Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к Закону
Самарской области
"Об утверждении областной
целевой программы "Жилище"
на 2006-2010 годы"
Подпрограмма
"Переселение граждан из жилищного фонда, признанного
непригодным для проживания, на территории Самарской области"
на 2006-2010 годы
(далее - Подпрограмма)
11 декабря 2007 г., 7 мая, 10 ноября, 3 декабря 2008 г.
Паспорт Подпрограммы
Наименование Подпрограммы - подпрограмма "Переселение граждан из
жилищного фонда, признанного непригодным
для проживания, на территории Самарской
области"
Дата принятия решения о - постановление Правительства Самарской
разработке Подпрограммы области от 02.05.2006 N 43
Государственный заказчик - Правительство Самарской области
Подпрограммы
Головной исполнитель - министерство строительства и жилищно-
Подпрограммы коммунального хозяйства Самарской
области
Основные разработчики - министерство экономического развития,
Подпрограммы инвестиций и торговли Самарской области,
министерство строительства и жилищно-
коммунального хозяйства Самарской
области
Цели и задачи Подпрограммы - цели Подпрограммы:
решение жилищных проблем граждан,
проживающих в домах, непригодных для
постоянного проживания в Самарской
области;
комплексное решение вопросов ликвидации
непригодного для проживания жилья
задачи Подпрограммы:
нормативное правовое и методологическое
обеспечение мероприятий по созданию
условий для удовлетворения жилищных
потребностей граждан, проживающих в
домах, признанных в установленном
порядке непригодными для проживания;
реализация обязательств собственника
жилищного фонда относительно его
технического состояния;
оптимизация развития муниципальных
образований Самарской области, имеющих
наибольшую удельную долю ветхого и
аварийного жилья в объеме жилищного
фонда;
мобилизация внебюджетных и бюджетных
ресурсов на финансирование мероприятий
по формированию в области рынка доступ-
ного жилья для удовлетворения жилищных
потребностей граждан, проживающих в
аварийных жилых домах, и на реконструк-
цию ветхих жилых домов в целях
предотвращения их аварийности;
разработка и реализация муниципальных
программ ликвидации непригодного для
проживания жилищного фонда
Сроки и этапы реализации - 2006-2010 годы;
Подпрограммы 1 этап - 2006-2007 годы;
2 этап - 2008-2010 годы
Исполнители Подпрограммы - министерство строительства и жилищно-
коммунального хозяйства Самарской облас-
ти, Самарский областной Фонд жилья и
ипотеки (по согласованию), Самарский
областной фонд поддержки индивидуального
жилищного строительства на селе (по
согласованию), органы местного само-
управления городских округов и муници-
пальных районов Самарской области (по
согласованию)
Объем и источники - планируемый общий объем финансирования -
финансирования 10 761,2 млн. рублей, из них:
средства федерального бюджета - 566,7
млн. рублей (5,2% общего объема);
средства областного бюджета - 6310,5
млн. рублей (58,6% общего объема), из
них текущего# расходы - 169,4 млн.
рублей, капитальные расходы - 6141,1
млн. рублей;
средства местных бюджетов - 794 млн.
рублей (7,3% общего объема);
внебюджетные средства - 3090 млн.
рублей (28,4% общего объема).
Мероприятия Подпрограммы,
финансирование которых предполагается
осуществлять за счет иных, помимо
областного бюджета, источников, не
являются расходными обязательствами
Самарской области. Указанные далее в
Подпрограмме объемы финансирования
отдельных мероприятий Подпрограммы за
счет иных, помимо областного бюджета,
источников являются предполагаемыми
Ожидаемые конечные результаты - запуск механизмов, позволяющих масштабно
реализации Подпрограммы решать проблему переселения граждан из
домов, признанных в установленном
порядке непригодными для проживания;
снос и реконструкция непригодного для
проживания жилья - 530,7 тыс. кв.метров;
создание маневренного жилищного фонда
для отселения жителей на время
реконструкции ветхого жилищного фонда;
разработка механизмов привлечения
внебюджетных ресурсов для решения
сложных социальных проблем;
Система организации контроля - контроль за реализацией мероприятий
за исполнением Подпрограммы Подпрограммы осуществляется министерст-
вом экономического развития, инвестиций
и торговли Самарской области.
