Самарской |
| | | | | | | | |области |
|1.3|Оснащение лечебно- |3870,0 |4545,0 |6556,0 |4645,0 |4646,0 |Областной |Департамент |
| |профилактических уч- | | | | | |бюджет |здравоохранения|
| |реждений медицинским | | | | | | |Администрации |
| |и бытовым | | | | | | |области |
| | | | | | | | |(министерство |
| | | | | | | | |здравоохране- |
| | | | | | | | |ния Самарской |
| | | | | | | | |области |
| |оборудованием и | | | | | | | |
| |специализорованной | | | | | | | |
| |лабораторной мебелью | | | | | | | |
|1.4|Развитие системы мо- |164,0 |164,2 |164,2 |164,1 |164,2 |Областной |Департамент |
| |ниторинга заболевае- | | | | | |бюджет |здравоохранения|
| |мости туберкулезом | | | | | | |Администрации |
| | | | | | | | |области |
| | | | | | | | |(министерство |
| | | | | | | | |здравоохране- |
| | | | | | | | |ния Самарской |
| | | | | | | | |области |
| | | | | | | | | |
| |Итого |5334,0 |6009,2 |8020,2 |6109,1 |6110,2 | | |
|---+--------------------------------------------------------------------------------------------------|
| | 2. Внедрение новых технологий |
|---+--------------------------------------------------------------------------------------------------|
| |Внедрение новых форм |236,8 |241,2 |236,8 |236,8 |220,0 |Областной |Департамент |
| |организации лечебного| | | | | |бюджет |здравоохранения|
| |процесса | | | | | | |Администрации |
| | | | | | | | |области |
| | | | | | | | |(министерство |
| | | | | | | | |здравоохране- |
| | | | | | | | |ния Самарской |
| | | | | | | | |области |
|---+--------------------------------------------------------------------------------------------------|
| | 3. Профилактические мероприятия |
|---+--------------------------------------------------------------------------------------------------|
|3.1|Проведение санитарно-| |361,0 |158,0 |158,0 |158 |Областной |Департамент |
| |профилактической ра- | | | | | |бюджет |здравоохранения|
| |боты | | | | | | |Администрации |
| | | | | | | | |области |
| | | | | | | | |(министерство |
| | | | | | | | |здравоохране- |
| | | | | | | | |ния Самарской |
| | | | | | | | |области |
|3.2|Проведение профилак- | |421,2 |421,2 |421,2 | |Областной |Департамент |
| |тических противоту- | | | | | |бюджет |здравоохранения|
| |беркулезных мероприя-| | | | | | |Администрации |
| |тий в очагах туберку-| | | | | | |области |
| |лезной инфекции | | | | | | |(министерство |
| | | | | | | | |здравоохране- |
| | | | | | | | |ния Самарской |
| | | | | | | | |области |
| | | | | | | | | |
|3.3|Проведение флюорогра-| |2539,0 |2539,0 |2539,0 |2539,0 |Областной |Главное управ- |
| |фического осмотра, | | | | | |бюджет |ление исполне- |
| |рентгенографического | | | | | | |ния наказаний |
| |обследования спец- | | | | | | |Министерства |
| |контингента в следст-| | | | | | |юстиции |
| |венных изоляторах и | | | | | | |Российской |
| |исправительных учреж-| | | | | | |Федерации по |
| |дениях | | | | | | |Самарской |
| | | | | | | | |области |
| | | | | | | | | |
|3.4|Лабораторное исследо-| |1074,0 | | | |Областной |Главное управ- |
| |вание мокроты больных| | | | | |бюджет |ление исполне- |
| |туберкулезом, содер- | | | | | | |ния наказаний |
| |жащихся в следствен- | | | | | | |Министерства |
| |ных изоляторах | | | | | | |юстиции |
| | | | | | | | |Российской |
| | | | | | | | |Федерации по |
| | | | | | | | |Самарской |
| | | | | | | | |области |
| | | | | | | | | |
|3.5|Проведение курсов хи-| |94,3 |94,3 |94,3 |94,3 |Областной |Главное управ- |
| |миопрофилактики | | | | | |бюджет |ление исполне- |
| |лицам, контактировав-| | | | | | |ния наказаний |
| |шим с больными тубер-| | | | | | |Министерства |
| |кулезом в следствен- | | | | | | |юстиции |
| |ных изоляторах и ис- | | | | | | |Российской |
| |правительно-трудовых | | | | | | |Федерации по |
| |учреждениях | | | | | | |Самарской |
| | | | | | | | |области |
| | | | | | | | | |
|3.6|Дополнительное осна- | |7682,5 |3181,5 |3104,6 |3104,6 |Областной |Главное управ- |
| |щение следственных | | | | | |бюджет |ление исполне- |
| |изоляторов, исправи- | | | | | | |ния наказаний |
| |тельно-трудовых уч- | | | | | | |Министерства || |реждений медицинским | | | | | | |юстиции |
