Постановление Правительства Самарской области от 27 октября 2010 г. N 539
"Об утверждении областной целевой программы "Развитие туристско-рекреационного кластера в Самарской области" на 2011 - 2014 годы"
29 сентября, 27 октября 2011 г., 22 февраля, 6 сентября, 6 ноября, 26 декабря 2012 г., 6 сентября 2013 г.
Постановлением Правительства Самарской области от 29 ноября 2013 г. N 699 настоящее постановление признано утратившим силу с 1 января 2014 г.
В целях создания единой системы взаимодействия структурных единиц, входящих в состав туристско-рекреационного кластера в Самарской области, усиления конкурентных преимуществ туристского продукта Самарской области Правительство Самарской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемую областную целевую программу "Развитие туристско-рекреационного кластера в Самарской области" на 2011-2014 годы (далее - Программа).
2. Установить, что расходные обязательства Самарской области, возникающие в результате принятия настоящего постановления, исполняются Самарской областью самостоятельно за счет средств областного бюджета в пределах общего объема бюджетных ассигнований, предусматриваемых в установленном порядке соответствующим главным распорядителям бюджетных средств на реализацию мероприятий Программы в областном бюджете на соответствующий финансовый год.
Постановлением Правительства Самарской области от 6 сентября 2013 г. N 458 пункт 3 настоящего постановления изложен в новой редакции
3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области (Кобенко) и департамент туризма Самарской области (Мальцева).
4. Опубликовать настоящее постановление в средствах массовой информации.
5. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2011 года, за исключением положений, для которых Программой предусмотрен особый порядок вступления в силу.
Губернатор- |
В.В. Артяков |
Областная целевая программа
"Развитие туристско-рекреационного кластера в Самарской области"
на 2011-2014 годы (далее - Программа)
(утв. постановлением Правительства Самарской области от 27 октября 2010 г. N 539)
27 октября 2011 г., 22 февраля, 6 сентября, 6 ноября, 26 декабря 2012 г., 6 сентября 2013 г.
Постановлением Правительства Самарской области от 6 сентября 2013 г. N 458 в паспорт настоящей Программы внесены изменения
Паспорт Программы
НАИМЕНОВАНИЕ ПРОГРАММЫ - областная целевая программа "Развитие туристско-рекреационного кластера в Самарской области" на 2011-2014 годы
ДАТА ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ О РАЗРАБОТКЕ ПРОГРАММЫ - постановление Правительства Самарской области от 01.04.2008 N 76 "Об утверждении Плана действий органов исполнительной власти Самарской области на 2008 год
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЗАКАЗЧИК ПРОГРАММЫ - министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ - целью Программы является развитие туристско-рекреационного кластера в Самарской области, диверсификация и усиление преимуществ туристского продукта Самарской области.
Для достижения поставленной цели необходимо обеспечить решение следующих задач:
управление развитием туристско-рекреационного кластера в Самарской области;
обеспечение маркетинговой стратегии продвижения областного туристского продукта на российском и мировом рынках;
укрепление партнерских взаимоотношений в рамках развития туристско-рекреационного кластера в Самарской области;
развитие материальной базы туристской отрасли и создание благоприятных условий для формирования туристско-рекреационного кластера в Самарской области;
создание условий для развития приоритетных направлений туризма в рамках формирования туристско-рекреационного кластера в Самарской области;
содействие развитию системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов и научного обеспечения туристской деятельности в рамках развития туристско-рекреационного кластера в Самарской области
СРОКИ И ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ сроки реализации Программы: 2011-2014 годы.
Программа реализуется в четыре этапа:
I этап - 2011 год;
II этап - 2012 год;
III этап - 2013 год;
IV этап - 2014 год
ВАЖНЕЙШИЕ ЦЕЛЕВЫЕ ИНДИКАТОРЫ (ПОКАЗАТЕЛИ) ПРОГРАММЫ - объем внутреннего и въездного туристского потока в Самарскую область;
объем налоговых и иных обязательных платежей от сферы туризма в бюджеты всех уровней;
объем услуг, оказанных населению Самарской области в сфере туризма;
количество средств размещения на территории Самарской области;
количество человек, занятых в сфере туризма Самарской области
ОБЪЕМЫ И ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ ПРОГРАММНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ - общий объем финансирования мероприятий Программы за счет средств областного бюджета составляет 202 457,93 тыс. рублей, в том числе:
в 2011 году - 12 913 тыс. рублей, из них 428 тыс. рублей - не использованный на 01.01.2012 остаток средств областного бюджета;
в 2012 году - 84 085,68 тыс. рублей с учетом не использованного на 01.01.2012 остатка средств областного бюджета в размере 428 тыс. рублей;
в 2013 году - 85 132,25 тыс. рублей;
в 2014 году - 20 755 тыс. рублей
ПОКАЗАТЕЛИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ отношение степени достижения целевых индикаторов (показателей) Программы к уровню ее финансирования (расходов) за отчетный год
СИСТЕМА ОРГАНИЗАЦИИ КОНТРОЛЯ ЗА ХОДОМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ управление реализацией Программы осуществляется государственным заказчиком Программы - министерством экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области совместно с департаментом туризма Самарской области. Контроль за ходом реализации Программы осуществляется в соответствии с действующим законодательством, в том числе с учетом Порядка принятия решений о разработке, формирования и реализации областных целевых программ в Самарской области, утвержденного постановлением Правительства Самарской области от 12.12.2007 N 253.