Контроль за целевым использованием
выделенных средств областного бюджета
осуществляется в установленном порядке
головным исполнителем и исполнителями
Подпрограммы - главными распорядителями
(распорядителями) средств областного
бюджета.
Содержание проблемы и обоснование необходимости
ее решения программными методами
Согласно официальным статистическим данным в Самарской области насчитывается более 1 млн. кв. метров ветхого и аварийного жилья, из которого 55 тыс. кв. метров является аварийным (приложение 1).
В настоящее время в ветхом и аварийном жилье проживает порядка 80 тысяч человек (27 тыс. семей) или 2,5% всего населения области. Доля ветхого и аварийного жилья в общем объеме государственного и муниципального жилищного фонда в сельских районах составляет 13%, в городах - 5,4%.
Ветхий и аварийный жилищный фонд ухудшает внешний облик городов в Самарской области, сдерживает развитие городской инфраструктуры, снижает инвестиционную привлекательность муниципальных образований.
В целях решения проблемы переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда в конце 2002 года была принята областная целевая программа "Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда в Самарской области" на 2003-2010 годы (далее - Программа).
В период с начала реализации Программы до 01.03.2005 все правовые, методологические, организационные механизмы переселения граждан из ветхого и аварийного жилья были определены действовавшим Жилищным кодексом РСФСР, Гражданским кодексом Российской Федерации. Вопросы признания жилых домов (жилых помещений) непригодными для проживания решались в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 04.09.2003 N 552 "Об утверждении Положения о порядке признания жилых домов (жилых помещений) непригодными для проживания" в рамках работы межведомственной комиссии, созданной распоряжением Правительства Самарской области от 24.03.2004 N 26-р. Строительство жилых домов в целях переселения граждан из ветхого и аварийного жилья осуществлялось в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации.
В рамках реализации Программы в качестве оказания методологической помощи органам местного самоуправления была разработана структура муниципальной программы "Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда" до 2010 года. Указанная структура определяла порядок действий органов местного самоуправления, позволяющий создать прозрачный механизм переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда и сноса непригодного для проживания жилья.
Потребность средств на реализацию программных мероприятий была определена в сумме 10677,4 млн. рублей.
В 2003-2005 годах реализация Программы осуществлялась за счет средств бюджетов всех уровней и внебюджетных источников, общий объем которых составил 1018 млн. рублей. Данная сумма средств позволила переселить из ветхого жилья порядка 1,2 тысячи семей, что составляет 4% от общего количества семей, проживающих в ветхом и аварийном жилищном фонде области. Взамен ликвидируемого ветхого и аварийного жилья в объеме 49,1 тыс. кв. м было приобретено и построено 67,8 тыс. кв. м общей площади жилья (приложение 2).
В структуре фактического финансирования Программы средства федерального бюджета составили - 60,8 млн. руб. (6% от общего объема выделенных средств против 30% предусмотренного в Программе), областного388 млн. руб.(38% против 20%), местного - 70 млн.руб. (7% против 10%), внебюджетных источников - 500 млн.руб.(49% против 40%).
Вместе с тем в 2003-2005 годах не удалось достичь ощутимого продвижения по всем показателям реализации Программы. Проблема обеспечения жильем населения, проживающего в ветхом и аварийном жилищном фонде, продолжает оставаться в числе особо актуальных и первостепенных как для Российской Федерации в целом, так и для Самарской области в частности.
Основными проблемами реализации Программы являются:
1. Прекращение действия подпрограммы "Переселение граждан Российской Федерации из ветхого и аварийного жилищного фонда". Мероприятия по переселению из ветхого и аварийного жилья включены в подпрограмму "Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры", а также подпрограмму "Обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы.
