В целях обеспечения системного и комплексного подхода к созданию транспортно-логистической системы Самарской области и достижения пропорционального и сбалансированного её развития Правительство Самарской области постановляет:
1. Одобрить прилагаемую Концепцию развития региональной транспортно-логистической системы Самарской области на 2011 - 2015 годы (далее - Концепция).
2. Министерству транспорта, связи и автомобильных дорог Самарской области (Матвееву) во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти Самарской области и органами местного самоуправления осуществить реализацию мероприятий по развитию региональной транспортно-логистической системы Самарской области с учетом положений Концепции.
3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на министерство транспорта, связи и автомобильных дорог Самарской области (Матвеева).
4. Опубликовать настоящее постановление в средствах массовой информации.
5. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
Губернатор - |
В.В. Артяков |
Концепция
развития региональной транспортно-логистической системы
Самарской области на 2011 - 2015 годы
(далее - Концепция)
(одобрена постановлением Правительства Самарской области
от 23 сентября 2010 г. N 422)
Глоссарий
FMCG - Fast Moving Consumer Goods - товары повседневного спроса.
TEU - единица измерения вместимости упакованных в контейнеры грузов, равная одному стандартному 20-футовому контейнеру ISO.
Контейнерный терминал - комплекс взаимоувязанных инженерных сооружений, технических и технологических устройств, предназначенный для выполнения операций по приему, переработке (перевалке, складированию, сортировке, комплектованию контейнерных поездов).
Логистическая система - совокупность взаимосвязанных системообразующих звеньев и подсистем, интегрированных материальным потоком и общими целями в целостную систему, функционирование которой направлено на рационализацию размещения во времени и в пространстве материальных и сопутствующих потоков с целью удовлетворения запросов потребителей в качестве товаров и услуг и достижения максимального синергетического эффекта от функционирования системы в целом.
Международный транспортный коридор - часть национальной или международной транспортной системы, которая обеспечивает значительные международные грузовые и пассажирские перевозки между отдельными географическими районами и включает в себя подвижной состав и стационарные устройства всех видов транспорта, работающих на данном направлении, а также совокупность технологических, организационных и правовых условий осуществления этих перевозок.
Региональная транспортно-логистическая система - совокупность элементов грузо- и товаропроводящей сети региона, состоящей из взаимодействующих и взаимосвязанных объектов логистической инфраструктуры общесетевых транспортных узлов, оптовой торговой сети и др. субъектов системы, расположенных на территории региона, обеспечивающих реализацию общей цели функционирования системы, согласованной с общерегиональными социально-экономическими целями, и получение максимального синергетического эффекта на основе интеграции материальных, сервисных, финансовых и информационных потоков.
Склад - здание, сооружение, предназначенное для приемки, размещения, хранения, подготовки к потреблению, комплектации и выдачи различной продукции потребителям.
Склад временного хранения - это специально оборудованное помещение, куда под таможенным контролем помещают товары и транспортные средства, предназначенные и для экспорта, и для импорта, с момента предоставления таможенному органу Российской Федерации и до их выпуска в свободное обращение в соответствии с избранным таможенным режимом, кроме режима "таможенный склад".
Стандартный железнодорожный состав - поезд, состоящий из 71 стандартного вагона и 1 локомотива.
Терминально-логистический центр - многофункциональный терминальный комплекс, размещаемый в узлах транспортной сети, выполняющий функции распределительного центра, обеспечивающий координацию и взаимодействие различных видов транспорта, выполнение погрузо-разгрузочных работ и перевалки грузов, хранение, грузопереработку, выполнение необходимых таможенных процедур, экспедирование и переадресовку грузов, обеспечение доставки грузов клиентам по технологии "от двери до двери" и "точно в срок", предоставляющий полный пакет сервисных услуг, включая производственно-техническое, банковское, информационное, консалтингово-аналитическое обслуживание и другие виды логистического сервиса.
Хаб - узел перераспределения материальных потоков.
Основополагающие документы
1. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 N 1662-р.
2. Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 22.11.2008 N 1734-р.
3. Федеральная целевая программа "Развитие транспортной системы России (2010 - 2015 годы)", утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 05.12.2001 N 848.
4. Стратегия развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.06.2008 N 877-р.
5. Концепция развития таможенных органов Российской Федерации, одобренная распоряжением Правительства Российской Федерации от 14.12.2005 N 2225-р.
6. Стратегия социально-экономического развития Самарской области на период до 2020 года, одобренная постановлением Правительства Самарской области от 09.10.2006 N 129.
7. Прогноз социально-экономического развития Самарской области на 2010 - 2012 годы, одобренный постановлением Самарской Губернской Думы от 29.10.2009 N 1224.
8. Областная целевая программа "Модернизация и развитие автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Самарской области до 2025 года", утвержденная постановлением Правительства Самарской области от 25.03.2009 N 179.
9. Областная целевая программа "Модернизация и развитие автомобильных дорог общего пользования местного значения в Самарской области на 2009 - 2015 годы", утвержденная постановлением Правительства Самарской области от 01.10.2008 N 399.
Введение
Настоящая Концепция разработана во исполнение поручения и.о. Губернатора Самарской области от 14.12.2009 N 1-49/504 в целях:
анализа современного состояния транспортного комплекса Самарской области в части обработки существующих и перспективных грузовых потоков;
выработки предложений по определению площадок под строительство объектов региональной транспортно-логистической системы (далее - РТЛС);
формирования предложений по развитию транспортно-логистического комплекса Самарской области.
Основная миссия РТЛС заключается в создании транспортно-логистического комплекса на стыке основных транспортных направлений Запад-Восток и Север-Юг, который будет выполнять роль хаба по формированию/расформированию и приему/отправлению грузов.
Главная особенность развития РТЛС по принципу хаба заключается в ориентации не на "точечное", а на зональное транспортно-логистическое обслуживание. При этом региональный транспортный узел должен располагать инфраструктурой на основе взаимодействия различных видов транспорта, включающей терминальные комплексы, автодорожную сеть, железнодорожные станции, речные порты, а также системы управления, обеспечивающие формирование оптимальных транспортно-логистических цепочек перемещения грузов и функционирующие в рамках единого информационного пространства.
Стратегически в рамках системы международных транспортных коридоров, проходящих по территории России (далее - МТК), РТЛС обеспечит обслуживание грузовых потоков для соседних российских регионов: Пензенской, Ульяновской и Оренбургской областей, а также Республики Башкортостан и Республики Мордовия.
Создание РТЛС Самарской области с учетом указанных выше целей будет опираться на имеющуюся развитую региональную транспортную инфраструктуру, выгодное географическое расположение Самарской области в системе МТК, а также мощный потенциал промышленных предприятий.
Важнейшим функциональным назначением РТЛС Самарской области является обеспечение выхода грузовых потоков из южных портов России (Черного и Каспийского морей) на Транссибирскую магистраль с организацией эффективного транспортного обслуживания региональных рынков Поволжья и Южного Урала.
Концепция может рассматриваться в качестве модели транспортно-логистического обслуживания грузопотоков в системе Евроазиатских международных транспортных коридоров на территории России.
1. Актуальность разработки Концепции
В настоящее время в Российской Федерации реализуется Транспортная стратегия на период до 2030 года, которая определяет направления развития транспортного комплекса страны, устанавливает единую для транспортной отрасли систему приоритетов и определяет направления их реализации на отдельных видах транспорта с учетом их специфики.
