Самарское областное трехстороннее соглашение между Правительством
Самарской области, Федерацией профсоюзов Самарской области и региональным
объединением работодателей "Союз работодателей Самарской области"
о регулировании социально-трудовых отношений в 2012-2014 годах
от 27 февраля 2012 г.
Настоящее Соглашение фактически прекратило действие в связи с истечением срока действия
Договаривающиеся стороны: Правительство Самарской области (далее - Правительство), Федерация профсоюзов Самарской области (далее - Профсоюзы), региональное объединение работодателей "Союз работодателей Самарской области" (далее - Работодатели), именуемые в дальнейшем Сторонами, заключили на основании Трудового кодекса Российской Федерации настоящее Самарское областное трехстороннее соглашение (далее - Соглашение), определяющее согласованные позиции Сторон по основным принципам регулирования социально-трудовых отношений на областном уровне в 2012-2014 годах и совместные действия по их осуществлению.
Стороны ставят в числе приоритетных целей Соглашения создание условий, содействующих развитию экономики, повышению ее конкурентоспособности, росту производительности труда, стабильной занятости и развитию эффективной инфраструктуры рынка труда, подготовке квалифицированной рабочей силы, безопасности рабочих мест, проведению социально-экономической политики, направленной на повышение качества жизни работников и их семей, сокращение масштабов бедности, поддержание социальной стабильности и обеспечение социальной защиты населения.
Соглашение является составной частью коллективно-договорного процесса в системе социального партнерства Самарской области и служит основой для разработки и заключения отраслевых (межотраслевых) и территориальных соглашений.
Гарантии социальной и экономической защищенности граждан, установленные Соглашением, являются минимальными и не могут быть изменены в сторону их снижения при заключении коллективных договоров организаций и территориальных соглашений.
Стороны признают целесообразным заключение отраслевых (межотраслевых), территориальных и иных соглашений, коллективных договоров в организациях любой формы собственности и ведомственной принадлежности и обязуются оказывать коллективам, развивающим принципы социального партнерства, всестороннее содействие и поддержку.
Стороны в объеме своих полномочий принимают на себя также обязательства, закрепленные Генеральным соглашением между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 2011-2013 годы.
I. Совместные и индивидуальные обязательства, принятые Сторонами
1. Социально-экономическая политика
1.1. Обязательства Сторон
1.1.1. Разрабатывать и реализовывать комплекс мер, направленных на модернизацию и повышение конкурентоспособности экономики области, в том числе путем развития конкуренции и стимулирования энергосбережения, эффективное использование накопленного экономического потенциала, стимулирование инновационной активности и инвестиций в человеческий капитал и создание на этой основе условий для организации новых рабочих мест, повышения социальной защищенности граждан, роста благосостояния и качества жизни населения области, преодоления бедности.
1.1.2. Обеспечивать на территории Самарской области осуществление федеральных и областных целевых программ, а также ведомственных целевых программ в соответствии с параметрами их реализации, определенными действующим законодательством.
1.1.3. Рассматривать вопросы реализации приоритетных национальных проектов на территории Самарской области и вносить предложения по их развитию.
1.1.4. Разрабатывать и реализовывать инвестиционные проекты, направленные на создание современных высокотехнологичных производств, новых рабочих мест.
1.1.5. Содействовать развитию малого и среднего предпринимательства во всех секторах экономики области, постоянному информационному обмену между крупными и малыми организациями области с целью увеличения объемов заключаемых договоров на поставку сырья, комплектующих, оборудования и оказания услуг; вырабатывать и реализовывать меры государственной поддержки развития субъектов малого и среднего предпринимательства.
1.1.6. Содействовать решению проблем монопрофильных территорий Самарской области, участвовать в реализации комплексных инвестиционных планов развития (модернизации) монопрофильных территорий Самарской области.
1.1.7. Содействовать внедрению эффективных механизмов стимулирования инновационной активности, созданию необходимых условий, обеспечивающих эффективный инновационный процесс. Оказывать поддержку по разработке и реализации инновационных программ и проектов.
1.1.8. Обеспечить реализацию областной целевой программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Самарской области на 2009-2013 годы для улучшения качества жизни в сельской местности, увеличения доходов работников агропромышленного комплекса, повышения производительности труда и улучшения его условий на основе стимулирования использования современных технологий.
1.1.9. Проводить консультации по основным параметрам прогноза социально-экономического развития Самарской области и проекта областного бюджета на очередной финансовый год и плановый период.
1.1.10. Реализовывать меры по минимизации негативного влияния повышения цен на электрическую и тепловую энергию и регулируемых тарифов на уровень жизни населения и эффективность развития экономики.
1.2. Обязательства Правительства
1.2.1. Осуществлять разработку и выполнение плана мероприятий Правительства Самарской области по достижению целей и решению задач экономического и социального развития, определенных в ежегодном Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации.
1.2.2. Осуществлять координацию реализации федеральных целевых программ на территории Самарской области; обеспечивать выполнение и осуществлять ежеквартальный мониторинг хода реализации областных и ведомственных целевых программ, в том числе программ социально-экономического развития отдельных территорий.
1.2.3. В соответствии с региональным инвестиционным законодательством оказывать государственную поддержку предприятиям и организациям, реализующим инвестиционные проекты на территории Самарской области.
1.2.4. Оптимизировать процедуру получения государственной поддержки субъектами малого и среднего предпринимательства. Обеспечивать развитие и эффективную работу организаций инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
1.2.5. Развивать систему микрофинансирования и предоставления поручительств субъектам малого и среднего предпринимательства, а также систему лизинга для малого и среднего предпринимательства.
1.2.6. Обеспечивать поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, производящих и реализующих товары (работы, услуги) на экспорт.
1.2.7. Содействовать обеспечению постоянного информационного обмена между малыми и крупными организациями области с целью развития внутриобластной кооперации, увеличения объемов заключаемых договоров на поставку сырья, комплектующих, оборудования и услуг для нужд собственного производства.
