Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к Решению
Думы городского округа Тольятти
от 15 марта 2006 г. N 380
Городская целевая Программа
развития некоммерческого сектора через социальное
партнерство на территории городского округа Тольятти
на 2006-2008 гг.
Паспорт
городской целевой Программы развития некоммерческого сектора через
социальное партнерство на территории городского округа Тольятти
на 2006-2008 гг.
Наименование Программы | Городская целевая Программа развития некоммерческого сектора через социальное партнерство на территории городского округа Тольятти на 2006-2008 гг. |
Дата принятия решения о разработке Программы |
- Постановление Тольяттинской городской Думы N 237 от 28.09.2005 г. "О техническом задании на разработ- ку городской целевой Программы развития некоммерчес- кого сектора через социальное партнерство на терри- тории городского округа Тольятти на 2006-2008 гг.; - Распоряжение мэра города N 3386-1/р от 24.11.2005 г. "О разработке городской целевой Программы разви- тия некоммерческого сектора через социальное парт- нерство на территории городского округа Тольятти на 2006-2008 гг. |
Дата утверждения Програм- мы |
Решение Думы городского округа Тольятти от 15.03.2006 г. N_______ |
Заказчик | Мэрия городского округа Тольятти |
Разработчик | Рабочая группа, состав которой утвержден в техничес- ком задании |
Цели и задачи Программы | Цель: Создать эффективную систему взаимодействия между органами местного самоуправления, коммерчески- ми организациями и некоммерческим сектором, направ- ленную на повышение эффективности использования бюд- жетных средств, привлечение к решению городских про- блем некоммерческих организаций и широких слоев на- селения, создание условий для развития услуг, пре- доставляемых гражданам некоммерческими организация- ми. Задачи Программы: 1. Разработка и реализация механизма организационно- го, информационного и правового обеспечения процесса эффективного взаимодействия между органами местного самоуправления, коммерческими организациями и неком- мерческим сектором. 2. Разработка и внедрение новых форм социального партнерства, объединение ресурсов коммерческого и некоммерческого сектора и органов местного самоупра- вления в решении общегородских задач. 3. Выявление социально значимых городских проблем, которые наиболее эффективно решать на основе объеди- нения ресурсов всех секторов городского сообщества. Разработка и реализация проектов, направленных на решение выявленных проблем. 4. Повышение эффективности использования бюджетных средств, выделяемых на решение социально значимых проблем. |
Сроки и этапы реализации Программы, проектов, включенных в Программу |
Программа рассчитана на 2006-2008 гг. и предполагает реализацию проектов с разными сроками реализации (но не менее 12 месяцев). |
Важнейшие целевые показа- тели (ожидаемые конечные результаты) |
Всего в рамках Программы будет реализовано 6 комп- лексных проектов от 6 организаций. Планируемый охват участников составит около 500 организаций (300 НКО, 200 бизнес-структур, поддержано около 550 социально значимых проектов, разработано 8 методик межсектор- ного взаимодействия, проведен социальный аудит 3-го сектора на базе более, чем 300 НКО, разработаны при- мерные правовые акты в различных сферах, налажены оперативные взаимосвязи более чем с 1000 организа- ций, размещено более 200 публикаций по теме Програм- мы и другое. |
Объемы и источники финан- сирования |
Общая сумма Программы: 38561,0 тыс. руб. Средства, запрашиваемые из местного бюджета: - 6010,0 тыс. руб. (16%); Внебюджетные средства: - 32551,0 тыс. руб. (84%). |
Система организации конт- роля за исполнением Прог- раммы |
Основными исполнителями Программы являются исполни- тели проектов. Координация работы по исполнению Про- граммы осуществляется департаментом экономики мэрии городского округа. Контроль за выполнением Программы осуществляется в следующем порядке: - департамент финансов мэрии городского округа осу- ществляет контроль за соблюдением финансовой дисцип- лины при выполнении проектов и мероприятий Програм- мы; - ежегодные и итоговый отчеты о выполнении Программы рассматриваются коллегией мэрии и утверждаются Думой городского округа Тольятти. |
Резюме Программы
1. Обоснование актуальности Программы
Актуальность городской целевой Программы развития некоммерческого сектора через социальное партнерство на территории городского округа Тольятти на 2006-2008 гг. (далее - Программа) обосновывается следующим образом.
Можно утверждать, что активизация общественной жизни является одной из основных составляющих комплекса условий для выхода на новый этап социально-экономического развития городского округа Тольятти.
Суть социального партнерства заключается в конструктивном взаимодействии между тремя общественными силами - властью, бизнесом и некоммерческими организациями, в том числе муниципальными учреждениями, которые осознают не только взаимную ответственность за решение общих проблем развития территории, но и ощущают реальную выгоду от такого взаимодействия.
В городе Тольятти на протяжении нескольких последних лет идут процессы поиска наиболее удобных форм взаимовыгодного сотрудничества органов местного самоуправления и общественности. Однако анализ показал, что до сих пор не были предприняты достаточные практические действия, адекватные обозначенным приоритетам.
К выводу о необходимости разработки Программы приводит и современная ситуация в стране. Она достаточно сложна, неоднозначна и имеет высокую степень риска для местного самоуправления. Эту ситуацию можно охарактеризовать следующим образом:
- с одной стороны, общественные организации объединяют экспертов, профессионалов в разных областях, готовых к конструктивному диалогу, к принятию ответственности за решение социальных проблем. Общественные организации накопили положительный опыт решения социальных проблем и имеют собственные ресурсы.
- с другой стороны, возрастающее давление на местное самоуправление со стороны государственных структур создает ситуацию, когда только целостность городского сообщества позволит противостоять силовому нажиму "сверху", окончательному подавлению самостоятельности местного самоуправления. В таких условиях одним из важнейших принципов деятельности органов местного самоуправления должна стать обратная связь с городским сообществом. Наиболее реальным механизмом установления такой связи является упорядоченное взаимодействие с организованной частью сообщества - некоммерческими организациями.