1. Характеристика проблемы,
на решение которой направлена Программа
Сегодня туристский бизнес является динамичной и доходной отраслью с высоким потенциалом роста. Российская Федерация располагает значительным природным и культурно-историческим потенциалом для развития различных видов внутреннего туризма. Однако индустрия гостеприимства в нашей стране продолжает оставаться недостаточно развитой отраслью при возрастающем спросе на ее услуги. Конкуренция со стороны международного туризма вынуждает региональный туристско-рекреационный комплекс искать пути адаптации к новым условиям.
Управление развитием туристской отрасли, в первую очередь, должно базироваться на междисциплинарном подходе к экономике туризма, специфике данного направления. Набор характерных видов деятельности в туризме включает ряд классов отраслей и делает туристскую отрасль сопряженной с различными сферами общественного производства.
В этой связи в реализации государственной политики по развитию рекреационного направления наиболее целесообразным и перспективным методом видится кластерный подход. Туристско-рекреационный кластер (англ. cluster) - сконцентрированная на некоторой территории группа взаимосвязанных компаний: туроператоров, турагентов, организаций сферы размещения, поставщиков туристских услуг; транспортных компаний, объектов инфраструктуры; научно-исследовательских институтов; вузов и других организаций, дополняющих друг друга и усиливающих конкурентные преимущества отдельных компаний и кластера в целом.
Туристско-рекреационный кластер в Самарской области в настоящее время представляет собой систему со средним уровнем экономического развития. Туристская инфраструктура области представлена достаточно широко: свыше 100 гостиниц, более 40 санаториев, 122 базы отдыха, 74 детских оздоровительных лагеря. Наличие в области памятников природы (580 объектов), истории (3636 объектов), религиозных объектов, а также значительных культурно-рекреационных возможностей является хорошей предпосылкой для создания востребованных туристских программ. Потенциальной туристской привлекательностью обладает национальный парк "Самарская Лука" и один из старейших природных заповедников - Жигулевский государственный природный заповедник им. И.И. Спрыгина, - где созданы и функционируют две охраняемые природные зоны с богатым природным и культурно-историческим наследием.
Согласно Стратегии социально-экономического развития Самарской области на период до 2020 года, одобренной постановлением Правительства Самарской области от 09.10.2006 N 129, развитие рекреационно-туристского сервиса является одним из приоритетных направлений устойчивого развития Самарской области как современного развивающегося центра.
С учетом комплексности туристской отрасли для ее эффективного функционирования и стабильного развития необходима регулярная методическая и аналитическая поддержка субъектов отрасли, капитальные вложения в поддержание и улучшение инфраструктуры туризма и государственная централизованная маркетинговая деятельность по продвижению туристского продукта в Самарской области. Наиболее эффективно данные задачи можно реализовать программно-целевым методом.
Анализ факторов, таких как географическое положение, инженерная и транспортная инфраструктура, природные ресурсы и экологические условия, инфраструктура рынка, информационное пространство и иных, выявляет сильные и слабые стороны развития туристского кластера в Самарской области.
Имея выгодное экономическое и географическое положение, Самарская область тем не менее уступает по объему въездного туризма Татарстану, Нижнему Новгороду и таким лидерам российского туризма, как Москва, Санкт-Петербург и города "Золотого кольца России".
Анализируя этот факт, можно сказать, что причиной недостаточного роста въездных туристских потоков является отсутствие четко сформированной системы взаимодействия между вовлеченными в процесс образования туристского предложения отраслями. Внутренний туризм зачастую воспринимается участниками туристского рынка как малоэффективное направление ввиду наличия значительного количества инфраструктурных издержек, повышенной степени риска частных вложений, отсутствия государственных гарантий безопасности деятельности.
Формирование централизованной системы интересно, в первую очередь, государству, так как, реализуя настоящую задачу, оно тем самым усиливает конкурентные преимущества создаваемого туристского продукта, обеспечивает географическую концентрацию компаний и занятость населения, увеличивая туристский въездной поток, и, следовательно, поступления в бюджеты всех уровней.
Неотъемлемыми составляющими туристского кластера являются субъекты туристской деятельности (туроператоры и турагенты), субъекты сферы размещения (гостиницы, мотели, туристские базы, кемпинги, детские лагеря и т.п.), транспортные компании, учебные заведения, осуществляющие подготовку кадров для данного сегмента, объекты туристского показа, культурно-развлекательная и досуговая сферы.
В настоящей Программе нашли отражение меры государственной поддержки, способные обеспечить качественный переход от структуры разрозненных предприятий к четко функционирующему туристско-рекреационному кластеру, действующему на принципах государственно-частного партнерства и вовлечения в туристскую деятельность максимально возможного объема туристских ресурсов региона.
Настоящая Программа в том числе ориентирована на создание благоприятного инвестиционного климата для частных инвесторов и формирование имиджа Самарской области как перспективного туристского направления центральной части Российской Федерации.
Постановлением Правительства Самарской области от 6 сентября 2013 г. N 458 в раздел 2 настоящей Программы внесены изменения
2. Цель и задачи Программы,
сроки и этапы ее реализации
Цель настоящей Программы - развитие туристско-рекреационного кластера в Самарской области, диверсификация и усиление преимуществ туристского продукта Самарской области.
Для достижения поставленной цели необходимо обеспечить решение следующих задач:
управление развитием туристско-рекреационного кластера в Самарской области;
обеспечение маркетинговой стратегии продвижения областного туристского продукта на российском и мировом рынках;
укрепление партнерских взаимоотношений в рамках развития туристско-рекреационного кластера в Самарской области;
развитие материальной базы туристской отрасли и создание благоприятных условий для формирования туристско-рекреационного кластера в Самарской области;
создание условий для развития приоритетных направлений туризма в рамках формирования туристско-рекреационного кластера в Самарской области;
содействие развитию системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов и научного обеспечения туристской деятельности в рамках развития туристско-рекреационного кластера в Самарской области.
