В соответствии со статьей 104 Конституции Российской Федерации Самарская Губернская Дума постановляет:
1. Внести в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации в порядке законодательной инициативы проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и статью 3 Федерального закона "О государственной регистрации уставов муниципальных образований".
2. Обратиться к законодательным (представительным) органам государственной власти субъектов Российской Федерации, а также к депутатам Государственной Думы от Самарской области с просьбой поддержать настоящий проект федерального закона.
3. Поручить депутату Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Белоусову Александру Николаевичу представлять настоящий проект федерального закона в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации.
4. Контроль за рассмотрением законодательной инициативы возложить на комитет по местному самоуправлению.
5. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.
Председатель Думы |
В.Ф. Сазонов |
Вносится
Самарской Губернской Думой
Проект
Федеральный закон
"О внесении изменений в Федеральный закон
"Об общих принципах организации местного
самоуправления в Российской Федерации"
и статью 3 Федерального закона "О Государственной
регистрации уставов муниципальных образований"
Статья 1
Внести в Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 40, ст. 3822; 2004, N 25, ст. 2484; N 33, ст. 3368; 2005, N 1, ст.9, 12; N 27, ст. 2708; N 30, ст.3104, 3108; N 42, 4216; 2006, N 1, ст.9, 10; N 8, ст. 852, N 23, ст. 2380, N 30, ст. 3296, N 31, ст.3421, 3452) следующие изменения:
1) пункт 1 части 3 статьи 28 изложить в следующей редакции:
"1) проект устава муниципального образования, а также проект муниципального правового акта о внесении изменений в устав муниципального образования (за исключением проекта муниципального правового акта о внесении изменений в устав муниципального образования, разработанного исключительно в целях приведения устава муниципального образования в соответствие с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации, в случае, если они не предусматривают альтернативных вариантов регулирования);";
2) в статье 44:
а) в пункте 10 части 2 слова "и дополнений" исключить;
б) часть 4 изложить в следующей редакции:
"4. Проект устава муниципального образования, проект муниципального правового акта о внесении изменений в устав муниципального образования (за исключением проекта муниципального правового акта о внесении изменений в устав муниципального образования, разработанного исключительно в целях приведения устава муниципального образования в соответствие с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации, в случае, если они не предусматривают альтернативных вариантов регулирования), не позднее чем за 30 дней до дня рассмотрения вопроса о принятии устава муниципального образования, внесении изменений в устав муниципального образования подлежат официальному опубликованию (обнародованию) с одновременным опубликованием (обнародованием) установленного представительным органом муниципального образования порядка учета предложений по проекту устава муниципального образования, проекту муниципального правового акта о внесении изменений в устав муниципального образования, а также порядка участия граждан в его обсуждении.
Представительный орган муниципального образования вправе опубликовать (обнародовать) проект муниципального правового акта о внесении изменений в устав муниципального образования, разработанный исключительно в целях приведения устава муниципального образования в соответствие с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации, в случае, если они не предусматривают альтернативных вариантов регулирования.";
в) в части 5 слова "и дополнений" исключить;
г) в части 6 слова "и дополнений" исключить, после слов "противоречие устава" дополнить словами "муниципального образования, муниципального правового акта о внесении изменений в устав муниципального образования";
д) в части 7 слова "и дополнений" исключить;
е) в части 8 слова "и дополнений", "и дополнения" исключить.
Статья 2
Статью 3 Федерального закона от 21 июля 2005 года N 97-ФЗ "О государственной регистрации уставов муниципальных образований" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N30, ст. 3108) дополнить частью 5 следующего содержания:
"5. Представление сведений об источниках и о датах официального опубликования (обнародования) проекта муниципального правового акта о внесении изменений в устав муниципального образования и о результатах публичных слушаний по указанному проекту не требуется в случае направления для регистрации в регистрирующий орган муниципального правового акта о внесении изменений в устав муниципального образования, разработанного исключительного в целях приведения устава муниципального образования в соответствие с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации, при условии, если они не предусматривают альтернативных вариантов регулирования.".
Статья 3
Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Президент Российской Федерации |
В. Путин |
Пояснительная записка
к проекту Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный
закон "Об общих принципах организации
местного самоуправления в Российской Федерации" и
и статью 3 Федерального закона "О государственной регистрации
уставов муниципальных образований"
К числу важных новелл Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) можно отнести закрепление в нем такой формы участия населения в осуществлении местного самоуправления как проведение публичных слушаний, в том числе в целях обсуждения проектов уставов муниципальных образований и проектов правовых актов по внесению в них изменений и дополнений.