Актуальность разработки Концепции заключается в том, что в настоящее время в сфере предоставления транспортно-логистических услуг Самарской области:
отсутствуют координация и взаимодействие различных видов транспорта по обслуживанию грузовых потоков;
используемые технологии по перевозке и обработке грузов не отвечают современным требованиям эффективного функционирования в условиях рынка;
уровень информатизации транспортных процессов и информационного взаимодействия различных видов транспорта недостаточно высокий;
в слабой степени используется выгодное географическое положение Самарской области, возможности ее транспортных коммуникаций для обработки грузовых потоков, в первую очередь азиатско-европейского направления.
Кроме того:
пропускная способность дорожно-уличной сети крупных городов области практически исчерпана;
необходима техническая перевооруженность железнодорожных станций, осуществляющих грузовую работу;
оборудование, используемое в речных портах Самарской области, морально и физически устарело (срок службы используемого оборудования более 40 лет, физический износ составляет 90-100%);
строительство терминально-логистических и складских комплексов на территории городских округов приводит к нерациональному использованию земельного фонда.
Вышеперечисленные проблемы приводят к тому, что:
потребители транспортно-логистических услуг не получают необходимого уровня сервиса при осуществлении операций, связанных с транспортировкой и хранением груза;
увеличиваются сроки доставки и обработки грузов;
увеличиваются транспортные издержки и, как следствие, повышается стоимость конечного потребительского продукта;
наличие большегрузного транспорта на улицах городов области и нерациональное размещение складских комплексов в городской черте приводят к повышению уровня загрязненности окружающей среды.
Одним из вариантов решения перечисленных проблем является планомерное создание на территории Самарской области комплекса взаимоувязанных по функциональному назначению современных объектов транспортно-логистической инфраструктуры по обработке грузопотоков на основе взаимодействия речного, железнодорожного, автомобильного и воздушного видов транспорта.
2. Характеристика транспортного узла Самарской области
Самарская область занимает выгодное географическое положение, находясь на пересечении важнейших МТК "Север-Юг" и "Запад-Восток". По территории области протекает главная водная артерия европейской части России - река Волга.
Транспортный узел Самарской области является одним из крупнейших в России и обладает высоким логистическим потенциалом в направлении грузопотоков между основными макроэкономическими полюсами - странами Европейского Союза и Азиатско-Тихоокеанского региона.
В структуре транспортно-логистической системы России Самарский транспортный узел, представленный всеми видами транспорта, за исключением морского, имеет возможность обслуживать российские и международные грузопотоки из/в Казахстан, Среднюю и Юго-Восточную Азию, Европу и Китай.
Федеральной целевой программой "Развитие транспортной системы России (2010 - 2015 годы)" предусматривается в среднесрочной перспективе открытие Единой глубоководной системы европейской части Российской Федерации для прохода судов под флагом иностранных государств. В этой связи использование внутренних водных путей в системе МТК "Север - Юг", включая Волго-Балтийскую водную систему, позволит осуществлять перевозки грузов судами типа "река-море" в направлении Северной Европы и стран Каспийского региона, а также с выходом в Черное море и далее на Дунай. Развитие МТК "Север - Юг" является альтернативой морскому маршруту, соединяющему Европу и страны Персидского залива и Индийского океана.
В соответствии со Стратегией развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года Транссибирская железнодорожная магистраль становится ключевым звеном системы российских железных дорог в обеспечении транспортных связей между Европой и Азией. Естественным продолжением Транссибирской железнодорожной магистрали является МТК "Запад - Восток", который связывает Россию со странами Европы.
В системе МТК "Запад - Восток" функционируют автомобильная дорога федерального значения М-5 "Урал" и Куйбышевская железная дорога, по которым перевозятся грузы из Европы на Урал и в Сибирь, Казахстан и Китай. В среднесрочной перспективе ожидается рост объемов торговли европейских стран с Республикой Корея, Японией, северными и северо-восточными районами Китая.
Плодотворным для Самарской области может стать сотрудничество России с Казахстаном с целью привлечения объемов торговли между западными регионами Китая и европейскими странами.
В рамках развития транспортной системы России основными задачами Самарской области по созданию транспортно-логистической инфраструктуры являются:
повышение привлекательности инвестиционных проектов, реализуемых на территории Самарской области;
обеспечение согласованного развития объектов транспортной, складской и таможенной инфраструктуры области для организации беспрепятственного процесса обработки грузов;
организация взаимодействия между различными видами транспорта и терминальными комплексами, основанного на логистических принципах и совершенствовании информационного обеспечения;
оптимизация процесса транспортировки грузов с целью снижения транспортных издержек в конечной стоимости товаров;
развитие приграничного сотрудничества, освоение новых внутренних и международных рынков;
привлечение российских и части внешнеторговых грузопотоков для обработки их на территории Самарской области.
2.1. Общая характеристика грузо- и товаропотоков Самарской области
По данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Самарской области (далее - Облстат), общий объем перевезенных грузов за 2009 год транспортом общего пользования (без учета трубопроводного) составил 32,59 млн. тонн, что составляет 85,5% от объема перевозок за 2008 год (38,1 млн. тонн).
Таблица 1
Перевозки грузов по видам транспорта
общего пользования (млн. тонн)
|
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
Железнодорожный В том числе: |
17,6 |
25,3 |
29,9 |
27,4 |
24,1 |
23,9 |
24,8 |
22,1 |
19,34 |
нефтяные грузы |
10,3 |
18,2 |
22,9 |
19 |
14,1 |
15,2 |
15,2 |
13,6 |
11,84 |
сухие грузы |
7,30 |
7,10 |
7,00 |
8,40 |
10,00 |
8,70 |
9,60 |
8,50 |
7,5 |
Автомобильный В том числе: |
13,1 |
10,6 |
9,6 |
7,4 |
8,5 |
9,4 |
9,4 |
9,6 |
8,65 |
нефтяные грузы |
0,05 |
0,06 |
0,27 |
0,55 |
2,07 |
1,55 |
0,76 |
0,76 |
0,69 |
сухие грузы |
13,05 |
10,54 |
9,33 |
6,85 |
6,43 |
7,85 |
8,64 |
8,84 |
7,96 |
Внутренний водный В том числе: |
8 |
8,6 |
8,9 |
9 |
7 |
6,9 |
9 |
6,4 |
4,6 |
нефтяные грузы |
4,3 |
4,2 |
4,6 |
4,9 |
2,4 |
1,8 |
3,4 |
1,3 |
0,9 |
сухие грузы |
3,70 |
4,40 |
4,30 |
4,10 |
4,60 |
5,10 |
5,60 |
5,10 |
3,7 |
Итого |
38,7 |
44,5 |
48,4 |
43,8 |
39,6 |
40,2 |
43,2 |
38,1 |
32,59 |
В том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
нефтяные грузы |
14,65 |
22,46 |
27,77 |
24,45 |
18,57 |
18,55 |
19,36 |
15,66 |
13,43 |
сухие грузы |
24,05 |
22,04 |
20,63 |
19,35 |
21,03 |
21,65 |
23,84 |
22,44 |
19,16 |
В 2009 году, по данным Облстата и министерства экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области, в Самарской области отгружено товаров собственного производства на сумму 540,4 млрд. рублей. Структура отгруженных товаров собственного производства по городским округам в Самарской области показана на рис.2.
Ежегодно грузовой терминал международного аэропорта "Курумоч" обрабатывает порядка 3 тыс. тонн груза. За 6 месяцев 2010 года объемы обработки груза по отношению к предыдущему году увеличились на 21,1% (рис.3).
В структуре прибывшего в международный аэропорт "Курумоч" груза наибольшую долю (85,4%) составляют товары народного потребления, оборудование, запчасти, документы и почта (рис.4).