| |оборудованием | | | | | | |Российской |
| | | | | | | | |Федерации по |
| | | | | | | | |Самарской |
| | | | | | | | |области |
| | | | | | | | | |
|3.7|Проведение консульта-| |121,7 |121,7 |121,7 |121,7 |Областной |Главное управ- |
| |тивной помощи, работа| | | | | |бюджет |ление исполне- | |
| |центральной врачебной| | | | | | |ния наказаний | |
| |комиссии и мониторинг| | | | | | |Министерства | |
| |заболеваемости тубер-| | | | | | |юстиции | |
| |кулезом в местах ли- | | | | | | |Российской | |
| |шения свободы | | | | | | |Федерации по | |
| | | | | | | | |Самарской | |
| | | | | | | | |области |
| | | | | | | | | |
|3.8|Обеспечение лаборато-| | |1074.0 |1074.0 |1074.0 | |Департамент |
| |рий лечебно-профилак-| | | | | | |здравоохранения|
| |тических учреждений | | | | | | |Администрации |
| |расходными материала-| | | | | | |области (Мини- |
| |ми для бактериологи- | | | | | | |стерство здра- |
| |ческих исследований | | | | | | |воохранения Са-|
| | | | | | | | |марской облас- |
| | | | | | | | |ти) |
| | | | | | | | | |
| |Итого | |12293,5 |6515,7 |7512,8 |7391,6 | | |
| | | | | | | | | |
| |Всего по Подпрограмме|5570,8 |18544,1 |15846,7 |13858,7 |13421,8 | | |
\------------------------------------------------------------------------------------------------------/
Механизм реализации Подпрограммы
Основным исполнителем Подпрограммы является департамент здравоохранения Администрации области (министерство здравоохранения Самарской области).
Для успешного решения поставленных задач требуется привлечение ряда ведомств и служб:
администраций городов и районов области для контроля за экологией, условиями труда на предприятиях и учреждениях, реализацией противотуберкулезных мероприятий и контролем за их выполнением, для контроля за выделением заразным больным изолированной жилой площади, для изыскания средств и решения вопросов по финансированию мероприятий по борьбе с туберкулезом;
Главного управления исполнения наказаний Министерства юстиции Российской Федерации по Самарской области для профилактики туберкулеза среди заключенных.
Кроме того, в выполнении Подпрограммы необходимо участие Центра Госсанэпиднадзора в Самарской области, ветеринарной службы, Самарского государственного медицинского университета.
Департамент здравоохранения Администрации области (министерство здравоохранения Самарской области) осуществляет Подпрограмму в части использования бюджетных средств, заказывает выполнение конкретных мероприятий другим юридическим лицам, координирует работу всех исполнителей.
Система организации контроля за исполнением Подпрограммы
Головным исполнителем Подпрограммы является департамент здравоохранения Администрации области (министерство здравоохранения Самарской области), распределяющий финансовые поступления с учетом выделяемых на реализацию Подпрограммы средств. Специалисты департамента здравоохранения Администрации области уточняют целевые показатели и затраты по программным мероприятиям.
Специалисты департамента здравоохранения Администрации области (министерства здравоохранения Самарской области) осуществляют текущий контроль за ходом реализации программных мероприятий. Контроль за исполнением Подпрограммы осуществляет департамент здравоохранения Администрации области (министерство здравоохранения Самарской области), за целевым использованием бюджетных средств - департамент управления финансами Администрации области (министерство управления финансами Самарской области). Отчет о ходе выполнения Подпрограммы представляется вице-губернатору области каждые шесть месяцев.
Ожидаемые результаты реализации Подпрограммы
Результатом реализации Подпрограммы станет положительная динамика показателей заболеваемости туберкулезом:
улучшение выявления больных туберкулезом;
увеличение показателя прекращения бацилловыделения;
улучшение основных управляемых показателей по туберкулезу.
Законом Самарской области от 1 апреля 2004 г. N 57-ГД в Подпрограмму внесены изменения
Приложение N 5
к территориальной
целевой
программе "Здоровье населения
Самарской области"
на 2001-2005 годы
Подпрограмма
"Профилактика онкологических заболеваний"
на 2001-2005 годы
(далее - Подпрограмма)
1 апреля 2004 г.
