Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к решению
Думы городского округа Самара
от 27 сентября 2007 г. N 466
Целевая программа
городского округа Самара "Развитие культуры городского округа Самара"
на 2008 - 2012 годы
11 декабря 2008 г., 24 сентября, 29 декабря 2009 г., 23 сентября, 7 декабря 2010 г., 13 апреля 2011 г.
Решением Думы городского округа Самара от 13 апреля 2011 г. N 261 в паспорт настоящего приложения внесены изменения
Паспорт
Целевой программы городского округа Самара "Развитие
культуры городского округа Самара" на 2008-2012 годы
Решением Думы городского округа Самара от 13 апреля 2011 г. N 261 раздел "Содержание проблемы и необходимость ее решения программными методами" паспорта настоящей программы изложен в новой редакции
Содержание проблемы и необходимость
ее решения программными методами
Программа является стратегическим документом, стимулирующим развитие отрасли "Культура" в городском округе Самара.
В городском округе Самара действует 121 единица муниципальных организаций культуры. Среди них - 27 образовательных учреждений, 71 библиотека, 4 театра, 4 музея, учреждения клубного типа, творческие коллективы и т.д.
В данной Программе, являющейся продолжением городских целевых программ "Развитие муниципальных библиотек города Самары на 2004 - 2006 годы" (утверждена постановлением Самарской Городской Думы от 29.05.2003 N 243) и "Развитие муниципальных театров города Самары на 2004 - 2006 годы" (утверждена постановлением Самарской Городской Думы от 25.12.2003 N 280), намечено развитие как библиотек и театров, так и других муниципальных учреждений и предприятий культуры, подведомственных Департаменту по вопросам культуры, спорта, туризма и молодежной политики Администрации городского округа Самара, - музеев, домов культуры, творческих коллективов.
Музеи - особая часть мировой культуры. Их функции - изучение, выявление, собирание, хранение и демонстрация музейных предметов и музейных коллекций, просветительская и образовательная деятельность.
В городском округе Самара функционируют 4 муниципальных музея: муниципальное учреждение культуры городского округа Самара "Самарский литературно-мемориальный музей им. М. Горького", муниципальное учреждение культуры городского округа Самара "Музей "Детская картинная галерея", муниципальное учреждение культуры "Музей истории города Самары им. М.Д. Челышова", муниципальное учреждение культуры городского округа Самара "Музейно-выставочный центр "Самара Космическая". Каждый из них имеет свое неповторимое лицо, свое уникальное направление деятельности.
Муниципальное учреждение культуры городского округа Самара "Самарский литературно-мемориальный музей им. М. Горького" и его филиал-музей-усадьба А.Н. Толстого хранят в своих запасниках уникальный материал по истории культуры Самарского края, архив трудов знаменитых писателей прошлого. Музей-усадьба А.Н. Толстого - подлинная усадьба XIX века, единственный в России монографический музей писателя Алексея Толстого.
Муниципальное учреждение культуры городского округа Самара "Музей "Детская картинная галерея", расположенное в старинном особняке - памятнике архитектуры XIX века - особняке инженера Клодта, является уникальным музеем, работающим в области эстетического воспитания юных художников; музеем для детей, подростков, семьи и взрослого зрителя; музеем, где работают творческие мастерские по развитию творческих способностей детей.
Муниципальное учреждение культуры "Музей истории города Самары им. М.Д. Челышова" ведет работу над созданием Самарской исторической энциклопедии.
Муниципальное учреждение культуры городского округа Самара "Музейно-выставочный центр "Самара Космическая" создано в целях пропаганды знаний и достижений в области космического ракетостроения и приобщения подрастающего поколения к ценностям отечественной культуры.
В муниципальных музеях ежегодно проходят около 2000 экскурсий, прочитывается более 600 лекций, проходит около 400 массовых просветительских мероприятий.
Просветительская и воспитательная деятельность музеев требует значительной финансовой поддержки. Необходимо усилить их материальную базу, дать возможность для реализации уникальных музейных проектов, что будет способствовать как увеличению числа посетителей музеев, так и повышению уровня квалификации музейных работников, их энтузиазму в проведении исследовательских работ во благо городского округа.
