Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
Мэра
городского округа Жигулевск
Самарской области
от 14 октября 2010 г. N 2210
Целевая программа
"Развитие малого и среднего предпринимательства
в городском округе Жигулевск на 2010 - 2012 годы"
20 августа, 18 декабря 2012 г.
Постановлением администрации городского округа Жигулевск Самарской области от 18 декабря 2012 г. N 2597 в паспорт настоящего приложения внесены изменения
Паспорт программы
Наименование программы |
Целевая программа "Развитие малого и среднего предпринимательства в городском округе Жигулевск на 2010 - 2012 годы". |
Заказчик программы |
Администрация городского округа Жигулевск. |
Головной исполнитель программы |
Департамент экономики администрации городского округа Жигулевск. |
Цель программы |
Создание благоприятных условий для развития малого и среднего предпринимательства в городском округе Жигулевск. |
Задачи программы |
- развитие нормативного правового поля в сфере малого и среднего предпринимательства; - развитие инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства как целостной системы; - развитие различных форм имущественной поддержки малого и среднего предпринимательства; - внедрение новых форм финансовой поддержки, расширение доступа к кредитным, трудовым и иным ресурсам, оказание финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства; - развитие системы консалтинговой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства по вопросам эффективного управления, направленного на повышение конкурентоспособности продукции (работ, услуг), и ее продвижение на внутренние и внешние рынки; - подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров для субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций инфраструктуры, развитие и поддержка предпринимательской инициативы. |
Важнейшие целевые индикаторы и показатели программы |
В качестве важнейших целевых индикаторов и показателей выполнения Программы рассматриваются: - количество субъектов малого и среднего предпринимательства на 1000 человек населения городского округа Жигулевск; - оборот малых предприятий; - численность работников, занятых в субъектах малого предпринимательства; - объем поступлений на территории городского округа Жигулевск единого налога на вмененный доход, а также налога на доходы физических лиц, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей. |
Сроки и этапы реализации программы |
2010 - 2012 гг. |
Объемы и источники финансирования |
Общий объем финансирования составляет 11 278 389,44 рублей, в том числе: - в 2010 году - 3 845 400 рублей, из них: - 1 127 000,00 рублей - средства местного бюджета; - 1 141 700,00 рублей - средства областного бюджета; - 1 576 700,00 рублей - средства федерального бюджета. - В 2011 году - 4 338 589,44 рублей, из них: - 1 405 000 рублей - средства местного бюджета; - 1 144 969,51 рублей - средства областного бюджета (в том числе за счет остатков средств 2010 года в размере 8069,51 рублей); - 1 788 619,93 рублей - средства федерального бюджета (в том числе за счет остатков средств 2010 года в размере 11219,93 рублей). - В 2012 году - 3 094 400 рублей, из них: - 879 000 рублей - средства местного бюджета; - 893 457 рублей - средства областного бюджета (в том числе за счет остатков средств 2011 года в размере 90000,00 рублей); -1 321 943 рублей - средства федерального бюджета (в том числе за счет остатков средств 2011 года в размере 354500,00 рублей). |
Ожидаемые результаты реализации программы |
- создание благоприятных условий для развития малого и среднего предпринимательства в городском округе Жигулевск; - увеличение числа субъектов малого и среднего предпринимательства; - увеличение оборота малых и средних предприятий; - увеличение объема поступлений на территории городского округа Жигулевск единого налога на вмененный доход, а также налога на доходы физических лиц, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей. |
Показатели социально-экономической эффективности реализации программы |
Комплексный показатель эффективности реализации Программы оценивается путем соотнесения степени достижения основных целевых показателей (индикаторов) Программы с уровнем ее финансирования с начала реализации. |
Система организации контроля за ходом реализации программы |
Отдел развития предпринимательства департамента экономики администрации городского округа Жигулевск несет ответственность за результаты реализации программы, осуществляет контроль за ходом реализации мероприятий программы, анализирует ход выполнения мероприятий, оценивает уровень работы исполнителей и обеспечивает целевое использование выделяемых финансовых средств. Контроль целевого использования средств, выделенных на реализацию программы, осуществляет администрация городского округа Жигулевск в лице Финансового управления. Общее руководство и контроль за ходом реализации программы осуществляет департамент экономики администрации городского округа Жигулевск. |
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости
ее решения программно-целевым методом
Развитие предпринимательства является одним из направлений стратегии социально-экономического развития городского округа Жигулевск на период до 2020 года.