Ситуация усугубляется изменением соотношения государственных и местных вопросов ведения, а также финансовой системы. Это повлекло за собой резкое уменьшение количества средств органов местного самоуправления, предназначенных для решения социально значимых вопросов местного значения, непосредственно связанных с проблемами социальной стабильности в городском сообществе.
Для преодоления этих тенденций в нашем городе есть институты, которые могут решать поставленные задачи:
1) структурированный, грамотный некоммерческий сектор;
2) традиции взаимодействия между секторами гражданского общества;
3) наличие ресурсных центров;
4) наличие социально ориентированных традиций;
5) наличие эффективного института сбора и распределения средств на социально значимые цели.
Программный метод решения указанных задач наиболее эффективен, так как позволяет сделать процесс открытым, а действия городских властей - "прозрачными" и вызывающими положительное отношение общественности.
Более подробно актуальность Программы раскрывается в соответствующем разделе Программы.
2. Цель и задачи Программы
Цель Программы: создать эффективную систему взаимодействия между органами местного самоуправления, коммерческими организациями и некоммерческим сектором, направленную на повышение эффективности использования бюджетных средств, привлечение к решению городских проблем некоммерческих организаций и широких слоев населения, создание условий для развития услуг, предоставляемых гражданам некоммерческими организациями.
Задачи Программы:
1. Разработка и реализация механизма организационного, информационного и правового обеспечения процесса эффективного взаимодействия между органами местного самоуправления, коммерческими организациями и некоммерческим сектором.
2. Разработка и внедрение новых форм социального партнерства, объединение ресурсов коммерческого и некоммерческого сектора и органов местного самоуправления в решении общегородских задач.
3. Выявление социально значимых городских проблем, которые наиболее эффективно решать на основе объединения ресурсов всех секторов городского сообщества. Разработка и реализация проектов, направленных на решение выявленных проблем.
4. Повышение эффективности использования бюджетных средств, выделяемых на решение социально значимых проблем.
3. Перечень проектов, отобранных заказчиком на конкурсной
основе для достижения цели Программы
На городской конкурс проектов для включения в городскую целевую Программу развития некоммерческого сектора через социальное партнерство на территории городского округа Тольятти на 2006-2008 гг. поступило 11 проектов от 10 организаций. Для включения в Программу конкурсной комиссией отобрано 6 проектов от 6 организаций.
Механизм и критерии отбора проектов, перечень проектов, отобранных конкурсной комиссией для включения в городскую целевую Программу развития некоммерческого сектора через социальное партнерство на территории городского округа Тольятти на 2006-2008 гг. с указанием сроков реализации, исполнителей и источников финансирования, содержится в соответствующем разделе Программы.
По приоритетному направлению "1. Создание организационных и правовых условий, способствующих становлению и развитию институтов гражданского общества. Разработка и внедрение новых форм социального партнерства" было подано два проекта, однако конкурсная комиссия отклонила оба проекта ввиду многочисленных замечаний к ним.
4. Ресурсное обеспечение Программы
Программа состоит из 6 проектов на общую сумму 38261,0 тыс. руб. (из них бюджетных средств - 5710,0 тыс. руб.), отобранных конкурсной комиссией по приоритетным направлениям, указанным в техническом задании:
1. Объединение ресурсов коммерческого и некоммерческого сектора и органов местного самоуправления в решении общегородских задач. Повышение эффективности использования бюджетных средств: 5 проектов на общую сумму 36813,0 тыс. руб., из которых:
- средства, запрашиваемые из местного бюджета - 5270,0 тыс. руб.,
- внебюджетные средства - 31543,0 тыс. руб.
2. Создание единого межсекторного информационного поля: 1 проект на общую сумму 1448,0 тыс. руб., из которых:
- средства, запрашиваемые из местного бюджета - 440,0 тыс. руб.,
- внебюджетные средства - 1008,0 тыс. руб.
Дополнительно используются средства на мероприятия по мониторингу и оценке социальной эффективности Программы и включенных в нее проектов в общем объеме 300,0 тыс.руб. за счет средств бюджета (по 100,0 тыс. ежегодно).
5. Порядок управления и контроля
Основными исполнителями Программы являются исполнители проектов. Координация работы по исполнению Программы осуществляется департаментом экономики мэрии городского округа Тольятти. Оценка социальной эффективности реализации проектов осуществляется независимой организацией, определяемой мэром городского округа.
Контроль за выполнением Программы осуществляется в следующем порядке:
- департамент финансов мэрии городского округа осуществляет контроль за соблюдением финансовой дисциплины при выполнении проектов и мероприятий Программы;
- Дума городского округа Тольятти осуществляет контроль за исполнением Программы в рамках контрольной деятельности Думы;
- ежегодные и итоговый отчеты о выполнении Программы рассматриваются коллегией мэрии и утверждаются Думой городского округа Тольятти.
Более подробно порядок управления и контроля раскрывается в соответствующем разделе Программы.
6. Ожидаемые социально-экономические результаты
В результате реализации Программы ожидаются следующие социально-экономические результаты.
1. Будет создан организационно-экономический механизм поддержки некоммерческих организаций.
2. Будет увеличено количество некоммерческих организаций, оказывающих услуги населению.
3. Будет увеличен вклад общественности в решение общегородских задач и обеспечена возможность участия населения в процессе принятия общественно значимых решений через расширение форм обсуждения актуальных городских проблем и переговоров, направленных на объединение ресурсов муниципальных, некоммерческих и бизнес-структур, а также через создание механизма переговоров между 3-мя секторами сообщества.
4. Будет достигнута экономия бюджетных средств при повышении эффективности деятельности и обеспечено привлечение дополнительных внебюджетных средств. В целом по Программе будет привлечено 32551,0 тыс. руб. внебюджетных средств (бюджетные затраты планируются в общем объеме 6010,0 тыс. руб.), из них в 2006 году 10479,0 руб. (бюджетные затраты составят 2000,0 тыс. руб.).
