В целях эффективного и рационального расходования средств областного бюджета, предотвращения негативного воздействия вод на территорию Самарской области и в соответствии с Протоколом N 5 от 26 октября 2009 года заседания комиссии при Правительстве Самарской области по ведомственным целевым программам приказываю:
1. Утвердить прилагаемую ведомственную целевую программу "Расчистки русел рек в Самарской области" на 2011 - 2013 годы.
2. Признать утратившим силу приказ министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Самарской области от 30 июня 2009 года N 46 "Об утверждении ведомственной целевой программы "Расчистка русел рек в Самарской области" на 2010 - 2012 годы".
3. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на заместителя министра - руководителя департамента природопользования (Кудряшова).
4. Опубликовать настоящий приказ в средствах массовой информации.
5. Опубликовать настоящий приказ в сети Интернет.
6. Настоящий приказ вступает в законную силу с 1 января 2010.
Министр |
Д.И. Азаров |
Ведомственная целевая программа
"Расчистка русел рек в Самарской области" на 2011 - 2013 годы
(утв. приказом министерства природопользования,
лесного хозяйства и охраны окружающей среды
Самарской области
от 10 ноября 2009 г. N 121)
(далее - Ведомственная программа)
Паспорт Ведомственной программы
I. Характеристика проблемы,
решение которой осуществляется
путем реализации Ведомственной программы
Самарская область расположена в среднем течении реки Волга. Гидрографическая сеть представлена Куйбышевским и Саратовским водохранилищами, 220 малыми и средними реками и водотоками общей протяженностью 6300 км.
В результате хозяйственной деятельности и под воздействием природных и антропогенных факторов, на реках и водохранилищах на местном стоке развиваются негативные процессы, такие как:
- абразия берегов;
- заиливание и переформирование донного рельефа;
- подтопление и затопление населенных пунктов, объектов хозяйственной и иной деятельности и ценных сельскохозяйственных угодий.
Непрекращающееся строительство на спаде половодья земляных перемычек, неудовлетворительное состояние водоохранных зон и прибрежных полос приводит к заиливанию рек, что в свою очередь приводит к уменьшению глубин в реках и невозможности безопасного пропуска повышенных расходов паводковых вод. В связи с уменьшением пропускной способности в период прохождения паводков, вода выходит из русел рек, что приводит к затоплению и подтоплению промышленных предприятий, жилого фонда, объектов инфраструктуры, сельскохозяйственных угодий, в результате чего повреждаются здания и сооружения, разрушаются инженерные коммуникации с причинением значительного ущерба. Создаются чрезвычайные ситуации, угрожающие жизни и здоровью людей.
По оценкам открытого акционерного общества "Институт "Средневолгогипроводхоз", суммарный предотвращенный ущерб при реализации мероприятий программы составляет 341,849 млн. руб. При прохождении паводков 20 %-й обеспеченности затапливается и подтапливается 652 дома.
За последние десятилетия обострились экологические проблемы, обусловленные антропогенным воздействием на природные системы. Множество технических и социальных факторов приводят к количественным и качественным изменениям природных и техногенных систем, влекущих за собой изменения условий жизнедеятельности человека, как в природной среде так и в социально-экономической сфере. Многолетние наблюдения показывают, что качество воды поверхностных водных объектов в Самарской области не отвечает санитарным требованиям по химическому потреблению кислорода, а также по содержанию фенолов, взвешенных веществ, соединениям цинка, марганца, меди, железа. Учитывая, что поверхностные водные объекты являются основными источниками (60 % из общего забора воды для питьевой нужды) для водоснабжения населения питьевой водой поверхностных водных объектов имеет особое значение.
В связи с вышеизложенным, одним из приоритетных направлений политики на территории Самарской области является оздоровление санитарно-экологической обстановки на реках области. Расчистка русел (участков русел) рек области обеспечит удаление накопленных донных отложений и "живой ток" воды в реках, улучшит качество поверхностных вод.
Улучшение экологического состояния рек в Самарской области, восстановление народнохозяйственного значения и увеличение водности, уменьшение негативного воздействия паводков на прибрежные территории - важная проблема, решение которой необходимо для повышения уровня благосостояния и комфортности проживания населения и создания условий, способствующих стабильному социально-экономическому развитию Самарской области.
Все это обуславливает необходимость программного подхода к решению данной проблемы, основанного на глубокой проработке всех вопросов, определяющих динамику ее развития.
Ведомственная программа продолжит реализацию государственной политики по улучшению экологической обстановки на территории Самарской области и обеспечению благоприятных условий для жизнедеятельности населения.
II. Основные цели и задачи Ведомственной программы
Основной целью Ведомственной программы является улучшение экологического состояния, повышение и сохранение водности рек в Самарской области, обеспечение благоприятных условий для жизнедеятельности населения.
