Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Законом Самарской области от 16 октября 2008 г. N 114-ГД в настоящую Программу внесены изменения
Приложение
к Закону
Самарской области
"Об утверждении областной
целевой энергетической
программы на 2006-2010 годы"
Областная целевая энергетическая Программа
на 2006-2010 годы
(далее - Программа)
13 июня, 9 августа, 28 декабря 2007 г., 10 июля, 16 октября 2008 г.
Паспорт Программы
Наименование - областная целевая энергетическая программа
Программы на 2006-2010 годы
Основание для - постановление Губернатора Самарской
разработки области от 28.11.2003 N 445 "О Концепции
Программы энергообеспечения населения Самарской
области"
Государственный - Правительство Самарской области
заказчик
Программы
Головной - министерство промышленности, энергетики
исполнитель и технологий Самарской области
Программы
Основной - закрытое акционерное общество
разработчик "Региональный центр энергоэффективности
Программы Самарской области"
Цели и задачи - цели Программы:
Программы повышение качества жизни снижение доли
затрат энергетических услуг;
обеспечение электрической и тепловой
энергией объектов экономической сферы,
жилищно-коммунального хозяйства,
промышленности и жилищного строительства
муниципальных образований в Самарской
области в рамках реализации приоритетных
национальных проектов;
создание необходимых условий для
устойчивого развития экономики Самарской
области;
повышение надежности энерго- и
топливообеспечения, обеспечение
энергобезопасности Самарской области
задачи Программы:
привлечение инвестиций в топливно-
энергетический комплекс Самарской области;
создание достаточной сырьевой и
энергетической базы, обеспечивающей
сбалансированное развитие регионального
топливно-энергетического комплекса;
повышение эффективности использования
топливно-энергетических ресурсов;
снижение удельной энергоемкости
внутреннего регионального продукта;
уменьшение негативного воздействия на
окружающую среду
Сроки и этапы - 2006-2010 годы;
реализации I этап - 2006 год;
Программы II этап - 2007-2008 годы;
III этап - 2009-2010 годы
Перечень - основные мероприятия Программы
основных обеспечивают реализацию поставленных целей
мероприятий и задач и распределены по пяти
подпрограммам:
подпрограмма "Основные направления
развития большой энергетики в Самарской
области" на 2006-2010 годы;
подпрограмма "Основные направления
развития системы теплоснабжения в
Самарской области" на 2006-2010 годы;
подпрограмма "Основные направления
развития системы энергосбережения в
Самарской области" на 2006-2010 годы;
подпрограмма "Основные направления
развития системы топливообеспечения
потребителей в Самарской области" на
2006-2010 годы;
подпрограмма "Развитие малой энергетики в
Самарской области на 2006-2015 годы"
Исполнители - органы исполнительной власти Самарской
основных области, осуществляющие финансирование
мероприятий топливно-энергетических ресурсов
Программы подведомственных организаций, органы
местного самоуправления (по согласованию),
открытое акционерное общество "Самарская
региональная энергетическая корпорация"
(по согласованию), хозяйствующие субъекты
(по согласованию)
Объемы и - общая ориентировочная стоимость реализации
источники мероприятий Программы составляет 7208,656
финансирования млн. рублей, в том числе за счет средств
программы областного бюджета 1299,756 млн. рублей.
Предусмотрено привлечение средств
федерального и местных бюджетов, а также
внебюджетных источников финансирования в
размере:
средств федерального бюджета - 104,67 млн.
рублей;
средств бюджетов муниципальных образований
- 766,34 млн. рублей;
внебюджетных средств - 5037,89 млн.
рублей.
На реализацию Программы в 2006 году за
счет средств областного бюджета
потребуется:
на создание научно-технической продукции и
методического обеспечения - 1,6 млн.
рублей;
на проведение энергоаудита объектов,
оплачивающих топливно-энергетические
ресурсы за счет средств областного бюджета
- 2 млн. рублей.
В 2006 году предусмотрено привлечение
средств внебюджетных источников
финансирования в размере - 629,8 млн.
рублей.
Мероприятия Программы, финансирование
которых предполагается осуществить за счет
средств федерального бюджета, местных
бюджетов муниципальных образований
Самарской области, не являются расходными
обязательствами Российской Федерации,
Самарской области и муниципальных
образований Самарской области
Ожидаемые - улучшение качества жизни населения,
результаты снижение темпов роста затрат на
реализации энергообеспечение населения, повышение
Программы энерговооруженности населения;
создание условий доступности
топливно-энергетических ресурсов и
энергетических услуг для хозяйствующих
субъектов и населения;
повышение эффективности использования
топливно-энергетических ресурсов во всех
сферах экономики, снижение энергоемкости
валового регионального продукта на 14%;
укрепление экономического потенциала
производственно-технологического комплекса
Самарской области;
формирование в регионе необходимых
экономических условий для привлечения
инвестиций в развитие энергетического
комплекса;
формирование конкурентного рынка
топливно-энергетических ресурсов и
энергетических услуг, создание новых
хозяйствующих субъектов в сфере
энергообеспечения потребителей в Самарской
области;
снижение суммарных расходов в регионе на
оплату топлива и энергии на 5590 млн. руб;
улучшение экологической обстановки и
снижение выбросов вредных веществ на 13%;
обеспечение перевода экономики области на
энергоэффективный путь развития, снижение
потребления топливно-энергетических
ресурсов в области на 6,7'106 тонн
условного топлива;
повышение энергетической безопасности и
надежности энергоснабжения в Самарской
области
Контроль за - координацию, контроль и мониторинг
ходом за ходом реализации программных
реализации мероприятий осуществляет министерство
Программы промышленности, энергетики и технологий
Самарской области.
1. Содержание проблемы и обоснование
необходимости ее решения программными методами
Топливно-энергетический сектор экономики Самарской области в значительной мере определяет устойчивость регионального развития и финансово-экономические показатели функционирования территориального производственного комплекса области. Располагая мощным производственно-технологическим, научно-техническим и интеллектуально-кадровым потенциалом, значительными ресурсами углеводородного сырья, топливно-энергетический комплекс области (далее - ТЭК) в то же время имеет сравнительно низкую энергоэффективность. Вследствие этого возрастает себестоимость производимой промышленной и сельскохозяйственной продукции, снижается ее конкурентоспособность, увеличиваются ежегодные затраты на поддержание в работоспособном состоянии и развитие ТЭК, возрастают издержки населения и производственного сектора на потребляемые топливно-энергетические ресурсы (далее - ТЭР), что негативно сказывается на уровне жизни жителей области.
