Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 6
к областной
целевой энергетической программе
на 2006-2010 годы
Методика
многокритериальной оценки
комплексной эффективности
мероприятий областной целевой
энергетической программы на 2006-2010 годы
Введение
Методика многокритериальной оценки комплексной эффективности мероприятий областной целевой энергетической программы на 2006-2010 годы (далее - Программа) предназначена для ранжировки и определения порядка отбора мероприятий Программы (далее - проектов) на основе разработанной системы показателей результативности.
Комплексная оценка эффективности проектов осуществляется научно-техническим советом при головном исполнителе Программы (далее - НТС).
Комплексная эффективность проектов характеризуется системой показателей, отражающих соотношение затрат и результатов применительно к интересам его участников, основными из которых являются: государство, органы государственной власти Самарской области, хозяйствующие субъекты. В соответствии с Методическими рекомендациями по оценке эффективности инвестиционных проектов, утвержденными Минэкономики России, Минфином России и Госстроем России 21 июня 1999 года, при оценивании эффективности реализации проектов возможно использовать следующие основные интегральные группы показателей комплексной эффективности:
показатели социальной эффективности (общественной значимости и полезности), отражающие социально-экономические последствия реализации проекта для населения региона;
показатели бюджетной эффективности, отражающие влияние результатов осуществляемого проекта на доходы и расходы бюджетов различного уровня;
показатели экономической эффективности, определяющие результативность экономической деятельности как отношение полученного экономического эффекта (результата) к затратам, обусловившим получение этого эффекта;
показатели технологической эффективности, определяющие качественные характеристики применяемых технологий;
показатели организационной эффективности, определяющие предпосылки успешной реализации проекта.
При оценке проектов выделяются абсолютные показатели эффекта, рассчитываемые как превышение результатов реализации проекта над затратами, и относительные показатели эффективности, рассчитываемые исходя из полученного эффекта на единицу затраченных ресурсов.
1. Основные принципы оценки эффективности проекта
В основу оценки эффективности проекта положены следующие основные принципы:
моделирование денежных потоков, включающих все связанные с осуществлением проекта денежные поступления и расходы за расчетный период;
способы экспертной оценки;
принцип положительности и максимума эффекта.
При сравнении альтернативных проектов предпочтение должно отдаваться проекту с наибольшим значением эффекта.
2. Общая схема оценки эффективности проекта
Первым этапом проведения оценки эффективности проекта является процедура экспертного оценивания общественной значимости и полезности проекта до его включения в Программу.
При неудовлетворительной общественной значимости и полезности проект не рекомендуется к реализации. Если же общественная значимость и общественная полезность проекта оказываются достаточными, оценивается его бюджетная, экономическая, технологическая и организационная эффективность.
При недостаточной бюджетной и экономической эффективности общественно значимого и общественно полезного проекта рекомендуется рассмотреть возможность применения различных форм его поддержки, которые позволили бы повысить бюджетную и экономическую эффективность проекта до приемлемого уровня.
3. Оценка социальной эффективности
(общественной значимости и полезности) проекта
Социальная эффективность (общественная значимость и полезность) проекта - социально-экономические последствия реализации проекта для общества в целом и населения Самарской области в частности.
Оценка общественной значимости проекта осуществляется экспертным путем, при этом определяется степень влияния последствий реализации проекта на экономическую, социальную и экологическую ситуацию.
Проведение комплексного анализа социальной эффективности проекта предполагает проведение оценки по четырем группам базовых индикаторов: структура занятости, качество жизни, расходы населения и социально-экономическое положение района (территории) реализации проекта.
Общественная полезность проекта оценивается в количественных показателях, определяющих конечные показатели эффективности.
В первой группе базовых показателей (структура занятости) конечными локальными показателями эффективности являются: количество вновь создаваемых рабочих мест, суммарные отчисления во внебюджетные фонды и сокращение бюджетных расходов в результате создания новых рабочих мест.
Качество жизни населения оценивается по направлениям: повышение уровня и улучшение социальных условий жизни, улучшение жилищных и социально-бытовых условий, изменение (улучшение) условий труда, повышение качества обеспечения бесперебойного энергоснабжения, расширение численности населения, имеющего доступ к услугам по энергообеспечению, изменение экологического состояния территории.
Важной составляющей оценки социальной эффективности является учет структуры расходов населения. Этот показатель определяется через изменение стоимости предоставляемых услуг по использованию энергетических ресурсов. Количественным показателем данной составляющей социальной эффективности является степень влияния проекта на процессы тарифообразования.
