Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановлением Правительства Самарской области от 23 декабря 2009 г. N 717 в настоящую Программу внесены изменения и дополнения
Приложение
к Постановлению
Правительства Самарской области
от 4 марта 2009 г. N 63
Программа
дополнительных мероприятий по снижению напряженности
на рынке труда Самарской области на 2009 год
(далее - Программа)
18 ноября, 3 декабря, 23 декабря 2009 г.
Паспорт Программы
Наименование - Программа дополнительных мероприятий по
Программы снижению напряженности на рынке труда
Самарской области на 2009 год (далее -
Программа)
Наименование - департамент труда и занятости населения
уполномоченного Самарской области
органа
исполнительной
власти субъекта
Российской
Федерации
Основания для - Закон Российской Федерации "О занятости
разработки населения в Российской Федерации";
Программы постановление Правительства Российской
Федерации от 31.12.2008 N 1089 "О
дополнительных мероприятиях, направленных на
снижение напряженности на рынке труда
субъектов Российской Федерации";
протокол заседания антикризисного штаба при
Правительстве Самарской области от 12.01.2009
N ВА-8-1
постановление Правительства Российской Федерации
от 07.11.2009 N 902 "О дополнительных мерах по
снижению напряженности на рынке труда
Самарской области
Государственный - Департамент труда и занятости населения Самарской
заказчик области
Программы
Разработчик - департамент труда и занятости населения
Программы Самарской области
Срок реализации - 2009 год
Программы
Цель Программы - снижение негативных социально-экономических
последствий возможного увольнения работников
и предупреждение роста безработицы в регионе
Задачи Программы - повышение конкурентоспособности на рынке труда
работников, находящихся под риском увольнения;
стимулирование сохранения и создания рабочих мест;
обеспечение занятости работников организаций -
производителей легковых автомобилей и их дочерних
юридических лиц - производителей услуг в сфере
содействия занятости бывших работников
организаций, осуществляющих производство легковых
автомобилей (далее - организации -
автопроизводители и их дочерние организации);
снижение напряженности на рынке труда Самарской
области
Основные - опережающее профессиональное обучение работников
мероприятия организаций в случае угрозы массового увольнения
Программы (установление неполного рабочего времени,
временная приостановка работ, предоставление
отпусков без сохранения заработной платы,
мероприятия по высвобождению
работников);
организация общественных работ, временного
трудоустройства, стажировки в целях приобретения
опыта работы безработных граждан, граждан, ищущих
работу, включая выпускников образовательных
учреждений, а также работников в случае угрозы
массового увольнения;
содействие развитию малого предпринимательства и
самозанятости безработных граждан;
создание рабочих мест и обеспечение занятости
работников организаций - автопроизводителей и их
дочерних организаций;
профессиональная подготовка, переподготовка и
повышение квалификации работников организаций -
автопроизводителей и их дочерних организаций;
материально-техническое обеспечение работ по
уборке, ремонту производственных помещений,
демонтажу оборудования и иных видов временных
работ, выполняемых работниками организаций -
автопроизводителей и их дочерних организаций
Объемы и источники - общий объем финансирования мероприятий
финансирования Программы составит 1854519 тыс. рублей, в том
Программы числе: средства областного бюджета,
формируемые за счет поступающих в областной
бюджет средств федерального бюджета (субсидии
на реализацию дополнительных мероприятий,
направленных на снижение напряженности на
рынке труда) - 1761770 тыс. рублей (95% общего
объема финансирования мероприятий Программы);
средства областного бюджета (за исключением
средств областного бюджета, формируемых за
счет поступающих в областной бюджет средств
федерального бюджета) - 92749 тыс. рублей (5%
общего объема финансирования мероприятий
Программы).
В рамках общего объема финансирования на
реализацию мероприятий по обеспечению
занятости работников организаций -
автопроизводителей и их дочерних организаций
предусмотрено 750106 тыс. рублей, в том числе:
средства областного бюджета, формируемые за
счет поступающих в областной бюджет средств
федерального бюджета (субсидии на реализацию
мероприятий по обеспечению занятости
работников организаций - производителей
легковых автомобилей и их дочерних юридических
лиц - производителей услуг в сфере содействия
занятости бывших работников организаций,
осуществляющих производство легковых
автомобилей) - 712600 тыс. рублей; средства
областного бюджета (за исключением средств
областного бюджета, формируемых за счет
поступающих в областной бюджет средств
федерального бюджета) - 37506 тыс. рублей
Целевые - сдерживание регистрируемой безработицы до
показатели уровня не выше 2,4% в среднем за год
Программы обеспечение занятости не более 14651
работника организаций - автопроизводителей
и их дочерних организаций
Показатели - профессиональная переподготовка (повышение
результативности квалификации, обучение новой профессии) 4
Программы тыс. работников, находящихся под риском
увольнения (в том числе по г.о. Тольятти -
1,8 тыс. человек);
создание не менее 38,2 тыс. рабочих мест в
рамках организации общественных и временных
работ (в том числе по г.о. Тольятти 31,0 тыс.
человек) для трудоустройства 47,8 тыс.
безработных и ищущих работу граждан (из них
около 2,5 тыс. выпускников образовательных
учреждений), а также работников, находящихся
под риском увольнения (в том числе в г.о.
Тольятти 38,1 тыс. человек);
трудоустройство 4 тыс. безработных граждан в
результате оказанной им поддержки, создание
около 4,3 тыс. дополнительных рабочих мест в
результате развития малого
предпринимательства.
создание рабочих мест и обеспечение занятости
14651 работника организаций - автопроизводителей
и их дочерних организаций;
профессиональная подготовка, переподготовка и
повышение квалификации 2000 работников
организаций - автопроизводителей и их дочерних
организаций;
материально-техническое обеспечение работ по
уборке, ремонту производственных помещений,
демонтажу оборудования и иных видов временных
работ, выполняемых на 9993 рабочих местах
в организациях - автопроизводителях и их дочерних
организациях.