В этих условиях требуется повысить эффективность государственного управления и провести модернизацию и техническое перевооружение ТЭК.
Стратегической задачей топливно-энергетического сектора экономики области является повышение эффективности использования природных энергетических ресурсов в целях существенного улучшения качества жизни населения и увеличения объема производимого валового регионального продукта (далее - ВРП).
1.1. Эффективность использования ТЭР в Самарской области
В отраслевой структуре промышленности области значительное место занимает ТЭК. Его удельный вес в 2004 году составил 20 %.
Общее потребление ТЭР во всех секторах экономики в 2004 году составило 47,714 млн. тонн условного топлива (т.у.т.). Анализ топливно-энергетического баланса Самарской области показывает, что одним из наиболее существенных факторов, оказывающим негативное влияние на показатели функционирования региональной экономики, является высокая энергоемкость ВРП. Реализация мероприятий по снижению энергоемкости ВРП является одним из основных путей повышения эффективности использования бюджетных и иных финансовых средств, направляемых на развитие экономического потенциала области и повышения темпов роста ВРП.
За период с 2001 года энергоемкость ВРП в натуральных показателях снизилась на 10,3% и составила в 2004 году 153 т.у.т. на один миллион рублей ВРП. В то же время в финансовом исчислении энергоемкость ВРП возросла. В соответствии с этими данными энергоемкость ВРП Самарской области в 2,5-3,0 раза превышает этот показатель для развитых стран мира.
Низкие показатели энергоэффективности экономики являются одной из серьезных проблем Самарской области. Затраты организаций и населения на удовлетворение топливно-энергетических потребностей остаются высокими и продолжают расти. В сфере промышленного производства доля потребления электроэнергии составляет 63,6%, тепловой энергии 50,6% и топлива 52,8% от суммарного потребления ТЭР в области. Соответственно, потребление населением электроэнергии составило 13,8%, тепловой энергии 38% и топлива 24,4% от их суммарного потребления.
1.2. Энергетический потенциал области
Природный энергетический потенциал Самарской области складывается из запасов нефти, природного газа, горючих сланцев, дров, гидроэнергии, а также энергии ветра и солнца. Месторождения нефти промышленно разрабатываются. Природный и попутный нефтяной газ используется недостаточно эффективно.
Условия залегания и элементный состав сланцев затрудняют их использование для энергетики в ближайший период. Перспективным направлением их применения является комплексная переработка с целью получения ценных химических продуктов, энергетического газа и материалов для строительного и дорожно-строительного использования. Экономическая эффективность вовлечения горючих сланцев в топливно-энергетический баланс области будет определяться совершенствованием технологии их сжигания, а также ценами на углеводородное топливо.
Экономически оправданное использование солнечной и ветровой энергии будет составлять к 2010 году доли процента от общего потребления электроэнергии.
Экономически и экологически эффективнее использование энергетического потенциала отходов лесного хозяйства (сухостоя) и переработки древесины, твердых бытовых отходов и отходов нефтепереработки. В результате переработки вторичного и возобновляемого органического сырья, а также бытового мусора возможно получение дополнительных энергоносителей в виде жидкого, газообразного и твердого топлива. В частности получаемый низкокалорийный газ может с успехом применяться на газодизельных мини-ТЭЦ, жидкое и твердое топливо (кокс) является ликвидной продукцией с возможностью его применения как печного топлива. В результате переработки получается значительный выход тепловой энергии с возможностью ее использования, как для промышленных, так и бытовых нужд. Положительными качествами ряда таких технологических процессов, запатентованных и отработанных специалистами Самарской области, является их экологическая чистота. Это позволяет размещать энерготехнологические установки на их основе в жилой зоне.
Развитие собственной ресурсной базы и снижение удельной энергоемкости ВРП определяют направления обеспечения энергетической безопасности экономики области и уменьшения зависимости ТЭК от поставок первичных энергоресурсов в условиях постоянно возрастающей доли использования природного газа, потребление которого составляет более 90 процентов от суммарного потребления ТЭР в области.
Для осуществления государственной политики по обеспечению энергетической безопасности области необходима разработка соответствующей системы показателей и механизмов воздействия на них. Основными факторами, определяющими систему показателей, характеризующих энергетическую безопасность Самарской области, являются:
запасы углеводородного сырья в месторождениях области;
состояние и готовность сырьевой базы добывающих отраслей (нефтедобыча, газодобыча, добыча горючих сланцев) к разработке;
размеры инвестиций в отрасли добычи углеводородного сырья;
величина резервов мощностей в отраслях ТЭК;
размеры сезонных запасов топлива;
показатели эффективности использования ТЭР.
1.3. Обоснование необходимости разработки Программы
Основными проблемами в ТЭК Самарской области являются:
высокая энергоемкость экономики Самарской области, которая превышает на 20-30 процентов дореформенные показатели;
низкая инвестиционная активность в энергетическом секторе Самарской области, в результате чего объемы годовых инвестиций в ТЭК снизился более чем в 3 раза;
диспропорции в ценовой политике, приведшие к нарушению условий самофинансирования хозяйственной и инвестиционной деятельности большинства отраслей ТЭК и к деформациям структуры спроса на энергоносители;
высокий уровень физического и морального износа энергетического оборудования;
отсутствие целостной системы законодательных и иных нормативных правовых актов, регулирующих деятельность организаций ТЭК на местном уровне.
Программа призвана обеспечить комплексный системный подход к развитию энергетической сферы Самарской области, привлечь к реализации поставленных задач органы государственной власти Самарской области, органы местного самоуправления, промышленный и научно-технический потенциал области.
Целевая направленность Программы определяется необходимостью решения задач повышения энергоэффективности экономики области, снижения издержек населения и промышленности на потребляемые энергоресурсы, увеличения надежности энергоснабжения, снижения отрицательного влияния отраслей ТЭК на окружающую среду, повышения энергетической безопасности Самарской области.
Реализация мероприятий Программы предусматривает снижение энергоемкости ВРП за счет технического перевооружения и модернизации систем производства ТЭК, транспорта и потребления энергоресурсов.
