Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Законом Самарской области от 1 апреля 2004 г. N 61-ГД в настоящую Программу внесены изменения
Приложение
к Закону
Самарской области
"Об утверждении областной
целевой программы "Социально-
экономическое оздоровление
г. Октябрьска Самарской области"
на 2004-2008 годы"
Областная целевая программа
"Социально-экономическое оздоровление
г. Октябрьска Самарской области"
на 2004-2008 годы
(далее - Программа)
1 апреля 2004 г.
Паспорт Программы
Наименование Программы - областная целевая программа "Социально-
экономическое оздоровление г. Октябрьска
Самарской области" на 2004-2008 годы
Дата принятия решения о - постановление Губернатора Самарской области от
разработке Программы 21.02.2003 N 49 "Об утверждении Плана
действий Администрации области на 2003 год по
решению основных социально-экономических задач"
Государственный заказчик - Администрация Самарской области
Программы
Головной исполнитель - администрация г. Октябрьска
Программы
Основные разработчики - администрация г. Октябрьска, Самарский научно-
Программы исследовательский институт экономических
проблем региона
Цель и задачи Программы - улучшение качества жизни населения г. Октябрьска
путем реализации основных задач:
создание условий для устойчивого
социально-экономического развития г. Октябрьска;
стабилизация промышленного производства и
финансовая стабилизация;
повышение уровня жизни населения
Сроки и этапы реализации - 2004-2008 годы.
Программы Программа реализуется в 2 этапа:
1 этап: 2004 год;
2 этап: с 2005 по 2008 год
Перечень мероприятий - направления мероприятий Программы:
Программы "Организационное и кадровое обеспечение
хозяйственного комплекса и социальной сферы
г. Октябрьска";
"Развитие экономического потенциала
г. Октябрьска";
"Обеспечение занятости населения г. Октябрьска";
"Развитие социальной инфраструктуры и
городского хозяйства";
"Защита населения от чрезвычайных ситуаций
природного и техногенного характера"
Исполнители Программы - министерства и иные органы исполнительной власти
Самарской области в пределах своей компетентности,
администрация г. Октябрьска, организации г.
Октябрьска, осуществляющие финансирование
реализации мероприятий Программы за счет
собственных средств (по согласованию)
Объемы и источники - общий объем финансирования Программы - 986543,7
финансирования тыс. рублей, в том числе:
федеральный бюджет - 42933,3 тыс. рублей;
областной бюджет - 373007,4 тыс. рублей;
бюджет г. Октябрьска - 161893 тыс. рублей;
собственные средства организаций, участвующих в
реализации Программы на добровольной основе, и
другие внебюджетные источники - 408710 тыс.
рублей
Ожидаемые результаты - создание условий для перевода экономики города
реализации Программы в режим устойчивого развития;
стабилизация финансового состояния предприятий;
развитие экономической базы города путем
привлечения инвестиций и реализации
экономически эффективных инвестиционных
проектов;
обеспечение условий для накопления в городском
бюджете средств, необходимых для осуществления
самостоятельной инвестиционной деятельности и
решения неотложных социальных задач;
создание кадрового потенциала для реализации
задач социально-экономического развития города;
создание и сохранение экономически
целесообразных рабочих мест;
повышение уровня заработной платы и денежных
доходов населения;
совершенствование материальной базы учреждений
здравоохранения, культуры, образования,
физической культуры и спорта, социальной защиты
населения;
развитие жилищного строительства для работников
бюджетной сферы и социально незащищенных слоев
населения города;
улучшение состояния здоровья горожан;
повышение качества жизни населения
Система контроля за - контроль за реализацией мероприятий Программы
исполнением Программы осуществляется министерством экономического
развития, инвестиций и торговли Самарской
области, контроль за целевым использованием
средств областного бюджета осуществляется
министерством управления финансами
Самарской области.
Содержание проблемы и обоснование
необходимости ее решения программными
методами
Город Октябрьск Самарской области расположен в 120 километрах от областного центра - г. Самары на правом берегу реки Волги в юго-западной части Самарской Луки. Город находится на пересечении железнодорожных, автомобильных и водных транспортных коммуникаций межрегионального значения. Железнодорожная станция Октябрьск, расположенная в 18 километрах от станции Сызрань и являющаяся в настоящее время структурным подразделением Куйбышевской железной дороги - один из крупнейших железнодорожных узлов центральной части России. Через г. Октябрьск проходит автомобильная магистраль Москва - Челябинск, обеспечивающая через имеющиеся на территории Самарской области ответвления прямые перевозки практически в любые регионы России, страны СНГ и дальнего зарубежья. Расстояние до международного аэропорта "Курумоч" по той же магистрали составляет 110 километров.
По удобству организации взаимодействия грузопотоков железнодорожного, автомобильного, водного и воздушного транспорта Октябрьск входит в первую тройку среди городов Самарской области наряду с Самарой и Сызранью. На протяжении всей своей истории г. Октябрьск развивался в первую очередь как центр совместной обработки грузопотоков разных типов: перевалки леса, зерна и нефтепродуктов.