1. Содержание проблемы и обоснование
необходимости ее решения программными методами
Самарская область является промышленно развитым регионом с преобладанием в структуре экономики обрабатывающих производств, в связи с чем в большей степени испытывает влияние мирового финансового кризиса.
Начиная с IV квартала 2008 года экономическая ситуация в области ухудшается. Кризис проявился во всех без исключения промышленных видах экономической деятельности, однако особенно сильно его последствия затрагивают такие отрасли, как производство транспортных средств и оборудования, химическая отрасль, металлургическое производство, производство строительных материалов, добыча неэнергетических полезных ископаемых.
Положение в этих сферах деятельности, а также в строительстве в большей степени будет определять общеэкономическую ситуацию в области в 2009 году. Положение усугубляется высокой концентрацией производства на территории области, особенно в городском округе Тольятти. Индекс промышленного производства за январь-октябрь 2009 года составил 70% к соответствующему периоду прошлого года. Темпы падения промышленного производства более чем в два раза превышают среднероссийский уровень. Наиболее серьезный спад произошел в обрабатывающих производствах - на 39,6%, и в первую очередь за счет резкого снижения производства автомобилей на 64,4%. Без учета производства автомобилей индекс промышленного производства составил 88,1%, что выше, чем в целом по России (86,7%).
По оценке за 2009 год, промышленное производство в Самарской области снизится на 29%, валовой региональный продукт - на 17,7%.
Экономика области во многом зависит от крупнейшей градообразующей организации - ОАО "АВТОВАЗ", производящей четверть всего объема промышленной продукции области. В целом в автомобильном кластере производится более 40% промышленной продукции области.
Индекс промышленного производства в г.о. Тольятти по крупным и средним предприятиям за январь - октябрь 2009 года, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, составляет 53,6% (в целом по области - 69,5%).
Напряженная экономическая ситуация вызывает снижение уровня жизни населения г.о. Тольятти. Реальная заработная плата работников организаций, не относящихся к субъектам малого предпринимательства, по итогам января-сентября текущего года снизилась на 16,4% - это максимальное по области падение (по области в целом на 8,7%), среднемесячная номинальная начисленная заработная плата составила 15893 рубля и сократилась на 6,6%. Это единственный городской округ в Самарской области с отрицательной динамикой данного показателя (в целом по области отмечается рост на 2%).
На долю градообразующего предприятия ОАО "АВТОВАЗ", по итогам 2008 года, приходилось 53,6% общегородского объема промышленного производства и 42,7% от среднесписочной численности работников организаций, не относящихся к субъектам малого предпринимательства.
В результате значительно обострилась ситуация в сфере занятости и на рынке труда Самарской области.
Регистрируемый рынок труда Самарской области с октября 2008 года испытывает последствия сокращения потребности экономики в рабочей силе (приложение 1). За 10 месяцев 2009 года численность безработных увеличилась в 2 раза и составила на 1 ноября 2009 года 48,3 тыс. человек, напряженность на рынке труда увеличилась с 2,5 до 7,1 человека на 1 рабочее место.
На 1 ноября 2009 года в области в составе зарегистрированных безработных 7,3% - инвалиды, 6,3% - лица предпенсионного возраста, 21,3% - уволенные с предприятий по сокращению численности или штата работников, 50,1% - уволенные по собственному желанию, 55,6% - женщины.
Фактическая численность работников ОАО "АВТОВАЗ" по состоянию на 1 ноября 2009 года составляла 93 095 человек (c учетом 3166 работников объектов, передаваемых в федеральную и муниципальную собственность, а также намеченных к реализации).
С учетом того что в Самарской области сохраняется тенденция роста численности регистрируемых безработных, повышается доля официально зарегистрированных безработных в их общей численности (по методологии МОТ), следует ожидать сохранения высокого уровня обращаемости граждан в органы государственной службы занятости населения и изменения уровня регистрируемой безработицы до 2,4% в среднем за год (приложение 2 к Программе).
Основной прирост численности безработных граждан может произойти за счет лиц, увольняемых из организаций, расположенных на территории Самарской области. По данным мониторинга, проводимого департаментом труда и занятости населения Самарской области с октября 2008 года, темпы высвобождения работников организаций возрастают. На 31.12.2008 в службе занятости имелись данные о планируемом высвобождении 19,6 тыс. человек, 10,7 тыс. человек из которых предположительно могли обратиться в центры занятости населения. На 01.11.2009 численность предполагаемых к высвобождению увеличилась до 61,1 тыс. человек, а фактически высвобождено 30,4 тыс. работников.
В отраслевой структуре наиболее значительные сокращения предполагаются в финансовой сфере (15,3% от среднесписочной численности работников, занятых в данном виде экономической деятельности), в производстве электрооборудования, электронного и оптического оборудования (17,1%), в химическом производстве (10,7%), в производстве транспортных средств и оборудования (10,0%), в производстве прочих неметаллических минеральных продуктов (9,5%).
О наиболее масштабных высвобождениях сообщили следующие предприятия: ОАО "АВТОВАЗ" (4997 человек), ООО "Тольяттикаучук" (2038 человек), ОАО "Авиакор-Авиационный завод" (1752 человека), ЗАО "Самарская кабельная компания" (1025 человек), ОАО "АВТОВАЗ-агрегат" (1325 человек), ОАО "Сызранский автоагрегатный завод" (962 человека), ОАО "Авиакомпания "Самара" (784 человека), ЗАО "ГК "Электрощит" - ТМ "Самара" (765 человек).
