Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
1. Характеристика проблемы, на решение которой
направлена целевая программа
Преобразования в российском обществе и осуществляемые в стране экономические реформы не могли не затронуть культурную жизнь.
Программа "Развитие и сохранение культуры и искусства в городском округе Сызрань на 2011-2015 годы" разработана в целях реализации основных направлений социально-экономического развития городского округа Сызрань, главной целью которой является сохранение и развитие культурного потенциала Сызрани.
Культурный потенциал городского округа Сызрань очень высок и отличается богатством историко-культурного наследия. Сызрань является одним из интереснейших городов Самарской области, сохранивших яркую индивидуальность исторического облика. На сегодняшний день, согласно Приказу Министерства культуры Самарской области от 24.04.2007 г. N 3, Постановлению Главы Администрации Самарской области от 27.03.1992 г. N 77 на учете в Управлении культуры, информации и рекламы находятся 143 памятника истории и культуры, каждый из которых своими корнями уходит в глубь истории города, его традиций и культуры. Сызрань - единственный город в Самарской губернии, где сохранилась часть крепостного сооружения - Воротная башня Сызранского Кремля.
Большая часть объектов культурного наследия, расположенная в границах городского округа Сызрань находится в неудовлетворительном состоянии. Современные объемы выполняемых реставрационных работ еще не отвечают в полной мере потребностям, необходимым для ликвидации ущерба объектам культурного наследия, наносимого природно-климатическими и антропогенными воздействиями.
Основными факторами экологического риска по объектам культурного наследия (естественные и антропогенно обусловленные воздействия на памятники истории и культуры) являются: подтопление территорий, эрозия почв, загрязнение среды, вибрация, нерегламентированная застройка.
Наиболее остро проявляет себя нерегламентированная застройка территорий в охранных зонах. Происходит активное вторжение в историческую ткань города современной застройкой, что приводит к нарушению исторической планировочной структуры и архитектурного облика города.
Загрязнение среды для памятников истории и культуры, расположенных на территории городского округа Сызрань - выбросы автотранспорта способствующие быстрому загрязнению фасадов и в сочетании с атмосферными осадками создают химически агрессивную среду. Эта среда разрушает фасадные материалы объектов культурного наследия.
Воздействия вибрации для памятников, расположенных на городских магистралях - передает вибрационные нагрузки непосредственно на конструкции зданий памятников (например: ул. Советская перегружена автотранспортом).
Насыщение исторического центра административными учреждениями, предприятиями торговли, что приводит к перегруженности транспортными и людскими потоками, в результате чего город начинает "задыхаться", идет его постепенное разрушение.
Бесконтрольное наращивание культурного слоя в городе: в результате укладки асфальтобетона без снятия предыдущего слоя улицы Советская, Ульяновская, пер. Достоевского, ул. К. Маркса и др. оказались на глубине 60-80 см; цоколи зданий-памятников "вросли" в землю, в результате чего влага из грунтов, не имея возможности испарения, поступает в стены и внутренние конструкции зданий. Входы в здания оказываются ниже уровня тротуара, замачиваются дверные блоки, искажается внешний вид памятников.
Нарушение температурно-влажностного режима внутри зданий-памятников: первоначальная система естественной вентиляции и отопления (печное, калориферное) повсеместно разрушена, старые воздуховоды не эксплуатируются, забиты; система водяного отопления, выполненная в советское время и постоянных протечках создает избыточную температуру и парниковый эффект, что способствует развитию биопоражений.
Наибольший урон памятникам истории и архитектуры наносят ремонтные и строительные работы, выполняемые без учета интересов сохранения историко-культурной среды.
Сохранение историко-культурного наследия - задача не только гуманитарная. Это вопрос государственный, чтобы выявлять, защищать и сохранять объекты культурного и природного наследия, обладающие особой ценностью в глазах человека.
