Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Самарской области от 15 сентября 2008 г. N 1085
"Об утверждении ведомственной целевой программы "Обеспечение безбарьерной среды жизнедеятельности и социальной интеграции инвалидов в Самарской области на 2009-2011 годы"
1 апреля, 13 октября 2009 г., 28 июня 2010 г.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Самарской области от 6 декабря 2010 г. N 2308 настоящий приказ признан утратившим силу с 1 января 2011 г.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Самарской области от 1 апреля 2009 г. N 517 действие настоящего приказа было приостановлено до 1 января 2010 г.
В целях обеспечения безбарьерной среды жизнедеятельности и социальной интеграции инвалидов в Самарской области и в соответствии с протоколом N 1 от 1 сентября 2008 года заседания комиссии при Правительстве Самарской области по ведомственным целевым программам приказываю:
1. Утвердить прилагаемую ведомственную целевую программу "Обеспечение безбарьерной среды жизнедеятельности и социальной интеграции инвалидов в Самарской области на 2009 - 2011 годы" (далее - Ведомственная программа).
2. Контроль за выполнением настоящего Приказа возложить на заместителя министра здравоохранения и социального развития Самарской области - руководителя департамента социальной защиты населения Е.В. Ханжина.
3. Опубликовать настоящий Приказ в средствах массовой информации.
4. Разместить Ведомственную программу в сети Интернет.
5. Настоящий Приказ вступает в силу по истечении 10 дней со дня его официального опубликования.
Министр |
В.П. Куличенко |
Ведомственная целевая программа
"Обеспечение безбарьерной среды жизнедеятельности и социальной интеграции инвалидов в Самарской области на 2009 - 2011 годы"
(утв. приказом Министерства здравоохранения и социального развития Самарской области от 15 сентября 2008 г. N 1085)
(далее - Ведомственная программа)
13 октября 2009 г., 28 июня 2010 г.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Самарской области от 28 июня 2010 г. N 1419 в паспорт настоящей Программы внесены изменения
Паспорт ведомственной программы
НАИМЕНОВАНИЕ - ведомственная целевая программа "Обеспечение
ВЕДОМСТВЕННОЙ безбарьерной среды жизнедеятельности и социальной
ПРОГРАММЫ интеграции инвалидов в Самарской области
на 2009 - 2011 годы"
ДАТА ПРИНЯТИЯ - протокол совещания у министра здравоохранения и
РЕШЕНИЯ О социального развития от 22.08.2008
РАЗРАБОТКЕ
ВЕДОМСТВЕННОЙ
ПРОГРАММЫ
РАЗРАБОТЧИК И - министерство здравоохранения и социального
ИСПОЛНИТЕЛЬ развития Самарской области (далее - министерство)
ВЕДОМСТВЕННОЙ
ПРОГРАММЫ
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ - Цель 1. Обеспечение безбарьерной среды
ВЕДОМСТВЕННОЙ жизнедеятельности для инвалидов.
ПРОГРАММЫ Задача 1.1. Оборудование объектов социальной
инфраструктуры с целью обеспечения доступности
для инвалидов.
Задача 1.2. Организация транспортного обслуживания
инвалидов ("Социальное такси").
Задача 1.3. Обеспечение доступности для инвалидов
средств информации и коммуникации, повышение
информированности населения о проблемах
инвалидов.
Задача 1.4. Обеспечение инвалидов техническими
средствами реабилитации и обучение навыкам
по их использованию.
Цель 2. Повышение качества и уровня жизни
инвалидов, социальная интеграция инвалидов
в общество.
Задача 2.1. Усиление информационно-методического
и научного сопровождения мероприятий, направленных
на решение проблем инвалидов.
Задача 2.2. Укрепление материально-технической
базы государственных учреждений социального
обслуживания Самарской области.
Задача 2.3. Социальная интеграция инвалидов
в общество методами социокультурной реабилитации.
Задача 2.4. Профессиональная реабилитация
инвалидов.
Задача 2.5. Оказание услуг по социально-
медицинской реабилитации инвалидов
СРОК РЕАЛИЗАЦИИ - 2009 - 2011 годы
ВЕДОМСТВЕННОЙ
ПРОГРАММЫ
ВАЖНЕЙШИЕ - Индикаторы (показатели) достижения первой цели:
ЦЕЛЕВЫЕ доля инвалидов, получивших реабилитационные
ИНДИКАТОРЫ И услуги, от общего числа инвалидов, обратившихся
ПОКАЗАТЕЛИ за их получением;
ВЕДОМСТВЕННОЙ доля инвалидов, обеспеченных техническими
ПРОГРАММЫ средствами реабилитации в соответствии с перечнем
вспомогательных технических средств реабилитации,
в том числе изготовленных по индивидуальному
заказу, выдаваемых инвалидам бесплатно за счет
средств областного бюджета, утвержденным
постановлением Правительства Самарской области
от 15.03.2006 N 24 (далее - Перечень), от общего
числа инвалидов, обратившихся за их получением;
доля инвалидов, обученных пользованию
техническими средствами реабилитации, от общего
числа инвалидов, обратившихся за обучением.
Индикатор (показатель) задачи 1.1:
количество социально значимых объектов социальной
инфраструктуры областной собственности,
оборудованных с целью обеспечения доступности
для инвалидов.