Для достижения указанной цели необходимо решение следующих задач:
Задача 1. Разработка проектно-сметной документации по расчистке русел рек в Самарской области.
Задача2. Организация работ по расчистке русел рек в Самарской области.
III. Ожидаемые результаты
реализации Ведомственной программы
и целевые индикаторы (показатели)
Результатами реализации Ведомственной программы станут:
улучшение санитарно-эпидемиологического состояния рек в Самарской области;
повышение водности рек и дебита родников, действующих на участках расчистки;
увеличение количества жилых домов, защищенных от подтопления и затопления с 52 штук в 2008 году до 652 штук в 2013 году;
увеличение в 2013 году в 12 раз по сравнению с 2008 годом количества людей, защищенных от подтопления и затопления;
рост протяженности расчищенных участков русел рек с 3.03 км в 2008 году до 23.38 км в 2013 году;
снижения риска возникновения чрезвычайных ситуаций, связанных с затоплением и подтоплением во время прохождения весеннего паводка.
Достижение цели и задач Ведомственной программы оценивается следующими целевыми индикаторами (показателями).
Индикаторами (показателями) достижения цели по улучшению экологического состояния, повышению и сохранению водности рек в Самарской области, обеспечению благоприятных условий для жизнедеятельности населения являются:
количество жилых домов, защищенных от подтопления и затопления;
количество людей, защищенных от подтопления и затопления.
В результате осуществления мероприятий Ведомственной программы от подтопления и затопления будет защищено 652 жилых дома и 1920 человек, проживающих в них.
Индикатором (показателем) выполнения задач по разработке проектно-сметной документации по расчистке русел рек в Самарской области (задача 1) является количество участков русел рек, по которым разработана проектно-сметная документация. В результате выполнения данной задачи до окончания 2013 года будет разработана проектно-сметная документация по 6 участкам русел рек.
Индикатором (показателем) выполнения задачи по организации работ по расчистке русел рек в Самарской области (задача 2) является протяженность расчищенных участков русел рек. В результате выполнения второй части задачи до окончания 2013 года будет расчищено 23.38 км русел рек.
Значения целевых индикаторов (показателей) по годам представлены в приложении 1 к Ведомственной программе.
IV. Перечень программных мероприятий
Необходимость расчистки участков русел рек определена исходя их характера и масштабности проблемы, степени наносимого ущерба населению и экономике региона, наилучшего показателя эффективности затрат.
До 2007 года работы по расчистке русел рек в Самарской области не проводились и можно отметить лишь отдельные попытки разрешить эту проблему на некоторых локальных участках рек. Чтобы снять остроту проблемы, в Ведомственную программу включены самые проблемные участки по расчистке рек, вдоль которых располагается максимальное количество жилых домов, подвергшихся затоплению, подтоплению и высокой степени риска возникновения чрезвычайных ситуаций.
Ведомственной программой предусматриваются мероприятия по следующим направлениям:
разработка проектно-сметной документации по расчистке рек по 6 участкам;
организация работ по расчистке русел рек на 7 участках общей протяженностью 23.38 км;
При подготовке Ведомственной программы учтены предложения отдела водных ресурсов по Самарской области Нижне-Волжского бассейна водного управления. Необходимость расчистки каждого участка рек подтверждается актами Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Самарской области о предполагаемом затоплении и подтоплении весенним паводками.
Перечень программных мероприятий представлен в приложении 2 к Ведомственной программе.
V. Описание социальных, экономических и экологических
последствий реализации Ведомственной программы
Экономический эффект будет достигнут за счет:
уменьшения затопления и подтопления промышленных предприятий, жилого фонда, объектов инфраструктуры, сельскохозяйственных угодий.
Экологическая эффективность при расчистке русел рек не может быть дана в денежном выражении и оценивается лишь качественно, а именно:
устраняться причины, вызывающие зарастание русел, водные акватории станут чистыми от зарослей воднолюбивых растений;
улучшится гидрохимия реки. Степень такого улучшения на разных объектах будет разная в зависимости от существующей загрязненности воды и донных отложений;
произойдет улучшение санитарно-эпидемиологического состояния рек в связи с удалением загрязнения донных отложений и созданием условий для развития автохтонной микрофлоры и активизации процессов бактериального самоочищения;
повысится водность рек и дебит действующих родников на участках расчистки.
Социальным последствием реализации программы станет рост рекреационного потенциала рек, так как восстановиться эстетическая ценность ландшафтов речных долин, возрастет пригодность русел для осуществления рекреационных потребностей населения.
VI. Методика оценки эффективности реализации
Ведомственной программы
Оценка эффективности реализации Ведомственной программы осуществляется по следующему показателю:
Затраты на расчистку 1 км русел рек в Самарской области (З) рассчитываются по формуле:
З = V / L,
где V - объем расходов на выполнение мероприятий Ведомственной программы за, отчетный год,
L - протяженность расчищенных русел рек.