Последней составляющей процедуры оценки социальной эффективности проекта является учет инвестиционного климата муниципального образования (района), в рамках которого предполагается реализация проекта. Предполагается разделение муниципальных образований на три группы в зависимости от их социально-экономического статуса:
район-донор, имеющий высокий уровень инвестиционной привлекательности;
район, имеющий поддержку в рамках федеральной или региональной программы;
район с низким уровнем инвестиционной привлекательности.
Комплексная оценка социальных результатов проекта предполагает, что проект соответствует социальным нормам, стандартам и условиям соблюдения прав человека.
Структура показателей социальной эффективности проекта и их целевые значения представлены в табл. 1.
Таблица 1
Группы базовых показате- лей |
Показатели социальной эффективности проекта |
Целевое значение показателя |
Структура 1. Количество вновь создаваемых рабочих мест Максимизация
занятости 2. Суммарные начисления на заработную плату в абсолютных зна-
рамках реализации проекта (отчисления во чений
внебюджетные фонды)
3. Сокращение бюджетных расходов в результате
трудоустройства в рамках реализации проекта
лиц, зарегистрированных на бирже труда (ко-
личество созданных рабочих мест х мин. став-
ка з/пл. х 12 мес.)
Качество 1. Повышение уровня и улучшение социальных ус- Максимизация
жизни ловий жизни населения значений
2. Улучшение жилищных и культурно-бытовых ус-
ловий работников
3. Изменение условий труда работников
4. Изменение надежности снабжения населения
области или отдельных населенных пунктов
топливом и энергией
5. Изменение экологического состояния террито-
рии
Структура Влияние проекта на процессы тарифообразования Определение
расходов степени влияния
населения
Позициони- Характеристика инвестиционного климата муници- Констатация су-
рование пального образования (района) реализации ществующего
района ре- проекта: факта:
ализации район-донор, имеющий высокий уровень ин-
проекта вестиционной привлекательности;
район, развитие которого поддерживается феде-
ральной или региональной программой;
район-реципиент, не имеющий развитой инвести-
ционной инфраструктуры с низким уровнем инвес-
тиционной привлекательности
4. Оценка бюджетной эффективности проекта
Бюджетная эффективность проекта - оценка степени влияния результатов осуществляемого проекта на доходы и расходы бюджетов всех уровней. В качестве основного показателя бюджетной эффективности принимается бюджетный эффект за определенный период времени, который выражается в увеличении бюджетных доходов и (или) снижении бюджетных расходов в результате реализации проекта.
Показатели бюджетной эффективности рассчитываются на основании определения потока бюджетных средств.
К притокам (поступлениям) средств для расчета бюджетной эффективности относятся:
притоки от налогов, акцизов, пошлин, сборов и отчислений в государственные внебюджетные фонды, установленные действующим законодательством;
доходы от лицензирования, конкурсов на разведку, строительство и эксплуатацию объектов, предусмотренных проектом;
платежи в погашение кредитов, выданных из областного бюджета;
платежи в погашение налоговых кредитов или инвестиционных налоговых кредитов;
дивиденды по акциям и другим ценным бумагам, выпущенным в связи с реализацией проекта.
К оттокам бюджетных средств относятся:
предоставление бюджетных ресурсов на условиях закрепления в государственной собственности акций акционерного общества, создаваемого для осуществления проекта;
предоставление бюджетных ресурсов в виде бюджетного кредита;
предоставление бюджетных средств на безвозмездной основе (субсидирование);
бюджетные дотации, связанные с проведением определенной ценовой политики и обеспечением соблюдения определенных социальных приоритетов.
Приведенный список притоков и оттоков бюджетных средств не является исчерпывающим и может пополняться в зависимости от конкретных условий.
К основным показателям бюджетной эффективности относятся: доля бюджетного финансирования в общем объеме инвестиций, срок возврата бюджетных средств, снижение бюджетной нагрузки по содержанию действующего оборудования и субсидированию населения, чистый дисконтированный доход бюджета, который определяется как разница между притоками и оттоками бюджетных средств с учетом дисконтирования, и индекс доходности инвестиций бюджета (отношение чистого дисконтированного дохода бюджета к величине инвестиций за счет средств соответствующего бюджета).
В основу выбора справедливой ставки дисконтирования положено существующее значение учетной ставки Центрального банка Российской Федерации, при этом если расчет показателей бюджетной эффективности осуществляется в постоянных ценах, то при выборе ставки дисконтирования требуется учитывать инфляционную составляющую. При использовании переменных цен в основу определения ставки дисконта полагается актуальная ставка рефинансирования.
При определении бюджетной эффективности следует учитывать, что доходность ряда проектов может быть ниже среднеотраслевых показателей, что само по себе не является основанием для признания данных проектов неудовлетворительными.