Разработка мероприятий Программы по повышению эффективности энергетики области выполнялась в соответствии с определяющими направления развития экономики и энергетики страны Энергетической стратегией России на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.08.2003 N 1234-р, федеральной целевой программой "Энергоэффективная экономика" на 2002-2005 годы и перспективу до 2010 года", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17.11.2001 N 796, федеральной целевой программой "Экология и природные ресурсы России (2002-2010 годы)", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 07.12.2001 N 860, федеральной целевой программой "Сокращение различий в социально-экономическом развитии регионов Российской Федерации (2002-2010 годы и до 2015 года)", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 11.10.2001 N 717.
Программа включает формирование экономической и нормативной правовой базы, разработку технических и технологических мероприятий, обеспечивающих решение первоочередных задач на первом этапе в 2006 году и актуальных перспективных проблем в последующие периоды (2007-2010 годы).
В Программе проанализированы основные направления повышения эффективности использования ТЭР, на основании чего разработаны программные мероприятия и определены источники финансирования по повышению эффективности функционирования ТЭК по направлениям, сформулированным в подпрограммах "Основные направления развития большой энергетики в Самарской области" на 2006-2010 годы, "Основные направления развития системы теплоснабжения в Самарской области" на 2006-2010 годы, "Основные направления развития системы энергосбережения в Самарской области" на 2006-2010 годы, "Основные направления развития системы топливообеспечения потребителей в Самарской области" на 2006-2010 годы, "Развитие малой энергетики в Самарской области на 2006-2015 годы".
Практическая реализация приоритетных направлений Программы осуществляется путем реализации мероприятий подпрограмм, координации, контроля и мониторинга за ходом их реализации, анализа эффективности принимаемых технических, технологических и управленческих решений в ТЭК Самарской области.
Настоящая Программа носит консолидированный, межотраслевой характер и направлена на решение системных вопросов топливно-энергетического обеспечения устойчивого развития экономики Самарской области.
2. Основные цели и задачи Программы
Целями настоящей Программы являются:
повышение качества жизни населения и снижение доли затрат на оплату энергетических услуг;
обеспечение электрической и тепловой энергией объектов социально-экономической сферы, жилищно-коммунального хозяйства, промышленности и жилищного строительства муниципальных образований в Самарской области в рамках реализации приоритетных национальных проектов;
создание необходимых условий для устойчивого развития экономики Самарской области;
повышение надежности энерго- и топливообеспечения, обеспечение энергобезопасности Самарской области.
Достижение целей Программы предполагает решение следующих задач:
привлечение инвестиций в ТЭК Самарской области;
создание достаточной сырьевой и энергетической базы, обеспечивающей сбалансированное развитие регионального ТЭК;
повышение эффективности использования ТЭР;
снижение удельной энергоемкости ВРП;
уменьшение негативного воздействия на окружающую среду.
3. Сроки и этапы реализации Программы
Реализация Программы рассчитана на 2006 - 2010 годы.
Программа реализуется в три этапа: первый этап - 2006 год, второй этап - 2007-2008 годы, третий этап - 2009-2010 годы.
4. Система программных мероприятий
Основными направлениями реализации мероприятий Программы являются:
повышение эффективности централизованного производства электрической и тепловой энергии путем модернизации ТЭЦ, входящих в состав ОАО "Волжская территориальная генерирующая компания", в том числе с использованием эффективных газотурбинных технологий;
перевооружение отраслей ТЭК и потребителей энергоресурсов на новой технологической основе;
развитие глубокой переработки и комплексное использование ТЭР;
использование местных видов топлива;
использование научно-технических достижений для ускорения технического перевооружения действующих и создания новых объектов энергетики, в том числе с когенерационной выработкой электрической и тепловой энергии на пилотных мини-ТЭЦ, оснащенных экономичными газопоршневыми и газотурбинными энергоагрегатами;
создание предпосылок для привлечения областных организаций моторостроительного и иного профиля к техническому перевооружению энергетических установок в большой и малой энергетике и системах теплоснабжения населения;
снижение вредного воздействия на окружающую среду и оздоровление экологической обстановки;
повышение уровня рационального использования топлива и энергии за счет широкого использования потребителями ТЭР энергоэффективных технологий и оборудования в различных секторах экономики, в том числе в жилищно-коммунальном хозяйстве городов и иных населенных пунктов;
разработка мероприятий по социальной защите малообеспеченных слоев населения в условиях реформирования систем энерго- и топливоснабжения.
Реализацию программных мероприятий намечено осуществить посредством проведения целенаправленной инвестиционной политики в сферах производства, транспорта и потребления ТЭР, в том числе путем применения государственного регулирования в топливно-энергетическом секторе и создания благоприятных условий для привлечения в экономику Самарской области финансовых средств внешних и внутренних инвесторов.
Программа также включает мероприятия, направленные на углубление структурных преобразований и укрепление рыночных отношений в энергетическом секторе:
по модернизации и техническому перевооружению энергетического оборудования региональной энергосистемы;
по расширению сферы централизованного теплоснабжения в городах области;
по надежному топливо- и энергоснабжению потребителей в осенне-зимние периоды;
по повышению эффективности использования ТЭР и рационализации энергоиспользования в топливно-энергетическом секторе;
по модернизации систем энергообеспечения жилищно-коммунального комплекса и оптимизации систем теплоснабжения городов;
по повышению энергетической безопасности области;
по повышению эффективности энергоиспользования в организациях бюджетной сферы;
по созданию условий для производства высокоэффективных установок в малой энергетике, в том числе путем использования возобновляемых видов энергоресурсов;
по оснащению потребителей приборами и системами учета и регулирования расхода энергоресурсов.
5. Ресурсное обеспечение Программы
Общая потребность в ресурсах по основным разделам Программы на период с 2006 по 2010 год без учета мероприятий областной целевой программы развития малой энергетики в Самарской области на 2006-2015 годы, утвержденной Законом Самарской области от 27.12.2005 N 233-ГД, ориентировочно составляет 7208,656 млн. рублей, в том числе за счет средств областного бюджета 1299,756 млн. рублей.
Общий объем финансирования Программы включает затраты на капитальные вложения, проектно-конструкторские работы и создание научно-технической продукции.
При получении дополнительных доходов в процессе исполнения областного бюджета на 2006 год объемы финансирования и состав мероприятий Программы могут быть скорректированы, в том числе по следующим направлениям:
создание научно-технической продукции и методического обеспечения Программы;
проведение энергоаудита на объектах, оплачивающих ТЭР за счет средств областного бюджета.