1.2.8. Проводить обоснованную тарифную политику в отраслях естественных монополий (топливно-энергетическом комплексе и на транспорте) в соответствии с решениями Правительства Российской Федерации и с учетом особенностей социально-экономического развития Самарской области, а также в рамках предельных уровней, устанавливаемых федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов; выполнять мероприятия по контролю за соблюдением дисциплины цен (тарифов) на товары и услуги, регулируемых государством.
1.2.9. В целях заинтересованности сельскохозяйственных товаропроизводителей в увеличении производства и сбыта продукции в Самарской области обеспечивать их государственную защиту и поддержку, создав организационно-экономические, финансовые, правовые условия и предоставляя информационно-консультационную помощь для эффективного ведения агропромышленного производства.
1.2.10. Осуществлять мониторинг ввоза и вывоза отдельных видов сырья и сельскохозяйственной продукции с целью подготовки предложений по обеспечению стабильного функционирования продовольственного рынка Самарской области.
1.2.11. При формировании областного бюджета рассматривать возможность финансирования учреждений бюджетной сферы в целях организации электронного документооборота с контролирующими органами.
1.3. Обязательства Профсоюзов
1.3.1. Содействовать стабилизации производственных процессов в организациях путем укрепления трудовой дисциплины, контроля за соблюдением установленных законодательством режимов труда и отдыха, действующими системами оплаты труда.
1.3.2. Инициировать заключение коллективных договоров в организациях, способствовать формированию социального пакета организаций, созданию необходимых условий, обеспечивающих эффективный производственный процесс.
1.3.3. Осуществлять контроль за соблюдением законодательства, обеспечивать защиту прав и интересов работников при реорганизационных процессах, представлять интересы работников в арбитражных судах при проведении процедуры банкротства.
1.4. Обязательства Работодателей
1.4.1. Разрабатывать предложения по внесению изменений в действующее законодательство, содействующие ускоренному обновлению основных фондов, повышению конкурентоспособности экономики и переходу на инновационный путь развития.
1.4.2. Реализовывать инвестиционные проекты, направленные на создание высокотехнологичных производств, новых рабочих мест, реструктуризацию и техническое перевооружение организаций, повышение эффективности производства.
1.4.3. Участвовать в разработке и реализации стратегических документов социально-экономического развития Самарской области.
1.4.4. Способствовать реализации планов оздоровления организаций-должников, в том числе по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное и обязательное медицинское страхование, включая организации, в которых введено внешнее управление.
1.4.5. Способствовать увеличению объёмов заключаемых договоров на поставку сырья, комплектующих и оборудования для нужд собственного производства с организациями, расположенными на территории области.
1.4.6. Содействовать развитию инфраструктуры малого и среднего предпринимательства, расширению его взаимодействия с крупными и средними организациями.
1.4.7. Содействовать экономическому росту и повышению конкурентоспособности экономики посредством внедрения мероприятий по энергосбережению, рациональному использованию природных ресурсов и технологической модернизации.
1.4.8. Участвовать в решении социально значимых проблем региона и осуществлять предпринимательскую деятельность на принципах социальной ответственности, определенных Социальной хартией российского бизнеса, принятой в 2008 году съездом Российского союза промышленников и предпринимателей.
1.5. Обязательства Правительства и Работодателей
1.5.1. Содействовать установлению и расширению кооперационных связей между организациями различных видов экономической деятельности.
1.5.2. Организовывать практические и консультационные семинары и конференции по вопросам реформирования и совершенствования управления организациями, привлекая для этого представителей ведущих российских научных и финансовых институтов.
1.5.3. Оказывать содействие в техническом перевооружении и модернизации организаций различных отраслей экономики с целью обеспечения энергосбережения, рационального использования природных ресурсов, повышения инвестиционного спроса, расширения емкости внутреннего рынка, сокращения рабочих мест с вредными и (или) опасными условиями труда.
1.5.4. Реализовывать меры, направленные на стимулирование энергоэффективности, системы обеспечения промышленной, технологической и экологической безопасности.
1.5.5. Проводить налоговую политику, направленную на создание условий для повышения конкурентоспособности экономики, перехода на инновационный путь развития.
1.5.6. Осуществлять стимулирование развития изобретательского и рационализаторского творчества.
1.6. Обязательства Работодателей и Профсоюзов
1.6.1. Проводить согласованные мероприятия по реструктуризации и технологическому перевооружению организаций, направленные на выпуск конкурентоспособной, в том числе новой продукции.
1.6.2. Включать в коллективные договоры вопросы участия работников и их полномочных представителей в управлении организацией, изобретательской и рационализаторской деятельности.
1.6.3. Рекомендовать при заключении отраслевых соглашений и коллективных договоров предусматривать направление дополнительных доходов организаций, образующихся в результате снижения налогового бремени, преимущественно на технологическое перевооружение и повышение заработной платы работников.
2. Развитие рынка труда и содействие занятости населения
2.1. Обязательства Сторон
2.1.1. Осуществлять совместные меры, направленные на создание дополнительных рабочих мест, предотвращение массового сокращения занятых на производстве и поддержку высвобождаемых работников; способствовать реализации мер содействия занятости граждан, испытывающих трудности в поиске работы; поощрять работодателей, сохраняющих действующие и создающих новые рабочие места для указанных категорий граждан, в том числе в сельском хозяйстве.
2.1.2. Принимать меры по содействию занятости населения монопрофильных территорий и муниципальных образований области, уровень безработицы в которых значительно превышает среднеобластное значение.
2.1.3. Содействовать улучшению качества рабочей силы и развитию ее профессиональной мобильности.
2.1.4. Содействовать формированию системы прогнозирования потребности экономики области в специалистах разного уровня профессионального образования.
2.1.5. Содействовать повышению эффективности внешней трудовой миграции, предотвращению нелегального использования иностранной рабочей силы, вырабатывать согласованные подходы к решению вопросов, связанных с привлечением в область иностранной рабочей силы, проводить оценку эффективности использования иностранной рабочей силы.
2.1.6. Способствовать повышению престижа рабочих профессий, в том числе путем проведения областных конкурсов профессионального мастерства.
2.1.7. Содействовать обеспечению ежегодной занятости подростков и молодежи в каникулярное и свободное от учебы время.