5. Будет проведено более 50 мероприятий, направленных на обучение, подготовлено около 100 общественных экспертов по различным направлениям межсекторного взаимодействия. В реализации Программы примут участие около 200 бизнес-структур. Будет проведено более 20 конкурсов, на которых будет поддержано около 550 социально значимых проектов. Будет проведен социальный аудит 3-го сектора на базе более, чем 300 некоммерческих организаций. Будут налажены оперативные взаимосвязи более чем с 1000 организаций и размещено более 200 публикаций по теме Программы и многое другое.
Конкретные ожидаемые результаты, которые будут использованы для оценки результатов реализации Программы, раскрываются в соответствующем разделе.
1. Обоснование актуальности Программы
Активизация общественной жизни является одной из основных составляющих комплекса условий для выхода на новый этап социально-экономического развития городского округа Тольятти.
Социальное партнерство в сегодняшних условиях развития общества обретает новое содержание, суть которого в конструктивном взаимодействии между тремя общественными силами - властью, бизнесом и некоммерческими организациями, в том числе муниципальными учреждениями. Такое сотрудничество возникает тогда, когда представители трех секторов осознают не только взаимную ответственность за решение общих проблем развития территории, но и ощущают реальную выгоду от такого взаимодействия.
В городе Тольятти на протяжении нескольких последних лет идут процессы поиска наиболее удобных форм взаимовыгодного сотрудничества органов местного самоуправления и общественности. Так, в Концепции комплексного социально-экономического развития г. Тольятти, утвержденной решением городской Думы N 493 07.04.99 г., обозначены направления действий городского сообщества, позволяющие сделать процесс управления городом более открытым, в том числе:
- объединение усилий органов власти, частного и общественного секторов, всего населения для достижения определенных совместно выработанных целей;
- достижение общественной консолидации, повышение доверия к городу как месту жизни и инвестиций.
Однако практика реализации Концепции показала, что за истекший период времени не были предприняты достаточные практические действия, адекватные обозначенным приоритетам.
Так, Прогноз социально-экономического развития традиционно формируется без учета деятельности некоммерческого сектора и без опоры на взаимодействие с некоммерческими организациями в решении социально значимых проблем. К примеру, в Прогнозе развития города на 2004 г. повышение эффективности социальной инфраструктуры планировалось осуществить через поэтапный переход к системе муниципальных заказов организациям на предоставление социальных услуг, однако, в качестве таких организаций рассматривались лишь муниципальные предприятия и учреждения. Планировалось некоторое взаимодействие с некоммерческими сектором в сфере культуры и физкультуры и спорта, но этим и ограничивается перечень направлений взаимодействия.
Неохваченными остаются такие общественно востребованные направления городской жизни, как: благотворительные, правозащитные, природоохранные, научно-исследовательские, профессиональные, религиозные, национальные, культурные, спортивные, любительские, образовательные, потребительские, жилищные и др.
В последнее время увеличивается взаимный интерес муниципальных и общественных структур, о чем свидетельствуют решения, принятые в сфере развития благотворительности, а также Форум НКО, в котором приняло участие более 100 общественных структур и представители 6 муниципальных образований Самарской области, г. Москва и г. Пермь.
О необходимости организованных действий свидетельствует и детальный анализ реализации утвержденной городской Думой Концепции развития некоммерческого сектора, который показал, что полноценная система взаимодействия между органами местного самоуправления и некоммерческим сектором до настоящего времени не создана. Отчасти это произошло потому, что в Концепции не был предусмотрен основной и наиболее эффективный метод ее реализации - программный метод.
К выводу о необходимости разработки Программы приводит и современная ситуация в стране. Она достаточно сложна, неоднозначна и имеет высокую степень риска для местного самоуправления. Охарактеризовать ее можно следующим образом.
С одной стороны, в последние годы наблюдаются не только рост активности общественных организаций, но и качественные сдвиги в формах, принципах и содержании этой активности. В общественные организации стали приходить эксперты, профессионалы в разных областях, зачастую успешные в карьере и своей деятельности. Некоммерческие организации готовы к законодательным инициативам, работе в рамках бюджетного процесса, конструктивному диалогу, к принятию ответственности за решение социальных проблем.
В частности, на территории городского округа Тольятти зарегистрировано 524 общественных объединения и немуниципальных некоммерческих организации. Из числа зарегистрированных около 200 организаций активно работают над решением социальных проблем города в тех позициях, которые оказались вне зоны действия муниципальных структур. Занимаясь проблемами либо своих членов, либо различных социальных групп, некоммерческие организации накопили и определенный положительный опыт и собственные ресурсы. Многие общественные объединения успешно сотрудничают с коммерческими структурами; созданы ресурсные центры.
Есть опыт муниципальной поддержки в виде субсидий или субвенций юридическим лицам, оплаты коммунальных услуг, льготных условий аренды помещений, а также разового финансирования на выполнение работ по договорам. До сих пор выделение бюджетных средств на эти цели осуществлялось по двум принципам: заявительному (аренда помещений) и категорийному (например, субсидии организациям инвалидов). Опыт работы позволил понять, что назрела необходимость выработать единые подходы в вопросах поддержки некоммерческих организаций (в том числе общественных объединений) и внедрить такую систему взаимодействия, которая позволит не только повысить эффективность использования бюджетных средств, но и привлечь дополнительные ресурсы на решение социально значимых задач.
С другой стороны, возрастающее давление на местное самоуправление со стороны государственных структур создает ситуацию, когда только целостность городского сообщества позволит противостоять силовому нажиму "сверху", окончательному подавлению самостоятельности местного самоуправления. В таких условиях одним из важнейших принципов деятельности органов местного самоуправления должна стать обратная связь с городским сообществом. Наиболее реальным механизмом установления такой связи является упорядоченное взаимодействие с организованной частью сообщества - некоммерческими организациями.