Индикатор (показатель) задачи 1.2:
количество оказанных государственными
учреждениями социального обслуживания Самарской
области транспортных услуг инвалидам
с использованием специального транспорта
с подъемным устройством.
Индикаторы (показатели) задачи 1.3:
доля инвалидов, получивших доступ к средствам
информации и коммуникации на конец каждого года
реализации Ведомственной программы, от общего
числа инвалидов, проживающих на территории
Самарской области;
доля граждан, информированных о проблемах
инвалидов и инвалидности, от общего числа
опрошенных граждан, проживающих на территории
Самарской области.
Индикаторы (показатели) задачи 1.4:
количество инвалидов, обеспеченных
вспомогательными техническими средствами
реабилитации в соответствии с Перечнем;
количество инвалидов, обученных навыкам
пользования техническими средствами реабилитации.
Индикаторы (показатели) достижения второй цели:
доля инвалидов с частично или полностью
восстановленными навыками к профессиональной,
общественной и бытовой деятельности на конец
каждого года реализации Ведомственной программы
от общего числа инвалидов, проживающих
на территории Самарской области;
доля инвалидов, удовлетворенных качеством
оказанных реабилитационных услуг в рамках
Ведомственной программы, от общего числа
опрошенных инвалидов.
Индикатор (показатель) задачи 2.1:
доля государственных учреждений социального
обслуживания Самарской области, внедривших
современные методики и технологии в сфере
реабилитации и социальной интеграции инвалидов
на конец каждого года реализации Ведомственной
программы, от общего числа государственных
учреждений социального обслуживания Самарской
области.
Индикаторы (показатели) задачи 2.2:
количество приобретенного оборудования;
количество внедренных современных методик и
технологий в деятельность государственных
учреждений социального обслуживания
по комплексной реабилитации инвалидов.
Индикатор (показатель) задачи 2.3:
количество инвалидов, принявших участие
в социокультурных мероприятиях.
Индикатор (показатель) задачи 2.4:
удельный вес количества работающих инвалидов
на конец каждого года реализации Ведомственной
программы от общего числа инвалидов, проживающих
на территории Самарской области.
Индикаторы (показатели) задачи 2.5:
количество инвалидов, получивших услуги
по социально-медицинской реабилитации;
доля инвалидов, получивших услуги в зонах
обслуживания по социально-медицинской
реабилитации, от общего числа инвалидов,
обратившихся за их получением
ОБЪЕМЫ - Общий объем финансирования мероприятий Ведомственной программы из областного бюджета составляет 96 747,0 тыс. рублей, в том числе:
ФИНАНСИРОВАНИЯ в 2009 г. - 32 111,0 тыс. рублей;
МЕРОПРИЯТИЙ, в 2010 г. - 41 636,0 тыс. рублей;
ОПРЕДЕЛЕННЫХ в 2011 г. - 23 000,0 тыс. рублей
ВЕДОМСТВЕННОЙ
ПРОГРАММОЙ
ПОКАЗАТЕЛИ СОЦИАЛЬНО- - затраты на создание безбарьерной среды
ЭКОНОМИЧЕСКОЙ жизнедеятельности и социальную интеграцию одного
ЭФФЕКТИВНОСТИ инвалида, проживающего на территории Самарской
РЕАЛИЗАЦИИ области;
ВЕДОМСТВЕННОЙ затраты на один процент доли инвалидов,
ПРОГРАММЫ получивших доступ и воспользовавшихся
информационными ресурсами от общего числа
инвалидов, проживающих на территории Самарской
области;
стоимость одного "сохраненного года жизни,
скорректированного по качеству", в рамках
проведения мероприятий по социально-медицинской
реабилитации Ведомственной программы;
затраты на восстановление трудоспособности
одного инвалида, позволившие ему приступить
к работе
СИСТЕМА - Общее руководство, мониторинг реализации
ОРГАНИЗАЦИИ КОНТРОЛЯ Ведомственной программы и контроль за ходом
ЗА ХОДОМ исполнения Ведомственной программы осуществляет
РЕАЛИЗАЦИИ министерство.
ВЕДОМСТВЕННОЙ Руководителем Ведомственной программы является
ПРОГРАММЫ министр здравоохранения и социального развития
Самарской области.
Текущее управление Ведомственной программой
осуществляется координатором Ведомственной
программы, назначаемым руководителем
Ведомственной программы. Координатором по итогам
каждого года в срок до 15 января года, следующего
за отчетным, проводится анализ эффективности
выполнения мероприятий Ведомственной программы,
расходования финансовых средств и разрабатывается
промежуточный доклад о ходе реализации
Ведомственной программы, который представляется
руководителю Ведомственной программы.
Министерство ежегодно до 1 февраля года,
следующего за отчетным, направляет информацию
о ходе реализации Ведомственной программы
за отчетный год на заключение в министерство
экономического развития, инвестиций и торговли
Самарской области и министерство управления
финансами Самарской области.
Министерство в срок до 1 марта года,
следующего за отчетным, представляет в комиссию
при Правительстве Самарской области по
ведомственным целевым программам информацию
о реализации Ведомственной программы за отчетный
год с приложением заключений министерства
экономического развития, инвестиций и торговли
Самарской области и министерства управления
финансами Самарской области для рассмотрения
на заседании вышеуказанной комиссии
I. Характеристика проблемы, решение которой
осуществляется путем реализации Ведомственной программы
Рассматривая инвалидность как один из показателей здоровья населения, следует отметить, что высокий уровень инвалидности в Самарской области является важнейшей государственной проблемой. В настоящее время на территории Самарской области проживает 247 тысяч инвалидов, что составляет около 8 процентов населения. На протяжении ряда последних лет наблюдается тенденция к увеличению количества инвалидов с 214,1 тыс. в 2000 году до 247 тыс. по состоянию на 01.01.2007.