Малое и среднее предпринимательство несет в себе потенциал экономического роста, и уровень его развития напрямую влияет на экономический прогресс и социальную стабильность городского округа Жигулевск, на устойчивость экономики городского округа Жигулевск к циклическим и общемировым кризисам.
Малое предпринимательство как субъект экономики существует в России более 10 лет и продолжает оставаться неотъемлемым элементом современной рыночной схемы хозяйства, без которого экономика и общество в целом не могут нормально существовать и развиваться. Независимые предприниматели представляют собой наиболее многочисленный слой частных собственников и в силу своей массовости играют значительную роль в социально-экономической жизни. В пользу малого и среднего бизнеса говорит то, что он в основном ориентируется на местные источники сырья и рынки сбыта продукции и услуг, он более мобилен. Но достигнутый к настоящему времени уровень развития малого и среднего предпринимательства недостаточен для быстрого создания новых рабочих мест, оживления спроса-предложения на местных рынках, появления самостоятельных источников дохода за счет экономически активной части населения.
Деятельность субъектов малого и среднего предпринимательства во многом зависит от действий органов власти всех уровней. Необходимы специальные меры государственной и муниципальной поддержки предпринимательства.
В городском округе Жигулевск по данным за 2009 год насчитывается 2919 субъектов малого и среднего предпринимательства: 4 средних предприятия, 799 малых предприятий и 2120 предпринимателей без образования юридического лица. Среднесписочная численность занятых на малых предприятиях составила 5740 человек. Объем оборота малых предприятий по итогам 2009 года составил 3045 млн рублей.
Общепризнанным показателем развития сектора малого и среднего бизнеса городского округа Жигулевск является количество субъектов малого и среднего предпринимательства на 1000 жителей. Этот показатель на территории городского округа Жигулевск равен 39.
Несмотря на то, что потенциал малого и среднего предпринимательства в городском округе Жигулевск оценивается как положительный, существует ряд проблем, сдерживающих интенсивное развитие:
- ограниченность доступа субъектов малого предпринимательства к информации о наличии ресурсов, в том числе излишков производственных площадей и технологического оборудования крупных предприятий, которые могут быть вовлечены в рыночный оборот малыми предприятиями;
- неэффективная нормативно-правовая база по вопросам предпринимательства;
- отсутствие комплексного сопровождения начинающих предпринимателей, позволяющего, с одной стороны, получить свободный доступ к ресурсам, а с другой, - получить базовые знания и застраховать себя от ошибок;
- недостаточная развитость рынка финансовых услуг, отсутствие эффективных механизмов предоставления гарантий возврата займов;
- низкий уровень подготовки руководителей малого предпринимательства и индивидуальных предпринимателей в вопросах правового, финансового, налогового законодательства;
- слабое использование субъектов малого предпринимательства в качестве рычага решения социальных проблем и, в первую очередь, занятости населения.
Для решения вышеперечисленных проблем на городском уровне разработана настоящая программа.
Целевая программа "Развитие малого и среднего предпринимательства в городском округе Жигулевск на 2010-2012 годы" (далее - Программа) определяет задачи и направления деятельности органов местного самоуправления городского округа Жигулевск в области развития предпринимательства как одной из основ экономического роста городского округа Жигулевск.
Программа разработана на основе анализа состояния малого предпринимательства в городском округе Жигулевск с учетом результатов выполнения предыдущих программ поддержки предпринимательства и малого бизнеса.