2.1.8. Реализовывать меры по совершенствованию системы непрерывного профессионального обучения, профессиональной подготовки и переподготовки кадров с учетом приоритетов экономики области.
2.1.9. Принимать меры по недопущению превышения уровня официальной безработицы выше 2% от экономически активного населения.
2.1.10. Реализовывать меры, направленные на развитие гибких форм занятости лиц, осуществляющих уход за детьми-инвалидами (в том числе занятости, связанной с организацией самостоятельной деятельности гражданина, занятости на рабочих местах с неполным рабочим временем и скользящим (гибким) графиком (режимом) работы, надомной занятости).
2.1.11. Осуществлять взаимодействие при разработке основных направлений развития трудовых ресурсов и подготовки кадров.
2.2. Обязательства Правительства
2.2.1. Содействовать диверсификации структуры занятости населения монопрофильных территорий области.
2.2.2. Принимать меры, направленные на снижение напряженности на рынке труда.
2.2.3. Осуществлять постоянный мониторинг ситуации на рынке труда в Самарской области.
2.2.4. Осуществлять информирование населения о положении на рынке труда в Самарской области.
2.2.5. Осуществлять диверсификацию профессиональных образовательных программ в соответствии с кадровыми потребностями экономики и с учетом квалификационных требований работодателей к уровню готовности выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования к профессионально-трудовой деятельности.
2.2.6. Содействовать повышению трудовой и профессиональной мобильности рабочей силы, ее конкурентоспособности на рынке труда путем совершенствования системы профессионального образования всех уровней, развития непрерывного профессионального обучения, профессиональной подготовки и переподготовки кадров в соответствии с потребностями инновационного развития экономики области.
2.2.7. Принимать меры по повышению качества государственных услуг в сфере занятости.
2.2.8. Осуществлять деятельность по реализации на территории Самарской области законодательства о квотировании рабочих мест для инвалидов.
2.2.9. Оказывать организационное содействие в развитии деятельности студенческих отрядов Самарской области.
2.2.10. Обеспечивать выполнение мероприятий областной целевой программы "Реализация Стратегии государственной молодежной политики в Самарской области до 2015 года".
2.2.11. Привлекать представителей Работодателей к работе в составе экспертных советов, аттестационных комиссий, осуществляющих итоговую аттестацию выпускников областных государственных образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, и к оценке качества профессионального образования.
2.2.12. Совершенствовать и развивать систему профессиональной ориентации среди учащихся всех уровней обучения путем расширения масштабов профориентационной работы, в первую очередь, среди учащихся и выпускников образовательных школ, учреждений начального и среднего профессионального образования.
2.2.13. Разрабатывать предложения по совершенствованию системы контроля качества образования, направленной на проведение структурной перестройки профессионального образования всех уровней с учетом потребностей экономики и ее отраслей.
2.2.14. Реализовывать меры государственной поддержки кадрового потенциала и материального стимулирования молодых специалистов при поступлении на работу в сельскохозяйственную организацию, крестьянское (фермерское) хозяйство.
2.2.15. Проводить мониторинг социально-трудовой сферы области.
2.3. Обязательства Профсоюзов
2.3.1. Участвовать в обучении, переобучении незанятого населения через учебные центры Профсоюзов, а также в работе совещательного органа департамента труда и занятости населения Самарской области.
2.3.2. Оказывать работникам правовую помощь в вопросах занятости, приема на работу и увольнения, через коллективные договоры и отраслевые соглашения добиваться сохранения и создания рабочих мест, обеспечения подготовки и переподготовки кадров организаций области.
2.4. Обязательства Работодателей
2.4.1. Разрабатывать и осуществлять инвестиционные проекты в целях создания эффективных рабочих мест с высокой производительностью и качеством труда, безопасными условиями труда и достойной заработной платой.
2.4.2. Создавать условия для получения работниками необходимых навыков и умений путем осуществления внутрифирменной профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации персонала на основе договорных отношений с учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования.
2.4.3. Принимать меры по недопущению массового сокращения работников, а в случае его угрозы не менее чем за три месяца информировать органы службы занятости населения и Профсоюзы.
2.4.4. При ликвидации организации либо сокращении численности или штата работников организации предоставлять предупрежденным об увольнении работникам один свободный оплачиваемый день в неделю для поиска нового места работы.
2.4.5. Способствовать трудоустройству граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы.
2.4.6. Принимать меры:
по недопущению нелегальной и теневой занятости населения;
по стимулированию легализации заработной платы;
по созданию эффективных рабочих мест, внедрению трудосберегающих технологий, стимулированию постоянного переобучения и повышения квалификации работников.
2.4.7. Предусматривать в коллективных договорах, отраслевых соглашениях мероприятия:
по созданию и функционированию в организациях систем подготовки и переподготовки кадров;
по сокращению рабочих мест с неудовлетворительными условиями труда;
по переподготовке высвобождаемых работников до наступления срока расторжения трудового договора;
по повышению квалификации и росту профессионального мастерства кадров.
2.4.8. Обеспечивать создание или резервирование рабочих мест (в том числе специальных рабочих мест) для трудоспособных инвалидов, предусматривать при необходимости специальное оборудование данных рабочих мест, создавать инвалидам условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.
2.4.9. Информировать органы службы занятости населения о появлении вакантных рабочих мест и их заполнении, приеме на работу безработных граждан, возможности организации общественных работ и временной занятости.
2.4.10. Добиваться приоритетного замещения вакантных рабочих мест квалифицированных рабочих и специалистов выпускниками учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования, в том числе с использованием возможности стажировки молодых специалистов.
2.4.11. Участвовать в организации и проведении ярмарок вакансий и учебных рабочих мест.
2.4.12. Оказывать поддержку учреждениям профессионального образования в развитии материально-технической базы при условии наличия финансовых средств, обеспечивать условия прохождения производственной практики для учащихся и студентов учреждений профессионального образования области, стажировки педагогов и мастеров.
2.4.13. Содействовать трудоустройству безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые, способствовать временному их трудоустройству и проведению оплачиваемых общественных работ.
2.4.14. Содействовать организации системы наставничества на производстве в целях закрепляемости молодых специалистов на предприятии.