В структуре общей численности инвалидов преобладают лица с тяжелыми группами инвалидности. Удельный вес инвалидов II группы составляет 69%, инвалидов I группы - 9%, III группы - 22%. Рост их численности за тот же период составил соответственно для инвалидов I группы с 18,5 до 22 тыс., для инвалидов II группы - с 142,8 до 161,5 тыс. человек. Количество инвалидов III группы увеличилось с 39,2 до 52,8 тыс. человек.
Во многом это обусловлено высоким уровнем заболеваемости и травматизма населения, неблагоприятной экологической обстановкой.
При этом в структуре причин первичной инвалидности преобладают болезни системы кровообращения (44,1%), патология эндокринной системы (19,9%), болезни костно-мышечной системы (10,21%), травмы (4,51%), психические расстройства (3,4%).
Наиболее многочисленные по составу и характерным особенностям взаимодействия с окружающей средой являются четыре основных группы (категории) инвалидов:
с поражением опорно-двигательного аппарата, использующие при передвижении вспомогательные средства (кресло-коляски, костыли, ходунки и т.д.) - в области проживает около 6000 человек, передвигающихся с помощью кресел-колясок;
с дефектами органа зрения, использующие при ориентации в пространстве трости и собак-проводников - в регионе общая численность инвалидов по зрению составляет более 3000 человек;
с дефектами органа слуха - в области живет более 6000 инвалидов по слуху и речи, из них 50% - лица трудоспособного возраста;
со сниженными ментальными возможностями - более 10 000 человек.
Государственная политика по вопросам интеграции инвалидов определена Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Действующее законодательство в отношении инвалидов носит разветвленный характер: в нем содержатся гарантии занятости и профессиональной подготовки людей с ограниченными возможностями, получения ими достойного образования, охраны здоровья, социальной и юридической защиты, интеграции и реабилитации, участия в политической, социальной и культурной жизни, предоставления необходимой информации.
Статья 5 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предусматривает:
участие органов государственной власти субъектов Российской Федерации в реализации государственной политики в отношении инвалидов на территориях субъектов Российской Федерации;
разработку, утверждение и реализацию региональных программ в области социальной защиты инвалидов в целях обеспечения им равных возможностей и социальной интеграции в общество.
В 2001 году был принят Закон Самарской области "Об утверждении комплексной целевой программы медико-социальной и профессиональной реабилитации инвалидов Самарской области и обеспечения им доступной среды жизнедеятельности на 2001 - 2005 годы".
Впервые к решению проблем людей с ограниченными возможностями здоровья был применен комплексный программный подход. За пять лет действия комплексной целевой программы медико-социальной и профессиональной реабилитации инвалидов Самарской области и обеспечения им доступной среды жизнедеятельности (далее - Комплексная целевая программа) была создана модель комплексной реабилитации инвалидов всех категорий, основой для которой стала реализация индивидуальной программы реабилитации инвалидов, разрабатываемой федеральным государственным учреждением медико-социальной экспертизы и содержащей весь спектр мер социальной защиты и поддержки, способствующих социальной адаптации инвалида. Основными звеньями модели стали:
оказание реабилитационных услуг на базе государственных учреждений;
обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации в соответствии с Перечнем и обучение навыкам самообслуживания инвалидов и членов их семей;
создание безбарьерной среды жизнедеятельности и предоставление возможности беспрепятственного перемещения;
проведение мероприятий социокультурной реабилитации и реабилитация посредством физической культуры и спорта.
Созданная модель позволяет реализовать разделы социальной, профессиональной и психологической реабилитации инвалидов в Самарской области, способствует созданию безбарьерной среды жизнедеятельности для инвалидов.
Логическим продолжением Комплексной целевой программы стали Мероприятия по социальной интеграции инвалидов в Самарской области на 2006 - 2008 годы, утвержденные постановлением Правительства Самарской области от 21.09.2005 N 98 (далее - Мероприятия).
Основными целями реализации Мероприятий являлись проведение государственной политики в части выполнения законодательно закрепленных прав инвалидов на региональном уровне, повышение эффективности системы социальной защиты и социального обслуживания данной категории населения.
Исполнение данных нормативных правовых актов оказало положительное влияние на основные индикаторы состояния инвалидности в регионе, позволило повысить активность инвалидов, увеличить численность людей с ограниченными возможностями здоровья, которые вернулись к труду и независимой жизни.
По данным федерального государственного учреждения "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Самарской области", показатель частичной реабилитации, представляющий собой отношение количества инвалидов, которым по результатам переосвидетельствования снижена группа инвалидности, к количеству переосвидетельствованных лиц, возрос в 2 раза (с 6,1% в 2001 году до 12,3% в 2007 году). Для сравнения, в рамках выполнения федеральной целевой программы "Социальная поддержка инвалидов на 2006 - 2010 годы", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2005 N 832, планируется, что показатель частичной реабилитации только к 2008 году достигнет 10,7%. Показатель частичной реабилитации в Самарской области достиг этого уровня уже в 2005 году.