Паспорт Подпрограммы
Наименование Подпрограммы - "Профилактика онкологических заболеваний" на
2001-2005 годы
Дата принятия решения о
разработке Подпрограммы - в соответствии с решением и.о. Губернатора
области от 06.07.2000
Государственный заказчик
Подпрограммы - Администрация области
Головной исполнитель
Подпрограммы - департамент здравоохранения Администрации
области (министерство здравоохранения
Самарской области)
Руководитель Подпрограммы - Гусарова Г.И. - руководитель департамента
здравоохранения Администрации области
(министр департамента здравоохранения
Самарской области)
Основные разработчики
Подпрограммы - департамент здравоохранения Администрации
области, Самарский областной онкологический
диспансер, Самарский государственный
медицинский университет
Цели Подпрограммы - снижение инвалидизации и смертности от
онкологических заболеваний, стабилизация и
улучшение основных показателей по онкологии
Перечень основных
мероприятий Подпрограммы - совершенствование структуры и
функционирования соответствующих служб;
внедрение новых технологий;
внедрение современных методов диагностики и
лечения злокачественных новообразований;
проведение профилактических мероприятий:
профилактические медицинские осмотры
населения с целью раннего выявления
злокачественных новообразований;
мероприятия по противораковой пропаганде
Сроки реализации
Подпрограммы - 2001-2005 годы
Объемы и источники
финансирования
Подпрограммы - реализация Подпрограммы осуществляется за
счет средств областного бюджета:
2001 год - 5006,5 тыс. рублей;
2002 год - 27808,9 тыс. рублей;
2003 год - 15626,5 тыс. рублей;
2004 год - 15773,2 тыс. рублей;
2005 год - 4703,8 тыс. рублей;
всего - 68918,9 тыс. рублей
Ожидаемые результаты
реализации Подпрограммы - положительная динамика показателей
онкозаболеваний:
снижение показателя смертности на первом году
с момента установления диагноза;
повышение выявляемости онкозаболеваний при
профилактических осмотрах;
увеличение числа выявленных больных с 1-11
стадиями заболеваний;
улучшение качества и эффективности лечения
онкологических больных;
снижение показателей инвалидности и
смертности
Система организации
контроля за исполнением
Подпрограммы - департамент здравоохранения Администрации
области (министерство здравоохранения
Самарской области) распределяет финансовые
поступления и осуществляет контроль за ходом
реализации Подпрограммы, контроль за целевым
использованием бюджетных средств осуществляет
департамент управления финансами Администрации
области (министерство управления финансами
Самарской области)
Содержание проблемы и обоснование
необходимости ее решения программными методами
В последние годы в области отмечается значительный ежегодный рост заболеваемости и смертности от злокачественных новообразований. Только в 1999 году зарегистрировано около 12 тысяч вновь выявленных больных злокачественными новообразованиями, более 6 тысяч человек умерло. Уровень заболеваемости в 1999 году составил 350,8 на 100000 населения относительно 289,3 в 1990 году, заболеваемость детей за этот период возросла с 8,5 до 17,0 на 100000 детского населения.
За последние 5 лет число ежегодно регистрируемых больных злокачественными новообразованиями увеличилось на 6,0%. Количество больных, состоящих на диспансерном учете, достигло 51 тыс. человек.
Злокачественные новообразования в структуре причин инвалидности занимают второе место после болезней системы кровообращения. Наибольшую долю составляют больные со II группой инвалидности - 57,5%, доля I группы - 36,6% и III группы - 5,9%.
Удельный вес онкологических заболеваний, выявленных в поздних (III и IV) стадиях процесса, за последние годы возрос при раке пищевода до 60,3 %, желудка - до 55,2%, легкого - до 53,5%, яичников - до 55,2%.
В структуре причин смертности населения злокачественные новообразования занимают третье место и составили в 1999 году 190,5 на 100000 населения относительно 171,5 в 1990 году.
Основными причинами роста онкозаболеваемости в области являются, с одной стороны, загрязненность воздушной и водной сред, ухудшение социально-экономических условий, распространение табакокурения, рост алкоголизма, с другой - недостаточная пропаганда среди населения знаний по профилактике злокачественных новообразований.
Основной проблемой остается позднее выявление злокачественных новообразований в амбулаторно-поликлинических учреждениях. Это обусловлено недостаточным использованием современных методов диагностики на ранних стадиях заболевания, недостаточной эффективностью профилактических осмотров. Тревогу вызывает позднее выявление тех нозологических форм новообразований, которые, в основном, определяют уровень заболеваемости (рак легкого, желудка, ободочной кишки, молочной железы, тела матки).
Недостаточное финансирование онкологической службы не позволяет оснастить лечебные учреждения необходимым диагностическим и лечебным оборудованием: аппаратами лучевой терапии нового поколения, радиоактивными источниками к ним. Так, согласно современной концепции, 70-75% онкологических больных нуждаются в лучевой терапии, тогда как в области этот вид лечения получают лишь 45% больных. Имеющаяся аппаратура для проведения лучевой терапии морально и физически устарела.
Основные цели и задачи Подпрограммы
Основной целью Подпрограммы является снижение инвалидизации и смертности от онкологических заболеваний на 8%, стабилизация и улучшение основных показателей по онкологии.
Для достижения поставленной цели предусматривается решение следующих задач:
развитие материально-технической базы, совершенствование организации онкологической службы;
повышение эффективности мероприятий по профилактике и раннему выявлению онкологических заболеваний;
обеспечение современного уровня лечения и реабилитации онкологических больных посредствам внедрения новейших медицинских технологий.
Сроки и этапы реализации Подпрограммы
Подпрограмма рассчитана на 2001-2005 годы и осуществляется поэтапно.