Ситуация усугубляется изменением соотношения государственных и местных вопросов ведения, а также финансовой системы. Это повлекло за собой резкое уменьшение количества средств органов местного самоуправления, имеющихся в их распоряжении для решения вопросов местного значения. Естественно, что подавляющая часть этих вопросов социально значима и непосредственно связана с проблемами социальной стабильности в городском сообществе. Одним из важнейших следствий этого явилось резкое, почти критическое увеличение социальной напряженности, появление риска трансформации протестных общественных действий в неуправляемые деструктивные процессы.
Причем основные негативные отношения населения направлены в сторону местной власти, как наиболее близко находящейся к жителям, без понимания реальной роли и реальных возможностей местных властных структур.
Дополнительным источником роста напряженности в сообществе городского округа Тольятти является его многонациональность, осложняемая современными миграционными процессами и неорганизованным мультикультурным межэтническим диалогом.
Местная власть должна предпринять действия, направленные на преодоление данных тенденций. Это реально осуществить через уменьшение иждивенческих настроений в обществе и применение предупредительных мер, таких, как гражданское просвещение, активизация гражданских организаций, привлечение молодежи к участию в позитивных социальных процессах, развитие детского общественного движения, создание "социального лифта" для пенсионеров, активизация социально активной деятельности бизнеса и т.д.
При этом в нашем городе, как в никаком другом, есть институты, которые могут решать поставленные задачи:
1) структурированный, грамотный некоммерческий сектор;
2) традиции взаимодействия между секторами гражданского общества (реализация совместных проектов, признание благотворительности в среде бизнеса, организация крупных городских мероприятий при участии всех трех секторов общества, деятельность коллегиальных совещательных органов и др.);
3) наличие ресурсных центров, оказывающих содействие в развитии некоммерческого сектора по различным направлениям его деятельности (Общественный фонд Тольятти, Ассоциация учащейся молодежи, Торгово-промышленная палата и др.);
4) наличие социально ориентированных традиций (поощрительная акция "Благотворитель года", городское мероприятие "Мой день рождения", чествование Почетных граждан города, программа "Делать добро вместе" и др.);
5) наличие эффективного института сбора и распределения средств на социально значимые цели (опыт благотворительного фонда "Духовное наследие", благотворительные программы КБ "ФИА-Банк", "Сбербанк", ОАО "АВТОВАЗ" и др.).
Программный метод решения указанных задач наиболее эффективен, так как позволяет сделать процесс открытым, а действия городских властей - "прозрачными" и вызывающими положительное отношение общественности. Общеизвестно, что в открытой системе общественного взаимодействия сложно появиться реакционным движениям, так как общество, руководствуясь соображениями сохранения собственной стабильности, протестные процессы будет изменять и направлять в конструктивное русло.
При реализации Программы будут использованы средства местного бюджета и внебюджетные средства, а именно: средства социально ориентированного бизнеса, зарубежных благотворительных фондов и собственные средства некоммерческих организаций.
Анализ и систематизация накопленного опыта работы с некоммерческим сектором позволяет сделать вывод, что в новых условиях формирования доходной части городского бюджета привлечение некоммерческих организаций к решению социальных задач, партнерские взаимоотношения общества, власти и коммерческих структур - это одна из форм более рационального использования бюджетных средств и других ресурсов. При этом сохраняется основной принцип - принцип паритетности финансирования.
Поддержка общественных инициатив позволит создать оплачиваемые рабочие места для исполнителей проектов, создать новые или восстановить утраченные социальные и культурные услуги населению, вовлечь в активную жизнедеятельность различные группы населения, что в целом будет способствовать обеспечению социальной стабильности общества.
2. Цель и задачи Программы
Цель Программы: Создать эффективную систему взаимодействия между органами местного самоуправления, коммерческими организациями и некоммерческим сектором, направленную на повышение эффективности использования бюджетных средств, привлечение к решению городских проблем некоммерческих организаций и широких слоев населения, создание условий для развития услуг, предоставляемых гражданам некоммерческими организациями.
Задачи Программы:
1. Разработка и реализация механизма организационного, информационного и правового обеспечения процесса эффективного взаимодействия между органами местного самоуправления, коммерческими организациями и некоммерческим сектором.
2. Разработка и внедрение новых форм социального партнерства, объединение ресурсов коммерческого и некоммерческого сектора и органов местного самоуправления в решении общегородских задач.
3. Выявление социально значимых городских проблем, которые наиболее эффективно решать на основе объединения ресурсов всех секторов городского сообщества. Разработка и реализация проектов, направленных на решение выявленных проблем.
4. Повышение эффективности использования бюджетных средств, выделяемых на решение социально значимых проблем.
3. Перечень проектов, отобранных заказчиком на
конкурсной основе для достижения цели Программы
3.1. Механизм и критерии отбора проектов.
Основные требования к содержанию и оформлению проектов для включения в Программу и критерии конкурсного отбора проектов утверждены Тольяттинской городской Думой в техническом задании на разработку Программы. Порядок проведения конкурса проектов и персональный состав конкурсной комиссии разработан на основании утвержденных городской Думой требований и утвержден распоряжением мэра города N 3386-1/р от 24.11.2005 г. "О разработке городской целевой Программы развития некоммерческого сектора через социальное партнерство на территории городского округа Тольятти на 2006-2008 гг.
Состав конкурсной комиссии был сформирован на паритетной основе:
- 1/3 представителей мэрии - специалистов в сфере экономики и социальных отраслей,
- 1/3 представителей некоммерческих организаций - специалистов ресурсных организаций некоммерческого сектора и специалистов в сфере мониторинга и оценки проектов;
- 1/3 депутатов городской Думы. Конкурс проводился по следующим приоритетным направлениям:
1. Создание организационных и правовых условий, способствующих становлению и развитию институтов гражданского общества. Разработка и внедрение новых форм социального партнерства.
2. Объединение ресурсов коммерческого и некоммерческого сектора и органов местного самоуправления в решении общегородских задач. Повышение эффективности использования бюджетных средств.
3. Создание единого межсекторного информационного поля.