Возможно сокращение работников на территориях городских округов Самара, Тольятти, Сызрань, Жигулевск, в муниципальных районах Ставропольский, Приволжский, Безенчукский, Алексеевский, Большечерниговский, Челно-Вершинский.
Наибольшая доля предстоящих увольнений приходится на городские округа Самарской области, в которых сосредоточены крупные градообразующие и системообразующие предприятия - Самара (36,9%), Тольятти (36,7%), Сызрань (7,0%), Новокуйбышевск (3,0%), Жигулевск (2,5%).
Прогнозируется, что численность занятых в экономике Самарской области может уменьшиться в 2009 году на 3,1% по сравнению с 2008 годом и составит 1541 тыс. человек.
Весьма высок уровень скрытой безработицы, что свидетельствует о сохранении сложной экономической ситуации в организациях различных видов экономической деятельности. По состоянию на 01.11.2009 461 организация области работает в режиме неполного рабочего времени, предоставила отпуска без сохранения заработной платы или находится в простое. В режиме неполного рабочего времени по инициативе администрации работают 133,5 тыс. человек, в отпусках по инициативе администрации находятся 1,8 тыс. человек, в простое по вине работодателя - 3,2 тыс. человек.
Наиболее сложная ситуация в связи с возможным сокращением работников и введением режима неполного рабочего времени складывается в г.о. Тольятти, что приводит к существенному ухудшению ситуации на рынке труда города. Так, в начале текущего года из официально зарегистрированных в области 24 тыс. безработных на долю Тольятти приходилось 13%, а к 18 ноября из 49 тыс. безработных - уже 27%. Темпы роста безработицы в этом городе остаются высокими, несмотря на замедление их в целом по области. Численность зарегистрированных безработных в городском округе с начала года увеличилась в 4,3 раза или на 10,1 тыс. человек (40% общего прироста в целом по области) и на 18.11.2009 составила 13,2 тыс. человек. Уровень зарегистрированной безработицы возрос за этот период до 2,8%. При этом численность зарегистрированных безработных граждан возросла с 1 по 18 ноября текущего года на 230 человек и составила 13,13 тыс. человек.
Реальные возможности экономики города в обеспечении занятости всех ищущих работу граждан сейчас весьма ограничены. Резко сократилось количество заявленных вакансий на постоянную работу. Если в предыдущие годы доля таких вакансий в общей структуре превышала две третьих как по области, так и по Тольятти, то в 2009 году среднеобластное значение сократилось до 32%, а в Тольятти - до 20%. Каждая четвертая из таких вакансий предлагалась с заработной платой менее прожиточного минимума, и только в 15% случаев зарплата превышала 2 прожиточных минимума. Внастоящее время на одно постоянное рабочее место претендуют 10 человек.
С октября 2008 года по 18.11.2009 в связи с ликвидацией организаций либо сокращением численности или штата в г.о. Тольятти уволено 11,6 тыс. работников (35% всех высвобожденных по области), из которых 3,8 тыс. человек (33%) трудоустроены.
В г.о. Тольятти сосредоточены наибольшие в области масштабы неполной занятости. По состоянию на 18.11.2009 по данным, представленным работодателями в департамент труда и занятости населения Самарской области, в режиме неполной занятости задействованы 104,1 тыс. человек (73% от аналогичного показателя в целом по области), в том числе работают неполное рабочее время 102,8 тыс. человек, находятся в отпусках без сохранения заработной платы 0,1 тыс. человек, в простое - 1,2 тыс. человек.
При этом наибольшее влияние на социально-экономическое развитие и рынок труда г.о. Тольятти оказывает ситуация, складывающаяся в ОАО "АВТОВАЗ".
С 1 сентября 2009 года по 28 февраля 2010 года на предприятии введен режим неполного рабочего времени в виде неполной 20-часовой рабочей недели с оплатой труда за фактически отработанное время. Введение режима неполного рабочего времени не коснулось только работников, занятых выполнением неотложных работ по обеспечению деятельности предприятия (всего 12330 работников).
Ситуация в ОАО "АВТОВАЗ" влечет за собой серьезные проблемы функционирования предприятий - смежников, расположенных как на территории Самарской области, так и в других субъектах Российской Федерации. Доля предприятий, осуществляющих поставку комплектующих деталей и материалов на ОАО "АВТОВАЗ", расположенных на территории Самарской области, составляет 34% (255 предприятий) от общего количества поставщиков ОАО "АВТОВАЗ" (755 предприятий). На указанных предприятиях занято 141,2 тыс. человек или 16% от общей численности работников, занятых на предприятиях - поставщиках ОАО "АВТОВАЗ". Это свидетельствует об общероссийском характере проблем ОАО "АВТОВАЗ", которое является стратегически важным предприятием Российской Федерации, включенным в федеральный перечень системообразующих организаций. Снижение объемов продаж и производства автомобилей и машинокомплектов ОАО "АВТОВАЗ" повышает риск введения режимов неполного рабочего времени и высвобождения работников предприятий - поставщиков ОАО "АВТОВАЗ". В настоящее время на долю расположенных в области поставщиков автокомпонентов приходится более 16 тыс. человек, работающих в режиме неполной занятости, в том числе в г.о. Тольятти -5,0 тыс. человек. Уже высвобождены за минувший календарный год с этих предприятий 4,3 тыс. человек, из которых 2,6 тыс. обратились в службу занятости и более 1,5 тыс. признаны безработными (в том числе в г.о. Тольятти - 2,4 тыс., 1,1 тыс. и 0,7 тыс. человек соответственно). Численность предполагаемых к увольнению в ближайшее время работников по этой группе предприятий составляет в г.о. Тольятти около 7 тыс. человек, из них 5 тыс. человек - работники ОАО "АВТОВАЗ".
