Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Законом Самарской области от 12 декабря 2007 г. N 151-ГД в настоящее приложение внесены изменения
Приложение
к Закону
Самарской области
"Об утверждении областной
целевой комплексной программы
социально-экономического
развития городского округа
Похвистнево Самарской области
на 2006-2010 годы"
Областная целевая комплексная программа
социально-экономического развития
городского округа Похвистнево Самарской области
на 2006-2010 годы (далее - Программа)
12 декабря 2007 г.
Паспорт Программы
Наименование - областная целевая комплексная программа
Программы социально-экономического развития город-
ского округа Похвистнево Самарской об-
ласти на 2006-2010 годы
Дата принятия - поручение Губернатора Самарской области
решения о разработке от 06.08.2003
программы
Государственный - Правительство Самарской области
заказчик
Программы
Головной - министерство экономического развития,
исполнитель инвестиций и торговли Самарской области
Программы
Основные - администрация городского округа Похвист-
разработчики нево рабочая группа по оказанию содейст-
Программы вия в разработке стратегии и комплексной
программы социально-экономического раз-
вития г. Похвистнево, образованная рас-
поряжением Губернатора Самарской области
от 11.04.2002 N 141-р
Цели и задачи - цели Программы:
Программы повышение уровня и качества жизни
населения городского округа Похвистнево;
создание благоприятной среды для
развития человеческого потенциала;
сохранение и развитие культурно-ис-
торического потенциала городского округа
Похвистнево;
устойчивое экономическое развитие;
развитие городского округа Похвистнево
как социально-культурного центра северо-
восточного района Самарской области;
задачи Программы:
увеличение продолжительности жизни
граждан, сокращение детской и материнс-
кой смертности, снижение заболеваемости
туберкулезом, сердечно-сосудистыми забо-
леваниями;
повышение образовательного уровня
населения;
повышение доли населения, проживаю-
щего в благоустроенном жилье, в том чис-
ле за счет переселения граждан из ветхо-
го жилья;
повышение уровня благосостояния на-
селения;
развитие системы учреждений по ока-
занию социальных услуг населению северо-
восточного региона области в сфере обра-
зования, здравоохранения, культуры, тор-
говли и бытового обслуживания;
стабилизация экономического состоя-
ния действующих и создание новых высоко-
эффективных организаций в различных сек-
торах экономики городского округа Пох-
вистнево, рост занятости населения, соз-
дание предпосылок для повышения экономи-
ческой и финансовой устойчивости городс-
кого округа Похвистнево;
повышение инвестиционной привлека-
тельности городского округа Похвистнево;
сокращение бюджетных расходов, в
том числе за счет внедрения новых ресур-
сосберегающих технологий;
развитие взаимовыгодных направлений
взаимодействия органов местного самоуп-
равления городского округа Похвистнево с
сельскими муниципальными образованиями
северо-восточного района Самарской об-
ласти;
сохранение экологической устойчи-
вости территории городского округа Пох-
вистнево
Сроки реализации - 2006-2010 годы
Программы
Перечень - мероприятия по развитию отраслей
основных социальной сферы городского округа Пох-
программных вистнево;
мероприятий мероприятия по обеспеченности заня-
тости населения городского округа Пох-
вистнево;
мероприятия по развитию экономичес-
кого потенциала городского округа Пох-
вистнево;
мероприятия по организационному
обеспечению реализации Программы
Исполнители - министерство экономического развития,
Программы инвестиций и торговли Самарской области,
министерство строительства и жилищно-
коммунального хозяйства Самарской
области, министерство культуры и
молодежной политики Самарской области,
министерство транспорта, связи и
автомобильных дорог Самарской области,
администрация городского округа
Похвистнево (по согласованию),
организации в городском округе
Похвистнево, участвующие в реализации
мероприятий и осуществляющие
финансирование Программы за счет
собственных средств (по согласованию)
Объемы и - финансирование мероприятий Программы
источники осуществляется за счет средств
финансирования областного бюджета в сумме 421 431 тыс.
рублей (приложение N 1).
Помимо средств областного бюджета,
предполагается привлечение средств
(приложение N 2):
бюджета городского округа Похвистнево в
сумме 44 848 тыс. рублей, собственных
средств организаций, участвующих в
реализации Программы на добровольной
основе, и других внебюджетных источников
в сумме 2 995 893 тыс. рублей.
Мероприятия Программы, финансирование
которых предполагается осуществить за
счет средств бюджета городского округа
Похвистнево Самарской области, не
являются расходными обязательствами
Самарской области и городского округа
Похвистнево Самарской области
Ожидаемые - улучшение качества жизни населения;
конечные развитие человеческого потенциала; повы-
результаты шение уровня благосостояния, образования
реализации и состояния здоровья граждан, в том чис-
Программы ле достижение к 2010 году по сравнению с
2004 годом:
роста среднемесячной заработной
платы по крупным и средним организациям
в 2,2 раза;
сокращение смертности до 16,0 про-
милле;
сокращение безработицы до 1% от
трудоспособного населения в трудоспособ-
ном возрасте;
перевод экономики городского округа
Похвистнево в режим устойчивого разви-
тия; укрепление и диверсификация эконо-
мической базы городского округа Похвист-
нево, в том числе достижение к 2010 году
по сравнению с 2004 годом:
роста объема промышленного произ-
водства на душу населения в 2,3 раза;
роста инвестиций в основной капитал
за счет всех источников на душу населе-
ния в 2 раза;
становление городского округа Пох-
вистнево как центра северо-востока Са-
марской области
Система - министерство экономического развития,
организации и инвестиций и торговли Самарской области,
контроля за министерство управления финансами Самар-
исполнением ской области в рамках своих полномочий.