Ориентировочные объемы финансирования мероприятий Программы на 2006-2010 годы за счет средств областного бюджета (в ценах 2006 года) представлены в табл. 1.
Таблица N 1
Наименование подпрограммы и сроки ее реализации |
Средства областного бюджета, тыс. рублей |
Основные направления
развития большой
энергетики в Самарской
области на 2006-2010 годы
В том числе 2008 г. 39957
Итого 39957
Основные направления
развития системы
теплоснабжения в Самарской
области на 2006-2010 годы
В том числе:
2007 г. 93040
2008 г. 157551
2009 г. 174500
2010 г. 158240
Итого 583331
Основные направления
развития системы
энергосбережения в
Самарской области на
2006-2010 годы
В том числе:
2007 г. 44798
2008 г. 63519,7
2009 г. 74817
2010 г. 195030
Итого 378164,7
Основные направления
развития системы
топливообеспечения
потребителей в Самарской
области на 2006-2010 годы
В том числе:
2007 г. 84490
2008 г. 94230,3
2009 г. 83273
2010 г. 20660
Итого 282653,3
В том числе:
создание
научно-технической
продукции и методического
обеспечения*:
В том числе:
2006 г. 1600
2007 г. 800
2008 г. 800
2009 г. 800
2010 г. 800
Итого 4800
проведение энергоаудита на
объектах, оплачивающих ТЭР
за счет средств областного
бюджета*:
В том числе:
2006 г. 2000
2007 г. 5000
2008 г. 500
2009 г. 3350
Итого 10850
Всего 1299756
* Для реализации мероприятий Программы необходимо создание научно-технической продукции, методического обеспечения и проведение энергоаудита на объектах, оплачивающих ТЭР за счет средств областного бюджета.
Ориентировочные объемы финансирования мероприятий Программы на 2006-2010 годы из иных источников финансирования (в ценах 2006 года, млн. рублей) представлены в табл. 2.
Таблица
Наименование подпрограммы и сроки ее реализации |
Средства, предусмотренные федеральными целевыми программами |
Средства местных бюджетов |
Внебюджетные средства |
Основные направления
развития большой энер-
гетики в Самарской об-
ласти на 2006-2010 годы
2006 г. 629,8
2007 г. 575,02
2008 г. 577,48
2009 г. 1050,96
2010 г. 1758,9
Итого 4592,16
Основные направления
развития системы тепло-
снабжения в Самарской
области на 2006-2010
годы
2006 г.
2007 г. 5,87 82,47 17,48
2008 г. 8,82 152,22 32,18
2009 г. 9,48 176,04 37,21
2010 г. 9,99 204,64 43,25
Итого 34,16 615,37 130,12
Основные направления Финансирование из иных источников не
развития системы энер- предусмотрено
госнабжения в Самарской
области на 2006-2010
годы
Основные направления
развития системы топли-
вообеспечения потреби-
телей в Самарской об-
ласти на 2006-2010 годы
2006 г.
2007 г. 0,3 13,94 35,0
2008 г. 19,87 84,03 87,5
2009 г. 23,07 91,23 93,23
2010 г. 27,27 99,75 99,88
Итого 70,51 288,95 315,61
Всего 104,67 904,32 5037,89
Указанные в табл. 2 ориентировочные объемы финансирования за счет иных, помимо областного бюджета, источников, не являются расходными обязательствами Самарской области.
Мероприятия подпрограммы "Развитие малой энергетики в Самарской области на 2006-2015 годы" утверждены Законом Самарской области "Об утверждении областной целевой программы развития малой энергетики в Самарской области на 2006-2015 годы" от 27.12.2005 N 233-ГД.
В случае недофинансирования мероприятий Программы в текущем году сумма недофинансирования переносится на последующие годы с корректировкой Программы в установленном порядке.
5.1. Финансовое обеспечение реализации мероприятий Программы
В качестве источников финансирования Программы выступают средства областного бюджета. Предполагается также привлечение средств, предусмотренных федеральными целевыми программами, средств бюджетов муниципальных образований, собственных и привлеченных средств организаций ТЭК, а также средств потребителей топлива и энергии, кредитно-финансовых и других коммерческих организаций.
Потребность в финансовых ресурсах на реализацию программных мероприятий в 2007 году составляет 958,208 млн. рублей, в том числе из областного бюджета 228,128 млн. рублей (в том числе 5 млн. рублей на проведение энергоаудита).
Предполагаемая структура финансирования мероприятий Программы в 2007 году за счет средств областного бюджета (в ценах 2006 года) и структура финансирования мероприятий Программы в 2008-2009 годах приведены в таблице N 3.
Для реализации мероприятий Программы предусматривается предоставление субсидий местным бюджетам в целях софинансирования расходных обязательств по осуществлению бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства муниципальной собственности, возникающих при выполнении органами местного самоуправления полномочий по организации в границах соответствующего муниципального образования Самарской области теплоснабжения и электроснабжения населения.
Система программных мероприятий предусматривает наличие как коммерческих, так и некоммерческих мероприятий.
Коммерческими мероприятиями являются мероприятия Программы, практическая реализация которых может принести экономический эффект в виде дополнительной прибыли и (или) экономии.
Некоммерческие мероприятия обеспечивают социальный эффект по каждому конкретному мероприятию и обладают высокой общественной эффективностью (социальной значимостью и полезностью). Эти мероприятия отвечают, прежде всего, потребностям объектов социальной инфраструктуры и способствуют созданию большей добавленной стоимости для оказания общественных услуг.
Таблица N 3
Наименование подпрограммы | Средства областного бюджета, млн. рублей |
||
2007 г. | 2008 г. | 2009 г. |
Основные направления развития
большой энергетики в
Самарской области на
2006-2010 годы
Всего 39,957
В том числе:
коммерческие мероприятия
некоммерческие мероприятия 39,957
Основные направления развития
системы теплоснабжения в
Самарской области на
2006-2010 годы
Всего 93,04 157,551 174,5
В том числе:
коммерческие мероприятия
некоммерческие мероприятия 93,04 157,551 174,5
Основные направления развития
системы энергосбережения в
Самарской области на
2006-2010 годы
Всего 49,798 64,0197 78,167
В том числе:
коммерческие мероприятия 16,661
некоммерческие мероприятия 33,137 64,0197 78,167
Основные направления развития
системы топливообеспечения
потребителей в Самарской
области на 2006-2010 годы
Всего 84,49 94,2303 83,273
В том числе:
коммерческие мероприятия 13,58
некоммерческие мероприятия 70,91 94,2303 83,273
Создание научно-технической 0,8 0,8 0,8
продукции и методического
обеспечения
Итого 228,128 356,558 336,740
В том числе:
коммерческие мероприятия 30,241
некоммерческие мероприятия 197,087 356,558 336,740
Ориентировочная структура финансирования мероприятий Программы в 2006-2010 годах из иных источников финансирования (в млн. рублей) представлена в таблице N 4.
