Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
1. Содержание
проблемы и обоснование необходимости
ее решения программными методами
В 2010 году практически во всех секторах российской экономики активно идет посткризисный восстановительный процесс. Экономический рост в Самарской области (106,9%) оценивается выше, чем в среднем по России (104%).
В 2010 году индекс промышленного производства составил 115,6% к уровню прошлого года. Положительная динамика отмечается практически по всем видам экономической деятельности. Наибольшее увеличение по сравнению с 2009 годом достигнуто в производстве транспортных средств и оборудования (173,9%), выпуске резиновых и пластмассовых изделий (133,9%), электрооборудования (131,4%), а также в металлургии (126,0%), химии (123,0%), производстве строительных материалов (120,2%), выпуске машин и оборудования (117,7%) и др.
Вследствие аномальных агрометеорологических условий в сложной ситуации находится агропромышленный комплекс. Объем валовой продукции сельского хозяйства во всех категориях хозяйств за январь-ноябрь 2010 года сократился на 29%.
Улучшается финансовое состояние организаций. Прибыль прибыльных организаций области за январь-ноябрь увеличилась на 37,1%. Доля прибыльных организаций увеличилась с 66,6% в январе-ноябре 2009 года до 70,4% за одиннадцать месяцев 2010 года. Растет инвестиционная активность организаций: инвестиции в основной капитал за январь-ноябрь 2010 года только по крупным организациям увеличились на 28%. Активизация инвестиционной деятельности в Самарской области способствовала некоторому улучшению ситуации в строительном секторе. Растут объемы введенного жилья.
Улучшается уровень жизни населения: реальные располагаемые доходы за 2010 год увеличились на 4,4%. Растет потребительская активность населения: оборот розничной торговли в 2010 году увеличился на 3%, объем платных услуг - на 1,2%. Индекс потребительских цен декабрь к декабрю составил 107,8% (в декабре 2009 года - 108,1%).
По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Самарской области в декабре 2010 года 0,8 % списочной численности работников обследуемых организаций работали в режиме неполной рабочей недели (дня) по инициативе работодателя, 7,1 % находились в отпусках без сохранения заработной платы, 0,4 % - в простое по вине работодателя.
По данным проводимого департаментом труда и занятости населения Самарской области мониторинга неполной занятости работников масштабы скрытой безработицы в начале 2011 года сократились по сравнению с началом 2010 года в 8,7 раза с 96,7 тыс. до 11,1 тыс. человек (из них в режиме неполного рабочего времени по инициативе администрации работает 10,0 тыс. человек, в отпусках без сохранения заработной платы находится 0,3 тыс. человек, в простое по вине работодателя - 0,8 тыс. человек).
Сокращение численности населения трудоспособного возраста, в том числе за счет уменьшения миграции, оказало благоприятное действие на сферу занятости. Занятость населения начала расти, и по данным выборочных обследований населения в среднем за 2010 год составила 1640 тыс. человек (на 3 тыс. человек больше, чем в 2009 году).
В 2010 году по сравнению с предыдущим годом прием работников вырос на 32 %, выбытие - уменьшилось на 19 %. Численность безработных (по методологии Международной организации труда) по сравнению с 2009 годом сократилась на 7,5 тыс. человек и составила в среднем за 2010 год 99 тыс. человек, уровень общей безработицы - 5,7% (приложение 1 к Программе). К концу 2010 года достигнуты докризисные значения уровня безработицы (в среднем за IV квартал 2010 года - 4,1%).
Следствием положительного влияния общеэкономических факторов и принимаемых в регионе антикризисных мер стало постепенное выравнивание положения и на регистрируемом рынке труда.
Снизилась обращаемость граждан за содействием в поиске подходящей работы: в 2010 году поставлено на учет 122,0 тыс. человек (на 39,7% меньше показателей предыдущего года), 107,5 тыс. из них - незанятые граждане (на 24,8% меньше показателей предыдущего года).
Уменьшилась интенсивность признания безработными по сравнению с предыдущим годом. За 2010 год официальный статус получили 80,1 тыс. человек (на 23,1% меньше показателя за 2009 год).