2.4.15. Проводить мероприятия по популяризации рабочих и инженерных профессий, востребованных на рынке туда в регионе среди учащейся молодежи.
2.5. Обязательства Правительства и Работодателей
2.5.1. Проводить работу по повышению профессионального уровня менеджеров высшего и среднего звена организаций области, в том числе в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 23.07.97 N 774 "О подготовке управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации".
2.5.2. Способствовать проведению профориентационной работы, в том числе содействовать проведению экскурсий на предприятиях и организациях по востребованным на рынке труда профессиям и трудоустройству молодежи, учащейся в учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования. Способствовать проведению специализированных ярмарок вакансий.
3. Заработная плата, доходы и уровень жизни населения
3.1. Обязательства Сторон
3.1.1. Осуществлять на всех уровнях социального партнерства совместную деятельность, направленную на:
повышение реальных доходов населения;
соответствие размера оплаты труда его результатам и сложности, уровню подготовки и квалификации работников;
поэтапное доведение размера средней заработной платы в отраслях социальной сферы до уровня средней заработной платы в регионе с учетом параметров социально-экономического развития региона;
последовательное уменьшение доли населения с доходами ниже прожиточного минимума;
создание условий для устойчивого роста заработной платы и повышения её удельного веса в общих доходах населения.
3.1.2. Проводить политику создания для трудоспособного населения экономических условий, позволяющих за счет собственных доходов обеспечивать более высокий уровень социального потребления, включая комфортное жилье, качественные услуги в сфере образования, здравоохранения и культуры, достойный уровень жизни в пожилом возрасте.
3.1.3. Рассмотреть возможность заключения регионального соглашения о минимальной заработной плате.
3.1.4. Проводить согласованные действия по повышению уровня заработной платы и контролю за соблюдением сроков ее выплаты, принимать меры по ликвидации задолженности по заработной плате в организациях.
3.1.5. Принимать меры по недопущению в отношении работников организаций области "теневых" способов выплаты заработной платы, содействовать легализации "теневой" заработной платы.
3.1.6. Продолжить практику проведения консультаций по вопросу совершенствования систем оплаты труда работников, занятых в различных видах экономической деятельности.
3.1.7. Оказывать содействие организациям всех форм собственности в исполнении требований пенсионного законодательства, законодательства об обязательном пенсионном страховании и законодательства о страховых взносах.
3.2. Обязательства Правительства
3.2.1. Реализовывать меры по доведению размера средней заработной платы работников государственных учреждений Самарской области до уровня средней заработной платы в регионе.
3.2.2. Осуществлять формирование экономически обоснованных механизмов индексации заработной платы работников государственных учреждений Самарской области с учетом параметров социально-экономического развития региона.
3.2.3. Обеспечивать проведение мониторинга эффективности систем оплаты труда работников государственных учреждений Самарской области. С учетом данных мониторинга осуществлять совершенствование законодательной базы по вопросам оплаты труда с учетом практики применения Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений".
3.2.4. Проводить мониторинг уровня и качества жизни населения Самарской области для оценки эффективности социально-экономических преобразований и ежегодно информировать Стороны о тенденциях изменения социально-экономических показателей.
3.3. Обязательства Профсоюзов
3.3.1. Оказывать работникам помощь в досудебном и судебном решении вопросов взыскания задолженности по выплате заработной платы.
3.3.2. Принимать меры по приведению условий коллективных договоров в соответствие с отраслевыми соглашениями.
3.3.3. Оказывать бесплатную правовую помощь работникам по социально-трудовым и иным вопросам, касающимся сферы трудовых отношений и условий труда.
3.3.4. Добиваться от работодателей через коллективные договоры и соглашения повышения минимального размера оплаты труда до величины двух прожиточных минимумов трудоспособного человека в Самарской области.
3.4. Обязательства Работодателей
3.4.1. Гарантировать выплату заработной платы работникам в установленные Трудовым кодексом Российской Федерации и предусмотренные в коллективных договорах сроки, принимать меры по погашению задолженности по заработной плате и в случае ее задержки проводить индексацию в соответствии с действующим законодательством.
3.4.2. Принимать меры по установлению минимальной заработной платы не ниже прожиточного минимума трудоспособного населения Самарской области.
3.4.3. Принимать меры по периодическому повышению заработной платы не ниже темпов роста прожиточного минимума трудоспособного населения, сокращению разницы в оплате труда руководителей и менеджеров высшего звена и наемных работников.
3.4.4. Устанавливать тарифы оплаты труда с учетом квалификации работников, применять системы доплат и надбавок, обусловленных характером, условиями и режимом труда, в соответствии с отраслевыми соглашениями, коллективными договорами.
3.4.5. По запросу любой из Сторон информировать её о размерах заработной платы работников организаций в Самарской области и её задолженности, принимаемых мерах по погашению долгов.
3.4.6. Проводить работу по совершенствованию организации труда и заработной платы, повышению квалификации работников, росту производительности труда.
3.5. Обязательства Работодателей и Профсоюзов
3.5.1. Проводить согласованную политику по установлению экономически обоснованных соотношений в оплате труда работников различных отраслей экономики.
3.5.2. При заключении коллективных договоров в организациях предусматривать:
конкретные дни выплаты заработной платы, сроки (графики) ликвидации задолженности по заработной плате;
меры по повышению уровня оплаты труда низкооплачиваемых категорий работников;
соотношение тарифной части заработной платы на уровне не ниже двух третей от общего её размера;
условия для увеличения доли оплаты труда в структуре затрат на производство продукции, оказание услуг;
повышение оплаты труда работников и уровня социальных гарантий по сравнению с установленными законами, иными нормативными правовыми актами и соглашениями;
установление минимального размера оплаты труда без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат;
индексацию заработной платы;
установление доплат работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда на основе результатов аттестации рабочих мест с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации;
реализацию условий отраслевых соглашений, заключенных на федеральном, региональном или территориальном уровнях;
меры по защите социально-трудовых прав молодежи;
снижение дифференциации в оплате труда;
меры по организации проведения медицинских осмотров и диспансеризации работников;
создание в организациях всех форм собственности рабочих групп по исполнению требований Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования";
вопросы обеспечения и защиты пенсионных прав работников.