2. Недостаточность ресурсов, выделяемые на реализацию Программы муниципальными образованиями, отсутствие предложений по земельным площадкам под жилищную застройку.
3. Отсутствие механизма, позволяющего привлекать средства внебюджетных источников. Бюджетные средства расходовались на безвозмездное финансирование строительства и приобретения жилья, в том числе обеспечение инженерной инфраструктурой земельных участков, что не способствовало привлечению частных инвестиций.
Анализ достигнутых результатов выявил необходимость корректировки Программы в части совершенствования механизма переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда.
Суть данного механизма заключается в комплексном подходе, подразумевающем взаимную увязку всех мероприятий национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России", реализуемых в рамках подпрограмм областной целевой программы "Жилище" на 2006-2010 годы.
Наиболее эффективно решать проблему переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда возможно только программно-целевым методом, который позволяет консолидировать средства бюджетов всех уровней и внебюджетных источников.
Созданная нормативная правовая база на федеральном уровне, регламентирующая дальнейшее развитие жилищного строительства с привлечением в отрасль частных инвестиций, во многом определила содержание настоящей Подпрограммы. В этих условиях модификация Программы даст возможность существенно повысить ее эффективность.
Подпрограмма соответствует целям приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" и призвана служить инструментом его реализации.
Основные цели и задачи Подпрограммы
Основными целями Подпрограммы являются:
решение жилищных проблем граждан, проживающих в домах, непригодных для постоянного проживания, в Самарской области;
комплексное решение вопросов ликвидации непригодного для проживания жилья.
В Подпрограмме решаются следующие основные задачи:
нормативное правовое и методологическое обеспечение мероприятий по созданию условий для удовлетворения жилищных потребностей граждан, проживающих в домах, признанных в установленном порядке непригодными для проживания;
завершение строительства объектов, не завершенных строительством, имеющих высокую степень готовности;
создание маневренного жилищного фонда;
создание фонда социального жилья;
использование вторичного рынка жилья;
реализация обязательств собственника жилищного фонда относительно его технического состояния;
оптимизация развития муниципальных образований Самарской области, имеющих наибольшую удельную долю ветхого и аварийного жилья в объеме жилищного фонда;
создание механизма, позволяющего комплексно решать вопросы ликвидации непригодного для проживания жилья и переселения граждан при реализации всех подпрограмм областной целевой программы "Жилище" на 2006-2010 годы;
мобилизация внебюджетных и бюджетных ресурсов на финансирование мероприятий по формированию в области рынка доступного жилья для удовлетворения жилищных потребностей граждан, проживающих в аварийных жилых домах, и на реконструкцию ветхих жилых домов в целях предотвращения их аварийности;
разработка и реализация муниципальных программ по переселению граждан из непригодного для проживания жилья.
Настоящая Подпрограмма предполагает следующее разграничение уровней ответственности:
на уровне Самарской области Подпрограмма определяет масштаб проблемы, сроки ее решения, формирует правовую базу в рамках жилищного, земельного и градостроительного законодательства, координирует сроки реализации муниципальных программ, определяет методы государственной поддержки муниципальных образований Самарской области;
на уровне городских округов и муниципальных районов муниципальными программами предусматривается план действий органов местного самоуправления по переселению граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда, эффективное управление бюджетными и внебюджетными средствами, направленными на финансирование программных мероприятий, определение форм и механизмов в решении жилищных вопросов, перечень непригодных для проживания жилых помещений, а также средства всех источников финансирования программных мероприятий, определение объемов строительства маневренного и социального жилья.
Сроки и этапы реализации Подпрограммы
Подпрограмма предусматривает комплекс мероприятий, реализация которых должна начаться в 2006 году.
В рамках первого этапа реализации Подпрограммы (2006-2007 годы) будет осуществляться финансирование мероприятий по завершению строительства объектов, которые были начаты в рамках областной целевой программы "Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда в Самарской области" на 2003-2010 годы. Завершение строительства будет осуществляться в основном за счет бюджетных средств.