Трудоустроено 82,7 тыс. или 67,8% ищущих работу (за 2009 год - 55,9%).
С апреля текущего года численность зарегистрированных безработных снизилась в 1,8 раза и составила на 1 января 2011 года 34,9 тыс. человек. Существенный вклад в этот процесс внесла реализация мероприятий активной политики занятости в рамках Ведомственной целевой программы содействия занятости населения Самарской области и Программы дополнительных мероприятий по снижению напряженности на рынке труда.
Стабилизировалась ситуация в монопрофильных городах области (приложение 1.1 к Программе). За счет проведения антикризисных мероприятий остановлен рост безработицы в крупнейшем моногороде области и страны Тольятти. С апреля по декабрь 2010 года численность безработных в городском округе Тольятти снизилась в 2,0 раза (на 9,8 тыс. человек) и составила на 01.01.2011 9,8 тыс. человек. В других монопрофильных территориях наблюдаются аналогичные тенденции: в городском округе Чапаевск численность безработных снизилась в 1,9 раза до 0,9 тыс. человек, в городском округе Похвистнево - в 2,0 раза до 0,4 тыс. человек, в городском округе Октябрьск - в 2,1 раза до 0,4 тыс. человек.
На 1 января 2011 года уровень безработицы в целом по области составил 2,0%, по монопрофильным городам несколько выше: в городском округе Тольятти - 2,1%, в городском округе Чапаевск - 2,1%, в городском округе Похвистнево - 2,0%, в городском округе Октябрьск - 2,3%.
Проблемным оказался 2010 год для сельского хозяйства области. В результате засухи погибло около половины посевов сельскохозяйственных культур, проблемы с заготовкой кормов привели к сокращению поголовья скота. Такие процессы могут привести к усилению сезонных колебаний спроса и предложения рабочей силы, особенно в районах области, и будут способствовать росту безработицы там зимой 2010-2011 годов (на 15-20%).
Численность ищущих работу инвалидов по сравнению с прошлым годом незначительно - на 5,9% уменьшилась и составляет 6,2 тыс. человек (за 2009 год - 6,6 тыс.), однако доля их возросла до 5,1% (за 2009 год - 3,3%). Признано безработными 5,8 тыс. обратившихся инвалидов, трудоустроено - 1,7 тыс. человек (за 2009 год - 6,1 тыс. и 1,4 тыс. человек соответственно).
2009-2010 годы характеризуются возросшей интенсивностью обращения в службу занятости населения выпускников учреждений профессионального образования. В 2010 году в службу занятости населения обратилось 5,4 тыс. выпускников, что составляет 4,4% всех ищущих работу граждан (за 2009 год - 5,8 тыс. человек), 48,2% из них имеют высшее, 37,5% - среднее, 14,3% - начальное профессиональное образование. Статус безработного получили 3,7 тыс. выпускников, трудоустроено 3,8 тыс. граждан данной категории.
В городском округе Тольятти клиентами службы занятости в 2010 году стали 1,6 тыс. выпускников учреждений профессионального образования (за предыдущий год - 1,5 тыс. человек). Это более чем вдвое превосходит показатели за 2007-2008 годы. Подавляющее большинство из них с высшим и средним образованием (56,0 и 36,0% соответственно), признано безработными 1,4 тыс. выпускников, трудоустроено 1,2 тыс. выпускников.
В 2011 году ожидается выпуск 5291 выпускника, обучающегося по программам начального профессионального образования (далее - НПО), 9958 выпускников - обучающихся по программам среднего профессионального образования (далее - СПО).
По предварительным данным министерства образования и науки Самарской области, в 2011 году 65,3% выпускников, получающих диплом НПО, будут трудоустроены в соответствии с заключенными договорами между образовательными учреждениями и предприятиями-работодателями, на которых обучающиеся проходят производственную практику. Около 12% выпускников будут призваны в ряды Вооруженных Сил Российской Федерации, продолжат обучение 17% выпускников. Сложности с трудоустройством могут возникнуть у 5,7% выпускников учреждений НПО.