Программы
Введение
Настоящая Программа разработана администрацией городского округа Похвистнево при участии рабочей группы по оказанию содействия в разработке стратегии и комплексной программы социально-экономического развития г. Похвистнево, образованной распоряжением Губернатора Самарской области от 11.04.2002 N 141-р.
Программа учитывает приоритетные направления, определенные в 2002 году стратегией социально-экономического развития города Похвистнево до 2015 года, и направлена на решение существующих проблем, являющихся ограничителем улучшения качества жизни населения, проживающего на данной территории.
Программа разработана с учетом мероприятий областных целевых программ "Развитие и совершенствование материальной базы лечебно-профилактических учреждений области" на 2003-2007 годы, "Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда в Самарской области" на 2003-2010 годы, "Развитие туризма в Самарской области" на 2004-2008 годы, "Развитие культуры малых и средних городов Самарской области" на 2004-2007 годы, "Развитие и государственная поддержка малого предпринимательства в Самарской области" на 2004-2010 годы, "Молодой семье - доступное жилье" на 2003-2010 годы, "Обеспечение населения Самарской области питьевой водой" на 2005-2010 годы и др.
Реализация Программы позволит создать необходимые условия для радикального изменения уровня и качества жизни населения, развития человеческого потенциала на территории городского округа Похвистнево в соответствии с Декларацией тысячелетия Организации Объединенных Наций.
1. Содержание проблемы и обоснование
необходимости ее решения программными методами
Городской округ Похвистнево Самарской области расположен в 165 км от областного центра в северо-восточной части Самарской области, практически на границе с Оренбургской областью. Через городской округ проходят железнодорожная магистраль общегосударственного значения и автомобильная дорога регионального значения "Самара - Бугуруслан", обеспечивающие прямые перевозки в различные регионы России, страны СНГ и дальнего зарубежья.
Географическое положение городского округа обусловливает действие двух противоречивых факторов:
с одной стороны, расположение городского округа на стратегических железнодорожной и автомобильной магистралях в зоне с развитой инфраструктурой является долгосрочным фактором, способствующим развитию территории и ее дальнейшей интеграции в хозяйственный комплекс России;
с другой стороны, расположение городского округа на периферии Самарской области, его относительная удаленность от промышленных и культурных центров (165 км от Самары, 420 км от Оренбурга) в определенной степени препятствуют развитию территории, снижают инвестиционную привлекательность городского округа Похвистнево.
Городской округ Похвистнево расположен в центре северовосточных сельских районов Самарской области (Похвистневский, Кинель-Черкасский, Клявлинский, Исаклинский, Шенталинский, Камышлинский) и граничит с Бугурусланским районом Оренбургской области, имеющими преимущественно сельскохозяйственную ориентацию экономики, в 25 км находится город Бугуруслан Оренбургской области с развитым промышленным потенциалом.
На территории прилегающих районов интенсивно ведется добыча нефти и газа. Разведанные запасы нефти и газа, обеспечивающие до настоящего времени основную отрасль хозяйства городского округа Похвистнево - нефтегазодобывающую, постепенно истощаются. Прогнозные ресурсы нефти на территории муниципального района Похвистневский Самарской области (геологические/извлекаемые) составляют 84481/21974 тыс. тонн, остаточные извлекаемые запасы около 15 млн. тонн. Анализ перспектив развития нефтедобычи показывает, что минерально-сырьевая база углеводородного сырья используется не в полном объеме, возможно активизировать работы по осуществлению нефтедобычи на ныне законсервированных месторождениях, освоению неразведанных ресурсов нефти и газа.
Земельные ресурсы прилегающих к городскому округу Похвистнево сельских районов обеспечивают достаточный объем производства сельскохозяйственной продукции для развития на территории городского округа организаций перерабатывающей промышленности. Лесные богатства с подавляющим преобладанием лиственных пород деревьев в качестве природного ресурса в экономике территории в настоящее время используются крайне не достаточно. Для повышения экономической устойчивости городского округа необходимо взаимодействие с соседними муниципальными образованиями по реализации совместных проектов.
Непосредственно на территории городского округа Похвистнево запасов полезных ископаемых, представляющих интерес для развития промышленности, нет. Наиболее близко к городскому округу расположены месторождения глин, известняков, песчано-гравийной смеси.
Экологическая обстановка на территории в силу относительной удаленности последней от крупных промышленных комплексов достаточно благоприятна. Волнистый, изрезанный оврагами и балками рельеф и живописный ландшафт в окрестностях городского округа Похвистнево создают естественные условия для организации лыжных трасс, развития пешего и конного туризма и других видов активного отдыха.
Похвистнево - малый по численности населения городской округ Самарской области (на 01.01.2005 - 29,1 тыс. человек, в том числе в трудоспособном возрасте - 17,8 тыс. человек). Для городского округа характерна естественная убыль населения. В 2004 году по сравнению с 2003 годом миграционный прирост, являющийся источником сглаживания депопуляции, увеличился в 1,9 раза.
По состоянию на 01.01.2005, число безработных - 765 человек, что составляет 4,56 % от численности трудоспособного населения (10 место среди городских округов). Отсутствует возможность для трудоустройства в прилегающем муниципальном районе Похвистневский Самарской области, где уровень зарегистрированной безработицы, по состоянию на 01.01.2005, составил 5,5 %. Ситуация на рынке труда требует проведения совместных мероприятий, направленных на создание рабочих мест, со стороны органов местного самоуправления городского округа Похвистнево и муниципального района Похвистневский Самарской области.
Уровень жизни городского населения ниже среднего по Самарской области и Российской Федерации.
Денежные доходы населения в городском округе Похвистнево в 2004 году составили 4461,5 рубля или 64,9 % (6871 рубль) от среднеобластного уровня и 70,9 % (6296 рублей) от среднероссийского уровня.