К участию в конкурсе допускались проекты от некоммерческих организаций, в том числе муниципальных учреждений (могли быть представлены партнерские проекты от двух и более организаций). Проектынекоммерческих организаций, расположенных на территории иных муниципальных образований, могли быть допущены к участию в конкурсе в случае, если они будут реализовываться на территории и в интересах городского округа Тольятти. Однако таких заявок не поступило.
Представленные на конкурс проекты должны были содержать следующие разделы:
1. Описание деятельности организации.
2. Проблема, на решение которой направлен проект.
3. Цели и задачи проекта.
4. Деятельность в рамках проекта.
5. Рабочий план реализации проекта.
6. Планируемые результаты проекта.
7. Устойчивость проекта.
8. Биографии (резюме) исполнителей проекта.
9. Бюджет проекта.
Проекты на конкурс в сфере молодежной политики принимались до 09 декабря 2005 г. По условиям конкурса от каждой организации на конкурс принималось неограниченное количество заявок.
Всего на конкурс было подано 11 проектов от 10 организаций. Организатором конкурса были привлечены независимые эксперты для оценки социально-экономической эффективности от реализации проектов, экспертные заключения по проектам были предоставлены в конкурсную комиссию.
Конкурсная комиссия отобрала для включения в программу 6 проектов от 6 организаций. По приоритетному направлению N 1 "Создание организационных и правовых условий, способствующих становлению и развитию институтов гражданского общества. Разработка и внедрение новых форм социального партнерства" было подано два проекта, однако конкурсная комиссия отклонила оба проекта ввиду многочисленных замечаний к ним.
Таким образом, в рамках Программы будут реализовываться проекты по двум нижеперечисленным направлениям:
1. Объединение ресурсов коммерческого и некоммерческого сектора и органов местного самоуправления в решении общегородских задач. Повышение эффективности использования бюджетных средств.
2. Создание единого межсекторного информационного поля.
Преимущество в конкурсном отборе получили проекты, имеющие реалистичный механизм исполнения, в наибольшей степени раскрывающие обозначенные проблемы, предлагающие инновационные механизмы их решения, привлекающие максимальное количество внебюджетных средств, организаций-партнеров и добровольцев.
3.2. Перечень проектов
N |
Наименование проекта |
Содержание проекта |
Исполнитель |
Общий объем финансирования (в тыс. руб.) |
Источник финансирования (в целом по проекту) |
Сроки ре- ализации |
||||
Всего | 2006 г. | 2007 г. | 2008 г. | Бюджет | Внебюджетные средства |
|||||
1. Объединение ресурсов коммерческого и некоммерческого сектора и органов местного самоуправления в решении общегородских задач, Повышение эффективности использования бюджетных средств |
||||||||||
1.1. | "Молодежный Банк - инстру- мент получения дополнительных ресурсов для молодежи". |
Цель проекта: создание качественно но- вой среды для активной думающей моло- дежи с целью ее объединения для работы по решению задач города. В рамках проекта планируется развить деятельность Молодежного Банка - не- коммерческой структуры, осуществляющей поиск, обработку и последующее финан- сирование социально значимых проектов, представленных молодежью и молодежными организациями. Финансирование этих проектов будет осуществляться за счет средств коммерческих структур, в част- ности, ЗАО КБ "Автомобильный банкирс- кий дом". Организационная сторона реализации проекта состоит из следующих действий: информирование, обучение и подготовка экспертов из числа активной молодежи, которые в дальнейшем смогут участво- вать как в трансляции проектной куль- туры в молодежную среду, так и в меж- секторном взаимодействии; проведение конкурсов молодежных проектов с финан- сированием около 100 заявок за весь период реализации проекта. |
Автономная некоммер- ческая организация "Тренинг- центр "Деловая Волга" |
2326,0 | 1000,0 Из них: 100,0 - бюджет; 900,0 - привлечен- ные средст- ва. |
663,0 Из них: 63,0 - бюджет; 600,0 - привлечен- ные средст- ва. |
663,0 Из них: 63,0 - бюджет; 600,0 - привлечен- ные средст- ва. |
226,0 | 2100,0 | 2006- 2008 гг. |
1.2. | "Центр социа- льно-общест- венных инициа- тив в местном сообществе" |
Цель проекта: развитие социального партнерства в системе образования го- родского округа Тольятти и решение ак- туальных городских проблем в системе образования через внедрение механизмов общественного управления образованием, формирование общественного родительс- кого движения и развитие детского дви- жения. Проект направлен на решение объемной и комплексной проблемы организации об- щественных процессов в системе образо- вания. В рамках проекта будут выделены и обучены группы родителей, попечите- лей и учащихся; будут разработаны и изданы программа и методические посо- бия по обучению общественных консуль- тантов, введены в действие системы об- щественного консультирования и конст- руктивных переговоров, позволяющие снимать напряженность в этой части со- общества; будет сформирована правовая база по общественному участию в управ- лении образованием; проведено комплек- сное изучение состояния общественных институтов в сфере образования, в том числе социальный аудит и оценка пот- ребностей и ресурсов нарождающегося детского движения; будет разработана система поощрения активистов и органи- заций, внесших наибольший вклад в раз- витие общественного управления образо- ванием и детского движения, будет вне- дрен в городе механизм общественно-ак- тивных школ, и т.д. Итогом данной ра- боты станет ресурсный центр по разви- тию общественных процессов в системе образования, обеспеченный необходимым оборудованием, информацией, методика- ми, имеющий разветвление взаимосвязи с многочисленными другими некоммерчески- ми и муниципальными структурами. Дан- ный ресурсный центр сможет существо- вать по окончании проекта на условии самоокупаемости. |