На первом этапе (2001-2002 годы) предполагается подготовка и реализация первоочередных неотложных мероприятий по профилактике, раннему выявлению и лечению опухолевых и предопухолевых заболеваний.
На втором этапе (2003-2005 годы) предстоит реализация основных мероприятий по снижению смертности и инвалидизации от злокачественных новообразований.
Система программных мероприятий
1. Совершенствование регистра больных онкозаболеваниями по Самарской области:
приобретение компьютерного оборудования;
приобретение лицензионных программных средств и их сопровождения;
подготовка специалистов для работы по регистру больных.
2. Внедрение современных методов диагностики и лечения злокачественных новообразований:
приобретение специального диагностического и лечебного медицинского оборудования для учреждений области;
подготовка врачей-онкологов для учреждений области.
3. Профилактические мероприятия:
проведение профилактических осмотров населения с целью раннего выявления злокачественных новообразований;
проведение мероприятий по пропаганде здорового образа жизни.
Финансовое обеспечение Подпрограммы
/------------------------------------------------------------------------------------------------------\
| N | Наименование | Объем финансирования, тыс. рублей | Источник | Головной |
|п/п| программы |-----------------------------------------------|финансирования| исполнитель |
| | |2001год|2002год|2003год|2004год|2005год|общая | | |
| | | | | | | |стои- | | |
| | | | | | | |мость | | |
|---+--------------------------------------------------------------------------------------------------|
| | 1. Совершенствование структуры и функционирования соответствующих служб |
|---+--------------------------------------------------------------------------------------------------|
| |Совершенствова- |291,1 |6366,1 |241,1 |262,2 |212,2 |7372,7 |Областной |Департамент |
| |ние регистра боль- | | | | | | |бюджет |здравоохране-|
| |ных онкозаболева- | | | | | | | |ния Админист-|
| |ниями по Самар- | | | | | | | |рации области|
| |ской области | | | | | | | |(министерство|
| | | | | | | | | |здравоохране-|
| | | | | | | | | |ния Самарской|
| | | | | | | | | |области |
| | | | | | | | | | ||---+--------------------------------------------------------------------------------------------------|
| | 2.Внедрение новых технологий |
|---+--------------------------------------------------------------------------------------------------|
| |Внедрение совре- |549,4 |17279,7|11222,3|11347,9|328,5 |40727,8|Областной |Департамент |
| |менных методов | | | | | | |бюджет |здравоохране-|
| |диагностики и ле- | | | | | | | |ния Админист-|
| |чения злокачест- | | | | | | | |рации области|
| |венных новообразова- | | | | | | | |(министерство|
| |ний | | | | | | | |здравоохране-|
| | | | | | | | | |ния Самарской|
| | | | | | | | | |области |
| | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | |
|---+--------------------------------------------------------------------------------------------------|
| | 3. Профилактические мероприятия |
|---+--------------------------------------------------------------------------------------------------|
|3.1|Проведение про- |4119,8 |4119,8 |4119,8 |4119,8 |4119,8 |20599,0|Областной |Департамент |
| |филактических ос- | | | | | | |бюджет |здравоохране-|
| |мотров населения с | | | | | | | |ния Админист-|
| |целью раннего вы- | | | | | | | |рации области|
| |явления злокачествен-| | | | | | | |(министерство|
| |ных новообразований | | | | | | | |здравоохране-|
| | | | | | | | | |ния Самарской|
| | | | | | | | | |области |
| | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | |
|3.2|Проведение меро- |46,2 |43,3 |43,3 |43,3 |43,3 |219,4 |Областной |Департамент |
| |приятии по пропа- | | | | | | |бюджет |здравоохране-|
| |ганде здорового | | | | | | | |ния Админист-|
| |образа жизни | | | | | | | |рации области|
| | | | | | | | | |(министерство|
| | | | | | | | | |здравоохране-|
| | | | | | | | | |ния Самарской|
| | | | | | | | | |области |
| | | | | | | | | | |
| |Итого |5006,5 |27808,9|15626,5|15773,2|4703,8 |68918,9| | |
\------------------------------------------------------------------------------------------------------/
Механизм реализации Подпрограммы
Основным исполнителем Подпрограммы является департамент здравоохранения Администрации области (министерство здравоохранения Самарской области).
Общая стоимость программных мероприятий на 2001-2005 годы составляет 68 918,9 тыс. рублей.
Источник финансирования - областной бюджет.
Система организации контроля за исполнение Подпрограммы
Головным исполнителем Подпрограммы является департамент здравоохранения Администрации области (министерство здравоохранения Самарской области), распределяющий финансовые поступления с учетом выделяемых на реализацию Подпрограммы средств. Специалисты департамента здравоохранения Администрации области (министерства здравоохранения Самарской области) уточняют целевые показатели и затраты по программным мероприятиям.