Сроки реализации Программы: 2011 - 2014 годы. Программа реализуется в четыре этапа:
I этап - 2011 год;
II этап - 2012 год;
III этап - 2013 год;
IV этап - 2014 год.
Поскольку мероприятия Программы являются переходящими на очередной год в течение всего срока ее реализации, то отдельным этапом реализации Программы считается календарный год.
3. Целевые индикаторы (показатели),
характеризующие ежегодный ход
и итоги реализации Программы
Ожидаемые результаты реализации Программы характеризуются целевыми индикаторами (показателями), представленными в таблице 1. Целевые индикаторы (показатели) Программы характеризуют степень реализации поставленных в Программе задач.
Таблица 1
Целевые индикаторы (показатели) реализации Программы
Наименование целевого индикатора (показателя) |
Единица измерения |
Значение целевых индикаторов (показателей) по годам |
|||||||
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
||
Объем внутреннего и въездного туристского потока в Самарскую область |
тыс. человек |
562,5 |
776,5 |
784,3 |
792,2 |
815,9 |
840,4 |
865,6 |
891,6 |
Объем налоговых и иных обязательных платежей от сферы туризма в бюджеты всех уровней |
млн. рублей |
103 |
126 |
351 |
362 |
372 |
384 |
395 |
407 |
Объем услуг, оказанных населению Самарской области в сфере туризма |
млн. рублей |
2920 |
3070 |
2978 |
3067 |
3159 |
3254 |
3352 |
3452 |
Количество средств размещения на территории Самарской области |
штук |
204 |
263 |
266 |
266 |
268 |
270 |
272 |
274 |
Количество человек, занятых в сфере туризма Самарской области |
человек |
35126 |
34915 |
35055 |
35195 |
35371 |
35548 |
35726 |
35904 |
Введение и расчет показателей, характеризующих ежегодный ход и итоги реализации Программы, осуществляется на основе данных, представленных территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Самарской области и Управлением Федеральной налоговой службы по Самарской области. Объем потоков рассчитывается в соответствии с приказом Федерального агентства по туризму от 18.07.2007 N 69 "Об утверждении Порядка определения внутреннего туристского потока в Российской Федерации и о вкладе туризма в экономику субъектов Российской Федерации".
4. Перечень программных мероприятий
В приложении 1 к настоящей Программе содержится перечень программных мероприятий.
Перечень программных мероприятий состоит из следующих разделов:
Раздел 1. Управление развитием туристско-рекреационного кластера в Самарской области.
В настоящее время отсутствует комплексная и разносторонняя информация о деятельности туристской отрасли в Самарской области, что затрудняет процесс анализа и планирования в отрасли. Прогнозы осуществляются во многом на основе экспертных оценок и статистической информации, не позволяющих оценить ситуацию в целом. Проведенные исследования не только позволят профильным органам исполнительной власти Самарской области выявить основные тенденции, выстроить стратегию дальнейшего развития отрасли и скоординировать процесс реализации стратегии, но и окажут значительное содействие субъектам туристской деятельности в осуществлении адекватного планирования и развития отрасли.
Раздел 2. Обеспечение маркетинговой стратегии продвижения областного туристского продукта на российском и мировом рынках.
В настоящее время у жителей и гостей Самарской области отсутствует восприятие ее как туристского региона, в то время как это имеет непосредственное влияние на востребованность отрасли и ее эффективность. На повышение заинтересованности в изучении культуры, истории, рекреационных возможностей области, мотивации к созданию, реализации и потреблению туристского продукта губернии и направлена маркетинговая стратегия.
Раздел 3. Укрепление партнерских взаимоотношений в рамках развития туристско-рекреационного кластера в Самарской области.
Несмотря на то что Самарская область располагает богатыми туристско-рекреационными ресурсами, формирование конкурентоспособного туристского продукта изолировано от соседних регионов нецелесообразно. Таким образом, с учетом успешного опыта формирования межрегиональных российских и зарубежных туристских продуктов существуют все основания для создания подобного в Приволжском федеральном округе. Проведение совместных межрегиональных и международных проектов является эффективным рычагом увеличения туристского потока в область.
Раздел 4. Развитие материальной базы туристской отрасли и создание благоприятных условий для формирования туристско-рекреационного кластера в Самарской области.
На территории Самарской области расположено большое количество исторических и культурных объектов, являющихся привлекательными с точки зрения развития туризма в области. Однако ряд объектов, имеющих очевидное значение с точки зрения развития внутреннего туризма на территории Самарской области, не имеют необходимой туристской инфраструктуры, транспортной доступности и визуальной привлекательности. Исходя из недостатка туристских центров на территории области, является целесообразным восстановление данных объектов, привлечение внимания к ним и обеспечение необходимой материальной базы для увеличения заинтересованности инвесторов в строительстве туристско-рекреационных комплексов.
Раздел 5. Создание условий для развития приоритетных направлений туризма в рамках формирования туристско-рекреационного кластера в Самарской области.
Рост внутреннего туристского потока сдерживает низкая осведомленность жителей и гостей области о ее привлекательных туристских объектах, а также недостаточное количество организованных туристских продуктов, объединяющих эти объекты. Кроме того, не развиты ключевые приоритетные направления, которые стали бы визитной карточкой области. Реализация мероприятий раздела позволит диверсифицировать туристский продукт области и увеличить ее туристскую привлекательность.
Раздел 6. Содействие развитию системы подготовки, переподготовки, повышения квалификации специалистов и научного обеспечения туристской деятельности в рамках развития туристско-рекреационного кластера в Самарской области.