3.5.3. Осуществлять совместные меры, направленные на:
своевременную выплату заработной платы, погашение её задолженности;
целевое использование средств, предназначенных на оплату труда;
выполнение условий соглашений и коллективных договоров по оплате труда;
своевременную выплату авторского вознаграждения авторам изобретений и рационализаторских предложений.
4. Социальная защита,
защита трудовых прав, охрана труда, культура здоровья и экология
4.1. Социальная защита, защита трудовых прав
4.1.1. Обязательства Сторон
4.1.1.1. Осуществлять меры по социальной поддержке малообеспеченной части населения со среднедушевым денежным доходом в семье ниже величины прожиточного минимума, установленного в Самарской области в расчете на душу населения.
4.1.1.2. Проводить согласованную политику по улучшению социальных условий жизни работников и членов их семей.
4.1.1.3. Принимать участие в разработке и реализации областных и ведомственных целевых программ и мероприятий социально-культурной направленности.
4.1.1.4. Содействовать в организации проведения профилактических мероприятий, направленных на укрепление здоровья работающего населения Самарской области, в том числе путем диспансеризации работающего населения и осуществления профилактической деятельности центров здоровья и других учреждений здравоохранения Самарской области.
4.1.1.5. Принимать участие в работе по реформированию систем обязательного социального и обязательного медицинского страхования, развитию негосударственного социального и добровольного медицинского, пенсионного страхования.
4.1.1.6. Сохранять и укреплять систему санаторно-курортного лечения и оздоровления взрослых и детей. Обеспечивать организацию отдыха и лечения работников, детей и подростков, студентов и иных категорий населения в соответствии с действующим законодательством. Ежегодно предусматривать в областном бюджете, в расходах организаций и профсоюзов необходимые средства на организацию санаторно-курортного лечения и отдыха работающих и детей.
4.1.1.7. Способствовать развитию и реализации государственной политики в сфере культуры.
4.1.1.8. Реализовать комплекс мер, направленных на обеспечение охраны материнства, отцовства и детства, социальную поддержку женщин и лиц с семейными обязанностями.
4.1.1.9. Обеспечивать финансирование и укрепление материальной базы объектов социальной сферы, находящихся в собственности (пользовании) Самарской области, Работодателей, Профсоюзов, не допускать перепрофилирования объектов социальной сферы, сферы культуры и учреждений дополнительного образования.
4.1.1.10. Разрабатывать согласованные предложения по участию в финансировании культурно-массовых, спортивных, оздоровительных мероприятий.
4.1.1.11. Осуществлять контроль за реализацией мероприятий по обеспечению оздоровления и отдыха детей в оздоровительных организациях. Принимать меры по укомплектованности детских оздоровительных лагерей подготовленными медицинскими и иными работниками.
4.1.1.12. Осуществлять реализацию мер, направленных на сокращение табакокурения, создание широкой социальной системы его профилактики.
4.1.1.13. Разрабатывать согласованные предложения по обеспечению доступности услуг в сфере образования, культуры и здравоохранения.
4.1.1.14. Реализовывать меры по поддержке деятельности стационарных детских оздоровительных учреждений.
4.1.2. Обязательства Правительства
4.1.2.1. Определять размер компенсационных выплат на социально значимые услуги населению (включая пригородные перевозки), финансируемые из областного бюджета, с учетом индексов-дефляторов изменения стоимости предоставляемых услуг.
4.1.2.2. Предоставлять меры социальной поддержки населению Самарской области, в том числе малоимущим пенсионерам, инвалидам, семьям с детьми, молодым людям и лицам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, отдельным категориям граждан, проживающим в сельской местности; совершенствовать меры адресной социальной поддержки, производить индексацию социальных выплат в соответствии с действующим законодательством.
4.1.2.3. При формировании областного бюджета рассматривать возможность ежегодного увеличения финансирования социальной сферы, формирование социальных статей областного бюджета осуществлять с учетом мнения Сторон.
4.1.2.4. Решать вопросы об оказании финансовой помощи на содержание детских оздоровительных лагерей, спортивно-оздоровительных студенческих лагерей, подростковых клубов, о выделении средств на финансирование детских юношеских спортивных школ, приобретение новогодних подарков для детей из социально незащищенных категорий населения.
4.1.2.5. Предусматривать при формировании областного бюджета средства на:
предоставление мер социальной поддержки учащейся молодёжи в соответствии с действующим законодательством;
обеспечение жильем отдельных категорий граждан в соответствии с действующим жилищным законодательством, в том числе детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством) и не имеющих закрепленного жилого помещения;
финансирование санаторно-курортного лечения работников бюджетной сферы.
4.1.2.6. Оказывать поддержку учреждениям профессионального образования, культуры, иным учреждениям социальной сферы области в рамках действующего законодательства.
4.1.2.7. Обеспечивать реализацию мер, направленных на профилактику наркомании и реабилитацию лиц, страдающих наркотической зависимостью.
4.1.2.8. Осуществлять реализацию областной целевой программы "Развитие физической культуры и спорта в Самарской области на 2010-2018 годы".
4.1.2.9. Осуществлять реализацию областной целевой программы "Молодой семье - доступное жилье" на 2009-2015 годы.
4.1.2.10. Осуществлять реализацию областной целевой программы "Стимулирование развития жилищного строительства в Самарской области" на 2011-2015 годы.
4.1.2.11. Обеспечивать реализацию программ модернизации здравоохранения в Самарской области в целях повышения качества и доступности медицинской помощи населению области.
4.1.3. Обязательства Профсоюзов
4.1.3.1. Проводить работу по увеличению численности членов профсоюзов, созданию профсоюзных организаций в организациях всех форм собственности для обеспечения защиты прав и интересов их работников.
4.1.3.2. Осуществлять профсоюзный контроль за выполнением коллективных договоров, законов и иных нормативных правовых актов о труде и охране труда, расходованием средств социального страхования, оказывать необходимую правовую помощь работникам и защищать их трудовые права, в том числе в судебном порядке.