В структуре отправленного груза наибольшую долю (86,5 %) составляют документы, подшипники, оборудование, запчасти, товары народного потребления и почта (рис.5).
По экспертным оценкам, наиболее загруженными участками железнодорожной сети Куйбышевской железной дороги по транзитным грузоперевозкам в Самарской области являются станции Сызрань, Октябрьск, Кинель (рис.6), по экспорту - станция Химзаводская (рис.7), по работе с контейнерами - станции Безымянка и Химзаводская (рис.8).
В целом наиболее загруженными по погрузке-выгрузке является участок Самара - Октябрьск, а по транзитному движению - широтное направление Кинель - Самара - Сызрань.
Основной объем грузовых перевозок автомобильным транспортом в пределах Самарской области осуществляется по автодорогам М-5 "Урал", "Самара-Оренбург", "Самара-Ульяновск".
По данным маркетингового исследования и анализа рынка грузового автотранспорта и сопутствующей инфраструктуры города Самары и Самарской области, проведенного группой компаний "Step by Step", средняя интенсивность движения автотранспорта на 1 января 2008 года составляет:
по автодороге федерального значения М-5 "Урал" до 12 тыс. (среднее значение) транспортных средств в сутки;
по автодороге "Самара-Оренбург" до 5 тыс. единиц транспортных средств в сутки.
Экспертные оценки интенсивности движения автомобильного транспорта в сутки по другим дорогам области следующие:
автомобильная дорога "Самара - Бугуруслан" - до 16 тыс. единиц транспорта в Кинельском и Кинель-Черкасском районах и 3,5 тыс. - в Похвистневском районе;
автомобильная дорога "Ульяновск - Димитровград - Самара" - 4 тыс. единиц;
автомобильная дорога "Кинель - Богатое - Борское" - до 6,1 тыс. единиц;
автомобильная дорога "Тольятти - Ягодное" - более 4 тыс. единиц;
автомобильная дорога "Клявлино - Шентала" - до 2,2 тыс. единиц;
дорога "Урал - Сергиевск - Челно-Вершины" - 2,1 тыс. единиц автомобилей.
За период с 2001 по 2008 год интенсивность перевозок грузов (в миллионах тонно-километров на один километр длины путей) автомобильным транспортом возросла более чем в 1,5 раза, парк грузовых автомобилей увеличился на 14,3% и составил на 1 января 2009 года более 110 тыс. машин.
2.2. Объем и структура межрегиональных грузопотоков
Товарооборот Самарской области с регионами Российской Федерации в 2008 году составил 380,7 млрд. рублей, что на 14,2% выше уровня 2007 года.
По данным Облстата, в 2008 году в регионы Российской Федерации из Самарской области было вывезено 799 тыс. тонн контейнеропригодных грузов производственно-технического назначения и 215 тыс. тонн товаров народного потребления, а из российских регионов в Самарскую область было ввезено 2,4 млн. тонн грузов производственно-технического назначения и 727 тыс. тонн товаров народного потребления.
По географии ввоза в Самарскую область товаров народного потребления лидируют Московская область (27%), г. Москва (12%), Ленинградская область (10%), Ульяновская область (6%), что объясняется сложившейся таможенной практикой.
В географии вывоза преобладают г. Москва (17%), Республика Татарстан и Республика Башкортостан (6% и 5%), Краснодарский край, Нижегородская и Ростовская области (по 4%).
2.3. Внешнеторговые грузопотоки
Объем экспортных грузопотоков контейнеропригодных грузов в Самарской области в 2008 году составил 3277 тыс. тонн, а объем импорта - 1174 тыс. тонн.
На рис.12 представлен анализ направлений экспортных и импортных грузопотоков.
2.4. Прогнозные расчеты грузопотоков
Прогнозные расчеты грузопотоков (таблица 2) осуществлены в соответствии с материалами Министерства экономического развития Российской Федерации, учитывающими тенденции развития мировой экономики, внешнеэкономической конъюнктуры и итоги развития российской экономики за январь-ноябрь 2009 года.
В качестве вероятного варианта для расчета прогнозных показателей грузопотока, учитывающего более благоприятную внешнеэкономическую конъюнктуру, был принят умеренно-оптимистичный сценарий развития российской экономики.
Таблица 2
Прогноз объема межрегиональных
и экспортно-импортных перевозок
|
2008 |
2012 |
2015 |
2020 |
2020 к 2008 |
Межрегиональные перевозки |
|
|
|
|
|
вывоз продукции производственно-технического назначения, тыс. т |
799 |
780,16 |
885,19 |
962,95 |
1,21 |
вывоз товаров народного потребления, тыс. т |
215 |
209,93 |
238,19 |
259,12 |
1,21 |
Вывоз всего, тыс. т |
1014 |
990,09 |
1123,38 |
1222,07 |
|
ввоз продукции производственно-технического назначения, тыс. т |
2487 |
2428,35 |
2755,27 |
2997,32 |
1,21 |
ввоз продуктов товаров народного потребления, тыс. т |
727,9 |
710,74 |
806,42 |
877,26 |
1,21 |
Ввоз всего, тыс. т |
3214,9 |
3139,09 |
3561,69 |
3874,58 |
|
Экспорт-импорт, тыс. т |
|
|
|
|
|
экспорт |
3277 |
2790,39 |
3284,05 |
3660,78 |
1,12 |
импорт |
735,8 |
691,54 |
823,63 |
925,43 |
1,26 |
Экспорт-импорт всего |
4012,8 |
3481,93 |
4107,68 |
4586,21 |
|
Всего, тыс. т |
8241,7 |
7611,11 |
8792,75 |
9682,86 |
1,17 |
Итого, тыс. TEUs |
549 |
507 |
586 |
646 |
1,17 |
Перевозка грузов всеми видами транспорта (без учета нефтеналивных грузов), млн. тонн |
22,4 |
21,47 |
24,36 |
26,5 |
1,19 |
2.4.1. Прогноз грузопотоков в направлении Китай - Европа
Для развития транспортно-логистической системы Самарской области и ее интеграции в международные транспортные коридоры значительный интерес представляет развитие международного транспортного маршрута "Западная Европа - Западный Китай", проходящего по территории Республики Казахстан.
Главное преимущество использования данного маршрута заключается в существенном сокращении расстояний и времени доставки грузов.
Так, при осуществлении грузовых перевозок между Европой и Китаем через Казахстан расстояние уменьшается в два раза по сравнению с морским путем и на тысячу километров по сравнению с транзитом по железной дороге по территории России.
Прогнозируемый объем грузопотоков в направлении Китай - Европа через Самарскую и Оренбургскую области, рассчитанный по данным Министерства экономического развития Российской Федерации, в 2015 году составит 7,8 млн. тонн (517 тыс. TEUs), а к 2020 году возрастет до 10,9 млн. тонн (726 тыс. TEUs).
3. Цели и задачи развития РТЛС Самарской области
Основная цель - создание на основе существующего транспортного комплекса Самарской области современной логистической инфраструктуры, состоящей из системы транспортно-грузовых и логистических центров, обеспечивающих прием, хранение, перевалку и распределение товаров и грузов как по территории Самарской области, так и соседних регионов, что будет способствовать:
развитию транспортно-логистической и товарно-распределительной инфраструктуры Самарской области;
реализации государственной политики по развитию внутренних водных путей и портовой инфраструктуры по обработке грузопотоков;
содействию структурной реформе, проводимой на железнодорожном транспорте и направленной на повышение эффективности работы железной дороги по перевозке грузов;
привлечению международных грузопотоков и развитию внешнеторговых и межрегиональных связей в Самарском регионе;
увеличению доли вклада транспортной отрасли в произведенном валовом региональном продукте за счет создания современных объектов транспортной инфраструктуры;
получению синергетического эффекта в экономике регионов, входящих в зону действия РТЛС.