Муниципаль- ное образо- вательное учреждение дополни- тельного образования детей "Центр внешкольной работы "Диалог" |
1308,0 | 424,0 | 466,0 | 418,0 | 386,0 | 922,0 | 2006- 2008 гг. |
Из них: 155,0 - бюджет; 269,0 - привлечен- ные средст- ва. |
Из них: 138,0 - бюджет; 328,0 - привлечен- ные средст- ва. |
Из них: 93,0 - бюджет; 325,0 - привлечен- ные средст- ва. |
||||||||
1.3. | Партнерство НКО, власти и бизнеса |
Цель проекта: развитие механизмов вза- имодействия между коммерческим, неком- мерческим секторами и органами местно- го самоупарвления для решения сущест- вующих общегородских проблем и разви- тия публичной политики. В рамках проекта будут организованы переговорные площадки по актуальным местным вопросам, определенным на ос- нове предложений НКО и органов власти. Тематика переговоров определяется, ис- ходя из самых острых проблем городской жизни и требующих для своего решения участия всех трех секторов общества (бездомность, межнациональная толеран- тность, коррупция, социальная реабили- тация и интеграция инвалидов, преодо- ление бытового насилия, и др.). Резу- льтатом этой работы станет набор вза- имных договоренностей, готовых к реа- лизации. Будет проводиться обучение представителей НКО и органов местного самоуправления с целью правильного выстраивания межсекторных отношений и использования эффективных технологий, будут разработаны и изданы методики работы в сфере публичной политики, бу- дут проведены пилотные кампании и ак- ции по отдельным темам проекта (напри- мер, против бытового насилия). Проект реализуется в партнерстве с нескольки- ми организациями. Основной результат: создание Центра публичной политики - структуры, которая в дальнейшем будет ориентирована на организацию перего- ворного процесса между властью, бизне- сом и НКО. |
Автономная некоммер- ческая организация "Открытая альтернати- ва" |
1516,0 | 552,0 | 442,0 | 522,0 | 351,0 | 1165,0 | 2006- 2008 гг. |
Из них: 151,0 - бюджет; 401,0 - привлечен- ные средст- ва. |
Из них: 85,0 - бюджет; 357,0 - привлечен- ные средст- ва. |
Из них: 115,0 - бюджет; 407,0 - привлечен- ные средст- ва. |
||||||||
1.4. | "Методический центр социаль- ного партнерс- тва "Опора Тольятти" |
Цель проекта: создание на базе органи- зации методического центра, на базе которого будет происходить реализация различных программ оздоровления социу- ма. Проект направлен на решение проблемы восстановления общественного (как фи- зического, так и социального) здоровья через внедрение привычек здорового об- раза жизни, достигаемое путем коорди- нирования работы различных структур, занимающихся формированием в обществе привычек здорового образа жизни и соз- дания доступного к использованию обоб- щенного банка методик активного (не медикаментозного) оздоровления. Путем реализации проекта будет создан мето- дический центр реализации программ оздоровления социума, оснащенный необ- ходимыми материальными и техническими ресурсами. Будет создана методическая библиотека, содержащая материалы на различных носителях (печатных, аудио, видео и др.). Содействие гражданам и организациям (в том числе муниципаль- ным) в выборе и использовании методик будут оказывать подготовленные специа- листы-методисты. Исполнители проекта установят "обратную связь" с пользова- телями методик, будут проводить инфор- мационную работу и корректировать дея- тельность методического центра с уче- том запросов общества. |
Обществен- ная организация "Центр изу- чения ушу и цигун "У ДЭ" |
7119,0 | 1739,0 | 2511,0 | 2869,0 | 1373,0 | 5746,0 | 2006- 2008 гг. |
Из них: 400,0 - бюджет; 1339,0 - привлечен- ные средст- ва. |
Из них: 580,0 - бюджет; 1931,0 - привлечен- ные средст- ва. |
Из них: 393,0 - бюджет; 2476,0 - привлечен- ные средст- ва. |
||||||||
1.5. | "Развитие че- рез взаимодей- ствие" |
Цель проекта: улучшение качества жизни в местном сообществе через объединение ресурсов коммерческого, некоммерческо- го сектора и органов местного самоуп- равления. В рамках проекта будет осуществлена следующая масштабная деятельность: 1. Проведение социального аудита сос- тояния некоммерческого сектора, оценка партнерских возможностей и ресурсов (включает исследования состояния "Третьего сектора", спектр и динамика услуг некоммерческих организаций, вза- имные интересы НКО и муниципалитета в сфере оказания социальных услуг, и мн. др. Итоги будут сформированы в ежегод- ный отчет, предоставляемый в органы местного самоуправления). 2. Построение межсекторного диалога через организацию коммуникационных ка- налов и органов управления (будут соз- даны: информационный ресурсный центр и ВЕБ-сайт, интеллектуальная и организа- ционная площадка для обеспечения про- фессионального взаимодействия трех секторов общества - клуб лидеров НКО, дейтельность которого будет направлена на формирование интеллектуального про- дукта некоммерческого сектора, конку- рентоспособного с точки зрения органов местного самоуправления и бизнес-сооб- щества, а также на осуществление про- фессиональной экспертизы городских программ и социальных инициатив; будет развиваться так называемый "социальный туризм", т.е. посещение НКО представи- телями власти и бизнеса для непосредс- твенного знакомства с деятельностью НКО в реальных фсловиях; будет ежегод- но проводиться Форум НКО, обеспечиваю- щий возможность непосредственного вза- имодействия представителей трех секто- ров общества, обсуждения планов и опе- ративного достижения договоренностей по вопросам, представляющим интерес.) 3. Развитие социальной ответственности местного бизнеса и финансирование со- циально значимых для местного сообщес- тва некоммерческих проектов (будет поддерживаться деятельность совещате- льных межсекторных органов по вопросам развития благотворительности, будет проводиться имиджевые мероприятия, стимулирующие развитие благотворитель- ности; будут проводиться информацион- ная кампания, нацеленная на информиро- вание местного сообщества о лучшем опыте городской благотворительной дея- тельности, продолжится работа по со- вершенствованию конкурсных механизмов поддержки социально значимой деятель- ности НКО и привлечения внебюджетных средств на реализации социально значи- мых инициатив, и др.). |