4.1.3.3. Вносить в установленном порядке предложения о привлечении к ответственности должностных лиц за нарушение норм трудового законодательства, не обеспечивающих заключение и выполнение коллективных договоров и соглашений.
4.1.3.4. Совершенствовать и повышать эффективность механизмов досудебной защиты трудовых и социальных прав работников.
4.1.3.5. Оказывать помощь работникам в оформлении документов по пенсионному обеспечению.
4.1.3.6. Создавать при профсоюзных организациях комиссии по вопросам обязательного социального страхования и пенсионным вопросам с привлечением к их работе представителей работодателя.
4.1.4. Обязательства Работодателей
4.1.4.1. Своевременно и в полном объеме осуществлять уплату страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и обязательное медицинское страхование, обеспечивать погашение задолженности прошлых лет.
4.1.4.2. Своевременно и в полном объеме представлять в органы Пенсионного фонда Российской Федерации в Самарской области документы, необходимые для назначения трудовых пенсий работникам, отчетность по страховым взносам на обязательное пенсионное и обязательное медицинское страхование, отчетность по персонифицированному учету.
4.1.4.3. Предусматривать в коллективных договорах:
средства на частичную оплату путевок в детские санатории и оздоровительные лагеря;
компенсацию части затрат работников на погашение ипотечных кредитов, а также кредитов на приобретение жилья;
меры по совершенствованию системы добровольного медицинского страхования, а также дополнительного пенсионного обеспечения работников.
4.1.4.4. Не допускать снижения уровня мер социальной поддержки, зафиксированных в территориальных и отраслевых (межотраслевых) соглашениях.
4.1.4.5. В целях привлечения и закрепления квалифицированных специалистов рассматривать возможность оказания различных форм поддержки работников в улучшении жилищных условий.
4.1.5. Обязательства Работодателей и Профсоюзов
4.1.5.1. При заключении коллективных договоров в организациях не допускать снижения уровня мер социальной поддержки, зафиксированных в территориальных и отраслевых (межотраслевых) соглашениях, а также предусматривать:
отчисление денежных средств профсоюзным органам на социально-культурную, изобретательскую, рационализаторскую и иную работу;
отчисление взносов работодателей в пользу застрахованных лиц, вступивших в добровольные правоотношения по обязательному пенсионному страхованию и уплачивающих дополнительные страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии;
меры по социальной поддержке работников, проживающих в зданиях жилого фонда организаций, и установление ставок оплаты жилья и коммунальных услуг, не превышающих ставок, определённых органами местного самоуправления для муниципального жилья;
средства на содержание социальной сферы, предоставление льготных путевок на санаторно-курортное лечение работникам по согласованию с профсоюзными органами и частичную компенсацию оплаты путевок на санаторно-курортное лечение работников и членов их семей;
проведение аттестации работников бюджетной сферы на получение квалификационной категории;
меры по закреплению молодых специалистов на рабочих местах, по защите социально-трудовых прав молодёжи;
обеспечение финансирования (в размере не менее 2% от фонда оплаты труда) мероприятий по формированию системы профессионального развития персонала на производстве (повышение квалификации, переподготовка, сертификация и т.п.);
использование возможности негосударственных пенсионных фондов для повышения социальной защищенности своих работников;
доставку работников служебным транспортом к месту работы или предоставление дотаций на проезд;
организацию регулярного горячего питания работников в организациях;
поддержку работников, имеющих несовершеннолетних детей;
материальную помощь при выходе на пенсию;
закрепление молодых работников на производстве;
поддержку инициатив молодых специалистов;
составление и утверждение сметы затрат на проведение работ по патентно-лицензионной, изобретательской и рационализаторской деятельности.
4.1.5.2. Принимать участие в решении спорных вопросов исполнения работодателем требований пенсионного законодательства, законодательства об обязательном пенсионном страховании и законодательства о страховых взносах.
4.1.5.3. Принимать меры по борьбе с курением на рабочих местах и защите некурящих сотрудников от табачного дыма. При заключении коллективных договоров предусматривать меры по запрету и ответственности за курение на рабочих местах, в закрытых помещениях организации, мотивации к отказу от курения и приобщения к здоровому образу жизни.
4.1.5.4. Постоянно совершенствовать формы и методы работы по созданию условий, стимулов и личной заинтересованности работников в улучшении работы организаций путем подачи и внедрения рационализаторских предложений.
Раздел 4.2. Охрана труда, культура здоровья и экология
4.2.1. Обязательства Сторон
4.2.1.1. Проводить анализ состояния производственного травматизма и профессиональной заболеваемости в организациях области и принимать меры по их профилактике и снижению.
4.2.1.2. Принимать меры по повышению уровня информированности работников об условиях и охране труда, производственном травматизме и профессиональной заболеваемости, культуре здоровья в организациях области, по запросу Стороны представлять ей соответствующую информацию.
4.2.1.3. Осуществлять взаимодействие с федеральными органами государственного надзора и контроля по вопросам санитарного, природоохранного законодательства и законодательства в области охраны труда.
4.2.1.4. Принимать меры по соблюдению норм природоохранного законодательства.
4.2.1.5. Осуществлять меры по повышению культуры здоровья в организациях в соответствии с целевыми программами по культуре здоровья, коллективными договорами и соглашениями по охране труда.
4.2.1.6. Распространять передовой опыт работы в области охраны труда, организовывать совместные научно-практические конференции, совещания, семинары.
4.2.1.7. Разрабатывать предложения по совершенствованию действующего законодательства, регулирующего вопросы условий и охраны труда, промышленной, экологической и технологической безопасности.
4.2.2. Обязательства Правительства
4.2.2.1. Осуществлять в пределах установленных полномочий государственное управление охраной труда в Самарской области.
4.2.2.2. Проводить мониторинг состояния условий и охраны труда у работодателей, осуществляющих деятельность на территории Самарской области, анализ состояния производственного травматизма со смертельным исходом и принимать меры по улучшению условий и охраны труда на территории Самарской области.
4.2.2.3. Разработать с участием Сторон и других заинтересованных органов областную целевую программу улучшения условий и охраны труда в Самарской области на 2014-2016 годы.
4.2.2.4. Осуществлять государственную экспертизу условий труда в Самарской области.