Основная задача - создать на территории Самарской области современный грузообрабатывающий комплекс, который позволит:
создать новые рабочие места для населения;
увеличить налоговые поступления в бюджеты всех уровней;
на условиях взаимовыгодного сотрудничества объединить существующие инфраструктурные комплексы по обработке грузопотоков различных видов транспорта;
осуществить строительство новых и модернизацию существующих объектов транспортной инфраструктуры Самарской области;
предоставить клиентам современный уровень обслуживания;
реализовать государственную политику по развитию внутренних водных путей России;
создать единое информационное пространство для всех участников перевозочного процесса за счет внедрения современных транспортно-логистических и информационных технологий;
уменьшить вредное воздействие транспорта на окружающую среду за счет внедрения современной техники, технологии перевозочного процесса и системы управления производством.
Основными результатами развития РТЛС Самарской области являются увеличение скорости товародвижения, сокращение логистических издержек в цепях поставок, обеспечение опережающих темпов роста грузопотоков.
4. Структура транспортно-логистической системы Самарской области
РТЛС Самарской области представляет собой совокупность взаимосвязанных объектов различных видов транспорта, автодорожной сети и терминально-логистических комплексов. В связи с этим при реализации Концепции необходимо предусмотреть проведение мероприятий по реконструкции (модернизации) и строительству объектов: речного (Самарский и Тольяттинский речные порты), воздушного (международный аэропорт "Курумоч") и железнодорожного видов транспорта, терминально-логистических центров и автодорожного хозяйства (автомобильные дороги федерального, регионального и межмуниципального значения, мостовые переходы и транспортные развязки).
Для решения задачи по обеспечению согласованного развития объектов транспортной инфраструктуры различных видов транспорта, сети автомобильных дорог, терминально-складской инфраструктуры необходима реализация следующих инвестиционных проектов:
реконструкция и модернизация международного аэропорта "Курумоч" (далее - проект "Аэродром Курумоч");
реконструкция (строительство) и модернизация объектов инфраструктурного комплекса международного аэропорта "Курумоч" (далее - проект "Курумоч");
строительство мостового перехода "Фрунзенский" в г.о. Самара (далее - проект "Фрунзенский");
строительство автомобильной дороги "Автодорожный маршрут "Центр-Поволжье-Урал" с мостовым переходом через реку Волга" (далее - проект "Центр-Поволжье-Урал");
строительство автомагистрали "Центральная" (далее - проект "Магистраль "Центральная");
строительство транспортной развязки на пересечении Южного и Обводного шоссе в г.о. Тольятти.
4.1. Воздушный транспорт
В рамках реализации проекта "Курумоч" предусматривается строительство нового современного грузового авиационного терминала мощностью 25 тыс. тонн, что позволит позиционировать международный аэропорт "Курумоч" в качестве грузового аэропорта по Приволжскому федеральному округу со следующими функциями:
грузовой аэропорт для импорта (экспорта) грузов в Самарскую область из Европы и Юго-Восточной Азии;
грузовой международный аэропорт для перевалки (обработки) грузов, поступающих из Европы и Юго-Восточной Азии и направляемых в Центральную Азию и регионы России;
грузовой международный аэропорт для перевалки (обработки) грузопотоков на маршруте Европа-Азия;
аэропорт технических (транзитных) остановок;
аэропорт для технического обслуживания воздушных судов.
Создание авиационного грузового терминала на базе международного аэропорта "Курумоч" невозможно без завершения работ по проекту "Аэродром Курумоч", финансирование которого осуществляется в рамках реализации федеральной целевой программы "Развитие транспортной системы России (2010 - 2015 годы)".
Этим проектом предусматривается реконструкция объектов аэродромной инфраструктуры, являющихся федеральной собственностью, включая работы по реконструкции рулежных дорожек, искусственных взлетно-посадочных полос, водосточно-дренажной сети, светосигнального оборудования.
В настоящее время международный аэропорт "Курумоч" способен принимать воздушные суда всех типов без ограничений, для обеспечения отправки воздушных судов всех типов без ограничения по взлетной массе необходимо предусмотреть удлинение искусственной взлетно-посадочной полосы (ИВПП-2) с 3001 до 3500 м.
На стадии разработки предпроектной и проектной документации по созданию авиационного грузового терминала на территории Самарской области следует рассмотреть возможность использования аэродромов "Безымянка" и "Смышляевка".
Строительство авиационного грузового терминала следует осуществлять на территории международного аэропорта "Курумоч" или в непосредственной близости к нему, чтобы в полной мере использовать существующую железнодорожную инфраструктуру и автодорожную сеть, а именно федеральную автомобильную дорогу М-5 "Урал" и автомобильную дорогу "Обводная г. Самары от "Урал" до "Самара-Волгоград".
4.2. Водный транспорт
На территории Самарской области расположены три речных порта: Самарский речной порт, Сызранский речной порт - филиал Самарского речного порта и Тольяттинский речной порт.
Грузоподъемное оборудование речных портов морально и физически устарело (срок службы используемого оборудования более 40 лет, физический износ составляет 90-100%), существующая нагрузка на причальные стенки не позволяет использовать современную технику для обработки грузов (погрузка, разгрузка, перемещение 20 и 40-футовых контейнеров).
Речные порты Самарской области расположены на территории городских округов, что создает значительные сложности, связанные с транспортировкой грузов как автомобильным, так и железнодорожным транспортом.
В рамках реализации Концепции необходимо предусмотреть мероприятия:
по техническому переоснащению речных грузовых портов;
по укреплению или строительству новых причальных стенок;
по закрытию существующих речных грузовых портов и их строительству с учетом перспектив развития автодорожной сети и планов ОАО "РЖД" по созданию терминальных комплексов на Куйбышевской железной дороге.
4.3. Железнодорожный транспорт
В соответствии с Концепцией развития терминально-складской деятельности ОАО "РЖД" проводит работы по созданию системы современных терминально-логистических центров (далее - ТЛЦ) на сети российских железных дорог. Самарская область вошла в первую очередь (15 объектов по России) создания перспективной сети ТЛЦ.
Структурное подразделение ОАО "РЖД" Центр по развитию терминалов предполагает осуществить мероприятия по созданию современного терминально-логистического комплекса на базе объектов инфраструктуры ОАО "РЖД" в Самарской области, включая работу по подготовке к учреждению компании по строительству и организации работы комплекса.
Концепцией развития терминально-складской деятельности ОАО "РЖД" предполагается создание "сухого порта" - терминала, расположенного вне границ территории речного порта, связанного с ним единой технологией обработки грузов, за счет которой обеспечивается вывод с территории порта операций, не связанных с перевалкой грузов с речного транспорта.
Таким образом, предложение ОАО "РЖД" заключается в формировании тыловой инфраструктуры для обслуживания грузового речного района с позиции оптимизации технологии обработки грузопотока железнодорожным и автомобильным транспортом.
4.4. Терминально-логистическая инфраструктура
В соответствии с пространственным развитием Самарской области перспективными точками экономического и инновационного роста являются Ставропольский, Красноярский, Волжский, Кинельский, Сызранский районы, находящиеся вблизи крупных промышленных центров.