За 2004 год среднемесячная заработная плата по крупным и средним организациям городского округа Похвистнево составила 4443,7 рубля или 64,9 % от среднеобластного уровня (9 место среди городских округов области). Показатель сильно дифференцирован по отраслям экономики. Средний уровень заработной платы поддерживается в основном за счет заработной платы в организациях промышленности и транспорта.
Градостроительное регулирование территориального планирования городского округа Похвистнево осуществляется на основании генерального плана 1971 года, утвержденного распоряжением Куйбышевского облисполкома от 20.07.73 N 420, откорректированного соответственно в 2000 и 2002 годах в 2 этапа:
1 этап - концепция развития города Похвистнево до 2015 года;
2 этап - геоинформационная система-методика жилищно-коммунального хозяйства.
Законом Самарской области "Об установлении границ городского округа Похвистнево Самарской области" установлены административные границы городского округа Похвистнево. Согласно указанному Закону Самарской области в состав городского округа Похвистнево вошли следующие населенные пункты: город Похвистнево, поселок Октябрьский. Генеральный план на включенный в состав городского округа поселок отсутствует.
Введенный в действие в январе 2005 года Градостроительный кодекс Российской Федерации предъявил новые требования к содержанию и составу документов территориального планирования муниципальных образований.
Проблема существует в отсутствии в городском округе Похвистнево сформированной в полном объеме системы градостроительного планирования. Необходимо приведение в соответствие с требованиями действующего законодательства генерального плана городского округа Похвистнево и разработки правил землепользования и застройки городского округа Похвистнево.
По уровню развития социальной и инженерной инфраструктуры городской округ Похвистнево находится на 8 месте среди городских округов области. В последние годы в городском округе ведется реформирование жилищно-коммунального хозяйства. Создана муниципальная управляющая компания, которая позволила повысить качество управления жилищно-коммунальным хозяйством, упорядочить систему предоставления льгот отдельным категориям граждан. В городском округе Похвистнево накоплен опыт в области энергосбережения. Ряд работ по капитальному ремонту жилищного фонда и объектов благоустройства на конкурсной основе выполняется частными организациями. Доля оплаты жилищно-коммунальных услуг населением на 2004 год достигла 85 %, собираемость средств населения за оплату услуг составляет 95 - 98 %. Однако ввиду высокой изношенности основных фондов организаций жилищно-коммунальной сферы (более 70 %) эффективность реформирования невысока.
Общая площадь жилищного фонда городского округа Похвистнево составила на конец 2004 года 574,8 тыс. кв. метров, в том числе муниципального - 96,8 тыс. кв. метров, в индивидуальных домах - 192 тыс.кв.метров. Обеспеченность населения жилищным фондом - 19,9 кв. метров общей площади на одного человека (4 место среди городских округов области). При этом 27 тыс. кв. метров или 8,5% жилищного фонда достигло предельного износа, в том числе 22,3 тыс. кв. метров - ветхое жилье, в котором проживает 641 человек. Похвистневской городской Думой принята целевая программа "Переселение граждан из ветхого жилого фонда г.Похвистнево" на 2003-2010 годы, для успешной реализации которой необходимы значительные капитальные вложения.
Существует проблема отсутствия необходимой инфраструктуры на земельных участках, выделяемых под новое строительство, что требует больших финансовых средств на строительство магистральных инженерных сетей и автодорог.
Водоснабжение городского округа Похвистнево осуществляется 23 артезианскими скважинами. Существующая сеть водопровода в основном построена в 50-е годы. По состоянию на 01.01.2004, степень износа водопроводных сетей составляет 76,6 %, средний показатель по городским округам Самарской области 74,9%.
В связи с высокой степенью изношенности системы водоснабжения городского округа утечка питьевой воды составляет более 30% от ее добычи, на поддержание системы водоснабжения в работоспособном состоянии, т.е. ликвидацию аварий, организация ежегодно тратит более 300 тыс. рублей. Необходима модернизация существующей системы водоснабжения.
Канализационные очистные сооружения в Похвистнево построены в 1968 году. С ростом городского округа и объемов потребляемой воды качество очистки стоков снижается и в настоящее время превышает предельно допустимую норму загрязняющих веществ в десятки раз. Это является мощным источником загрязнения окружающей среды, т.к. стоки очистных сооружений попадают в р. Большой Кинель, затем в р. Самарку и р. Волгу.
В 1993 году начато строительство новых очистных сооружений, финансирование которых в основном осуществляется за счет средств областного и местного бюджетов. Однако за 11 лет освоено лишь 24 % сметной стоимости строительства.
Администрация городского округа Похвистнево, понимая, что создание условий для повышения уровня образования и улучшения состояния здоровья населения являются предпосылками развития человеческого потенциала как фактора устойчивого экономического роста, значительное внимание уделяет вопросам образования и здравоохранения.
В городском округе Похвистнево функционирует образовательная система, включающая:
муниципальные образовательные учреждения дошкольного, общего, дополнительного образования;
государственные образовательные учреждения начального (профессиональный лицей N 61) и среднего (Губернский колледж) профессионального образования;
государственное учреждение высшего профессионального образования (открытый институт (филиал) государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Самарский государственный архитектурно-строительный университет" городского округа Похвистнево), осуществляющее подготовку студентов в очной и заочной форме на основе договоров с шестью государственными вузами Самарской области.
В образовательных учреждениях городского округа имеется достаточный кадровый, научно-методический потенциал для реализации основных направлений модернизации образования, накоплен опыт работы по разноуровневым программам общего и профессионального образования, формируется гибкая система образовательных программ в соответствии с потребностями рынка труда. Однако устаревшая материально-техническая база является сдерживающим фактором развития городской системы образования. Поэтому вложение инвестиций в эту сферу имеют особо важное значение.