Это обусловило необходимость разработки Программы, для реализации которой необходима скоординированная совместная деятельность федеральных, областных органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Негативное развитие событий могло бы привести к увеличению среднегодовой численности зарегистрированных безработных до 48,5 тыс. человек. В то же время полный комплекс мероприятий, включая реализацию настоящей Программы, нацелен на то, чтобы численность безработных в среднем за год не превысила 42,6 тыс. человек (приложение 3 к Программе).
При проведении всего комплекса мероприятий по содействию в трудоустройстве высвобождаемых и находящихся под риском увольнения работников учитывается их профессионально-квалификационный состав. Среди указанных категорий граждан 14,5% приходится на руководителей, 16,5% - на специалистов высшего и среднего уровня квалификации, 15,2% - на квалифицированных рабочих, 16,1% - на неквалифицированных работников.
Мерами, реализуемыми в области содействия занятости населения в 2009 году, предусматривается:
трудоустроить при содействии службы занятости 64 тыс. граждан, ищущих работу, в том числе по программам временной занятости 14,8 тыс. человек;
организовать ярмарки вакансий и учебных рабочих мест в количестве 309 единиц;
оказать услуги по социальной адаптации 3,6 тыс. человек;
оказать услуги по содействию самозанятости 3,5 тыс. человек;
оказать услуги по профессиональной ориентации 57 тыс. человек;
направить на профессиональное обучение 4,6 тыс. безработных граждан (по г.о. Тольятти 1,4 тыс. человек).
В целом государственные услуги в сфере содействия занятости получат более 193 тыс. жителей Самарской области.
Однако для поддержания стабильной ситуации на рынке труда предусмотренных мер будет недостаточно. Рост предложения рабочей силы при ограничении приема на работу снизит возможности трудоустройства выпускников всех видов учебных заведений, вступающих на рынок труда впервые.
Сокращение численности работающих в организациях повлечет за собой снижение количества вакантных рабочих мест, "сужение" вариантов занятости, особенно в территориях с моноэкономической структурой производства, в сельской местности.
Необходимо принятие дополнительных мер, способствующих снижению напряженности на региональном и локальных рынках труда, повышению конкурентоспособности на рынке труда работников организаций, находящихся под риском увольнения, сохранению и созданию рабочих мест. Одной из мер, обеспечивающих повышение занятости населения Самарской области, является сокращение численности привлекаемых иностранных работников. С учетом сложившейся ситуации на рынке труда предлагается снизить заявленную потребность в иностранной рабочей силе с 49,8 до 12,4 тыс. человек (приложение 4 к Программе).
В целях повышения уровня информированности получателей государственных услуг проводятся предувольнительные консультации для высвобождаемых работников и работников, находящихся под риском увольнения, действуют телефоны "горячей линии" в департаменте труда и занятости населения Самарской области, а также во всех центрах занятости населения.
Учитывая сложную экономическую ситуацию в ОАО "АВТОВАЗ", которая может стать основным очагом возможного возникновения кризисной ситуации на рынке труда Самарской области, и то, что инвестиционный процесс в условиях кризиса крайне осложнен, а создание и сохранение рабочих мест без государственного участия затруднено, предусматривается принятие дополнительных мер. Это позволит обеспечить занятость тех работников ОАО "АВТОВАЗ", которые в связи с сокращением объема производства не будут заняты основной производственной деятельностью. Численность таких работников составит не более 14651 человека.
По данным ОАО "АВТОВАЗ", по состоянию на сентябрь 2009 года при режиме неполной рабочей недели средняя заработная плата в ОАО "АВТОВАЗ" составила 12,4 тыс. рублей (в 2008 году средняя заработная плата составляла около 21 тыс. рублей). Однако заработная плата 24233 работников составила менее прожиточного минимума по Самарской области (6064 рубля), в том числе у 10741 работника - менее минимального размера оплаты труда по Российской Федерации (4330 рублей), у 40430 работников уровень заработной платы составил от 6064 до 10000 рублей в месяц.
С 1 декабря 2009 года 84,9 тыс. работников ОАО "АВТОВАЗ" переводятся в режим полного рабочего времени.
Размер средней заработной платы, который предполагается выплачивать работникам, входящим в целевую численность персонала, в 2010 году, по оценке ОАО "АВТОВАЗ", составит 17,5 тыс. рублей.
В целях снижения напряженности на рынке труда Самарской области было принято постановление Правительства Российской Федерации от 07.11.2009 N 902 "О дополнительных мерах по снижению напряженности на рынке труда Самарской области".
Реализация мер, предусмотренных вышеназванным постановлением, предполагается в течение четырнадцатимесячного периода (2 месяца 2009 года и 2010 год). В рамках данной Программы предусматривается осуществление дополнительных мер, способствующих стабилизации ситуации в Самарской области (в том числе в организациях - автопроизводителях и их дочерних организациях), в 2009 году.
2. Основные цель и задачи программы, сроки ее реализации
Целью Программы является снижение негативных социально-экономических последствий возможного увольнения работников и предупреждение роста безработицы в регионе.
Достижение поставленной в Программе цели предусматривает решение следующих задач:
1. Повышение конкурентоспособности на рынке труда работников, находящихся под риском увольнения.
2. Стимулирование сохранения и создания рабочих мест.
3. Снижение напряженности на рынке труда Самарской области.
4. Обеспечение занятости работников организаций - автопроизводителей и их дочерних организаций.
Программа носит оперативный характер, реализация мероприятий будет осуществляться в течение 2009 года.
3. Система мероприятий программы
Достижение цели и решение поставленных задач осуществляется посредством реализации системы мероприятий Программы.
