Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Содержание проблемы и обоснование
необходимости ее решения
Проблема аварийности на автотранспорте приобрела особую остроту в последнее десятилетие в связи с несоответствием существующей дорожно-транспортной инфраструктуры потребностям общества и государства в безопасном дорожном движении, недостаточной эффективностью функционирования системы обеспечения безопасности дорожного движения, крайне низкой дисциплиной участников дорожного движения. По данным Всемирной организации здравоохранения, 30 - 40% всей смертности от несчастных случаев приходится на долю ДТП.
В Послании Президента Российской Федерации В.В. Путина Федеральному Собранию Российской Федерации 2005 года отмечается, что решение проблемы обеспечения безопасности дорожного движения относится к наиболее приоритетным задачам развития страны.
В 2006 году в России произошло свыше 229 тыс. ДТП, в которых погибло 32,72 тыс. человек. По сравнению с 1999 годом число погибших возросло на 10,1%. Более четверти погибших в ДТП составили люди наиболее активного трудоспособного возраста (26 - 40 лет).
В городском округе Самара, по данным отдела ГИБДД УВД по городскому округу Самара, в 2005 году произошло 1612 ДТП, в которых пострадало 1705 человек, погибло 134 человека. В 2006 году число ДТП достигло 1729 (рост 7%), пострадало 1985 человек (рост 16%), погибло 135 человек (рост 1%), в 2007 году произошло 1663 ДТП (снижение на 3% с АППГ), пострадало 1923 человека (снижение на 3% с АППГ), погибло 130 человек (снижение на 4% с АППГ).
Данные, характеризующие причины возникновения ДТП на дорогах городского округа Самара, за 2006 и 2007 годы приведены в таблице N 1.
Таблица N 1
Причины возникновения ДТП в 2006, 2007 годах
|
ДТП |
Погибло |
Ранено |
||||||
2006 г. |
2007 г. |
2006 г. |
2007 г. |
2006 г. |
2007 г. |
||||
количество |
отклонения, % |
количество |
отклонения, % |
количество |
отклонения, % |
||||
Общее количество ДТП |
1729 |
1663 |
- 3 |
135 |
130 |
- 4 |
1985 |
1923 |
- 3 |
ДТП из-за нарушений ПДД водителями транспортных средств |
1311 |
1246 |
- 5 |
88 |
83 |
- 6 |
1370 |
1358 |
- 1 |
ДТП из-за нарушений ПДД водителями транспортных средств в состоянии опьянения |
24 |
13 |
- 46 |
4 |
4 |
0 |
36 |
18 |
- 50 |
ДТП из-за нарушений ПДД пешеходами |
409 |
394 |
- 4 |
39 |
41 |
+ 5 |
384 |
370 |
- 4 |
ДТП с участием детей в возрасте до 16 лет |
189 |
174 |
- 8 |
4 |
2 |
- 50 |
195 |
177 |
- 9 |
На Диаграммах 1 и 2 представлены виды ДТП и виды нарушений со стороны пешеходов, повлекшие совершение ДТП (в процентах от общего числа ДТП)
Диаграмма 1. Виды ДТП, совершенных за 12 месяцев 2007 года
(в процентах от общего числа)
"Диаграмма 1. Виды ДТП, совершенных за 12 месяцев 2007 года (в процентах от общего числа)"
Диаграмма 2. Виды нарушений со стороны пешеходов,
повлекшие совершение ДТП за 12 месяцев 2007 года
"Диаграмма 2. Виды нарушений со стороны пешеходов, повлекшие совершение ДТП за 12 месяцев 2007 года"
Показатель тяжести последствий ДТП, характеризующийся числом погибших в ДТП на 100 пострадавших, по городскому округу Самара составляет 6,4, что более чем в 3 раза выше по сравнению с США и Германией, где этот показатель равен 1,2 и 1,9 соответственно.
ДТП наносят экономике России значительный ущерб, который составил за последние 4 года 2,2 - 2,6% валового внутреннего продукта страны. В 2006 году ущерб составил 476,44 млрд. рублей, в том числе в результате гибели и ранения людей - 229,07 млрд. рублей.
В городском округе Самара уровень обеспечения автомобилями составляет 294 автомобиля на 1 тыс. человек постоянного населения, тогда как существующая дорожно-транспортная инфраструктура в городе фактически соответствует уровню 60 - 100 автомобилей на 1 тыс. жителей. Следствием такого положения является ухудшение условий движения, заторы, увеличение расхода топлива, ухудшение экологической обстановки и рост количества ДТП.
Несвоевременное оказание неотложной медицинской помощи пострадавшим на начальном этапе из-за отсутствия соответствующих знаний и навыков у участников дорожного движения и очевидцев ДТП, большой радиус зон обслуживания, запоздалое оповещение и прибытие к месту событий спасателей и медицинских бригад являются причинами высокой смертности на автомобильных дорогах. Общая смертность пострадавших в ДТП в 12 раз выше, чем при получении травм в результате других несчастных случаев, инвалидность выше в 6 раз, а пострадавшие нуждаются в госпитализации в 7 раз чаще.
Самарский регион по числу погибших в ДТП на 100 000 жителей (22,6 чел.) занимает 6-е место (из 14) в Приволжском федеральном округе и 53 в России. В городе Москве этот показатель равен 12,8 чел., а в городе Санкт-Петербурге 16,5 чел., при этом показатель числа происшествий на 100 000 жителей в Санкт-Петербурге значительно выше, чем в Самарской области и составляет 164,3 против 113,2.
Таким образом, основными из многочисленных факторов, непосредственно влияющих на безопасность дорожного движения, являются:
- низкие потребительские свойства автомобильных дорог;
- недостаточный уровень технической оснащенности и несовершенство системы контроля и управления дорожным движением;
- низкая водительская дисциплина;
- недостаток спасателей и медицинских бригад, слабая их оснащенность современным оборудованием, средствами связи для обеспечения их взаимодействия между собой и работниками ДПС ГИБДД УВД по городскому округу Самара.
Государственное управление обеспечением безопасности дорожного движения в условиях фактического отсутствия программно-целевого подхода характеризуется отсутствием четкого разделения полномочий и ответственности между субъектами управления на федеральном, региональном и местном уровнях. Отсутствуют критерии оценки эффективности деятельности субъектов управления, а также механизмы контроля со стороны вышестоящих органов государственной власти. Меры, направленные на исправление ситуации, неэффективны, поскольку не носят целенаправленного характера и не подчинены единой задаче. Мероприятия в области обеспечения безопасности дорожного движения финансируются в основном за счет средств, выделяемых на осуществление текущей деятельности органов исполнительной власти.
Фактически отсутствует система организационных, плановых и инженерных мер в области совершенствования системы управления движением транспорта. Реализуемые мероприятия носят эпизодический характер. Воздействие на участников дорожного движения с целью формирования общественно значимых стереотипов транспортной культуры и повышения правосознания осуществляется недостаточно.
Настоящая Программа позволит обеспечить комплексное и системное решение проблемы на основе:
- определения конкретных целей, задач и мероприятий;
- концентрации ресурсов с целью реализации мероприятий, осуществляемых в сфере обеспечения безопасности дорожного движения;
- повышения эффективности управления в городском округе Самара обеспечением безопасности дорожного движения.
Таким образом, использование программно-целевого метода позволит существенно повысить эффективность деятельности органов местного самоуправления городского округа Самара по обеспечению безопасности дорожного движения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.