Транспортные артерии, расположенные параллельно друг другу: река Волга, железнодорожная магистраль и автомобильная трасса Москва-Челябинск - играют регламентирующую роль в организации пространства города. Территория города вытянута вдоль этих магистралей на 32 километра, при этом ширина городской территории в направлении, перпендикулярном транспортным магистралям, составляет не более 4 километров. Площадь территории города составляет 25,12 кв. километра. Между рекой Волгой и железной дорогой размещены преимущественно промышленные и складские объекты, между железной дорогой и автотрассой - городские постройки, представляющие собой чередование селитебных, сельскохозяйственных и промышленных территорий. Неупорядоченная, фрагментарная планировка затрудняет энергоснабжение и коммунальное обслуживание как жилых кварталов, так и предприятий.
В связи с большой протяженностью г. Октябрьска в его составе выделен Междуреченский округ, включающий отдаленные от центральной части города населенные пункты Междуреченск и Переволоки.
Анализ социально-демографической ситуации в г. Октябрьске позволяет сделать следующие выводы:
1. По численности населения (31 тыс. человек) г. Октябрьск относится к малым городам. На протяжении последнего десятилетия численность постоянного населения города оставалась стабильной, что обусловлено исключительно миграционным притоком (в 2002 году миграционный прирост составил 470 человек). Демографическая ситуация характеризуется низкими параметрами естественного воспроизводства населения. За 1992-2002 годы уровень рождаемости снизился на 11,2%, при этом уровень смертности вырос на 34,4%. Естественная убыль в 2002 году в 1,9 раза превысила уровень 1992 года.
2. Возрастную структуру г. Октябрьска отличает самая высокая среди городов области доля населения пенсионного возраста - 28% от общей численности населения, что на 7,4 процентных пунктов выше, чем в среднем по городскому населению области. Несмотря на рост доли населения трудоспособного возраста с 43,4% от общей численности населения в 1992 году до 56,1% в 2002 году, она по-прежнему остается самой низкой среди городов области (на 6,6 процентных пунктов ниже среднегородского уровня).
3. Уровень заработной платы на предприятиях г. Октябрьска в 2002 году был в 1,5 раза ниже, чем в среднем по Самарской области и имеет значительные различия по отраслям экономики, так, на предприятиях железной дороги он значительно выше, чем в других отраслях. Определенную роль в поддержании уровня жизни населения играют подсобные хозяйства, активному использованию которых способствует проживание значительной части граждан в индивидуальных домах.
Рост заработной платы следует считать первоочередной задачей социального развития города. В свою очередь, рост заработной платы приведет к существенному увеличению наполнения местного бюджета, так как наиболее значимой статьей собственных доходов бюджета является подоходный налог с физических лиц.
4. Численность граждан, имеющих статус безработного, на фоне увеличения размеров безработицы на большинстве территорий области в г. Октябрьске в целом за 2002 год не претерпела заметных изменений и на 31.12.2002 составила 524 человека. Уровень зарегистрированной безработицы - 3,4% от трудоспособного населения в трудоспособном возрасте.
5. Низкий уровень доходов на протяжении последних лет обусловливал снижение платежеспособного спроса на социальные услуги, предусматривающие частичную оплату населением (детские дошкольные учреждения, городской транспорт и др.).
До 2000 года наблюдалось устойчивое сокращение числа детских дошкольных учреждений. В связи с ростом занятости в 2002 году наблюдался рост спроса на услуги детских дошкольных учреждений, за последние два года число детей в них превысило число мест.
Объем услуг по перевозке пассажиров автобусным транспортом снизился, по сравнению с максимальным значением в 1997 году, в 6 раз. Помимо снижения спроса уменьшение объема перевозок обусловлено состоянием материально-технической базы городского транспорта.
6. Город Октябрьск значительно отстает от средних показателей области по численности врачей в расчете на 10 тыс. человек населения. Медицинские учреждения г. Октябрьска разделяются на муниципальные и ведомственные, принадлежащие отделению железной дороги, уровень материально-технической базы в последних значительно выше, чем в муниципальных.
7. Падает посещаемость учреждений культуры, что, с одной стороны, объясняется возрастанием удельного веса экономических проблем для населения по сравнению с задачами культурного роста, а с другой стороны, свидетельствует о негативных изменениях в социально-культурной сфере. Это создает опасность общего снижения профессионального и культурного уровня жителей и может со временем крайне отрицательно сказаться как на экономическом потенциале города, так и на социальных отношениях.
8. На развитие физкультуры и спорта в городе отрицательно влияет недостаточная обеспеченность спортивными учреждениями.
9. Обеспеченность населения жилищным фондом превышает среднеобластные показатели, но в то же время возрастает удельный вес аварийного жилья.
Расходы на содержание жилищно-коммунального хозяйства (далее - ЖКХ) являются наиболее весомой статьей расходов местного бюджета. Реформирование ЖКХ является самым перспективным путем сокращения бюджетных расходов.
10. Низкий уровень развития социальной инфраструктуры имеет не только социальные, но и экономические последствия, снижая привлекательность территории для инвесторов и квалифицированных специалистов.