Из 9958 выпускников, получающих диплом СПО, будет трудоустроено более 52,5%, призвано в ряды Вооруженных Сил Российской Федерации 16,6%. Продолжат обучение в вузах 23,4% выпускников.
Система образования Самарской области в качестве одной из мер содействия занятости молодежи предлагает выпускникам продолжить обучение в учреждениях СПО с целью повышения уровня профессионального образования. Выпускникам, получающим диплом СПО базового уровня, предлагается обучение по программам СПО повышенного уровня с получением углубленной подготовки в отдельной области.
Ожидаемый выпуск в учреждениях высшего профессионального образования (далее - ВПО) региона в 2010/2011 учебном году составит 16825 человек, из них выпуск по специальности "Экономика и управление" - свыше 18%.
В среднемесячном исчислении численность официально зарегистрированных безработных в 2010 году составила 48,7 тыс. человек, уровень безработицы - 2,8%.
В 2011 году развитие экономики региона будет зависеть от внешних факторов: ситуации на мировом и российском рынках сырья, инвестиционных процессов и связанных с ними проектов и программ.
В соответствии с прогнозом социально-экономического развития Самарской области в 2011 году стабилизируется численность занятых в экономике, по оптимистическому варианту прогноза, возможно, она увеличится.
Ситуация на рынке труда будет формироваться под влиянием темпов восстановления экономики, а также эффективности реализации мероприятий по поддержанию занятости населения.
Вместе с тем дестабилизирующее влияние на ситуацию могут оказать накопленные размеры неэффективной занятости, модернизация производства, направленная на увеличение производительности труда, и, как следствие, оптимизация численности персонала с применением процедуры высвобождения работников, сложности на рынках труда монотерриторий, особенно в городском округе Тольятти (ситуация на ОАО "АВТОВАЗ" и связанных с данным предприятием предприятиях-смежниках), замедление реализации инвестиционных проектов и создания новых рабочих мест.
Кроме того, сохранятся профессионально-квалификационное несоответствие спроса и предложения рабочей силы, а также их территориальный дисбаланс.
По данным мониторинга, проводимого департаментом труда и занятости населения Самарской области, численность работников, которые могут находиться под риском увольнения в 2011 году (численность предполагаемых к высвобождению и находящихся в состоянии неполной занятости), по имеющейся на 26.01.2011 информации составляет 11,2 тыс. человек.
Большая часть граждан, находящихся под риском увольнения в 2011 году, проживает в городских округах Самарской области, где сосредоточены крупные градообразующие и системообразующие предприятия - Самара (51,6%), Тольятти (17,6%), Сызрань (7,7%), Жигулевск (5,9%), Чапаевск (5,0%), Новокуйбышевск (1,9%).
Среди предприятий, которые предполагают в 2011 году использовать режимы неполной занятости для наибольшего числа работников, можно выделить следующие: по городскому округу Самара ОАО "Самарский завод клапанов" (571 человек), ООО "Домостроительный комбинат N 1" (339 человек), ООО "Строммашина-Щит" (283 человека); по городскому округу Тольятти ЗАО "Полад" (800 человек), ЗАО "Комбинат шампанских вин и коньяков "Росинка" (279 человек); по городскому округу Сызрань - ООО "Резерв Плюс" (316 человек), ООО "Сельмаш" (224 человека); по городскому округу Чапаевск - ОАО "Полимер" (260 человек); по городскому округу Жигулевск - ООО "ЭТМ ТД" (165 человек), ЗАО "Правобережный завод стройконструкций" (110 человек).
Наиболее многочисленные высвобождения в 2011 году предполагаются в управлении внутренних дел городского округа Самара - 615 человек, ОАО "Кузнецов" (ранее - ОАО "Моторостроитель") - 603 человека, ОАО "СНТК им. Н.Д. Кузнецова" - 490 человек, ОАО "АВТОВАЗ" - 462 человека, федеральном государственном учреждении "Военный санаторий "Волга" Приволжско-Уральского военного округа" Министерства обороны Российской Федерации - 334 человека, ОАО "Самарская швейная фабрика" - 235 человек, ООО "Агролюкс" - 234 человека, муниципальном автономном предприятие "МАПУЗ" - 231 человек.