Библиотечное обслуживание населения городского округа Самара осуществляет 71 библиотека, единый книжный фонд которых составляет около трех миллионов экземпляров. Библиотеки городского округа проводят большую информационную работу по нравственно-эстетическому воспитанию населения, пропаганде краеведческой литературы, экологических знаний, здорового образа жизни, правовому просвещению населения.
Для превращения библиотек в центры информации и досуга необходимо продолжать мероприятия по модернизации и техническому переоснащению на основе внедрения новых информационных технологий.
Работа муниципальных домов культуры строится на комплексном подходе в организации культурно-просветительской работы с учетом всех категорий жителей, их интересов и духовных запросов. В домах культуры традиционно проводятся вечера отдыха, встречи с интересными людьми, творческие вечера и т.д. Большой популярностью пользуются выставки прикладного творчества, конкурсные программы для учащихся школ, дискотеки для молодежи. Работают детские кружки по различным направлениям.
Муниципальные культурно-досуговые учреждения культуры выполняют значительную социальную функцию. Они участвуют в организации досуга детей, молодежи, пенсионеров, других социально незащищенных слоев населения. Ежегодно в муниципальных домах культуры действует 156 клубных формирований, в которых занимается 5218 человек (из них детей - 3848).
Вместе с тем материально-техническая база муниципальных домов культуры находится в кризисном состоянии. Ни в одном культурно-досуговом учреждении со времени их постройки не было капитального ремонта. В домах культуры необходимо провести реконструкцию помещений, заменить коммуникации, отремонтировать электропроводку, отремонтировать фасады, крыши и т.д. Звуковая и осветительная аппаратура устарела морально и физически. Имеющаяся киноаппаратура не позволяет демонстрировать созданные современными техническими средствами кинофильмы. Устаревшая материально-техническая база не позволяет должным образом развить систему платных дополнительных услуг, доходы от которых могли бы улучшить и материальное положение работников муниципальных домов культуры.
Учитывая значительную социальную функцию муниципальных культурно-досуговых учреждений, в целях повышения их роли в организации досуга населения городского округа необходимо проведение комплекса мероприятий по укреплению материально-технической базы муниципальных домов культуры, так же как и практически всех учреждений культуры.
Высокопрофессиональные творческие коллективы - детский музыкальный театр "Задумка" и духовой оркестр - не имеют собственных репетиционных и концертных площадок.
Художественное (общеэстетическое) образование в городском округе Самара осуществляют 27 муниципальных образовательных учреждений дополнительного образования детей (среди них 17 детских музыкальных школ (далее - ДМШ), 7 детских школ искусств (далее - ДШИ), 3 детские художественные школы (далее - ДХШ).
Значительное уменьшение бюджетного финансирования отразилось на состоянии материально-технической базы школ искусств, особенно инструментария. Материальная база образовательных учреждений культуры изношена на 70% - 80%. Многие музыкальные инструменты ремонту не подлежат и требуют замены. Отсутствие и износ оркестровых инструментов не позволяют создавать в школах оркестры народных и духовых инструментов.
Существующее содержание дополнительного образования детей не обеспечивает выпускникам музыкальных, художественных школ и школ искусств выполнение социального заказа на эстрадное исполнительство, джаз, музыкальную анимацию, компьютерный дизайн. Художественному образованию сегодня нужна экономическая и правовая поддержка и осознание сегодняшнего внимания к образованию как вложение средств в будущее городского округа Самара. Для улучшения материально-технической базы музыкальных, художественных и школ искусств необходимо проводить мероприятия по модернизации и техническому переоснащению на основе внедрения новых информационных технологий.
В полномочиях городского округа Самара сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности городского округа Самара; охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории городского округа Самара.
Между тем в городском округе Самара долгое время не проводились работы по изучению и выявлению объектов культурного наследия. Не велся также реестр памятников истории и культуры местного значения. Проведение программных мероприятий позволит обеспечить сохранение единого историко-культурного пространства Самары, создаст условия для сохранения окружающей культурно-исторической среды, интеграции памятников истории и культуры местного значения в российское и мировое культурное пространство.