Анализ экономического потенциала города позволяет сделать следующие выводы:
1. Спад в экономике города начался в 1992-1994 годах и приобрел катастрофический лавинообразный характер, ускоряясь вплоть до 1999 года почти во всех отраслях, за исключением пищевой промышленности. В связи с экономическим спадом в г. Октябрьске не осталось крупных предприятий. Все предприятия города имеют численность работающих от 30 до 250 человек и, следовательно, относятся к разряду средних и малых. За последние несколько лет отдельные предприятия города наращивают объемы производства и объемы продаж, однако, этот рост не может изменить ситуации в целом.
2. Город почти не имеет актуального технологического потенциала. Большинство функционирующих промышленных предприятий существуют за счет устаревших технологий. Это исключает дальнейшее развитие экономики города на основе технологической преемственности. Технологический потенциал большинства предприятий города в целом должен быть создан заново. Необходимость коренного изменения технологического комплекса ставит вопрос о достаточно крупномасштабных инвестициях.
3. В г. Октябрьске не развита рыночная инфраструктура. Отсутствуют как виды деятельности информационно-маркетинговое обслуживание и управленческое консультирование, нет предприятий науки и научного обслуживания, что негативно сказывается на возможности организации инновационных процессов в экономике города.
4. В г. Октябрьске слабо развита сфера бытовых услуг.
5. При существующей структуре и динамике реальных доходов и расходов городского бюджета изыскать в нем средства для наращивания экономического потенциала города путем поддержки инвестиционных проектов предприятий не представляется возможным. Единственным средством экономического развития города является привлечение внешних инвестиций.
Основными проблемами экономического развития города являются следующие противоречия между факторами, определяющими состояние экономики:
1. Процесс роста хозяйственного потенциала города протекал на основе использования естественных возможностей территории - наличия транспортных магистралей и месторождений минерального сырья. Однако экономические системы, прежде всего транспортные, в которые включены предприятия территории, не являются локальными, соответственно, их развитие определялось факторами регионального, российского и более крупного масштаба.
Так, прекращение лесосплава по реке Волге, нанесшее ущерб всем предприятиям города, связанным с перевалкой и переработкой древесины, определялось изменением технологий транспортировки леса в масштабе всего Волго-Камско-Вятского бассейна.
Предприятия железной дороги, не имеющие в г. Октябрьске статуса юридического лица, включены в организационную структуру межрегионального характера.
Предприятия, ориентированные на выпуск готовой продукции, в частности, асфальтовые заводы, составлявшие существенную часть промышленного потенциала города, обслуживали не только Самарскую область (сбыт асфальта открытым акционерным обществом (далее - ОАО) "Стройизоляция" в Самарскую область составлял 15% от объема продаж), но и другие регионы Поволжья.
Основным противоречием, вызвавшим кризисную ситуацию в экономике г. Октябрьска, является противоречие между региональным и межрегиональным характером обслуживаемых рынков, технологических цепей и организационных структур, с одной стороны, и локальным характером действующих систем управления, с другой стороны. В основе этого противоречия лежит отсутствие механизмов стратегического прогнозирования и управления как в рамках отдельных предприятий, так и в хозяйственном комплексе города в целом.
2. Другим важнейшим противоречием, вызвавшим кризисные явления в экономике г. Октябрьска, является противоречие между ограниченным кругом технологических возможностей, находящихся в распоряжении предприятий, и динамикой внешней среды, в определенный момент потребовавшей смены технологий как непосредственно (применительно к предприятиям с технологической специализацией), так и опосредствованно через предъявление новых требований к качеству продукции (для предприятий с продуктовой специализацией), которые оказалось невозможным удовлетворить на основе имеющихся устаревших технологий.
Отсутствие технологического ресурса для адаптации к крупномасштабным технологическим изменениям явилось следствием стратегической ориентации на стабильность, вошедшей в противоречие с динамичными изменениями в экономике страны при введении рыночных отношений. Некоторые предприятия, например, ОАО "Стройизоляция" за счет оперативной реакции менеджмента на текущие изменения смогли в малой степени преодолеть это противоречие, однако достигнутые при этом результаты не обеспечивают стратегической устойчивости предприятий.
3. Значительную роль в развитии кризисных явлений в экономике города в части производства строительных материалов играет ориентация на местную минерально-сырьевую базу, традиционная продукция из которой не удовлетворяет требованиям потребителей. Возникает противоречие между свойствами традиционной продукции из местного сырья и требованиями традиционного потребительского сегмента. В основе указанного противоречия лежит практическое отсутствие как научно-исследовательской, так и маркетинговой деятельности, способных в комплексе увязать требования к сырью, технологиям и способам продвижения товаров на новых рынках.
4. Следующая проблема, определяющая ситуацию в экономике г. Октябрьска, состоит в противоречии между необходимостью достаточно крупномасштабных инвестиций в создание нового технологического комплекса и крайней инвестиционной непривлекательностью большинства предприятий, являющейся следствием их низкой ликвидности, отрицательного значения чистого оборотного капитала и низкой оборачиваемости средств. Причина тяжелого финансового положения большинства предприятий заключается в неустойчивости их рыночных связей, порожденной попыткой совместить в рамках единых структур производство и продажу продукции. Каждое предприятие пытается самостоятельно выйти на рынок, не имея для этого ни достаточных средств, ни умений и опыта.