Предполагается запуск механизма по освоению земельных площадок, занятых в настоящее время ветхим и аварийным жильем.
При этом обеспечение коммунальной инфраструктурой данных земельных участков будет осуществляться в рамках подпрограмм "Обеспечение земельных участков под жилищное строительство коммунальной инфраструктурой", а также "Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры" областной целевой программы "Жилище" на 2006-2010 годы. Финансирование данных мероприятий будет осуществляться за счет заемных средств и средств местных бюджетов.
В рамках второго этапа реализации Подпрограммы (2008-2010 годы) предполагается создание устойчивого механизма для привлечения средств внебюджетных источников к финансированию мероприятий по переселению граждан из ветхого и аварийного жилья.
Организационные мероприятия второго этапа будут направлены на обеспечение эффективного использования имеющихся финансовых ресурсов, а также на привлечение частных инвестиций.
Решение проблемы переселения граждан из непригодного для проживания жилья будет осуществляться в соответствии с нормами Жилищного кодекса Российской Федерации.
Система программных мероприятий
Мероприятия Подпрограммы предусматривают осуществление мер по переселению граждан из жилищного фонда, признанного непригодным для проживания, и/или жилищного фонда с высоким уровнем износа (более 70 процентов).
Подпрограммой предусматривается выделение двух категорий домов:
подлежащих реконструкции, после чего они могут стать пригодными для проживания,
подлежащих ликвидации (сносу), которые не могут быть восстановлены (в том числе и по причине экономической нецелесообразности).
В рамках Подпрограммы будет осуществляться финансирование мероприятий по завершению строительства, реконструкции объектов, которые были начаты ранее при реализации областной целевой программы "Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда в Самарской области" на 2003-2010 годы.
Средства областного и местных бюджетов и внебюджетных источников включают заемные средства, привлеченные органами государственной власти Самарской области, органами местного самоуправления и частными инвесторами для реализации программных мероприятий. При этом доля областного и местных бюджетов может быть снижена за счет увеличения доли средств частных инвесторов.
Финансовое обеспечение Подпрограммы
В рамках Подпрограммы предусматривается финансирование мероприятий, направленных на переселение граждан из жилищного фонда, признанного непригодным для проживания, и/или жилищного фонда с высоким уровнем износа (более 70 процентов), за счет:
средств федерального бюджета;
средств областного и местных бюджетов;
средств внебюджетных источников.
Размер средств федерального бюджета, предусмотренных на реализацию Подпрограммы, составит 566,7 млн. рублей, размер средств областного бюджета - 6 310,5 млн. рублей, местных бюджетов - 794 млн. рублей, внебюджетных источников - 3 090 млн. рублей. Объемы финансирования Подпрограммы рассчитаны с учетом затрат, необходимых для достижения значений целевых параметров реализации приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" на территории Самарской области в части увеличения объемов жилищного строительства. Из средств федерального бюджета капитальные расходы составляют 566,7 млн. рублей, из средств областного бюджета текущие расходы составляют 169,4 млн. рублей, капитальные - 6141,1 млн. рублей. Перечень объектов капитального строительства, не относящихся к государственной собственности Самарской области (или не предполагающихся к оформлению в государственную собственность Самарской области), финансируемых за счет бюджетных инвестиций из областного бюджета (в виде средств на оплату государственных контрактов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд), в 2008-2009 годах определяется постановлением Правительства Самарской области от 08.08.2007 N 127 "О переходных положениях, определяющих осуществление бюджетных инвестиций из областного бюджета в 2008-2009 годах.
Объемы финансирования в 2006-2010 годах Подпрограммы приведены в приложении 3.
Средства, выделяемые для реализации программных мероприятий, направляются на осуществление строительства, реконструкцию жилых домов, приобретение квартир на вторичном рынке жилья.
В качестве источников финансирования строительства жилых домов, а также приобретения жилья станут средства бюджетов всех уровней, выделяемые на реализацию подпрограмм "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" и "Молодой семье - доступное жилье" областной целевой программы "Жилище" на 2006-2010 годы, средства областного бюджета, предусмотренные на модернизацию жилых домов.