Поддержка театральных и творческих коллективов, проведение в городском округе Самара межрегиональных и международных конкурсов и фестивалей будет способствовать развитию творческого потенциала одаренной молодежи, упрочению культурных связей с другими городами, укреплению имиджа городского округа Самара как культурного центра России.
Цели и задачи Программы
Основными целями Программы являются:
- сохранение культурного потенциала многообразия культурной жизни;
- обеспечение единства культурного и духовного городского пространства, равных возможностей доступа к культурным ценностям для жителей городского округа, создание условий для диалога культур в городском сообществе;
- формирование ориентации личности и социальных групп на ценности, обеспечивающие успешную модернизацию местного сообщества;
- организация полноценного культурно-просветительского досуга населения на территории городского округа;
- обеспечение сохранности историко-культурного наследия городского округа Самара.
Для достижения поставленных целей необходимо выполнение комплекса задач:
1) создание условий для сохранения, пополнения и развития фондов муниципальных музеев, совершенствования деятельности музеев, включая использование новых информационных технологий в работе по учету, хранению и популяризации музейных предметов и музейных коллекций; создание современных экспозиций, форм и методов управления; повышение эффективности государственного учета музейного фонда и контроля за его сохранением; обеспечение доступа граждан к музейным коллекциям;
2) обеспечение качественного уровня работы муниципальных домов культуры, библиотек, театров, творческих коллективов и их достойного места в социокультурной среде городского округа Самара;
3) модернизация муниципальных библиотек на основе современных технологий, развитие фондов с учетом запросов потребителей, создание единого информационного пространства посредством кооперации с другими библиотеками региона;
4) создание муниципального концертно-досугового комплекса - центра проведения отдыха жителей городского округа Самара, места проведения выступлений и репетиций муниципальных творческих коллективов и др.;
5) широкое внедрение художественного образования как фактора интеллектуального совершенствования, способствующего раскрытию творческого потенциала детей и юношества, средства формирования и развития этических принципов и идеалов, формирования культуры межнационального общения через изучение художественных традиций народов России, средства адаптации детей и подростков к современной жизни;
6) обеспечение пожарной безопасности всех муниципальных учреждений культуры;
7) усиление адресности охранных мероприятий памятников истории и культуры наследия местного значения на основе концентрации ресурсов на особо значимых объектах культурного наследия.
Решением Думы городского округа Самара от 13 апреля 2011 г. N 261 раздел "Перечень и характеристика основных мероприятий Программы" паспорта настоящей программы изложен в новой редакции
Перечень и характеристика основных мероприятий Программы
Основными мероприятиями Программы являются мероприятия по развитию муниципальных музеев, детских музыкальных и художественных школ и школ искусств, укрепление материально-технической базы домов культуры, компьютеризация библиотек, проведение в городском округе Самара фестивалей и конкурсов, поддержка театральных и творческих коллективов, проведение противопожарных мероприятий и мероприятий по сохранению историко-культурного наследия.
Развитие детских музыкальных и художественных школ и школ искусств предполагает укрепление материально-технической базы учебных заведений, приобретение новых музыкальных инструментов и других необходимых в образовательном процессе атрибутов, приобретение современной компьютерной техники и оргтехники, проведение капитального ремонта помещений, проведение конкурсов и фестивалей, издательскую деятельность.
Развитие муниципальных музеев в городском округе Самара предусматривает укрепление материально-технической базы музеев (капитальный ремонт и реконструкция помещений, мероприятия по защите музейных фондов, приобретение современной компьютерной техники и оргтехники); создание Центров Российской словесности на базе муниципальных музеев (формирование и реставрация музейных фондов, проведение мероприятий по совершенствованию учета и хранения музейного фонда, издательская деятельность, реализация мероприятий для детей и юношества, подключение и работа в сети Интернет); приобретение необходимого оборудования - музейного, компьютерного, охранного и т.п.; мероприятия по доставке и расстановке экспонатов; реализацию проекта "Энциклопедия истории Самары" на базе МИГ; организацию системы подготовки и переподготовки музейных кадров.