Для поддержания стабильной ситуации на рынке труда реализуемых мер в рамках Программы дополнительных мероприятий по снижению напряженности на рынке труда Самарской области на 2010 год недостаточно. Это обусловило необходимость разработки Программы, включающей проведение мероприятий, для реализации которых необходима скоординированная совместная деятельность федеральных, областных органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Принятие дополнительных мер, способствующих снижению напряженности на региональном и локальных рынках труда, повышению конкурентоспособности на рынке труда работников организаций, находящихся под риском увольнения, сохранению и созданию рабочих мест, обеспечит повышение занятости населения Самарской области.
Указанные выше тенденции развития экономики не предполагают увеличение объема привлечения иностранной рабочей силы по сравнению с 2010 годом. Защита права российских граждан на приоритетное трудоустройство и, в первую очередь, на рабочие места, которые заявлены для иностранных работников, остается одной из задач службы занятости в 2011 году. Приток дешевой иностранной рабочей силы на рынок труда позволяет работодателям сохранять рабочие места с заниженной оплатой труда, что приводит к снижению заработной платы российских граждан и не стимулирует работодателей к созданию более выгодных условий труда.
В соответствии с приказами Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 08.12.2010 N 1080н "О распределении по субъектам Российской Федерации утвержденной Правительством Российской Федерации на 2011 год квоты на выдачу иностранным гражданам разрешений на работу" и от 08.12.2010 N 1081н "О распределении по субъектам Российской Федерации утвержденной Правительством Российской Федерации на 2011 год квоты на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности" Самарской области установлен объем квот на 2011 год в количестве 12440 разрешений на работу и 2521 приглашение на въезд в целях трудоустройства (приложение 2 к Программе).
В целях снижения напряженности на рынке труда Самарской области принято постановление Правительства Российской Федерации от 07.11.2009 N 902 "О дополнительных мерах по снижению напряженности на рынке труда Самарской области" (далее - Постановление).
В соответствии с Постановлением в целях обеспечения занятости 8334 работников ОАО "АВТОВАЗ", дочерних обществ в 2010 году были реализованы следующие мероприятия:
обеспечение занятости работников ОАО "АВТОВАЗ", дочерних обществ;
профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации, стажировка в российских и зарубежных организациях работников ОАО "АВТОВАЗ", дочерних обществ;
материально-техническое обеспечение работ по уборке и ремонту производственных помещений, монтажу, демонтажу оборудования и иных видов временных работ, выполняемых работниками ОАО "АВТОВАЗ", дочерних обществ;
предоставление финансовой помощи работникам ОАО "АВТОВАЗ", дочерних обществ при открытии ими собственного дела и осуществлении предпринимательской деятельности.
В результате совместно проведенной департаментом труда и занятости населения Самарской области и ОАО "АВТОВАЗ" работы численность работников ОАО "АВТОВАЗ", дочерних обществ по состоянию на 01.01.2011 составляла не более 3500 человек. В целях обеспечения их занятости в 2011 году планируются следующие мероприятия:
профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации, стажировка в российских и зарубежных организациях 1800 работников дочерних обществ;
профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации, стажировка 1000 работников ОАО "АВТОВАЗ" в российских и зарубежных организациях;
оплата труда не более 3500 работников дочерних обществ;
материально-техническое обеспечение работ по уборке и ремонту производственных помещений, монтажу, демонтажу оборудования и иных видов временных работ, выполняемых не более 3500 работниками дочерних обществ;
профориентационное сопровождение процесса перехода на новые рабочие места не более 3500 работников дочерних обществ;
оказание адресной поддержки 600 работникам дочерних обществ в связи с переездом для замещения рабочих мест в другом субъекте Российской Федерации;
содействие занятости 2840 работников дочерних обществ на рабочих местах в других организациях Самарской области, не связанных с производством автомобилей, их компонентов и комплектующих изделий;
предоставление финансовой помощи 60 работникам дочерних обществ на открытие собственного дела и осуществление предпринимательской деятельности.