Городской благотвори- тельный фонд "Фонд Тольятти" |
24544,0 | 8109,0 | 8195,0 | 8240,0 | 2934,0 | 21610,0 | 2006- 2008 гг. |
Из них: 934,0 - бюджет; 7175,0 - привлечен- ные средст- ва. |
Из них: 1000,0 - бюджет; 7195,0 - привлечен- ные средст- ва. |
Из них: 1000,0 - бюджет; 7240,0 - привлечен- ные средст- ва. |
||||||||
Итого по направлению: 5 проектов от 5 организаций | 36813,0 | 11824,0 | 12277,0 | 12712,0 | 5270,0 | 31543,0 | ||||
Из них: 1740,0 - бюджет; 10084,0 - привлечен- ные средст- ва. |
Из них: 1866,0 - бюджет; 10411,0 - привлечен- ные средст- ва. |
Из них: 1664,0 - бюджет; 11048,0 - привлечен- ные средст- ва. |
||||||||
2. Создание единого межсекторного информационного поля | ||||||||||
2.1. | "Агентство социальной информации г. Тольятти" |
Цель проекта: создание единого межсек- торного информационного поля посредст- вом развития эффективного канала ком- муникаций для гражданского общества. Проект направлен на решение проблемы отсутствия единого информационного пространства, что не позволяет опера- тивно решать различные обоюдно актуа- льные проблемы. Для решения данной проблемы будет организована деятель- ность Агентства социальной информации г. Тольятти. Работа данной структуры будт включать следующее: создание ВЕБ- сайта и размещение на нем ежедневных новостей, подборок материалов по акту- альным темам, организация виртуальных дискуссий и др.; организацию каналов распространения информации (преимущес- твенно, электронных) и рассылка мест- ных и региональных новостей, сводок и других информационных материалов; ор- ганизация сотрудничества со СМИ через информирование, консультирование жур- налистов, установление обратной связи, помощь в установлении индивидуальных контактов с НКО и др., поиск, объеди- нение и распространение информации об опыте и методиках работы НКО; PR-соп- ровождение межсекторного сотрудничест- ва, консультирование НКО по взаимодей- ствию со СМИ. Во время реализации про- екта будут проводиться различные меро- приятия совещательного характера ("круглые столы", семинары и др.), бу- дет отработан механизм проведения гра- жданских дискуссий через TV-переговор- ную площадку. Участниками мероприятий будут ключевые фигуры некоммерческого сектора, орга- нов власти и бизнеса, от которых нап- рямую зависит принятие решений по об- суждаемым вопросам. В результате реа- лизации проекта будет подготовлен ак- тив городского экспертного сообщества, знающего особенности функционирования всех трех секторов общества и умеющего работать в режиме переговорного про- цесса; будет обеспечено методическое сопровождение по организации перего- ворных процессов, будут созданы и вве- дены в действие каналы межсекторного информирования; будет отработана мето- дика проведения переговорных площадок в реальном и виртуальном режимах; бу- дут подготовлены аналитические матери- алы по проведенной работе. Проект бу- дет реализовываться при активном сот- рудничестве с многими городскими стру- ктурами (ВУЗами, НКО, СМИ, органами власти). |
Автономная некоммер- ческая организация "Институт практикую- щих юристов" |
1448,0 | 555,0 | 470,0 | 423,0 | 440,0 | 1008,0 | 2006- 20098 гг. |
Из них: 159,0 - бюджет; 396,0 - привлечен- ные средст- ва. |
Из них: 160,0 - бюджет; 310,0 - привлечен- ные средст- ва. |
Из них: 121,0 - бюджет; 302,0 - привлечен- ные средст- ва. |
||||||||
Итого по направлению: 1 проект от 1 организации. | 1448,0 | 555,0 | 470,0 | 423,0 | 440,0 | 1008,0 | ||||
Из них: 159,0 - бюджет; 396,0 - привлечен- ные средст- ва. |
Из них: 160,0 - бюджет; 310,0 - привлечен- ные средст- ва. |
Из них: 121,0 - бюджет; 302,0 - привлечен- ные средст- ва. |
||||||||
3. Вопросы общего управления Программой | ||||||||||
3.1. | Мониторинг и оценка социальной эффективности Програм- мы и включенных в нее проектов. |
Исполнитель определяет- ся мэром города. |
300,0 | 100,0 | 100,0 | 100,0 | 300,0 | - | ||
Итого по направлению: 6 проектов от 6 организаций. | 38561,0 | 12479,0 | 12847,0 | 13235,0 | 6010,0 | 32551,0 | ||||
Из них: 1999,0 - бюджет; 10480,0 - привлечен- ные средст- |
Из них: 2126,0 - бюджет; 10721,0 - привлечен- ные средст- |
Из них: 1885,0 - бюджет; 11350,0 - привлечен- ные средст- |
4. Ресурсное обеспечение Программы
Общий объем ежегодного финансирования Программы за счет средств бюджета составляет 2000,0 тыс. руб. в 2006 году и 6010,0 тыс. руб. в целом за весь период. Таким образом, он не превышает установленной техническим заданием величины (3 млн. руб. ежегодно и, соответственно, 9 млн. р. за весь период действия Программы).
Кроме этого, источниками ресурсного обеспечения Программы являются внебюджетные средства (средства социально ориентированного бизнеса, средства от собственной предпринимательской деятельности НКО - исполнителей проектов) и другие ресурсы, имеющиеся в распоряжении некоммерческих организаций.
Объемы финансирования по годам выглядят следующим образом (см. таблицу):
Финансирование | 2006 г. (тыс. руб.) |
2007 г. (тыс. руб.) |
2008 г. (тыс. руб.) |
Итого (тыс. руб.) |
Бюджетное | 1999,0 | 2126,0 | 1885,0 | 6010,0 |
Внебюджетное | 10480,0 | 10721,0 | 11350,0 | 32551,0 |
Всего | 12479,0 | 12847,0 | 13235,0 | 38561,0 |
Соотношение бюджетных и внебюджетных средств |
1 : 5,24 |
1 : 5,04 |
1 : 6,02 |
1 : 5,42 |
Бюджетное финансирование включенных в Программу проектов начинается при условии получения обязательств исполнителей проектов по привлечению внебюджетных средств, которые закрепляются гарантийными письмами за подписью руководителя организации-исполнителя либо копиями иных подтверждающих документов (договоров и др.).