4.2.2.5. Осуществлять координацию организации обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда на территории Самарской области.
4.2.2.6. Регулярно информировать население о состоянии условий труда, производственного травматизма и экологической безопасности.
4.2.2.7. Обеспечивать реализацию мероприятий в сфере охраны окружающей среды и природопользования на территории Самарской области в соответствии с утвержденными Правительством Самарской области нормативными правовыми актами.
4.2.3. Обязательства Профсоюзов
4.2.3.1. Осуществлять во взаимодействии с государственными органами общественный контроль за соблюдением норм и правил охраны труда, предоставлением гарантий и компенсаций за работу во вредных и (или) опасных условиях труда.
4.2.3.2. Организовывать обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда профсоюзного актива, а также разработку, издание и распространение справочно-методической литературы по охране труда и культуре здоровья.
4.2.3.3. Принимать участие в создании комитетов (комиссий) по охране труда, содействовать избранию уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профессионального союза и иных уполномоченных работниками представительных органов, осуществлять методическое руководство их работой.
4.2.3.4. Участвовать в расследовании несчастных случаев на производстве, отстаивать, в том числе в суде, интересы работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве, получивших профессиональное заболевание.
4.2.3.5. Оказывать консультационную помощь работникам организаций по вопросам охраны труда, предоставления социальных гарантий, культуры здоровья.
4.2.3.6. Обеспечивать включение в коллективные договоры мероприятий, направленных на улучшение условий охраны труда, обеспечение работающих сертифицированной специальной одеждой, специальной обувью и другим средствами индивидуальной защиты, предоставление работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, льгот и компенсаций, предусмотренных действующим законодательством, включая дополнительные льготы и компенсации.
4.2.4. Обязательства Работодателей
4.2.4.1. Организовывать работу по охране труда в организациях в соответствии с действующим законодательством и настоящим Соглашением.
4.2.4.2. Способствовать развитию института уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда в организациях области.
4.2.4.3. Осуществлять финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда в размере не менее 0,2% от суммы затрат на производство продукции (выполнение работ, оказание услуг), а в организациях, занимающихся эксплуатационной деятельностью - в размере не менее 0,8% от суммы эксплуатационных расходов.
4.2.4.4. Обеспечивать на работах с вредными и (или) опасными условиями труда первоочередное проведение аттестации рабочих мест по условиям труда, обеспечивать работников сертифицированными средствами индивидуальной защиты.
4.2.4.5. Обеспечивать повышение квалификации работников служб охраны труда.
4.2.4.6. Принимать меры по выводу из эксплуатации морально устаревшего и физически изношенного оборудования, угрожающего жизни и здоровью работников, внедрять оборудование и технологические процессы, исключающие воздействие на работника неблагоприятных факторов производственной среды и трудового процесса.
4.2.4.7. Обеспечивать условия для осуществления государственного надзора и контроля, профсоюзного контроля техническими инспекторами труда, уполномоченными (доверенными) лицами по охране труда за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов по охране труда.
4.2.4.8. Включать представителей работников технических инспекций труда Профсоюзов в комиссии, принимающие в эксплуатацию вновь вводимые и реконструируемые производственные объекты, средства производства, объекты социальной сферы.
4.2.4.9. Обеспечивать выполнение требований экологической безопасности, разрабатывать и внедрять мероприятия по оздоровлению экологической обстановки в организациях, осуществлять переработку и обезвреживание промышленных и бытовых отходов.
4.2.4.10. Обеспечить информирование работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о степени риска повреждения здоровья, о размерах полагающихся им компенсаций и необходимых для выполнения работ средствах индивидуальной защиты.
4.2.5. Обязательства Работодателей и Профсоюзов
При заключении коллективных договоров и соглашений Работодатели и Профсоюзы в объёме своих полномочий принимают на себя обязательства отраслевых (межотраслевых) соглашений всех уровней, в том числе:
по обеспечению безопасных условий труда работников;
по предоставлению оплачиваемого времени уполномоченным (доверенным) работникам по охране труда и членам комитетов (комиссий) по охране труда для выполнения возложенных на них обязанностей по контролю за состоянием условий и охраны труда;
по предоставлению дополнительно к установленным законодательством компенсаций работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда;
по созданию специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов, получивших трудовое увечье, профессиональное заболевание либо иное повреждение здоровья при исполнении работниками трудовых обязанностей;
по обеспечению условий для проведения производственной гимнастики и занятий физической культурой и спортом в организациях;
по обеспечению льготным и бесплатным горячим, лечебно-профилактическим питанием работников;
по обязательному заключению и финансовому обеспечению соглашения по охране труда, являющемуся, как правило, приложением к коллективному договору.
5. Социальное партнерство и координация действий Сторон Соглашения
5.1. Обязательства Сторон
5.1.1. Проводить совместную работу (консультации) по совершенствованию нормативной правовой базы о развитии системы социального партнерства (в том числе на муниципальном уровне и на уровне организаций).
5.1.2. Проводить совместные мероприятия Сторон, направленные на совершенствование системы социального партнерства в области, и способствовать:
заключению и реализации отраслевых, территориальных соглашений и коллективных договоров организаций;
эффективной работе территориальных трехсторонних комиссий по регулированию социально-трудовых отношений;
вовлечению более широкого круга работодателей в систему социального партнерства на территории области;
улучшению информационного и организационно-методического обеспечения региональной системы социального партнерства;
проведению обучения сторон социального партнерства нормам и правилам коллективно-договорного регулирования социально-трудовых отношений;
развитию практики коллективно-договорного регулирования социально-трудовых отношений в субъектах малого и среднего предпринимательства.
5.1.3. Официально информировать друг друга о принимаемых решениях по социально-экономическим вопросам.
5.1.4. Обеспечивать представителям Сторон возможность принимать участие на всех уровнях в рассмотрении социально-трудовых и связанных с ними экономических вопросов.
5.1.5. Способствовать предотвращению коллективных трудовых конфликтов в рамках действующих комиссий, рабочих групп.
5.1.6. Проводить согласованную политику по укреплению действующих профсоюзных организаций и объединений работодателей в организациях всех форм собственности, осуществляющих свою деятельность на территории области.