5. Для финансового потенциала г. Октябрьска важную роль играет противоречие между потребностью предприятий города в финансовых ресурсах и оттоком денежных средств за пределы города вследствие приобретения населением товаров и услуг в г. Сызрани и на других территориях, так как предприятия г. Октябрьска не ориентированы на выпуск потребительских товаров, бытовое обслуживание не развито, а местные торговые предприятия не в полной мере удовлетворяют потребности населения в товарах и услугах.
6. Важнейшим фактором, ограничивающим финансовые возможности органов местного самоуправления города, является противоречие между технической отсталостью и высокой степенью износа объектов городского хозяйства, неразвитостью важнейших коммунальных систем, требующих масштабных бюджетных капитальных вложений, и высоким уровнем затрат на текущее содержание ЖКХ.
7. В основе большей части вышеперечисленных проблем лежит несоответствие уровня управления как отдельными предприятиями, так и хозяйственным комплексом города в целом требованиям современных технологий производства и бизнеса.
Цель и задачи Программы
Целью Программы является улучшение качества жизни населения г. Октябрьска Самарской области путем создания условий для устойчивого социально-экономического развития города, успешного функционирования и развития хозяйствующих субъектов, для чего необходимо повышение эффективности использования ресурсов и потенциала территории, активизация инвестиционных и инновационных процессов, диверсификация и рационализация структуры экономики и на этой основе повышение уровня денежных доходов населения, наполнение городского бюджета и развертывание социальных программ.
Эта цель может быть достигнута на основе использования:
ресурсов, определяемых географическим положением и природными условиями:
расположением города на пересечении крупнейших речной, железнодорожной, автомобильной транспортных магистралей, удобным для создания транспортно-логистического центра межрегионального значения;
запасами минерального сырья - битуминозных известняков, песчаников, глин (в настоящее время предприятиями города не найдено технологий, позволяющих производить из этого сырья востребованную и конкурентоспособную продукцию, но это не может рассматриваться как основание для отказа от поисков таких технологий в перспективе);
потенциала действующих предприятий, имеющих перспективы дальнейшего развития:
ОАО "Стройизоляция" специализируется на производстве минеральной ваты, прошивных материалов из нее, плит повышенной жесткости, герметики, мастик, в том числе автомобильных, имеет все шансы на устойчивое развитие при условии своевременной модернизации технологического потенциала и стабилизации рыночных связей, позволяющих снизить длительность операционного цикла за счет ускорения сбыта и расчетов за отгруженную продукцию, имеет возможность привлечения прямых инвестиций путем продажи пакета акций и использования получаемых средств на техническое перевооружение, а также совершенствования менеджмента в части организации рынков и управления продажами;
ОАО "Переволокский завод железобетонных конструкций" имеет возможность производства достаточно широкого ассортимента продукции и изменения его в соответствии со спросом, обладает надежной сырьевой базой, сохранило производственные мощности, производственную инфраструктуру, несмотря на устаревшую производственную базу приспосабливается к нынешним условиям путем поиска заказов на выпускаемую продукцию, руководство активно ищет пути восстановления и развития производства;
ОАО "Октябрьская швейная фабрика" в связи со сменой собственника и руководства предприятия решает многие накопившиеся проблемы, изменяет производственный процесс для выведения предприятия на проектную производственную мощность уже в 2003 году;
общество с ограниченной ответственностью (далее - ООО) "Завод керамзитового гравия" работает стабильно, отличается активностью менеджмента, имеет ряд перспективных проектов диверсификации, в том числе по переработке отходов производства с построением замкнутого безотходного производственного цикла;
совместное российско-итальянское предприятие "САБИ" и ООО "ОРТИНИ", специализирующиеся на перевалке, хранении и очистке нефтепродуктов, имеют ряд проектов диверсификации производства и собственные инвестиционные ресурсы для их реализации;
ОАО "Октябрьская хлебная база", контрольный пакет акций которого принадлежит голландской фирме "Нидера", разработало ряд перспективных проектов по переработке зерновых культур (риса, овса) и производству растительного масла;
ООО "Хлебокомбинат", активно реконструируемое новым собственником, внедряет новые технологии, расширяет ассортимент продукции и рынок сбыта;
промышленных площадок, пригодных для строительства новых предприятий на месте существовавших ранее и прекративших или резко сокративших хозяйственную деятельность:
осваиваемой территории бывшего деревообрабатывающего комбината, где ООО "Техтрансстрой" за счет собственных и заемных средств, обеспеченных государственной областной гарантией, осуществляет строительство завода клееных конструкций и деревянного домостроения, пуск которого внесет существенный вклад в обновление технологического потенциала города, существенно облегчит решение вопросов занятости населения;
территории прекратившего свою деятельность ОАО "Металлист", где ранее производились скобяные изделия и колеса рулевого управления для ОАО "АвтоВАЗ" и ОАО "КамАЗ" и в 2003 году планируется организация производства по изготовлению запасных частей для ОАО "АвтоВАЗ";
территории ОАО "Междуреченский лесоперевалочный комбинат", где вследствие прекращения традиционной хозяйственной деятельности не используется около 40 гектаров земли, имеются подъездные железнодорожные и автомобильные пути и возможность приема и отправки грузов водным путем;
свободных земель, расположенных в границах г. Октябрьска и пригодных для сельскохозяйственного производства;
неосвоенных рыночных ниш в сфере розничной торговли и бытового обслуживания населения, которые могут быть с успехом заполнены субъектами малого предпринимательства.