Настоящая Программа включает комплекс мероприятий, осуществление которых предусматривается на уровне городского округа при сотрудничестве с Министерством экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области, а также с некоммерческими организациями, зарубежными партнерами, работающими в сфере поддержки и развития малого бизнеса.
Учитывая характер поставленных проблем, целью Программы является обеспечение условий для развития малого бизнеса путем повышения качества и эффективности мер его государственной поддержки.
Отбор этих проблем для программной разработки и их решения на городском уровне определяется необходимостью обеспечения устойчивого развития городского округа Жигулевск и наличием достаточно эффективных механизмов для решения этих проблем в рамках Программы, в том числе апробированных в рамках предыдущих целевых программ.
Программно-целевой подход необходим для того, чтобы сконцентрировать в рамках Программы имеющиеся государственные ресурсы и частные инвестиции на решение ключевых проблем, обеспечить сбалансированность и последовательность решения стоящих задач, а также осуществлять координацию усилий всех субъектов, действующих в сфере поддержки и развития малого и среднего предпринимательства, и контролировать ход реализации поставленных задач. Программно-целевой метод управления обеспечивает максимальную результативность использования ресурсов, привлекаемых на цели развития и поддержки предпринимательства.
Использование программно-целевого метода управления для решения задач развития и государственной поддержки малого и среднего предпринимательства обеспечивает активное воздействие на всю предпринимательскую среду посредством целевых установок и взаимосвязанного использования различных экономических, правовых и иных механизмов. Это позволит администрации городского округа сосредоточить усилия на достижении приоритетных целей социально-экономического развития городского округа.
Программа отвечает стратегическим планам развития предпринимательства, обозначенным в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации в 2008 году, разработана в соответствии с положениями Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", Постановлением Правительства Самарской области от 21.05.2009 N 239 "О предоставлении в 2009-2012 годах субсидий из областного бюджета местным бюджетам в целях софинансирования расходных обязательств муниципальных образований Самарской области по реализации мероприятий муниципальных программ развития малого и среднего предпринимательства, за исключением мероприятий по формированию инфраструктуры поддержки субъектов малого предпринимательства (бизнес-инкубаторов)".
2. Цель, задачи, сроки и этапы реализации Программы.
Целевые показатели реализации Программы
Целью Программы является обеспечение благоприятных условий для развития и повышения конкурентоспособности малого и среднего предпринимательства на территории городского округа Жигулевск.
Цель Программы отражает участие органа местного самоуправления в становлении малого и среднего предпринимательства как значимого сектора экономики городского округа Жигулевск. Достижение цели позволит повысить роль малого и среднего предпринимательства в социально-экономическом развитии городского округа Жигулевск.
Для достижения поставленной цели Программы, а также исходя из объективных потребностей малого и среднего предпринимательства городского округа Жигулевск, необходимо решить ряд взаимосвязанных задач:
развитие нормативного правового поля в сфере малого и среднего предпринимательства;
развитие инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства как целостной системы;
развитие различных форм имущественной поддержки малого и среднего предпринимательства;
внедрение новых форм финансовой поддержки, расширение доступа к кредитным, трудовым и иным ресурсам, оказание финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства (далее - СМСП);
развитие системы консалтинговой поддержки СМСП по вопросам эффективного управления, направленного на повышение конкурентоспособности продукции (работ, услуг) и ее продвижение на внутренние и внешние рынки;
подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров для СМСП и организаций инфраструктуры, развитие и поддержка предпринимательской инициативы.
Сроки реализации Программы: 2010-2012 годы. Программа реализуется в один этап.
Целевые показатели, используемые в рамках реализации Программы, отражают развитие исключительно субъектов малого предпринимательства. Данные о состоянии и уровне развития среднего предпринимательства в Российской Федерации, в том числе в Самарской области и в городском округе Жигулевск, в настоящее время отсутствуют. Статистические наблюдения за деятельностью субъектов среднего предпринимательства будут осуществляться путем проведения сплошных статистических наблюдений за деятельностью субъектов среднего предпринимательства и выборочных статистических наблюдений на основе представительной (репрезентативной) выборки начиная с 1 января 2010 года.