Социально-экономическими предпосылками строительства объектов РТЛС Самарской области являются:
недостаточная пропускная способность улично-дорожной сети г. Самары, что не позволяет обеспечить необходимой интенсивности движения большегрузного автомобильного транспорта и возможности подачи контейнерных поездов под их погрузку/разгрузку на речные суда;
необходимость централизации и выноса обработки грузопотоков за пределы г. Самары - закрытие Самарского грузового порта и сокращение объемов грузовой работы с контейнерами на железнодорожной станции Безымянка;
целесообразность размещения ТЛЦ в зоне транспортной доступности населения городов Самарской области;
привлечение более дешевой рабочей силы для строительства и обеспечения конкурентоспособности предоставляемых услуг;
необходимость обеспечения гармоничного развития всех городов и районов области;
снижение экологической нагрузки на жилые районы;
использование земельных участков под строительство объектов РТЛС Самарской области, имеющих минимальные обременения по земле.
На основании вышеизложенного, результатов проведенного анализа и прогнозных расчетов грузопотоков, а также с учетом наличия существующих объектов железнодорожного, воздушного, водного транспорта и сети автомобильных дорог, определены следующие предпочтительные зоны для потенциального расположения ТЛЦ (рис.13):
Самарский (Самара-Кинель-Новокуйбышевск-Чапаевск) - ориентирован на обработку грузопотока в направлении стран Средней Азии, городов Ростов-на-Дону, Саратов, Волгоград, Москва, Санкт-Петербург, Южного Урала, Транссиба;
Тольяттинский (Тольятти-Жигулевск) - ориентирован на обработку потоков грузов в направлениях севера и северо-запада, а также Северного, Южного и Балтийского бассейнов;
Сызранский (Сызрань - Октябрьск) - ориентирован на обработку и перевалку грузов в направлении "Украина-Транссиб". Данный узел сможет обслуживать речные и морские перевозки в южном и юго-западном направлениях, а также перевозки в направлениях Каспийского моря, Средиземноморского и Черноморского бассейнов.
4.5. Объекты РТЛС Самарской области
4.5.1. ТЛЦ-1
ТЛЦ-1 будет располагаться в районе 24 километра региональной автомобильной дороги "Самара-Пугачев-Энгельс-Волгоград", в непосредственной близости от железной дороги, площадь участка - 1х4 км (400 Га).
Предполагаемый состав объектов:
таможенный комплекс (региональный центр таможенного оформления, сертификационный центр, склады временного хранения (далее - СВХ) для грузов группы FMCG и грузов промышленного назначения, контейнерный терминал, в том числе для опасных, скоропортящихся, крупнотоннажных и негабаритных грузов и т.п.);
складской комплекс (класс "А", "В");
мультимодальный контейнерный терминал, позволяющий принимать и обрабатывать регулярные контейнерные поезда, контейнерный сервис-центр;
модуль автомобильного транспорта - стоянки для грузовых и легковых автомобилей, автозаправочные станции, автомобильные газонаполнительные компрессорные станции, станции технического обслуживания, объекты бытового обслуживания водителей и др.;
распределительный центр для товаров группы FMCG (межрегиональный оптовый рынок) и промышленного назначения;
деловой центр для размещения офисов компаний, обслуживающих ТЛЦ (логистические, терминальные и складские операторы, экспедиторы, транспортные, страховые, финансовые, рекламные, сервисные компании, таможенные брокеры и др.);
гостиницы, мотели, развлекательный и спортивно-оздоровительный комплексы;
железнодорожное путевое развитие (модернизация существующего путевого развития в целях обеспечения грузовой пропускной способности железнодорожной станции, пассажирской платформы для доставки рабочей силы);
обеспечивающая инженерная инфраструктура (энерго-, водо- и газоснабжение, канализация);
автомобильные подходы.
Основные производственные показатели:
годовая мощность ТЛЦ-1 - 4 млн. тонн (270 тыс. TEU/год);
площадь складского комплекса (без учета открытых площадок) - 120-150 тыс. м2, в том числе СВХ не менее 15 тыс. м2;
площадь региональных распределительных складов - 20-25 тыс. м2;
общая площадь помещений делового центра не менее 5 тыс. м2.
На сегодняшний день площадка для строительства терминала представляет собой земельный участок сельскохозяйственного назначения (земли совхоза Молодогвардейский), не оборудованный необходимой коммунальной и транспортной инфраструктурой, на котором не располагаются какие-либо объекты недвижимости. С целью обеспечения возрастающей пропускной способности автомобильных дорог и необходимостью выезда на них автомобильного транспорта должно быть предусмотрено строительство подъездных автомобильных дорог, транспортной развязки и реконструкция существующих автомобильных дорог регионального значения "Самара-Пугачев-Энгельс-Волгоград" и "Обводная г. Самары от "Урал" до "Самара-Волгоград". Для использования указанной площадки в целях строительства ТЛЦ-1 требуется перевод земель в иную категорию, кроме того, необходима модернизация объектов железнодорожной инфраструктуры.
Строительство ТЛЦ-1 необходимо осуществлять с участием ОАО "РЖД". Основы взаимоотношений Правительства Самарской области и ОАО "РЖД" при создании ТЛЦ-1 требуют отдельной проработки.
4.5.2. ТЛЦ-2
ТЛЦ-2 будет располагаться в 40 км от г. Самары, рядом с крупной железнодорожной сортировочной станцией Кинель, автомобильными дорогами регионального значения "Самара-Бугуруслан", "Кинель-Богатое-Борское" и федеральной трассой М-5 "Урал".
Функциональное назначение - мультимодальный терминал, предназначенный для обработки грузов железнодорожного и автомобильного транспорта и контейнерных поездов.
Предполагаемый состав объектов:
складской комплекс (класс "А", "В");
мультимодальный контейнерный терминал, позволяющий принимать и обрабатывать регулярные контейнерные поезда;
модуль автомобильного транспорта - стоянки для грузовых и легковых автомобилей, автозаправочные станции, автомобильные газонаполнительные компрессорные станции, станции технического обслуживания, объекты бытового обслуживания водителей и др.;
распределительный центр для товаров группы FMCG (региональный оптовый рынок) и промышленного назначения;
деловой центр для размещения офисов компаний, обслуживающих ТЛЦ (логистические, терминальные и складские операторы, экспедиторы, транспортные, страховые, финансовые, рекламные, сервисные компании и др.);
рекреационная зона (гостиницы, мотели);
автотранспортные подходы.
Основные производственные показатели:
годовая мощность ТЛЦ-2 - 1,2 млн. тонн (80 тыс. TEU/год);
площадь складского комплекса (без учета открытых площадок) - 80 тыс. м2, в том числе СВХ не менее 3 тыс. м2;
площадь региональных распределительных складов - 15 тыс. м2;
общая площадь помещений делового центра не менее 2 тыс. м2.
При определении месторасположения ТЛЦ-2 рассматриваются существующий логистический комплекс ОАО "Средневолжская логистическая компания" (далее - СЛК) и земельный участок в районе населенных пунктов Язевка, Угорье.
СЛК работает на рынке логистических услуг с 2004 года, ее годовая мощность по обработке грузов составляет 1 млн. тонн. Площадка, на которой расположена компания, полностью обеспечена инженерными коммуникациями, общая площадь составляет 22,7 га. На территории СЛК располагаются:
терминал класса А - 55 000 м2;
терминал класса B - 25 000 м2;
контейнерная площадка с подкрановыми путями площадью 8 400 м2, производственная мощность контейнерного терминала 120 контейнеров в сутки;
СВХ общей площадью 740 м2, расположен в закрытом помещении терминала класса "В".
Для использования указанной площадки в целях строительства объекта РТЛС необходимо:
заключить соглашение о сотрудничестве (договор о совместной деятельности) с СЛК, предусматривающее расширение существующей площадки;
открыть железнодорожную станцию Кинель по работе с контейнерами;
провести реконструкцию автомобильной дороги на село Богатое с целью обеспечения беспрепятственного подъезда к комплексу.