В настоящее время в области еще не отработана четко действующая многоступенчатая система образования в области туристской индустрии, охватывающая все уровни - от профессиональной ориентации школьников до высшего уровня квалификации. Современная практика подготовки кадров для туристской отрасли основывается в большей мере на традиционном академическом образовании и зачастую не учитывает требования работодателей. Реализация мероприятий раздела позволит создать комфортную и доступную среду для получения и совершенствования профессиональных навыков в сфере туризма.
Мероприятия Программы направлены на закрепление и дальнейшее развитие полученных в предыдущий период результатов и представляют собой меры по государственной поддержке внутреннего и въездного туризма, реализация которых приведет к качественному улучшению показателей функционирования и развития указанной сферы.
Постановлением Правительства Самарской области от 26 декабря 2012 г. N 824 в раздел 5 настоящей Программы внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2013 г.
5. Обоснование ресурсного обеспечения Программы
Использование бюджетных средств является необходимым условием содействия развитию туристско-рекреационного кластера в Самарской области. Запланированные в Программе бюджетные средства направляются на решение первостепенных задач повышения инвестиционной привлекательности Самарской области и создания бренда территории как туристского направления.
Комплекс мер по развитию туристско-рекреационного кластера предполагает ежегодную государственную поддержку ряда направлений, составляющих туристскую отрасль Самарской области.
Основными ресурсами реализации Программы являются финансовые, материально-технические и трудовые.
Источниками финансирования Программы являются средства областного бюджета.
Общий объем финансирования за счет средств областного бюджета,
необходимый для реализации системы программных мероприятий,
составляет 202 457,93 тыс. рублей, в том числе:
12 913 тыс. рублей в 2011 году, из них 428 тыс. рублей - не использованный на 01.01.2012 остаток средств областного бюджета;
84 085,68 тыс. рублей в 2012 году с учетом не использованного на 01.01.2012 остатка средств областного (бюджета в размере 428 тыс. рублей;
85 132,25 тыс. рублей в 2013 году;
20 755 тыс. рублей в 2014 году
Распределение средств областного бюджета на реализацию мероприятий по исполнителям Программы указано в приложении 3 к настоящей Программе.
Мероприятия, указанные в пунктах 1.1, 3.2, 4.1, 5.1, 5.2, 5.4, 6.1, 6.2 приложения 1 к Программе, финансируются в форме бюджетных ассигнований на закупку товаров, работ и услуг для государственных нужд в целях оказания государственных услуг физическим и юридическим лицам.
Мероприятия, указанные в пунктах 2.1 - 2.7, 3.1, 3.3, 5.3, 5.5, 6.3 приложения 1 к Программе, финансируются:
в 2011 году в форме бюджетных ассигнований на закупку товаров, работ и услуг для государственных нужд в целях оказания государственных услуг физическим и юридическим лицам;
в 2012 - 2014 годах в форме субсидий государственным бюджетным учреждениям на цели, не связанные с возмещением нормативных затрат на оказание ими государственных услуг (выполнение работ) физическим и (или) юридическим лицам (за исключением бюджетных инвестиций).
Порядок определения объема и условий предоставления указанных субсидий из областного бюджета устанавливается Правительством Самарской области.
Реализация мероприятий Программы осуществляется на основе государственных контрактов, заключаемых главными распорядителями и получателями бюджетных средств с исполнителями программных мероприятий, определенными в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.
Мероприятия, указанные в пунктах 4.2, 4.3 приложения 1 к Программе, финансируются в форме бюджетных ассигнований на закупку товаров, работ и услуг для государственных нужд в целях осуществления бюджетных инвестиций в объекты государственной собственности Самарской области (за исключением государственных унитарных предприятий). Объекты, созданные в результате реализации данных мероприятий, после завершения реконструкции или строительства подлежат в соответствии с требованиями действующего законодательства оформлению в собственность Самарской области.
Расчеты объема средств на создание туристско-рекреационного комплекса, указанного в пунктах 4.2, 4.3 приложения 1 к Программе, произведены путем составления сметных расчетов стоимости строительства и благоустройства территорий. Данные расчеты составлены в соответствии с Методикой определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации N МДС 81-35.2004 (дата введения 09.03.2004) на основании эскизных проектов, стоимость строительно-монтажных работ определена по сборникам ТЕР-2001 и прочим нормативным документам.
Сметная стоимость мероприятий, направленных на строительство объектов туристской инфраструктуры, будет скорректирована по результатам подготовки и утверждения соответствующих проектов.
На основании предварительных исследований, проведенных из расчета на 20 лет, срок окупаемости проектов туристско-рекреационных комплексов в среднем составит порядка 15 лет.
Бюджетные средства на реализацию с 2011 по 2014 годы проекта туристско-рекреационного комплекса в Самарской области в размере 134535 тысяч рублей будут направлены на проведение проектно-изыскательских и подготовительных работ для создания базовой инфраструктуры комплекса, включая объекты коммунальной и инженерной инфраструктуры, и благоустройство территории с целью дальнейшего привлечения инвестиций в создание объектов туристского показа и средств размещения. Таким образом, создание туристской инфраструктуры в рамках реализации проекта туристско-рекреационного комплекса предполагает привлечение внебюджетных источников.
Совокупность объектов движимого и недвижимого имущества, созданных и приобретенных за счет средств областного бюджета в рамках создания туристско-рекреационного комплекса по пункту 4.3 перечня мероприятий Программы, является собственностью Самарской области. Министерство имущественных отношений Самарской области после включения данных объектов в реестр имущества Самарской области и их регистрации в установленном законом порядке осуществляет передачу указанного движимого и недвижимого имущества, входящего в состав туристско-рекреационного комплекса, в оперативное управление государственному бюджетному учреждению Самарской области "Туристский информационный центр".