Для превращения муниципальных домов культуры в современные центры досуга и развлечений необходимо провести реконструкцию помещений (проведение капитального и текущего ремонта, оснащение охранно-пожарной сигнализацией), техническое переоснащение (приобретение современного кино-видеооборудования, звуковой и световой техники), проведение рекламной кампании деятельности домов культуры, проведение на их базе фестивалей и конкурсов.
Проведение мероприятий по компьютеризации библиотек городского округа, пополнению их фонда книгами и электронными изданиями, проведение в библиотеках конкурсов будет способствовать тому, что муниципальные библиотеки станут центрами досуга и информации, оборудованными на современном техническом уровне, проводящими эффективную работу по патриотическому воспитанию детей и молодежи.
Для дальнейшего развития муниципальных театров необходимо продолжать мероприятия по укреплению их материальной базы, финансовой поддержке постановки премьер и участия в фестивалях и конкурсах.
Для организации культурного досуга населения городского округа Самара, развития творческих способностей подрастающего поколения, укрепления творческих контактов с другими городами необходимо обеспечить проведение в городском округе Самара фестивалей и конкурсов различных жанров (изобразительного искусства, хоровых, театральных и др.).
Поддержка муниципальных творческих коллективов позволит приобрести им новые музыкальные инструменты, повысить уровень исполнительского мастерства, продемонстрировать творческие достижения на всероссийских и международных конкурсах.
Для укрепления пожарной безопасности муниципальных учреждений культуры необходимо установить в них пожарную сигнализацию, тревожную кнопку, огнетушители и другое противопожарное оборудование, обучить сотрудников по программе пожарно-технического минимума.
Для сохранения историко-культурного наследия городского округа Самара запланирован комплекс мероприятий: проведение инвентаризации памятников истории и культуры местного значения, составление перечня памятников истории и культуры местного значения, проведение ремонтно-восстановительных работ памятников истории и культуры местного значения, поддержание памятников истории и культуры в надлежащем состоянии.
Перечень основных мероприятий Программы приведен в приложении.
Решение Думы городского округа Самара от 7 декабря 2010 г. N 39 раздел "Этапы и сроки реализации Программы" изложен в новой редакции
Этапы и сроки реализации Программы
Решение задач и достижение поставленных Программой целей планируется в сроки с 01 января 2008 года по 31 декабря 2012 года.
Решение задач и достижение поставленных Программой целей планируется в сроки с 01.01.2008 по 31.12.2012.
Пять этапов реализации Программы выстроены с учетом сбалансированного распределения финансовых средств из бюджета городского округа Самара: в 2008 г.-25,4%, в 2009 г.-16,5%, в 2010 г.-16,6%, в 2011 г.-21,6%, в 2012 г.-19,9%.
Мероприятия, предусмотренные Программой, направлены на поэтапное решение проблем, сложившихся в отрасли, таких как:
обеспечение безопасности;
необходимость модернизации учреждений с последующим расширением сферы предоставляемых услуг с целью получения дополнительных доходов.
Последовательность мероприятий выстроена с целью достижения наилучших результатов и оптимизации работы учреждений, начиная уже с первого года действия Программы.
