Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 2
к постановлению
Мэра
городского округа Жигулевск
Самарской области
от 12 сентября 2011 г. N 105 нпа
Методические рекомендации по разработке
ведомственных целевых программ
1. Методические рекомендации определяют порядок разработки, утверждения и реализации ведомственных целевых программ, направленных на осуществление субъектами бюджетного планирования муниципальной политики в установленных сферах деятельности, обеспечение достижения целей и задач социально-экономического развития, повышения результативности расходов бюджета.
2. При формировании ведомственных целевых программ предъявляются следующие требования:
- четкая формулировка цели программы, соответствующей приоритетам муниципальной политики, полномочиям и сферам ответственности органов муниципальной власти;
- описание поддающихся количественной оценке ожидаемых результатов реализации программы, включая как непосредственные результаты (предоставление услуг определенного качества и объема), так и конечные результаты (эффект от предоставленных услуг для их получателей);
- наличие системы индикаторов и показателей для измерения результатов реализации программы и значений каждого индикатора и показателя, необходимых и достаточных для предварительной (на этапе подготовки), текущей (на этапе реализации) и завершающей (после завершения программы или ее этапа) оценки программы;
- обоснование потребностей в ресурсах для достижения цели и результатов программы, оценки внешних условий и рисков для реализации программы;
- определение системы управления реализацией программы, разграничения полномочий и ответственности различных единиц управления.
Одним из основных требований, предъявляемых при разработке ведомственных целевых программ, является требование о том, что программа должна относиться лишь к одной тактической задаче главного распорядителя средств бюджета городского округа и реализуется одним главным распорядителем средств местного бюджета. Мероприятия целевых программ не могут дублировать мероприятия других целевых программ.
3. Паспорт ведомственной целевой программы заполняется в соответствии с формой, прилагаемой к Порядку разработки, утверждения и реализации ведомственных целевых программ городского округа Жигулевск.
При формировании паспорта ведомственной целевой программы рекомендуется в графе "Объемы финансирования мероприятий, определенных ведомственной целевой программой" необходимо отразить объем финансирования на весь срок реализации целевой программы, а также источники финансирования программы - Бюджет городского округа Жигулевск.
4. Раздел 1. Характеристика проблемы (задачи), решение которой осуществляется путем реализации ведомственной целевой программы, включая анализ причин ее возникновения, целесообразность и необходимость ее решения на ведомственном уровне программным методом. Раздел должен содержать:
- развернутую постановку проблемы (задачи), количественную оценку проблемы (задачи), анализ причин ее возникновения;
- оценку соответствия проблемы (задачи) стратегическим целям субъекта бюджетного планирования и задачам главного распорядителя средств бюджета городского округа;
- обоснование целесообразности и необходимости решения проблемы (задачи) на ведомственном уровне.
Программа должна быть направлена на решение одной конкретной проблемы (задачи).
5. Раздел 2. Основные цели, задачи, этапы и сроки реализации ведомственной целевой программы.
В разделе программы необходимо дать характеристику цели и задачи программы, указать стратегическую цель и задачи субъекта бюджетного планирования и главного распорядителя средств бюджета городского округа, на решение которых направлена программа.
Совокупность задач программы должна в полной мере способствовать достижению цели программы, т.е. быть достаточной для ее достижения. Оптимальным вариантом при формировании программы является наличие одной цели и нескольких задач.
Формулировка цели и задач программы должна быть краткой и ясной, отражать решение проблемы в установленные программой сроки, т.е. конечный результат реализации программы. При этом она не должна содержать:
- специальных терминов, затрудняющих ее понимание лицами, не обладающими профессиональными знаниями в сфере деятельности, связанной с реализацией данной цели;
- терминов и выражений, которые допускают произвольное или неоднозначное толкование;
- указаний на иные цели, задачи, эффекты или результаты, которые являются следствиями достижения самой стратегической цели субъекта бюджетного планирования;
- описания путей, средств и методов достижения цели.
Требования, предъявляемые к целям и задачам программы:
- соответствие полномочиям главного распорядителя средств бюджета городского округа, закрепленным в нормативных правовых актах и иных официальных документах, определяющих основные задачи и принципы муниципальной политики в сфере компетенции главного распорядителя средств бюджета городского округа;
- достижимость (цели и задачи должны быть потенциально достижимы в установленные сроки реализации программы);
- измеримость (должна существовать возможность проверки достижения целей и задач программы);
- привязка к временному графику (должен быть установлен срок достижения цели).