Вырос и удельный вес работающих инвалидов от общего числа инвалидов, проживающих в Самарской области. В 2007 году этот показатель составил 16,6%, в 2006 году - 15,8%, в 2005 году - 14,3%.
Используемый с 2005 года показатель QALY (число сохраненных "лет жизни, скорректированных по качеству"), который относится к жестким критериям оценки социально-экономической эффективности, наряду с показателями средней продолжительности жизни, уровнем инвалидности и т.д. только по итогам деятельности центров, оказывающих реабилитационные услуги, за 2007 год составил более 577 "лет жизни, скорректированных по качеству", что на 17 лет больше, чем в 2006 году.
Улучшение условий жизни инвалидов как одной из самых социально уязвимых категорий населения, их адаптация и интеграция в общество входят в число приоритетных задач, определенных в посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации 2004, 2005, 2006 и 2007 годов.
В связи с этим необходимо продолжить реализацию мероприятий, направленных на социальную интеграцию инвалидов в общество.
Настоящая Ведомственная программа направлена на повышение качества и увеличение объема услуг по реабилитации и интеграции инвалидов, совершенствование деятельности учреждений социального обслуживания населения, реализацию мероприятий по обеспечению для инвалидов беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры, обеспечение инвалидов современными техническими средствами реабилитации, повышение информированности общества о проблемах инвалидов и инвалидности.
Реализация этих мер создаст условия для частичного или полного восстановления навыков к общественной, бытовой и профессиональной деятельности более 20 тыс. инвалидов.
Ведомственная программа продолжит реализацию государственной политики по социальной защите инвалидов на территории Самарской области.
II. Основные цели и задачи Ведомственной программы
Целями Ведомственной программы являются:
1. "Обеспечение безбарьерной среды жизнедеятельности для инвалидов".
Для достижения указанной цели необходимо решение следующих задач:
задача 1.1 "Оборудование объектов социальной инфраструктуры с целью обеспечения доступности для инвалидов";
задача 1.2 "Организация транспортного обслуживания инвалидов ("Социальное такси")";
задача 1.3 "Обеспечение доступности для инвалидов средств информации и коммуникации, повышение информированности населения о проблемах инвалидов";
задача 1.4 "Обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации и обучение навыкам по их использованию".
2. "Повышение качества и уровня жизни инвалидов, социальная интеграция инвалидов в общество".
Для достижения указанной цели необходимо решение следующих задач:
задача 2.1 "Усиление информационно-методического и научного сопровождения мероприятий, направленных на решение проблем инвалидов";
задача 2.2 "Укрепление материально-технической базы государственных учреждений социального обслуживания Самарской области";
задача 2.3 "Социальная интеграция инвалидов в общество методами социокультурной реабилитации";
задача 2.4 "Профессиональная реабилитация инвалидов";
задача 2.5 "Оказание услуг по социально-медицинской реабилитации инвалидов".
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Самарской области от 13 октября 2009 г. N 2086 в раздел III настоящей Программы внесены изменения
III. Ожидаемые результаты реализации Ведомственной программы
и целевые индикаторы (показатели)
Результатами реализации Ведомственной программы станут:
повышение качества и доступности социальных услуг для инвалидов на территории Самарской области;
расширение спектра услуг для инвалидов, предоставляемых учреждениями социального обслуживания;
повышение информированности общества о проблемах инвалидов и инвалидности;
оборудование 30 объектов социальной инфраструктуры с целью обеспечения доступности для маломобильных граждан;
создание доступной информационной среды для инвалидов по слуху и зрению;
обеспечение 5 300 инвалидов техническими средствами реабилитации;
проведение более 10 мероприятий по социокультурной реабилитации лиц с ограниченными возможностями, в которых предполагается участие около 8 000 инвалидов;
Достижение целей и задач Ведомственной программы оценивается следующими целевыми индикаторами (показателями).
Индикаторы (показатели) цели 1 "Обеспечение безбарьерной среды жизнедеятельности для инвалидов":
- доля инвалидов, получивших реабилитационные услуги, от общего числа инвалидов, обратившихся за их получением;
- доля инвалидов, обеспеченных техническими средствами реабилитации в соответствии с перечнем вспомогательных технических средств реабилитации, в том числе изготовленных по индивидуальному заказу, выдаваемых инвалидам бесплатно за счет средств областного бюджета, утвержденным постановлением Правительства Самарской области от 15.03.2006 N 24 (далее - Перечень), от общего числа инвалидов, обратившихся за их получением;
- доля инвалидов, обученных пользованию техническими средствами реабилитации, от общего числа инвалидов, обратившихся за обучением.
Индикаторы (показатели) задач:
Задача 1.1 "Оборудование объектов социальной инфраструктуры с целью обеспечения доступности для инвалидов":
- количество социально-значимых объектов социальной инфраструктуры областной собственности, оборудованных с целью обеспечения доступности для инвалидов.
Задача 1.2 "Организация транспортного обслуживания инвалидов ("Социальное такси")":
- количество оказанных государственными учреждениями социального обслуживания Самарской области транспортных услуг инвалидам с использованием специального транспорта с подъемным устройством.
Задача 1.3 "Обеспечение доступности для инвалидов средств информации и коммуникации, повышение информированности населения о проблемах инвалидов":
- доля инвалидов, получивших доступ к средствам информации и коммуникации на конец каждого года реализации Ведомственной программы, от общего числа инвалидов, проживающих на территории Самарской области;
- доля граждан, информированных о проблемах инвалидов и инвалидности, от общего числа опрошенных граждан, проживающих на территории Самарской области.