N п/п |
Наименование задачи, мероприятия |
Срок исполнения |
Ответственные исполнители |
Задача 1. Повышение конкурентоспособности на рынке труда работников,
находящихся под риском увольнения
1. Опережающее профессиональное В течение Департамент труда и
обучение в случае угрозы года занятости населения
массового увольнения Самарской области,
(установление неполного министерство образования
рабочего времени, временная и науки Самарской
приостановка работ, области, региональное
предоставление отпусков без объединение
сохранения заработной платы, работодателей "Союз
мероприятия по высвобождению работодателей Самарской
работников) области" (по
согласованию)
1.1 Формирование перечня Февраль-ав- Департамент труда и
. организаций, в которых будет густ 2009 занятости населения
применяться опережающее года Самарской области,
профессиональное обучение министерство образования
и науки Самарской
области, региональное
объединение
работодателей "Союз
работодателей Самарской
области" (по
согласованию)
1.2 Определение объемов и Март-август Департамент труда и
. направлений опережающего 2009 года занятости населения
профессионального обучения с Самарской области,
учетом министерство образования
профессионально-квалификацион- и науки Самарской
ной структуры высвобождаемых области, региональное
работников и приоритетов объединение
социально-экономического работодателей "Союз
развития региона работодателей Самарской
области" (по
согласованию)
1.3 Подготовка перечня Март 2009 Департамент труда и
. образовательных учреждений, года занятости населения
иных организаций, имеющих Самарской области,
учебные центры, на базе которых министерство образования
будет проходить опережающее и науки Самарской
профессиональное обучение области
1.4 Разработка Порядка организации Март 2009 Департамент труда и
. опережающего профессионального года занятости населения
обучения Самарской области
1.5 Формирование перечня В течение Департамент труда и
. организаций, в которые будут года занятости населения
трудоустроены высвобождаемые Самарской области,
работники после окончания региональное объединение
опережающего профессионального работодателей "Союз
обучения работодателей Самарской
области" (по
согласованию)
Задача 2. Стимулирование сохранения и создания рабочих мест
2.1 Организация общественных работ, В течение Департамент труда и
. временного трудоустройства, года занятости населения
стажировки в целях приобретения Самарской области,
опыта работы безработных региональное объединение
граждан, граждан, ищущих работодателей "Союз
работу, включая выпускников работодателей Самарской
образовательных учреждений, а области" (по
также работников в случае согласованию),
угрозы массового увольнения министерство
здравоохранения и
социального развития
Самарской области,
министерство
строительства и
жилищно-коммунального
хозяйства Самарской
области, министерство
транспорта, связи и
автомобильных дорог
Самарской области
2.1 Формирование перечня Февраль-ав- Департамент труда и
.1. организаций для организации густ 2009 занятости населения
общественных работ, временного года Самарской области,
трудоустройства, стажировки в региональное объединение
целях приобретения опыта работы работодателей "Союз
безработных граждан, граждан, работодателей Самарской
ищущих работу, включая области" (по
выпускников образовательных согласованию)
учреждений, а также работников
в случае угрозы массового
увольнения
2.1 Оценка численности выпускников Май-июнь Департамент труда и
.2. учреждений профессионального 2009 года занятости населения
образования, выходящих на рынок Самарской области,
труда в 2009 году министерство образования
и науки Самарской
области
2.1 Заключение договоров с В течение Государственные
.3. работодателями на организацию года учреждения центры
общественных работ, временного занятости населения
трудоустройства, стажировки в городских округов и
целях приобретения опыта работы муниципальных районов
безработных граждан, граждан, области
ищущих работу, включая
выпускников образовательных
учреждений, а также работников
в случае угрозы массового
увольнения
2.1 Отбор граждан для участия в В течение Государственные
.4. общественных работах, года учреждения центры
временного трудоустройства, занятости населения
стажировки в целях приобретения городских округов и
опыта работы муниципальных районов
области
2.1 Реализация мероприятий по В течение Государственные
.5. организации общественных работ, года учреждения центры
временного трудоустройства, занятости населения
стажировки в целях приобретения городских округов и
опыта работы безработных муниципальных районов
граждан, граждан, ищущих области
работу, включая выпускников
образовательных учреждений, а
также работников в случае
угрозы массового увольнения
2.2 Содействие развитию малого В течение Департамент труда и
. предпринимательства и года занятости населения
самозанятости безработных Самарской области,
граждан министерство
экономического развития,
инвестиций и торговли
Самарской области
2.2 Оказание В течение Департамент труда и
.1. информационно-консуль-тационных года занятости населения
услуг безработным гражданам по Самарской области,
вопросам предпринимательства и министерство
самозанятости экономического развития,
инвестиций и торговли
Самарской области
2.2 Содействие безработным В течение Департамент труда и
.2. гражданам в подготовке года занятости населения
бизнес-планов Самарской области,
министерство
экономического развития,
инвестиций и торговли
Самарской области
2.2 Предоставление средств В течение Департамент труда и
.3. безработным гражданам на года занятости населения
развитие предпринимательской Самарской области
деятельности и самозанятости
Задача 3. Обеспечение занятости работников организаций -
автопроизводителей и их дочерних организаций
3.1 Создание рабочих мест и В течение Департамент труда и
. обеспечение занятости года занятости населения
работников организаций - Самарской области, ГУ
автопроизводителей и их ЦЗН городских округов
дочерних организаций
3.1 Заключение договоров с В течение Департамент труда и
.1. организациями - года занятости населения
автопроизводителями и их Самарской области, ГУ
дочерними организациями на ЦЗН городских округов
создание рабочих мест и
обеспечение занятости
работников организаций -
автопроизводителей и их