Дочерние общества продолжают свою деятельность в течение переходного периода. В течение переходного периода работники дочерних обществ будут получать заработную плату в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 07.11.2009 N 902 "О дополнительных мерах по снижению напряженности на рынке труда Самарской области".
До конца июня 2011 года работникам дочерних обществ будет предложен перевод в муниципальное автономное учреждение городского округа Тольятти "Агентство экономического развития" (далее - МАУ). Перевод сотрудников будет осуществлен в порядке, предусмотренном статьёй 77 Трудового кодекса Российской Федерации. Финансирование МАУ осуществляется за счёт средств бюджета городского округа Тольятти в форме субсидий, а также средств, полученных учреждением от оказания платных услуг. Кроме того, мэрия городского округа Тольятти устанавливает МАУ муниципальный заказ, что позволит обеспечить занятость бывших сотрудников дочерних обществ с выплатой им заработной платы.
Также, возможно, что 100 работников предпенсионного и пенсионного возраста попадут в процент естественной убыли.
Сведения о содействии занятости работников дочерних обществ на рабочих местах в других организациях Самарской области, не связанных с производством автомобилей, их компонентов и комплектующих изделий, представлены в приложении 3 к Программе.
Одной из возможных форм обеспечения занятости работников дочерних обществ является поддержка их предпринимательской инициативы.
В 2011 году поддержка развития малого и среднего предпринимательства работников дочерних обществ будет осуществляться посредством предоставления 60 работникам финансовой помощи при открытии ими собственного дела и осуществлении предпринимательской деятельности (в том числе при условии создания бизнес-единиц).
Финансовая поддержка составит 100 тыс. рублей на каждого работника, открывшего собственное дело, и на каждое дополнительно созданное им рабочее место. Мероприятия по содействию самозанятости отражены в приложении 4 к Программе.
МАУ разработана схема по обеспечению занятости работников посредством процесса инкубирования инициативных групп, входящих в состав дочерних обществ, в самостоятельные бизнес-единицы (ИП, ООО). Организаторам самостоятельных бизнес-единиц будет оказываться финансовая помощь пропорционально численности работников, занятых в созданном бизнес-проекте.
В настоящее время инициативными группами проводится работа по формированию паспортов проектов и вакансий, отбору из числа работников персонала, готового выполнять указанные виды работ.
Работникам, планирующим открыть собственное дело, будет оказана комплексная поддержка, включающая информационные консультации, мотивационные тренинги и профессиональное обучение основам предпринимательской деятельности.
Предпринимательская деятельность будет осуществляться в различных сферах (оказание бытовых услуг населению, ремонтно-строительные работы, автотранспортные, медицинские, образовательные услуги, производство продовольственных и непродовольственных товаров и т.д.). Для оптимизации выбора сферы предпринимательской деятельности мэрия городского округа Тольятти предоставляет предпринимателям бизнес-карту, отражающую места расположения субъектов малого и среднего предпринимательства городского округа Тольятти.
Кроме того, с целью развития малого и среднего бизнеса на территории городского округа Тольятти создана развитая инфраструктура поддержки предпринимательства, которая состоит из центра развития предпринимательства, специализированных фондов, бизнес-инкубаторов, информационно-консалтингового агентства, общественных объединений предпринимателей.
В 2009 году на территории городского округа Тольятти создан бизнес-инкубатор инновационно-технологической направленности (в 2010 году велась работа по созданию второго пускового комплекса бизнес-инкубатора на территории городского округа).
В качестве имущественной поддержки органами местного самоуправления городского округа Тольятти сформированы перечни муниципального целевого имущества, используемого в целях предоставления его во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе (в том числе по льготным ставкам арендной платы) субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
Работникам дочерних обществ, организовавшим собственное дело и создавшим дополнительные рабочие места, мэрией городского округа Тольятти будут предложены в аренду в приоритетном порядке на приемлемых условиях производственные площади.