Площадка для строительства терминала в районе населенных пунктов Язевка, Угорье представляет собой земельный участок сельскохозяйственного назначения, на сегодняшний день не оборудованный необходимой коммунальной и транспортной инфраструктурой, на котором не располагаются какие-либо объекты недвижимости, площадь участка - 3х4 км (1200 га). Указанная площадка находится на расстоянии 6 км от станции Тургеневка и в 4 км от станции Кинель.
4.5.3. ТЛЦ-3
ТЛЦ-3 будет ориентирован на обработку грузов трех видов транспорта: речного, железнодорожного и автомобильного. Основная задача - взаимодействие с ТЛЦ-1 в части обеспечения обработки грузопотока, следующего водным путем.
При определении месторасположения ТЛЦ-3 предлагается рассмотреть вариант строительства нового грузового порта в устье реки Самара на земельном участке протяженностью не менее 1,3 км и общей площадью 30-50 га.
Требуемый объем работ:
строительство причальной стенки;
строительство тыловой зоны порта для обработки 20 и 40-футовых контейнеров;
строительство современного контейнерного и складского комплекса;
оснащение соответствующим грузоподъемным оборудованием контейнерного терминала;
строительство железнодорожного путевого хозяйства;
строительство автомобильных подходов к автомобильной дороге "Самара-Волгоград" и реализация проекта "Фрунзенский".
Основные производственные показатели:
годовая мощность ТЛЦ-3 - 3 млн. тонн (100 тыс. TEU/год);
площадь складского комплекса (без учета открытых площадок):
терминалы класса "А" - 20 000 м2;
склад-морозильник - 10 000 м2;
контейнерный терминал, включающий контейнерную площадку - 15 000 м2, зону приема контейнерных поездов - 65 000 м2, объекты для ремонта контейнеров;
площадь региональных распределительных складов - 10 тыс. м2;
общая площадь помещений делового центра не менее 2 тыс. м2.
Строительство ТЛЦ-3 возможно при совместном участии ОАО "Самарский речной порт" и ОАО "РЖД". Основа их взаимоотношений и механизмы реализации проекта требуют отдельной проработки.
4.5.4. ТЛЦ-4
ТЛЦ-4 - мультимодальный грузовой перекресток, который ориентирован на обработку грузов трех видов транспорта: речного, железнодорожного (сортировочные станции Сызрань и Октябрьск) и автомобильного.
При определении месторасположения ТЛЦ-4 рассматриваются следующие варианты:
Сызранский речной порт - филиал ОАО "Самарский речной порт";
строительство нового грузового порта в районе г. Октябрьск.
Строительство ТЛЦ-4 в Сызранском речном порту потребует коренной перестройки существующей портовой и железнодорожной инфраструктуры.
Объем работ по реконструкции и модернизации:
вынос причальной стенки на 10-15 м в акваторию реки Волга;
строительство дамбы или ежегодное проведение дноуглубительных работ на фарватере;
проведение реконструкции причальной и тыловой зоны порта для обработки 20 и 40-футовых контейнеров;
строительство современного контейнерного и складского комплекса;
оснащение соответствующим грузоподъемным оборудованием контейнерного терминала;
открытие таможенного поста;
реконструкция железнодорожного путевого хозяйства;
реконструкция автомобильных подходов к федеральной автомобильной дороге М-5 "Урал" и реализация проекта по строительству объекта "Автодорожный маршрут "Центр-Поволжье-Урал" с мостовым переходом через реку Волга".
Площадь земельного участка, занимаемая Сызранским речным портом, не превышает 8 га.
Земельный участок под строительство ТЛЦ-4 в районе г. Октябрьск площадью 69,1 га находится в собственности ООО "Гранд".
Требуемый объем работ:
строительство причальной стенки;
строительство тыловой зоны порта для обработки 20 и 40-футовых контейнеров;
строительство современного контейнерного и складского комплекса;
оснащение соответствующим грузоподъемным оборудованием контейнерного терминала;
открытие таможенного поста;
реконструкция железнодорожного путевого хозяйства;
реконструкция автомобильных подходов к федеральной автомобильной дороге М-5 "Урал" и реализация проекта по строительству объекта "Автодорожный маршрут "Центр-Поволжье-Урал" с мостовым переходом через реку Волга".
Возможные варианты сотрудничества с ООО "Гранд":
приобретение земельного участка в собственность Самарской области;
совместное участие в строительстве объекта РТЛС.
Основные производственные показатели:
годовая мощность ТЛЦ-4 - 2 млн. тонн (100 тыс. TEU/год);
площадь складского комплекса (без учета открытых площадок) - 50 тыс. м2;
площадь региональных распределительных складов - 10 тыс. м2;
общая площадь помещений делового центра не менее 2 тыс. м2.
Строительство ТЛЦ-4 возможно при совместном участии ОАО "Самарский речной порт", ООО "Гранд" и ОАО "РЖД" либо управляющей компании. Основа их взаимоотношений и механизмы реализации проекта требуют отдельной проработки.
4.5.5. ТЛЦ-5
ТЛЦ-5 будет ориентирован на обработку грузов трех видов транспорта: речного, железнодорожного и автомобильного для городов Тольятти и Жигулевск.
При определении месторасположения ТЛЦ-5 рассматриваются следующие варианты:
территория речного порта города Тольятти;
территория особой экономической зоны промышленно-производственного типа в муниципальном районе Ставропольский.
Предпочтительным является размещение ТЛЦ-5 на территории особой экономической зоны промышленно-производственного типа, когда организация мультимодальных перевозок с участием автомобильного, железнодорожного и речного транспорта осуществляется с использованием инфраструктуры грузовых причалов Тольяттинского речного порта.
Объем работ по реконструкции и модернизации:
проведение реконструкции причальной и тыловой зоны порта для обработки 20 и 40-футовых контейнеров (технически возможна обработка регулярных контейнерных поездов);
модернизация складского комплекса;
оснащение соответствующим грузоподъемным оборудованием контейнерного терминала;
реконструкция железнодорожного путевого хозяйства;
реконструкция автомобильных подходов.
Основные производственные показатели:
годовая мощность ТЛЦ-5 - 2,5 млн. тонн (100 тыс. TEU/год);
площадь складского комплекса (без учета открытых площадок) - 20 тыс. м2;
площадь региональных распределительных складов - 10 тыс. м2;
общая площадь помещений делового центра не менее 2 тыс. м2.
Строительство ТЛЦ-5 возможно при совместном участии ЗАО "Куйбышевазот" и ОАО "РЖД". Основы их взаимоотношений и механизмы реализации проекта требуют отдельной проработки.
4.5.6. ТЛЦ-6
ТЛЦ-6 - это авиационный грузовой терминал, расположенный на территории международного аэропорта "Курумоч" или в непосредственной близости от него.
ТЛЦ-6 будет ориентирован на обработку грузов трех видов транспорта: воздушного, железнодорожного и автомобильного.
Основное функциональное назначение:
обработка экспортно-импортного грузопотока из Европы и Юго-Восточной Азии в Самарскую область;
перевалка (обработка) грузов, поступающих из Европы и Юго-Восточной Азии и направляемых в Центральную Азию и регионы России;
перевалка (обработка) грузопотоков на маршруте Европа-Азия;
обеспечение технического обслуживания воздушных судов.
Объем работ по строительству ТЛЦ-6 будет осуществлен в рамках реализации инвестиционного проекта "Курумоч".