дочерних организаций
3.2 Профессиональная подготовка, В течение Департамент труда и
. переподготовка и повышение года занятости населения
квалификации работников Самарской области, ГУ
организаций - ЦЗН городских округов
автопроизводителей и их
дочерних организаций
3.2 Подготовка перечня учреждений В течение Департамент труда и
.1. профессионального года занятости населения
образования, иных Самарской области, ГУ
организаций, имеющих учебные ЦЗН городских округов
центры, на базе которых будет
проходить профессиональная
подготовка, переподготовка,
повышение квалификации
работников
3.2 Заключение договоров с В течение ГУ ЦЗН городских
.2. организациями - года округов
автопроизводителями и их
дочерними организациями на
профессиональную подготовку,
переподготовку и повышение
квалификации работников
организаций -
автопроизводителей и их
дочерних организаций
3.3 Материально-техническое В течение Департамент труда и
. обеспечение работ по уборке, года занятости населения
ремонту производственных Самарской области, ГУ
помещений, демонтажу ЦЗН городских округов
оборудования и иных видов
временных работ, выполняемых
работниками организаций -
автопроизводителей и их
дочерних организаций
3.3 Заключение договоров с В течение Департамент труда и
.1. организациями - года занятости населения
автопроизводителями и их Самарской области, ГУ
дочерними организациями на ЦЗН городских округов
материально-техническое
обеспечение работ по уборке,
ремонту производственных
помещений, демонтажу
оборудования и иных видов
временных работ, выполняемых
организациями -
автопроизводителями и их
дочерними организациями
Общепрограммные мероприятия
1. Ведение мониторинга увольнения В течение Департамент труда и
работников в связи с года занятости населения
ликвидацией организаций либо Самарской области
сокращением численности или
штата работников, а также
неполной занятости работников
2. Анализ данных мониторинга, В течение Департамент труда и
подготовка прогнозных расчетов года занятости населения
по дальнейшей реализации Самарской области
Программы
3. Мероприятия по снижению В течение Департамент труда и
потребности в привлечении года занятости населения
иностранной рабочей силы Самарской области,
региональное объединение
работодателей "Союз
работодателей Самарской
области" (по
согласованию),
министерство образования
и науки Самарской
области
4. Информирование населения о В течение Департамент труда и
государственных услугах, года занятости населения
предоставляемых органами службы Самарской области
занятости, и дополнительных
мероприятиях по снижению
напряженности на рынке труда
Самарской области
Опережающее обучение по профессиям, востребованным на рынке труда, будет способствовать занятости работников как на своем предприятии (по новой профессии или после повышения квалификации по имеющейся профессии (специальности), так и на других предприятиях по месту проживания или в случае переезда в другую местность. Для этого будет определен перечень организаций, для работников которых будет проводиться опережающее обучение и дальнейшее трудоустройство (приложение 5), учебные базы (приложение 6).
В 2009 году численность выпускников, получающих диплом начального профессионального образования (далее - НПО), ожидается 7242 чел., получающих диплом среднего профессионального образования (далее - СПО) - 14 699 чел.
По предварительным данным, в 2009 году более 6 тыс. выпускников (84%), получающих диплом о НПО, будут трудоустроены в соответствии с договорами, заключёнными между образовательными учреждениями и организациями - работодателями, на которых обучающиеся пройдут производственную практику. Около 10% выпускников будут призваны в ряды Вооружённых сил, продолжат обучение 4%. Сложности с трудоустройством могут возникнуть у 2% выпускников учреждений НПО.
Из 14 699 выпускников учреждений СПО будут трудоустроены более 10 тыс. человек (69%), призваны в ряды Вооружённых сил 5,2% выпускников, продолжат обучение в вузах 5,9% выпускников.
Система образования Самарской области в качестве одной из мер содействия занятости молодежи предлагает выпускникам продолжить обучение в учреждениях СПО с целью повышения уровня профессионального образования. Выпускникам, получающим диплом о СПО базового уровня, предлагается обучение по программам СПО повышенного уровня с получением углубленной подготовки в отдельной области. В Самарской области уже сформирована сеть из 21 полипрофильного учреждения профессионального образования, реализующего программы НПО и СПО. Приняты постановления Правительства Самарской области "О реорганизации отдельных государственных образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, подведомственных министерству образования и науки Самарской области" (от 16.03.2009 N 103 и от 19.08.2009 N 410). В результате реорганизации число многоуровневых учреждений профессионального образования возрастёт до 24. Таким образом, более чем одной тысяче выпускников учреждений НПО в 2009 году будет предложено продолжить обучение до мая 2010 года по 20 специальностям СПО.
Ожидаемый выпуск в учреждениях высшего профессионального образования в 2008/2009 учебном году составит 34 998 человек, при этом выпуск по инженерным специальностям - около 30% от выпуска, по специальностям "Образование" и "Гуманитарные науки" - 14% от выпуска, по специальностям "Экономика и управление" и "Право" - около 42% от выпуска.
Процент трудоустройства выпускников с высшим профессиональным образованием в 2008 году составил - 92%.
В 2009 году министерством образования и науки Самарской области прогнозируется высокий процент трудоустройства выпускников (не менее 90%) по инженерным специальностям.
В 2009 году планируется проведение стажировки выпускников профессиональных учебных заведений в следующих организациях: государственное учреждение здравоохранения Самарский областной клинический онкологический диспансер, муниципальное предприятие "Трамвайно-троллейбусное управление", Самарское региональное отделение "Российские студенческие отряды", государственное учреждение Самарской области "Самарский пансионат для ветеранов войны и труда", государственное учреждение Самарской области "Береза" социально-оздоровительный центр и др. Это позволит молодым людям получить навыки трудовой деятельности, пройти профессиональную и социальную адаптацию.