Задача 1.4 "Обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации и обучение навыкам по их использованию":
- количество инвалидов, обеспеченных вспомогательными техническими средствами реабилитации в соответствии с Перечнем;
- количество инвалидов, обученных навыкам пользования техническими средствами реабилитации.
Индикаторы (показатели) цели 2 "Повышение качества и уровня жизни инвалидов, социальная интеграция инвалидов в общество":
- доля инвалидов с частично или полностью восстановленными навыками к профессиональной, общественной и бытовой деятельности на конец каждого года реализации Ведомственной программы от общего числа инвалидов, проживающих на территории Самарской области;
- доля инвалидов, удовлетворенных качеством оказанных реабилитационных услуг в рамках Ведомственной программы, от общего числа опрошенных инвалидов.
Индикаторы (показатели) задач:
Задача 2.1 "Усиление информационно-методического и научного сопровождения мероприятий, направленных на решение проблем инвалидов":
- доля государственных учреждений социального обслуживания Самарской области, внедривших современные методики и технологии в сфере реабилитации и социальной интеграции инвалидов на конец каждого года реализации Ведомственной программы, от общего числа государственных учреждений социального обслуживания Самарской области.
Задача 2.2 "Укрепление материально-технической базы государственных учреждений социального обслуживания Самарской области":
- количество приобретенного оборудования;
- количество внедренных современных методик и технологий в деятельность государственных учреждений социального обслуживания по комплексной реабилитации инвалидов.
Задача 2.3 "Социальная интеграция инвалидов в общество методами социокультурной реабилитации":
- количество инвалидов, принявших участие в социокультурных мероприятиях.
Задача 2.4 "Профессиональная реабилитация инвалидов":
- удельный вес количества работающих инвалидов на конец каждого года реализации Ведомственной программы от общего числа инвалидов, проживающих на территории Самарской области.
Задача 2.5 "Оказание услуг по социально-медицинской реабилитации инвалидов":
- количество инвалидов, получивших услуги по социально-медицинской реабилитации;
- доля инвалидов, получивших услуги в зонах обслуживания по социально-медицинской реабилитации, от общего числа инвалидов, обратившихся за их получением.
Значения целевых индикаторов (показателей) представлены в приложении N 1 к Ведомственной программе.
IV. Перечень программных мероприятий
В рамках достижения целей по обеспечению безбарьерной среды жизнедеятельности для инвалидов и повышению качества и уровня жизни инвалидов, их социальной интеграции в общество предполагается:
оборудование объектов социальной инфраструктуры с целью обеспечения доступности для инвалидов;
организация транспортного обслуживания инвалидов ("Социальное такси");
обеспечение доступности для инвалидов средств информации и коммуникации, повышение информированности населения о проблемах инвалидов;
обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации и обучение навыкам по их использованию;
усиление информационно-методического и научного сопровождения мероприятий, направленных на решение проблем инвалидов;
укрепление материально-технической базы государственных учреждений социального обслуживания Самарской области;
социальная интеграция инвалидов методами социокультурной реабилитации Самарской области;
профессиональная реабилитация инвалидов;
оказание услуг по социально-медицинской реабилитации инвалидов.
Перечень программных мероприятий представлен в приложении N 2 к Ведомственной программе.
V. Описание социальных и экономических последствий
реализации Ведомственной программы, планируемая общая оценка
ее вклада в достижение соответствующей стратегической цели
Реализация Ведомственной программы принесет значительный социально-экономический эффект, уменьшая или снимая ограничения жизнедеятельности, повышая жизненную активность инвалидов.
При анализе экономических последствий реализации Ведомственной программы будут использоваться следующие показатели:
показатель количества "сохраненных лет жизни, скорректированных по качеству" (QALY) - интегральный показатель полезности, отражающий качество жизни человека, применяемый при анализе социально-экономической эффективности реабилитационных мероприятий. 1 QALY равен одному году жизни здорового человека;
показатель прироста валового регионального продукта.
В 2009 - 2011 годах за счет проведенных курсов реабилитации с использованием нового оборудования и методик, внедренных в учреждения социального обслуживания, показатель QALY возрастет с 577 в 2007 году до 607 лет. Таким образом, планируется, что в результате проведенных курсов реабилитации будут восстановлены 607 лет качественной жизни здорового человека, что аналогично возвращению одного качественного года жизни для 607 человек. В финансовом выражении результаты, полученные с помощью данного показателя, оцениваются через затраты на один год качественной жизни, обусловленной состоянием так называемого полного здоровья.
Так, в 2007 году возвращение одного года качественной жизни стоило 116,0 тыс. рублей. При этом необходимо учитывать, что, по данным зарубежных авторов (Марк Д.Б., 1997; Драммонд М., 1997), финансовые вложения до 500,0 тыс. рублей на один качественный год жизни считаются экономически эффективными.
За период 2007 года в Самарской области к работе приступили 2703 инвалида. Если принять во внимание тот факт, что на одного человека, занятого в экономике, приходится около 271,9 тыс. рублей валового регионального продукта (по данным 2005 года), а объем выполняемой инвалидом работы зависит от уровня ограничений возможностей к труду (в среднем III группа - 75% остаточной трудоспособности, II группа - 50% остаточной трудоспособности, I группа - 25%), то прирост валового регионального продукта в Самарской области в связи с реализацией Мероприятий за 2007 год составил около 426 млн. рублей. Учитывая существующие тенденции, за три года реализации Ведомственной программы прирост валового регионального продукта в Самарской области в связи с ее реализацией составит около 1 278 млн. рублей.