Таблица 4
Наименование подпрограммы |
Средства, предусмотренные федеральными целевыми программами |
Средства местных бюджетов |
Внебюджетные средства |
Основные
направления
развития большой
энергетики в
Самарской области
на 2006-2010 годы
Всего 2,1 4592,16
В том числе:
коммерческие 4592,16
мероприятия
некоммерческие 2,1
мероприятия
Основные
направления
развития системы
теплоснабжения в
Самарской области
на 2006-2010 годы
Всего 34,16 475,29 130,12
В том числе:
коммерческие
мероприятия
некоммерческие 34,16 475,29 130,12
мероприятия
Основные Финансирование из иных источников не
направления предусмотрено
развития системы
энергосбережения
в Самарской
области на
2006-2010 годы
Основные
направления
развития системы
топливообеспече-
ния потребителей
в Самарской
области на
2006-2010 годы
Всего 70,51 288,95 315,61
В том числе:
коммерческие
мероприятия
некоммерческие 70,51 288,95 315,61
мероприятия
Итого 104,67 766,34 5037,89
В том числе:
коммерческие 4592,16
мероприятия
некоммерческие 104,67 766,34 445,73
мероприятия
Указанные в таблице N 4 ориентировочные объемы финансирования мероприятий Программы в 2006-2010 годах за счет иных, помимо областного бюджета, источников не являются расходными обязательствами Самарской области.
Финансирование Программы за счет средств областного бюджета по формам расходов в 2006-2010 годах (млн. рублей) представлено в таблице N 5.
Таблица 5
Объем финансирования за счет средств областного бюджета |
Бюджетное финансирование на безвозвратной основе |
Основные направления развития
большой энергетики в Самарской
области на 2006-2010 годы
39,957 39,957
Основные направления развития
системы теплоснабжения в Самарской
области на 2006-2010 годы
583,331 583,331
Основные направления развития
системы энергосбережения в Самарской
области
на 2006-2010 годы
378,165 378,165
Основные направления развития
системы топливообеспечения
потребителей в Самарской области на
2006-2010 годы
282,653 282,653
Создание научно-технической
продукции и методического
обеспечения*
4,8 4,8
Проведение энергоаудита на объектах,
оплачивающих ТЭР за счет средств
областного бюджета*
10,85 10,85
Итого
1299,756 1299,756
* Для реализации мероприятий Программы необходимо создание научно-технической продукции, методического обеспечения и проведение энергоаудита на объектах, оплачивающих ТЭР за счет средств областного бюджета.
Объем и структура бюджетного финансирования всех этапов Программы до 2010 года включительно подлежат ежегодному уточнению в соответствии с реальными возможностями областного бюджета с учетом предполагаемого финансирования за счет средств федерального бюджета, бюджетов муниципальных образований и фактического выполнения программных мероприятий, результатов энергетических обследований и энергоаудитов.
Перечень объектов, включаемых в состав мероприятий Программы, подлежит ежегодному уточнению в соответствии с объемами финансирования на очередной год.
Органы исполнительной власти Самарской области и органы местного самоуправления муниципальных образований в Самарской области ежегодно уточняют и согласовывают перечень первоочередных мероприятий, намеченных для финансирования, реализуемых в рамках Программы.
6. Механизм реализации программы
Участие органов государственной власти Самарской области в реализации Программы осуществляется в формах прямого участия органов государственной власти Самарской области в инвестиционной деятельности, закрепленных в законодательстве Самарской области.
Предложения по формированию состава объектов, подлежащих финансированию в рамках Программы, на основе поступивших заявок готовит научно-технический совет при головном исполнителе Программы (далее - НТС Программы). Основой отбора заявок являются результаты анализа комплексной эффективности заявляемых мероприятий, определяемой в соответствии с методикой многокритериальной оценки комплексной эффективности мероприятий Программы (Приложение 6).
Основанием для включения некоммерческих мероприятий в Программу является высокая общественная эффективность (социальная значимость и полезность).
Основанием для включения коммерческих мероприятий в Программу являются высокие сравнительные показатели комплексной эффективности и наличие потенциального внешнего инвестора.
Формы финансирования мероприятий Программы за счет бюджетных и внебюджетных источников реализуются как на безвозвратной, так и на возвратной основе.
Финансирование мероприятий Программы на возвратной основе за счет средств областного бюджета осуществляется в форме бюджетного инвестиционного кредита.
Конкретный состав объектов в рамках утвержденных мероприятий Программы на очередной год определяется министерством промышленности, энергетики и технологий Самарской области по результатам анализа поступивших заявок НТС Программы. Заключение НТС Программы основывается на показателях эффективности мероприятий, определяемых в соответствии с методикой многокритериальной оценки комплексной эффективности мероприятий Программы (приложение 6), и результатах энергоаудита.
6.1. Порядок отбора объектов для финансирования в рамках Программы
6.1.1. Порядок отбора объектов областной собственности для
финансирования в рамках Программы
Финансирование мероприятий Программы за счет средств областного бюджета осуществляется в порядке, установленном действующим законодательством.
Генеральный подрядчик определяется в соответствии с процедурами размещения государственного заказа, предусмотренными Федеральным законом "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
Предложения по составу конкретных объектов вносятся НТС Программы, утверждаются министерством промышленности, энергетики и технологий Самарской области на основе проведенного энергоаудита подведомственных объектов в период с 1 января по 1 июня очередного года.
Для включения в Программу на очередной год мероприятий, относящихся к категории некоммерческих, ключевыми и определяющими факторами являются показатели бюджетной и социальной эффективности. Расчет показателей бюджетной и социальной эффективности производится в соответствии с методикой многокритериальной оценки комплексной эффективности мероприятий Программы (приложение 6). Базой для проведения сравнительной оценки выступают количественные значения локальных показателей бюджетной и социальной эффективности без использования адаптивной шкалы сопоставления. Приоритеты отдаются мероприятиям, имеющим наилучшие значения локальных показателей бюджетной и социальной эффективности.