Обретая новую жизнь, памятники истории и культуры не только преображают в лучшую сторону внешний облик исторических городов, но и способны придать импульс их экономическому развитию, в том числе и через индустрию туризма.
Фестиваль "Сызранский помидор" - устоявшийся и признанный бренд города Сызрани. Вкусные томаты славятся на всю Самарскую область, и одно из неофициальных названий Сызрани так и звучит - Помидория. Фестиваль "Сызранский помидор" в 2008 году стал Лауреатом I областного конкурса "Туристический бренд Самарской области".
В городе Сызрани расположен дом, в котором родился и жил великий современник 20 века, советский композитор, заслуженный деятель искусств А.И. Островский, чье музыкальное наследие приобретает все большее значение и многомерность в музыкальной культуре России. Безусловно, эти и многие другие факты говорят об уникальной культурной среде городского округа Сызрань, необходимости ее сохранения и развития.
Деятельность учреждений культуры и искусства города в последние годы направлена на повышение социальной эффективности культурной деятельности, увеличение степени доступности культурных услуг для населения.
Культура и искусство в Сызрани представлены: шестью домами культуры; культурно-досуговым центром, Краеведческим музеем и его филиалами - Выставочным залом и Спасской башней Сызранского Кремля; Централизованной библиотечной системой с 23 филиалами библиотек; драматическим театром; парком культуры и отдыха имени Горького и его филиалом - детским парком "Гномик", пятью учреждениями дополнительного образования детей в сфере культуры и искусства (школы искусств и художественная школа); муниципальными творческими коллективами: фольклорными, народными, эстрадными, балетными ансамблями, шоу-группами; хоровыми, артистическими группами, музыкальными и кукольными коллективами.
В учреждениях дополнительного образования ежегодно обучается около 2500 детей. Важнейшим показателем результативности работы учреждений является участие детей и подростков в конкурсах и фестивалях различного уровня. За последние три года призерами всероссийских и областных конкурсов стали более 400 учащихся. Воспитанники учреждений дополнительного образования достойно представляют наш город на всероссийских фестивалях детского творчества в городах Самара, Москва, Санкт-Петербург, Туапсе, Казань, Иваново, Волгоград, Калининград и др. Одаренным учащимся ежегодно назначаются стипендии губернатора Самарской области, главы городского округа Сызрань.
В культурно-досуговых учреждениях работают 335 клубных формирований, из них 164 составляют коллективы самодеятельного народного творчества. 5 творческих коллектива носят звание "народный". На протяжении многих лет успешно работают высокопрофессиональные муниципальные коллективы: театр танца "Вернисаж", ансамбль бального танца "Улыбка", ансамбль эстрадной песни "Оранжевое лето", хореографический ансамбль "Надежда", ансамбль русской песни "Россияне".
В учреждениях культуры и искусства городского округа Сызрань трудятся более 1000 работников, среди которых: Заслуженные работники культуры РФ, Заслуженные артисты РФ, Народные артисты России, Почетные граждане городского округа Сызрань, заслуженные деятели искусств РФ и др.
Работа учреждений культуры и искусства городского округа Сызрань охватывает все слои населения - от дошкольников до людей пожилого возраста. Все учреждения занимаются социально-культурной, культурно-досуговой, информационно-просветительной деятельностью, которая определяет культурную политику в городе.
Несмотря на недостаточное финансирование, сеть учреждений культуры продолжает развиваться. В городском округе Сызрань работает эффективная система взаимодействия между всеми учреждениями культуры - музеями, библиотеками, театром, клубными учреждениями и т.д.
Серьезное внимание уделяется вопросам планирования, координации культурного процесса. Разрабатываются годовой и текущие планы городских мероприятий, учреждений культуры; еженедельно в Управлении культуры, информации и рекламы проходят совещания директоров подведомственных учреждений культуры. Учреждения и специалисты культуры вносят вклад в развитие современного культурного процесса и много внимания уделяют профессиональному развитию.