Получателем средств федерального и областного бюджетов, выделяемых на строительство, реконструкцию и приобретение жилья, является министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области.
Средства местных бюджетов направляются на строительство маневренного и социального жилья, обустройство инженерной инфраструктурой земельных участков.
К внебюджетным ресурсам, привлекаемым для финансирования в рамках Подпрограммы, относятся:
кредиты коммерческих банков;
кредиты и займы Самарского областного Фонда жилья и ипотеки и Самарского областного фонда поддержки индивидуального жилищного строительства на селе;
личные средства граждан;
средства организаций, заинтересованных в реализации областной и муниципальных программ.
При разработке проектов законов об областном бюджете на очередной финансовый год необходимо предусматривать средства, направляемые на финансирование реализации мероприятий Подпрограммы.
Мероприятия Подпрограммы, финансирование которых предполагается осуществлять за счет средств федерального бюджета, местных бюджетов, не являются расходными обязательствами Российской Федерации, Самарской области и муниципальных образований на территории Самарской области. Указанные в Подпрограмме объемы финансирования отдельных мероприятий Подпрограммы за счет иных, помимо областного бюджета, источников являются предполагаемыми.
Критериями отбора муниципальных образований для предоставления субсидий в рамках Подпрограммы являются:
наличие муниципальной программы переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда, согласованной с министерством экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области;
долевое участие органов местного самоуправления в финансировании реализации мероприятий по переселению граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда;
завершение начатых строительством жилых домов, находящихся в высокой степени готовности, финансирование которых осуществлялось за счет бюджетных средств;
наличие утвержденной проектно-сметной документации на строительство и (или) реконструкцию жилых домов, предназначенных для обеспечения жильем граждан, проживающих в ветхом и аварийном жилищном фонде;
привлечение внебюджетных средств на строительство и реконструкцию жилья, предназначенного для отселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда;
превышение показателя, определяющего соотношение аварийного и (или) ветхого государственного и муниципального жилищного фонда, к общему объему государственного и муниципального жилищного фонда на территориях муниципальных образований Самарской области над среднеобластным.
Механизм реализации Подпрограммы
Реализация Подпрограммы осуществляется министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области, Самарским областным Фондом жилья и ипотеки (по согласованию), Самарским областным фондом поддержки индивидуального жилищного строительства на селе (по согласованию), органами местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Самарской области (по согласованию).
При реализации Подпрограммы министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области решает следующие задачи:
разработка проектов нормативных правовых актов, направленных на обеспечение формирования рынка доступного жилья;
мониторинг целевого использования бюджетных средств, поступивших на строительство, реконструкцию жилищного фонда в рамках Подпрограммы;
представление отчетов об использовании средств и реализации Подпрограммы в контролирующие органы;
организация строительства, реконструкции жилья для отселения граждан из непригодного для проживания жилья.
При реализации Подпрограммы министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области решает следующие задачи:
определение направлений в решении жилищных вопросов граждан, проживающих в ветхом и аварийном жилищном фонде;
обеспечение реализации комплексного подхода, подразумевающего взаимную увязку подпрограмм областной целевой программы "Жилище" на 2006-2010 годы;
мониторинг хода реализации мероприятий по переселению граждан из непригодного для проживания жилья, осуществляемых в рамках подпрограмм областной целевой программы "Жилище" на 2006-2010 годы;
определение приоритетных направлений в реализации программных мероприятий.
При реализации Подпрограммы Самарский областной Фонд жилья и ипотеки, Самарский областной фонд поддержки индивидуального жилищного строительства на селе решают следующие задачи:
определение приоритетов в привлечении внебюджетных источников финансирования, способных принести наибольшую прибыль при минимальном сроке окупаемости;
первоочередное предоставление ипотечных кредитов и займов жителям, проживающим в ветхом и аварийном жилищном фонде.