Специалисты департамента здравоохранения Администрации области (министерства здравоохранения Самарской области) осуществляют текущий контроль за ходом реализации программных мероприятий. Контроль за исполнением Подпрограммы осуществляет департамент здравоохранения Администрации области (министерство здравоохранения Самарской области), за целевым использованием бюджетных средств - департамент управления финансами Администрации области (министерство управления финансами Самарской области). Отчет о ходе выполнения Подпрограммы представляется вице-губернатору области каждые шесть месяцев.
Ожидаемые результаты реализации Подпрограммы
Реализация Подпрограммы на 2001-2005 годы позволит достичь:
уменьшения смертности на первом году с момента установления диагноза на 7%;
повышения до 10% выявляемости онкозаболеваний при профилактических осмотрах; увеличения числа выявленных больных с 1-11 стадиями онкозаболеваний до 50%;
улучшения качества и эффективности лечения онкологических больных до 65-66%;
снижения показателей инвалидности и смертности на 8%.
Все это приведет к экономии средств, затрачиваемых на выплату пособия по больничному листу и инвалидности.
Законом Самарской области от 1 апреля 2004 г. N 57-ГД в Подпрограмму внесены изменения
Приложение N 6
к территориальной
целевой
программе "Здоровье населения
Самарской области"
на 2001-2005 годы
Подпрограмма
"Внедрение принципа работы врача общей практики
(семейного врача) в деятельность первичного
звена медицинской помощи"
на 2001-2005 годы
(далее - Подпрограмма)
1 апреля 2004 г.
Паспорт Подпрограммы
Наименование Подпрограммы - "Внедрение принципа работы врача общей
практики (семейного врача) в деятельность
первичного звена медицинской помощи" на 2001-
2005 годы
Дата принятия решения о
разработке Подпрограммы - в соответствии с решением и.о. Губернатора
области от 06.07.2000
Государственный заказчик
Подпрограммы - Администрация области
Головной исполнитель
Подпрограммы - департамент здравоохранения Администрации
области (министерство здравоохранения
Самарской области)
Руководитель Подпрограммы - Гусарова Г.И. - руководитель департамента
здравоохранения Администрации области
(министр здравоохранения Самарской области)
Основные разработчики
Подпрограммы - департамент здравоохранения Администрации
области,Самарский государственный медицинский
университет
Цель Подпрограммы - повышение качества и доступности медицинской
помощи
Перечень основных
мероприятий Подпрограммы - совершенствование структуры и функционирования
первичного звена медицинской помощи;
развитие сети учреждений первичного звена
медицинской помощи на базе существующих
поликлиник и офисов врачей общей практики в
городах и районах области
Сроки реализации
Подпрограммы - 2001-2005 годы
Объемы и источники
финансирования
Подпрограммы - реализация Подпрограммы осуществляется за
счет средств областного бюджета:
2001 год - 2218,6 тыс. рублей;
2002 год - 11061,3 тыс. рублей;
2003 год - 11061,3 тыс. рублей;
2004 год - 11061,3 тыс. рублей;
2005 год - 12147,0 тыс. рублей;
всего - 47549,5 тыс. рублей
Ожидаемые результаты
реализации Подпрограммы - реализация Подпрограммы позволит сохранить
достигнутые и улучшить результаты:
выделения помещения внутри поликлиник для
организации работы врачей по принципу
групповой практики;
подготовки кадров врачей для работы в этих
условиях;
подготовки кадров медицинских сестер общей
практики;
оснащения врачей общей практики недостающим
оборудованием
Система организации
контроля за исполнением
Подпрограммы - контроль за ходом реализации Подпрограммы
осуществляет вице-губернатор области, текущий
контроль за ходом реализации программных
мероприятий осуществляет департамент
здравоохранения Администрации области
(министерство здравоохранения Самарской области),
контроль за целевым использованием бюджетных
средств осуществляет департамент управления
финансами Администрации области (министерство
управления финансами Самарской области)
Содержание проблемы и обоснование
необходимости ее решения программными методами
Реализация комплексной целевой программы "Здоровье населения Самарской области" на 1997-2000 годы, в частности реализация Подпрограммы "Внедрение принципа работы врача общей практики (семейного врача) в деятельность первичного звена медицинской помощи", позволила подготовить и частично оснастить оборудованием 597 врачей общей практики (по состоянию на 31.03.2000). В настоящее время продолжают работать 458 врачей общей практики. Началась подготовка медицинских сестер общей практики, подготовлены и работают 427 медицинских сестер общей практики. Подготовить такое количество специалистов удалось за счет привлечения средств муниципалитетов и средств лечебно-профилактических учреждений. Несколько офисов были оснащены за счет средств программы "ТАСИС".
В то же время здравоохранение области получило опыт работы по принципу врача общей практики. Преодолено недоверие населения к работе врачей общей практики. За период организации общеврачебной практики на территории области можно отметить положительные тенденции: врач общей практики становится координатором "медицинского маршрута" пациента, заинтересованным в его здоровье. При этом он ориентируется не только на пациента, но на всю семью в целом, заинтересован в рациональном использовании материальных средств поликлиники (групповой практики); госпитализация, внешние консультации, обследования, вызов скорой помощи и другие услуги.