Основные показатели бюджетной эффективности проекта и их целевые значения представлены в табл. 2.
Таблица 2
N п/п |
Показатели бюджетной эффективности проекта |
Целевое значение показателя |
1. Доля бюджетного финансирования (по уровням: Определяется масштаба-
федеральный, областной, местный) ми проекта
2. Срок возврата бюджетных средств Определяется масштаба-
ми проекта
3. Снижение бюджетной нагрузки по содержанию Максимизация
действующего оборудования и субсидированию
населения
4. Чистый дисконтированный доход бюджета Положительный
5. Индекс доходности бюджетных инвестиций Больше 1
5. Оценка экономической (коммерческой) эффективности проекта
Экономическая (коммерческая) эффективность проекта - результативность экономической деятельности, определяемая отношением полученного экономического эффекта (результата) к затратам, обусловившим получение этого эффекта.
Основу оценки экономической (коммерческой) эффективности проекта составляют способы предварительного определения наилучшего варианта по базовым финансово-экономическим показателям:
суммарным затратам на реализацию проекта - отток денежных средств;
суммарным результатам от реализации проекта - приток денежных средств;
интегральному экономическому эффекту от реализации проекта - чистая текущая стоимость (Net Present Value - NPV);
индексу доходности (Profitability Index - PI);
внутренней норме доходности (Internal Rate of Return - IRR);
сроку окупаемости проекта (Pay-Back Period - PBP);
рентабельности проекта (Simple Rate of Return - SRR).
Для оценки интегрального экономического эффекта (чистой текущей стоимости) от реализации проекта рассчитывается разность дисконтированных за расчетный период времени оценок результатов - притока денежных средств (П) и затрат - оттока денежных средств (О).
Интегральный экономический эффект (Эинт) определяется как сумма текущих эффектов за весь расчетный период с учетом дисконтирования или как превышение интегрального притока денежных средств (П) над интегральными затратами - оттоком денежных средств (О), т.е.
Т 1
Эинт = NPV = сумма (Пt - Оt)------- ,
t = 0 (1 + Е)t
где Пt - приток денежных средств в момент времени t;
Ot - отток денежных средств в тот же момент времени;
Т - горизонт расчета (общее число временных периодов).
Максимум чистой текущей стоимости выступает как один из важнейших критериев при обосновании проекта. Он обеспечивает максимизацию доходов собственников капитала в долгосрочном плане (за экономический срок жизни инвестиций).
Индекс доходности (ИД) определяется как отношение суммы приведенных эффектов (NPV) к сумме дисконтированных капиталовложений, т.е.
1 Т , 1
ИД = - сумма (Пt - Оt)------,
К t = 0 (1+Е)t
где:
Т 1 ,
К = сумма Кt------- , а Оt - затраты в период времени t при условии, что
t = 0 (1 + Е)t
в них не входят капиталовложения.
Если ИД>1, проект эффективен, если ИД<1 - неэффективен.
При использовании критерия интегрального экономического эффекта целесообразно учитывать некоторые ограничения, накладываемые рыночными условиями среды функционирования: минимальный порог внутренней нормы доходности (IRRmin), при которой величина интегрального эффекта обращается в нуль, и минимальный срок окупаемости инвестиционных затрат (Tmin).
Внутренняя норма доходности (IRR) - норма дисконта (Евн), при которой интегральный экономический эффект за экономический срок жизни инвестиций равен нулю, т.е.
Т 1
сумма (Пt - Оt)---------- = О.
t = 0 (1 + Евн)t
В случае когда IRR равен или больше требуемой инвестором нормы дохода на капитал, инвестиции в данный проект оправданы, и может рассматриваться вопрос о принятии этого проекта.
В противном случае инвестиции в данный проект нецелесообразны.
Период возврата капитальных вложений (РВР) - срок окупаемости представляет собой минимальный временной интервал от начала осуществления проекта, за пределами которого интегральный эффект становится неотрицательным.
Оценка экономической эффективности проекта проводится на основе показателя рентабельности (SRR), понимаемого как отношение прибыли к капитальным вложениям, а также по отношению к акционерному капиталу. Этот показатель рассчитывается аналитически для каждого года реализации проекта и как среднегодовая величина (в том числе с учетом налогообложения).
Основные показатели экономической эффективности проекта и их целевые значения представлены в табл. 3.