Целевые показатели реализации мероприятий Программы
N |
Показатели |
Единица измерения |
Значение индикатора на конец года |
|||
2009 базовый период |
2010 |
2011 |
2012 |
|||
1. |
Количество предприятий: - малых; - средних. |
единиц |
665 4 |
799 4 |
918 4 |
1010 4 |
2. |
Количество предпринимателей без образования юридического лица. |
человек |
1930 |
2120 |
2269 |
2501 |
3. |
Всего субъектов МСП. |
единиц |
|
|
|
|
4. |
Оборот малых предприятий. |
млн руб. |
3560 |
4038 |
3560 |
4038 |
5. |
Численность работников, занятых на малых предприятиях. |
человек |
4076 |
5740 |
6413 |
6945 |
6. |
Численность работников, занятых у предпринимателей без образования юридического лица. |
человек |
702 |
807 |
901 |
1025 |
7. |
Поступление единого налога на вмененный доход. |
тыс. руб. |
14133 |
15022 |
15900 |
16615 |
8. |
Поступление налога на доходы физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью. |
тыс. руб. |
654 |
685 |
710 |
745 |
3. Перечень программных мероприятий
В рамках Программы, исходя из цели и поставленных задач, предусмотрена реализация комплекса программных мероприятий. Важным принципом формирования перечня программных мероприятий является преемственность в отношении предыдущих городских целевых программ.
Поддержка осуществляется в отношении субъектов малого предпринимательства в рамках реализации мероприятий Программы в следующих приоритетных сферах деятельности, утвержденных Постановлением мэра городского округа Жигулевск N 181 от 11.02.2008 "Об утверждении приоритетных направлений развития малого предпринимательства в городском округе Жигулевск":
- все виды производств;
- перерабатывающая промышленность;
- инновационная сфера, внедрение новых технологий и изобретений;
- строительство и стройиндустрия;
- реставрация, капитальный ремонт объектов жилого фонда;
- сбор, вывоз, утилизация отходов;
- оказание коммунальных услуг и благоустройство территории;
- бытовые услуги населению;
- здравоохранение и социальные услуги;
- развитие сферы туризма и отдыха.
Достижение цели и решение задач Программы осуществляются путем скоординированного выполнения мероприятий Программы.
Перечень программных мероприятий представлен в приложении к целевой программе и включает в себя следующие разделы.
3.1. Развитие нормативного правового поля в сфере
малого и среднего предпринимательства
Программой предусмотрено совершенствование нормативного правового поля и правового обеспечения предпринимательской деятельности в целях реализации государственной политики в сфере малого и среднего предпринимательства, предусматривающей в том числе выработку предложений по совершенствованию налогового законодательства, а именно:
подготовку проектов законодательных и иных нормативных правовых актов, направленных на развитие инфраструктуры поддержки предпринимательства;
подготовку проектов законодательных и иных нормативных правовых актов в целях совершенствования рыночных механизмов, правового обеспечения деятельности СМСП и направленных на развитие СМСП в городском округе Жигулевск.
Реализация мероприятий данного раздела осуществляется в рамках текущей деятельности департамента экономики администрации городского округа Жигулевск и не учитывается при определении объема средств, необходимого для реализации мероприятий Программы.
3.2. Развитие инфраструктуры поддержки
малого и среднего предпринимательства
Инфраструктура поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства на территории городского округа Жигулевск представлена государственными и негосударственными организациями.
Основными составляющими инфраструктуры являются:
- Департамент экономики администрации городского округа Жигулевск;
- Фонд микрофинансирования и информационной поддержки малого и среднего предпринимательства на территории городского округа Жигулевск;
- ГУ "Центр занятости населения городского округа Жигулевск";
- представительство Торгово-промышленной палаты Самарской области в г. Жигулевск;
- Жигулевское отделение Ассоциации предпринимателей Самарской области "Взаимодействие";
- другие некоммерческие объединения предпринимателей.