На сегодняшний день врачи общей практики оказывают 30-40% общего объема первичной многопрофильной медицинской помощи населению области. Таким образом, целесообразность перехода к оказанию медицинской помощи по принципу работы врача общей практики, сочетающему в себе высокий профессионализм и ответственность за судьбу больного, не вызывает сомнений.
Значимость такой формы работы возрастает в условиях обязательного медицинского страхования, когда на рынке медицинских услуг большим опросам пользуется специалист широкого профиля.
Переход на оказание медицинской помощи по принципу работы врача общей практики непрост: необходимы первичная специализация врачебного и среднего медицинского персонала, переподготовка врачей общей практики, оснащение кабинетов врачей общей практики специальными наборами и инструментарием, разработка новых нормативных документов.
Планируется в течение 5 лет перевести все первичное звено здравоохранения области на работу по принципу врача общей практики, поэтому продолжать этот процесс нужно одновременно во всех городах и районах области.
Таким образом, процесс реорганизации первичной медицинской помощи потребует координации действий значительного числа участников. Решить проблему в современных условиях, когда финансируется только практическая работа, направленная на исправление здоровья больного человека, когда в цену медицинских услуг не заложены элементы накопления и развития службы, невозможно без целевого выделения средств.
Основные цели и задачи Подпрограммы
Цель Подпрограммы - повышение качества и доступности медицинской помощи путем реорганизации первичного звена медицинской помощи в городах и районах области по принципу работы врача общей практики. При выполнении Подпрограммы группы врачей общей практики будут организованы во всех городах и районах области.
Для достижения поставленной цели необходимо решить задачи:
выделения помещений внутри поликлиник для организации работы врачей по принципу групповой практики;
подготовки кадров врачей для работы в этих условиях;
подготовки кадров медицинских сестер общей практики;
оснащения врачей общей практики недостающим оборудованием.
Сроки реализации Подпрограммы
Подпрограмма рассчитана на 2001-2005 годы.
Ежегодно планируется обучать 154 врача общей практики и 405 медицинских сестер общей практики, оснащать не менее 260 работающих врачей общей практики необходимым оборудованием.
Система программных мероприятий
Совершенствование структуры и функционирования первичного звена медицинской помощи путем развития сети учреждений первичного звена медицинской помощи на базе существующих поликлиник и офисов врачей общей практики в городах и районах области.
Финансовое обеспечение Подпрограммы
N п/п |
Наименование программы |
Объем финансирования, тыс. рублей | Источник финансирования |
Исполнитель |
|||||
2001год | 2002год | 2003год | 2004год | 2005год | всего | ||||
1. 2. 3. |
Подготовка врача об- щей практики Подготовка медицин- ских сестер общей практики Оснащение врачей об- щей практики порта- тивными наборами Итого |
675,0 457,9 1085,7 2218,6 |
2500,0 1377,2 7184,1 11061,3 |
2500,0 1377,2 7184,1 11061,3 |
2500,0 1377,2 7184,1 11061,3 |
2500,0 1377,2 8269,8 12147,0 |
10675,0 5966,7 30907,8 47549,5 |
Областной бюджет Областной бюджет Областной бюджет |
Департамент здравоохране- ния Админист- рации области (министерство здравоохране- ния Самарской области Департамент здравоохране- ния Админист- рации области (министерство здравоохране- ния Самарской области Департамент здравоохране- ния Админист- рации области (министерство здравоохране- ния Самарской области |
Механизм реализации Подпрограммы
Головным исполнителем Подпрограммы является департамент здравоохранения Администрации области (министерство здравоохранения Самарской области).
Отсутствие федеральных источников финансирования мероприятий по развитию системы здравоохранения, недостаточность финансового обеспечения программы обязательного медицинского страхования обусловливают необходимость финансирования Подпрограммы из областного бюджета.
Реализация Подпрограммы позволит повысить качество медицинской помощи, оказываемой населению области, и сделать ее более доступной.
Система организации контроля за исполнением Подпрограммы
Головным исполнителем Подпрограммы является департамент здравоохранения Администрации области (министерство здравоохранения Самарской области), распределяющий финансовые поступления с учетом выделяемых на реализацию Подпрограммы средств. Специалисты департамента здравоохранения Администрации области уточняют целевые показатели и затраты по программным мероприятиям.
Специалисты департамента здравоохранения Администрации области (министерства здравоохранения Самарской области) осуществляют текущий контроль за ходом реализации программных мероприятий. Контроль за исполнением Подпрограммы осуществляет департамент здравоохранения Администрации области, за целевым использованием бюджетных средств - департамент управления финансами Администрации области (министерство управления финансами Самарской области). Отчет о ходе выполнения Подпрограммы представляется вице-губернатору области каждые шесть месяцев.