Для всех объектов областной собственности обязательной процедурой оценки является проведение энергоаудита с составлением энергетического паспорта организации.
6.1.2. Предоставление субсидий местным бюджетам из областного бюджета
Средства областного бюджета предоставляются в форме субсидий местным бюджетам в целях софинансирования расходных обязательств по осуществлению бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства муниципальной собственности, возникающих при выполнении органами местного самоуправления полномочий по организации в границах соответствующего муниципального образования Самарской области теплоснабжения и электроснабжения населения.
Предоставление вышеуказанных субсидий осуществляется в соответствии с заявками администраций муниципальных образований, поданными в министерство промышленности, энергетики и технологий Самарской области, и Порядком предоставления из областного бюджета субсидий местным бюджетам, предусмотренных в рамках реализации мероприятий Программы (приложение N 7), с учетом методики многокритериальной оценки комплексной эффективности мероприятий Программы (приложение N 6).
6.1.3. Привлечение внебюджетных источников финансирования для
финансирования мероприятий Программы
Финансирование из внебюджетных источников предполагает наличие двусторонних достигнутых договоренностей (соглашений, контрактов) между головным исполнителем Программы и ее участниками.
Мероприятия, финансируемые с привлечением средств ОАО "Волжская территориальная генерирующая компания" и других инвесторов, должны быть согласованы с финансирующей стороной.
В рамках Программы предусматривается использование финансовых и организационных схем взаимодействия с внешним инвестором, не противоречащих действующему федеральному законодательству и законодательству Самарской области.
Возможная схема финансирования мероприятий Программы представлена на рис. 1.
/------------------\ / - - - - - - - - \ /-----------------\
| Внебюджетный | | Оценка и | | Органы |
| источник |<--------| контроль за |------| государственной |
| финансирования | | деятельностью | | власти |
| (инвестор) | | инвестора | |Самарской области|
\------------------/ \ - - - - - - - - / \-----------------/
| |
| /-----------------\ |
| | Управляющая | |
\------------------>| компания |<--------------/
Коммерческое | (ГУП) | Бюджетное
финансирование \-----------------/ финансирование
V
/-----------------\
| /------------------\
| | /-------------------\
| | | /--------------------\
\-| | | |
\-| | Мероприятия |
\-| Программы |
| |
\--------------------/
Рис. 1
Выбор внешнего инвестора основывается на конкурентных принципах рыночного взаимодействия, предполагающих выбор наиболее эффективного, с экономической точки зрения, варианта.
При организации работы с внешним инвестором особое внимание следует обратить на процедуры оценки условий инвестирования и контроля за деятельностью инвестора. НТС Программы совместно с отраслевым министерством проводят экспертизу инвестиционных заявок. По результатам анализа НТС Программы принимает решение о выборе инвестора на основе показателей экономической эффективности в соответствии с методикой многокритериальной оценки комплексной эффективности мероприятий Программы (приложение 6).
Контроль за последующими этапами реализации совместного инвестиционного проекта осуществляет министерство промышленности, энергетики и технологий Самарской области.
Процедуры организационного взаимодействия с внешним инвестором включают этапы ознакомления и анализа НТС Программы с условиями инвестирования, принятия решения о целесообразности взаимодействия на основе экономических критериев эффективности и юридического оформления хозяйственных отношений в соответствии с действующим законодательством.
Возможная организационная схема реализации мероприятий Программы с участием внешнего инвестора представлена на рис. 2.
Оплата оборудования Определение
(возможна отсрочка /-------------------\ экономии и выплата
платежа и предоплата) | Инвестор | финансовых средств
/------------------| |<-------------\
| \-------------------/ |
V |
/----------------\ /-----------------\
| Поставщик | | Заказчик |
| оборудования | | (отраслевое |
| | | министерство) |
\----------------/ Приемка \-----------------/
| работ | /\
| /-------------------\ | |Проектирование,
\----------------->| Исполнитель |<-----------/ |монтаж и ввод в
Поставка | |--------------/эксплуатацию
оборудования \-------------------/
Рис. 2.
Подобная организационная схема широко применяется в городском округе Тольятти при реализации мероприятий по энергосбережению. Источником возврата вложенных средств являются средства от экономии энергоресурсов, полученные в ходе реализации энергосберегающих мероприятий.
В Программе планируется разработка правового обеспечения реализации подобных схем, что позволит на практике реализовать Положение о порядке учета и использования средств, сэкономленных в результате энергосбережения в организациях, оплачивающих ТЭР за счет средств областного бюджета, утвержденное постановлением Губернатора Самарской области от 08.07.2003 N 260.
Рассмотренные схемы финансирования и организационного взаимодействия не являются исчерпывающими. В процессе реализации Программы они могут быть скорректированы и дополнены организационными процедурами, не противоречащими действующему законодательству.
6.2. Научно-техническое и методическое обеспечение Программы
В современных экономических условиях на период до 2010 года приоритетным направлениям научно-технической политики в топливно-энергетическом секторе Самарской области будет его реконструкция и техническое перевооружение. Кроме того, к числу основных направлений, требующих разработки, следует отнести следующие:
разработка комплексных генеральных схем энергоснабжения крупных центров потребления тепловой энергии (городских округов Жигулевск, Нефтегорск, Новокуйбышевск, Отрадный, Похвистнево, Самара, Сызрань, Тольятти, Чапаевск) на основе оптимальных режимов работы энергетического оборудования, рационального сочетания централизованных и децентрализованных источников теплоснабжения;
оптимизация электроэнергетического баланса на территории области с целью доведения объемов конденсационной выработки на областных ТЭЦ до технически приемлемых минимальных величин;
использования производственного потенциала авиамоторостроительных организаций области для серийного производства мощных конвертированных газотурбинных установок с целью реконструкции устаревших паротурбинных ТЭЦ Самарской области и России;
проработка вопросов строительства мини-ТЭЦ и присоединения к ним дополнительной тепловой нагрузки от районных и ведомственных котельных городских округов Новокуйбышевск, Похвистнево, Самара, Тольятти, Чапаевск и населенных пунктов с целью увеличения комбинированной выработки электроэнергии на тепловом потреблении и повышения эффективности использования топлива.