Расходы по мероприятиям, указанным в пунктах 4.2, 4.3 приложения 1 к Программе, в части финансирования на 2012 - 2013 годы вводятся в действие отдельным постановлением Правительства Самарской области.
Проект создания туристско-рекреационного комплекса, предусмотренный пунктами 4.2, 4.3 приложения 1 к настоящей Программе, реализуется в том числе в соответствии с концессионными соглашениями.
Постановлением Правительства Самарской области от 6 сентября 2013 г. N 458 в раздел 6 настоящей Программы внесены изменения
6. Механизм реализации Программы
Управление реализацией Программы осуществляет государственный заказчик Программы министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области совместно с департаментом туризма Самарской области.
Исполнителями Программы являются:
абзац третий утратил силу;
См. текст абзаца третьего раздела 6
министерство культуры Самарской области;
министерство строительства Самарской области.
министерство экономического развития, Инвестиций и торговли Самарской области обеспечивает реализацию Программы посредством применения оптимальных методов управления процессом реализации, обеспечивает координацию деятельности органов исполнительной власти Самарской области, органов местного самоуправления, иных организаций, являющихся исполнителями Программы, обеспечивает согласованность действий по целевому и эффективному использованию бюджетных средств, а также осуществляет мониторинг реализации Программы.
Исполнители мероприятий Программы ежегодно до 15 февраля представляют информацию о ходе реализации мероприятий Программы за истекший год в министерство экономического развития, Инвестиций и торговли Самарской области.
абзацы седьмой-девятый утратили силу.
См. текст абзацев седьмого-девятого раздела 6
Министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области ежегодно подготавливает информацию о ходе реализации Программы за отчетный год и осуществляет контроль за ходом реализации Программы в соответствии с действующим законодательством, в том числе с учетом требований Порядка принятия решений о разработке, формирования и реализации областных целевых программ в Самарской области, утвержденного постановлением Правительства Самарской области от 12.12.2007 N 253.
Постановлением Правительства Самарской области от 6 сентября 2013 г. N 458 в раздел 7 настоящей Программы внесены изменения
7. Оценка социально-экономической
эффективности реализации Программы
Основной социально-экономический эффект реализации мероприятий Программы - рост благосостояния населения Самарской области, повышение уровня социальной стабильности и уровня жизни.
Оценка эффективности Программы зависит от достижения запланированных целевых индикаторов (показателей). Выполнение системы намеченных мероприятий приведет к укреплению материальной базы туризма, расширению географии и многообразия туристских маршрутов, позволит существенно усовершенствовать нормативную и организационную базу для осуществления туристской деятельности на территории Самарской области.
Реализация Программы, выполнение ее цели и задач приведет к достижению следующих целевых индикаторов (показателей) Программы:
1. Прирост внутреннего и въездного туристского потока в Самарскую область по сравнению с предыдущим годом составит:
в 2011 году - 23,7 тыс. человек;
в 2012 году - 24,5 тыс. человек;
в 2013 году - 25,2 тыс. человек;
в 2014 году - 26 тыс. человек.
2. Прирост размера налоговых поступлений от сферы туризма в бюджет Самарской области по сравнению с предыдущим годом составит:
в 2011 году - 10 млн. рублей;
в 2012 году - 12 млн. рублей;
в 2013 году - 11 млн. рублей;
в 2014 году - 12 млн. рублей.
3. Прирост объема услуг, оказанных населению Самарской области в сфере туризма по сравнению с предыдущим годом составит:
в 2011 году - 92 млн. рублей;
в 2012 году - 95 млн. рублей;
в 2013 году - 98 млн. рублей;
в 2014 году- 100 млн. рублей.
4. Прирост количества средств размещения на территории Самарской области по сравнению с предыдущим годом составит:
в 2011 году - 2 средства размещения;
в 2012 году - 2 средства размещения;
в 2013 году - 2 средства размещения;
в 2014 году - 2 средства размещения.
5. Прирост количества занятых в сфере туризма Самарской области по сравнению с предыдущим годом составит:
в 2011 году - 176 человек;
в 2012 году - 177 человек;
в 2013 году - 178 человек;
в 2014 году - 178 человек.
Принимая во внимание, что туризм является одной из сфер экономики, способной оказывать стимулирующее влияние на функционирование многих смежных отраслей (торговли, транспорта, связи, производства товаров потребления, строительства и других), реализация настоящей Программы будет содействовать общему оздоровлению экономики области, увеличению поступлений налоговых и других обязательных платежей в бюджеты всех уровней.
Эффективность поэтапной реализации программных мероприятий следует рассматривать в социальном, экономическом и экологическом аспектах.
Основными социальными результатами реализации программных мероприятий являются обеспечение населения Самарской области широким спектром рекреационных услуг и улучшение в связи с этим условий жизни населения, снижение заболеваемости и увеличение продолжительности жизни граждан, повышение обеспеченности сельских жителей различными видами досуговой деятельности, устранение негативного влияния "дикого туризма" на окружающую природную среду.
Экономический эффект от реализации программных мероприятий заключается в увеличении доходов населения, организаций частного бизнеса, бюджетов всех уровней.
Реализация настоящей Программы приведет к:
улучшению состояния платежного баланса в целом, поскольку привлечение туристов означает расширение производства и сбыта продукции местной промышленности;
возрастанию доходов организаций;
созданию новых рабочих мест и возрастанию доходов населения;
росту поступлений от налогов и платежей от туристских организаций.
Экономический эффект от реализации мероприятий Программы возможно рассматривать в двух аспектах.
Во-первых, это эффект от поступлений в бюджет через систему налогов субъектов турбизнеса. Этот эффект увеличивается с ростом потоков туристов, а также с повышением качества обслуживания туристов субъектами турбизнеса, чему способствуют проводимые программные мероприятия.