Медицинское обеспечение населения городского округа осуществляется Похвистневской центральной районной больницей города и района (далее - ЦРБГР). Обеспеченность врачами с учетом населения муниципального района Похвистневский составляет 24 врача на 10 тыс. населения, что ниже среднеобластного показателя. На базе ЦРБГР создан корпоративный территориальный медицинский центр северо-восточного района Самарской области. Для повышения эффективности его деятельности необходимо проведение мероприятий по развитию и совершенствованию ее материальной базы.
Работу по организации социального обслуживания населения осуществляет управление социальной защиты населения. На социальном обслуживании в органах социальной защиты в городском округе Похвистнево состоят 8,6 тысяч человек - получателей государственных пенсий (в том числе 6,2 тысяч человек - пенсионеров по возрасту) и 4,9 тысяч детей, что составляет 16,8% от численности населения.
В городском округе Похвистнево проживает свыше 2,9 тыс. инвалидов. Согласно исследованиям, проведенным Центральным институтом экспертизы труда и инвалидности, более 27% инвалидов нуждаются в различных вспомогательных технических средствах реабилитации, облегчающих их труд и быт.
Не менее важным направлением деятельности является нестационарное социальное обслуживание населения.
В городском округе более 790 человек получают необходимые им социальные услуги на дому, что составляет 12,7% от общего количества пенсионеров, проживающих в городском округе (по области этот показатель 6%). В 2004 году получателями различных видов социальной помощи стали 4580 граждан пожилого возраста и инвалидов (ежемесячные затраты на одного обслуживаемого - 559 рублей), что составляет 53,2% от общей численности пенсионеров городского округа (в городском округе Отрадном - 380 рублей, в городском округе Кинеле - 442 рубля).
Одним из приоритетов деятельности администрации городского округа является культура. Городской округ имеет развитую сеть учреждений культуры, включая театральные учреждения, детскую школу искусств, являющуюся базовой в области дополнительного образования для жителей северо-восточных районов, и другие. В городском округе проводятся различные фестивали (театральные, классической хореографии, народного творчества), в которых принимают участие не только Самарская область, но и другие регионы России. Однако материально-техническая база сферы культуры нуждается в серьезной реконструкции.
Спортивная и физкультурно-массовая работа проводится на базе стадиона и 13 спортивных залов. В спортивных секциях, клубах и физкультурно-оздоровительных группах занимается более 2800 человек. Для городского округа важным является строительство спортивно-оздоровительного комплекса, включающего в себя спортивные залы, бассейн.
Для решения обозначенных проблем в социальной сфере необходимы значительные инвестиции. Вместе с тем городской округ Похвистнево обладает слабой экономической базой. По итогам 2004 года, в соответствии с проведенной комплексной оценкой социально-экономического состояния городских округов Самарской области городской округ Похвистнево занимает 8-е место и относится к территориям с нестабильным состоянием.
По своему функциональному типу городской округ Похвистнево относится к промышленно-транспортным центрам межрайонного значения. Промышленная структура экономической базы отличается узким спектром объектов хозяйственной специализации с явным преобладанием одной отрасли (нефтедобывающей промышленности), являющейся градообразующей (в 2002 году удельный вес в общем объеме промышленного производства составлял 93,8%).
Доля выпускаемой промышленными организациями, находящимися на территории городского округа, продукции в общем объеме промышленного производства области составляет лишь 0,06%. В городском округе Похвистнево всего 14 крупных и средних промышленных организаций, имеющих значительные незагруженные мощности. С 1992 года наблюдается устойчивая тенденция падения объемов промышленного производства, которая в ближайшие годы сохранится. Это обусловлено зависимостью экономики городского округа от производственной деятельности структурного подразделения открытого акционерного общества "Нефтяная компания "ЮКОС" (далее - НК "ЮКОС"), осуществляющего свою деятельность на территории городского округа. Добыча нефти постоянно снижается: за 1990-2001 годы добыча нефти сократилась на 40%. По прогнозу, к 2010 году объем нефтедобычи может сократиться еще на 50% к уровню 2000 года. Численность занятых в организациях нефтедобычи и сервисных производствах за 1995-2003 годы сократилась более чем в 2 раза.
Другие отрасли представлены электроэнергетикой, машиностроением и металлообработкой, деревообрабатывающей (мебельной) и пищевой промышленностью, производством стройматериалов и, за исключением электроэнергетики, в 1998-2004 гг. снижали объемы производства. На фоне быстрого роста в эти годы производства потребительских, импортозамещающих товаров в Самарской области и Российской Федерации данная тенденция характеризуется как очень неблагоприятная и говорит о существенных трудностях, испытываемых организациями на конкурентном рынке.
В городском округе существует проблема недостаточной готовности производственной и транспортной инфраструктуры, являющейся опорой для диверсификации экономики. Строительный комплекс городского округа ориентирован в основном на нужды нефтяной промышленности и поэтому фактически также не способствует развитию экономики городского округа.
Уровень развития транспортных услуг в городском округе не соответствует его возможностям и благоприятному географическому положению. Наличие железнодорожной и автомобильной магистралей позволяет городскому округу стать одним из важных пунктов перевалки грузов на российском рынке транспортно-логистических услуг.
В настоящее время функция переработки товарных потоков отчасти реализуется открытым акционерным обществом "Оптово-распределительный центр", созданным в 1998 году для обеспечения розничной торговли северо-восточной зоны Самарской области, а также прилегающих районов Татарстана, Башкортостана и Оренбургской области. Расширение оптового рынка, в том числе номенклатуры услуг, является актуальной задачей для развития экономической базы территории.
Важную роль в экономике городского округа играет малый бизнес. В 2004 году в городском округе работало 68 малых организаций. Предпринимательской деятельностью без образования юридического лица занималось около 14% трудоспособного населения.