Затраты на научно-исследовательские работы и методическое обеспечение Программы в общем объеме финансирования за счет средств областного бюджета в 2006-2010 годах составят 4,8 млн. рублей.
Финансирование создания научно-технической продукции и методического обеспечения осуществляется на основании бюджетной заявки, подготавливаемой министерством промышленности, энергетики и технологий Самарской области, в которой указывается состав работ по разработке научно-технической продукции и методического обеспечения. Виды научно-технической продукции и методического обеспечения Программы, финансируемых за счет средств областного бюджета (в ценах 2006 года), представлены в табл. 6.
По результатам рассмотрения заявки министерство управления финансами Самарской области в установленном порядке предусматривает в проекте областного бюджета на очередной финансовый год и плановый период ассигнования на финансирование мероприятий по созданию научно-технической продукции и методического обеспечения Программы.
Таблица 6
N п/ п |
Виды научно-технической продукции и методического обеспечения |
Сроки исполне- ния, годы |
Объем финанси- рования, млн. рублей |
Форма отчетности | Согла- совы- вается |
Утверж- дается |
1 Разработка
методического
обеспечения
реализации
Программы
1. Разработка 2006 0,1 Положение о НТС РЦЭ МПиЭ
1 положения о
научно-техническом
совете Программы
1. Методика 2006 0,2 Методика МЭРИиТ МПиЭ
2 мониторинга хода
выполнения
Программы
1. Регламент 2006 0,2 Регламент оценки МЭРИиТ МПиЭ
3 проведения эффективности
многокритериальной
оценки комплексной
эффективности
мероприятий
Программы
1. Методика 2006 0,2 Типовые схемы и РЦЭ МПиЭ
4 реализации форм регламенты
государственно-час- функционирования
тного партнерства
1. Регламент 2006 0,1 Рабочий РЦЭ МПиЭ
5 определения регламент
генерального
подрядчика для
реализации
мероприятий
Программы
Итого по п. 1 0,8
2 Мониторинг хода
выполнения
Программы
2. Мониторинг 2006 0,1 Аннотированные РЦЭ МПиЭ,
1 законодательной и отчеты МПЭТ
регламентирующей 2007 0,1
базы, определяющей
предпосылки для 2008 0,1
эффективной
реализации 2009 0,1
мероприятий
Программы 2010 0,1
2. Мониторинг хода 2006 0,2 Отчеты НТС о РЦЭ МПиЭ,
2 выполнения ходе выполнения МПЭТ
мероприятий 2007 0,2 мероприятий
Программы Программы
2008 0,2
2009 0,2
2010 0,2
2. Проведение 2006 0,3 Экспертные РЦЭ МПиЭ,
3 экспертизы оценки МПЭТ
мероприятий 2007 0,3 эффективности
Программы НТС мероприятий,
Программы 2008 0,3 рекомендации по
включению в
2009 0,3 состав
мероприятий на
2010 0,3 очередной год
2. Сбор материалов и 2006 0,2 Сборники РЦЭ МПиЭ,
4 издание информационного МПЭТ
информационного 2007 0,2 вестника
вестника Самарской Самарской
области 2008 0,2 области
"Энергосбережение" "Энергосбереже-
2009 0,2 ние"
2010 0,2
Итого по п. 2 4,0
2006 0,8
2007 0,8
2009 0,8
2010 0,8
Всего 4,8
2006 1,6
2007 0,8
2008 0,8
2009 0,8
2010 0,8
Примечание.
РЦЭ - ОАО "Региональный центр энергоэффективности Самарской области";
МПиЭ - министерство промышленности и энергетики Самарской области;
МПЭТ - министерство промышленности, энергетики и технологий Самарской области;
МЭРИиТ - министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области.
6.3. НТС Программы
Функции предварительной оценки и отбора мероприятий Программы возлагаются на НТС Программы. НТС Программы является экспертно-совещательным, консультативным органом координации, управления, мониторинга и практической реализации научно-технической политики по вопросам выполнения мероприятий, предусмотренных Программой.
Основной целью создания НТС Программы является оказание содействия головному исполнителю Программы в принятии научно-обоснованных решений по вопросам формирования состава и практической реализации мероприятий Программы.
НТС Программы осуществляет свою деятельность во взаимодействии с соответствующими экспертными и научно-техническими советами при органах исполнительной власти Самарской области.
В своей деятельности НТС Программы руководствуется законодательством Российской Федерации, законами Самарской области и решениями Самарской Губернской Думы, постановлениями и распоряжениями Губернатора Самарской области и Правительства Самарской области, распоряжениями руководителя головного исполнителя Программы, а также положением об НТС Программы.
Основу реализации функций НТС Программы по оценке и отбору мероприятий Программы составляет регламент многокритериальной оценки комплексной эффективности мероприятий Программы, разработка которого предусмотрена в рамках создания научно-технической продукции и методического обеспечения Программы.
НТС Программы взаимодействует с головным исполнителем Программы, генеральным подрядчиком, а также с хозяйствующими субъектами, выполняющими работы по энергосбережению на территории области.
В состав НТС Программы входят юристы, экономисты, ведущие специалисты по соответствующим направлениям деятельности, имеющие большой опыт по разработке планов, мероприятий и внедрению передовых технологий в сфере энергетики, в том числе представители высших учебных заведений и проектных организаций.
НТС Программы с учетом перспективных планов развития городских округов и муниципальных районов подготавливает рекомендации в области развития энергетического хозяйства для руководителей органов исполнительной власти соответствующего уровня. С учетом этих рекомендаций руководителем органа исполнительной власти принимается обоснованное решение по данному вопросу.
6.4. Реализация механизмов государственно-частного партнерства
в рамках реализации Программы
По иной схеме организации хозяйственных взаимоотношений в рамках реализации Программы реализуются механизмы формирования государственно-частного партнерства.
Практической формой реализации государственно-частного партнерства являются концессионные соглашения, основанные на положениях Федерального закона "О концессионных соглашениях", соответствующие формирующейся практике делового оборота. В соответствии со статьей 4 данного Федерального закона объектами концессионного соглашения могут выступать системы коммунальной инфраструктуры и иные объекты коммунального хозяйства, в том числе объекты водо-, тепло-, газо- и энергоснабжения.