На рисунке N 1 представлена схема взаимосвязи целей и задач целевой программы.
Рис. N 1 Взаимосвязь целей задач целевой программы
(Рисунок не приводится)
6. Раздел 3. Ожидаемые результаты реализации ведомственной целевой программы и целевые индикаторы - измеряемые количественные показатели решения поставленных задач и хода реализации ведомственной целевой программы по годам.
В разделе описываются значения целевых индикаторов и показателей цели, задач и мероприятий программы для каждого этапа реализации программы и методики расчета целевых индикаторов программы.
При разработке системы целевых индикаторов рекомендуется руководствоваться следующими принципами:
- минимизация количества планируемых (отчетных) индикаторов при сохранении полноты информации и своевременности ее предоставления;
- индикатор цели программы должен отражать конечный результат деятельности, а именно конечный результат деятельности главного распорядителя средств бюджета городского округа характеризует эффект для внешних потребителей от муниципальных услуг, оказанных главным распорядителем средств бюджета городского округа и подведомственными ему распорядителями и получателями бюджетных средств;
- индикатор задач программы должен отражать непосредственный результат деятельности, т.е. непосредственный результат деятельности характеризует объем и качество государственных услуг, оказанных главным распорядителем бюджетных средств и подведомственными ему распорядителями и получателями бюджетных средств внешним потребителям;
- индикаторы мероприятий программы должны иметь количественную оценку.
Используемые индикаторы должны в максимально возможной степени соответствовать следующим требованиям:
- адекватность: индикатор должен очевидным образом характеризовать прогресс в достижении цели программы или реализации мероприятия;
- точность: погрешности измерения не должны приводить к искаженному представлению о результатах деятельности главного распорядителя средств бюджета городского округа Жигулевск;
- объективность: не допускается использование индикаторов, улучшение отчетных значений которых возможно при ухудшении реального положения дел, используемые индикаторы должны в наименьшей степени создавать стимулы к искажению результатов их деятельности;
- достоверность: способ сбора и обработки исходной информации должен допускать возможность проверки точности полученных данных в процессе независимого мониторинга и оценки программы;
- однозначность: определение индикатора должно обеспечивать одинаковое понимание существа измеряемой характеристики как специалистами, так и конечными потребителями услуг, включая индивидуальных потребителей, для чего следует избегать излишне сложных индикаторов;
- экономичность: получение отчетных данных должно производиться с минимально возможными затратами, применяемые индикаторы должны в максимальной степени основываться на уже существующих программах сбора информации;
- сопоставимость: выбор индикаторов следует осуществлять исходя из необходимости непрерывного накопления данных и обеспечения их сопоставимости за отдельные периоды с индикаторами, используемыми для оценки прогресса в решении сходных (смежных) задач, а также с индикаторами, используемыми в международной практике.
Таблица N 1 - пример оформления информации о значениях целевых индикаторов по годам, где n - текущий год.
Таблица N 1
Целевые индикаторы (показатели), характеризующие ежегодный ход и итоги
реализации программы
N п/п |
Наименование целевого индикатора, показателя |
Единица измерения |
Базовый уровень (n -1) |
Значение целевого индикатора (показателя) на конец года |
||
n |
n + 1 |
n +_ |
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
7. Раздел 4. Перечень программных мероприятий с указанием сроков их реализации, объемов финансирования, исполнителей.
Раздел должен содержать перечень мероприятий, которые предлагается реализовать для достижения поставленных целей и решения задач программы, а также информацию о необходимых для реализации каждого мероприятия ресурсах (с указанием источников финансирования и направлений расходования) и сроках реализации мероприятий программы.
Формулировка мероприятий программы должна быть краткой и ясной. Программные мероприятия должны быть увязаны по срокам и ресурсам, иметь конечный результат и обеспечивать достижение целей и решение соответствующих задач программы.
Наименование мероприятия может быть сформулировано в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, утвержденного Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии от 06 ноября 2001 года N 454-ст. (пример: строительство гидротехнических сооружений (код - 45.24.2), производство дноуглубительных и берегоукрепительных работ (код - 45.24.3)).