Таким образом, рассмотренные показатели говорят о том, что реабилитация людей с ограниченными возможностями способствует возвращению их к активной независимой жизни и труду и тем самым не только снижает нагрузку на бюджет области, но и позволяет получить дополнительные финансовые средства для развития региона.
Негативное влияние на результаты реализации Ведомственной программы могут оказать ухудшение социально-экономической ситуации в регионе, крупные техногенные аварии и экологические катастрофы, ведущие к значительному увеличению количества граждан, ставших инвалидами.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Самарской области от 28 июня 2010 г. N 1419 в раздел VI настоящего приложения внесены изменения
VI. Методика оценки эффективности реализации Ведомственной
программы с учетом ее особенностей
Оценка эффективности реализации Ведомственной программы осуществляется по следующим показателям:
1. Затраты на создание безбарьерной среды жизнедеятельности и социальную интеграцию одного инвалида, проживающего на территории Самарской области (), рассчитываются по формуле:
,
где:
V - объем расходов на выполнение мероприятий Ведомственной программы за отчетный год,
N - количество инвалидов, проживающих на территории Самарской области.
2. Затраты на один процент доли инвалидов, получивших доступ и воспользовавшихся информационными ресурсами, от общего количества инвалидов, проживающих на территории Самарской области, () рассчитываются по формуле:
,
где:
- объем расходов на выполнение мероприятий, предусмотренных пунктами 1.3.3, 1.3.8 перечня мероприятий Ведомственной программы за отчетный год,
- доля инвалидов, получивших доступ и воспользовавшихся информационными ресурсами на конец отчетного года, от общего числа инвалидов, проживающих на территории Самарской области.
3. Стоимость одного "сохраненного года жизни, скорректированного по качеству" (QALY) (1), в рамках проведения мероприятий качеству" (QALY) (1), в рамках проведения мероприятий по социально-медицинской реабилитации Ведомственной программы () рассчитывается по формуле:
,
где:
- сумма объема расходов на выполнение мероприятий, предусмотренных пунктами 2.5.1, 2.5.2 перечня мероприятий Ведомственной программы за отчетный год,
- количество "сохраненных лет жизни, скорректированных по качеству" (QALY), полученных на конец отчетного года в ходе реализации мероприятий, предусмотренных пунктами 2.5.1, 2.5.2 перечня мероприятий Ведомственной программы.
4. Затраты на восстановление трудоспособности одного инвалида,
позволившие ему приступить к работе (), рассчитываются по формуле:
,
где:
V - объем расходов на выполнение мероприятий Ведомственной программы за отчетный год,
- количество инвалидов, трудоустроившихся за отчетный год.
(1) QALY - интегральный показатель, используемый при анализе социально-экономической эффективности, который осуществляется методом "затраты-полезность". 1 QALY соответствует одному году жизни здорового человека. QALY оценивается клиентами, специалистами по социальной работе, психологами, врачами, реабилитологами посредством применения одной из стандартных методик: методика Торренса, "шкала благополучия", "стандартная матрица по определению QALY", "визуально-аналоговая шкала для оценки качества жизни". Для анализа используют сумму средних разниц значений QALY до и после проведения курса реабилитации для клиента, полученных в результате оценки каждым из участников опроса.
Значения показателей
эффективности реализации Ведомственной программы
Наименование показателя |
Единица измерения |
Показатели по годам |
||
2009 |
2010 |
2011 |
||
Р1 |
рублей/ 1 инвалида |
130,26 |
168,9 |
93,12 |
Р2 |
тыс. рублей/ % |
62,6 |
7,3 |
7,0 |
Р3 |
тыс. рублей/ 1 QALY |
95,3 |
95,3 |
95,3 |
Р4 |
тыс. рублей/ 1 инвалида |
12,84 |
12,6 |
7,66 |
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Самарской области от 28 июня 2010 г. N 1419 раздел VII настоящего приложения изложен в новой редакции
VII. Обоснование потребности в необходимых ресурсах
Источником финансирования Ведомственной программы являются средства областного бюджета. Объем расходов по Ведомственной программе составляет 96 747,0 тыс. рублей, в том числе:
в 2009 году - 32 111,0 тыс. рублей,
в 2010 году - 41 636,0 тыс. рублей,
в 2011 году - 23 000,0 тыс. рублей.