В процессе проведения работ по строительству ТЛЦ-6 потребуется осуществить:
строительство подъездных железнодорожных путей;
строительство автомобильных подходов к федеральной автомобильной дороге М-5 "Урал" и реконструкцию автомобильной дороги "Обводная г. Самары от "Урал" до "Самара-Волгоград".
Основные производственные показатели:
годовая мощность ТЛЦ-6: первая очередь - 10 тыс. тонн, вторая - 25 тыс. тонн;
площадь складского комплекса - 6 тыс. м2;
общая площадь помещений делового центра не менее 2 тыс. м2.
Общая характеристика объектов и этапы ввода их в эксплуатацию представлены в таблице 3.
Таблица 3
Производственные показатели
объектов РТЛС и этапы ввода их в эксплуатацию
Показатель |
МТЛЦ (ТЛЦ-1) |
Региональные логистические центры |
Итого |
||||
ТЛЦ-2 (Кинель) |
ТЛЦ-3 (Самарский грузовой порт |
ТЛЦ-4 (Сызрань-Октябрьск) |
ТЛЦ-5 (Тольятти) |
ТЛЦ-6 (авиационный грузовой терминал) |
|||
1-й этап |
1-й этап |
2-й этап |
3-й этап |
1-й этап |
2-й этап |
||
Проектная годовая мощность, тыс. тонн |
4000 |
1200 |
3000 |
2000 |
2500 |
10 |
12710 |
Проектная годовая мощность в контейнерном эквиваленте, тыс. TEU |
250 |
80 |
100 |
100 |
100 |
0 |
630 |
Площадь складов, м2 |
175000 |
95000 |
20000 |
60000 |
20000 |
6000 |
376000 |
Число рабочих мест |
1600 |
650 |
400 |
400 |
400 |
400 |
3850 |
Все вышеперечисленные ТЛЦ должны быть оснащены автоматизированной информационной системой, которая будет обеспечивать координацию работы объектов ТЛЦ, а также поддерживать единое информационное пространство для всех участников транспортно- логистических цепочек, в которых задействованы объекты ТЛЦ. Статистические данные по грузопотокам из этих систем должны передаваться в региональный информационный центр для дальнейшей аналитической обработки.
4.6. Автодорожная сеть
Для организации взаимодействия между различными видами транспорта и терминально-логистическими комплексами по обработке грузопотоков необходимо обеспечить беспрепятственный подъезд к ним автомобильного транспорта, что влечет за собой строительство (реконструкцию) автомобильных дорог, транспортных развязок и мостовых переходов.
Наличие сети логистических объектов, в которых концентрируется обработка грузопотоков, неизбежно приводит к изменению интенсивности движения грузового транспорта на дорогах области. В связи с этим при строительстве терминально-логистических комплексов необходимо выполнить следующий комплекс работ по реконструкции автодорожной сети.
ТЛЦ-1.Необходимо предусмотреть строительство подъездных автомобильных дорог, транспортной развязки, реконструкцию существующих автомобильных дорог регионального значения "Самара-Пугачев-Энгельс-Волгоград" и "Обводной г. Самары от "Урал" до "Самара-Волгоград" и реализацию проекта "Фрунзенский"(в настоящее время разрабатывается проектная документация).
ТЛЦ-2.Необходимо предусмотреть строительство транспортной развязки на автомобильной дороге регионального значения "Кинель-Богатое-Борское", реконструкцию прилегающего участка вышеуказанной дороги для обеспечения беспрепятственного подъезда/выезда и реализацию проекта "Магистраль "Центральная" (имеется готовая проектная документация).
ТЛЦ-3.Необходимо предусмотреть реализацию существующего проекта "Фрунзенский" (в настоящее время разрабатывается проектная документация).
ТЛЦ-4.Необходимо предусмотреть реконструкцию подъездной автомобильной дороги от терминального комплекса к федеральной трассе М-5 "Урал",
строительство транспортной развязки, реконструкцию прилегающих участков вышеуказанной федеральной трассы и реализацию существующего проекта по строительству автомобильной дороги с мостовым переходом через реку Волга в районе г. Октябрьска (в настоящее время разработано обоснование инвестиций).
ТЛЦ-5.Необходимо предусмотреть реконструкцию подъездной автомобильной дороги, входящей в улично-дорожную сеть г.о. Тольятти, от терминального комплекса к федеральной трассе М-5 "Урал" и строительство транспортной развязки на пересечении Южного и Обводного шоссе в г.о. Тольятти (имеется готовая проектно-сметная документация).
ТЛЦ-6. Необходимо предусмотреть строительство подъездной автомобильной дороги от терминального комплекса к федеральной трассе М-5 "Урал", строительство транспортной развязки.
5. Схема РТЛС Самарской области
Эффективность функционирования транспортно-логистической инфраструктуры региона зависит от рационального размещения объектов РТЛС, предназначенных для консолидации и расконсолидации грузопотоков.
Основными функциями РТЛС Самарской области являются распределительная и накопительная.
При определении схемы РТЛС Самарской области учитывались следующие аспекты:
1. Создание транспортно-логистической системы региона должно осуществляться с включением в нее вновь создаваемых и существующих объектов транспортной и логистической инфраструктуры, управляемых из единого центра, размещаемых в местах, тяготеющих к железнодорожным, автомобильным, водным и авиационным транспортным коммуникациям.
2. Транспортно-логистическая система области в рамках единого транспортного комплекса страны должна позиционироваться как крупный транспортно-логистический узел международного уровня Приволжского федерального округа с полным комплексом логистических услуг.
3. Создание РТЛС Самарской области должно быть направлено на комплексное развитие транспортно-логистической инфраструктуры, включающее:
реконструкцию и модернизацию объектов железнодорожной, речной и воздушной инфраструктуры;
оптимизацию размещения таможенных постов и складов;
строительство крупных распределительных центров для создания современной системы хранения и дистрибуции товаров для нужд области, что позволит закрыть неприспособленные старые склады, расположенные на "дорогих" городских территориях, снизить транспортную нагрузку в результате сокращения доступа в города большегрузного транспорта;
в целях улучшения обслуживания населения городов и области в целом повсеместное применение логистики в снабжении торговых сетей и предприятий области.
Итогом создания транспортно-логистической системы будет являться не только взаимоувязанная, эффективно функционирующая транспортная и терминально-складская инфраструктура, но и максимальная концентрация на ее территории инфраструктуры информационных, телекоммуникационных, маркетинговых, инжиниринговых, страховых, таможенных, торгово-посреднических и других сопутствующих сервисных услуг.
Структурная схема РТЛС с учетом вышеприведенных факторов и анализа вариантов мест размещения объектов включает два уровня (рис.14):
I уровень - международный терминально-логистический центр;
II уровень - региональные терминально-логистические центры.
Согласно проведенным исследованиям роль международного ТЛЦ отводится ТЛЦ-1, который будет располагаться в непосредственной близости к областному центру и представлять собой многопрофильный логистический объект, ориентированный на обработку грузопотока в направлении стран Средней Азии, городов Ростов-на-Дону, Саратов, Волгоград, Москва, Санкт-Петербург, а также Южного Урала и Транссиба.
Организация мультимодальных перевозок с использованием речного транспорта будет осуществляться через ТЛЦ-3 (Самарский грузовой порт).
Предполагается, что ТЛЦ-1 будет создан в виде индустриально-логистической зоны (парка), обустроенной по единому генеральному плану со всеми элементами инженерной, транспортной, деловой и социальной инфраструктуры, которые необходимы для размещения и функционирования различных производств, объектов логистической инфраструктуры, офисных и сервисных объектов, ориентированных на использование единой инфраструктуры.
Для управления производственными, информационными и финансовыми потоками РТЛС предполагается использовать информационную систему управления, которая позволит создать для клиентов и партнеров единое информационное и технологическое пространство.