При описании мероприятий программы в разделе отражаются:
- краткое описание каждого мероприятия с расшифровкой составных элементов мероприятия (пример: работы, выполняемые в рамках мероприятия, перечень приобретаемого оборудования, необходимого для реализации мероприятия, тематика НИОКР и т.д.), с указанием нормативных правовых актов и иных официальных документов, регламентирующих данные мероприятия;
- сроки реализации мероприятия программы;
- источники финансирования;
- направления расходования средств - текущая деятельность, НИОКР, расходы инвестиционного характера, субсидии и субвенции.
Таблица N 2 - пример оформления информации о мероприятиях целевой программы, где n - текущий год.
Таблица N 2
Перечень программных мероприятий с указанием сроков
их реализации, объем финансирования, исполнителей
N п/ п |
Наименование мероприятия |
Источники финансирования |
Общий объем финансирования, тыс.руб. |
Исполнитель мероприятия |
|||
Всего |
в том числе по годам |
||||||
n |
n +1 |
n +_ |
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Итого: |
|
|
|
|
|
8. Раздел 5. Описание социальных, экономических и экологических последствий реализации ведомственной целевой программы, планируемая общая оценка вклада ведомственной целевой программы в достижение стратегической цели, оценка рисков ее реализации.
Раздел должен содержать описание социальных, экономических и экологических последствий, которые могут возникнуть при реализации программы, оценку стоимости возможных экологических изменений, общую оценку вклада целевой программы ведомства в достижение стратегических целей субъекта бюджетного планирования, а также перечень внешних факторов, которые могут влиять на реализацию программы.
В рамках текущего раздела необходимо определить степень важности результатов программы для достижения стратегической цели субъекта бюджетного планирования и тактической задачи главного распорядителя средств бюджета городского округа.
В части оценки риска реализации программы следует провести анализ влияния внешних факторов на отклонения значений показателей мероприятий программы.
Необходимо охарактеризовать внешние факторы, не поддающиеся контролю со стороны главного распорядителя средств бюджета городского округа, реализующего программу, и влияющие на результат выполнения мероприятий, а следовательно, на достижение индикаторов целей программы, их возможные значения, а также степень влияния факторов на показатель мероприятия.
Определение степени влияния факторов на значение показателя мероприятия программы, возможных значений факторов позволит определить возможную потребность в дополнительных средствах на реализацию мероприятия и дополнительном времени, необходимых для достижения планового значения показателя мероприятия программы или, напротив, сэкономленный объем средств и время.
Кроме того, в разделе отражаются рекомендации относительно воздействия на внешние факторы в целях снижения их возможного негативного влияния на результаты реализации мероприятий программы.
9. Раздел 6. Методика оценки эффективности целевой программы.
В разделе описываются методики оценки эффективности целевой программы ведомства.
Для проведения оценки эффективности реализации программных мероприятий конкретного ведомства могут быть использованы методики оценки эффективности, разработанные с учетом специфики соответствующей отрасли.
Методика оценки эффективности программы основывается на данных о динамике плановых и фактически достигнутых показателей деятельности, а также затрат в разрезе мероприятий программы. При этом осуществляется факторный анализ причин отклонений фактически достигнутых показателей от плановых.
Для выявления степени достижения запланированных результатов и намеченных целей фактически произведенные затраты сопоставляются с их плановыми значениями, с формированием абсолютных и относительных отклонений.
Для выявления степени достижения запланированного уровня затрат фактически достигнутые результаты сопоставляются с их плановыми значениями, с формированием абсолютных и относительных отклонений.
По капитальным затратам оцениваются объемы ввода в действие основных фондов на "вложенный рубль" и сокращение объемов незавершенного строительства.
Для выявления показателей экономической эффективности осуществляется сопоставление показателей экономической эффективности на плановый период с показателями прошлых лет.
По каждому направлению в случае существенных различий (как положительных, так и отрицательных) данных между плановыми и фактическими значениями показателей а также показателями разных лет, проводится анализ факторов, повлиявший на данное расхождение. Для каждой группы факторов, внутренних и внешних, оценивается их влияние на отклонение показателя от плановых (прогнозируемых) значений.
По результатам факторного анализа обосновывается изменение целей, тактических задач, целевых индикаторов и показателей (относительно индикаторов и показателей прошлых лет, либо намеченных в прошлых бюджетных циклах), состава индикаторов и показателей, а также изменение расходов по сравнению с предыдущими периодами.