Объемы и доли финансирования мероприятий, направленных на достижение:
задачи 1.1. "Оборудование объектов социальной инфраструктуры с целью обеспечения доступности для инвалидов" от общего объема расходов по Ведомственной программе составляют 14 417,9 тыс. рублей, или 14,9%;
задачи 1.2. "Организация транспортного обслуживания инвалидов ("Социальное такси")" от общего объема расходов по Ведомственной программе составляют 2 012,0 тыс. рублей, или 2,1%;
задачи 1.3. "Обеспечение доступности для инвалидов средств информации и коммуникации, повышение информированности населения о проблемах инвалидов" от общего объема расходов по Ведомственной программе составляют 4 496,1 тыс. рублей, или 4,7%;
задачи 1.4. "Обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации и обучение навыкам по их использованию" от общего объема расходов по Ведомственной программе составляют 48 615,0 тыс. рублей, или 50,2%;
задачи 2.1. "Усиление информационно-методического и научного сопровождения мероприятий, направленных на решение проблем инвалидов" от общего объема расходов по Ведомственной программе составляют 1 294,0 тыс. рублей, или 1,3%;
задачи 2.2. "Укрепление материально-технической базы государственных учреждений социального обслуживания Самарской области" от общего объема расходов по Ведомственной программе составляют 2 646,0 тыс. рублей, или 2,7%;
задачи 2.3. "Социальная интеграция инвалидов в общество методами социокультурной реабилитации" от общего объема расходов по Ведомственной программе составляют 7 621,0 тыс. рублей или 7,9%;
задачи 2.4. "Профессиональная реабилитация инвалидов" от общего объема расходов по Ведомственной программе составляют 214,0 тыс. рублей, или 0,2%;
задачи 2.5. "Оказание услуг по социально-медицинской реабилитации инвалидов" от общего объема расходов по Ведомственной программе составляют 15 431,0 тыс. рублей, или 15,9%.
VIII. Механизм управления реализацией
Ведомственной программы
Исполнителем Ведомственной программы является министерство.
Руководителем Ведомственной программы является министр здравоохранения и социального развития Самарской области, который несет ответственность за реализацию и достижение конечных результатов Ведомственной программы, рациональное использование средств, выделяемых на ее выполнение.
Текущее управление Ведомственной программой осуществляется координатором Ведомственной программы, назначаемым руководителем Ведомственной программы.
Координатором Ведомственной программы по итогам каждого года в срок до 15 января года, следующего за отчетным, проводится анализ эффективности выполнения мероприятий Ведомственной программы, расходования финансовых средств, на основе целевых индикаторов (показателей) определяются промежуточные результаты реализации Ведомственной программы и разрабатывается промежуточный доклад о ходе реализации Ведомственной программы, который представляется руководителю Ведомственной программы.
Исполнитель Ведомственной программы ежегодно до 1 февраля года, следующего за отчетным, направляет информацию о ходе реализации Ведомственной программы за отчетный год, включая оценку значений целевых индикаторов (показателей), а также показателей эффективности реализации Ведомственной программы, рассчитанных в соответствии с методикой, на заключение в министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области и министерство управления финансами Самарской области.
Исполнитель Ведомственной программы ежегодно в срок до 1 марта года, следующего за отчетным, представляет в комиссию при Правительстве Самарской области по ведомственным целевым программам информацию о реализации Ведомственной программы за отчетный год с приложением заключений министерства экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области и министерства управления финансами Самарской области для рассмотрения на заседании вышеуказанной комиссии.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Самарской области от 28 июня 2010 г. N 1419 настоящее приложение изложено в новой редакции
Приложение N 1
к Ведомственной целевой программе
"Обеспечение безбарьерной
среды жизнедеятельности
и социальной интеграции инвалидов
в Самарской области на 2009 - 2011 годы"
Перечень
целевых индикаторов (показателей) Ведомственной целевой программы "Обеспечение безбарьерной среды жизнедеятельности и социальной интеграции инвалидов в Самарской области на 2009-2011 годы"
13 октября 2009 г., 28 июня 2010 г.
Наименование цели, задачи и целевого индикатора (показателя) |
Единица измерения |
Значение целевого индикатора (показателя) |
||||
2007 (факт) |
2008 (факт ) |
Плановый период (прогноз) |
||||
2009 год (оценка) |
2010 год (прогноз) |
2011 год (прогноз) |
||||
Цель 1. Обеспечение безбарьерной среды жизнедеятельности для инвалидов |
|
|
|
|
|
|
Доля инвалидов, получивших реабилитационные услуги, от общего числа инвалидов, обратившихся за их получением |
% |
70 |
70 |
72 |
75 |
77 |
Доля инвалидов, обеспеченных техническими средствами реабилитации в соответствии с перечнем вспомогательных технических средств реабилитации, в том числе изготовленных по индивидуальному заказу, выдаваемых инвалидам бесплатно за счет средств областного бюджета, утвержденным постановлением Правительства Самарской области от 15.03.2006 N 24 (далее - Перечень), от общего числа инвалидов, обратившихся за их получением |
% |
59 |
60 |
62 |
71 |
68 |
Доля инвалидов, обученных пользованию техническими средствами реабилитации, от общего числа инвалидов, обратившихся за обучением |
% |
70 |
79 |
85 |
90 |
95 |
Задача 1.1. Оборудование объектов социальной инфраструктуры с целью обеспечения доступности для инвалидов |
|
|
|
|
|
|
Количество социально значимых объектов социальной инфраструктуры областной собственности, оборудованных с целью обеспечения доступности для инвалидов |
Единицы |
10 |
14 |
14 |
24 |
30 |
Задача 1.2. Организация транспортного обслуживания инвалидов ("Социальное такси") |