Выполнение мероприятий Программы |
Источники финансирования |
Этапы выполнения мероприятий Программы по годам в финансовом выражении (тыс. руб.) |
Итого (тыс. руб.) |
||||
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
|||
За счет средств бюджета |
44656,6 |
28977,0 |
29055,39 |
37875,1 |
34867,6 |
175 431,69 |
|
За счет иных привлеченных средств |
800,0 |
800,0 |
800,0 |
0,0 |
800,0 |
3 200,0 |
|
Всего |
45456,6 |
29777,0 |
29855,39 |
37875,1 |
35667,6 |
178 631,69 |
Предварительные объемы финансирования Программы
из средств бюджета на 2008 год
N п/ п |
Наименование раздела | Всего 2008 год (тыс. руб.) |
В том числе | Итого | ||||
Экономическая статья |
1 кв-л | 2 кв-л | 3 кв-л | 4 кв-л |
||||
1 | Укрепление материально-технической базы музеев |
5 840 | 225 | - | 2 101 | 1 749 | - | 3 850 |
226 | 200 | 912 | 635 | 123 | 1 870 | |||
310 | - | 120 | - | - | 120 | |||
ИТОГО | 200 | 3 133 | 2 384 | 123 | 5 840 | |||
2 | Создание муниципального концертно-досугового комплекса |
Не запланировано |
||||||
3 | Развитие муниципальных домов культуры |
14 780 | 225 | - | 5 430 | 5 430 | - | 10 860 |
226 | 350 | 861 | 900 | 389 | 2 500 | |||
310 | - | 500 | 500 | 420 | 1 420 | |||
ИТОГО | 350 | 6 791 | 6 830 | 809 | 14 780 | |||
4 | Развитие музыкального и художественного образования в Самаре |
4 880 | 225 | - | 985 | 985 | - | 1 970 |
226 | - | 350 | 189 | 188 | 727 | |||
310 | 1 702 | - | 481 | - | 2 183 | |||
ИТОГО | 1 702 | 1 335 | 1 655 | 188 | 4 880 | |||
5 | Проведение фестивалей в Самаре |
396 | 225 | - | - | - | - | - |
226 | - | 396 | - | - | 396 | |||
ИТОГО | - | 396 | - | - | 396 | |||
6 | Муниципальные библиотеки Самары - центры досуга и информации |
5 716,4 | 221 | 482 | - | - | - | 482 |
225 | - | - | - | - | - | |||
226 | 154,2 | 1 692 | 1 338 | 1 900 | 5 084,2 | |||
310 | 51 | - | - | - | 51 | |||
340 | 42 | 57,2 | - | - | 99,2 | |||
ИТОГО | 729,2 | 1 749,2 | 1 338 | 1 900 | 5 716,4 | |||
7 | Самара Театральная | 9 270 | 225 | - | 2 823 | 3 677 | 2 000 | 8 500 |
226 | - | - | 770 | - | 770 | |||
ИТОГО | - | 2 823 | 4 447 | 2 000 | 9 270 | |||
8 | Поддержка муниципального духового оркестра |
270 | 226 | - | 90 | - | - | 90 |
310 | 180 | - | - | - | 180 | |||
ИТОГО | 180 | 90 | - | - | 270 | |||
9 | Проведение мероприятий по обеспечению противопожарной безопасности муниципальных учреждений культуры и искусства |
2 581 | 225 | - | - | 220 | - | 220 |
226 | 295,8 | 629,2 | 944 | 300 | 2 169 | |||
310 | 74 | - | - | - | 74 | |||
340 | 59 | 59 | - | - | 118 | |||
ИТОГО | 428,8 | 688,2 | 1 164 | 300 | 2 581 | |||
10 | Мероприятия по сохранению историко-культурного наследия |
923,2 | 225 | - | 723,2 | - | - | 723,2 |
226 | - | 200 | - | - | 200 | |||
ИТОГО | - | 923,2 | - | - | 923,2 | |||
ВСЕГО | 44 656,6 | 3 590 | 17 928,6 | 17 818 | 5 320 | 44 656,6 |
Решением Думы городского округа Самара от 13 апреля 2011 г. N 261 раздел "Источники и объемы финансирования Программы" настоящей программы изложен в новой редакции
Источники и объемы финансирования Программы
Источниками финансирования программных мероприятий являются бюджет городского округа Самара и иные привлеченные средства.
Общий объем финансирования программных мероприятий из бюджета городского округа составит 175 431,69 тыс. руб., из них в 2008 г. - 44656,6 тыс. руб., в 2009 г. - 28977,0 тыс. руб., в 2010 г.- 29055,39 тыс. руб., в 2011 г. - 37 875,1 тыс. руб., в 2012 г. - 34867,6 тыс. руб.
Общий объем финансирования программных мероприятий за счет иных привлеченных средств составит 4 000 тыс. руб., из них в 2008 г. - 800 тыс. руб., в 2009 г. - 800 тыс. руб., в 2010 г. - 800 тыс. руб., в 2011 г. - 800 тыс. руб., в 2012 г. - 800 тыс. руб.