Во-вторых, это эффект для экономики области, связанный с увеличением объема торговли от прироста туристского потока в результате программных мероприятий.
Таким образом, в результате реализации программных мероприятий к 2015 году по сравнению с 2010 годом суммарный прирост налоговых поступлений в бюджет всех уровней составит 45 млн. рублей, а туристский поток - 99,4 тыс. человек.
Количество человек, занятых в сфере туризма к 2015 году, с учетом сложившейся финансово-экономической ситуации возрастет на 2%.
Определение эффективности реализации Программы осуществляется с помощью методики оценки эффективности реализации Программы ( к настоящей Программе).
Самым важным результатом реализации Программы станет формирование высокоэффективного и конкурентоспособного туристско-рекреационного кластера, обеспечивающего круглогодичное предоставление услуг рекреации для гостей и жителей Самарской области в различных ценовых категориях. Реализация настоящей Программы позволит решить и ряд социально значимых вопросов, существующих на данный момент в Самарской области, что приведет к совершенствованию системы взаимодействия всех организаций, вовлеченных в процесс формирования туристского продукта, создаст новые рабочие места, привлекательные, в первую очередь, для жителей муниципальных районов Самарской области.
В результате реализации Программы будут созданы условия для сохранения и возрождения объектов культурного и природного наследия Самарской области, сформированы новые объекты показа.
Постановлением Правительства Самарской области от 6 сентября 2013 г. N 458 в настоящее приложение внесены изменения
Приложение 1
к областной целевой программе
"Развитие туристско-рекреационного
кластера в Самарской области"
на 2011 - 2014 годы
Перечень мероприятий
областной целевой программы
"Развитие туристско-рекреационного кластера
в Самарской области" на 2011-2014 годы
22 февраля, 6 сентября, 6 ноября, 26 декабря 2012 г., 6 сентября 2013 г.
N п/п |
Наименование мероприятия |
Сроки реализации, годы |
Вводи-мая мощность |
Остаток сметной стоимости на 01.01.2011, тыс. рублей |
Объем финансирования из областного бюджета по годам, тыс. рублей |
Главный распорядитель средств областного бюджета, исполнитель мероприятия |
Балансодержатель |
||||||
2011*** |
2012**** |
2013 |
2014 |
Итого |
|||||||||
1. Управление развитием туристско-рекреационного кластера в Самарской области | |||||||||||||
1.1. |
Проведение маркетинговых исследований состояния туристского рынка Самарской области |
2012 - 2014 |
- |
- |
- |
698,13 |
680,25 |
829 |
2207,38 |
Министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области |
|
||
|
Итого по задаче 1 |
|
- |
- |
- |
698,13 |
680,25 |
829 |
2207,38 |
|
|
||
2. Обеспечение маркетинговой стратегии продвижения областного туристского продукта на российском и мировом рынках | |||||||||||||
2.1. |
Организация и проведение ежегодного конкурса "Туристский бренд Самарской области" |
2012 - 2014 |
- |
- |
- |
727 |
727 |
727 |
2181 |
Министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области |
|
||
2.2. |
Формирование экспозиции Самарской области на выставках, изготовление и модернизация передвижных рекламных блоков и стендов о туристском комплексе Самарской области |
2011 - 2014 |
- |
- |
320 |
327 |
327 |
327 |
1301 |
Министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области |
|
||
2.3. |
Создание региональной системы бронирования объектов размещения Самарской области |
2011 - 2014 |
- |
- |
1500 |
400 |
400 |
400 |
2700 |
Министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области |
|
||
2.4. |
Организация и проведение презентаций туристских возможностей Самарской области в регионах России и за рубежом, в том числе на международных и межрегиональных туристских выставках |
2012 - 2014 |
- |
- |
- |
4397 |
4397 |
4397 |
13191 |
Министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области |
|
||
2.5. |
Организация целевых информационно-рекламных кампаний, направленных на продвижение Самарской области на территории Российской Федерации и за рубежом |
2011 - 2014 |
- |
- |
400 |
1655 |
1497 |
1497 |
5049 |
Министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области |
|
||
2.6. |
Издание на русском и иностранных языках туристско-информационных материалов, в том числе путеводителей, буклетов, карт, цифровых материалов |
2011 - 2014 |
- |
- |
792 |
1716 |
1716 |
1716 |
5940 |
Министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области |
|
||
2.7. |
Разработка и изготовление сувенирной продукции с символикой Самарской области |
2011 - 2014 |
- |
- |
500 |
2078 |
2078 |
2078 |
6734 |
Министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области |
|
||
|
Итого по задаче 2 |
|
|
|
3512 |
11300 |
11142 |
11142 |
37096 |
|
|
||
3. Укрепление партнерских взаимоотношений в рамках развития туристско-рекреационного кластера в Самарской области |
|
||||||||||||
3.1. |
Подготовка и проведение научно-практических |
2012 - 2014 |
- |
- |
- |
299 |
299 |
299 |
897 |
Министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области |
|
||
|
конференций по ключевым проблемам развития туризма, в том числе по проблемам развития сотрудничества в сфере туризма, в рамках Приволжского федерального округа |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
3.2. |
Разработка взаимосвязанных туристских маршрутов по Приволжскому федеральному округу |
2012, 2014 |
- |
- |
- |
298 |
- |
298 |
596 |
Министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области |
|
||
3.3. |
Создание совместных информационных каталогов по туристскому продукту Самарской области в рамках сотрудничества с российскими и зарубежными туроператорами, специализирующимися на путешествиях по России |