|
|
|
|
|
|
Количество оказанных государственными учреждениями социального обслуживания Самарской области транспортных услуг инвалидам с использованием специального транспорта с подъемным устройством |
Тыс. единиц |
3,2 |
4,2 |
4,5 |
4,7 |
|
Задача 1.3. Обеспечение доступности для инвалидов средств информации и коммуникации, повышение информированности населения о проблемах инвалидов |
|
|
|
|
|
|
Доля инвалидов, получивших доступ к средствам информации и коммуникации на конец каждого года реализации Ведомственной программы, от общего числа инвалидов, проживающих на территории Самарской области |
% |
46 |
52 |
55 |
58 |
63 |
Доля граждан, информированных о проблемах инвалидов и инвалидности, от общего числа опрошенных граждан, проживающих на территории Самарской области |
% |
60 |
65 |
68 |
|
|
Задача 1.4. Обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации и обучение навыкам по их использованию |
|
|
|
|
|
|
Количество инвалидов, обеспеченных вспомогательными техническими средствами реабилитации в соответствии с Перечнем |
Тыс. человек |
3,0 |
6,0 |
7,5 |
9,7 |
8,8 |
Количество инвалидов, обученных навыкам пользования техническими средствами реабилитации |
Тыс. человек |
1,5 |
3,5 |
5,7 |
9,7 |
10,7 |
Цель 2. Повышение качества и уровня жизни инвалидов, социальная интеграция инвалидов в общество |
|
|
|
|
|
|
Доля инвалидов с частично или полностью восстановленными навыками к профессиональной, общественной и бытовой деятельности на конец каждого года реализации Ведомственной программы от общего числа инвалидов, проживающих на территории Самарской области |
% |
9,8 |
12,0 |
14,0 |
15,8 |
17,8 |
Доля инвалидов, удовлетворенных качеством оказанных реабилитационных услуг в рамках Ведомственной программы, от общего числа опрошенных инвалидов |
% |
78 |
85 |
90 |
93 |
95 |
Задача 2.1. Усиление информационно-методического и научного сопровождения мероприятий, направленных на решение проблем инвалидов |
|
|
|
|
|
|
Доля государственных учреждений социального обслуживания Самарской области, внедривших современные методики и технологии в сфере реабилитации и социальной интеграции инвалидов на конец каждого года реализации Ведомственной программы, от общего числа государственных учреждений социального обслуживания Самарской области |
% |
44 |
46 |
47 |
48 |
49 |
Задача 2.2. Укрепление материально-технической базы государственных учреждений социального обслуживания Самарской области |
|
|
|
|
|
|
Количество приобретенного оборудования |
Единицы |
76 |
117 |
139 |
139 |
159 |
Количество внедренных современных методик и технологий в деятельность государственных учреждений социального обслуживания по комплексной реабилитации инвалидов |
Единицы |
3 |
7 |
11 |
11 |
16 |
Задача 2.3. Социальная интеграция инвалидов в общество методами социокультурной реабилитации |
|
|
|
|
|
|
Количество инвалидов, принявших участие в социокультурных мероприятиях |
Тыс. человек |
4,0 |
4,8 |
5,5 |
6,0 |
6,5 |
Задача 2.4. Профессиональная реабилитация инвалидов |
|
|
|
|
|
|
Удельный вес количества работающих инвалидов на конец каждого года реализации Ведомственной программы от общего числа инвалидов, проживающих на территории Самарской области |
% |
16,6 |
17,0 |
17,2 |
|
|
Задача 2.5. Оказание услуг по социально-медицинской реабилитации инвалидов |
|
|
|
|
|
|
Количество инвалидов, получивших услуги по социально-медицинской реабилитации |
Тыс. человек |
2,1 |
4,0 |
6,5 |
7,0 |
7,5 |
Доля инвалидов, получивших услуги в зонах обслуживания по социально-медицинской реабилитации, от общего числа инвалидов, обратившихся за их получением |
% |
90 |
80 |
85 |
|
|
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Самарской области от 28 июня 2010 г. N 1419 настоящее приложение изложено в новой редакции
Приложение N 2
к Ведомственной целевой программе
"Обеспечение безбарьерной
среды жизнедеятельности
и социальной интеграции инвалидов
в Самарской области на 2009 - 2011 годы"
Перечень
мероприятий ведомственной целевой программы "Обеспечение безбарьерной среды жизнедеятельности и социальной интеграции инвалидов в Самарской области на 2009-2011 годы"
13 октября 2009 г., 28 июня 2010 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Документ устанавливает, что разработанная ведомственная программа направлена на повышение качества и увеличение объема услуг по реабилитации и интеграции инвалидов, совершенствование деятельности учреждений социального обслуживания населения, реализацию мероприятий по обеспечению для инвалидов беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры, обеспечение инвалидов современными техническими средствами реабилитации, повышение информированности общества о проблемах инвалидов и инвалидности.
Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Самарской области от 15 сентября 2008 г. N 1085 "Об утверждении ведомственной целевой программы "Обеспечение безбарьерной среды жизнедеятельности и социальной интеграции инвалидов в Самарской области на 2009 - 2011 годы"
Настоящий приказ вступает в силу по истечении 10 дней со дня его официального опубликования
Текст приказа официально опубликован не был
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Самарской области от 6 декабря 2010 г. N 2308 настоящий приказ признан утратившим силу с 1 января 2011 года
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Самарской области от 28 июня 2010 г. N 1419
Изменения вступают в силу по истечении 10 дней со дня официального опубликования названного приказа
Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Самарской области от 13 октября 2009 г. N 2086
Изменения вступают в силу по истечении 10 дней со дня официального опубликования названного приказа
Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Самарской области от 1 апреля 2009 г. N 517
Действие настоящего приказа приостановлено до 1 января 2010 г.