На протяжении пяти лет в городском округе Сызрань работает Сызранский методический ресурсный центр художественного образования, в котором занимаются и развиваются специалисты образовательных учреждений сферы культуры и искусства не только городского округа Сызрань, но и Октябрьска, Сызранского, Шигонского районов, пос. Варламово, Новокашпирский, Новоспасский и т.д.
За последние два года Управлением культуры, информации и рекламы и учреждениями культуры городского округа Сызрань реализованы Российские, Региональные, Областные и Городские фестивали и конкурсы, другие мероприятия всероссийского и регионального масштаба.
Городской округ Сызрань имеет богатую историю международного культурного сотрудничества с городами - побратимами из Франции, Италии, Испании, Македонии, Сербии, Индии и др. Многие творческие коллективы стали участниками международных конкурсов и фестивалей, побывали с гастролями за границей. В городском округе Сызрань успешно развиваются национально-культурные центры, целью которых является сохранение и развитие культурного наследия народов, проживающих на территории Сызрани.
Вместе с тем, в культуре остается еще множество проблем. В последние годы обострилась проблема кадрового обеспечения отрасли. Приток молодых специалистов в связи с низким уровнем заработной платы незначителен.
Уровень материально-технических ресурсов, определяющих потенциал учреждений культуры и искусства, не соответствует требованиям сегодняшнего дня, а это не способствует конкурентоспособности учреждений на рынке услуг культуры.
Последний анализ состояния материально-технической базы учреждений культуры городского округа Сызрань показал, что все 16 зданий требуют капитального ремонта; из них же 14 зданий нуждаются в замене электропроводки, устройстве противопожарной сигнализации и огнезащитной обработке чердачных помещений.
По данным внутренней статистики, из-за отсутствия достаточного финансирования сокращается количество мероприятий, проводимых культурно-досуговыми учреждениями. Требуется полное обновление сценического и другого специального оборудования Драматического театра имени А.Н. Толстого и культурно-досуговых учреждений.
Отсутствие современной киноустановки в ДК "Художественный", кинозала со специальным звуком и спецэффектами, рассчитанного на показ современных фильмов, делает недоступным целый пласт мировой художественной культуры для зрителей городского округа Сызрань.
Необходимо обновление музыкальных инструментов в учреждениях дополнительного образования.
Нуждается в развитии процесс информатизации и компьютеризации централизованной библиотечной системы. Продолжается процесс старения фондов библиотек, музейных фондов.
К основным нерешенным проблемам в сфере культуры следует отнести следующие:
- проблему сохранения и популяризации культурно-исторического наследия городского округа Сызрань;
- проблему укрепления и модернизации материально-технической базы учреждений культуры и искусства;
- необходимость плановой финансовой поддержки текущей работы учреждений культуры, мероприятий, конкурсов и фестивалей различного уровня, проводимых в городском округе Сызрань;
- проблему повышения художественного уровня проводимых мероприятий и культурных акций, повышения профессионального мастерства специалистов культуры;
- необходимость развития рекламно-информационной поддержки отрасли;
- необходимость перспективного планирования деятельности учреждений культуры.
Все это вместе взятое обуславливает необходимость применения программного метода в развитии культуры городского округа Сызрань, выбор ее приоритетов развития, а также приоритетов бюджетного финансирования, расширение каналов привлечения федеральных, областных и внебюджетных средств.
Разработка и принятие городской целевой программы "Развитие и сохранение культуры и искусства в городском округе Сызрань на 2011-2015 годы" даст возможность городскому округу Сызрань участвовать в следующих целевых программах областного уровня, что позволит привлечь дополнительные финансовые ресурсы на стратегически важные направления развития культуры и искусства в городском округе Сызрань.
Выбор приоритетных целей Программы опирается на стратегические цели развития общества и анализ сложившихся тенденций в сфере культуры в предыдущие годы с учетом изменения экономической и правовой среды функционирования учреждений культуры.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.