Как отмечалось выше, коренным противоречием, вызвавшим кризисную ситуацию в экономике города, является несоответствие уровня управления предприятиями и хозяйственным комплексом города современным требованиям, отсутствие механизмов стратегического прогнозирования и управления. Это обусловливает актуальность задачи улучшения качества подготовки управленческих кадров для повышения эффективности системы управления городским хозяйством.
Необходимо укомплектование предприятий квалифицированными управленческими кадрами, организация систематического повышения их квалификации, в первую очередь, по экономическим и управленческим вопросам, создание управленческих структур, которые могли бы на добровольных началах объединить усилия субъектов экономической деятельности и администрации города в целях повышения эффективности управления экономикой, координации стратегического развития хозяйственного комплекса города с внешними (региональными, межрегиональными и межотраслевыми) процессами экономического развития, активизации и повышения эффективности инновационных процессов, содействия продвижению производимой продукции на рынок.
В качестве таких структур комплексом мероприятий настоящей Программы предусмотрено создание ассоциации делового сотрудничества "Бизнес-центр г. Октябрьска", стратегического хозяйственного центра г. Октябрьска и межведомственной рабочей группы по развитию транспортно-логистической деятельности в г. Октябрьске.
Для решения поставленных задач необходимо:
развитие отраслей хозяйства, традиционно существующих на территории г. Октябрьска, в том числе создание новых и реконструкция действующих предприятий деревообрабатывающей промышленности с полной заменой или модернизацией технологического комплекса и номенклатуры выпускаемой продукции на базе привозного сырья, строительство межрегионального логистического центра, предусматривающего организацию взаимодействия грузопотоков железнодорожного, речного и автомобильного транспорта в комплексе с централизованным складом, производящим приемку, обработку, сортировку и отправку грузов, что может повлечь за собой формирование сети оптовой торговли, реализация перспективных инвестиционных проектов развития производства предприятиями, уровень менеджмента которых обеспечивает приемлемый для инвесторов и кредиторов уровень риска реализации проектов;
преодоление исторически сложившейся ограниченности хозяйственной специализации территории и развитие новых отраслей хозяйствования, в том числе создание предприятий по переработке плодово-ягодного сырья, расширение производства фрукто-плодоовощной продукции на свободных землях, пригодных для сельскохозяйственного производства и расположенных в границах г. Октябрьска, путем организации предприятий сельскохозяйственного профиля, а также продажи земли, передачи в аренду или бессрочное пользование физическим лицам;
развитие малого бизнеса, в том числе обеспечение приоритетного развития субъектов малого предпринимательства, ориентированных на производство и продажу потребительских товаров для населения города, оказание бытовых услуг в целях уменьшения оттока денежных средств за пределы территории г. Октябрьска, внедрение в общеобразовательных и профессиональных образовательных учреждениях специальных программ и дополнительных образовательных услуг, направленных на развитие молодежного предпринимательства;
укрепление финансовой базы города, в том числе рациональное использование доходов бюджета и повышение его сбалансированности, сокращение непроизводительных расходов, проведение мероприятий, направленных на восстановление платежеспособности предприятий и организаций города, увеличение доходной части бюджета за счет погашения задолженности и повышения собираемости налогов на территории города, проведение мероприятий, направленных на выявление и устранение причин возникновения задолженностей перед бюджетом коммерческих организаций города, контроль за использованием имущества, находящегося в муниципальной собственности, продажа и сдача в аренду объектов муниципальной собственности, активизация работы по реализации мероприятий по энергосбережению, введение режима экономии тепло- и энергоресурсов в бюджетной сфере города и ЖКХ, переход к казначейскому исполнению бюджета города;
развитие социальной инфраструктуры, в том числе реализация мероприятий по ликвидации ветхого и аварийного жилья с целью обеспечения жильем льготных категорий граждан в рамках областной программы жилищного строительства, разработка и реализация городской программы переселения жителей г. Октябрьска из ветхого и аварийного жилого фонда, внедрение и развитие в городе ипотечного кредитования.
В целях обеспечения решения перечисленных задач необходимо проведение маркетинга инвестиционной привлекательности г. Октябрьска.
Необходимость воспроизводства рынка труда в условиях снижения рождаемости выдвигает задачу обеспечения миграционной привлекательности г. Октябрьска на долгосрочную перспективу.