Кроме того, в целях проведения государственной политики в сфере занятости департаментом потребительского рынка и предпринимательства мэрии городского округа Тольятти подготовлен перечень микропредприятий, востребованных экономикой городского округа. Данный перечень регулярно обновляется. Доведение перечня до граждан позволит избежать избыточной конкуренции и обеспечить стабильность в развитии предпринимательской деятельности.
В сложившейся социально - экономической ситуации значительные усилия сосредоточены на поддержке стартующего бизнеса. С 2009 года 27 начинающих предпринимателей, проживающих в городском округе Тольятти, смогли на конкурсной основе получить от государства безвозвратную субсидию (грант) на начало предпринимательской деятельности в размере до 300 тысяч рублей (из общей численности получателей грантов 3 человека - работники).
При отсутствии своих средств у начинающего предпринимателя межмуниципальный фонд поддержки малого предпринимательства Самарской области и Самарский областной фонд микрофинансирования предоставляют ему заемные средства. В городском округе Тольятти с начала 2010 года действует дополнительный офис Самарского областного фонда микрофинансирования.
Создан новый финансовый институт - Гарантийный фонд поддержки предпринимательства Самарской области, который выступает поручителем субъектов малого предпринимательства при отсутствии у них залогового обеспечения для получения кредита в банке.
С целью информационной поддержки предпринимателей, от-крывших собственное дело, на территории городского округа Тольятти работает государственное учреждение Самарской области "Информационно - консалтинговое агентство Самарской области" (далее - ИКАСО). В целях поддержки предпринимательства ИКАСО реализует проект "Неотложная правовая помощь" субъектам малого и среднего предпринимательства.
В рамках мероприятия по оказанию адресной поддержки 600 работникам дочерних обществ в связи с переездом для замещения рабочих мест в другом субъекте Российской Федерации планируется их трудоустройство на предприятия преимущественно автомобильного кластера за пределами Самарской области (приложение 5 к Программе).
Мероприятие по профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации, стажировке 1000 работников ОАО "АВТОВАЗ" в российских и зарубежных организациях будет реализовано в целях модернизации производства, повышения производительности труда и качества выпускаемой продукции, определенных программой развития общества до 2020 года. Справочная информация о задачах и принципах обучения приведена в приложении 6 к Программе. Основные направления профессионального обучения работников указаны в приложениях 6.1 - 6.3 к Программе.
Для трудоустройства работников дочерних обществ на большую часть создаваемых рабочих мест в других организациях Самарской области необходима их профессиональная подготовка и переподготовка. В этой связи будет организовано профессиональное обучение 1800 работников дочерних обществ по профессиям и специальностям, востребованным на предприятиях городского округа Тольятти (в том числе на вновь созданных рабочих местах). Для 540 человек из их числа по завершении теоретического курса предусмотрена стажировка в целях дальнейшего закрепления на предприятии. Справочная информация о направлениях профессионального обучения работников приведена в приложениях 7 - 7.1 к Программе.
В настоящий момент проведена работа по составлению профессиограмм каждого работника с целью выбора направления профессионального обучения и трудоустройства.
С начала года в отношении работников дочерних обществ будет проводиться комплекс профориентационных мероприятий, сопровождающих процесс перехода и адаптации на новых рабочих местах. Организация профориентационных мероприятий будет включать в себя индивидуальные и групповые консультации с предоставлением рекомендаций человеку о возможных местах его трудоустройства, наиболее соответствующих его профессиональным и индивидуальным особенностям. С целью создания благоприятных предпосылок для будущего перехода работников на новые рабочие места проводится анализ социально-профессиональных данных о работниках. Полученные сведения будут учитываться при отборе предприятий, предлагающих программы по созданию новых рабочих мест. Профориентационные мероприятия отражены в приложении 8 к Программе.
Комплекс мероприятий, направленных на поддержание стабильной ситуации в сфере занятости населения региона, нацелен на то, чтобы уровень безработицы в среднем за год не превысил 2,0%, коэффициент напряженности составил два человека на рабочее место (приложение 9 к Программе).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.