В рамках реализации мероприятий Программы возможно заключение концессионных соглашений.
Заключение концессионного соглашения дает возможность государству предоставить инвестору:
на возмездной и срочной основе права на осуществление видов деятельности и пользование объектами государственной собственности, права собственности на произведенную продукцию, полученные доходы согласно условиям концессионного соглашения;
на возмездной и срочной основе права на осуществление видов деятельности и пользование объектами государственной собственности в целях получения прибыли и продукции, которая подлежит разделу между сторонами на условиях, определенных соглашением;
на срочной основе предоставление права на осуществление определенных видов деятельности в целях выполнения услуг за вознаграждение.
В качестве пилотного проекта реализации форм государственно-частного партнерства предлагается модернизация теплового хозяйства Самарской областной станции переливания крови, являющейся подведомственным учреждением министерства здравоохранения и социальной защиты Самарской области. По результатам проведенного энергоаудита на балансе этого субъекта находится большое теплоэнергетическое хозяйство, которое целесообразно передать в управление частному инвестору на принципах государственно-частного партнерства. Это мероприятие позволит повысить эффективность работы теплового узла и снимет с руководства Самарской областной станции переливания крови ряд не свойственных ему функций управления.
7. Контроль за ходом реализации Программы
Контроль за ходом реализации и выполнением поставленных задач Программы осуществляет министерство промышленности, энергетики и технологий Самарской области.
Юридические лица, эксплуатирующие системы энергоснабжения, осуществляют производственный контроль.
Система контроля включает:
непрерывный мониторинг за ходом реализации Программы;
наличие постоянной обратной связи с исполнителями мероприятий Программы;
корректировку мероприятий Программы;
обеспечение выполнения мероприятий Программы финансовыми ресурсами;
установление обязательной ежегодной отчетности всех исполнителей Программы о ходе выполнения ее мероприятий.
Министерство промышленности и энергетики Самарской области и уполномоченные им организации осуществляют контроль за реализацией Программы и проведением регулярного мониторинга (контроля) технического состояния, надежности, резервирования и технико-экономических показателей систем электро-, тепло- и топливоснабжения муниципальных образований в Самарской области. Мониторинг (контроль) энергетического хозяйства осуществляется с использованием типовых отчетных форм управления по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Самарской области и управления по государственному регулированию и контролю в электроэнергетике Самарской области. Представление отчетных данных в отраслевое министерство производится в соответствии с разработанным временным регламентом.
Министерство промышленности и энергетики Самарской области координирует процессы организации энергосервисных компаний, принимающих на себя обязанности по строительству и эксплуатации введенных пилотных энергетических объектов.
Система организации контроля за ходом реализации Программы предусматривает государственную поддержку за ходом ее реализации.
Государственная поддержка реализации мероприятий Программы предусматривает собой систему мер, направленных на создание благоприятных условий функционирования субъектов Программы. Основные принципы государственной поддержки Программы:
целевое ориентирование Программы;
социально-экономическая значимость результатов Программы;
своевременное правовое обеспечение деятельности субъектов Программы;
интеграция инвестиционной, инновационной, научно-технической и образовательной деятельности с целью обеспечения системного взаимодействия субъектов Программы;
ресурсное обеспечение Программы;
государственное регулирование тарифной политики.
Государственную поддержку реализации Программы осуществляют Самарская Губернская Дума, Правительство Самарской области и уполномоченные им органы исполнительной власти Самарской области: министерство промышленности, энергетики и технологий Самарской области, министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области, министерство управления финансами Самарской области.
Самарская Губернская Дума осуществляет законодательное обеспечение государственной поддержки Программы.
Правительство Самарской области:
заключает в установленном порядке соглашения с федеральными органами исполнительной власти в сфере государственной поддержки субъектов Программы;
содействует созданию и развитию областных информационных систем в сфере государственной поддержки субъектов Программы.
Министерство промышленности и энергетики Самарской области:
ежегодно готовит предложения по приоритетным направлениям реализации Программы и формам государственной поддержки за ходом ее реализации;
формирует планы мероприятий Программы на очередной год с учетом рекомендаций НТС Программы;
проводит мониторинг комплексной эффективности реализации Программы и отдельных ее мероприятий;
разрабатывает проекты законодательных и иных нормативных правовых документов, направленных на государственную поддержку субъектов Программы;
согласовывает размещение объектов электроэнергетики на территории Самарской области в рамках реализации мероприятий Программы;
осуществляет контроль за деятельностью гарантирующих поставщиков в части обеспечения надежного энергоснабжения населения в рамках реализации мероприятий Программы.
Министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области:
определяет экономические механизмы, направленные на решение поставленных в Программе задач;
осуществляет контроль за соблюдением порядка ценообразования в сфере ТЭК.
Министерство управления финансами Самарской области: обеспечивает финансирование расходов в пределах средств, предусмотренных законом Самарской области о бюджете на очередной финансовый год;
осуществляет контроль за целевым использованием бюджетных средств.
8. Оценка эффективности реализации Программы
Реализация программных мероприятий позволит добиться следующих результатов:
увеличение объемов инвестиций в развитие энергетического комплекса Самарской области, в том числе в развитие подсистем энергоснабжения, энергосбережения и топливообеспечения;
обеспечение электрической и тепловой энергией объектов социально-экономической сферы, жилищно-коммунального хозяйства, промышленности и жилищного строительства муниципальных образований Самарской области в рамках реализации приоритетных национальных проектов;
обеспечение бесперебойного потребительского спроса на тепло- и электроэнергию;
повышение надежности и качества энерго- и топливообеспечения потребителей в Самарской области;
повышение эффективности использования ТЭР, расширение использования энергосберегающих технологий в промышленности и жилищно-коммунальном хозяйстве;
создание условий доступности ТЭР и энергетических услуг для хозяйствующих субъектов и населения;
создание и реализация экономических механизмов стимулирования энергосбережения и повышения эффективности использования ТЭР;
формирование в Самарской области необходимых экономических условий для привлечения инвестиций в развитие энергетики;
снижение энергоемкости ВРП;
достижение оптимальных пропорций между централизованным и децентрализованным энергоснабжением потребителей;
формирование конкурентного рынка топливно-энергетических услуг на территории Самарской области;
демонополизация деятельности крупных энергетических организаций;
создание новых хозяйствующих субъектов в сфере энергообеспечения потребителей в Самарской области.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.