Важнейшей задачей на среднесрочную перспективу является создание рыночной инфраструктуры. Однако в настоящее время не представляется возможным сформировать достаточный рынок для функционирования местных предприятий рыночной инфраструктуры (финансово-кредитных, страховых, консалтинговых и других). Поэтому задачу их создания следует рассматривать только как перспективную, в течение срока реализации настоящей Программы ограничиваясь укреплением и расширением сотрудничества с самарскими, сызранскими и иными иногородними фирмами.
Для выполнения перечисленных задач предусматривается использование трех типов средств: организационных, стимулирующих и образовательных.
Использование стимулирующих средств предусматривает:
предоставление на льготной основе права пользования (аренды с правом и без права выкупа) земельными участками, помещениями и иными объектами муниципальной собственности для размещения новых или расширения существующих производственных, торговых или сервисных предприятий (эти мероприятия осуществляются администрацией г. Октябрьска на основе местной нормативной базы на конкурсной основе);
предоставление кредитов и субвенций из бюджета г. Октябрьска субъектам малого предпринимательства, реализующим проекты по приоритетным направлениям экономического развития г. Октябрьска, перечисленным в разделе "Система программных мероприятий и механизм их реализации" настоящей Программы, на основании статей 76, 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (с изменениями на 27.12.2000), введенного в действие Федеральным законом "О введении в действие Бюджетного кодекса Российской Федерации" от 09.07.99 N 159-ФЗ, в порядке, определенном нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, на конкурсной основе (при возможности выделения финансовых ресурсов на поддержку перспективных инвестиционных проектов соответствующие средства предусматриваются в расходной части бюджета г. Октябрьска в процессе разработки и утверждения городского бюджета на очередной финансовый год);
финансовую поддержку реализации инвестиционных проектов в форме предоставления хозяйствующим субъектам инвестиционных налоговых кредитов согласно Закону Самарской области "Об условиях и порядке предоставления отсрочки или рассрочки (реструктуризации) по уплате региональных налогов, инвестиционного налогового кредита в части сумм региональных налогов, подлежащих зачислению в областной бюджет" от 18.10.99 N 36-ГД, а также постановлению Губернатора Самарской области от 04.09.2001 N 314 "Об утверждении Порядка организации работы по предоставлению инвестиционных налоговых кредитов";
предоставление инвесторам областных государственных гарантий и налоговых льгот на основании Закона Самарской области "Об инвестициях в Самарской области" от 16.06.98 N 10-ГД (в редакции Закона Самарской области "О внесении изменений и дополнений в Закон Самарской области "Об инвестициях в Самарской области" от 28.11.2002 N 91-ГД);
реализацию мероприятий областных целевых программ по развитию и государственной поддержке малого предпринимательства в Самарской области.
Сроки и этапы реализации Программы
Реализация настоящей Программы будет осуществляться в два этапа:
1 этап (2004 год) - осуществление неотложных мероприятий по совершенствованию кадрового и организационного обеспечения управления хозяйственным комплексом города, подготовка инвестиционных проектов к участию в первом конкурсе;
2 этап (2005 - 2008 годы) - реализация проектов и программ развития хозяйственного комплекса и социальной инфраструктуры города, ежегодное проведение конкурсов инвестиционных проектов.
Система программных мероприятий и механизм их реализации
Стратегическими ориентирами настоящей Программы являются:
обеспечение рентабельности, платежеспособности и финансовой устойчивости предприятий территории;
повышение уровня денежных доходов на душу населения в первую очередь в виде заработной платы и предпринимательского дохода;
обеспечение наполнения местного бюджета города в пределах, достаточных для реализации необходимых социальных программ, в результате повышения финансовой устойчивости действующих и создания новых производств;
накопление финансового потенциала с целью создания условий для устойчивого развития города;
совершенствование системы управления сферой занятости, развитие эффективной занятости населения города, создание условий для снижения размеров безработицы;
улучшение качества жизни населения города.