Основные задачи информационной системы управления:
управление грузовыми (материальными) и сопутствующими информационными и финансовыми потоками РТЛС;
создание в сети Интернет для всех участников процесса перевозки грузов информационного транспортного портала с предоставлением информационных услуг;
формирование баз данных всех участников перевозочного процесса, создание системы единого электронного документооборота для различных видов транспорта.
6. Потенциальные участники РТЛС Самарской области
Создание РТЛС Самарской области с участием федеральных органов исполнительной власти при взаимодействии с ОАО "РЖД", Федеральной таможенной службой, бизнес-структурами позволит создать в Самарской области современный грузообрабатывающий комплекс на условиях государственно-частного партнерства, соответствующий целям и задачам Стратегии развития транспортной системы России до 2030 года, федеральной целевой программы "Развитие транспортной системы России (2010 - 2015 годы)", Стратегии развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года, Концепции развития таможенной службы.
Предполагаемые формы участия со стороны Самарской области:
разработка проектно-сметной документации на объекты инженерной инфраструктуры;
создание инженерной инфраструктуры;
выкуп отдельных земельных участков либо объектов имущественного комплекса для государственных нужд, предоставление в аренду под строительство объектов на территории терминально-логистических комплексов;
строительство и реконструкция региональных автомобильных дорог, транспортных развязок.
Предполагаемые формы участия со стороны Российской Федерации (в том числе ОАО "РЖД"):
разработка проектно-сметной документации на объекты железнодорожной и портовой инфраструктуры;
строительство железнодорожного путевого хозяйства, реконструкция и модернизация железнодорожных станций;
реконструкция объектов аэродромной инфраструктуры международного аэропорта "Курумоч" в соответствии с федеральной целевой программой "Развитие транспортной системы России (2010 - 2015 годы)";
строительство и реконструкция причальных стенок;
предоставление в аренду причальных стенок;
строительство и реконструкция федеральных автомобильных дорог, транспортных развязок.
Предполагаемые формы участия со стороны бизнес-структур:
предоставление земельных участков и портовой инфраструктуры;
разработка документации, реконструкция и строительство целевых объектов на территориях терминально-логистических центров;
предоставление на основе договора о совместной деятельности готовых объектов для их эксплуатации в составе РТЛС;
строительство внутриплощадных и подъездных автомобильных дорог, транспортных развязок.
Необходимость участия федеральных структур в реализации настоящей Концепции с правовой точки зрения обусловлена тем, что в ней предусматривается строительство и реконструкция ряда объектов, находящихся в федеральной собственности и ограниченных в обороте. К таким объектам относятся причальные стенки и иные гидротехнические портовые сооружения в портах городов Тольятти и Сызрань, инфраструктура железнодорожного транспорта, являющаяся собственностью ОАО "РЖД".
Исходя из принципа обеспечения целостного, эффективного, безопасного и качественного функционирования железнодорожного транспорта общего пользования, а также его комплексного развития, строительство и реконструкцию железнодорожного путевого хозяйства по всем предлагаемым объектам РТЛС Самарской области целесообразно осуществлять за счет средств ОАО "РЖД" с приобретением права собственности ОАО "РЖД" на построенные объекты.
Общая организационно-правовая структура РТЛС Самарской области должна быть разработана с соблюдением баланса интересов всех участников, с учетом международных стандартов структурирования подобных проектов и приемлемости данных вариантов для потенциальных иностранных партнеров, включая банки и иные финансовые структуры, поставщиков и стратегических инвесторов.
7. Результаты реализации настоящей Концепции
Основными результатами реализации настоящей Концепции являются:
создание современных грузообрабатывающих комплексов на Куйбышевской железной дороге при организации мультимодальных, в том числе и контейнерных, грузоперевозок;
реконструкция портовой инфраструктуры и создание современных мультимодальных терминалов в речных портах Самарской области;
создание авиационного грузового терминала на базе международного аэропорта "Курумоч";
увеличение скорости товародвижения и сокращение логистических издержек в цепях поставок;
повышение конкурентоспособности товаропроизводителей и транспортных предприятий Самарской области на мировых товарных рынках;
повышение инвестиционной привлекательности транспортной отрасли и региона в целом;
привлечение дополнительных объемов грузов, в том числе международных;
создание условий для развития малого и среднего бизнеса по оказанию сервисных услуг на объектах РТЛС;
создание дополнительных рабочих мест.
Создание на территории Самарской области современной транспортно-логистической инфраструктуры и авиационного грузового терминала, а также выгодное географическое положение Самарского транспортного узла и наличие высокоразвитого промышленного комплекса позволит региону взять на себя функции Приволжского интермодального логистического центра, обеспечивающего обработку экспортно-импортных, внутрироссийских и международных грузопотоков на основе взаимодействия четырех видов транспорта, и обеспечить его вхождение в систему по обслуживанию грузопотоков международных транспортных коридоров и грузопотока в направлении Китай-Европа.
РТЛС Самарской области позволит решить задачи по:
управлению транспортными грузовыми потоками, проходящими по территории области;
осуществлению контроля за движением крупнотоннажного автомобильного транспорта.
Наличие сети крупных центров по обработке грузопотоков позволит:
разгрузить улично-дорожную сеть городов области;
рационально использовать земельные фонды;
упорядочить процесс доставки грузов в торговую сеть в вечернее и ночное время.
Все проводимые мероприятия по созданию РТЛС Самарской области направлены на повышение качества жизни населения области, улучшение экологической обстановки и социально-экономическое развитие региона.
8. Укрупненный организационный план работ по созданию РТЛС Самарской области
Укрупненный организационный план работ по созданию РТЛС Самарской области включает следующие этапы:
1. Разработка объектов и бизнес-плана (функциональное зонирование) РТЛС Самарской области.
2. Подготовка документов по земельным участкам - резервирование, проведение кадастровых работ, перевод земель в другую категорию (при необходимости), возможный выкуп отдельных земельных участков либо объектов имущественного комплекса для государственных нужд.
3. Разработка, согласование и утверждение генеральных планов объектов РТЛС Самарской области.
4. Заключение соглашений о намерениях с ОАО "РЖД", Федеральной таможенной службой, владельцами существующих логистических комплексов и владельцами земельных участков.
5. Заключение соглашений о намерениях с потенциальными инвесторами и кредитными организациями.
6. Подготовка необходимых документов и проведение соответствующих организационных мероприятий с целью включения в федеральную целевую программу "Развитие транспортной системы России (2010 - 2015 годы)" программного мероприятия, направленного на создание РТЛС Самарской области, с предусмотренным финансированием за счет средств федерального бюджета.
7. Разработка проектно-сметной документации на инженерную и транспортную инфраструктуру.
8. Разработка проектно-сметной документации на объекты РТЛС Самарской области.
9. Разработка корпоративной информационной системы для интермодального ТЛЦ на основе существующего программного обеспечения по автоматизированному управлению складом (WMS), взаимодействующей с отраслевыми информационными и управляющими комплексами, в т.ч. ОАО "РЖД" - "Этран", "Грузовой экспресс" и др.
10. Строительство инженерной и транспортной инфраструктуры РТЛС Самарской области.
11. Строительство технологических объектов РТЛС Самарской области.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Самарской области от 23 сентября 2010 г. N 422 "О Концепции развития региональной транспортно-логистической системы Самарской области на 2011 - 2015 годы"
Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования
Текст постановления опубликован в газете "Волжская коммуна" от 25 сентября 2010 г. N 354
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Самарской области от 30 декабря 2011 г. N 882
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного постановления