В целях стимулирования сохранения и создания рабочих мест планируется проведение мониторинга ситуации на рынке труда, потребности территорий, организаций в выполнении работ, носящих временный или сезонный характер, информирование работодателей и граждан об организации временной занятости и общественных работ, заключение договоров с работодателями на организацию общественных работ, временного трудоустройства, стажировки в целях приобретения опыта работы безработных граждан, граждан, ищущих работу, включая выпускников образовательных учреждений, а также работников в случае угрозы массового увольнения. Организация временных и общественных работ будет осуществляться по следующим направлениям: благоустройство и озеленение населенных пунктов, ремонт жилья и социальных объектов, содержание и ремонт дорог, социальное обслуживание населения. Перечень организаций, в которых будет реализовано мероприятие, направления и объемы общественных работ, временного трудоустройства, стажировки приведены в приложениях 7, 7.1, 7.2, 7.3.
Для содействия развитию малого предпринимательства и самозанятости безработным гражданам будет оказываться информационно-консультационная и финансовая поддержка. Численность участников данных мероприятий по муниципальным образованиям области приведена в приложении 8.
В целях содействия занятости не более 14651 работнику организаций - автопроизводителей и их дочерних организаций предусмотрено заключение договоров между ГУ ЦНЗ г.о. Тольятти и работодателями на осуществление следующих мероприятий:
создание рабочих мест и обеспечение занятости работников организаций - автопроизводителей и их дочерних организаций;
профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации работников организаций - автопроизводителей и их дочерних организаций;
материально-техническое обеспечение работ по уборке, ремонту производственных помещений, демонтажу оборудования и иных видов временных работ, выполняемых организациями - автопроизводителями и их дочерними организациями.
В течение 2009 года будет организовано профессиональное обучение 2000 работников организаций - автопроизводителей и их дочерних организаций (приложение N 16 к Программе). Согласно прогнозу 332 человека будут проходить обучение за пределами г.о. Тольятти на базе современных учебных центров предприятий и образовательных учреждений.
В первоочередном порядке по согласованию с Министерством образования и науки Российской Федерации (проект программы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников ОАО "АВТОВАЗ") планируется организовать обучение 118 сотрудников организаций по профессиям, необходимым для модернизации предприятия.
Кроме того, в 2009 году планируется проведение профессионального обучения 1882 работников по профессиям и специальностям, востребованным на предприятиях г.о. Тольятти, в том числе в сфере ЖКХ, в сфере малого бизнеса, а также в целях оказания услуг населению социальной направленности и др.
Организация обучения может осуществляться как на базе специализированных лабораторий корпоративного университета ОАО "АВТОВАЗ", так и с привлечением образовательных учреждений Самарской области (Тольяттинский технический колледж, Тольяттинский машиностроительный техникум, Тольяттинский государственный университет, Самарский государственный технический университет, Самарский государственный аэрокосмический университет и др.) и других регионов Российской Федерации (Нижегородский государственный технический университет, Ивановский государственный энергетический университет, Камский государственный автомеханический техникум, Саратовский государственный технический университет и др.).
Абзац двадцатый Утратил силу.
См. текст абзаца
Абзац двадцать первый Утратил силу.
См. текст абзаца
4. Объемы и источники финансирования
мероприятий программы
Финансовое обеспечение мероприятий Программы, направленных на снижение напряженности на рынке труда, осуществляется за счет средств областного бюджета, в том числе формируемых за счет поступающих в областной бюджет в соответствии с действующим законодательством средств федерального бюджета.
Общий объем финансирования мероприятий Программы составит 1854519 тыс. рублей, в том числе: средства областного бюджета, формируемые за счет поступающих в областной бюджет средств федерального бюджета (субсидии на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда) - 1761770 тыс. рублей (95% общего объема финансирования мероприятий Программы); средства областного бюджета (за исключением средств областного бюджета, формируемых за счет поступающих в областной бюджет средств федерального бюджета) - 92749 тыс. рублей (5% общего объема финансирования мероприятий Программы).
В рамках общего объема финансирования на реализацию мероприятий по обеспечению занятости работников организаций - автопроизводителей и их дочерних организаций предусмотрено 750106 тыс. рублей, в том числе: средства областного бюджета, формируемые за счет поступающих в областной бюджет средств федерального бюджета (субсидии на реализацию мероприятий по обеспечению занятости работников организаций - производителей легковых автомобилей и их дочерних юридических лиц - производителей услуг в сфере содействия занятости бывших работников организаций, осуществляющих производство легковых автомобилей) - 712600 тыс. рублей; средства областного бюджета (за исключением средств областного бюджета, формируемых за счет поступающих в областной бюджет средств федерального бюджета) - 37506 тыс. рублей.
Указанные положения не являются основанием возникновения расходных обязательств, подлежащих исполнению за счет средств федерального бюджета. Расходные обязательства Российской Федерации по финансированию мероприятий, направленных на решение обозначенных в Программе проблем, возникают по основаниям, установленным Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Расчет объемов финансовых средств на реализацию мероприятий Программы произведен на основании постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2008 N 1089 "О дополнительных мероприятиях, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации", постановления Правительства Российской Федерации от 07.11.2009 N 902 "О дополнительных мерах по снижению напряженности на рынке труда Самарской области".
В Программе приведена справочная информация о механизме расчета объема финансирования мероприятий (приложения N 9, N 13, N 14, N 15 к Программе).";
5. Механизм реализации мероприятий программы и
контроль за ходом ее выполнения
Уполномоченным органом исполнительной власти на территории Самарской области, ответственным за реализацию мероприятий Программы, определен департамент труда и занятости населения Самарской области.
Реализация мероприятий по организации опережающего профессионального обучения работников в случае угрозы увольнения предусматривает заключение договоров между государственными учреждениями центрами занятости населения городских округов и муниципальных районов Самарской области с работодателем. Обучение проводится на базе образовательных учреждений, а также на учебной базе организаций как проводящих увольнение, так и принимающих увольняемых работников.
Параметры мероприятий Программы (перечень организаций, численность участников по организациям и муниципальным образованиям, объемы, направления профессионального обучения, виды работ) могут уточняться в зависимости от экономической ситуации в организациях и муниципальных образованиях.