Механизм реализации Программы
Программа должна быть реализована через:
- формирование культурной политики в рамках городского округа;
- организацию правового обеспечения;
- создание экспертных комиссий и советов для обеспечения качества культурных услуг, а также экспертизы социально-культурной деятельности;
- создание системы многоуровневых связей между объектами культуры (развитие социально-культурной инфраструктуры);
- создание информационных технологий;
- обеспечение и обслуживание объектов многоцелевого универсального культурного назначения, межрегиональные и международные культурные обмены;
- содействие вспомогательной деятельности, направленной на обеспечение культурных процессов (производство материалов, оборудования и других средств, необходимых для сохранения, создания, распространения и освоения культурных ценностей и т.д.).
Программой определен круг исполнителей. Головным исполнителем Программы является Департамент по вопросам культуры, спорта, туризма и молодежной политике Администрации городского округа Самара. Организации, указанные в графе "Исполнители" прилагаемого перечня мероприятий, несут ответственность за качественное и своевременное исполнение программных мероприятий, рациональное использование выделяемых на их реализацию бюджетных средств, представляют в Департамент по вопросам культуры, спорта, туризма и молодежной политике Администрации городского округа Самара заявки с приложением обоснования на запрашиваемую сумму, приобретают оборудование и иные средства, предусмотренные Программой.
К участию в реализации мероприятий Программы привлекаются организации, определяемые на конкурсной основе в соответствии с действующим законодательством.
Департамент по вопросам культуры, спорта, туризма и молодежной политике Администрации городского округа Самара заключает договоры с организациями - исполнителями, осуществляет контроль за ходом реализации мероприятий Программы и эффективным использованием средств, представляет заявки на бюджетные ассигнования для осуществления программных мероприятий и отчеты об их использовании в Департамент финансов Администрации городского округа Самара.
В соответствии с установленными объемами централизованного финансирования, предусмотренными настоящей Программой на очередной финансовый год, Департамент по вопросам культуры, спорта, туризма и молодежной политике Администрации городского округа Самара выделяются денежные средства из бюджета городского округа. При сокращении объемов бюджетного финансирования работ по реализации настоящей Программы головной исполнитель Программы должен разработать дополнительные меры по привлечению внебюджетных источников, а также произвести корректировку перечня первоочередных проектов хода исполнения программных мероприятий в установленные сроки.
Департамент по вопросам культуры, спорта, туризма и молодежной политике Администрации городского округа Самара определяет приоритеты с учетом мнений специалистов и научной общественности.
Оценка социально-экономической эффективности
от реализации мероприятий Программы
Реализация программных мероприятий позволит создать механизм устойчивого развития муниципальных учреждений культуры; обеспечить гарантии доступности и равных возможностей получения полноценного художественного образования; достигнуть современного качества услуг, предоставляемых муниципальными учреждениями культуры; повысить посещаемость муниципальных музеев на 30%; увеличить доходы от основной деятельности муниципальных организаций культуры на 15%; провести модернизацию и техническое переоснащение 13 муниципальных библиотек; повысить социальный статус и профессионализм работников муниципальных учреждений культуры; создать предпосылки для снижения бюджетной дотации муниципальным предприятиям культуры; создать условия для увеличения доли объектов культурного наследия, находящихся в удовлетворительном состоянии, в общем количестве объектов культурного наследия местного значения.
Контроль за ходом реализации Программы
Организацию работ по реализации Программы осуществляет ДКСТМ.
Контроль за целевым использованием бюджетных средств осуществляет Департамент финансов Администрации городского округа Самара.
Контроль за ходом исполнения Программы осуществляет Департамент экономического развития Администрации городского округа Самара.
Контроль за исполнением Программы осуществляет Дума городского округа Самара посредством рассмотрения отчетов об исполнении Программы в соответствии с Положением "О порядке представления и рассмотрения отчетов об исполнении целевых программ городского округа Самара Думой городского округа Самара".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.