Перспективные направления специализации и
приоритеты развития хозяйственной деятельности
/------------------------------------------------------------------------\
| Наименование | |
| перспективного | Приоритетные |
| направления | направления развития хозяйственной |
| специализации | деятельности |
| территории | |
|------------------------+-----------------------------------------------|
|Деревообработка |Создание новых и реконструкция существующих |
| |предприятий деревообрабатывающей промышленности|
| |с полной заменой или модернизацией технологи- |
| |ческого комплекса и номенклатуры выпускаемой |
| |продукции на базе привозного сырья |
| | |
|Переработка минераль- |Увеличение объемов продаж и расширение но- |
|ного сырья, производст- |менклатуры производимых строительных материалов|
|во строительных матери- |и защитных покрытий. |
|алов и защитных покрытий|Внедрение безотходных технологий. |
| |Переработка отходов действующих производств. |
| |Использование местной минерально-сырьевой базы |
| |для производства из имеющегося сырья новых |
| |видов продукции, конкурентоспособной и удовлет-|
| |воряющей требованиям потребителей |
| | |
|Транспорт |Строительство и эксплуатация логистического |
| |центра, предусматривающего организацию взаимо- |
| |действия грузопотоков железнодорожного, речного|
| |и автомобильного транспорта. |
| |Создание на базе логистического центра системы |
| |складирования товаров, обеспечивающей товарно- |
| |закладные операции. |
| |Диверсификация и расширение деятельности по |
| |перевалке, хранению и очистке нефтепродуктов |
| | |
|Производство и перера- |Расширение производства фруктоплодоовощной |
|ботка сельскохозяйст- |продукции на землях сельскохозяйственного |
|венной продукции и пи- |назначения, расположенных в городской черте. |
|щевая промышленность |Создание предприятий по переработке плодово- |
| |ягодного сырья - заморозке, сушке, консервиро- |
| |ванию, производству соков, вин, фруктово- |
| |овощных пюре, производству детского и лечебного|
| |питания. |
| |Реализация проектов организации переработки |
| |зерновых культур. |
| |Расширение номенклатуры и рост объема продаж |
| |хлебобулочных и кондитерских изделий |
| | |
|ЖКХ |Разработка и реализация мероприятий по снижению|
| |затрат на эксплуатацию объектов жилищно-комму- |
| |нального хозяйства. |
| |Расширение систем водопровода, канализации, |
| |газификации городских объектов, создание |
| |системы утилизации бытовых отходов |
| | |
|Торговля и бытовое об- |Строительство и эксплуатация оптового рынка |
|служивание |межрегионального значения в комплексе с ло- |
| |гистическим центром. |
| |Расширение деятельности в сфере розничной |
| |торговли потребительскими товарами и бытовых |
| |услуг, осуществляемой, главным образом, |
| |субъектами малого предпринимательства для |
| |обеспечения потребительскими товарами и |
| |бытовыми услугами населения г. Октябрьска и |
| |продажи производимых в г. Октябрьске товаров на |
| |рынках других территорий |
| | |
|Рыночная инфраструктура |Развитие деятельности в области делового |
| |образования, консалтинга, финансового и иного |
| |обеспечения экономики города с привлечением |
| |иногородних организаций на основе долгосрочных |
| |договоров |
\------------------------------------------------------------------------/
Система мероприятий Программы состоит из следующих направлений:
"Организационное и кадровое обеспечение хозяйственного комплекса и социальной сферы г. Октябрьска";
"Развитие экономического потенциала г. Октябрьска" (включает стабилизацию существующих и развитие новых отраслей хозяйства, проведение маркетинга инвестиционной привлекательности г. Октябрьска, обеспечение миграционной привлекательности г. Октябрьска на долгосрочную перспективу);
"Обеспечение занятости населения г. Октябрьска";
"Развитие социальной инфраструктуры и городского хозяйства";
"Защита населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".
В разделе 2 "Развитие экономического потенциала г. Октябрьска" программных мероприятий указаны проекты, которые отобраны из общего числа представленных проектов в качестве стартовых для запуска в 2004 году. Отбор осуществлен помимо общепринятых критериев с учетом стадии готовности проекта с целью, чтобы необходимые доработки могли быть внесены не позднее второго полугодия 2004 года. Юридические лица имеют право представлять на конкурсы и другие проекты, которые будут рассматриваться наравне с отобранными.
Необходимость включения раздела 5 "Защита населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" обусловлена требованиями федеральных законов "О гражданской обороне", "О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", "О пожарной безопасности", а также тем, что поселок Междуреченск является областным эвакуационным пунктом. Особое внимание сосредоточено на поддержании высокого уровня обеспечения готовности органов управления и сил гражданской обороны к выполнению задач при угрозе войн в условиях применения всех видов современных средств поражения и реализации мероприятий, направленных на снижение риска, смягчение и ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, совершенствование системы прогнозирования и подготовки населения к действиям при чрезвычайных ситуациях.
Определение исполнителей программных мероприятий и расходование бюджетных средств на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг в процессе реализации Программы осуществляется на конкурсной основе в соответствии с действующим законодательством.
Организация управления Программой и
контроль за ходом ее реализации
Государственным заказчиком Программы является Администрация Самарской области.
Контроль за реализацией мероприятий Программы осуществляется министерством экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области, контроль за целевым использованием средств областного бюджета осуществляется министерством управления финансами Самарской области.
Администрация г. Октябрьска выполняет функции управления Программой в рамках существующей структуры и за счет средств местного бюджета на обеспечение текущей деятельности администрации.