2012 - 2014 |
- |
- |
- |
724 |
724 |
724 |
2172 |
Министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области |
|
||
|
Итого по задаче 3 |
|
- |
- |
- |
1321 |
1023 |
1321 |
3665 |
|
|
||
4. Развитие материальной базы туристской отрасли и создание благоприятных условий для формирования туристско-рекреационного кластера в Самарской области | |||||||||||||
4.1. |
Создание презентационного пакета инвестиционных проектов в сфере туризма Самарской области |
2012 - 2014 |
- |
- |
- |
635 |
597 |
788 |
2020 |
Министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области |
|
||
4.2. |
Проектно-изыскательские работы по проектам создания туристско-рекреационных комплексов в муниципальном районе Сызранский* |
2011 |
- |
7505 |
7505 |
|
- |
- |
7505 |
Министерство строительства Самарской области |
ГБУСО "Турист-ск ий информационный цент р" |
||
4.3. |
Реализация проекта создания туристско-рекреационного комплекса "Дворянское гнездо" в с. Заборовка муниципального района Сызранский (1 этап)* |
2012 - 2013 |
2,23 га |
127030 |
- |
63515 |
63515 |
- |
12703 0 |
Министерство строительства Самарской области |
ГБУСО "Туристский информационный центр" |
||
|
Итого по задаче 4 |
|
|
|
7505 |
64150 |
64112 |
788 |
136555 |
|
|
||
5. Создание условий для развития приоритетных направлений туризма в рамках формирования туристско-рекреационного кластера в Самарской области | |||||||||||||
5.1 |
Разработка концепции развития приоритетных направлений туризма на территории Самарской области |
2011 - 2012 |
|
- |
599 |
825 |
|
|
996** |
Министерство культуры Самарской области |
|
||
. |
В том числе неиспользованный остаток |
|
- |
|
428 |
|
- |
- |
|
||||
5.2. |
Формирование и апробация сети туристских маршрутов в Самарской области по приоритетным направлениям |
2012 - 2014 |
- |
- |
- |
1007,72 |
1095 |
1095 |
3197,72 |
Министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области |
|
||
5.3. |
Создание, проведение и поддержка акций, форумов, фестивалей и прочих мероприятий, способствующих развитию приоритетных направлений туризма в Самарской области |
2012 - 2014 |
- |
- |
|
1432 |
576 |
|
2008 |
Министерство культуры Самарской области |
|
||
|
|
1244 |
1820 |
3064 |
Министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области |
|
|||||||
5.4. |
Содействие развитию народных ремесел и сувенирного направления Самарской области |
2012, 2014 |
- |
- |
- |
180 |
- |
360 |
540 |
Министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области |
|
||
5.5. |
Создание экспозиции для реализации проекта "Создание культурно-образовательного и культурно-досугового комплекса "Музей Модерна" |
2011 - 2013 |
- |
- |
350 |
799 |
2000 |
- |
3149 |
Министерство культуры Самарской области |
|
||
|
Итого по задаче 5 |
|
|
|
949 |
4243,72 |
4915 |
3275 |
12954,72** |
|
|
||
В том числе неиспользованный остаток |
|
- |
- |
428 |
|
|
|
|
|||||
6. Содействие развитию системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов и научного обеспечения туристской деятельности в рамках развития туристско-рекреационного кластера в Самарской области | |||||||||||||
6.1. |
Содействие становлению системы профессиональной ориентации школьников и получению ими первичных навыков будущей профессии в сфере туризма |
2012 - 2014 |
- |
- |
- |
282 |
520 |
660 |
1462 |
Министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области |
|
||
6.2. |
Развитие системы подготовки и переподготовки специалистов, необходимых для развития въездного туризма |
2011 - 2014 |
- |
- |
947 |
1492,83 |
1843 |
1843 |
6125,83 |
Министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области |
|
||
6.3. |
Подготовка и проведение научно-практических конференций, форумов, круглых столов по ключевым проблемам развития туризма на территории Самарской области |
2012 - 2014 |
- |
- |
- |
598 |
897 |
897 |
2392 |
Министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области |
|
||
|
Итого по задаче 6 |
|
- |
- |
947 |
2372,83 |
3260 |
3400 |
9979,83 |
|
|
||
|
Итого по Программе |
|
|
|
12913 |
84085,68 |
85132,25 |
20755 |
202457,93** |
|
|
||
|
В том числе неиспользованный остаток |
|
- |
- |
428 |
|
|
|
|
** В случае если по мероприятию Программы имеется неиспользованный остаток, в графе "Итого" указываются значения, рассчитанные по формуле
где V - объем финансирования;
Vn - финансирование мероприятий по годам;
On - неиспользованный остаток по годам.
*** В 2011 году главным распорядителем средств областного бюджета, направленных на реализацию мероприятий, предусмотренных пунктами 2.2, 2.3, 2.5, 2.6, 2.7, 5.1, 6.2 Программы, являлось министерство спорта, туризма и молодежной политики Самарской области.
**** В 2012 году главным распорядителем средств областного бюджета, направленных на реализацию мероприятий, предусмотренных пунктами 1.1, 2.1-2.7, 3.1-3.3, 4.1, 5.2-5.4, 6.1-6.3 Программы, являлось министерство культуры Самарской области.
Постановлением Правительства Самарской области от 6 сентября 2013 г. N 458 в настоящее приложение внесены изменения
Приложение 2
к областной целевой программе
"Развитие туристско-рекреационного
кластера в Самарской области"
на 2011 - 2014 годы
Методика
оценки эффективности реализации
областной целевой программы
"Развитие туристско-рекреационного кластера
в Самарской области"
на 2011 - 2014 годы
6 сентября 2013 г.
Настоящая Методика определяет порядок проведения оценки мероприятий Программы, предусматривающей в том числе строительство и реконструкцию объектов капитального строительства и (или) осуществление иных инвестиций в основной капитал, финансируемых полностью или частично за счет средств областного бюджета, на предмет эффективности использования средств областного бюджета.