С учетом депрессивного характера экономики городского округа в 1999 году в рамках Закона Самарской области "Об особых экономических зонах на территории Самарской области" на территории городского округа Похвистнево была образована особая экономическая зона "Похвистнево". Непродолжительный период функционирования особой экономической зоны "Похвистнево" принес положительные результаты: впервые за многие годы удалось преломить тенденцию падения объемов промышленного производства, значительно улучшилась ситуация на рынке труда, повысился интерес к территории со стороны инвесторов, вводились новые производства. Однако по решению Самарского областного суда и Верховного Суда Российской Федерации вышеназванный Закон Самарской области признан недействующим и не подлежащим применению как противоречащий федеральному законодательству.
Проведенный анализ позволяет сделать следующие выводы. Негативные тенденции в экономике не позволяют в полной мере реализовать возможности в образовании, здравоохранении, культуре и в других отраслях социальной сферы, угрожают ростом безработицы, ухудшением качества жизни населения.
Вместе с тем городской округ по уровню развития социально-культурной сферы может уже сегодня реально претендовать на роль социально-культурного центра северо-востока Самарской области и прилегающих районов Оренбургской области.
Моноотраслевой характер экономики является основной причиной падения производства. Концентрация промышленности городского округа вокруг одной отрасли обусловливает крайне негативные последствия, связанные, прежде всего, с реорганизацией градообразующей организации нефтегазодобывающего управления "Кинельнефть", что повлекло сокращение объемов сервисного производства, рабочих мест для населения городского округа.
Диверсификация экономики городского округа невозможна без привлечения новых стратегических инвесторов, постепенно замещающих нефтедобывающую промышленность.
Для повышения эффективности использования ресурсных возможностей требуется объединение усилий органов местного самоуправления городского округа Похвистнево, органов государственной власти Самарской области, организаций и предпринимателей, а также концентрация ресурсов областного и местного бюджетов, средств частных инвесторов и иных ресурсов.
Актуальность разработки Программы вызвана необходимостью улучшения качества жизни населения путем вывода экономики городского округа из нестабильного состояния, обеспечения успешного развития социальной сферы и создания условий для повышения благосостояния населения.
2. Основные цели и задачи, сроки реализации Программы
Основными целями Программы являются:
повышение уровня и качества жизни населения городского округа Похвистнево;
создание благоприятной среды для развития человеческого потенциала;
сохранение и развитие культурно-исторического потенциала городского округа;
устойчивое экономическое развитие, обеспечивающее городской округ необходимыми ресурсами;
развитие городского округа Похвистнево как социально-культурного центра северо-восточного района Самарской области.
В соответствии с основными целями в рамках реализации Программы необходимо решить следующие задачи:
увеличение продолжительности жизни граждан, сокращение детской и материнской смертности, снижение заболеваемости туберкулезом, сердечно-сосудистыми заболеваниями;
повышение образовательного уровня населения;
повышение доли населения, проживающего в благоустроенном жилье, в том числе за счет переселения граждан из ветхого жилья;
повышение уровня благосостояния населения;
развитие системы учреждений по оказанию социальных услуг населению северо-восточного региона области в сфере образования, здравоохранения, культуры, торговли и бытового обслуживания;
стабилизация экономического состояния действующих и создание новых высокоэффективных организаций в различных секторах экономики городского округа Похвистнево, рост занятости, создание предпосылок для повышения экономической и финансовой устойчивости городского округа Похвистнево;
повышение инвестиционной привлекательности городского округа Похвистнево;
сокращение бюджетных расходов, в том числе за счет внедрения новых ресурсосберегающих технологий;
развитие взаимовыгодных направлений взаимодействия органов местного самоуправления городского округа Похвистнево с сельскими муниципальными образованиями северо-восточного района Самарской области;
сохранение экологической устойчивости территории городского округа Похвистнево.
Сроки реализации Программы рассчитаны на период с 2006 по 2010 год.
3. Система программных мероприятий, механизмы реализации программы
Для кардинального улучшения качества жизни населения городского округа Похвистнево, развития человеческого потенциала требуется комплексный подход. Инвестиции должны быть, прежде всего, направлены на развитие отраслей социальной сферы, в первую очередь, образования, здравоохранения, социальной защиты, культуры и спорта.