Органы местного самоуправления на территории Самарской области при реализации Подпрограммы решают следующие задачи:
учет, планирование сноса ветхого и аварийного жилищного фонда;
определение объектов жилищного фонда высокой степени готовности для дальнейшего завершения строительства в рамках Подпрограммы;
обеспечение предложений земельных участков, предназначенных под жилищное строительство, обустроенных базовой инженерно-коммунальной инфраструктурой;
создание маневренного жилого фонда;
строительство социального жилья для отселения граждан из муниципального непригодного для проживания жилья;
обустройство коммунальной инфраструктурой земельных участков, занимаемых в настоящее время ветхим и аварийным жилищным фондом.
Законом Самарской области от 8 декабря 2006 г. N 169-ГД в абзац двадцать второй настоящего раздела внесены изменения
В условиях ограничений, связанных с дефицитом свободных территорий для жилищного строительства, перспективным направлением в реализации Подпрограммы является использование свободных земель сельскохозяйственного назначения, прилегающих к населенным пунктам и расположенных вблизи от мест подключения к коммуникациям, под строительство быстровозводимого малоэтажного жилья (при условии изменения их целевого назначения в установленном законодательством порядке). Сегодня эти территории часто не вовлечены в сельскохозяйственный оборот и простаивают.
Обустройство данных земельных участков инженерной инфраструктурой предполагается осуществлять в равных долях за счет средств федерального и областного бюджетов.
См. текст абзаца
Вышеперечисленные основные принципы механизма реализации Подпрограммы позволят увеличить объемы жилищного строительства и количество граждан, переселяемых из непригодного для проживания жилья.
Организация управления Подпрограммой
и контроль за ходом ее реализации
Управление реализацией Подпрограммы осуществляется головным исполнителем Подпрограммы - министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области, который в рамках своих полномочий осуществляет мониторинг программных мероприятий, организует формирование нормативной правовой базы.
Органы местного самоуправления в рамках компетенции, определенной федеральным законодательством осуществляют финансирование муниципальных программ и контроль за их выполнением, организуют работу межведомственных комиссий по установлению непригодного для проживания жилья, участвуют в подготовке предложений по переселению граждан, обеспечивают соблюдение сроков и очередности переселения, разрабатывают предложения по наиболее эффективным методам решения задач.
Предлагаемый подход к управлению реализацией Подпрограммы позволит на территории Самарской области:
проводить единую политику переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда, исходя из приоритетов развития отдельных муниципальных образований;
стимулировать привлечение внебюджетных источников финансирования;
создать открытую процедуру принятия решений относительно финансовой поддержки Подпрограммы;
создать систему мониторинга реализации Подпрограммы.
Оценка эффективности и ожидаемые
результаты реализации Подпрограммы
Эффективность реализации Подпрограммы и использования выделенных с этой целью бюджетных средств обеспечивается за счет:
исключения возможности нецелевого использования бюджетных средств;
прозрачности прохождения средств областного бюджета;
привлечения средств местных бюджетов;
привлечения средств внебюджетных источников;
создания эффективных механизмов оценки и управления инвестиционными рисками.
Оценка эффективности реализации Подпрограммы будет осуществляться на основе следующих индикаторов:
количество граждан, переселенных из ветхого и аварийного жилищного фонда;
объем ликвидированного непригодного для проживания жилья;
доля средств внебюджетных источников в общем объеме инвестиций.
Успешное выполнение мероприятий Подпрограммы позволит обеспечить к 2010 году:
запуск механизмов, позволяющих масштабно решать проблему переселения граждан из домов, признанных в установленном порядке непригодными для проживания;
снос и реконструкцию непригодного для проживания жилья - 467,8 тыс. кв. метров;
создание маневренного жилищного фонда для отселения жителей на время реконструкции ветхого жилищного фонда;
строительство нового жилья, в том числе социального жилья - 467,8 тыс. кв. метров;
разработку механизмов привлечения внебюджетных ресурсов для решения сложных социальных проблем.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.