Таблица 3
N п/п |
Показатели экономической эффективности проекта |
Целевое значение показателя |
1. Чистая текущая стоимость (NPV) Положительная
2. Индекс доходности (PI) Больше 1
3. Внутренняя норма доходности (IRR) Больше или равно требуемой нор-
мы дохода на капитал
4. Срок окупаемости проекта (РВР) Определяется масштабами проек-
та
5. Рентабельность (SRR) Определяется на основе средне-
отраслевых значений
6. Оценка технологической эффективности проекта
Технологическая эффективность проекта - система локальных показателей качества производственной деятельности, определяемых характеристиками применяемой базовой технологии. В основу показателей качества положены существующие технологические нормы и правила применения соответствующей технологии при реализации проекта.
Существенным аспектом при определении технологической эффективности являются характеристики инновационной составляющей проекта и возможности использования отечественных материалов и оборудования.
Основные показатели технологической эффективности проекта и их целевые значения представлены в табл. 4.
Таблица 4
N п/п |
Показатели технологической эффективности проекта |
Целевое значение показателя |
1. Доля отечественного оборудования в Максимизация
технологии проекта (процент импор-
тозамещения при наличии аналогичных
отечественных технологий)
2. Степень влияния проекта на другие Констатация факта
отрасли и производства
3. Уровень инновационной составляющей Констатация факта
проекта
4. Соответствие установленным экологи- Констатация факта
ческим стандартам и нормам
5. Сравнительные технологические ха-
рактеристики
В том числе:
коэффициент полезного действия Максимизация
показатели удельного расхода топ- Максимизация
лива потери тепловой и электри- Максимизация
ческой энергии
7. Оценка организационной эффективности проекта
Организационная эффективность проекта - совокупность показателей, характеризующих степень готовности проекта к практической реализации и определяющих предпосылки успешного окончания проекта.
Существенными показателями в этом случае являются качественные и количественные характеристики человеческих ресурсов, требуемых для реализации проекта, наличие подготовленной технической и организационно-распорядительной документации.
Основные показатели организационной эффективности проекта и их целевые значения представлены в табл. 5.
Таблица 5
N п/п |
Базовые показатели организационной эффективности проекта |
Целевое значение показателя |
1. Уровень квалификации административ- Констатация факта на основе
ного аппарата экспертной оценки
2. Наличие подготовленного производст- Констатация факта на основе
венного персонала экспертной оценки
3. Степень проработки проектной доку-
ментации:
наличие рабочего проекта, проектно- Констатация факта
сметной документации, бизнес-плана
или технико-экономического обосно-
вания, прошедшего соответствующие
экспертизы
наличие бизнес-плана, содержащего Констатация факта
все необходимые экономические пока-
затели
наличие проекта намерений с предва- Констатация факта
рительным технико-экономическим
обоснованием без расчета необходи-
мых экономических показателей
Сформулированные ранее в разделах 3-7 данной методики локальные показатели оценки эффективности по соответствующим группам дают возможность нахождения интегральных показателей для проведения объективного сопоставления множества проектов с целью их ранжировки и определения приоритетов.
8. Механизм отбора проектов на основе показателей
результативности
Процедуры оценки эффективности проектов основаны на системе интегральных (групповых) и локальных индикаторов результативности, объединенных в пять базовых групп: социальной эффективности, бюджетной эффективности, экономической эффективности, технологической и организационной эффективности.
Каждая из базовых групп оценки комплексной эффективности предполагает наличие локальных критериев результативности как количественных, так и качественных, на основе которых производится оценивание конкретных проектов. В ходе формирования заявок уточняется адаптивная шкала оценки количественных показателей проектов.
Максимальная суммарная оценка эффективности по адаптивной шкале составляет 100 баллов, при этом количество баллов делится поровну (по 50 баллов) для качественных и количественных оценок.
Нормы значений вклада количественных показателей устанавливаются НТС в процессе реализации Программы по определенным для каждой из категории показателей граничным значениям исходя из анализа предоставленных количественных оценок параметров по проектам.
Базовым принципом определения баллов количественных параметров является равномерное распределение значений баллов в интервале от максимальных до минимальных оценок в соответствии с представляемой совокупностью заявок.
Для каждого проекта экспертным методом определяется совокупный балл. При этом все проекты распределяются по трем группам, в зависимости от количества набранных баллов:
100-70 баллов - мероприятия первой группы;
69-50 баллов - мероприятия второй группы;
менее 50 баллов - мероприятия третьей группы.
Представленная таким образом ранжировка проектов определяет предпосылки нахождения приоритетов и отбора мероприятий для их реализации в рамках Программы.
Структура базовых показателей эффективности проекта и адаптивная шкала оценки проектов представлены в табл. 6.