Реализация мероприятий по организации общественных работ, временного трудоустройства, стажировки в целях приобретения опыта работы безработных граждан, граждан, ищущих работу, включая выпускников образовательных учреждений, а также работников в случае угрозы массового увольнения, осуществляется путем:
информирования работодателей и граждан о государственных услугах, предоставляемых службой занятости (размещение информации в средствах массовой информации, на стендах государственных учреждений центров занятости населения, в организациях области и в сети интернет);
разработки и тиражирования справочно-информационных материалов, буклетов;
заключения договоров с работодателями на организацию общественных работ, временного трудоустройства, стажировку в целях приобретения опыта работы безработных граждан, граждан, ищущих работу, включая выпускников образовательных учреждений, а также работников в случае угрозы массового увольнения.
Реализация мероприятия по содействию развитию малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан осуществляется путем:
предоставления информационных материалов и консультационных услуг по организации предпринимательской деятельности и самозанятости;
содействия в подготовке бизнес-планов безработным гражданам;
перечисления социальных выплат безработным гражданам на основании договоров между государственными учреждениями центрами занятости населения и безработными гражданами, заключаемых при условии положительных результатов экспертизы бизнес-планов;
оказания психологом на базе бизнес-инкубатора консультационных и психологических услуг работникам организаций - автопроизводителей и их дочерних организаций, желающим организовать собственное дело.
Формирование данных о получателях мер поддержки на развитие малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан осуществляется на основании сверки реестров малых предприятий - получателей государственной поддержки малого предпринимательства и регистра получателей государственных услуг в сфере занятости населения, что позволяет исключить двойной счет создаваемых рабочих мест по различным направлениям поддержки малого бизнеса.
Реализация мероприятий по обеспечению занятости работников организаций - автопроизводителей и их дочерних организаций, по организации профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников организаций - автопроизводителей и их дочерних организаций, по материально-техническому обеспечению работ по уборке, ремонту производственных помещений, демонтажу оборудования и иных видов временных работ, выполняемых работниками организаций - автопроизводителей и их дочерних организаций, предусматривает заключение договоров между государственными учреждениями центрами занятости населения городских округов и указанными организациями.
На реализацию Программы могут негативно повлиять факторы, определяющие ситуацию на рынке труда: экономическая ситуация в области, финансовое состояние хозяйствующих объектов, социальные, демографические и иные причины, влияющие на качественный состав безработных граждан.
К факторам риска реализации Программы относится добровольный характер участия работников в опережающем обучении, в организации собственного дела (малого предпринимательства), участия граждан в общественных и временных работах, в уборке, реконструкции производственных помещений, демонтаже оборудования.
Одним из наиболее существенных рисков является риск недофинансирования мероприятий Программы.
Общий контроль за исполнением Программы осуществляет департамент труда и занятости населения Самарской области.
Департамент труда и занятости населения Самарской области также осуществляет:
организацию выполнения мероприятий Программы;
подготовку информации и отчетов для Правительства Самарской области о выполнении Программы;
подготовку предложений по корректировке Программы;
совершенствование механизма реализации Программы;
контроль за эффективным и целевым использованием средств, выделяемых на реализацию Программы, своевременным выполнением в полном объеме основных мероприятий Программы.
Департамент труда и занятости населения Самарской области ежеквартально не позднее 15 - го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представляет в Федеральную службу по труду и занятости отчет о расходах бюджета по установленной форме.
6. Оценка эффективности реализации программы
Реализация мероприятий, предусмотренных Программой, позволит существенно снизить напряженность на рынке труда Самарской области:
повысить конкурентоспособность на рынке труда работников, находящихся под риском увольнения посредством их подготовки, переподготовки и повышения квалификации по профессиям (специальностям), востребованным на рынке труда;
создать рабочие места для временного трудоустройства граждан, высвобождаемых или находящихся под риском увольнения в организациях области;
смягчить негативные последствия от потери работы за счет обеспечения поддержания доходов граждан в период участия во временных, в том числе общественных, работах (благоустройство территорий, строительство дорог и т.д.);
обеспечить социальные выплаты безработным гражданам для организации предпринимательской деятельности;
обеспечить занятость работников организаций - автопроизводителей и их дочерних организаций в количестве не более 14651 человека.
Осуществление мероприятий Программы позволит:
обеспечить опережающее обучение 4 тыс. человек (по г.о. Тольятти 1759 человек);
оказать содействие в трудоустройстве 47,8 тыс. человек (по г.о. Тольятти 38,1 тыс. человек), в том числе около 34,4 тыс. человек (по г.о. Тольятти 27,9 тыс. человек) на временные рабочие места (из них около 2,5 тыс. выпускников образовательных учреждений) и 13,4 тыс. человек в рамках общественных работ (по г.о. Тольятти 10,2 тыс. человек);
трудоустроить 4 тыс. безработных граждан в результате оказанной им финансовой поддержки (по г.о. Тольятти 200 человек), создать 4288 дополнительных рабочих мест в результате развития малого предпринимательства;
создать рабочие места и обеспечить занятость 14651 работнику организаций - автопроизводителей и их дочерних организаций;
осуществить профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации 2000 работников организаций - автопроизводителей и их дочерних организаций;
осуществить материально-техническое обеспечение работ по уборке, ремонту производственных помещений, демонтажу оборудования и иных видов временных работ, выполняемых на 9993 рабочих местах в организациях - автопроизводителях и их дочерних организациях;
не допустить роста уровня регистрируемой безработицы в среднем за год выше 2,4%.
<< Назад |
Приложение 1. >> Баланс рабочих мест по Самарской области |
|
Содержание Постановление Правительства Самарской области от 4 марта 2009 г. N 63 "Об установлении отдельных расходных обязательств... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.