Функции администрации г. Октябрьска по управлению Программой
/-------------------------------------------------------------------------------------\
| Задачи | Наименование функции |
|-----------------------------------+-------------------------------------------------|
|Создание нормативной базы проведе-|Разработка положения о конкурсах инвестиционных |
|ния конкурсов инвестиционных про- |проектов, представляемых предприятиями и |
|ектов |предпринимателями, схемы документооборота для |
| |проведения конкурсов, выделения кредитов |
| |победителям конкурсов из средств городского |
| |бюджета и предоставления в аренду на льготных |
| |условиях объектов муниципальной собственности, а |
| |также контроля за использованием выделенных |
| |кредитов и арендуемых на льготных условиях |
| |объектов |
|-----------------------------------+-------------------------------------------------|
|Организация работ по выполнению |Организация работ по всем программным |
|мероприятий Программы |мероприятиям, где в числе исполнителей указаны |
| |администрация г. Октябрьска и ее подразделения. |
| |Оказание организационной помощи организациям в |
| |проведении мероприятий, выполняемых за счет |
| |средств организаций (образовательных, |
| |консультационных), по подготовке инвестиционных |
| |проектов, по установлению деловых связей с |
| |привлекаемыми организациями |
|-----------------------------------+-------------------------------------------------|
|Контроль за исполнением Программы |Контроль за исполнением планов по всем разделам |
| |программных мероприятий. Контроль за целевым |
| |использованием средств, остающихся в |
| |распоряжении хозяйствующих субъектов в |
| |результате предоставления им инвестиционных |
| |налоговых кредитов, бюджетных кредитов, а также |
| |субвенций из городского бюджета. Контроль за |
| |реализацией инвестиционных проектов |
| |предприятиями, получившими кредиты, анализ |
| |эффективности использования кредитов, применение |
| |штрафных санкций к заемщикам, нарушающим сроки |
| |возврата кредитов и выплаты процентов |
|-----------------------------------+-------------------------------------------------|
|Оперативное регулирование |Разработка годовых календарных планов исполнения |
|исполнения Программы |мероприятий Программы. Мониторинг деятельности |
| |предприятий г. Октябрьска, анализ эффективности |
| |исполнения Программы, планирование мероприятий |
| |по повышению эффективности реализации Программы |
|-----------------------------------+-------------------------------------------------
|Отчетность о ходе реализации |Представление Губернатору Самарской области |
|Программы |ежегодного отчета о ходе реализации Программы и |
| |ежеквартального - в министерство экономического |
| |развития, инвестиций и торговли Самарской |
| |области |
\------------------------------------------------------------------------------------/
Финансовое обеспечение Программы
Финансирование настоящей Программы осуществляется за счет средств федерального, областного и местного бюджетов, областного фонда ипотечного кредитования, целевого бюджетного экологического фонда Самарской области, собственных средств организаций, участвующих в реализации Программы на добровольной основе (далее и в приложении к Программе - средства организаций), а также привлеченных средств.
Расходы на реализацию программных мероприятий ежегодно подлежат корректировке исходя из возможностей областного бюджета.
Финансовое обеспечение Программы
в тыс. рублей
Направления программных мероприятий |
Общий объем финансирования в ценах 2003 года | ||||
Всего | В том числе по источникам финансирования | ||||
Федераль- ный бюджет |
Областной бюджет |
Бюджет г. Октябрьска |
Средства организа- ций и дру- гие вне- бюджетные источники |
||
Организационное и кадровое обеспече- ние хозяйственного комплекса и соци- альной сферы г. Октябрьска Развитие экономи- ческого потенциала г. Октябрьска Обеспечение заня- тости населения г. Октябрьска Развитие социаль- ной инфраструктуры и городского хо- зяйства Защита населения от чрезвычайных ситуаций природно- го и техногенного характера Всего по Программе |
1275 90555 17917,7 767956 108840 986543,7 |
16833,3 19700 6400 42933,3 |
1084,4 289064 82959 373007,4 |
325 645 142692 18231 161893 |
950 89910 316500 1350 408710 |
Реализация мероприятий Программы за счет средств областного бюджета осуществляется в рамках ассигнований, предусматриваемых законом об областном бюджете на очередной финансовый год по соответствующим отраслям.
Объемы и источники финансирования мероприятий по обеспечению занятости населения г. Октябрьска корректируются и утверждаются ежегодно в установленном порядке (после утверждения мероприятий по содействию занятости населения и контрольных показателей по их реализации Министерством труда и социального развития Российской Федерации в части средств федерального бюджета и принятия закона Самарской области об областном бюджете).
Система мероприятий и финансовое обеспечение Программы прилагается.
Оценка эффективности реализации Программы
В целом экономический эффект реализации настоящей Программы определяется наращиванием экономического потенциала города вследствие выполнения мероприятий Программы и, соответственно, увеличением поступлений в областной и местный бюджеты.
Реализация Программы в экономической сфере обеспечит:
создание условий для перевода экономики города в режим устойчивого развития;
стабилизацию финансового состояния предприятий;
развитие экономической базы города путем привлечения инвестиций и реализации экономически эффективных инвестиционных проектов;
обеспечение условий для накопления в городском бюджете средств, необходимых для осуществления самостоятельной инвестиционной деятельности и решения неотложных социальных задач;
создание кадрового потенциала для реализации задач социально-экономического развития города.
Социальный эффект от реализации Программы будет обусловлен:
созданием и сохранением экономически целесообразных рабочих мест в процессе реализации инвестиционных проектов;
подготовкой квалифицированных работников в соответствии с развивающимися потребностями экономики города;
повышением уровня заработной платы и денежных доходов населения города;
совершенствованием материальной базы учреждений здравоохранения, культуры, образования, физической культуры и спорта, социальной защиты населения;
развитием жилищного строительства для работников бюджетной сферы и социально незащищенных слоев населения и коммунального хозяйства города;
улучшением состояния здоровья горожан;
повышением качества жизни населения г. Октябрьска.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.