Так, пункт 1 части 3 статьи 28, а также часть 4 статьи 44 Федерального закона N 131-ФЗ содержат требование о необходимости вынесения на публичные слушания проекта устава муниципального образования, а также проекта муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в данный устав. Исходя из смысла вышеуказанных положений Федерального закона N 131-ФЗ любые предполагаемые изменения и дополнения в устав муниципального образования должны в обязательном порядке обсуждаться на публичных слушаниях. При этом в пункте 3 части 4 статьи 3 Федерального закона от 21.07.2005 N 97-ФЗ "О государственной регистрации уставов муниципальных образований" (далее - Федеральный закон N 97-ФЗ) содержится требование о необходимости представления в регистрирующий орган сведений об источниках и о датах официального опубликования (обнародования) проекта муниципального правового акта о внесении изменений в устав муниципального образования, а также о результатах публичных слушаний по указанному проекту.
Между тем представляется, что в тех случаях, когда внесение изменений и дополнений в устав муниципального образования продиктовано исключительно необходимостью приведения его в соответствие с законодательством, нормы которого были изменены, выполнение установленного Федеральным законом N 131-ФЗ требования о проведении публичных слушаний по данному проекту будет препятствовать оперативному приведению уставов муниципальных образований в соответствие с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.
Если учесть, что на представительный орган муниципального образования возложена обязанность обеспечить соответствие устава муниципального образования действующему законодательству, которое в большинстве случаев не допускает возможности альтернативного регулирования на местном уровне вопросов организации местного самоуправления, то можно констатировать, что публичные слушания в рассматриваемой ситуации будут являться лишь формальной процедурой, направленной на соблюдение установленного Федеральным законом N 131-ФЗ порядка принятия муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования для последующей государственной регистрации данных изменений и дополнений.
В этой связи проект Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и статью 3 Федерального закона "О государственной регистрации уставов муниципальных образований" (далее - законопроект) разработан в целях исключения из Федерального закона N 131-ФЗ требования о проведении публичных слушаний в отношении проекта муниципального правового акта о внесении изменений в устав муниципального образования в случае, если он направлен на приведение устава муниципального образования в соответствие с законодательством, при условии, если оно не предусматривает альтернативных вариантов регулирования. Соответственно, законопроектом предлагается исключить из Федерального закона N 97-ФЗ требование о предоставлении в регистрирующий орган сведений об источниках и о датах официального опубликования (обнародования) вышеуказанного проекта муниципального правового акта, а также о результатах публичных слушаний по нему.
Следует отметить, что в случае принятия законопроекта не исключается возможность опубликования (обнародования) данного проекта муниципального правового акта, а также проведения публичных слушаний по нему по инициативе представительного органа муниципального образования.
Кроме того, предлагаемые законопроектом изменения направлены на унификацию терминологии в вышеуказанных федеральных законах с целью устранения имеющегося между ними несоответствия в части использования понятий "муниципальный правовой акт о внесении изменений в устав муниципального образования" и "муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования".
Принятие законопроекта приведет к экономии средств местных бюджетов в связи с исключением требования о необходимости официального опубликования (обнародования) соответствующего проекта муниципального правового акта, а также информации о результатах публичных слушаний по нему.
Справка
о состоянии законодательства
в данной сфере правового регулирования
I. Федеральное законодательство:
1. Конституция Российской Федерации;
2. Федеральный закон от 28.08.1995 N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";
3. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";
4. Федеральный закон от 21.07.2005 N 97-ФЗ "О государственной регистрации уставов муниципальных образований".
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию
утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в
связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в
Федеральный закон "Об общих принципах организации местного
самоуправления в Российской Федерации" и статью 3 Федерального
закона "О государственной регистрации уставов
муниципальных образований"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и статью 3 Федерального закона "О государственной регистрации уставов муниципальных образований" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных актов федерального законодательства.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту Федерального закона "О внесении изменений в
Федеральный закон "Об общих принципах организации местного
самоуправления в Российской Федерации" и статью 3
Федерального закона "О государственной регистрации уставов
муниципальных образований"
Реализация Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и статью 3 Федерального закона "О государственной регистрации уставов муниципальных образований" не потребует дополнительных, расходов из федерального бюджета.
В соответствии с частью 3 статьи 104 Конституции Российской Федерации на указанный законопроект не потребуется заключения Правительства Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Самарской Губернской Думы от 21 ноября 2006 г. N 2647 "О законодательной инициативе по внесению в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и статью 3 Федерального закона "О государственной регистрации уставов муниципальных образований"
Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия
Текст постановления официально опубликован не был