После утверждения Программы порядок перечисления организации-исполнителю проекта бюджетных средств, порядок привлечения исполнителем дополнительных ресурсов, порядок взаимодействия с исполнителями проектов регулируется в соответствии с договором, заключаемым между мэрией городского округа (либо организацией, уполномоченной мэрией городского округа) и организацией-исполнителем проекта.
Договором закрепляется:
а) график перечисления бюджетных средств организации-исполнителю проекта;
б) обязательства организации - исполнителя проекта по целевому расходованию средств, заявленных в бюджете проекта. Организация не вправе изменять назначение расходов, утвержденных договором, и использовать предоставленные бюджетные средства для коммерческих целей. В случае нецелевого использования либо неиспользования бюджетных средств, предоставленных в соответствии с договором, организация обязуется вернуть перечисленные бюджетные средства;
в) график привлечения и порядок использования средств из других источников.
5. Порядок управления и контроля за реализацией Программы
Основными исполнителями Программы являются исполнители проектов. Координация работы по исполнению Программы осуществляется департаментом экономики мэрии городского округа, который анализирует результаты ее выполнения по проектам, срокам, объемам финансирования, социально-экономическим показателям, а в случае необходимости инициирует проверки целевого использования бюджетных средств, выделенных на реализацию Программы.
Мониторинг и оценка социальной эффективности Программы и включенных в нее проектов ежегодно осуществляется независимой организацией, определяемой мэром. Данные мониторинга и оценки реализации Программы по итогам каждого предыдущего года используются при внесении изменений в Программу на каждый последующий год. Контроль за выполнением Программы осуществляется в следующем порядке:
а) департамент финансов мэрии городского округа осуществляет контроль за соблюдением финансовой дисциплины при выполнении проектов и мероприятий Программы;
б) ежегодные и итоговый отчеты о выполнении Программы рассматриваются коллегией мэрии городского округа и утверждаются Думой городского округа. В отчетах указываются следующие критерии:
- соответствие деятельности исполнителей заявленным в проекте целям и задачам;
- соответствие деятельности календарному плану проекта;
- соответствие производимых расходов заявленным в бюджете проекта;
- привлечение заявленных в проекте объемов внебюджетных средств.
Организация-исполнитель проекта ведет бухгалтерский учет и бухгалтерскую отчетность в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
В случае изменения сроков o проведения мероприятий, эти изменения согласовываются с департаментом экономики мэрии городского округа.
6. Ожидаемые социально-экономические результаты Программы.
Оценка эффективности реализации Программы
В результате реализации Программы ожидаются следующие социально-экономические результаты:
1. Будет создан организационно-экономический механизм поддержки некоммерческих организаций, включающий в себя следующее:
- расширенный и усовершенствованный механизм конкурсного распределения средств;
- механизм достижения договоренностей о наиболее эффективных способах решения злободневных проблем городского сообщества;
- деятельность ресурсных центров;
- информационную сеть, позволяющую оперативно решать текущие проблемы.
2. Будет увеличено количество некоммерческих организаций, оказывающих услуги населению, а именно:
- созданы ресурсные центры (Центр социально-общественных инициатив в системе образования, Центр публичной политики, Агентство социальной информации, Методический центр "Опора Тольятти", Клуб лидеров НКО, совет по благотворительности и меценатству);
- за счет расширения спектра НКО, получивших грантовую поддержку, будет увеличено количество организаций, обладающих достаточным потенциалом для оказания услуг населению, а также созданы новые рабочие места в некоммерческом секторе;
- будет расширен спектр услуг и расширен круг участников проектов и мероприятий, способствующих успешному решению общегородских проблем.
3. Будет увеличен вклад общественности в решение общегородских задач и обеспечена возможность участия населения в процессе принятия общественно значимых решений через расширение форм обсуждения актуальных городских проблем и переговоров, направленных на объединение ресурсов муниципальных, некоммерческих и бизнес-структур, а также через создание механизма переговоров между 3-мя секторами сообщества.
4. Будет достигнута экономия бюджетных средств при повышении эффективности деятельности и обеспечено привлечение дополнительных внебюджетных средств. В целом по Программе будет привлечено 32551,0 тыс. руб. внебюджетных средств, из них в 2006 году 10479,0 тыс. руб.
Количественные результаты реализации Программы следующие:
1. Будет проведено более 50 мероприятий, направленных на обучение и повышение квалификации активистов НКО и сотрудников органов местного самоуправления.
2. Будет подготовлено около 100 общественных экспертов по различным направлениям межсекторного взаимодействия.
3. В реализации Программы примут участие около 200 бизнес-структур.
4. Будет проведено более 20 конкурсов, на которых будет поддержано около 550 социально значимых проектов.
5. Будет разработано 8 методик по различным направлениям межсекторного взаимодействия.
6. Будет введена система взаимного консультирования.
7. Будут введены переговорные процедуры в сферах образования, социальной поддержки, молодежной политики и поддержки детства, благотворительности.
8. Будет проведен социальный аудит 3-го сектора с выделением таких его сфер, как развивающееся детское движение, общественные институты управления образованием, услуги некоммерческих организаций. Исследования пройдут на базе более, чем 300 НКО.
9. Будет разработана система поощрения активистов и организаций, а также имиджевых мероприятий городского уровня.
10. Будут разработаны примерные правовые акты в сфере общественного участия в управлении образованием, детского движения и иных.
11. Будут налажены оперативные взаимосвязи более чем с 1000 организаций.
12. Будет размещено более 200 публикаций по теме Программы.
Председатель Думы городского округа |
А.Н. Дроботов |
<< Назад |
||
Содержание Решение Думы городского округа Тольятти от 15 марта 2006 г. N 380 "О городской целевой Программе развития некоммерческого... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.