Исходя из этого для достижения поставленных целей необходима разработка и реализация комплекса мероприятий, направленных на развитие и совершенствование существующей социальной инфраструктуры городского округа:
дальнейшее развитие системы общего и профессионального образования, привлекательной как для местных, так и иногородних жителей; осуществление структурных изменений и реагирование на изменение запросов общества к качеству образования; обеспечение экономики городского округа на среднесрочную и долгосрочную перспективу квалифицированными кадрами (создание системы подготовки кадров на основе муниципального заказа, поддержка одаренной молодежи); создание на базе учреждений образования окружных центров профильного обучения, здоровьесберегающих технологий и дополнительного образования детей;
модернизация материально-технической базы образовательных учреждений;
интеграция начального и среднего, среднего и высшего профессионального образования и обеспечение реальной многоуровневости и многопрофильности профессионального образования, ориентированного на обслуживание не только населения городского округа Похвистнево и муниципального района Похвистневский, но и соседних муниципальных образований Самарской области и прилегающих регионов Российской Федерации. Дальнейшее развитие учреждений открытого института (филиала) государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Самарский государственный архитектурно-строительный университет" городского округа Похвистнево и Губернского колледжа;
развитие сети учреждений культуры и спорта: создание регионального театрального центра, развитие деятельности регионального методического центра, созданного на базе детской школы искусств, и др.; привлечение ресурсов данных учреждений для организации профильного обучения;
создание и развитие медицинских учреждений для обслуживания населения северо-восточных районов Самарской области, внедрение современных лечебно-диагностических технологий, в том числе для детей с бронхиальной астмой и последствиями поражения центральной нервной системы;
совершенствование системы социальной защиты населения: создание и развитие негосударственного сектора социального обслуживания;
развитие туризма на основе использования особенностей рельефа территории, ландшафта, благоприятных климатических условий и экологической обстановки, культурного наследия многонационального населения: создание организаций - туроператоров и структур управления, объектов туристско-рекреационной сферы, развертывание производства сувениров, в том числе из дерева, керамических и фаянсовых изделий, других народных художественных промыслов с использованием национальных фольклорных традиций местного населения;
улучшение условий проживания населения городского округа, обеспечение условий для формирования рынка доступного и комфортного жилья: разработка генерального плана и правил землепользования и застройки городского округа Похвистнево, активизация строительства жилья в рамках ипотечного кредитования и других источников финансирования, ликвидация ветхого и аварийного жилищного фонда, реформирование жилищно-коммунального хозяйства в направлении повышения качества и удешевления коммунальных услуг: снижение издержек в жилищно-коммунальном хозяйстве, прежде всего в производстве тепловой и электрической энергии, путем проведения энергосберегающей политики и внедрения нетрадиционных методов по выработке электро- и теплоэнергии, в том числе газотурбинных и ветроэнергетических установок для нужд жилищно-коммунального хозяйства, а также решения задач по обеспечению устойчивого водоснабжения;
развитие системы оптовой торговли, в том числе расширение деятельности открытого акционерного общества "Оптово-распределительный центр".
С целью обеспечения устойчивой занятости населения, улучшения экологической обстановки, укрепления и диверсификации экономической базы городского округа Похвистнево, являющейся источником накопления необходимых финансовых ресурсов, в рамках Программы предполагается реализация системы мероприятий по развитию промышленного производства, производственной и транспортной инфраструктуры, малого бизнеса, повышению инвестиционной привлекательности городского округа. В частности:
повышение эффективности использования потенциала действующих хозяйствующих субъектов, имеющих перспективы дальнейшего развития (муниципального унитарного предприятия "Информационно-издательский центр", открытого акционерного общества "Деревообрабатывающий цех "Волга-Лес", закрытого акционерного общества "Аверс", закрытого акционерного общества "Домостроительный комбинат "Поволжье" и др.);
установление взаимовыгодного сотрудничества с НК "ЮКОС" в целях сохранения нефтедобычи как отрасли экономики городского округа на максимально возможный срок и повышения эффективности использования природных ресурсов территории; реализация комплексов мероприятий по социальной реабилитации работников, высвобождаемых с организаций нефтяной промышленности, экологической реабилитации территории нефтепромыслов;
повышение инвестиционной привлекательности территории в рамках действующего регионального законодательства, а также в соответствии с действующими правовыми актами органов местного самоуправления городского округа Похвистнево: содействие инвесторам в осуществлении инвестиционной деятельности, обеспечение стабильности прав инвесторов, свободы выбора объектов инвестирования, защиты инвестиций, рассмотрение обращений инвесторов по предоставлению поддержки за счет средств местного бюджета и контроль за выполнением условий инвестиционных договоров; содействие развитию инфраструктуры инвестиционной деятельности на территории городского округа Похвистнево;
диверсификация экономики городского округа путем привлечения новых стратегических инвесторов для постепенного замещения сокращающегося производства нефтегазодобывающей промышленности, в том числе разработка и реализация инвестиционной идеи развития малой энергетики, состоящей из трех взаимосвязанных инвестиционных проектов (внедрение объектов локальной энергетики, включая биоэнергетику, с применением новых технологий энергетического производства; промышленная разработка лесосырьевой базы северо-востока Самарской области с формированием инфраструктуры производства новых видов топлива, основанных на использовании возобновляемых ресурсов (биотопливо); организация производства биоэнергетического оборудования и его реализация с последующим сервисным обслуживанием, в т.ч. населению);
освоение новых рынков продовольственных и промышленных товаров, в том числе ускоренного развития переработки сельскохозяйственной продукции, производимой на прилегающих к городскому округу Похвистнево территориях Самарской и Оренбургской областей (организация производства по убою скота и первичной переработке мяса, колбасного производства); развитие действующих на территории городского округа организаций (комбикормового завода, маслозавода, хлебозавода, мукомольного производства, базы Агроснаба);
модернизация оборудования и внедрение новых технологий в деревообрабатывающей промышленности и промышленности строительных материалов с целью сохранения, укрепления и развития этих отраслей; создание новых организаций и направлений хозяйствования, повышение эффективности использования природных ресурсов прилегающих территорий Самарской и Оренбургской областей, в том числе развитие производства продукции европейского качества из хвойных пород древесины, производство современных строительных материалов;
внедрение новых технологий и освоение новых рынков металлообрабатывающей промышленности, в том числе производство комплектующих для машиностроительных организаций;
создание муниципальной системы маркетинговых коммуникаций в целях содействия хозяйствующим субъектам в продвижении на рынок товаров и услуг, а также поиске поставщиков сырья и материалов, технологий, технологических комплексов, инвестиций и высококвалифицированных кадров;
развитие современной транспортной инфраструктуры в городском округе: создание и функционирование логистического центра, ремонтных производств железнодорожного подвижного состава, авторемонтных организаций (пунктов автосервиса), кемпингов и охраняемых стоянок, автозаправочных станций, включая заправку газом, развитие организаций общественного питания и торгового обслуживания водителей и пассажиров;
развитие малого бизнеса и предпринимательства, создание необходимой инфраструктуры: центра развития предпринимательства (бизнес-центр, бизнес-инкубатор), оказывающего услуги по микрокредитованию, лизингу, консалтингу и другие виды услуг;
реализация мероприятий региональной программы профессионального обучения, профессиональных консультаций и профессиональной подготовки безработных граждан и незанятого населения городского округа Похвистнево и муниципального района Похвистневский, организация ярмарок вакансий;
развитие городского округа Похвистнево как социально-культурного центра северо-восточного района Самарской области, взаимовыгодное сотрудничество с муниципальными образованиями северо-востока Самарской области.