В рамках решения данной задачи предусмотрено дальнейшее развитие действующей инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства на территории городского округа Жигулевск, а также создание новых элементов инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства.
Одним из элементов этой инфраструктуры стал Фонд микрофинансирования и информационной поддержки малого и среднего предпринимательства на территории городского округа Жигулевск, обслуживающий интересы субъектов малого и среднего предпринимательства городского округа Жигулевск.
Целью деятельности городского центра поддержки предпринимательства является предоставление микрофинансовой поддержки, оказание информационной поддержки предприятиям различного профиля, обеспечение комплексности предоставляемых предпринимателям услуг, повышение уровня профессионализма персонала, работающего в этих организациях.
При этом важность создания городского Фонда микрофинансирования и информационной поддержки предпринимательства обусловлена тем, что для стимулирования развития малого и среднего предпринимательства необходимо помочь ему на первоначальном этапе становления, когда предприниматель в большем объеме сталкивается с трудностями, которые выпадают именно на долю начинающих, "стартовых" предприятий.
Фонд будет оказывать финансовую, информационную, юридическую, методическую помощь предпринимателям городского округа Жигулевск по вопросам ведения бизнеса, лицензирования, страхования, регистрации и другим.
Мероприятия данного раздела Программы финансируются в форме бюджетных ассигнований на закупку товаров, работ и услуг в целях оказания муниципальных услуг физическим и юридическим лицам.
3.3. Имущественная поддержка
малого и среднего предпринимательства
Оказание имущественной поддержки СМСП и организациям, образующим инфраструктуру поддержки малого и среднего предпринимательства, в соответствии с Федеральным законом "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" осуществляется органами местного самоуправления городского округа Жигулевск в виде передачи во владение и (или) пользование на безвозмездной основе или на льготных условиях муниципального имущества городского округа Жигулевск, включенного в утвержденный в установленном порядке перечень муниципального имущества городского округа Жигулевск, предназначенного для передачи во владение и (или) пользование СМСП и организациям, образующим инфраструктуру поддержки малого и среднего предпринимательства (далее - Перечень). При этом указанное имущество должно использоваться по целевому назначению.
Передача во владение и (или) пользование муниципального имущества на безвозмездной основе или на льготных условиях осуществляется в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
В принятии решений о передаче прав владения и (или) пользования муниципальным недвижимым имуществом, предназначенным для передачи во владение и (или) пользование СМСП и организациям, образующим инфраструктуру поддержки малого и среднего предпринимательства, предусматривается участие координационных или совещательных органов в области развития малого и среднего предпринимательства.
Муниципальное имущество, включенное в Перечень, должно предоставляться в аренду только СМСП. Решения об исключении имущества из Перечня должны приниматься с обязательным участием координационных и совещательных органов в области развития малого и среднего предпринимательства.
Важное значение имеет обеспечение свободного доступа СМСП к информации о свободных зданиях и помещениях муниципальной собственности, предлагаемых к сдаче в аренду СМСП, об объектах, не завершенных строительством, предлагаемых к продаже, с обязательным размещением вышеуказанной информации в сети Интернет.
Реализация мероприятий данного раздела осуществляется в рамках текущей деятельности администрации городского округа Жигулевск и не учитывается при определении объема средств, необходимого для реализации мероприятий Программы.
3.4. Правовая, информационная и аналитическая поддержка СМСП
Недостаточность информационного обеспечения выделяется предпринимателями как одна из основных проблем. Субъекты малого и среднего предпринимательства испытывают информационный голод по широкому кругу вопросов (новые технологии, оборудование, потенциальные инвесторы, юридические аспекты ведения бизнеса и т.д.).
Правовая, информационная и аналитическая поддержка СМСП осуществляется через проведение следующих мероприятий:
мониторинг, оценка результатов действия механизмов государственного регулирования;
организация и проведение социологических и аналитических исследований на территории городского округа Жигулевск;
оказание информационной, консультационной и юридической поддержки СМСП;
организация и проведение семинаров, конференци
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.