Проверка эффективности использования средств областного бюджета, направляемых на капитальные вложения в рамках Программы, осуществляется путем оценки общественной, бюджетной и экономической эффективности мероприятий Программы.
Мероприятия Программы признаются общественно значимыми:
1) в случае их соответствия задачам стратегии социально-экономического развития Самарской области;
2) при наличии следующих положительных социальных эффектов:
повышение уровня занятости населения трудоспособного возраста и уровня средней заработной платы в муниципальных образованиях, на территории которого реализуются мероприятия Программы;
повышение доступности и качества услуг населению в сфере туризма, культуры и спорта;
3) улучшение состояния окружающей среды.
Данные о положительных социальных эффектах выражаются в качественных и количественных показателях, характеризующих величину каждого положительного социального эффекта.
Бюджетная эффективность Программы оценивается по степени влияния результатов ее реализации на доходы и расходы бюджетов всех уровней.
Оценка эффективности реализации Программы осуществляется ежегодно в течение всего срока реализации Программы и по окончании ее реализации.
Эффективность реализации Программы оценивается путем соотнесения степени достижения целевых индикаторов (показателей) Программы с уровнем ее финансирования (расходов). Комплексный показатель эффективности реализации Программы (R) за отчетный год рассчитывается по формуле
Факт
X
1 N n
--- СУММА ------
N n = 1 План
X
n
R = --------------------------- x 100 %,
Факт
F
-------
План
F
где N - количество целевых индикаторов (показателей) Программы;
План
X - плановое значение n-го целевого индикатора (показателя);
n
Факт
X - значение n-го целевого индикатора (показателя) Программы на конец отчетного года;
n
План
F - плановая сумма финансирования по Программе, предусмотренная на реализацию программных мероприятий в отчетном году;
Факт
F - сумма расходов на реализацию мероприятий Программы на конец отчетного года.
Для расчета Комплексного показателя эффективности реализации Программы используются целевые индикаторы (показатели), достижение которых предусмотрено в отчетном году, приведенные в таблице 1 раздела 3 "Целевые индикаторы (показатели), характеризующие ежегодный ход и итоги реализации Программы" Программы.
При значении комплексного показателя эффективности реализации Программы от 80 до 100% и более эффективность реализации Программы признается высокой, при значении менее 80% - низкой.
Постановлением Правительства Самарской области от 6 сентября 2013 г. N 458 в настоящее приложение внесены изменения
Приложение 3
к областной целевой программе
"Развитие туристско-рекреационного
кластера в Самарской области"
на 2011 - 2014 годы
Распределение средств областного бюджета
на реализацию мероприятий областной целевой программы
"Развитие туристско-рекреационного кластера
в Самарской области" на 2011-2014 годы по исполнителям
22 февраля, 6 сентября, 6 ноября, 26 декабря 2012 г., 6 сентября 2013 г.
Исполнитель Программы |
Распределение средств по годам |
||||
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
ВСЕГО |
|
Министерство спорта, туризма и молодежной политики Самарской области |
5058 |
|
|
|
5058** |
В том числе неиспользованный остаток |
428 |
|
|
|
|
Министерство строительства Самарской области |
7505 |
63515 |
63515 |
|
134535 |
Министерство культуры Самарской области с учетом не использованного на 01.01.2012 остатка средств областного бюджета в размере 428 тыс. рублей |
350 |
20570,68 |
2576 |
|
23496,68** |
Министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области |
|
|
19041,25 |
20755 |
39796,25 |
ИТОГО |
12913 |
84085,68 |
85132,25 |
20755 |
202 457,93** |
В том числе неиспользованный остаток |
428 |
|
|
|
|
** В случае если по мероприятию Программы имеется неиспользованный остаток, в графе "Всего" указываются значения, рассчитанные по формуле
где V - объем финансирования;
Vn - финансирование мероприятий по годам;
On - неиспользованный остаток по годам.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Документ устанавливает основной целью программы развития туристско-рекреационного кластера в Самарской области - развитие туристической привлекательности Самарской области, диверсификация и усиление преимуществ туристского продукта Самарской области.
Постановление Правительства Самарской области от 27 октября 2010 г. N 539 "Об утверждении областной целевой программы "Развитие туристско-рекреационного кластера в Самарской области" на 2011 - 2014 годы"
Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2011 г., за исключением положений, для которых Программой предусмотрен особый порядок вступления в силу
Текст постановления опубликован в газете "Волжская коммуна" от 29 октября 2010 г. N 402
Постановлением Правительства Самарской области от 29 ноября 2013 г. N 699 настоящее постановление признано утратившим силу с 1 января 2014 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Самарской области от 6 сентября 2013 г. N 458
Изменения вступают в силу с момента официального опубликования названного постановления
Постановление Правительства Самарской области от 26 декабря 2012 г. N 824
Изменения вступают в силу с 1 января 2013 г.
Постановление Правительства Самарской области от 26 декабря 2012 г. N 824
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного постановления
Постановление Правительства Самарской области от 6 ноября 2012 г. N 619
Изменения вступают в силу с 1 января 2013 г.
Постановлением Правительства Самарской области от 26 декабря 2012 г. N 824 названные изменения отменены
Постановление Правительства Самарской области от 6 сентября 2012 г. N 420
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного постановления
Постановление Правительства Самарской области от 22 февраля 2012 г. N 99
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного постановления
Постановление Правительства Самарской области от 27 октября 2011 г. N 643
Изменения вступают в силу с 1 января 2012 г.
Постановление Правительства Самарской области от 29 сентября 2011 г. N 472
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного постановления