Таблица 6
N п/п |
Интегральные группы оценки комплексной эффективности проекта |
Объект оценивания | Группы основных показателей |
Локальные показатели эффективности |
Баллы адаптивной шкалы сопоставления |
|
Баллы по показателям |
Сумма баллов |
1. Показатели соци- Социально-эконо- А. Структу- Количество вновь создаваемых Количественно 9
альной эффектив- мические последс- ра занятос- рабочих мест определены
ности твия от реализа- ти Суммарные начисления на зара-
ции проекта для ботную плату в рамках реализа-
общества в целом ции проекта (отчисления во
и населения реги- внебюджетные фонды)
она в частности Сокращение бюджетных расходов
в результате трудоустройства в
рамках реализации проекта лиц,
зарегистрированных на бирже
труда (количество созданных
рабочих мест * мин. ставка
з/пл. * 12 мес.)
В. Качество Повышение уровня и улучшение 2 11
жизни социальных условий жизни насе-
ления
Улучшение жилищных и культурно 2
-бытовых условий работников
Изменение условий труда работ- 2
ников
Изменение надежности снабжения 3
населения области или отдель-
ных населенных пунктов топли-
вом и энергией
Изменения экологического сос- 2
тояния территории
С. Структу- Влияние проекта на процессы 5
ра расходов тарифообразования:
населения высокое 5
среднее 2
низкое 1
D. Позицио- Характеристика инвестиционного 5
нирование климата муниципального образо-
района вания (района) реализации про-
екта:
район-донор, имеющий высокий 5
уровень инвестиционной привле-
кательности
район, развитие которого 2
поддерживается федеральной или
региональной программой
район-реципиент, не имеющий 0
развитой инвестиционной инф-
раструктуры, с низким уровнем
инвестиционной привлекатель-
ности
Итого по пункту 1 30
2. Показатели бюд- Финансовые после- Экономичес- Доля бюджетного финансирования Количественно 15
жетной эффектив- дствия осуществ- кие послед- в общем объеме инвестиций определены
ности ления проекта для ствия реа- Срок возврата бюджетных
федерального, об- лизации средств
ластного и мест- проекта для Снижение бюджетной нагрузки по
ного бюджетов бюджетов содержанию действующего обору-
(федераль- дования и субсидированию насе-
ного, об- ления
ластного, Чистый дисконтированный доход
местного) бюджета (для федерального, об-
ластного и местного бюджетов)
Индекс доходности бюджетных
инвестиций
Итого по пункту 2 15
3. Показатели эконо- Финансовые после- Экономичес- Чистый дисконтированный доход Количественно 15
мической эффек- дствия реализации кие послед- (NPV) определены
тивности проекта для его ствия учас- Индекс доходности (PI)
непосредственных тия в про- Внутренняя норма доходности
участников (вклю- екте (стан- (IRR)
чая государство дартные по- Срок окупаемости (PBP)
как участника казатели по Рентабельность (SRR)
проекта) методологии
ЮНИДО)
Итого по пункту 3 15
4. Показатели техно- Базовая техноло- Характерис- Доля отечественного оборудова- Количественно 5
логической эффек- гию тика приме- ния в технологии проекта (про- определены
тивности няемой тех- цент импортазамещения отечест-
нологии и венных технологий)
ее иннова- Степень влияния проекта на 3
ционной другие отрасли и производства:
составляю- высокая 3
щей средняя 1
низкая 0
Уровень инновационной состав- 3
ляющей проекта:
высокий 3
средний 1
низкий 0
Степень соответствия установ- 3
ленным экологическим стандар
там и нормам
высокая 3
средняя 1
низкая 0
Сравнительные технологические Количественно 6
характеристики определены
В том числе:
коэффициент полезного дейст-
вия;
показатели удельного расхода
топлива;
потери тепловой и электри-
ческой энергии
Итого по пункту 4 20
5. Показатели орга- Предпосылки прак- Показатели Уровень квалификации админист- 5
низационной эф- тической реализа- готовности ративного аппарата:
фективности ции проекта проекта к высокий 5
реализации средний 2
низкий 0
Наличие подготовленного произ- 5
водственного персонала
да 5
нет 0
Степень проработки проектной 10
документации:
наличие рабочего проекта, 10
проектно-сметной документации,
бизнес-плана или технико-эко-
номического обоснования, про-
шедшего соответствующие экс-
пертизы
наличие бизнес-плана, содержа- 4
щего все необходимые экономи-
ческие показатели
наличие проекта намерений с 1
предварительным технико-эконо-
мическим обоснованием без рас-
чета необходимых экономических
показателей
Итого по пункту 5 20
Всего по качественным показателям 50
Всего по количественным показателям 50
Итого 100
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.