В соответствии со статьей 12 Федерального закона "Об экологической экспертизе" все мероприятия, связанные со строительством, реконструкцией, будут реализовываться при условии положительного заключения государственной экологической экспертизы.
Укрепление финансовой базы городского округа будет осуществляться по следующим направлениям: увеличение доходной базы местного бюджета путем реализации ряда инвестиционных проектов, проведение мероприятий по погашению задолженности организаций перед бюджетом городского округа, повышение собираемости налогов на территории городского округа, переход на казначейское исполнение бюджета городского округа Похвистнево, проведение мероприятий по восстановлению платежеспособности организаций городского округа, сдача в аренду и продажа объектов муниципальной собственности, контроль со стороны органов местного самоуправления городского округа Похвистнево за использованием имущества, находящегося в муниципальной собственности, повышение сбалансированности и рационализация расходов бюджета городского округа Похвистнево.
Специфическим для городского округа Похвистнево способом создания положительного имиджа городского округа является использование высокого уровня развития деятельности в области образования и культуры, что дает возможность организовывать мероприятия (конференции, фестивали, конкурсы, соревнования) с привлечением представителей многих населенных пунктов с последующим отражением этих мероприятий в средствах массовой информации местного, областного, а в некоторых случаях и федерального значения.
Реализация Программы предусматривает использование следующих механизмов:
1) прямое финансирование мероприятий Программы, прежде всего социальной направленности, за счет средств областного бюджета;
2) привлечение средств федерального и местного бюджетов в рамках реализации федеральной адресной инвестиционной программы, инвестиционной программы городского округа Похвистнево, собственных средств организаций и др.;
3) предоставление льготы в виде снижения ставки налога на прибыль организаций, зачисляемого в областной бюджет, в соответствии с действующим законодательством для организаций, зарегистрированных и осуществляющих хозяйственную деятельность на территории городского округа Похвистнево, стоимость налогооблагаемого имущества которых превышает 1,5 млн. рублей, и направляющих высвободившиеся от представления льготы средства на капитальные вложения и приобретение основных средств (при полном использовании суммы начисленной амортизации);
4) предоставление в соответствии с действующим законодательством Самарской области организациям бюджетных кредитов;
5) оказание государственной поддержки инвесторам, предусмотренной Законом Самарской области "Об инвестициях и государственной поддержке инвестиционной деятельности в Самарской области";
6) использование налоговых льгот, предоставляемых в соответствии с действующим законодательством организациям и мастерам народных художественных промыслов, выпускающим изделия народных художественных промыслов, в виде полного или частичного освобождения от некоторых видов налогов, а также субсидий из федерального бюджета на финансирование расходов на электроэнергию и железнодорожные перевозки изготовленной продукции;
7) в соответствии с нормативными правовыми актами органов местного самоуправления городского округа Похвистнево:
введение льготного налогообложения инвесторов по местным налогам;
предоставление бюджетных кредитов и субвенций из бюджета городского округа Похвистнево субъектам малого предпринимательства, реализующим проекты по приоритетным направлениям;
8) учет интересов городского округа Похвистнево при исполнении и пролонгации действующих соглашений между Правительством Самарской области и крупнейшими российскими компаниями (открытое акционерное общество "Газпром", НК "ЮКОС", открытое акционерное общество "АвтоВАЗ", открытое акционерное общество "Российские железные дороги"), достижение новых договоренностей по их участию в социально-экономическом развитии территории, на которой функционируют подразделения компаний и проживают ее работники.
4. Финансовое обеспечение Программы
Общая стоимость реализации Программы в 2006-2010 годах (в ценах 2007 года) оценивается в 3 462 172 тыс. рублей. На реализацию мероприятий Программы из областного бюджета будет направлено 421 431 тыс. рублей (приложение N 1). Кроме того, предполагается привлечь 3 040 741 тыс. рублей (приложение N 2), из них средств бюджета городского округа Похвистнево - 44848 тыс. рублей, собственных средств организаций, находящихся на территории городского округа, участвующих в реализации Программы на добровольной основе (далее в приложении к Программе - средства организаций), и других внебюджетных источников - 2 995 893 тыс. рублей.
Финансирование программных мероприятий, предусмотренное приложением N 1 за счет субсидий областного бюджета городскому округу Похвистнево, осуществляется в размере не более 95% от суммы общего объема финансирования.
Критериями отбора городских округов для выделения субсидий местным бюджетам на реализацию программных мероприятий являются основные индикаторы социально-экономического развития: естественный прирост; коэффициент смертности; уровень официально зарегистрированной безработицы; среднемесячная номинальная заработная плата по крупным и средним организациям; удельный вес работников с заработной платой ниже прожиточного минимума; бюджетная обеспеченность за счет налоговых и неналоговых доходов; обеспеченность населения жильем; доля семей, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, доля ветхого и аварийного жилищного фонда, удельный вес жилищного фонда, оборудованного водопроводом, объем отгрузки товаров собственного производства по совокупности разделов С, D, Е Общероссийского классификатора видов экономической деятельности на одного жителя, инвестиции в основной капитал на одного жителя, доля малых предприятий в общем числе предприятий. При этом городские округа должны не менее чем по 9 индикаторам занимать не выше 8 места среди других городских округов Самарской области.
Значения основных индикаторов социально-экономического развития городского округа Похвистнево представлены в таблице.