Ожидаемые результаты реализации Подпрограммы
Реализация Подпрограммы позволит достичь:
младенческой смертности не выше 10 промилле;
материнской смертности не выше 30 на 100 000 живорожденных;
выявляемости онкологических заболеваний в запущенной стадии не выше 10%;
распространенности абортов на 1000 женщин детородного возраста не выше 30%;
степени охвата контрацепцией на 100 женщин детородного возраста 60% и выше.
Приложение N 7
к территориальной
целевой
программе "Здоровье населения
Самарской области"
на 2001-2005 годы
Подпрограмма
"Профилактика заболеваний, связанных с
дефицитом йода на территории
Самарской области"
на 2001-2002 годы
(далее - Подпрограмма)
Паспорт Подпрограммы
Наименование Подпрограммы - "Профилактика заболеваний, связанных с
дефицитом йода на территории Самарской
области" на 2001-2002 годы
Дата принятия решения о
разработке Подпрограммы - поручение и.о. Губернатора области от
25.11.99 N 6-39/52
Государственный заказчик
Подпрограммы - Администрация области
Головной исполнитель
Подпрограммы - департамент здравоохранения Администрации
области
Руководитель Подпрограммы - Гусарова Г.И. - руководитель департамента
здравоохранения Администрации области
Основные разработчики
Подпрограммы - департамент здравоохранения Администрации
области, Самарский государственный
медицинский университет
Цели Подпрограммы - снижение заболеваемости, связанной с
дефицитом йода;
создание системы профилактики заболеваний,
связанных с дефицитом йода
Основные направления
реализации Подпрограммы - проведение профилактических мероприятии по
массовой, групповой и индивидуальной
профилактике заболеваний, связанных с
дефицитом йода на территории Самарской
области;
проведение скрининг-обследования детей,
подростков для определения степени дефицита
йода в организме;
организация мониторинга по результатам
реализации Подпрограммы: анализ выполнения
Подпрограммы, заключение договоров по
выполнению мероприятий в рамках Подпрограммы
Сроки реализации
Подпрограммы - 2001-2002 годы
Объемы и источники
финансирования
Подпрограммы - реализация Подпрограммы осуществляется за
счет средств областного бюджета:
2001 год - 1109,5 тыс. рублей;
2002 год - 646,5 тыс. рублей;
всего - 1756,0 тыс. рублей
Ожидаемые результаты
реализации Подпрограммы - уточнение реальной потребности в массовых и
индивидуальных мероприятиях по профилактике
заболеваний, связанных с дефицитом йода;
выбор оптимальных способов индивидуальной и
массовой профилактики заболеваний, связанных
с дефицитом йода;
разработка Подпрограммы по профилактике
заболеваний, связанных с дефицитом йода,
на 2003-2005 годы с привлечением средств
муниципальных образований области
Система организации
контроля за исполнением
Подпрограммы - контроль за ходом реализации Подпрограммы
осуществляет вице-губернатор области, текущий
контроль за ходом реализации программных
мероприятий осуществляет департамент
здравоохранения Администрации области,
контроль за целевым использованием бюджетных
средств осуществляет департамент управления
финансами Администрации области.
Содержание проблемы и обоснование необходимости
ее решения программными методами
Заболевания, связанные с дефицитом йода, широко распространены во всем мире. По оценке Всемирной организации здравоохранения, риску развития заболеваний, связанных с дефицитом йода, подвержены более 1,5 млрд. жителей Земли, а зоб (увеличение щитовидной железы, связанное с дефицитом йода) имеют 200 млн. человек. Умственная отсталость в результате йодной недостаточности обнаружена более чем у 20 млн. человек.
Недостаток йода в организме, по мнению экспертов Всемирной организации здравоохранения, является самой распространенной причиной умственной отсталости, которую можно устранить, разработав меры профилактики йоддефицитного состояния.
Заболевания, связанные с дефицитом йода, представляют собой важнейшую медико-социальную проблему, так как определяют состояние здоровья населения и интеллектуальный уровень общества.
Дефицит йода ведет к увеличению подверженности простудным заболеваниям в два раза, увеличению количества выкидышей и мертворожденных, увеличению внутриутробной инфекции и детской смертности, нарушению развития нервной системы у плода, снижению интеллекта детей вплоть до кретинизма, увеличению щитовидной железы (эндемического зоба), что провоцирует развитие узлового зоба и рака щитовидной железы.
Заболевания, связанные с дефицитом йода, представляют собой важную медико-социальную проблему нашего региона. Самарская область относится к геохимическим провинциям с недостатком йода в окружающей среде. В последние 9 лет наблюдается резкий рост числа заболеваний щитовидной железы, в десять раз увеличилось число больных с узловым и простым зобом, требующих применения гормонов щитовидной железы или оперативного лечения, в четыре раза выросла заболеваемость хроническим аутоимунным тиреоидитом, в три раза - гипотиреозом (снижением функции щитовидной железы).