5.2. Обязательства Правительства
5.2.1. Привлекать представителей Сторон к участию в работе комиссий, рабочих групп, образованных в органах исполнительной власти Самарской области при рассмотрении социально значимых вопросов.
5.2.2. Предоставлять представителям Профсоюзов и Работодателей возможность участвовать в установленном порядке в работе комиссий, рабочих групп и иных консультативно-совещательных органов, образованных при Правительстве, при рассмотрении социально-трудовых вопросов.
5.3. Обязательства Профсоюзов
5.3.1. При разрешении трудовых конфликтов отдавать предпочтение проведению переговоров и примирительных процедур.
5.3.2. Разрабатывать и представлять предложения по совершенствованию нормативной правовой базы в сфере социально-трудовых отношений.
5.3.3. Добиваться заключения коллективного договора в каждой организации, которая имеет первичный профсоюзный орган, осуществлять контроль за его выполнением.
5.4. Обязательства Работодателей
5.4.1. Признавать необходимость соблюдения прав и гарантий профсоюзной деятельности, не препятствовать созданию и функционированию профсоюзов в организациях независимо от их организационно-правовой формы.
5.4.2. При наличии письменных заявлений работников вне зависимости от членства в профсоюзной организации ежемесячно и бесплатно одновременно с начислением заработной платы перечислять на счета профсоюзов членские профсоюзные взносы и денежные средства из заработной платы работников на условиях и в порядке, установленных коллективными договорами, отраслевыми соглашениями.
5.4.3. Способствовать формированию территориальных объединений работодателей во всех муниципальных образованиях области с целью более активного участия работодателей в решении социально-экономических вопросов.
5.4.4. Участвовать в работе по заключению отраслевых (межотраслевых) соглашений, коллективных договоров и обеспечивать реализацию их положений.
5.4.5. Обеспечивать условия для осуществления государственного и общественного контроля за соблюдением трудового законодательства.
5.4.6. Безвозмездно предоставлять выборным профсоюзным органам первичной профсоюзной организации необходимые условия для осуществления уставной деятельности, предусмотренные статьей 377 Трудового кодекса Российской Федерации.
5.4.7. Способствовать заключению отраслевых соглашений и коллективных договоров всеми организациями - членами регионального объединения работодателей "Союз работодателей Самарской области" и Торгово-промышленной палаты Самарской области.
II. Организация контроля за выполнением Соглашения
1. Стороны на заседаниях Самарской областной трёхсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (далее - Комиссия) совместно определяют меры по реализации обязательств настоящего Соглашения с указанием ответственных и сроков выполнения.
2. Средства, направляемые на реализацию обязательств Сторон Соглашения, предусматриваются в областном бюджете, в планах хозяйственной деятельности организаций и сметах профсоюзов соответственно.
3. Организация контроля за выполнением индивидуальных обязательств Сторон осуществляется каждой из Сторон самостоятельно в соответствии с её функциями и организационными принципами деятельности.
4. Комиссия ежегодно рассматривает ход выполнения обязательств Соглашения и принимает соответствующие решения.
5. Контроль за выполнением Правительством обязательств настоящего Соглашения, а также решений Комиссии, принимаемых во исполнение настоящего Соглашения, осуществляется секретариатом Комиссии, который ежегодно информирует о ходе выполнения обязательств и решений на заседаниях Комиссии.
6. Стороны через средства массовой информации регулярно информируют население о своей деятельности по развитию социального партнёрства, результатах работы по выполнению настоящего Соглашения.
7. В целях выполнения обязательств по настоящему Соглашению Стороны на основе взаимных консультаций осуществляют контроль за выполнением реализуемых социально значимых областных и ведомственных целевых программ, формируют соответствующие предложения, принимают необходимые решения и добиваются их реализации.
8. В целях дальнейшего развития системы социального партнерства, повышения её эффективности, непосредственного воздействия на решение социально-экономических проблем развития области Стороны обязуются проводить консультации по вопросам формирования и проведения социально-экономической политики.
III. Заключительные положения
1. Лица, виновные в нарушении или невыполнении обязательств настоящего Соглашения, непредставлении информации, необходимой для осуществления контроля за выполнением настоящего Соглашения, несут ответственность в порядке, установленном действующим законодательством.
2. Внесение изменений в настоящее Соглашение производится по взаимному соглашению Сторон. Предложения о внесении изменений рассматриваются Сторонами в 30-дневный срок со дня поступления предложений и утверждаются на очередном заседании Комиссии.
3. Текст настоящего Соглашения публикуется в средствах массовой информации.
4. Соглашение вступает в силу с 1 января 2012 года и действует по 31 декабря 2014 года.
Совершено в г. Самаре 27.02.2012 г. в четырех подлинных экземплярах, по одному экземпляру для каждой из Сторон и один для секретариата Комиссии.
Губернатор - |
В.В. Артяков |
Председатель |
П.Г. Ожередов |
Президент |
А.Н. Кирилин |
Соглашение зарегистрировано в управлении трудовых отношений департамента труда и занятости населения Самарской области (регистрационный N 9 от 29.02.2012 г.)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Основными целями данного трехстороннего соглашения является создание условий, содействующих развитию экономики, повышению ее конкурентоспособности, росту производительности труда, стабильной занятости и развитию эффективной инфраструктуры рынка труда, подготовке квалифицированной рабочей силы, безопасности рабочих мест, проведению социально-экономической политики, направленной на повышение качества жизни работников и их семей, сокращение масштабов бедности, поддержание социальной стабильности и обеспечение социальной защиты населения.
Соглашение вступает в силу с 1 января 2012 г. и действует по 31 декабря 2014 г.
Самарское областное трехстороннее соглашение между Правительством Самарской области, Федерацией профсоюзов Самарской области и региональным объединением работодателей "Союз работодателей Самарской области" о регулировании социально-трудовых отношений в 2012-2014 годах от 27 февраля 2012 г.
Настоящее Соглашение вступает в силу с 1 января 2012 г. и действует по 31 декабря 2014 г.
Текст Соглашения официально опубликован не был
Настоящее Соглашение фактически прекратило действие в связи с истечением срока действия