Основные индикаторы социально-экономического развития
городского округа Похвистнево Самарской области
Наименование индикатора | Единица измерения |
Значение | Место среди городских округов области |
Естественный прирост | промилле | - 9,1 | 5 |
Коэффициент смертности | промилле | 18,7 | 6 |
Уровень официально зарегистрированной безработицы |
% | 2,7 | 10 |
Среднемесячная номинальная заработная плата по крупным и средним организациям |
рублей | 6657 | 9 |
Удельный вес работников с заработной платой ниже прожиточного минимума |
% | 32 | 8 |
Бюджетная обеспеченность за счет налоговых и неналоговых доходов |
рублей | 3441 | 6 |
Обеспеченность населения жильем | кв. м на 1 жителя |
19,8 | 9 |
Доля семей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях |
% | 7,9 | 9 |
Доля ветхого и аварийного жилищного фонда |
% | 7,8 | 10 |
Удельный вес жилищного фонда, оборудованного водопроводом |
% | 67 | 9 |
Объем отгрузки товаров собственного производства по совокупности разделов С, D, Е Общероссийского классификатора видов экономической деятельности на одного жителя |
рублей | 9722 | 10 |
Инвестиции в основной капитал на 1 жителя |
рублей | 5271 | 10 |
Доля малых предприятий в общем числе предприятий |
% | 56,6 | 9 |
Из 13 индикаторов социально-экономического развития городской округ Похвистнево по 10 индикаторам занимает не выше 8 места и, соответственно, претендует на выделение субсидий бюджету городского округа на реализацию программных мероприятий.
Мероприятия Программы, финансирование которых предполагается осуществить за счет средств бюджета городского округа Похвистнево Самарской области, не являются расходными обязательствами Самарской области и городского округа Похвистнево Самарской области.";
5. Организация управления и контроль за ходом реализации Программы
Организационная поддержка реализации мероприятий Программы предполагает:
проведение общественным координационным советом по реализации стратегии развития города Похвистнево ежегодного мониторинга реализации Программы (с участием на добровольных началах федеральных, областных и местных органов власти и управления, хозяйствующих субъектов, общественных организаций);
активное использование общественного мнения в деятельности по реализации программ стратегического развития, организация эффективной обратной связи для привлечения общественности к реализации Программы, в том числе через местные средства массовой информации.
Определение исполнителей программных мероприятий и расходование бюджетных средств на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг в процессе реализации Программы осуществляется в соответствии с действующим законодательством.
Контроль за выполнением Программы осуществляют министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области и министерство управления финансами Самарской области в рамках своих полномочий.
6. Оценка социально-экономической эффективности Программы
Эффективность реализации Программы определяется достижением к 2010 году поставленных целей и пороговых показателей в социальной и экономической сфере, соответствующих целям и задачам Декларации тысячелетия Организации Объединенных Наций:
1) улучшение качества жизни населения, развитие человеческого потенциала, повышение уровня образования и улучшение состояния здоровья граждан, в том числе:
сокращение смертности до 16 промилле (против 18,1 промилле в 2004 году при среднеобластном показателе 16,2 промилле);
увеличение рождаемости до 10,5 промилле (против 8,5 промилле в 2004 году при среднеобластном показателе 10,1);
увеличение размера среднемесячной заработной платы по крупным и средним организациям до 9550 рублей, т.е. в 2,2 раза (против 4443,7 в 2004 году при среднеобластном показателе 6846,6 рубля);
установление уровня официально зарегистрированной безработицы, не превышающей 1% от трудоспособного населения в трудоспособном возрасте (против 4,29 % в 2004 году);
увеличение обеспеченности населения жильем на человека до 22,0 кв. метров (против 19,9 кв. метров в 2004 году при среднеобластном показателе 20,0 кв. метров);
увеличение обеспеченности населения домашними телефонами на тысячу населения до 340 штук, т.е. на 42,3 % (против 239 штук в 2004 году при среднеобластном показателе по городским округам 338 штук);
увеличение количества личного автотранспорта на тысячу населения до 200 штук, т.е. на 48 % (против 135 штук в 2004 году при среднеобластном показателе 194 штук);
обеспечение учеников общеобразовательных учреждений компьютерами из расчета 15 учеников на 1 компьютер (против 21,8 учеников на 1 компьютер в 2004 году при среднеобластном показателе 30,0);
обеспечение учеников общеобразовательных учреждений компьютерами с подключением к сети Интернет из расчета 70 учеников на 1 компьютер (против 162 учеников на 1 компьютер в 2004 году);
установление доли учащихся общеобразовательных учреждений, занимающихся в первую смену, в размере 100 % (против 88,5% в 2004 году при среднеобластном показателе 89,2%);
увеличение числа врачей на 10000 жителей до 29 (против 22,80 в 2004 году);
увеличение в 2010 году объема платных услуг на душу населения против уровня 2004 года более чем в 1,3 раза;
2) перевод экономики городского округа в режим устойчивого развития; укрепление и диверсификация экономической базы городского округа путем привлечения инвестиций и реализации экономически эффективных инвестиционных проектов, в том числе:
увеличение объема промышленного производства на душу населения до 47653 рублей, т.е. в 2,3 раза (против 20718,7 в 2004 году);
увеличение объема инвестиций в основной капитал за счет всех источников на душу населения до 7491,2 рубля, т.е. в 2 раза (против 3745,4 в 2004 году);
увеличение бюджетной обеспеченности за счет собственных средств на душу населения до 6601,8 рубля, т.е. в 2 раза (против 3300,9 рубля в 2004 году при среднем показателе по городским округам 5368,8 рубля);
3) фактическое достижение городским округом Похвистнево статуса социально-культурного центра северо-востока Самарской области.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.