При описании методик оценки эффективности программы необходимо отразить:
- наименование показателей оценки эффективности;
- единицу измерения показателей;
- алгоритм формирования показателей (при описании формулы или алгоритма использовать буквенные обозначения базовых показателей);
- наименование, определение и значения базовых показателей;
- источники данных для расчета показателей;
- указание органа (подразделения органа или организации), ответственного за сбор данных для оценки эффективности программы;
- периодичность расчета показателей;
- сроки и порядок представления показателей ответственному за реализацию программы.
Методики оценки эффективности программы могут быть отражены в тексте раздела программы или вынесены в дополнительные приложения.
Оценка эффективности расходования бюджетных средств осуществляется по годам или этапам.
Эффективность расходования бюджетных средств является одной из характеристик эффективности реализации программных мероприятий и является мерой соотношения полученных результатов и средств, направленных на реализацию программы. Показатели, характеризующие эффективность программных мероприятий рассчитываются по формуле 1.
(1)
где:
- затраты на выполнение пункта мероприятий Программы за отчетный период;
- значение индикатора (показателя) на начало отчетного периода;
- значение индикатора (показателя) на конец отчетного периода.
Таблица N 3 - пример оформления результатов расчета показателей эффективности программы.
Таблица N 3
Показатели эффективности реализации Программы
N |
Наименование показателя |
Единица измерения |
Значение показателя |
||
n год |
n +1 год |
n +_ год |
|||
T1 |
|
|
|
|
|
Оценка эффективности реализации Программы осуществляется путем установления степени достижения ожидаемых результатов, а также сравнения текущих значений показателей (индикаторов) с их целевыми значениями.
Оценка эффективности реализации Программы осуществляется ежегодно в течение всего срока реализации Программы и в целом по окончании ее реализации.
Эффективность реализации Программы с учетом финансирования оценивается путем соотнесения степени достижения основных целевых показателей (индикаторов) Программы к уровню ее финансирования с начала реализации.
Комплексный показатель эффективности рассчитывается по формуле 2.
(2)
где^
N - общее число целевых показателей (индикаторов);
- плановое значение n-го целевого показателя (индикатора);
- текущее значение n-го целевого показателя (индикатора);
- плановая сумма финансирования по Программе;
- сумма финансирования (расходов) на текущую дату.
Для расчета комплексного показателя эффективности R используются все целевые показатели (индикаторы), приведенные в разделе или приложении к Программе.
При значении комплексного показателя эффективности R от 80 и более эффективность реализации Программы признается высокой, при значении менее 80% - низкой.
10. Раздел 7. Обоснование потребности в ресурсах для достижения целей и результатов целевой программы ведомства
Раздел должен содержать обоснование ресурсного обеспечения, необходимого для реализации программы.
Материалы по обоснованию потребности в ресурсах для реализации программы могут быть представлены в тексте программы или вынесены в дополнительные приложения.
Рекомендуется при формировании материала по обоснованию потребности в ресурсах для достижения целей и результатов программы отражать:
- обоснование потребности в ресурсах по каждому мероприятию программы с расшифровками по подстатьям экономической классификации расходов бюджетов - источники финансирования программы;
- направления расходования средств - текущая деятельность, НИОКР, расходы инвестиционного характера, субсидии и субвенции.
11. Раздел 8. Описание системы управления реализацией целевой программы ведомства.
В разделе необходимо подробно описать систему управления реализацией целевой программы ведомства.
В соответствии с утвержденным Порядком о разработке, утверждении и реализации ведомственных целевых программ городского округа Жигулевск, субъект бюджетного планирования, осуществляет контроль за ходом реализации целевой программы ведомства.
Система управления реализацией программы на уровне главного распорядителя бюджетных средств должна отражать следующие позиции:
- реализация программы в целом и достижение утвержденных целевых индикаторов цели, задач и мероприятий программы;
- реализация конкретного мероприятия программы, за достижение показателей, характеризующих степень выполнения данного мероприятия, и использование ресурсов, направленных на его реализацию;
- финансирование программных мероприятий;
- осуществление мониторинга реализации программы;
- формирование отчетности о ходе реализации программы (управленческой, бухгалтерской и статистической).
<< Приложение. Паспорт ведомственной целевой программы |
||
Содержание Постановление Мэра городского округа Жигулевск Самарской области от 12 сентября 2011 г. N 105 нпа "Об утверждении порядка... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.