Значения показателя эффективности реализации Ведомственной программы:
Наименование показателя эффективности |
Единица измерения |
Период реализации программы |
||
2011 |
2012 |
2013 |
||
З |
тыс. руб./1 км |
19375 |
19048 |
14692 |
VII. Обоснование потребностей в необходимых ресурсах
Реализация Ведомственной программы осуществляется за счет средств областного бюджета. Общий объем финансирования мероприятий Ведомственной программы в 2011-2013 годах составит 255 153 тысяч рублей, в том числе:
в 2011 году - 12 400 тыс. рублей;
в 2012 году - 4 000 тыс. рублей;
в 2013 году - 238 753 тыс. рублей.
Финансирование мероприятий Ведомственной программы из областного бюджета будет осуществляться в виде ассигнований на закупку товаров, работ и услуг для государственных нужд в целях оказания государственных услуг физическим и юридическим лицам.
VIII. Механизм управления реализацией Ведомственной программы
Исполнителем Ведомственной программы является министерство природопользования, лесного хозяйства и охраны окружающей среды Самарской области.
Реализация Ведомственной программы осуществляется на основе государственных контрактов (договоров), заключаемых с исполнителями программных мероприятий, определенных в порядке, предусмотренного Федеральным законом "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, услуг для государственных и муниципальных нужд".
Министерство природопользования, лесного хозяйства и охраны окружающей среды Самарской области:
ежегодно до 1 февраля года, следующего за отчетным, подготавливает информацию о ходе реализации Ведомственной программы за отчетный год, включая оценку значений целевых индикаторов (показателей), а также показателей эффективности реализации Ведомственной программы, рассчитанных в соответствии с методикой оценки эффективности реализации Ведомственной программы, и направляет ее на заключение в министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области и министерство управления финансами Самарской области;
ежегодно в срок до 1 марта года, следующего за отчетным, представляет в комиссию при Правительстве Самарской области по ведомственным целевым программам информацию о реализации Ведомственной целевой за отчетный год с приложением заключений министерства экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области и министерства управления финансами Самарской области для рассмотрения на заседании вышеуказанной комиссии.
Приложение 1
к Ведомственной целевой программе
"Расчистка русел рек в
Самарской области"
на 2011-2013 годы
Перечень
Целевых индикаторов (показателей) ведомственной
целевой программы "Расчистка русел рек в Самарской области"
на 2011-2013 годы
Наименование цели, задачи и целевого индикатора (показателя) |
Единица измерения |
Значение целевого индикатора (показателя) |
|||||
2008 (факт) |
2009 (оценка) |
2010 (прогноз) |
Плановый период (прогноз) |
||||
2011 год |
2012 год |
2013 год |
|||||
Цель: Улучшение экологического состояния, повышение и сохранение водности рек в Самарской области, обеспечение благоприятных условий для жизнедеятельности населения |
|
|
|
|
|
|
|
Количество жилых домов, защищенных от подтопления и затопления |
шт. |
52 |
71 |
71 |
91 |
98 |
652 |
Количество людей, защищенных от подтопления и затопления |
человек |
161 |
222 |
222 |
440 |
512 |
1920 |
Задача 1. Разработка проектно-сметной документации по расчистке русел рек в Самарской области |
|
|
|
|
|
|
|
Количество участков русел рек, по которым разработана проектно-сметная документация |
шт. |
10 |
0 |
0 |
0 |
0 |
6 |
Задача 2. Организация работ по расчистке русел рек в Самарской области |
|
|
|
|
|
|
|
Протяженность расчищенных участков русел рек |
км |
3,03 |
6,28 |
6,28 |
6,92 |
7,13 |
23,3 |
Приложение 2
к Ведомственной целевой программе
"Расчистка русел рек в
Самарской области"
на 2011-2013 годы
Перечень
мероприятий ведомственной целевой программы
"Расчистка русел рек в Самарской области"
на 2011-2013 годы
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Министерства природопользования, лесного хозяйства и охраны окружающей среды Самарской области от 10 ноября 2009 г. N 121 "Об утверждении ведомственной целевой программы "Расчистка поверхностных водных объектов в Самарской области" на 2011 - 2013 годы"
Настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2010 г.
Текст приказа опубликован в газете "Волжская коммуна" от 1 декабря 2009 г. N 444
Приказом Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области от 21 декабря 2012 г. N 350 настоящий приказ признан утратившим силу с 1 января 2013 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Приказ Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области от 14 августа 2012 г. N 211
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного приказа
Приказ Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области от 10 апреля 2012 г. N 81
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного приказа
Приказ Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области от 11 ноября 2011 г. N 354
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного приказа
Приказ Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области от 7 сентября 2011 г. N 280
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного приказа
Приказ Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области от 26 июля 2011 г. N 220
Приказ Министерства природопользования, лесного хозяйства и охраны окружающей среды Самарской области от 18 ноября 2010 г. N 367