В настоящее время проведена оценка дефицита йода в отдельных территориальных образованиях области. Установлены реальные показатели дефицита йода в различных группах населения (дети, подростки, взрослые). Ранее подобные исследования не проводились.
Общее количество обследованных - 400 человек (подростков и взрослых). Обследования проводились с использованием ультразвукового исследования (далее - УЗИ) щитовидной железы и методом лабораторного контроля содержания йода в моче. Первые результаты проведенных обследований позволяют констатировать следующее:
частота встречаемости зоба (увеличение объема щитовидной железы), по данным пальпации, выявлена у 50% осмотренных, по данным УЗИ - у 38%;
концентрация йода в моче снижена до 6,97 микрограмм/процентов (при норме 10,0 микрограмм/процентов).
Приведенные показатели позволяют предположить наличие дефицита йода у значительного числа жителей Самарской области, особенно в подростковом и детском возрасте.
В настоящее время на территории области в учреждениях торговли имеются продукты, содержащие йод, такие как соль и хлеб. Имеется большое количество пищевых добавок и лекарств (витаминно-минеральных комплексов), содержащих йод. К сожалению, в бюджете Центра Государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Самарской области (далее - ЦГСЭН) предусмотрен крайне недостаточный объем исследований по контролю за содержанием йода в продуктах питания (около 350 исследований по всем центрам ГСЭН области). С целью создания системы мониторинга за качеством пищевых продуктов, содержащих йод, требуется существенно увеличить объем таких исследований. Необходимо разработать меры по снабжению детских дошкольных, образовательных и санаторно-оздоровительных учреждений области йодированными продуктами питания.
Важным аспектом профилактики заболеваний, связанных с дефицитом йода, следует считать разъяснительную работу среди населения с использованием средств массовой информации.
Необходимость разработки настоящей Подпрограммы обусловлена тем, что реализация мероприятий по профилактике заболеваний, связанных с дефицитом йода, возможна при взаимодействии служб здравоохранения, государственного санитарно-эпидемического надзора органов самоуправления. Подпрограмма разработана в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 05.10.99 N 1119 "О мерах по профилактике заболеваний, связанных с дефицитом йода".
Цель и задачи Подпрограммы
Основная цель Подпрограммы - разработка системы мероприятий по профилактике заболеваний, связанных с дефицитом йода.
Основные задачи Подпрограммы:
1. Создание центра профилактики заболеваний, связанных с дефицитом йода.
2. Оценка степени тяжести дефицита йода у жителей Самарской области путем проведения скрининговых исследований.
3. Выбор пищевых продуктов, обогащенных йодом, обеспечивающих профилактику заболеваний, связанных с дефицитом йода, у разных групп населения.
4. Организация контроля за содержанием йода в пищевых продуктах.
5. Проведение мероприятий по массовой, групповой и индивидуальной профилактике заболеваний, связанных с дефицитом йода на территории Самарской области.
Сроки и этапы реализации Подпрограммы
Подпрограмма рассчитана на 2001-2002 годы и состоит из 2-х этапов.
На первом этапе (2001 год) предстоит:
создать центр профилактики заболеваний, связанных с дефицитом йода;
провести скрининговые исследования для оценки степени тяжести дефицита йода у жителей Самарской области;
определить пищевые продукты, обогащенные йодом, обеспечивающие профилактику заболеваний, связанных с дефицитом йода;
организовать контроль за содержанием йода в пищевых продуктах;
разработать мероприятия по проведению массовой, групповой и индивидуальной профилактики заболеваний, связанных с дефицитом йода.
На втором этапе (2002 год) следует:
продолжить проведение мероприятий по массовой, групповой и индивидуальной профилактике заболеваний, связанных с дефицитом йода;
оценить эффективность мероприятий по массовой, групповой и индивидуальной профилактике заболеваний, связанных с дефицитом йода;
разработать целевую программу по профилактике заболеваний, связанных с дефицитом йода на территории Самарской области, на 2003 - 2005 годы.
Система программных мероприятий
1. Создание центра профилактики заболеваний, связанных с дефицитом йода.
2. Проведение профилактических мероприятий:
проведение скрининг-обследования детей, подростков, беременных для определения степени дефицита йода;
диспансеризация обследованных лиц с выявленным дефицитом йода и оценка ее результативности через один, шесть и двенадцать месяцев (трехкратное проведение УЗИ щитовидной железы и определение йода в биологических средах);
организация индивидуальной профилактики препаратами йода (калия йодид или витаминно-минеральные комплексы, содержащие йод) среди детей, подростков и беременных;
разработка рекомендаций по наполнению рынка продуктами, обогащенными йодом;
пропаганда здорового образа жизни и профилактики заболеваний, связанных с дефицитом йода, среди населения области; разработка и издание методических рекомендаций;
проведение научных исследований по проблемам заболеваний, связанных с дефицитом йода.
3. Организация мониторинга результатов реализации Подпрограммы и анализ хода ее выполнения.
Финансовое обесп
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.